в чем должна выражаться психологическая культура учителя
Педагогическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как эрудиция, интеллигентность, высокая нравственность.
Преподаватель всегда на виду у своей аудитории, для обучаемых он служит авторитетом, его поведение часто принимают за образец. Для того чтобы воздействовать на студентов, преподавателю необходимо много работать над собой. Настоящий педагог предан своему делу, стремится передать свои знания обучаемым на высоком уровне, привить им научное мировоззрение, воспитать любовь к своей профессии, учебному заведению, Отечеству, государственным и национальным идеалам. При этом он проявляет доброжелательность, заинтересованность в каждом обучающемся.
В основе педагогической культуры лежит общечеловеческая культура, основными показателями которой являются: мировоззрение человека, уровень его образования, отношение к труду, общая воспитанность, круг интересов и запросов, нормы повседневного поведения.
Преподавателю с высокой культурой присущи такие качества, как последовательность, вдумчивый анализ поведения и поступков, готовность мысленно поставить себя на место подопечного и оказать ему помощь, глубокая вера в каждого ученика. Формируя вокруг себя здоровый микроклимат, являясь центром притяжения для других людей, он может управлять запросами, чувствами и настроением каждого обучаемого в отдельности.
Педагогическая культура преподавателя синтезирует различные элементы умственной и практической деятельности. В ней можно выделить мировоззренческую, нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую и физическую стороны. Понимание социальной значимости педагогического труда заставляет преподавателя постоянно работать над собой, повышать свой профессиональный уровень.
Ведущими нравственными критериями педагогической культуры являются честность, принципиальность, любовь к людям, самоотдача, тактичность и др. Призвание преподавателя к педагогической деятельности проявляется в отношении к личности, к профессиональным обязанностям. Педагогическая культура преподавателя начинается с высокой индивидуальной культуры, которая проявляется в его профессиональном мастерстве, обширных знаниях, цельности и гармоничности личности, педагогическом такте, умении завоевать доверие студентов, овладеть их помыслами, привлечь их на свою сторону как единомышленников.
Успешность формирования педагогической культуры преподавателя связана с наличием у него определенных личностных качеств. Это связано с тем, что:
— для эффективного воздействия на студентов нужно быть искренне заинтересованным в их судьбах, уважать чувство человеческого достоинства, проявлять наблюдательность, психологическую прозорливость, стараться понять их душевное состояние, раскрыть индивидуальные особенности личности;
— для принятия оптимальных решений в каждой конкретной педагогической ситуации, необходимо обладать уверенностью в своих психолого-педагогических знаниях и не допускать резких эмоций.
Соблюдение меры в процессе взаимодействия с обучающимися является важным показателем культуры преподавателя, проявлением педагогического такта.
С точки зрения психологии, педагогический такт – это проявление чувства меры, выбор наилучшей формы и содержания педагогических воздействий в процессе учебно-воспитательной деятельности. Он основан на выдержке и уравновешенности, внимательности и высокой требовательности, уважении к студентам со стороны преподавателя.
Педагогический такт преподавателя выражается в требовательности без грубости и мелочной придирчивости, влиянии на обучаемых в форме убеждений и предупреждений. Необходимо уметь отдавать распоряжения или выражать, просьбы без упрашивания, но и без высокомерия; внимательно слушать собеседника, не показывая своего превосходства; к его высказываниям, независимо от их правильности и грамотности, подходить серьезно. Уравновешенность, самообладание и деловой тон общения без холодности и раздражительности способствуют взаимопониманию и являются показателями культуры преподавателя.
Одним из проявлений культуры преподавателя является культура речи.
Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Важен не только смысл слов, но и тон, в каком они сказаны. Иногда тон значит больше, чем содержание. При общении особую роль играют громкость произношения слов, звонкость голоса.
Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е. А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством. Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.
Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. При этом информация передается как вербальными (речевыми), так и невербальными средствами. Речевое общение – это общение посредством слова.
А. С. Макаренко считал, что педагогом – мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы с 15 – 20 интонационными оттенками.
Вербальная культура общения педагога.
Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизи тельно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного мате риала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя.
Исходным моментом любого действия является речевая ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, побеседовать с друзьями и т.д. В реализации речевого действия учёные выделяют следующие фазы:
1. Подготовка высказывания. Началом речевого акта является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У подготовленного человека, с быстрой реакцией на обстоятельства, эти подготовительные действия протекают очень быстро на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.
2. Структурирование высказывания. Особенностью данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматически оформленные.
3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.
Речь должна быть не только грамотной и выразительной, но и должна обладать силой необходимого звучания.
Помимо этих качеств надо обратить внимания на такие детали: правильность речи; ясность речи; точность речи; чистота речи; выразительность речи; богатство речи; уместность речи, эмоциональность речи.
От уровня коммуникативной культуры педагога зависит возможность ученика адаптироваться в учебном процессе, в обществе; способность уменьшить влияние отрицательных факторов на его эмоциональное состояние, самосознание.
Невербальная культура общения педагога.
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояния ми и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербаль ные средства общения.
Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуе мые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расши ряет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях. Учащиеся говорят про педа гога: «Она нас любит», или «Она нас не любит». На вопрос: «Почему вы так думаете?» можно услышать ответ: «Так видно же по лицу».
Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).
Лицо является главным источником информации о психологических со стояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.
Стили педагогического общения.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология позиций учителей, предложенная М. Таленом.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учеников. Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать обучающимся культуру общения. Педагогу нужны как знание их психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций современной молодежи. Особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.
Статья на тему: «Психологическая культура педагога как залог здоровья ученика»
Статья на тему: «Психологическая культура педагога как залог здоровья ученика»
педагога-психолога МБОУ СОШ №3 имени С.В. Дубинского
станицы Березанской муниципального образования
Одной из основных характеристик такой личности должна быть психологическая культура, как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми, способность противостоять внешнему давлению, способность подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках; самоконтроль, выдержку, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов.
Ведь культура – это созданные многими поколениями людей способы жизни, которые делают жизнь более красивой, доброй и достойной. И особое место, конечно же, здесь принадлежит психологической культуре, а именно умению жить с позитивным взглядом на мир, конструктивно решать проблемы, быть ответственным, мудро относиться к сложным ситуациям, думать о целесообразности своих действий.
Психологическая культура –это развитость таких качеств и умений, как:
В профессиональной деятельности педагога психологическая культура играет ведущую роль, так как труд учителя основан на возможности его личности к адекватному взаимодействию с окружающими, и, именно, в ходе целенаправленных внешних взаимодействий педагога на учеников происходит процесс воспитания, обучения и развития.
Рассматривая структуру психологической культуры педагога, мы остановимся на классическом сочетании когнитивного, аффективного, мотивационного и поведенческого компонентов. Наполнение этих компонентов следующее:
— когнитивный компонент – это комплекс психологических знаний (важно знание возрастной психологии), самопознание, понимание других людей;
— аффективный компонент включает эмоциональную лабильность и эмоциональную устойчивость;
— мотивационный компонент включает систему ценностных ориентаций, направленность личности (прежде всего направленность на личность ученика);
— поведенческий компонент – это коммуникативные умения, способности к саморегуляции.
Одним из основных направлений развития новой школы, как подчеркивается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является сохранение здоровья психического и физического здоровья ученика наряду с развитием его личности. Большая роль в этом принадлежит учителю, его психологической культуре.
Эмоциональная готовность педагогов принять новую парадигму образования является недостаточной. Интуиция, которой, несомненно, обладают многие учителя, является важным, но недостаточным условием организации педагогического процесса на гуманистических началах. Иногда это влечет за собой срывы в попустительство или возврат в авторитаризм, дискредитирует саму идею гуманизации образования.
Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, условий среды и природных задатков, но и от уровня психологической культуры его наставника.
Практика индивидуального обучения, как замечается в Национальной образовательной инициативе, с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. А индивидуализация, как известно, предполагает наличие высокого уровня психологической культуры учителя.
Подлинная психологическая культура педагога предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющихся в отношении к самому себе и к обучающимся. Она является результатом постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира. Именно поэтому важнейшим качеством, характеризующим профессионально успешного педагога в современном обществе, является наличие у него толерантного сознания, основанного на общей толерантности личности. Толерантность, лежащая в основе психологической культуры учителя, явится важным условием для оптимизации образовательного пространства.
Толерантное сознание преподавателя лежит в основе такого поведения, которое ориентировано на личностную модель взаимодействия собучающимися, что создает условия для более комфортного обучения и личностного развития детей. Оно предполагает отсутствие у педагога стереотипов в отношении учеников, наличие которых сильно затрудняет образовательный процесс. Толерантные взаимоотношения между ребенком и взрослым подразумевают готовность к сотрудничеству и взаимодействию, что обеспечивает повышение уровня и качества образования, сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Учителя, имеющие толерантные установки в поведении, ориентированные на личностную модель взаимодействия, допускают наличие определенного уровня субъективной свободы для детей. Это становится возможным за счет выработки собственной независимой позиции, которая сопровождается возложением на себя ответственности. Такие педагоги более уверены в себе, у них складывается позитивная «Я-концепция» личности, что выступает условием позитивной
открытости, сформированной позиции ненасилия и доброжелательности по отношению к детям, способствует формированию толерантного сознания у школьников.
Исследования показывают, что учителя, относящиеся к детям с позиции сотрудничества, более эффективны в образовательном и воспитательном процессе. На их занятиях школьникам более интересно, учеников привлекают различные этапы урока, оценка знаний воспринимается детьми как справедливая, заниматься им на уроках легче. Домашняя работа вызывает положительные эмоции, у обучающихся появляется желание получить дополнительное задание для более глубокого изучения темы. Ребята воспринимают такого учителя как личность, перенимают у него положительные качества.
Одним из типичных проявлений отсутствия у педагога толерантных установок в отношении с окружающими является авторитарность, ориентированность на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, ограничивающую свободу обучающихся, затрудняющую их личностное развитие. Такой подход проявляется в нежелании аргументировать свое поведение, вникать в аргументы других, в неспособности к самоанализу, в зависимости от чужого мнения, закрытости и негативном отношении к детям и собственной личности, скрываемой от других неуверенности, наличии психологических защит. Компенсируется это представлениями о себе как об ответственно-великодушной личности.
В основе поведения, ориентированного на дисциплинарную модель лежит в той или иной мере сформировавшаяся позиция принуждения, которая ведет к возникновению у школьников агрессии, негативизма, непринятия и нетерпимости к другим, проявляющиеся как в отношении взрослых, так и со сверстниками. Отсутствие толерантных отношений между учителем и учеником приводит к росту эмоционального напряжения, неуверенности, тревожности, что отрицательно сказывается на их психологическом здоровье, снижает эффективность образовательной деятельности.
Если внешним авторитарным воздействиям ребенок может оказать сопротивление (например, замкнуться, отказать во внимании и т. п.), то подавление внутренней сферы, равнодушное или циничное проникновение в его тонко организованный внутренний мир может больно ранить его, способствовать потере доверия к взрослому, вызвать всевозможные защиты, т. е. законы внутреннего развития могут проявиться непредсказуемым образом.
Обследование обучающихся с использованием «Теста школьной тревожности» Филипса, показывает, что повышенный уровень тревожности чаще всего проявляется по шкалам: страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, страх несоответствия ожиданиям окружающих, страхи в отношениях с учителями. Причем кривая тревожности мало, чем отличается у школьников разного возраста.
Выявленные у обучающихся проявления страха связаны, в основном, с их взаимоотношениями со взрослыми, в первую очередь, с учителями. Анализ оценки учителями степени выраженности личностных качеств у учеников показал, что она значительно занижена в 54% случаев, при оценивании этих же качеств одноклассниками она оказалась занижена лишь в 11% случаев. Низкий уровень принятия школьника учителем приводит к фрустрации его потребности в достижении успеха, что в значительной мере способно оказать влияние на уровень самоотношения.
Для того чтобы толерантность стала важным компонентом жизненной позиции личности, необходимо создание толерантного развивающего пространства. Воспитать толерантного ученика может только учитель, сам обладающий толерантным сознанием. В этом процессе взрослый как более опытный, должен быть более эффективным, носителем установок на толерантность, обеспечивающих сохранение психологического здоровья обучающихся. Они не должны навязываться ученику, их становление должно происходить в процессе совершенствования в нем элементов заботы, помощи и поддержки как будущих поведенческих норм.
Для профессионального и личностного роста педагогов необходима программа повышения их психологической культуры, направленная на развитии толерантного сознания. Целью программы является укоренение в образовательном пространстве духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества. К основным задачам можно отнести: получение и осмысление знаний о толерантном педагогическом общении; развитие ценностного отношения учителей к толерантности как образу жизни и мышления; развитие у педагогов эмпатии, принятия мыслей, чувств и поведения других людей, умения признавать право другого быть непохожим на нас, понимать ценность чувств другого человека, необходимость бережного отношения к ним.
Создание толерантной образовательной среды будет способствовать обновлению содержания образования, его гуманизации. Подход к ученику, основанный на толерантности, сотрудничестве, обеспечит не только полноценное развитие детей, но и глубокое усвоение знаний, а также позволит личностно расти как ученикам, так и учителям.
Вечно изобретать, пробовать,
совершенствоваться и совершенствоваться –
Доклад на тему «Психологическая культура учителя»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Красноярская средняя школа
Котельниковского муниципального района Волгоградской области
«Психологическая культура учителя»
Перепелицина Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Красноярской СШ, соискатель I квалификационной категории
Профессиональное выгорание педагогов
Синдром выгорания как следствие профессиональных стрессов впервые стал изучаться в зарубежной психологии. Этот термин используется психологами для обозначения переживания человеком состояния физического, психического и эмоционального истощения, вызванного длительной включенностью в напряженные и личностно значимые ситуации в процессе профессиональной деятельности. В результате у многих развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса (истощение).
эмоционального и / или физического истощения, которое проявляется в чувстве опустошенности, перенапряжении, исчерпанности эмоциональных ресурсов. Для него характерно ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы;
деперсонализации или дегуманизации межличностных отношений, связанной с преобладанием негативного, циничного отношения к другим людям. Преобладающие негативные установки могут иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем плохо сдерживаемом раздражении, которое со временем трансформируется в конфликтные ситуации;
редуцирования персональных достижений, выраженном в снижении чувства компетентности в своей работе, уменьшении ценности работы, негативном самовосприятии в профессиональном плане.
Анализ факторов развития профессионального выгорания позволяет определить его суть как следствие взаимодействия организационных явлений среды и индивидуальных характеристик личности. Выделим группы факторов развития синдрома выгорания педагогов.
К личностным факторам относятся:
склонность к интроверсии;
низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
жесткость и авторитарность по отношению к другим;
хроническое переживание одиночества;
низкая коммуникативная компетентность;
неконструктивные модели преодолевающего поведения;
высокая ситуационная и личностная тревожность;
низкие рефлексивные способности.
Исследования показывают, что на развитие выгорания существенно влияют профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников не согласованы, но при этом присутствует конкуренция. Таким образом, сюда относят ролевые (статусные) факторы:
неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом;
низкий социальный статус;
негативные тендерные установки;
неравенство отношений в организации.
На развитие профессионального выгорания влияет многочасовая работа, однако не любая, а неопределенная, когда наблюдается нечеткость функциональных обязанностей, отсутствует должная оценка. При этом негативно сказывается такой стиль управления, при котором руководитель не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности. К таким организационным факторам относятся:
• степень административной поддержки;
• отсутствие свободы планирования работы;
жесткий контроль, мешающий инициативе и творчеству;
отстраненность от принятия решений, отсутствие необходимой «обратной связи» от руководства.
Психологическое сопровождение образовательной сред ы педагогов
В психологическом сопровождении условно можно выделить два уровня: адаптивный и личностно ориентированный.
Ключевое содержание деятельности психолога на адаптивном уровне включает в себя выявление факторов дезадаптации и информирование участников образовательного процесса о возможных последствиях влияния неблагоприятных факторов на профессиональную деятельность.
Главными задачами психолога на личностно ориентированном уровне являются:
формирование психологической культуры в решении проблем профессиональной деятельности;
развитие рефлексивных умений;
проектирование образовательного процесса с опорой на личностные ресурсы педагогов.
Существуют варианты личностно ориентированных психологических сопровождений на примере реализации разработанных образовательных программ по профилактике профессионального выгорания личности.
освоение навыков эффективного поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях;
изучение приемов рационального мышления;
применение копинг-стратегий* в профилактике синдрома выгорания;
• развитие психологических ресурсов личности.
В русле реализации программ с педагогами проводится диагностика индивидуальных стратегий совладания со стрессом. На этапе обсуждения причин выгорания педагогами осуществляется рефлексия своих личностных ресурсов, индивидуальных стратегий поведения, установок, используемых в психотравмирующих ситуациях профессиональной среды.
Стратегии совладения со стрессом
Стратегии совладения со стрессом делятся на 3 подгруппы:
Они дифференцируются на продуктивные, которые помогают быстро и успешно совладать со стрессом; относительно продуктивные, помогающие в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе, и непродуктивные, усиливающие стрессовое состояние.
Профилактика профессионального выгорания
Возможности профилактической и развивающей работы связаны с двумя основными моментами:
Изменение у педагогов восприятия проблемной ситуации, которая снижает негативные переживания.
В ситуациях, когда негативные переживания уже присутствуют, воздействие на физиологические параметры организма, уменьшая отрицательные реакции.
Основные методы психологической работы:
овладение навыками психоэмоциональной саморегуляции, т. е. работа по формированию мотивации к здоровому образу жизни; овладению приемами саморегуляции по управлению своим эмоциональным состоянием путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием;
освоение навыков эффективной коммуникации. Работа предполагает активное привлечение прошлого опыта в освоении базовых техник продуктивного взаимодействия, необходимых для разрешения проблемных ситуаций: умения вести диалог, овладения приемами конструктивной критики, анализа конфликта как ресурса для развития. Кроме того, рассматриваются стратегии поведения личности в ситуациях коммуникативного прессинга (конфликты, неуместные требования, необоснованные претензии, обвинения, невыполнимые просьбы и т. д.);
повышение уровня профессионального мастерства, работа с супервизором (контролирующим лицом), основанная на технологиях моделирования профессиональной деятельности педагогов. Этот подход помогает осмыслить и интегрировать ресурсы личности, необходимые для эффективной профессиональной деятельности, а также взглянуть на свою работу как на служение личным идеалам и ценностям;
Иррациональные установки педагогов
Иррациональные убеждения лежат в основе непродуктивных моделей установки педагогов и ведут к неконструктивным переживаниям, повышая риск выгорания. Для иррациональных убеждений характерны такие признаки, как:
• упрощение, выделение только двух крайностей «плохо-хорошо», «черное-белое»;
ирреалистичность и абсолютизация некоторой идеи;
разрушающие переживания (гнев, беспомощность, унижение, растерянность, раздражение, агрессивность);
постоянное использование слов «должен», «обязан»;
отсутствие ориентации на цель («несправедливо, что меня не ценят, не благодарят. «) и опоры на свои внешние и внутренние ресурсы.
Основные иррациональные установки педагогов:
Поэтому слова «должен», «должны», «должно» и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива, а это является для человека одним из мощных источников стресса.
Перевод иррациональных убеждений педагогов в конструктивные, рациональные мысли осуществляется с помощью метода «Рационально-эмоциональной терапии» А. Эллиса. В данном направлении можно проводить работу по самоанализу когнитивных установок, вызывающих психоэмоциональный дискомфорт. Она предполагает:
выявление иррациональных мыслей и убеждений, которые причиняют эмоциональный дискомфорт;
самоанализ внутреннего диалога, устранение деструктивных речевых оборотов, в которых присутствует самообвинение, долженствование, боязнь неудачи;
замену иррациональных установок на конструктивные, позитивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах.
Таким образом, позитивное мышление создает почву для преодоления жизненных стрессов, потому что человек получает возможность рассматривать затруднительную ситуацию более здраво и оптимистично.
В целом ресурсы работы педагогов по снижению риска профессионального выгорания способствуют личностному росту, повышению адаптивных возможностей участников образовательного процесса.