в чем делать структуру сайта
Структура сайта: разработка структуры в виде схемы, типы и примеры
Часто можно столкнуться с ситуацией, когда владелец бизнеса делает сайт просто так, как ему на тот момент задумалось. Выходит красивый ресурс, но совершенно не готовый к продвижению. И когда бизнесмен (обычно спустя несколько месяцев) обращается к оптимизатору (потому что ожидаемого потока заказов с сайта нет), то тот, проведя аудит, заявляет — нужно всё переделывать. И в первую очередь нужна грамотная структура сайта.
И всё правильно, потому что только хорошо продуманная структура сайта — залог его успешного продвижения. Мало того — она обеспечит отличный пользовательский опыт. Простыми словами — сайтом с хорошей структурой будет удобно пользоваться вашим посетителям.
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ:
И заниматься продумыванием, проработкой схемы сайта нужно с самого начала. Это самый первый фронт работ по сайту, после сбора семантического ядра. И сделать это вы можете и сами. С чего начать, какие структуры бывают, какие ресурсы использовать — узнаете в этой статье.
Что такое структура сайта и зачем она нужна
Структура сайта — это схема размещения его основных разделов и страниц относительно друг друга. Это план-схема, которая показывает, каким образом строится сайт, логическая связка его страниц.
Такой план-схема обычно изображается графически, в виде блоков, связанных стрелочками.
Не стоит путать внешнюю и внутреннюю структуру. Внешняя — это макет страницы, расположение блоков на ней. Внутренняя же отображает категории и принадлежность отдельных страниц или материалов. Вот об этой, внутренней структуре, и пойдет речь.
Структура сайта зависит от того, какой вид сайта вообще планируется делать. Если это сайт-визитка, то здесь план-схему сделать проще всего. Здесь будет главная страница, а от неё идут ссылки на разделы:
У коммерческого сайта схема будет гораздо сложнее. Тут обычно три уровня страниц: главная страница сайта, затем категории, которые описывают виды деятельности, и третий уровень — подвиды.
У информационного сайта будет похожая структура. Только от главной будут идти основные разделы. А каждая статья — это будет уже страница, на которую можно попасть в том числе и с главной. Причем каждый раздел практически не имеет информационной ценности, это страница со ссылками на статьи. У коммерческого же сайта каждый раздел содержит в себе важную информацию.
Что касается интернет-магазина, это сама сложная по своей организации структура. Тут будет главная страница, категории, подкатегории и карточки товаров. Причем сразу нужно определить, какие из качеств товара будут основными, а какие — второстепенными. Основные станут подкатегориями, второстепенные — пойдут в фильтры. Например, обувь можно разделить на подкатегории женская, детская и мужская. Кожаная или замшевая – уже может быть фильтром. Точно как и цвет – красный, чёрный, синий — это фильтр, делать для этих свойств отдельные категории нет смысла.
Хорошая структура сайта делает его удобным не только для посетителей. Поисковым роботам она тоже облегчит работу, в итоге не будет проблем с индексацией страниц.
Виды структур сайта
Существует несколько видов структур сайта:
Самая простая структура — здесь каждая страница ссылается на другую, одна за одной. Пользователь проходит через весь сайт по одному пути — от начала до конца. Такую структуру имеют лендинги, сайты-портфолио, презентации. Тут основная задача — провести пользователя по чёткому пути от начала сайта до конца, не давая свернуть с него.
Эта же структура может быть и с ответвлениями. Используется, где нужно познакомить пользователя с несколькими продуктами, но навигация по сайту тоже идёт постранично.
Эта структура встречается крайне редко, потому что подходит далеко не для всех сайтов. В основном — для тех, кто презентует один продукт. Каждый блок описывает какое-то преимущество, и все страницы ссылаются друг на друга. Потому для продвижения такой сайт практически готов, дело за контентом.
Это самый распространённый вид структуры сайта, и понятно почему — она позволяет чётко задать иерархию страниц, связать их с помощью хлебных крошек. Эта схема оптимальна для продвижения сайта, и большинство ресурсов в интернете имеют в своей основе именно её.
Пример разработки структуры сайта под SEO продвижение
На самом первом этапе я бы рекомендовала провести анализ сайтов конкурентов в своей нише. Изучите их структуру — вы увидите, что у большинства она похожая. И раз эти сайты в топе, значит, она является оптимальной. Вы можете изучить структуру, пройдясь по разделам меню. Задание упрощается, если у сайта открыта карта сайта. Тогда вся его схема будет у вас перед глазами.
Подумайте, какие из разделов вам не нужны, или какие вы можете добавить, потому что они будут интересны вашим клиентам.
Постарайтесь сделать с труктуру сайта максимально естественной. Продумайте, какие у вас будут разделы и категории. Сложнее всего как раз с категориями. Важно построить архитектуру, чтобы категория потом не была пустой, или содержала всего 2-3 материала. Но в то же время они и не должны быть слишком большими – в таком случае проще сделать ещё один раздел.
Если вы собираетесь продвигать сайт с помощью поисковой оптимизации, то схему сайта лучше всего начинать прорабатывать после тщательных подготовительных работ. В частности, после сбора семантического ядра и его кластеризации. Когда вы увидите, какие запросы по вашей тематике более востребованы, у вас не останется вопросов насчет того, какие категории сайта нужно создать. В результате вы получите сайт, который будет не только отвечать интересам пользователей, но и уже готов к продвижению.
Теорию разобрали. Теперь давайте посмотрим на практике. Попробуем продумать структуру небольшого коммерческого сайта компании, которая торгует строительными материалами. Исходим из того, какие услуги предлагает компания, и какие стройматериалы она реализует.
1. Собираем и кластеризуем семантическое ядро.
Для этого можно использовать специальные программы – например, KeyCollector. Собираем все ключи, убираем ненужные нам, или которые не относятся на самом деле к нашим услугам (например, мы не реализуем стройматериалы оптом; ключ «краска оптом» уже нам не нужен).
Теперь разносим ключи по кластерам (группам). При кластеризации думаем, логически размышляем, куда какой запрос отнести. В результате у вас получится несколько групп запросов, с которыми уже можно работать дальше.
2. Прорабатываем непосредственно структуру.
Любой сайт начинается с главной страницы. С неё уже мы будем отправлять в отдельные категории нашего сайта.
Из категорий (если судить по ключам) нам нужны:
Каталог и услуги будут включать в себя подкатегории.
У каталога это будут:
Услуги будут включать в себя подкатегории:
Причем в услугах можно и не делать подкатегории, а сделать перечень услуг на одной странице. Решаем с оглядкой на семантическое ядро. Если ищут «услуги строительной компании», но не ищут «грузчики строительная компания» (например), то можно и не разбивать категорию на подкатегории. Если ключи, которые относятся к данной услуге, достаточно востребованы, имеет смысл делать под них и продвигать отдельную страницу.
Сделать это можно в любой из программ, о которых речь пойдет ниже. Да даже просто набросайте на листке бумаги — даже такой вариант может подойти, это лучше, чем ничего.
Программы для создания структуры сайта
Чтобы проработать схему сайта, в первую очередь вам понадобятся программы для сбора ключевых слов. Я уже упомянула выше KeyCollector, это одна из лучших программ в этом отношении.
Далее вам нужно будет построить структуру сайта. Это можно сделать:
Word или Excel
Например, схемы в этой статье я просто рисовала в Ворде. Не скажу, что это самый простой и лёгкий способ, но если сайт простенький, вам возможностей программы хватит с головой.
Draw.io
Тут много возможностей для рисования разных схем. И все что нужно чтобы её использовать — активный аккаунт в Google. В самой программе уже есть готовые шаблоны схем, останется только подогнать под себя. Готовая схема сохранится на Гугл Диске.
Xmind
Программа для визуализации ментальных карт, которая поможет вам быстренько набросать даже сложную схему сайта, указав все связи между страницами.
Помните, что без создания4 структуры сайта не получится сделать готовый к продвижению и удобный для пользователей ресурс. Но приступать к её созданию (если вы собираетесь продвигать сайт с помощью SEO) нужно только после проработки семантического ядра.
Правильная структура сайта, пример в виде схемы
90% посетителей этой страницы интересует вопрос — “Структура сайта — что это такое, и как ее составить новичку”. Не хочу вас “водить за нос”, скажу прямо, что создать правильную структуру сайта начинающему вебмастеру удается крайне редко. Не потому что у него не хватает мозгов, дело в том, что подходить к этому вопросу нужно осознано и с четкими планами на будущее.
Эта статья родилась не просто так, хочу поделиться с вами своим горьким опытом по смене структуры сайта этого блога, как все было, и как обстоят дела теперь.
Не так сложно имея готовый сайт сформировать структуру, гораздо сложнее создать схему развития сайта на будущее. В этой публикации хочу предостеречь начинающих владельцев сайтов, начинайте создавать структуру до формирования контента (наполнения). Если у вас уже сайт в индексе и вы понимаете что у вас структура “не очень” или, как было у меня, совсем отсутствует, скорее меняйте ее. Чем дольше вы будете затягивать с этим, тем болезненнее будет процесс переиндексации сайта поисковыми системами.
Создание семантического ядра сайта, кластеризация запросов, формирование правильной структуры сайта. Оптимизация работы сайта, технические советы и SEO рекомендации на основе проведенного аудита сайта. Обратиться за помощью можно на странице контактов.
Что нужно знать для построения правильной структуры сайта
Давайте немного отойдем от блога “Учебка WordPress“, поговорим о том, что такое структура сайта, как ее формировать и создавать.
Итак, составим небольшой план действий, возможно он позволит ускорить ваши поиски необходимой информации (скорее всего вы уже кое-что читали о структуре сайта, и вам не нужно перечитывать все заново).
Что такое структура сайта
Правильная структура сайта — это система расположения страниц сайта по четко сформированной логической схеме, структуру можно обозначить, как иерархию всех страниц сайта, их принадлежность к тем или иным каталогам и папкам.
В тезисах структуру сайта можно охарактеризовать так:
Формируя структуру стоит разобраться в желаниях потенциальных посетителей, что они будут искать, и какая информация их интересует.
Структура сайта это пути получения пользователем запрашиваемой информации. Тут можно очень сильно углублять в SEO (ключи, анкоры, перелинковка), но сейчас смысл понять, что такое структура сайта, поэтому делать этого не буду. Скажу кратко, что чем лучше построена структура, тем лучше для вас и ваших клиентов (посетителей). Посетителям проще находить интересующую информацию и переходить от одной страницы к другой.
Вот вам пример простейшей структуры сайта небольшого интернет-магазина:
Таким образом мы получим отличную структуру для интернет магазина, где четко разложены по своим местам все страницы сайта (статьи, товары, форма доставки).
Какие существуют требования к структуре сайта
Кто вообще может формировать требования к структуре сайта? Конечно же это поисковые системы, именно под них и стараются подстраиваться вебмастера (никогда не забывайте что в первую очередь должно быть удобно посетителям, а уж потом роботам).
Поисковые системы анализируют структуру сайта по своему, они берут во внимание структуру URL сайта. В общем структура сайта и структура URL это одно и тоже, но в разговоре проще не использовать аббревиатуру URL.
Что же говорят поисковые системы, какие требования к структуре сайта они выдвигают
Требования к структуре сайта от Яндекс
В сапорте Яндекса существует отдельная страница, посвященная описанию требований к структуре. Можете посетить ее и прочитать обо всем более детально, я же расскажу все вкратце и о более важном:
Как бы это не звучало, но Яндекс умудрился вместить в одно понятие большое количество требований и критерий, не только к структуре, но и к сайту в целом. Есть как есть, информация официальная, так что нужно слушать.
Требования к структуре сайта от Google
Google в отличие от Яндекса вместил рекомендации в один абзац и они довольно просты и понятны:
Более подробно можно узнать по ссылке выше, там есть и примеры с возможными проблемами и методами их решения.
Правильная структура сайта, типы структуры, примеры в виде схем
Посмотрев ТОП Яндекса и Google по запросу “структура сайта” нашел много интересной “шлаковой информации”, как только не извращаются вебмастера-учителя описывая структуру сайта. Выдумали кучу схем и названий, описания к ним и примеры непонятно от куда взятые.
Итак, давайте все по порядку. Структура сайта бывает:
Все больше вариантов нет! Можно встретить такие понятия как смешанная, линейная, решетчатая и еще куча всякой белиберды можно найти в сети. Только два вида простая (2 уровня вложенности URL) и сложная или древовидная 2 и больше уровней.
Так же можно разделить структура на два типа:
Пример простой структуры сайта (схема)
Вот вам наглядный пример простой структуры сайта. Она подойдет для маленьких сайтов, узконишевых, где тема каждой страницы очень близка. К примеру портфолио фотографа где есть главная страница на которой находиться информация об авторе и форма заказа услуги. Внутренние страницы собственно портфолио, разные фото.
Если кроме главной вы планируете создавать 20-30 или же 100 страниц, обязательно создайте структуру, разбейте страницы и будущие страницы на группы, это будет правильно и в дальнейшем позитивно скажется на продвижении вашего сайта.
Пример древовидной структуры сайта, схема и пояснения
Древовидная структура сайта самая распространенная и правильная, она используется на большинстве крупных сайтов, интернет магазинах и порталах. Внешний вид имеет такой:
На примере схемы показано все виды структуры, в совокупности это и есть древовидная структура сайта.
Теперь немного поясню:
Внутренняя структура сайта
То о чем писалось выше и есть внутренняя структура сайта или структура URL, правила и порядок формирования URL и будет внутренней структурой.
Еще раз повторюсь, тщательно продумывайте каким будет ваш сайт в будущем, сделав это вы сможете уберечь себя от проблем переделывания структуры, поверьте, это сложно и очень долго. Благо если вы сможете это сделать самостоятельно, в противном случае заказать услуги специалиста, который этим займется будут стоять не дёшево.
У меня на момент “переделки” было 170 страниц в индексе, что бы все исправить, добавить контент к рубрикам и подрубрикам (24 страницы), заранее подготовить все редиректы, сменить внутренние ссылки и перелинковку ушло больше месяца. А как вы думаете сколько это будет стоять у наемного рабочего?
Внешняя структура сайта
Говорить о внешней структуре сайта можно очень долго, юзабилити, удобство пользователей, красочность дизайна и так далее. Но существует одно правило, нарушать которое крайне не рекомендуется. Все пользователи интернета привыкли к стандартной форме расположения блоков на всех сайтах, выглядит это примерно так:
Давайте по порядку, рассмотрим базовое размещение элементов на сайте:
Примерно так как я описал, выглядит 99% всех существующих сайтов в интернете, дважды, нет трижды подумайте перед тем, как существенно сдвигать эти блоки. Главное меню в нижней части сайдбара и контент в подвале это провал, такой сайт скорее всего будет обречен. Пользователь не сможет найти ни навигации, ни информации.
Это если очень кратко о внешней структуре сайта. Вообще тема довольно обширная, и вместить в несколько абзацев крайне трудно, по этому информация вышла такой сухой.
Как правильно изменить (переделать) структуру сайта
Что такое структура сайта, какая она бывает и каких правил нужно следовать составляя “костяк” сайта мы вроде бы выяснили. Пришло время для самого интересного, взять наш испорченный ранее труд и полностью переделать структуру сайта.
С чего начать изменение структуры:
Я предупреждал что работы очень много, это все займет в лучшем случае неделю, при большом количестве страниц месяц, или больше.
Теперь давайте быстро пробежим по всем пунктам списка. С 1-го по 7-й можно делать не спеша, никакого “яда” от этого не будет.
После того как все пункты по 7-й включительно будут готовы с 8-го по 11-й нужно внедрить за несколько часов, может день, максимум два, для избежания проблем с индексацией.
Последний 12-й пункт можно провести в течении месяца, он не так критичен, как остальные.
Я больше чем уверен что у вас возникло больше вопросов чем ответов, по этому советую ознакомиться с более детальным описанием всего происходящего на примере сайта “Учебка WordPress”. После ознакомления вам все станет ясно.
Чек-лист “Структура сайта Учебка WordPress” — как происходил процесс смены структуры
В предыдущей главе статьи я в теории рассказал, как должна происходить смена структуры сайта, теперь покажу, как это все происходило на самом деле. Возможно вам пригодятся скриншоты и вы воспользуетесь моими шаблонами.
Выводим все названия страниц и их URL в отдельный файл.
Формируем дополнительные страницы, рубрики.
Прописываем будущие URL и распределяем страницы по категориям.
Изменяем старые URL на новые в екселе.
На основе новых и старых URL формируем лист (блокнот) со всеми редиректами.
Составляем четкий план действий, после того, как все подготовительные работы будут сделаны.
Постепенно выполняем все пункты плана, внедряем новую структуру сайта. После того как все действия будут выполнены, ждем когда Google и Яндекс переиндексируют все страницы и сменят их адреса в выдаче. О том, как быстро это происходит и каких результатов смог добиться мой скромный сайт только благодаря построению хорошей структуры сайта я расскажу дальше.
Результаты полученные сайтом “Учебка WordPress” в первый месяц после смены структуры сайта
Даже не знаю с чего начать, наверное начну с переиндексации страниц поисковыми системами. Это, наверное, самый трогательный и волнующий вопрос, как отнесутся поисковики к смене структуры сайта.
Переиндексация новой структуры сайта Google
Что я вам хочу сказать, Google справился с этой задачей довольно быстро. Примерно за неделю полторы все страницы были переиндексированы. Сразу же после переиндексации почувствовалось влияние новой структуры, трафик стал стабильнее и вырос примерно на 20%. Я думаю что на это не так сильно повлияла смена структуры, как увеличение контента (плюс 24 страницы с текстом в рубриках). Хотя с другой стороны на данный момент по высококонкурентным словам рубрик трафика пока не наблюдалось вообще (прошел только месяц, для ВК ключей это очень мало).
Переиндексация новой структуры сайта Яндексом
Как долго яндекс переиндексирует новую структуру сайта? Могу сказать что мои 170 страниц за месяц попали в индекс только 147 (остальные робот яндекса обошел, но пока не в поиске). Было явно видно проседания трафика на несколько дней, затем резкий взлет, который продолжает радовать.
Яндекс отлично воспринял смену структуры сайта, отблагодарив меня увеличением трафика в первый месяц на 40%, по сравнению с предыдущим месяцем. Графики приведу ниже.
Смена структуры сайта, добавление “хлебных крошек”
Через несколько дней, страницы которые уже успел перепройти Google имели в выдаче обновленный вид.
Яндекс спустя месяц так и не удосужился оценить добавление “хлебных крошек”, хотя позиции сайта существенно выросли.
Увеличение общего трафика и каждой поисковой системы в отдельности
На графику ниже показано развитие сайта на протяжению года, вертикальной линией отмечено время смены структуры, что говорить, смотрите сами (плюс 40% в первый месяц).
Новая структура сайта очень понравилась Яндексу. Google, хотя и не так явно, позитивно отреагировал на нее.
Вывод можно сделать только один, структура сайта имеет очень важную роль в продвижении сайта. Если вы знаете, что у вас плохая структура, соберитесь с силами и смените ее, отклик вы получите колоссальный. Не можете самостоятельно, закажите фрилансера или обратитесь ко мне, опыт я в этом деле имею.
Структура сайта: классические составляющие + фишки
Четкая схема, по которой будет разрабатываться ресурс
Из этого материала вы узнаете:
Структура сайта – это четкая схема, по которой будет разрабатываться ресурс. Наглядная структура покажет вид будущего сайта.
Существуют классические составляющие структуры любого сайта, но есть и дополнительные фишки, которые преследуют свою цель. Например, в интернет-магазине обязательно должна быть страница для оплаты, а в лендинге – место под призыв к действию. Иначе для чего все затевается?
Описание структуры сайта
Любой ресурс создается согласно определенному плану. Именно он отображает структуру сайта. В плане обязательно указывается, как должны располагаться страницы ресурса относительно друг друга. Чаще всего это делается в виде графической схемы с отдельными блоками и связывающими их стрелками.
Структура может быть внешней и внутренней. Внешняя представляет собой макет страницы, на котором блоками обозначены отдельные ее элементы. Внутренняя структура включает в себя категории и разделы сайта и отношение к ним отдельных страниц. Ее сложнее всего организовать правильно.
Схема ресурса в первую очередь зависит от его специфики и направленности, того, какую бизнес-задачу он решает. Если речь идет об одностраничном сайте-визитке, то составить его план довольно просто: на одной странице будет размещаться вся основная информация. Другое дело – информационный портал или интернет-магазин.
Требования к структуре сайта могут быть разными, однако независимо от них информация должна подаваться таким образом, чтобы пользователи:
Помимо перечисленного, размещенный контент должен улучшать положение сайта в поисковых выдачах.
Формирование четкой структуры ресурса дает следующие преимущества:
4 вида структуры сайта
Линейная
Логика такой структуры – ознакомить пользователей сайта со всеми его страницами, расположенными в определенной последовательности. Линейная схема применяется в сайтах-презентациях и портфолио. Из главной страницы как бы вытекают все остальные и расставляются цепочкой, звенья которой взаимосвязаны. Подобная структура не удобна для продвижения. Это обусловлено тем, что рекламировать можно только главную страницу.
Линейная с ответвлениями
Пример – сайт-портфолио фотомодели, работающей в нескольких разных стилях. Благодаря ответвлениям на одном сайте можно показывать сразу несколько продуктов. Переходя на ветку, пользователь будет видеть постраничную презентацию товара. Линейная структура с ответвлениями подразумевает, что у сайта будет одна главная страница, но несколько последних. Для продвижения схема также не удобна.
Блочная
Подразумевает, что есть несколько равнозначных страниц, на которые ссылаются все остальные. Блочная структура сайта подходит для презентации продукта: на страницах можно разместить описания отдельных свойств или характеристик товара. Все страницы будут перелинкованы и связаны с главной, благодаря чему сайт будет легче продвигать. Однако блочная верстка достаточно специфична и подходит не всем видам ресурсов.
Древовидная
Наиболее универсальный вариант. В нем каждому товару или услуге отводится отдельная ветка: раздел или подраздел. Привычнее всего пользователям общаться именно с такими ресурсами. При древовидной структуре смысловая нагрузка делится между главной страницей и отдельными разделами, так как с ними линкуются отдельные страницы. Для продвижения это наиболее оптимальный вариант, позволяющий рекламировать сразу несколько разделов сайта.
Пример древовидной верстки в URL:
Из-за сильной разветвлённости древовидная структура сайта в виде схемы воспринимается проще и нагляднее.
Требования к структуре сайта от Яндекса и Гугла
Все онлайн-ресурсы затачиваются под поисковые системы, так как иначе пользователи их не увидят. Поэтому, говоря о требованиях к верстке, нельзя не вспомнить о Яндексе и Google.
Поисковые системы анализируют верстку ресурса по-своему. Их оценка сильно отличается от пользовательской, так как основывается на других принципах. Поисковые системы исследуют URL-структуру сайта. И у них есть определенные требования.
Рекомендации от Яндекса
Поисковик в своем саппорте разместил детальное описание требований к структуре сайтов. Можно зайти на страницу технической поддержки и ознакомиться с ними. Если говорить коротко, то суть этих рекомендаций заключается в следующем:
Нельзя сказать, что требования просты. По большей части они касаются не только структуры, но и всего сайта целиком. Однако с предписаниями приходится считаться, так как Яндекс – популярнейший поисковик с огромной аудиторией.
Рекомендации от Google
Этот поисковик лаконичен. В отличие от Яндекса его требования к верстке просты, понятны и занимают всего несколько строк:
4 варианта создания структуры сайта
Предположим, вид структуры сайта выбран: линейная, линейная с ответвлениями, блочная или древовидная. Следующий шаг – определиться, как он будет реализован на практике, то есть запланировать страницы, разделы, подразделы и т. п. Визуальное представление (шрифт, цвет кнопок, расположение меню и пр.) пока не обсуждаются.
Структура во многом зависит от того, какие задачи должен решать ресурс. Выделяют четыре основных вида сайтов: визитка, коммерческий, информационный или блог, интернет-магазин. Остановимся на каждом подробнее.
Сайт-визитка
Обладает самой простой структурой. Как правило, состоит всего из двух уровней: главной страницы и остальных.
Коммерческий сайт
Такой ресурс должен решать более сложную бизнес-задачу, чем знакомство с компанией. Поэтому понадобится и более разветвлённая структура с дополнительными уровнями страниц. Например, основные страницы можно посвятить главным направлениям работы предприятия, а подразделы – более узким сферам деятельности. Такое решение оптимально для компаний, оказывающих услуги, или любых других коммерческих организаций. Однако функция интернет-торговли здесь не предусмотрена.
Информационный портал и блог
Здесь многоуровневость создается с помощью разделов, которые состоят из отдельных страниц. На эти страницы невозможно попасть из главного меню. Это основное отличие информационного сайта от коммерческого, на все подстраницы которого можно перейти из меню. Исключение – страницы со статьями. Иногда доступ к ним делают не только из меню, но даже с главной страницы.
С количеством разделов и подразделов нужно определиться до утверждения структуры сайта, то есть на этапе проработки. Если речь идет о личном блоге, нужно заранее продумать, каким темам будут посвящены публикуемые статьи и как читатели смогут найти их на сайте.
Если планируется зарабатывать на рекламе, то верстка ресурса должна основываться на семантическом ядре.
Интернет-магазин
Пожалуй, самый сложный по своей структуре вид сайтов. Чтобы учесть все поисковые запросы пользователей, потребуется создать не только многоуровневую систему разделов и подразделов, но и внедрить фильтры. И здесь важно не ошибиться и правильно решить, какие свойства реализуемых товаров пойдут в фильтры. Например, если магазин занимается продажей мягкой мебели, логично разделить ассортимент по качеству обивки (ткань, натуральная кожа, экокожа и т. п.), а не по цвету.
Хотя можно установить несколько фильтров, и тогда пользователи смогут группировать товары сразу по двум-трем и более свойствам. Ведь если магазин специализируется на продаже именно разноцветной мебели, то логично сделать фильтр по цветам. Разветвленная система фильтрации необходима, когда у товаров есть несколько основных характеристик, по которым люди их ищут в поисковых системах. Например, это может быть сочетание цвета и конструкции (диван синий угловой) или размера, цвета и материала (кровать двуспальная белая из дерева).
Фильтры необходимы, когда товары имеют несколько основных характеристик и варианты их сочетаний. Если же магазин специализируется на реализации конкретного продукта, например, одеял из верблюжьей шерсти, у которых меняется только размер, то система фильтрации не нужна.
У разделов каталога сайта могут быть как одинаковые фильтры, так и разные. Здесь все зависит от специфики реализуемой продукции.
Страницы, фигурирующие в структуре сайта
На сегодняшний день особой популярностью пользуются одностраничные сайты. Их структура проста, а создание несложное. Однако такой вид сайтов подходит не под все бизнес-задачи. Поэтому чаще всего встречаются многостраничные ресурсы.
Существует перечень базовых страниц. Не все они обязательно должны присутствовать в структуре сайта, однако поисковые системы обращают внимание на их наличие. Таким образом, включение базовых страниц в схему ресурса может облегчить продвижение по ключевым запросам.
К основным страницам относятся следующие:
Главная
Название отражает суть этой страницы. С нее пользователи должны иметь возможность попасть в любой раздел и подраздел ресурса. Структура страницы сайта может быть очень сложной. В первую очередь это касается главной страницы. Часто ее верстают в самый последний момент, когда известны основные разделы площадки и ее общая схема.
Следует иметь в виду, что сейчас присутствие слова «главная» не популярно. Оно занимает много места и часто не вписывается в дизайн. Вместо «главная» используется иконка в виде домика, название фирмы или ее логотип.
Контакты
Это также одна из самых важных страниц структуры сайта. От того, легко ли ее найти и как она оформлена, зависит эффективность коммуникации с пользователями. Если у компании несколько каналов связи, то, как правило, приоритетные размещаются в шапке сайта, а остальные в «Контактах».
Поисковые системы в первую очередь оценивают наличие этой страницы, поэтому важно, чтобы на ней была размещена максимально подробная информация о способах связи с компанией: городские телефоны, факс, электронную почту, фактический адрес с картой или схемой проезда, социальные сети, мессенджеры. Можно добавить реквизиты фирмы. Обязательно наличие микроразметки schema.org.
Если у компании несколько городских номеров или почтовых ящиков, необходимо обозначить, какой за что отвечает. Также на странице «Контакты» должен присутствовать распорядок работы фирмы и период, в который принимаются звонки.
Типичными ошибками являются скудная контактная информация, непривлекательный дизайн, отсутствие микроразметки и стимулов связаться с компанией.
Доставка
Если площадка занимается реализацией товаров, она так или иначе связана с доставкой. Даже если компания сама не оказывает транспортные услуги, на сайте обязательно должна быть страница с подробным описанием того, как можно получить заказ. Например, можно разместить список рекомендованных транспортных компаний и номера их телефонов. Главное, чтобы клиент понимал, как он получит свой заказ. Это существенно увеличит вероятность совершения покупки.
Когда речь идет о доставке, обязательно нужно указывать, платная она или бесплатная, сроки, условия оказания услуги, время работы, способы транспортировки. Ссылки на пункты выдачи товаров или офисы транспортных компаний помогут пользователям сориентироваться в выборе способа доставки.
Оплата
Если компания занимается реализацией товаров, значит, на сайте предусмотрена система оплаты заказов. Ее детальное описание следует сделать доступным для клиентов. Еще до совершения покупки пользователи должны понимать, какими способами смогут оплатить заказ.
Вопрос ответ (FAQ)
Почему-то многие компании исключают этот раздел из структуры сайта, а ведь он очень важен. Как правило, люди задают примерно одинаковые вопросы. Если ответы на них разместить на сайте, это снимет часть нагрузки с телефонных операторов.
О компании
Многие фирмы на этой странице рассказывают о периоде становления и своих достижениях. Это ошибка. Эффективнее говорить о том, что компания может дать своим клиентам и подкреплять обещания дипломами, кейсами и примерами решенных проблем.
Отзывы (Обратная связь)
Если компания постоянно контактирует с клиентами, этот раздел необходим. Он должен быть легкодоступным и простым для заполнения. Не стоит делать раздел доступным только для зарегистрированных пользователей. Отзывы должны быть открыты для всех желающих их почитать.
Многие фирмы стимулируют своих клиентов делиться комментариями, предлагая подарки и дополнительные скидки. Хорошо зарекомендовали себя видеоотзывы. Если есть возможность включить их в структуру сайта, это нужно сделать.
Типичные ошибки – размещение отзывов с одного IP, заказные комментарии с завышенной оценкой компании, анонимные отзывы, небольшое количество публикаций.
Для партнёров (Оптовым клиентам)
В структуре сайтов онлайн-магазинов часто есть раздел «Для оптовых покупателей». Он помогает разграничить аудитории и наладить общение с партнерами. Как правило, страница содержит описание условий оптовых закупок или размещения рекламы.
Новости (Блог, события, статьи)
Этот раздел помогает привлекать пользователей из поисковиков. Публикуемый контент должен не только содержать ключевые запросы, но и быть интересным и полезным для посетителей сайта. Размещать материал следует регулярно и постоянно. Если у компании нет новостей, то лучше исключить этот раздел из структуры ресурса.
Типичные ошибки – публикации ненужного материала (например, поздравлений с государственными праздниками), редкое размещение статей (раз в месяц), некачественный контент.
Услуги
Бывает так, что компания оказывает несколько услуг, но на сайте они объединены на одной странице. Такая подача сведений о деятельности фирмы неэффективна. Она не дает притока пользователей из поисковиков. Рекомендуется под каждый продукт делать отдельную страницу, на которой будет опубликована максимально подробная информация об оказываемой услуге, желательно с примерами работ, фото и видео.
Страница ошибки 404
Многие компании не уделяют этой странице внимания, из-за чего теряют часть посетителей. Страница с ошибкой 404 должна быть оформлена в том же стиле, что и основной сайт. На ней следует разместить информацию для пользователей о том, почему они попали сюда и что делать дальше.
Посетителям можно предложить перейти на главную страницу сайта, на основные разделы ресурса или в карточку похожего товара. Обязательно должны быть ссылки на перечисленные страницы.
Типичные ошибки – отсутствие страницы 404, другой дизайн, отличимый от основного сайта, отсутствие информации для пользователей о том, что делать дальше.
Важность призыва к действию в структуре сайта
Какой бы ни была структура сайта, схема обязательно должна предусматривать призыв к действию. Как правило, он размещается в тексте несколько раз. Первый – сразу после специального предложения. Второй раз – в середине текста. Третий – в конце. Если текст длинный, призывов к действию может быть и больше. Они могут быть сформулированы одинаково или по-разному в зависимости от общего контекста статьи.
Иногда призывы делают двойными, например, «Купите товар и оформите подписку». Или добавляют предложение о выгоде: «Запишитесь на консультацию. Первая бесплатно!». Или ограничивают срок действия предложения: «Купите новые шины. Только сегодня скидка 20 %».
Если товар недорогой и его покупка не требует долгого обдумывания, призыв формулируется с помощью глаголов, обозначающих немедленное действие: купи, закажи, подпишись и т. п.
Когда товар дорогой или сложный или продажи осуществляются в В2В-сегменте, процесс принятия решения о покупке может занять долгое время. Призывы к немедленному действию здесь не сработают. Поэтому продавцы делают акцент на общение с клиентами и установление с ними крепкой эмоциональной связи. Потенциальных покупателей приглашают на бесплатные консультации, клиентские мероприятия, предоставляют пробную версию продукта и т. п.
Также в продажах дорогого или сложного товара для мотивации клиентов часто используются буклеты, электронные рассылки или ссылки. Они нужны тогда, когда потенциальный покупатель не готов общаться с менеджером по телефону или при личной встрече, но ему необходима информация о товаре, которая поможет принять окончательное решение.
Как правило, в конце посадочной страницы, помимо последнего призыва к действию, размещаются контакты компании, ссылка на форму оформления заказа, схема проезда, если у фирмы есть офлайн-офис.
Дополнительные фишки в структуре сайта
В процессе управления структурой сайта можно добавлять различные элементы, которые способны повысить эффективность ресурса. К таким фишкам относятся:
Сценарии использования товара
Примеры того, как можно использовать товар, могут положительно повлиять на его продажи. Форма подачи информации стандартная: заголовок, описание и фото или видеоролик.
Форма подписки
Для многих сайтов одно из целевых действий – оформление подписки. Ведь если человек пока не готов купить, но согласен участвовать в рассылке, со временем он может стать постоянным клиентом. Как правило, форма имеет заголовок и содержит минимальное количество полей.
Расписание события
Используется, если сайт посвящен мероприятию, протяжённому по времени и состоящему из отдельных этапов. Как правило, расписание оформляется как таблица или таймлайн. Если в событии принимает участие несколько спикеров, желательно разместить их ФИО и фото.
Счетчик обратного отсчета
Его основное предназначение – показать, сколько времени осталось до окончания срока действия, например, специального предложения. Счетчики мотивируют потенциальных потребителей быстрее принимать решение о покупке. Как правило, расположены в категории «Обложка».
Другой вариант использования счетчика – показать, сколько времени осталось до выхода товара в свет или старта продаж. Такой рекламный ход способен собрать целевую аудиторию еще на этапе изготовления продукта. Счетчик можно разместить на главной странице или на форме сбора подписчиков.
Видеоконтент
С помощью видеоматериалов можно наглядно объяснить миссию проекта, показать, как использовать продукт, продемонстрировать новые достижения, истории успеха и собрать отзывы пользователей. Ролики следует размещать в галерее, в поп-апах, а также внутри статей и текстов.
Тезисный список преимуществ
Как правило, блок «Наши преимущества» имеет три-четыре позиции с описанием и фото. Здесь же речь идет именно о тезисной подаче, то есть пользователям предлагается список из пяти и более пунктов. Примеры заголовков: «7 причин выбрать наш ресторан», «Почему модницы выбирают наши сумки» и т. п.
Истории успеха клиентов
Ничто так не мотивирует к покупке, как истории успеха других людей. В публикациях должно рассказываться о том, как люди добились поставленной цели благодаря продаваемому на сайте продукту. Хорошо, если герои историй будут совершенно не похожи друг на друга, как и их достижения. Это наглядно продемонстрирует диапазон использования продукта. Для некоторых сегментов бизнеса актуальны будут фотографии из разряда «до и после».
Всплывающие окна
Чаще всего в поп-апах размещается информация об акциях или предложение оформить подписку. Всплывающие окна могут появляться как самостоятельно, так и в результате определенного действия посетителя, например, нажатия кнопки.
Факты роста в цифрах
Цифры наглядны, легко воспринимаются и запоминаются, привлекают внимание. Оптимально разместить 3-4 факта, выраженных числами, с кратким описанием каждого.
Кнопки обратной связи
От этих элементов напрямую зависит успешность коммуникации с аудиторией. Ведь чем проще человеку связаться с компанией, тем большим доверием он к ней проникнется. А от уровня лояльности целевой аудитории, как известно, напрямую зависит конверсия.
Здесь есть два варианта. Первый – залипающее меню со ссылками к основным разделам сайта. Второй – боковая навигация с точками. Она не отвлекает внимание пользователей, но в то же время позволяет быстро попасть в нужное место.
На многих сайтах главная проблема с меню – его перегруженность. Этот раздел начинает больше отвлекать внимание и раздражать, чем помогать. Поэтому главное – не делать слишком большое количество полей и использовать только короткие слова.
Иконки социальных сетей
Бывают двух видов: со ссылкой на профиль компании и на шаринг. Иконки могут располагаться в шапке главной страницы, в контактах, во всплывающих окнах.
Социальные сети – еще один канал установления эффективной коммуникации с целевой аудиторией. В первую очередь он ориентирован на тех пользователей, которые проводят много времени в онлайн-пространстве и для которых важно, насколько у компании много расшариваний, лайков и комментариев.
Мотивирующая фраза
Эмоциональный, вдохновляющий призыв, размещенный на фоне атмосферного фото или видео, способен пробудить в человеке светлые чувства, натолкнуть на определенную мысль и просто надолго запомниться. Мотивирующие фразы делают сайт менее строгим и формальным. Также они помогают установить прочную эмоциональную связь с аудиторией, основанную на общих ценностях.
11 советов по разработке структуры сайта
Представление структуры сайта должно основываться не только на потребностях компании, но и на требованиях поисковых систем. Ниже описаны основные правила индексирования, по которым работают Яндекс и Google: