в чем балерины репетируют
В чем балерины репетируют
Виктория Терёшкина: «Я встаю первая, умываюсь-одеваюсь, в 8 часов бужу дочку. Муж просыпается тоже в восемь, мы вместе садимся в машину и отводим дочку в детский сад, а потом едем вместе завтракать. У нас рядом с домом есть приятное кафе; там, как обычно, кофе, круассаны, можно яичницу съесть. Потом я возвращаюсь домой и начинаю приводить квартиру в порядок, потому что после вечерних игр игрушки ребенка разбросаны по всему дому. Занимаюсь уборкой, стиркой; может быть, успею даже до класса сделать маникюр. Вечером я забираю ребенка из садика и веду ее на художественную гимнастику».
«Люди часто говорят: “Ну, наверное, в день спектакля отдыхаешь, а с ребенком бабушка“. Нет, все как у всех: я иду с дочкой на прогулку, кормлю ее, не отдыхаю днем ногами кверху».
В прошлом очень немногие балерины могли позволить себе или решались иметь детей. Наталия Дудинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая сделали выбор в пользу искусства.
Виктория Терёшкина: «Поколение наших педагогов редко имело детей: почему-то считалось, что трудно восстановить дородовую форму. С другой стороны, и танцевали раньше дольше, хотя я не связываю это с материнством. Думаю, требования к танцовщикам были другие — не так гнуться, не так высоко ноги поднимать — и тело не так сильно изнашивалось».
В этом плане особняком стоит пример Аллы Осипенко, которая родила в 30 лет и продолжила успешную карьеру в танце. Сейчас у многих выдающихся танцовщиц есть дети: растут дочери у Ульяны Лопаткиной и Светланы Захаровой и сын — у Дианы Вишневой, а, например, у солисток Мариинского театра Яны Селиной и Олеси Новиковой аж по трое детей. Некоторые решают завести ребенка, совмещая декрет с периодом вынужденной творческой передышки — лечением травмы или восстановлением после операции. Другие идут на это совершенно осознанно, чувствуя в себе силы и готовность.
Виктория Терёшкина: «Мне врачи разрешили качать пресс уже через полтора месяца после родов. За время декрета я не делала ни-че-го и набрала четырнадцать килограммов. К счастью, диета кормящей матери очень простая, а когда добавляешь физические нагрузки, сбросить вес получается почти само собой. Вернулась я на сцену в спектакле “Юноша и смерть“ — не сложном, но драматичном, а в классическом спектакле вышла, когда дочке было пять месяцев».
Рабочие дни
Еще в 1960-е девушки на класс приходили в специальной балетной одежде, хитонах — стилизованных античных туниках, то есть тонких однослойных платьях или юбках, — как правило, из шифона. А сейчас разрешается заниматься в чем хочешь. В основном танцовщики предпочитают современную спортивную одежду, но остаются еще любители старых заношенных футболок и штопаных трико, которые мы часто видим на фотографиях с репетиций. Обязательный элемент экипировки — чуни, или утепленные валенки, которые во время передышки не дают остыть стопам.
После класса — репетиции, одна-две в день, часто график зависит от наличия свободных репетиционных залов. Для подготовки уже знакомой партии нужно около пяти репетиций, для нового спектакля — может быть около месяца ежедневного интенсивного репетиционного процесса.
Репетиции бывают парные и индивидуальные, на которых отдельно прорабатываются сольные вариации. Иногда нужно прогнать весь спектакль. Партнера для спектакля сейчас, как правило, не выбирают, решение остается за администрацией театра. Правда, бывают и исключения.
Виктория Терёшкина: «Когда я готовила премьеру “Жизели“, я очень просила дать мне в партнеры Женю Иванченко, потому что он сильный и высокий, а мне хотелось, чтобы моя хрупкая героиня смотрела на Альберта снизу вверх».
Алла Осипенко: «В наше время часто были дуэты, которые всегда танцевали вместе, например Дудинская — Сергеев. Я часто танцевала с моим мужем, Джоном Марковским. Такое постоянное партнерство давало бóльшую глубину и силу нашим эмоциям на сцене».
График
Несмотря на то что афиши театров формируются на год вперед, свое персональное расписание спектаклей танцовщики знают только на несколько недель.
Виктория Терёшкина: «Иногда зрители пишут мне лично и спрашивают, когда я буду выступать, потому что хотят попасть именно на меня. И я отвечаю, когда узнаю».
В месяц балерина танцует ведущую партию в среднем в двух-трех спектаклях, и все признаются, что хотели бы больше, несмотря на физическую усталость. Кордебалету особенно тяжело, потому что они танцуют каждый день, но сейчас им хотя бы оплачивают каждый выход. Балерины тоже получают отдельно оклад, и дополнительно — премию за каждый спектакль. Бывает, что в случае травмы или болезни другой артистки балерины выходят на замену; на каждый спектакль в каждой солирующей роли также предусмотрена «страховка» — дублер, который во время представления находится в театре и готов в экстренном случае выйти на сцену.
В день спектакля балерина приходит в театр примерно за два часа до начала, гримируется, делает прическу, надевает костюм. Грим часто наносят сами, а средства для макияжа покупают не только в профессиональных, но и в обычных косметических магазинах. Перед выступлением, конечно, нервничают.
Алла Осипенко: «У меня волнение, по-моему, отнимало 50 % моего выступления. Бывали такие репетиции, что все охали и ахали, как прекрасно получалось, а выходишь на сцену — и не можешь такого повторить».
В антракте
Пока зрители занимают очереди в буфете, артисты быстро переодеваются или принимают душ — например, между вторым и третьим актом в балете «Баядерка». Гримерку делят на несколько человек, подбирая себе соседок по характеру и увлечениям.
Виктория Терёшкина: « У нас гримерка на пятерых. Недавно одна девочка ушла, и мы устроили “конкурс” на вакантное место; обсуждали, с кем нам будет весело и легко».
И нет, булавки в костюмы и стекла в пуанты — как в фильме с Натали Портман — никому никому не подкладывает. В театре, как в любой организации, есть дружеские отношения, а есть рабочие, но кровавой вражды нет.
Что у танцора под трико Или любопытные факты из балетной жизни
Всё то, о чём вы хотели знать, но стеснялись спросить
Разобраться в слухах и фактах помогает артист Большого театра оперы и балета Беларуси Геннадий Кулинкович.
Артисты балета хрупкие и пушистые?
Слухи. За одно выступление артист балета поднимает и переносит около 2 тонн веса.
Правда. Физические нагрузки действительно большие. На сцене — это зависит от постановки, конечно — артист балета, мужчина по много раз поднимает балерину. В современных постановках только и делаешь, что поднял-поставил, поднял-поставил, поднял, покружил, поставил. Если сосчитать количество поднятий, то да, две тонны — это реальное число. Вдобавок, артисты балета много репетируют и тренируются. Это тоже нагрузка. У нас репетиции каждый день, кроме выходного дня, который один раз в неделю. Плюс выступления.
Артисты балета чаще болеют
Слухи. Из-за больших нагрузок и постоянных диет танцоры балета болеют чаще других.
Правда. Балетные репетиционные залы Большого театра Беларуси оснащены бактерицидными лампами, как в больнице. Зимой, когда начинается грипп и появляются другие вирусы, то отдельный работник включает эти лампы на полчаса, чтобы помещение обеззаразить. Это очень важно, чтобы болезни не распространялись: мы все работаем в тесном контакте, по много часов тренируемся, репетируем. Если кто-то принес болезнь, то она нейтрализуется.
Профессиональные болезни в балете
Слухи. Ноги — самое больное место на теле танцора.
Правда. Отчасти это правда. Профессиональные болезни танцоров — это болезни суставов. У артистов балета выступают косточки у больших пальцев ног, суставы воспаляются, естественно, болят. У женщин эта болезнь тоже есть, но она обусловлена неудобной, тесной обувью, деформирующей стопу. У балетных мастеров — постоянными нагрузками на пальцы и переднюю часть стопы: многие движения в балете выполняются на носочках.
Второй распространенный класс проблем со здоровьем — это опущения внутренних органов от постоянных прыжков. Все индивидуально, но зачастую опускаются почки, сердце, другие внутренние органы, которые впоследствии давят на мочевой пузырь.
Молодые пенсионеры
Слухи. Часть людей считает, что балерины слишком рано уходят на пенсию.
Правда. Артисты балета по закону выходят на пенсию, имея 23 года рабочего стажа. Время декретного отпуска в стаж не засчитывается. В итоге артисты балета становятся молодыми пенсионерами. Однако многие из них фактически не уходят на заслуженный отдых: в зависимости от состояния здоровья танцоры на пенсии работают репетиторами, преподавателями, постановщиками, работниками сцены, костюмерами и тому подобное.
Ненормальный режим работы
Слухи. У артистов театра балета два выходных в неделю, как и у обычных граждан
Правда. Артисты балета работают 6 дней в неделю. Выходной один — в понедельник. На летнее время, в связи с тем, что зрители мигрируют на дачи и на моря, выходной в Большом театре переносят на субботу. Женская часть труппы этому рада: наконец-то появляется возможность провести время с семьей. Мужчины ворчат: когда выходной в понедельник, можно хотя бы отдохнуть и не заниматься домашними делами.
Рабочий день у балетных мастеров тоже ненормальный в понимании обычного человека: с 10:00 до 15:00, затем трехчасовой перерыв, после перерыва работа возобновляется в 18:00 в связи с вечерними постановками. Заканчивается официальный рабочий день у работников балета в 21:00.
Большой перерыв необходим, чтобы после утренних тренировок и репетиций тело успело отдохнуть и восстановиться перед вечерней работой.
Для молодых танцоров это удобно: в перерыве можно учиться. Геннадий Куллинкович, например, так получил высшее хореографическое образование. Но сейчас он в этом графике видит мало плюсов.
«С таким графиком очень сложно устроить личную жизнь. Вот посмотрите на меня: 38 лет, а ни семьи, ни детей. Вся жизнь в театре», — говорит Геннадий.
Балет и дети несовместимы?
Слухи. В силу требований ко внешности, балеринам приходится отказываться от материнства.
Правда. Заводить семью и детей в разгар карьеры артистам балета действительно сложнее, чем представителям других профессий: сказывается и рабочий график, и то, что на послеродовое восстановление формы нужны время и силы. Так что девушки пользуются двумя стратегиями: или заводят семью и детей сразу после училища/вуза, или откладывают это до времени, когда выйдут на пенсию.
Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, в Большом театре Беларуси есть балерины, у которых по двое, а у некоторых даже по трое детей.
«Мы точно так же, как и врачи, учителя, совмещаем работу и беременность. Планируем, уходим в декретный отпуск, восстанавливаемся и работаем дальше. Это дело каждой отдельной артистки, но при беременности — чем раньше уйдешь из танцевальной деятельности, тем лучше для тебя и будущего ребенка. Это связано с рисками: здесь нужно гнуться, прыгать, можно упасть и повредиться», — рассказали Naviny.by балерины Большого.
«Мы самые лучшие мамы, жены, а еще умеем танцевать и ходить по кухне на цыпочках», — шутят балерины в ответ на вопрос о специфике семейной жизни.
Раз танцует в балете, значит, гей
Слухи. Среди артистов балета много геев.
Как одеваются балерины – на репетициях и в жизни, рассказывает Елизавета Таранда
Балерины на сцене порхают в облаке тюля и сиянии камней, но это, разумеется, только на сцене. Каждый день, приходя на работу, артистки переодеваются в боди-купальник, трико или тонкие легинсы, теплые штаны для разогрева, облегающий пуловер с рукавами.
Держи ноги в тепле
На ноги поверх мягких балетных туфелек надеваются сапожки, их еще называют чуни, в них балерины и танцовщики передвигаются по всему театру, репетиционным залам, ходят в них в буфет. Дело в том, что стопы у артистов – это самая ценная и уязвимая часть тела.
Ноги держат в тепле, кроме того, они очень устают и надеть на себя мягкие тапочки или сапожки – это своего рода «спа» для ножек.
Боди и трико
Балетные боди бывают самых разных фасонов и моделей, но всегда без украшений, так как могут помешать на репетиции и поцарапать руки партнера. На тоненьких лямочках, с V-образным вырезом, круглым, овальным, со вставками и без, бархатные, хлопковые и стрейчевые.
Каждая танцовщица старается носить модели, подчеркивающие достоинства ее фигуры. Даже цвет играет роль. Многие балерины сами занялись дизайном боди и успешно продают их коллегам.
Также в ходу разнообразные гетры, длинные, короткие, для стоп и икр, их носят, чтобы сохранять тепло или чтобы разогреться. Есть множество балерин, которые надевают трико (розовые колготки) поверх купальников.
Для меня это неэстетично, но многим так удобнее. В балетных училищах нас учили надевать колготки под боди, а сверху боди – юбочку, делать аккуратные прически.
В театре дисциплина уже мягче: кто-то любит одежду для йоги и фитнеса, сочетая с классическими деталями для балета.
Топ, Nike; юбка, Dior. Прическа и макияж: Вика Вакулюк
О прическах
Лично я люблю артисток со строгой прической даже на репетиции! Я сама чувствую себя более собранной и вдумчивой, когда у меня на голове не тайфун прошелся, а полный порядок, волосок к волоску.
Искусство превыше всего
У многих, кто интересуется жизнью артистов вне сцены, возникает вопрос, почему танцовщики так неинтересно одеваются в жизни, хотя понимают про красоту и тело больше, чем кто-либо еще.
Во-первых, большое влияние оказали наши предшественники, жившие во время великих ограничений и в отсутствие выбора. До сих пор ходят легенды о вытянутых, старых, драных халатах, в которых рассекали звезды золотого века Большого театра.
Во-вторых, на репетициях нас приучали думать об образе, а не о том, как всячески себя украшать во время рабочего процесса.
И, наконец, бессмысленно подбирать брюки к блузке, так как, придя на работу, мы все равно переоденемся в нашу репетиционную одежду. До театра все предпочитают добираться в максимально комфортной и теплой одежде, так как надо настроить свое тело на работу.
На выход
Если запланирован фуршет после спектакля, девушки заранее приносят в театр туфли и платья, чтобы переодеться в вечернее, постоять на фуршете нарядными и после облачиться опять в удобную одежду, чтобы добраться за полночь домой.
Артисты – вечные Золушки, у которых совсем немного времени, чтобы поблистать на сцене, а с закрытием занавеса мы вновь возвращаемся к своему спортивному костюму, кроссовкам. Стиль и мода становятся жертвами, принесенными искусству танца.
«Били за любую прибавку в весе». Исповедь балерины об изнанке танцевального мира
Русская школа балета знаменита во всем мире. Хрупкие женщины, танцующие на кончиках пальцев, невероятно красивый и женственный образ. Но что стоит за этой красотой? Тяжкий труд, дисциплина и постоянные голодовки. Бывшая балерина откровенно рассказала о своем опыте.
Про отсутствие комплексов и гастроли
Что происходит, когда девочка хочет заняться хореографией или балетом? Если ее родители отдают в эти кружки, то у нее через месяц отваливаются все комплексы. Раздевалка общая, девочки и мальчики, могут забежать коллеги с бальных танцев, с акробатики — потом уже не паришься. На гастролях еще хуже, иногда приходилось переодеваться прямо в зрительном зале, потому что гримерки заняты. Зрителей нет, но все коллеги рядом, даже мальчики.
Гастроли были от Подзалупинска до Сеула, родители только рады были принимать грамоты и медали, спонсировать эти поездки и выбивать недостающее из городского бюджета. А мы, дети, рады шататься и прогуливать уроки.
Про еду
Строго. Очень строго. Могли наорать, побить игрушечным молотком за любую прибавку в весе. Набрала 200 граммов — прыгай сотте дополнительные 60 раз. Привычка не жрать, если срочно надо скинуть вес, осталась. Просто ешь кефир и огурцы, на правильное питание сесть проблема. За спиной грозный учитель, который наорет за сытный, но ненекалорийный рацион, так как вздует живот и прыжок будет хуже. Балерина должна порхать же. И в идеале питаться воздухом.
Расскажу на примере склонных к полноте. Очень популярны были чаи и ксеникал. То есть диет не было в принципе. Либо монодиеты. Гречка без соли с водой и так далее. Но это огромный вред ЖКТ. До сих пор не понимаю, почему у балерин не приветствуется правильное питание.
Родители, кстати, горячо включаются в кампанию под названием «Ты жирная!» и лишают детей не только вожделенных сладостей, но и элементарной еды, необходимой для детского организма. А в этом возрасте закладываются основы: кости, хрящи, суставы.
Про аккуратность
Сутулишься? Стой у станка до усрачки, пока осанку держать не научишься.
Испачкала пачку и боди для занятий? Крути фуэте, когда остальные убежали домой, в следующий раз будешь аккуратнее. Прическа. Выбилась прядь? Остаешься в зале и крути фуэте.
Про травмы
На неокрепшие связки и суставы обрушиваются такие нагрузки, что взрослым и не снилось. А после тридцати уже требуются мази, ортезы, обезболивающее. Только идиот может предположить, что с разбитыми голеностопами можно «приседать в фитнес-клубе». Там порой с утра на унитаз не сядешь и ванну не перешагнешь.
У меня вывернуты оба голеностопа, я уже третий год не ношу каблуки, которые трепетно люблю, потому что любая кочка для меня *****. Выворачивается и опухает нога, после чего я радостно хромаю около недели. Мне теперь только ЛФК и шахматы. С травмированными ногами не разбежишься.
Пальцы на ногах становятся непривлекательными. Меня коснулись только «косточки» у больших пальцев. Да я всего 8 лет танцевала. У настоящих балерин на стопы страшно смотреть.
Про конкуренцию
Удивителен накал интриг среди этих 5-6-летних соплюшек: в борьбе за внимание тренера они бьют друг друга в раздевалках, пачкают и режут костюмы, выбрасывают инвентарь, радуются чужим травмам.
Я обожала, когда у меня что-то получалось лучше, чем других девочек. Ой, а на выступлениях чего только не было! И порезанные пуанты, и выбрасывание костюма, и рванье пачки. Одну поймала за руку, когда она мне в обувь стекло сыпала.
Самая дичь — подлить дихлофос в грим. Гримерка одна, но такие твари могут во всё налить. Хоть кислоту.
Про гомосексуализм
У тех, кто ушел дальше юношеских кружков, да. Но! Это присуще всем артистам, не только тем, кто в балете. Может, люди нетрадиционной ориентации более артистичны, не знаю. У художников точно процент гомосексуалистов выше, чем у танцоров. Я когда думала на эту тему, пришла к выводу, что, во-первых, сама обстановка снимает кучу комплексов. То есть если каждый день видишь кучу полуголых красивых тел, это уже не воспринимается как что-то запретное. Плюс врожденное умение видеть красоту во многом, в том числе и в представителях собственного пола.
Плюсы балета
Плюсы. Отличная фигура, самодисциплина, коммуникабельность. Был бы еще шпагат, но у меня была порвана мышца на ноге, сесть на шпагат могу, но хромота обеспечена. Кто-то может. Осанка тоже плюс. Сильные, нет, очень сильные ноги, ну и всё, наверное.
Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок стал второй Майей Плесецкой, лучше отдайте его на шашки и шахматы. И на аэробику. Если вы растите чемпиона, будьте готовы к тому, что спорт жесток. Очень жесток.
Елизавета Таранда – о театральной иерархии и том, как из артистки балета стать прима-балериной
Обычный человек всех, кто танцует на пуантах, называет балеринами. Но это ошибка. В театральной табели о рангах балерина – это должность, которую артистки кордебалета и солистки стараются заслужить.
Примы-балерины исполняют главные партии, например, Жизели в одноименном балете или Одетты/Одиллии в «Лебедином озере», солисткам достаются и главные, и второстепенные партии, а артистки балета танцуют только в кордебалете.
Конечно, театр – непредсказуемый организм. В нем частенько бывают внезапные замены, вводы новых исполнителей в спектакль. Амбициозная артистка кордебалета должна заявить, что знает хореографический текст, и готова выручить театр, выйдя без репетиций на сцену в форс-мажорных обстоятельствах.
«Лебединое озеро». Большой театр
Артистки балета
Любая артистка кордебалета отличается стройной фигурой, пропорциональной длиной ног и рук, имеет образование, полученное в государственном хореографическом училище, а также обладает академическим исполнением движений, артистизмом.
Все они занимаются в общем классе, ждут массовых сцен, которые репетируются после солистов, ведут профессиональную жизнь в театре с ненормированным и абсолютно непредсказуемым графиком. К сожалению, даже в крупных театрах существует неразбериха с занятостью артистов. Одни еле успевают с одной репетиции на другую, а некоторые могут весь день провести в театре и только пару раз пригодиться.
Разумеется, у артистов кордебалета ответственность и нагрузка совершенно иные, чем у солистов, поэтому у большинства из них к середине карьеры устроена личная жизнь, есть семья и дети.
Кристина Кретова, «Ромео и Джульетта». Фото: Наталья Воронова
Солистки
Солистки театра выделяются из артисток кордебалета стабильностью и индивидуальной красотой исполнения движений. Жизнь солистов имеет свои привилегии и более широкие творческие возможности, а значит, и груз ответственности за создаваемую на сцене роль. При этом ненормированный график такой же, как и у кордебалета.
Они много репетируют, нередко выезжают на гастроли, чтобы станцевать с местными артистами. Туризм солистов всегда ограничен театром, отелем и близлежащими заведениями – в отличие от артистов кордебалета, которые на гастролях всегда имеют больше возможностей увидеть страну и достопримечательности.
Примы-балерины
Балерины – высший класс танцовщиц. Они могут обладать нестандартной фигурой, физическими данными, могут быть невысокими или, наоборот, высокими, у некоторых могут быть не идеальной формы ноги, но их владение техникой или мастерство (читайте – магия танца) завораживает публику и профессионалов, возносит их над другими танцовщицами.
Настоящую приму видно в толпе – даже если это толпа танцовщиц, стройных, длинноногих сильфид с идеальными телами. Как бы ни был человек далек от искусства, он интуитивно покажет пальцем на шедевр в музее и инстинктивно начнет аплодировать стóящему внимания зрелищу.
Все будут танцевать синхронно и в ногу сообразно сценическому моменту, но истинная прима всегда привлечет взоры своим отношением к жесту, взглядом, даже дыханием. Это сочетание каких-то хромосом, которые отличают одаренных людей от других. И оно необъяснимо, ведь, если копаться в каждой звезде, можно найти массу противоречий.
Светлана Захарова и Александр Волчков, «Лебединое озеро», Большой театр
Балеринская стать
Уже выходя на точку, с которой начнется ее танец, балерина несет в себе образ героини: по-особенному держит спину и руки, определенным образом делает шаги по сцене и встает в позу, с которой начинается танец.
Критики всегда отмечают у звездных исполнителей присущее именно им чувство позы. Как выдающиеся актеры читают знакомый всем текст пьесы, но в одном им ведомом месте делают паузу или вздох, с особым ритмом и даже тембром голоса произносят знаменитое шекспировское «Быть или не быть?», так и балерины могут постоять в позе дольше, выбрать лейтмотивом своего танца переплетение плавных движений со стремительными вращениями или длительными паузами, балансируя на одной ноге.
Всё это делается в угоду образу, характеру персонажа, усилия не очевидны зрителю, танцовщики на подсознательном уровне рассказывают языком тела свою историю. В этом и проявляется балеринская стать, особая подача себя на сцене, излучение изнутри.
Танец – это жизнь
У прим-балерин такой плотный график, что только в периоды вынужденных простоев – во время восстановления после травм, в месяцы беременности – их режим немного ослабляется. Светлана Захарова смогла увидеть Милан только в период беременности, сопровождая своего мужа, скрипача Вадима Репина, на гастролях, хотя несколько лет была приглашенной звездой театра «Ла Скала». До этого ни минуты покоя, сплошные репетиции и перелеты.
Личная жизнь балерины нередко не складывается: выбирая артистку в спутницы жизни, приходится принимать ее стиль и образ жизни, ее правила, переживания и поводы для радости. Не всегда далекие от театра люди готовы к такой нагрузке, понятной только настоящим фанатикам танца. Поэтому отношения звезды обычно завязывают с коллегами по театру: балетный балетного поймет быстрее.
Большинство балерин заводят детей после 30 лет, когда работа уже стабильная, а поставленные профессиональные цели достигнуты. Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Диана Вишнёва, Евгения Образцова сыграли свою главную женскую роль – матери, будучи уже состоявшимися звездами. До этого на первом месте у них был только танец – то, без чего жизнь не может быть полноценной.