в чем достигается единство транспортной системы страны
В чем достигается единство транспортной системы страны
В рыночной экономике наряду с понятием транспортного комплекса существуют понятия транспортной системы и Единой транспортной системы страны.
Транспортный комплекс является межотраслевым комплексом, тогда как транспортная система представляет собой технологическое единство транспортных составляющих внутри отдельно взятой отрасли транспорта.
В отличие от транспортного комплекса транспортная система включает: транспортную сеть всех видов транспорта, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и систему управления всеми видами транспорта.
Основой любой транспортной системы являются транспортные пути, на которые, как на пирамидку нанизываются все ее элементы. В идеале в транспортной системе сначала должен возникнуть транспортный путь, и только потом подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и система ее управления. Но не все отрасли транспорта следуют этим классическим путем. Например, автомобильный транспорт нашей страны имеет в основе «своей пирамидки» не транспортные пути, а подвижной состав, за развитием которого не успевает строительство автодорог. И в этом отставании кроется главная проблема развития автомобильного транспорта в современный период.
Каждый вид транспорта на территории страны имеет свою транспортную сеть. Если все эти сети будут иметь места пересечения друг с другом и работа этих сетей будет согласована по объему, месту и времени перевалки грузов (и пересадки пассажиров), то в этом случае возникает Единая транспортная система (ЕТС) страны.
В ЕТС работа нескольких видов транспорта организуется таким образом, чтобы все виды транспорта действовали как единый механизм.
Важнейшим условием существования Единой транспортной системы является, таким образом, взаимодействие всех видов транспорта, их кооперирование.
Таким образом, Единая транспортная система – это совокупность эффективно взаимодействующих видов транспорта.
Единая транспортная система имеет четыре основных свойства: 1)целостность, 2)иерархичность, 3)синтез видов транспорта, 4)взаимозаменяемость.
Целостность проявляется в невозможности существования каждой отрасли без остальных отраслей транспорта, так как отдельный вид транспорта чаще всего не может самостоятельно переместить грузы по схеме «от двери до двери». Такое перемещение возможно лишь с участием 2-х или даже нескольких видов транспорта (исключение составляет лишь автомобильный транспорт).
Иерархичность – означает, что каждый вид транспорта имеет в ЕТС свой ранг, свое место, свою как бы «ступеньку». В рыночной экономике это называют «рыночной нишей» каждого вида транспорта.
Например, морской транспорт лучше всего подходит для перевозки грузов и пассажиров между материками; железнодорожный транспорт может осуществлять дальние перевозки внутри материков, иногда даже от одного до другого океана; авиационный транспорт предназначен для срочных грузов (цветов, живой рыбы, срочных документов), а речной – для дешевой доставки грузов, не требующих большой срочности (гравий, песок, глина и др. строительные материалы); автомобильный транспорт более всего подходит для транспортировки пассажиров, а трубопроводный для транспортировки нефтегазовых ресурсов.
Синтез проявляется, например, в существовании таких транспортных средств, как морские железнодорожные и автомобильные паромы, суда смежного типа «река-море» и т.д. В них отдельные виды транспорта как бы сливаются, то есть синтезируются в едином транспортном средстве: железнодорожный и морской в железнодорожных паромах, речной и морской в судах смежного типа «река-море».
Взаимозаменяемость различных видов транспорта означает, что очень часто один и тот же груз можно доставить грузополучателю разными видами транспорта. От того, какой именно транспорт выберет грузоотправитель, зависит благополучие и финансовая стабильность вида транспорта.
В рыночной экономике это приводит к конкурентной борьбе, которая ведется отдельными отраслями транспорта за расширение своей «рыночной ниши», а значит и за увеличение количества отправленных грузов и пассажиров.
Конспект лекций по предмету «Государственный контроль на транспорте». 1 лекция.
Государственный контроль на транспорте
Основы транспортной системы России. Введение.
Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.
Чаще всего она рассматривается как целостная отрасль национальной экономики, в состав которой входят:
— транспортная сеть всех видов транспорта общего и необщего пользования;
— подвижные транспортные средства;
— трудовые ресурсы транспорта;
— система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления.
Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки не были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом.
В отличие от транспорта общего пользования, транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными или технологическими. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом.
В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:
— универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный;
— внутренний (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);
— круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и т.д.) и сезонный (внутренний водный).
Рисунок. Структурная схема транспортной системы
Сущность и концепция развития единства транспортной системы в условиях рынка.
ЕТС – понятие, подчеркивающее социально-экономическое единство всех видов транспорта.
Сущность развития единства транспортной системы заключается во взаимодействии различных видов транспорта при выполнении перевозок. В условиях рынка для транспортных фирм необходимо создание и планирование единой технологии транспортировки, т.е. перевести конкуренцию между видами транспорта в область взаимодополняемости.
В современных условиях для транспорта главное – соблюдение требований заказчика по своевременности («точно в срок»), объему и качеству транспортировки грузов и безопасная в срок доставка пассажиров. Это достигается внедрением логистического подхода, позволяющего оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединять их в единую систему.
Показатели работы транспортной системы РФ.
Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость, учитывает технико-экономические и другие особенности.
Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Условно их можно разделить на следующие группы:
— показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы (грузо- и пассажирооборот, объем перевозок грузов и пассажиров, приведенный грузооборот, объем отправления, объем прибытия);
— показатели эксплуатационной работы (средняя грузонапряженность, средняя дальность перевозок, скорость доставки грузов, использование грузоподъемности подвижного состава и время его оборота, среднесуточный пробег);
Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе.
Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающий основные отрасли национальной экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство, а также связь, энергетику, систему МТС.
Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, являясь обязательным условием общественного производства. Он также активно воздействует на весь процесс расширения производства, на формирование и потребление запасов продукции.
При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли национальной экономики, регионы страны, служит общим условием развития и функционирования, играет важную роль в размещении производительных сил.
Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для реализации. Только в этом случае образуется система: Д-Т-Д, на которой строится любая экономика.
Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. Он является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью.
В докладе о результатах работы и основных направлениях деятельности Министерства транспорта РФ определены следующие приоритетные цели деятельности министерства:
1) развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
2) повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
3) повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала страны;
4) повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
5) улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.
Основы транспортной системы России. Введение.
(для самостоятельного изучения)
Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.
Чаще всего она рассматривается как целостная отрасль национальной экономики, в состав которой входят:
— транспортная сеть всех видов транспорта общего и необщего пользования;
— подвижные транспортные средства;
— трудовые ресурсы транспорта;
— система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления. Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки не были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом.
В отличие от транспорта общего пользования, транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными или технологическими. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом.
Автомобильные или железные дороги (как правило, небольшой длины), принадлежащие тому или иному транспортному предприятию, называются подъездными. В транспортной системе страны имеется густая сеть таких дорог. Суммарная протяженность железнодорожных подъездных путей превышает протяженность железных дорог общего пользования. Более половины судов речного флота (в основном небольшой грузоподъемности и мощности) принадлежат различным ведомствам (предприятиям нефтяной и газовой промышленности, лесного, коммунально-бытового хозяйства и т.п.) В отличие от транспорта общего пользования, промышленный транспорт представлен также специальными транспортными средствами, такими как канатные и подвесные дороги, пневмотранспорт и др.
Кроме деления на транспорт общего и необщего пользования, в некоторых случаях подразделяют транспорт на магистральный и немагистральный. С одной стороны, магистральный – синоним транспорта общего пользования, а немагистральный – необщего (например, промышленный транспорт – это транспорт немагистральный). С другой стороны, термин «магистральный транспорт» применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона. В этом случае небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.
Структура транспортной системы РФ.
Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования.
В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:
— универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный;
— внутренний (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);
— круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и т.д.) и сезонный (внутренний водный).
Сущность и концепция развития единства транспортной системы в условиях рынка.
ЕТС – понятие, подчеркивающее социально-экономическое единство всех видов транспорта.
Сущность развития единства транспортной системы заключается во взаимодействии различных видов транспорта при выполнении перевозок. В условиях рынка для транспортных фирм необходимо создание и планирование единой технологии транспортировки, т.е. перевести конкуренцию между видами транспорта в область взаимодополняемости. Дальнейшее развитие единства транспортной системы идет по пути совершенствования подвижного состава и создания возможности его работы на разных видах транспорта. Это направление может быть отнесено к интермодальному (от лат. inter – между и modal – касающийся формы).
В современных условиях для транспорта главное – соблюдение требований заказчика по своевременности («точно в срок»), объему и качеству транспортировки грузов и безопасная в срок доставка пассажиров. Это достигается внедрением логистического подхода, позволяющего оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединять их в единую систему.
Показатели работы транспортной системы РФ.
Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость, учитывает технико-экономические и другие особенности.
Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Условно их можно разделить на следующие группы:
— показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы (грузо- и пассажирооборот, объем перевозок грузов и пассажиров, приведенный грузооборот, объем отправления, объем прибытия);
— показатели эксплуатационной работы (средняя грузонапряженность, средняя дальность перевозок, скорость доставки грузов, использование грузоподъемности подвижного состава и время его оборота, среднесуточный пробег);
Место транспорта в экономике России и мировой транспортной системе.
Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающий основные отрасли национальной экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство, а также связь, энергетику, систему МТС.
Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, являясь обязательным условием общественного производства. Он также активно воздействует на весь процесс расширения производства, на формирование и потребление запасов продукции.
При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли национальной экономики, регионы страны, служит общим условием развития и функционирования, играет важную роль в размещении производительных сил.
Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для реализации. Только в этом случае образуется система: Д-Т-Д, на которой строится любая экономика.
Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. Он является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью.
С другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно. Отсюда невозможен и сам рынок. Транспорт оказывает существенное влияние на экономический рост страны, расширение торговли, повышение уровня жизни ее граждан. Отсюда состояние транспорта – один из показателей уровня развития страны. Транспорт является достаточно трудоемкой отраслью, в которой трудится более % работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребляет порядка 60% нефтепродуктов, 20% стали, 80% свинца, 40% лакокрасочных изделий, т.е. около 30 млн. т различных грузов – на всех видах транспорта.
Значение транспорта возрастает на современном этапе развития рыночных отношений в результате роста городов, развивающейся экономики, когда особо остро ставится вопрос о соблюдении сроков доставки груза, а также пассажиров в целях экономии времени. Недооценка роли транспорта приводит к отставанию отдельных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства.
Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в результате чего считается одной из важнейших отраслей национальной экономики. Транспорт – стратегически важный комплекс, в значительной степени определяющий мощь государства, т.к. обеспечивает нужды общества в перевозке своих объектов: грузов и пассажиров.
Структуру транспортной сети России составляют наземные, водные и воздушные пути (линии) сообщения, протяженность которых составляет, тыс. км:
В докладе о результатах работы и основных направлениях деятельности Министерства транспорта РФ определены следующие приоритетные цели деятельности министерства:
1) развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
2) повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
3) повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала страны;
4) повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
5) улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.
Достижение первой стратегической цели Минтранса предусматривается путем выполнения следующих тактических задач: повышение качества федеральных автомобильных дорог, в первую очередь, за счет приведения всей сети федеральных автодорог в нормативное состояние; рост технической оснащенности инфраструктуры в приоритетных аэропортах, повышение качественных характеристик и надежности внутренних водных путей; развитие железнодорожной инфраструктуры по объектам, для которых требуется бюджетное участие; развитие спутниковых навигационных систем в интересах транспорта.
Вторая стратегическая цель министерства включает задачи, направленные на решение социальных проблем, связанных с транспортной доступностью. К их числу относятся, прежде всего, перевозки пассажиров в районах Крайнего Севера и перевозки пассажиров из Калининградской области на основную территорию России, организация круглогодичного доступа для населения к единой сети автодорог, восстановление объектов транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства Чеченской Республики, содействие развитию метрополитенов в РФ.
Достижение третьей стратегической цели Минтранса планируется за счет решения следующих тактических задач: улучшение состояния автодорог в составе международных транспортных коридоров, привлечение российских внешнеторговых грузов в российские порты, увеличение парка морских обслуживающих судов, а также реализация проектов развития экспортной инфраструктуры, включая железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты, комплексы логистической инфраструктуры, пункты пропуска через государственную границу.
В рамках четвертой цели Минтранс поставил задачи по обеспечению антитеррористической защищенности объектов транспорта, повышению безопасности мореплавания, снижению количества дорожно-транспортных происшествий, обеспечению деятельности аварийно-спасательных служб, находящихся в ведении министерства, улучшению профессиональной подготовки и медицинского обслуживания персонала, особенно летных кадров, созданию и обновлению геодезических и картографических материалов.
На решение пятой стратегической цели министерства направлены задачи по созданию условий для обновления парка транспортных средств, подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе, подготовки к реализации ряда проектов строительства платных дорог.
Сущность концепции единства транспортной системы
Единая транспортная система – это комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга. Она включает в совокупности материально-техническую базу всех видов транспорта, их технические средства, мощности, пропускную способность, совместимость и дополняемость технологий. Понятие ЕТС подчеркивает социально-экономическое единство всех видов транспорта. Материальная основа – сеть путей сообщения, технические средства и служба перевозок.
Формирование и функционирование ЕТ страны, являющиеся государственной собственностью, требуют создания экономических, технических, технологических, организационных и правовых основ, которые должны обеспечить:
· координированную деятельность всех видов транспорта по изучению и удовлетворению потребностей народного хозяйства страны;
· комплексный подход к планированию перевозок и рациональному распределению объемов перевозок между различными видами транспорта, обеспечивающему народнохозяйственный эффект в целом;
· комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев на основе использования прогрессивных технологий перевозки грузов в период всего процесса независимо от того, сколько видов транспорта задействовано при этом;
· определение сфер эффективного использования конкретных видов транспорта в зависимости от рода груза и специфических условий его транспортирования;
· широкое использование экономико-математических методов и ЭВМ для управления транспортною отраслью, выбора рациональных путей грузопотоков и схем перевозок;
· внедрение современных технологий и организационных форм взаимодействия различных видов транспорта на всем пути движения грузов от мест производства до мест потребления;
· унификацию и широкое внедрение прогрессивных технических средств, способов перевозок и переработки грузов на всем пути товародвижения: контейнеров, поддонов, пакетирования грузов, наборов механизмов и средств механизации позволяющих обрабатывать грузы без расформирования грузовых мест; обеспечение четкого взаимодействия различных видов транспорта при переходе грузов с одного вида на другой в транспортных узлах;
· согласование развитие пропускной и провозной способности, транспортной системы для создания условий непрерывной перевозочного процесса;
· разработку на единой экономической основе тарифной системы, обеспечивающий экономическую привлекательность всех видов транспорта с целью максимального использования их возможностей;
· формирование унифицированных условий и правил перевозок грузов, выработку единого кодека транспорта страны.