в чем дисгармоничность жизни алехина о любви
Вопросы и задания к рассказу «О любви»
2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
3. В чем дисгармоничность жизни Алехина?
4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
Главный герой, Павел Константинович Алехин влюблён в
замужнюю женщину. Их «общее будущее» было разбито
о ту самую границу, которую не позволительно переходить
людям, живущих по законам того общества.
Алёхин и Анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно,
вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают
думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие
чувства в сторону. Исключая её саму, они низводят любовь
на уровень только материальных проблем и ценностей,
где она перестает существовать; на «сцену» выходят логика и
жесткий рационализм.
Алехин и Анна Луганович закрылись от настоящих чувств, надев
«маску», которая скрывает их истинные желания.
В стремлении утаить взаимное влечение персонажи Чехова
выглядят, как настоящие люди. Писатель построил подлинную
модель взаимоотношений замужней женщины и влюбленного
в нее мужчины. Все, как в жизни: герои не бросают все и не
бегут друг к другу навстречу под звуки музыки и аплодисменты.
Они остаются при своем, боясь перемен, и теряя друг друга
навсегда.
На осознание ошибки у героев ушли
годы, нравственные сомнения отняли у них обоих счастье.
Алехин остался одинок.
Рассказывая гостям о необъяснимой любви красивой Пелагеи
к пьянице Никанору, он приходит к выводу, что единственная
правда о любви – это то, что это тайна, неразрешимая загадка.
Русских людей он считает пристрастными к вопросам,
не имеющим разрешения, и эти вопросы мешают
осуществлению счастья человека.
А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье
Разделы: Литература
Цели:
Оборудование: проектор, презентация урока.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Стихотворения каких поэтов приготовлены для чтения наизусть? Прослушивание нескольких обучающихся.
3. Мотивирование к учебной деятельности.
— А что объединяет эти рассказы, о чем они? Рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям.
4. Сообщение темы урока.
-Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока. «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье».
Сегодня мы расширим знания о писателе;
проследим за мыслями и чувствами героев рассказа «О любви», выявим философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни.
-Каранов Влад приготовил вам презентацию об А. П. Чехове. Давайте послушаем его.
-Рассказ учителя. Несколько слов об истории его создания. Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Авилова связала это с теми чувствами, которые существовали между Чеховым и ею.
5. Анализ текста произведения.
Работа в группах.
I ряд- 1 группа
-Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…
Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.
-О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.
— Как развивались отношения между героями?
Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного » для героя рассказа.
II ряд- 2 группа
-Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня. Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.
-Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна?( Да, по крайней мере догадывались)
III ряд- 3 группа
— Почему герои скрывали свои чувства?
На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Убедившись, что Анна Алексеевна его любит, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной цели. И это губит его. Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь». Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».
-Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам».
-Какое значение имеют картины природы в рассказе?
В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.
6. Самостоятельная работа.
По данным опорным словам охарактеризуйте главных героев рассказа. Дифференцированная работа. Мальчики создают портрет Алёхина, девочки Анны Алексеевны.
7. Итог урока.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?
Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном счастье и призвании. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно. Любовь главных героев возникает от неудовлетворенности и одиночества каждого в своем мире.
Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?
Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.
Мое мнение «Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…
Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
А ВАШЕ.
Спасибо вам всем, ребята, за работу. Оцените себя по лесенке самооценки на полях тетради.
Домашнее задание:
Любовь способна доставить радость и счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.
Прослушивание песни В. Брежнева « Любовь спасет мир».
Ресурсы:
Алехин в рассказе «О любви» Чехова: образ, характеристика, описание
А.П.Чехов |
Господин Алехин является одним из главных героев рассказа «О любви» А.П.Чехова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Алехина в рассказе «О любви» Чехова: описание персонажа в цитатах.
Образ и характеристика Алехина в рассказе «О любви» Чехова: описание в цитатах
«Это Павел Константиныч, – отвечала горничная или няня.»
«Они были особенно трогательны, когда мне в самом деле приходилось тяжело, когда меня притеснял какой‑нибудь кредитор или не хватало денег для срочного платежа. «
«. этот человек с добрыми, умными глазами, который рассказывал им с таким чистосердечием. «
«. на имении, когда я приехал сюда, был большой долг, а так как отец мой задолжал отчасти потому, что много тратил на мое образование, то я решил, что не уеду отсюда и буду работать, пока не уплачу этого долга. Я решил так и начал тут работать, признаюсь, не без некоторого отвращения.»
«По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный человек. «
«В первое время мне казалось, что эту рабочую жизнь я могу легко помирить со своими культурными привычками. «
«. летом, особенно во время покоса, я не успевал добраться до своей постели и засыпал в сарае в санях или где‑нибудь в лесной сторожке – какое уж тут чтение? Я мало‑помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне, и из прежней роскоши у меня осталась только вся эта прислуга, которая еще служила моему отцу и которую уволить мне было бы больно.»
«После спанья в санях, после людской кухни сидеть в кресле, в чистом белье, в легких ботинках, с цепью на груди – это такая роскошь!»
«Они беспокоились, что я, образованный человек, знающий языки, вместо того чтобы заниматься наукой или литературным трудом, живу в деревне, верчусь как белка в колесе, много работаю, но всегда без гроша.»
«. вертелся здесь, в этом громадном имении, как белка в колесе, а не занимался наукой или чем‑нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной. «
«. верчусь как белка в колесе, много работаю, но всегда без гроша.»
«. вертелся здесь, в этом громадном имении, как белка в колесе. «
«В первые же годы меня здесь выбрали в почетные мировые судьи. Кое‑когда приходилось наезжать в город и принимать участие в заседаниях съезда и окружного суда, и это меня развлекало.»
Однажды Алехин оказывается в гостях у своего приятеля Лугановича и знакомится с его молодой женой Анной Алексеевной. Милая, умная и добрая Анна очаровывает Алехина с первой встречи:
«И тут мне представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича. Тогда она была еще очень молода, не старше двадцати двух лет, и за полгода до того у нее родился первый ребенок.»
«. сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда‑то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.»
«И после этого в каждый свой приезд я непременно бывал у Лугановичей. Ко мне привыкли, и я привык. Обыкновенно входил я без доклада, как свой человек.»
«Ее взгляд, изящная, благородная рука, которую она подавала мне, ее домашнее платье, прическа, голос, шаги всякий раз производили на меня все то же впечатление чего‑то нового, необыкновенного в моей жизни и важного. Мы беседовали подолгу и подолгу молчали, думая каждый о своем, или же она играла мне на рояле.»
«Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика (мужу было больше сорока лет), имеет от него детей, – понять тайну этого неинтересного человека, добряка, простяка. «
«. и я все старался понять, почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка.»
«Мы подолгу говорили, молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим.»
«Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь. «
«И она, по‑видимому, рассуждала подобным же образом. Она думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила ее мужа, как сына.»
«Между тем годы шли. У Анны Алексеевны было уже двое детей.»
«Я и Анна Алексеевна ходили вместе в театр, всякий раз пешком; мы сидели в креслах рядом; плечи наши касались, я молча брал из ее рук бинокль и в это время чувствовал, что она близка мне, что она моя, что нам нельзя друг без друга, но, по какому‑то странному недоразумению, выйдя из театра, мы всякий раз прощались и расходились, как чужие. В городе уже говорили о нас бог знает что, но из всего, что говорили, не было ни одного слова правды.»
«В последние годы Анна Алексеевна стала чаще уезжать то к матери, то к сестре; у нее уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворенной, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей. Она уже лечилась от расстройства нервов.»
«. при посторонних она испытывала какое‑то странное раздражение против меня. «
«Наступило время разлуки, так как Лугановича назначили председателем в одной из западных губерний.»
«. нужно было проститься. Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить.»
«Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались – навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, – оно было пусто, – и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком…»
«У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что‑нибудь такое, что они охотно бы рассказали.»
Это был цитатный образ и характеристика Алехина в рассказе «О любви» Чехова: описание личности и характера героя.
Образ Алехина в рассказе О любви Чехова характеристика
Одним из ключевых персонажей произведения является Павел Константинович Алехин, представленный писателем в образе помещика, имеющего дворянского происхождение.
Герой описывается в рассказе в качестве сорокалетнего высокого, полного мужчины, имеющего длинные волосы, напоминающего художника или профессора. Алехин имеет университетское образование, знание иностранных языков и сам себя считает кабинетным человеком в виде белоручки, не привыкшему к тяжелой физической работе.
Однако, поселяясь по окончании обучения в отцовском имении, Алехин начинает с усердием заниматься хозяйственными делами, вертясь как белка в колесе и отличаясь огромным трудолюбием, что позволяет ему достигнуть должности почетного мирового судьи.
В семье давнего знакомого Лугановича Алехин встречается с его супругой Анной Алексеевной, милой, доброй и умной женщиной, очаровавшей Павла Константиновича с первого взгляда, поскольку в ней Алехин чувствует близкого человека. С момента знакомства они начинают часто проводить время вместе, в течение которого Алехин понимает, что любит Анну Алексеевну и чувствует себя глубоко несчастным человеком, так как жалеет, что эта женщина не является его женой.
Алехин осознает, что Анна Алексеевна испытывает к нему взаимные чувства, но не решается открыто признаться в своей любви, боясь причинить боль приятелю и не видя будущей совместной жизни, относясь к женщине с нежностью и грустью.
По прошествии нескольких лет в семье Лугановичей появляются дети, но Алехин все также не может существовать без Анны Алексеевны, не принимая, впрочем, как и она, никаких действий по изменению годами длящейся ситуации.
Постепенно со стороны Анны Алексеевны начинается проявление по отношению к Алехину нервного раздражения, вызванного неудовлетворенностью собственной жизнью и желанием находится в полном одиночестве, не видя ни Павла Константиновича, ни мужа и детей.
Муж Анны Алексеевны принимает решение о переезде на новое место жительство и Алехину приходится прощаться с любимой женщиной. Павел Константинович находит в себе мужество и объясняется с Анной Алексеевной, понимая, что видит ее в последний раз в своей жизни.
Описывая образ Алехина в рассказе, писатель раскрывает слабохарактерность отдельных представителей человечества, неспособных ради своего счастливого будущего на борьбу за любовь.
Сочинение Алехин и его история
Павел Константинович является мелким помещиком, образованным человеком, но Алехину нужно много работать в деревне. Он чувствует свою ответственность, так как ранее именно для того чтобы дать образование отец много на него потратил и теперь имение далеко от идеального экономического положения.
Алехин вызывает сострадание других людей – Лугановичей. Они считают его достойным более полезного дела, к примеру, работы в сфере образования, однако помещику приходится работать. Поэтому Лугановичи дарят ему различные полезные подарки, приглашают к себе.
В центре рассказа – история любви между молодой Анной Алексеевной и Алехиным. После того как они встречаются помещик влюбляется в эту молодую женщину, которая вышла и стала рожать от гораздо более старшего Дмитрия Лугановича. Алехин чувствует в этой женщине родственную душу, возможность создать подлинные чувства, ценные отношения.
На самом деле во многом Алехин просто завидует Лугановичу, который имеет более высокое положение и, соответственно, получил довольно легко приятную супругу. Алехин считает себя более достойным молодой избранницы, хочет завязать с ней отношения. При этом он остается довольно сдержанным и пытается рассуждать исходя из рамок общественной морали, оценить благородство собственных чувств.
Конечно, в итоге (после признания на вокзале) главный герой понимает бесцельность собственных рассуждений и приземленность подобного отношения. Если речь о любви, то нужно было бы действовать более стремительно и рассуждать более глубоко. Только вот понимает об этом главный герой, спустя много времени и в итоге упускает собственную любовь.
Герой представляет собой типичного интеллигента, который обитает в рамках собственных сомнений. Хотя также он не является примером нравственности. Повторюсь, на мой взгляд, его отношения с Анной являются следствием во многом именно зависти, он просто видит более пожилого человека с молодой и красивой супругой и тоже хочет обладать чем-то подобным, есть ли в этом любовь?
Возможно, они действительно испытывают друг к другу подлинные чувства. Ведь автор описывает, как они могут молчать на протяжении длительного времени друг с другом (признак взаимопонимания) и испытывают взаимные чувства. Тем не менее, на мой взгляд в этих отношениях на самом деле много банального и пошлого, хотя бы по причине отношения самого Алехина, который рассматривает эти отношения (как сам себе потом признается) «в их ходячем смысле».
Алехин Павел Константинович
Герой рожден в дворянской семье, умен и начитан. «…так как отец задолжал отчасти потому, что тратил на… образование» Павел решает остаться работать в деревне, сначала он трудится на земле вместе с крестьянами: «пахал, сеял, косил», первое время «скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду есть на огороде огурцы». Алехин думал, что сможет помирить новую жизнь со старыми привычками, культурными манерами, но постепенно «перебрался вниз, стал обедать в людской кухне», из роскоши осталась только прислуга отца.
Трудолюбивый герой быстро получает должность мирового судьи, знакомится с Дмитрием Лугановичем и его женой. Павел сразу почувствовал «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые умные глаза… уже видел когда-то в детстве…» в девушке всего 22 лет. Семья считает героя своим, заботится о его благополучии, предлагает деньги. Павел чувствует небезответное влечение к Анне, но порядочный человек не желает разрушать чужой брак. Влюбленные видятся, вместе обедают, посещают театр, играют на рояле. В городе начинают ходить нелестные слухи, но в них нет и доли правды. Герои даже не говорят о своих чувствах, в семье Анны уже двое детей. Постепенно здоровье женщины ухудшается, она вынуждена уехать для лечения. Алехин заскакивает в поезд, чтобы отдать забытую вещь. Он в первый раз открывается в своих чувствах, обнимает и целует плачущую Анну. Павел жалеет о напрасно потраченных годах.
Образец 2
Одним из главных героев рассказа считается Алехин Павел Константинович. Образ небогатого помещика автор описывает еще в нескольких творениях. Алехин считается интеллигентным человеком и имеет дворянские корни. В книге Алехин характеризуется в качестве полного и высокого мужчины 40 лет. По внешности герой похож на профессора. Он владеет иностранным языком и считает себя белоручкой, который не привык к физическому труду. Несмотря на свою образованность, герой ест простую пищу и спит в санях. Алехин никак не унывает и принимает жизненные трудности как должное. Жизненные трудности никак не влияют на воспитанность и манеру поведения Павла. Он не забывает ходить в театр и посещает галереи.
Он с давних пор дружит с семьей Лугановичей и особенно тесно общается с Анной Алексеевной. Анна с первого взгляда поразила Павла своим умом, добротой и красотой. Алехин видит в ней ближнего человека. Они много времени проводят вместе и Павел Константинович понимает, что влюблен в нее. По взгляду Анны Алехин понял, что его чувства взаимные. Герой не осмеливается сознаться ей, боясь обидеть своего друга. При этом он не видит общего будущего с Анной Алексеевной.
Павлу Константиновичу характерна высокая нравственность, нерешительность и постоянная вдумчивость. Спустя несколько лет у Анны Алексеевны рождаются дети. Алехин по-прежнему не может жить без Анны Луганович и не принимает никаких действий ради изменения своей жизни. Постепенно женщина проявляет нервное раздражение по отношению к Павлу. Анна была не удовлетворена своей жизнью и хотела остаться в одиночестве.
Супруг Анны принял решение переехать и Павлу приходится попрощаться с возлюбленной. В последний момент, Павел Алехин найдя в себе смелость, признается в любви. Признание в любви становится кульминационным моментом рассказа. Перед отъездом Анны герой понимает несущественность преград и долгих раздумий. Алехин понял, что ценность в жизни имеют только настоящие отношения и любовь. С помощью Алехина автор выразил свою печаль и хотел показать нерешительность и слабохарактерность героев, которые неспособны бороться за свое счастье и настоящую любовь.
Анализ рассказа Чехова «О любви» | Литерагуру
Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».
История создания
История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя.
В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки.
Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты». В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.
На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи.
Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами.
Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве.
Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.
Жанр и направление
Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли.
Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода. Как известно, писатель работал в русле реализма.
Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.
Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.
О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.
Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу.
Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем.
На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно.
В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.
Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось.
На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа.
В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.
Композиция
Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается. Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.
Подобная структура композиции свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви.
Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.
Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном. Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.
Главные герои и их характеристика
Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.
Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью.
Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта.
И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.
Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей.
Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели.
Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.
Проблемы
Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.
Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.
Смысл
Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца.
Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе.
Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.
Добропорядочность не гарантирует счастья, а счастье может показаться лишь призрачным ощущением любви и уйти, не оставив и следа.
Писатель, показывая представителей общества конца 19 века, выносит приговор самому укладу общественного строя, который не позволяет людям изъявлять своих желаний даже в таком личном и глубоком чувстве, как любовь.
Вывод
О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи.
Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку. Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам.
И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.
С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.
Критика
Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.
А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.
А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.
А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Рассказ А.П. Чехова
Антон Павлович Чехов – один из ярчайших представителей русской словесности. Его произведения отличаются своей краткостью, невероятной емкостью и богатством философского содержания, что подтверждает анализ Чехова. «О любви» полностью отражает писательскую манеру и содержит все основные художественные приемы автора.
Что такое рассказ?
Прежде чем начать анализировать рассказ Чехова «О любви», необходимо понять, что собой представляет жанр этого произведения.
Рассказ – это эпический жанр, отличающийся небольшим объемом и единством событий. Чаще всего рассказ повествует не обо всей жизни человека, а о каком-то конкретном ее моменте, повлиявшем на судьбу героя. Также автор в данном жанре всегда нацелен на максимальную краткость изложения своей идеи.
Краткое содержание произведения
Невозможно без описания содержания произведения начинать творческий анализ Чехова. «О любви», как и все рассказы писателя, отличается увлекательным и необычным повествованием.
У главного героя Алехина служит горничная Пелагея, влюбленная в хулигана и пьяницу Никанора – повара. Замуж девушка идти не хочет, а возлюбленный не может жить с ней во грехе из-за своей набожности. Это часто порождает ссоры между ними.
Являясь непосредственным свидетелем происходящего, Алехин пускается в рассуждении о любви. По его мнению, это чувство не терпит каких-либо законов и в каждой личности проявляется по-своему. Однако русский человек постоянно стремится все усложнять, поэтому не может просто любить и предпринимать попытки ввести какие-то правила.
Затем Алехин рассказывает о своей любви. Его история началась в имении Софьино, куда он приехал после окончания учебы. Однако отец оставил вместе с имуществом после своей смерти еще и немалый долг, поэтому Алехину приходится начинать работать.
Дела героя постепенно налаживаются, и его избирают в мировые судьи. Теперь Алехин часто ездит в город, что доставляет ему немалое удовольствие: общение с обществом привлекает его.
У Алехина даже появляется друг – Луганович, в чью жену, Анну Алексеевну, герой и влюбляется. В семье Лугановичей молодому человеку рады, он близко сближается с семейной парой.
Супруги проявляют о нем беспокойство и заботу, даже предлагают дать деньги взаймы, чтобы вернуть кредиторам. Однако Алехин отказывается.
Героя терзают мысли о том, как могла Анна Алексеевна выйти замуж за такого заурядного человека, как Луганович. Анна и сама влюбляется в молодого человека, но они оба вынуждены скрывать свои чувства. Со временем у семенной пары появляются дети, Алехин продолжает навещать друзей, ходит с Анной Алексеевной гулять и в театр, что вызывает нелицеприятные сплетни.
Характер Анны начинает меняться, женщина становится раздражительной, нервной, иронично-язвительной, она понимает, что обречена и на дальнейшую несчастную жизнь. Вскоре Лугановичи решают переехать в западную губернию. Анна едет первой, и Алехин вызывается ее проводить. Когда женщина заходит в поезд, герой понимает, что она забыла корзинку.
Он направляется в купе, чтобы вернуть оставленную вещь, и тут Анна целует его. Герои обнимаются, плачут и признаются в своих чувствах, они наконец понимают, что все препятствия, мешающие им быть вместе, смешны. Алехин проезжает с Анной одну станцию, потом выходит из поезда и возвращается домой.
С этого момента герой живет по-прежнему, много работает и не пытается сделать свое существование счастливым.
Главный герой
Необходимо также рассмотреть образ героя, прежде чем начинать анализ Чехова. «О любви» – это рассказ-монолог. Мы слышим лишь голос главного героя, автор же совсем себя не проявляет.
Главный герой рассказа – Павел Константинович Алехин. Он умный, порядочный и интеллигентный человек. Его жизнь безрадостна и одинока. В подтверждение своим рассуждениям о том, что любовь не имеет законов, герой рассказывает историю своей любви.
Именно нравственные законы и сомнения в правильности своих действий помешали ему и Анне быть вместе. Но все то время, пока семейная пара жила в городе, возлюбленные нестерпимо мучились и страдали.
А понимание того, что у любви нет преград, пришло слишком поздно и принесло только новую боль.
В этом рассказе трагичен жизненный реализм, как и во многих других, которые написал Чехов. Произведение «О любви» наполнено не радостью и счастьем, как представляется по названию, а одиночеством, болью и безысходностью.
Анализ произведения
Сложен и неоднозначен в понимании авторской позиции творческий анализ Чехова. «О любви» – рассказ, наполненный невероятным психологизмом. Его герой, пережив боль утраты, осознает свою вину в том, что все закончилось так печально.
Любовь не поддается никаким правилам, и здесь человеческий опыт совершенно бесполезен. И как всегда, Чехов остается верен себе, он никого ничему не учит. Писатель бесстрастно рассказывает истории человеческих жизней, а читатель вправе сам сделать вывод. Поэтому его авторскую позицию так сложно определить.
Рассматриваемый нами рассказ является частью целого, которым выступает трилогия Чехова. «О любви», наряду с произведениями «Крыжовник» и «Человек в футляре», входит в цикл, объединенный тремя героями-рассказчиками.
Другие герои
Буркин, Иван Иваныч
– гости Алехина, которым он рассказывал свою историю.
Алехин, Иван Иванович и Буркин беседовали за завтраком. Хозяин рассказал, что его служанка Пелагея была сильно влюблена в повара Никанора, но не хотела идти за него замуж, так как он пил, буйствовал и даже бил ее.
Размышляя над услышанным, Буркин и Иван Иваныч жалели, что Алехин не занимается наукой или чем-то подобным, и о том, какое, должно быть, скорбное лицо было у молодой дамы во время прощания.
Несколько интересных сочинений
Родители и дети — это поколения, между которыми существует значительная разница в возрасте. Именно поэтому на протяжении жизненного пути их взгляды в отношении многих вопросов расходятся.
Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составляют «маленькую трилогию», в которой три героя – два охотника Павел Константинович Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский и небогатый помещик Алёхин – рассказывают друг другу истории из своих и чужих жизней. В рассказе «О любви» главным героем становится тот самый небогатый помещик, который поведал двум свои гостям историю своей любви.
Алёхину в наследство выпала не самая лучшая участь – отец его задолжал, но так как это произошло отчасти потому, что много тратилось на образование сына, Алёхин решил долг выплатить. Ему пришлось остаться работать в этом громадном имении и, «вертеться как белка в колесе, а не заниматься наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной».
В первые же годы Алёхина выбрали в почетные мировые судьи. Иногда приходилось выезжать в город, где его принимали очень радушно, и где Алёхин очень охотно знакомился. Наверно самым главным и основательным его знакомством стало знакомство с Лугановичем – председателем окружного суда, а так же по совместительству и мужем в то время «молодой, прекрасной, доброй, интеллигентной, обаятельной» женщиной Анной Алексеевной. Встретив её, Алёхин полюбил с первого взгляда.
Шли годы. Алёхин уже стал «своим» в доме Лугановичей, к нему привыкли, и если он долго не приезжал, муж и жена очень сильно беспокоились. Но как это ни странно, несмотря на возникшую еще при первой встрече любовь между Алёхиным и Анной, они молчали и робели, боясь признаться друг другу; несмотря на то, что Алёхин «чувствовал, что она близка к нему, что она его, что им нельзя друг без друга, выходя из театра, они всякий раз прощались и расходились, как чужие.»
К счастью или нет, рано или поздно всему приходит конец. Анна Алесеевна уезжала в Крым, куда её послали доктора. Понимая, что это возможно их последняя встреча, и они уже больше никогда не увидятся, Алёхин и Анна открылись друг другу, но было уже слишком поздно. Алёхин проводил её и «потом пошёл к себе в Софьино пешком…»
Как и в двух предыдущих рассказах трилогии, основной темой рассказа «О любви» является «футлярность». Алёхин и Анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону. Исключая её саму, они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на «сцену» выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм.
А. П. Чехов не случайно завершил «Маленькую трилогию» именно этим рассказом. В «Человеке в футляре» главный герой умирает, окружающая его среда никоем образом не изменяется, а люди, непосредственно работавшие с ним, даже были рады его смерти; в «Крыжовнике» главный герой осуществляет свою мечту, он искренне рад, но не понимает, попросту не видит, какой ценой ему это всё досталось…. В свою очередь в «О любви» главный герой не умирает, и осознает свою ошибку, к тому же он еще не совсем стар, и есть так называемый «луч надежды». Рассказ Алёхина заканчивается многоточием, а образ человека, идущего по дороге домой, на мой взгляд, символизирует странника, который ищет свой путь. Неизвестно куда именно он придет, но, по крайней мере, он ещё идет, ещё ищет.
Антон Павлович Чехов — один из ярчайших представителей русской словесности. Его произведения отличаются своей краткостью, невероятной емкостью и богатством философского содержания, что подтверждает анализ Чехова. «О любви» полностью отражает писательскую манеру и содержит все основные автора.
Прежде чем начать анализировать рассказ Чехова «О любви», необходимо понять, что собой представляет жанр этого произведения.
Рассказ — это отличающийся небольшим объемом и единством событий. Чаще всего рассказ повествует не обо всей жизни человека, а о каком-то конкретном ее моменте, повлиявшем на судьбу героя. Также автор в данном жанре всегда нацелен на максимальную краткость изложения своей идеи.
Невозможно без описания содержания произведения начинать творческий анализ Чехова. «О любви», как и все рассказы писателя, отличается увлекательным и необычным повествованием.
У главного героя Алехина служит горничная Пелагея, влюбленная в хулигана и пьяницу Никанора — повара. Замуж девушка идти не хочет, а возлюбленный не может жить с ней во грехе из-за своей набожности. Это часто порождает ссоры между ними.
Являясь непосредственным свидетелем происходящего, Алехин пускается в рассуждении о любви. По его мнению, не терпит каких-либо законов и в каждой личности проявляется по-своему. Однако русский человек постоянно стремится все усложнять, поэтому не может просто любить и предпринимать попытки ввести какие-то правила.
Затем Алехин рассказывает о своей любви. Его история началась в имении Софьино, куда он приехал после окончания учебы. Однако отец оставил вместе с имуществом после своей смерти еще и немалый долг, поэтому Алехину приходится начинать работать.
Дела героя постепенно налаживаются, и его избирают в мировые судьи. Теперь Алехин часто ездит в город, что доставляет ему немалое удовольствие: общение с обществом привлекает его. У Алехина даже появляется друг — Луганович, в чью жену, Анну Алексеевну, герой и влюбляется. В семье Лугановичей молодому человеку рады, он близко сближается с семейной парой. Супруги проявляют о нем беспокойство и заботу, даже предлагают дать деньги взаймы, чтобы вернуть кредиторам. Однако Алехин отказывается.
Героя терзают мысли о том, как могла Анна Алексеевна выйти замуж за такого заурядного человека, как Луганович. Анна и сама влюбляется в молодого человека, но они оба вынуждены скрывать свои чувства. Со временем у семенной пары появляются дети, Алехин продолжает навещать друзей, ходит с Анной Алексеевной гулять и в театр, что вызывает нелицеприятные сплетни.
Характер Анны начинает меняться, женщина становится раздражительной, нервной, иронично-язвительной, она понимает, что обречена и на дальнейшую несчастную жизнь. Вскоре Лугановичи решают переехать в западную губернию. Анна едет первой, и Алехин вызывается ее проводить. Когда женщина заходит в поезд, герой понимает, что она забыла корзинку. Он направляется в купе, чтобы вернуть оставленную вещь, и тут Анна целует его. Герои обнимаются, плачут и признаются в своих чувствах, они наконец понимают, что все препятствия, мешающие им быть вместе, смешны. Алехин проезжает с Анной одну станцию, потом выходит из поезда и возвращается домой. С этого момента герой живет по-прежнему, много работает и не пытается сделать свое существование счастливым.
Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. Повествование ведется от лица Павла Константиновича Алехина, русского интеллигента, порядочного, умного человека, живущего одиноко и безрадостно. История его любви к замужней даме Анне Алексеевне Луганович рассказана им друзьям в подтверждение своей мысли, что мы, русские люди, «когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь, и так далее. Хорошо, это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает, — это я знаю». Но этот груз нравственных сомнений помешал герою не только в любви, в начале своего рассказа он говорит о себе несколько слов, которые раскрывают его внутренний мир. Алехин по своим наклонностям — кабинетный ученый, вынужден вести будничную жизнь преуспевающего помещика, отнимающую у него все свободное время, и при этом он испытывал скуку и брезгливость. Любовь к молодой женщине сделала его еще более несчастным. Она лишь утвердила героя в невозможности порвать с безрадостным существованием: «Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную». Герой понимает, что в той жизни, на которую он сам себя обрек, нет места таинству великому, каким является любовь. Инерция существования Алехина и Анны Алексеевны держала в плену их души и в конце концов разрушила их чувства. И лишь когда наступила разлука, со жгучей болью в сердце герой осознал, «как мелко и обманчиво было» все то, что им мешало любить. Но прозрение чуть чуть опаздывает и за проведенными словами не приходит черед праведных дел. Рассказ построен как монолог главного героя, но имеется вступление к нему и концовка, которая позволяют автору дать свою оценку этой истории. Обращает на себя внимание пейзажная зарисовка в обрамлении рассказа: Алехин начинает свое повествование в безрадостную дождливую погоду, когда в окна было видно одно серое небо. Эта емкая по чеховски деталь как символ той серой унылой жизни, которую ведет герой, и его внутреннего мира. А вот конец рассказа: «Пока Алехин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце», герои любуются прекрасным видом, и вместе с грустью от услышанного в их душу приходит очищение, которое и позволяет А. П. Чехову надеяться, что здоровые стремления в мыслях и чувствах русских людей окажутся все таки сильнее бескровного и скучного существования.Интересное
более месяца назад
«Он наш враг»
0
Эту победу одинаково радостно встретили и в Советской России, и в кругах эмиграции. А дальше произошло событие, изменившее жизнь Алехина. На чествовании чемпиона в Русском клубе в Париже он якобы пожелал, чтобы «…миф о непобедимости большевиков развеялся, как развеялся миф о непобедимости Капабланки». Говорил это Алехин или нет, но его слова появились во всех эмигрантских газетах. Реакция Москвы последовала незамедлительно. Глава шахматной федерации СССР и одновременно нарком юстиции Николай Крыленко написал в своей статье: «После речи Алехина в Русском клубе с гражданином Алехиным у нас всё покончено — он наш враг, и только как врага мы отныне должны его трактовать». Алехин обосновался в Париже, и продолжал выигрывать один турнир за другим. Мир хотел видеть его новый матч с Капабланкой, но Алехин, готовый идти на уступки другим претендентам, в данном случае был категоричен: с кубинцем он будет играть только на условиях «Лондонского протокола». Алехин, принужденный несколько лет искать средства для того, чтобы сыграть с Капабланкой, теперь попросту вернул ему должок. Вот только самому Капабланке выполнить условия не удалось.
Вывод
Таким образом, рассказ Чехова «О любви» — это сложное философское произведение, раскрывающее смысл человеческих чувств, однако не дающее четкого ответа на вопрос о том, что такое любовь.
Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».
История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты». В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.
На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.