в чем автобиографичность образа мастера
Мастер — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Кто такой Мастер?
Автор романа оставил одного из центральных персонажей безымянным. Даже — дважды безымянным. Ведь он до того, как стал пациентом психиатрической больницы, был для читателя Мастером, а потом стал «номер сто восемнадцать». И на протяжении всего романа не упоминалось его имя. Читателю сообщается только возраст персонажа — около тридцати восьми лет.
Хотя Мастер упоминается в названии романа, читатель знакомится с ним только в одиннадцатой главе, а описывает его внешность Булгаков только в тринадцатой.
Мы знаем, что по образованию герой романа — историк. Знаем, что он работал в одном из московских музеев, который автор не называет. Также он весьма эрудирован, знает в совершенстве пять языков: английский, французский, немецкий, латынь и греческий, а также несколько хуже — итальянский.
Известно, что герой был женат, но несчастливо, и ко времени действия романа даже позабыл имя бывшей супруги. Кстати, наличие у персонажа несчастливого брака — в какой-то мере аллюзия на личную жизнь самого Михаила Булгакова, который в течение своей недолгой жизни был женат трижды.
Счастливый случай, позволивший Мастеру оставить работу и посвятить себя написанию романа о Понтии Пилате — выигрыш в лотерею ста тысяч рублей. Возможно, в этом эпизоде в какой-то мере отразились мечты самого Булгакова, который постоянно нуждался, а длительное время из-за непризнания и невостребованности жил в крайней бедности.
Но обретение возможности творить, не думая о хлебе насущном, не принесло счастья. Роман о Понтии Палате раскритиковали. Писатель прекрасно понимал, что это закрыло для него путь в литературу, лишило шансов полностью опубликовать хотя бы один роман. И хрупкая психика творца не выдержала.
Почему — Покой, а не Свет?
Но ни один из этих даров не был оценен по достоинству. Роман о Понтии Пилате, на создание которого было потрачено множество сил и времени, автор возненавидел из-за нападок на произведение. Хотя прекрасно понимал, чего на самом деле стоят деятели МАССОЛИТа, насколько они бездарны, конъюнктурны, а зачастую просто глупы и безграмотны.
Самым большим недостатком своего персонажа, который фактически перечеркнул его жизнь, была слабость. Бойцовские качества даже на уровне отстаивания своей точки зрения у Мастера отсутствуют. Он не смог защитить себя, найти своё место в этом мире, не сохранил свою любовь. И, в конце концов, сжёг роман и отрёкся от всего, во что верил. Ушёл в депрессию, в душевную болезнь.
Скорее всего, именно это отречение и повлияло на решение Иешуа даровать Мастеру не высшее благо, Свет, а только Покой. Света же, по логике Иешуа, заслуживает только человек, сохранявший верность своим убеждениям и ценностям, не смотря ни на что.
Вывод
Нет никаких сомнений в том, что образ Мастера — это если не литературный автопортрет Михаила Булгакова, то, по крайней мере, персонаж со значительной долей сходства с автором.
Возможно, жизненный путь Мастера — вариация на тему жизненного пути самого Булгакова, который, судя по его письмам и по воспоминаниям современников, боялся, что окончит свои дни в психиатрической лечебнице.
И в связи с биографией автора стоит упомянуть и роман его героя. В «Мастере и Маргарите» сожжённую автором рукопись вернули в наш мир Воланд и его свита. И Булгаков, понимая, что главный роман его жизни он не увидит опубликованным, вероятно, надеялся на какое-то чудо, вмешательство потусторонних сил, которое поможет сохранить его детище до того времени, когда оно сможет попасть к читателям.
При всех его недостатках Мастер всё-таки был симпатичен своему создателю. Ведь, в конце концов, автор даёт понять читателю, что его персонаж всё же не растратил свою земную жизнь попусту. Роман о Понтии Пилате возвращён в мир, а плохой поэт Иван Бездомный под влиянием «пациента сто восемнадцать» становится профессором Иваном Поныревым.
И в такой развязке жизни Мастера видится и желание самого Булгакова прожить жизнь не бесследно.
Характеристика образа Мастера может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Мастер в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание внешности и характера
Мастер сжигает свой роман. «Мастер и Маргарита» Иллюстрация О. Канторовича |
Мастер является одним из главных героев знаменитого романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
Мастер впервые упоминается в конце 11-ой главы. Подробное описание героя и его биография можно найти в 13-ой главе.
Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Мастер и Маргарита»
Мастер в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова: образ, характеристика, описание
Имя и фамилия Мастера в романе не указаны:
«. Я – мастер. »
«. У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. »
«. Тот, кто называл себя мастером, работал. »
«. Оставим, повторяю, мою фамилию, ее нет больше. «
Внешность Мастера
Описание внешности Мастера:
«. с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми. »
«. засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М»..»
«. печальная черная шапочка с желтой буквой «М»..»
«. Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше‑пугливо косился на огни свечей. »
«. седые нитки в голове и вечная складка у губ. »
«. Какой‑то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком‑то халате спускался вниз нетвердыми шагами. » (халат из клиники)
«. он был выбрит впервые, считая с той осенней ночи. «
У Мастера беспокойные и дикие глаза:
«. вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца. »
«. стал смотреть в землю угрюмыми больными глазами. »
«. встревоженными глазами. »
«. взор больного стал уже не так дик и беспокоен. »
«. Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня. «
Одежда Мастера в психиатрической клинике:
«. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат. »
«. Он был в своем больничном одеянии – в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался. »
«. мастер был в своем больничном белье. «
Характер и биография Мастера
Мастер является одиноким человеком. Он живет один в Москве, у него нет родных:
«. я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. »
«. Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. «
Мастер знает пять языков. Он раньше также занимался переводами:
«. а кроме того, занимался переводами. »
«. Я знаю пять языков, кроме родного, – ответил гость, – английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по‑итальянски. «
«. Никаких я ваших стихов не читал! – нервно воскликнул посетитель. »
«..«Куролесов, бис, бис!» – говорил гость, тревожно дергаясь. Успокоившись, он сел. »
«. Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил. «
Мастер не любит шум и драки:
«. вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой‑нибудь крик. »
«. Так что, знаете ли, кулаками. Нет, уж это вы оставьте, и навсегда. «
Он любит книги, у него дома хранятся сотни книг:
«. тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. «
«. о, трижды романтический мастер. «
Мастер был женат до встречи с Маргаритой. Но вероятно, он не очень любил бывшую жену, потому что даже не помнит ее имени:
– Вы были женаты?
– Ну да, вот же я и щелкаю. на этой. Вареньке, Манечке. нет, Вареньке. еще платье полосатое. музей. впрочем, я не помню.
Как Мастер пишет роман о «Понтии Пилате»?
Однажды Мастер выигрывает 100 тысяч рублей в лотерею:
«. И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей. »
«. получение ста тысяч рублей. А это, согласитесь, громадная сумма денег. «
На выигранные деньги Мастер снимает другую квартиру. Он бросает работу и пишет роман о Понтии Пилате:
«. Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой. »
«. Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. »
«. год тому назад я написал о Пилате роман. «
Мастер завершает свой роман. Но его неохотно печатают. Мастеру удается напечатать только отрывок из романа:
«. какой‑то другой редактор напечатал большой отрывок из романа того, кто называл себя мастером. «
Критики жестоко осуждают роман Мастера. Это постепенно калечит психику Мастера:
«. Искалечили, искалечили. » (о критиках, которые «искалечили» Мастера)
«. Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Но чем больше их появлялось, тем более менялось мое отношение к ним. »
«. в другой газете за подписью Мстислава Лавровича. »
«. я развернул третью газету. Здесь было две статьи: одна – Латунского, а другая – подписанная буквами «Н. Э.»..»
Мастер сходит с ума от переживаний из-за романа. Он начинает бояться темноты, трамваев и других вещей:
«. и я боюсь. Я болен. Мне страшно. »
«. Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания. »
«. Я стал человеком, который уже не владеет собой. »
«. страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая. Да, хуже моей болезни в этом здании нет, уверяю вас.
Мастер ненавидит свой роман за те страдания, которые он ему причиняет. Поэтому он сжигает роман и все рукописи:
«. Я возненавидел этот роман. »
«. я сжег его в печке. »
«. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. «
В конце концов Мастер попадает в психиатрическую клинику. Он сам туда приходит:
«. Я знал, что эта клиника уже открылась, и через весь город пешком пошел в нее. Безумие. »
«. я здесь сижу из‑за того же, что и вы, именно из‑за Понтия Пилата. »
«. И вы и я – сумасшедшие, что отпираться. «
Мастер лежит в клинике уже 4 месяца, когда Воланд посещает Москву. Мастер лежит в палате №118 по соседству с поэтом Бездомным и конферансье Бенгальским:
«. И вот четвертый месяц я здесь. И, знаете ли, нахожу, что здесь очень и очень неплохо. »
«. в 118‑ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки, глядя на луну. «
Мастер много страдает из-за своего романа:
«. ах, моя, моя много страдавшая голова. »
«. Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. »
«. Он мне ненавистен, этот роман, – ответил мастер, – я слишком много испытал из‑за него. «
После истории с романом Мастер теряет интерес к жизни. Ему скучно жить:
«. ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, – он опять положил руку на голову Маргариты, – меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал. «
Мастер не любит вспоминать о своем романе, мысли о нем вызывают у него дрожь:
«. Ах нет, нет, – болезненно дернувшись, ответил гость, – я вспомнить не могу без дрожи мой роман. «
Смерть Мастера и Маргариты
«. А, понимаю, – сказал мастер, озираясь, – вы нас убили, мы мертвы. «
«. Скончался сосед ваш сейчас, – прошептала Прасковья Федоровна. » (о Мастере)
«. сейчас в городе еще скончался один человек. Я даже знаю, кто, – тут Иванушка таинственно улыбнулся, – это женщина. «
Это был цитатный образ и характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, описание внешности и характера в цитатах и другие материалы для сочинения.
Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых загадочных произведений во всем мире.
Мастер — удивительный персонаж, понять которого тяжело. Его возраст около тридцати восьми лет. Удивительно, что имя и фамилия его так и остаются загадкой на протяжении всего повествования. Естественно «Мастер» — это своеобразный псевдоним героя. Именно так Маргарита называла его за писательский талант и творческие способности.
Автор описывает его, как темноволосого человека с острым носом и встревоженным взглядом. Седая нитка у висков и одиноко спадающая прядь на лоб указывали на его постоянную занятость и далеко не юношеский возраст.
Мастер был очен прост и беден. Он одинок в Москве, без родных и друзей. По образованию он был историком, который несколько лет назад работал в музее, отлично знал пять языков и занимался переводами. Как и любой писатель, он не любил шума и суматохи. Дома он хранил множество книг.
Читатель узнает, что Мастер был женат раннее, но даже не помнит ее имени. Значит, вероятно, не любил ее вовсе. А может сказывается его творческая натура.
Мастер бросает работу и начинает писать роман о Понтии Пилате, он много страдает из-за своего романа. Есть мнение, что роман Булгакова автобиографичен. Мастер несчастен, а его судьба трагична также, как и судьба писателя.
Лишь Маргарита до последнего восхищалась Мастером и его романом. Разрушение мечты, связанной с романом, катастрофически сказались на состоянии Мастера.
Лишь настоящая любовь стала подарком для одинокого писателя. Но даже любовные узы, которые связали его с Марго, не могли дать ему сил бороться дальше. Он сдается. Оказавшись в психиатрической больнице, живёт с тоской и унынием. За покорность и смирение Вселенная дарует ему ещё один бесценный подарок — вечный покой, разделенный с возлюбленной. Хочется верить, что на примере Мастера показано, что когда-нибудь вознаградится каждый труд. Ведь если вспомнить — сам роман «Мастер и Маргарита» тоже далеко не сразу появился на виду.
Вот таким образом заканчивается известная история о настоящей любви Мастера и Маргариты. Как известно, настоящая любовь вознаграждается вечным покоем.
Все герои романа Мастер и Маргарита
Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа
Перед читателем предстает человек «с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми». Таков портрет мастера. «Мастер и Маргарита» – роман достаточно противоречивый. Одним из противоречий является наименование героя.
Для создания образа Михаил Булгаков использует достаточно распространенный прием – безымянность героя. Однако если во многих произведениях отсутствие имени собственного в наименовании персонажа объясняется лишь собирательностью образа, в романе «Мастер и Маргарита» этот прием имеет более расширенную цель и конкретную идею. Безымянность героя подчеркивается в тексте дважды. Первый раз он принял то, как называла его возлюбленная – мастером. Второй же раз в клинике для душевнобольных в разговоре с поэтом Бездомным он сам подчеркивает отречение от имени. Он признает, что утратил его и стал пациентом № 118 из первого корпуса.
История создания персонажа
Главные герои романа — Мастер и Маргарита — вероятно, списаны Булгаковым с него самого и его третьей жены, Елены Сергеевны. Анализ биографии Булгакова выявляет моменты, сходные с судьбой персонажа. Писатель точно так же, как и выдуманный им Мастер, первую редакцию написанного романа сжег.
Есть мнение, что прототипом персонажа стал пролетарский писатель Максим Горький. Известный философ Лосев, который тайно принял монашеский постриг, тоже возможный прототип героя. В ранней редакции романа Булгаков называет Мастера Фаустом, что указывает на еще один источник этого образа.
Суть произведения Булгакова прослеживается в сосредоточении нескольких идей. Поэтому роман называют и философским, и любовным, и фантастическим. Все эти темы органично развиваются в романе, чтобы подчеркнуть главную мысль автора — в вопросах выбора жизненного пути невозможно обойтись без веры. Ведь добро и зло в романе настолько сплетены, что нравственных ориентиров попросту нет.
Индивидуальность личности Мастера
Безусловно, в образе Мастера Булгаков показал обобщенный образ настоящего писателя. В то же время наименование героя Мастером подчеркивает и его индивидуальность, особенность, отличие от других. Он противопоставляется писателям МОССОЛИТа, думающих о деньгах, дачах и ресторанах. К тому же тематика его романа нестандартна. Мастер понимал, что его творение вызовет полемику и даже критику, однако все равно создал роман о Пилате. Именно поэтому в произведении он не просто писатель, он Мастер.
Однако в рукописях и личных документах, вопреки правилам писать имя персонажа с заглавной буквы, Булгаков всегда указывал его с маленькой, тем самым подчеркивая невозможность героя противостоять системе и ценностям современного ему общества, стать известным советским писателем.
Долгожданная встреча
В тот день, когда Маргарита увидела сон, она и встретила Азазелло. Именно он и намекнул ей, что встреча с Мастером возможна. Но перед ней был поставлен выбор: превратиться в ведьму либо никогда не увидеть любимого. Для любящей женщины этот выбор не показался сложным, она была на все готова, только чтобы увидеть любимого. И как только Воланд поинтересовался, чем он может помочь Маргарите, она моментально попросила о встрече с Мастером. В этот момент перед ней появился ее возлюбленный. Казалось бы, цель достигнута, история Мастера и Маргариты могла закончиться, но связь с Сатаной хорошим не заканчивается.
Период отчаяния и безнадежности
Однако удача исчезает с момента написания романа. Его не хотят брать в печать. Тогда возлюбленная уговаривает его не опускать руки. Мастер продолжает искать возможности выдать книгу. И когда в одном из литературных журналов вышел отрывок его романа, на него посыпались горы жестокой уничтожающей критики. Когда дело его жизни провалилось, Мастер, несмотря на уговоры и любовь Маргариты, не находит в себе сил бороться. Он сдается перед непобедимой системой и оказывается в клинике для душевнобольных профессора Стравинского. Там начинается следующий этап его жизни – период смиренности и тоски.
Его состояние читатель видит в диалоге с Бездомным, когда Мастер тайно проник к нему ночью. Он называет себя больным, не хочет больше писать и сожалеет о том, что вообще создал роман о Пилате. Он не хочет восстановить его, и также не стремиться выйти на волю и отыскать Маргариту, чтобы не портить ей жизни, втайне надеясь, что она уже забыла его.
История поэта Бездомного о встрече с Воландом несколько оживляет Мастера. Но он лишь сожалеет, что сам не встретился с ним. Мастер считает, что он потерял все, ему идти некуда и незачем, хотя у него есть связка ключей, которую он считает своим самым дорогим богатством. Характеристика Мастера этого периода – описание сломленного и запуганного человека, смирившего со своим бесполезным существованием.
Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита»
(ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков»)
Научный руководитель: доктор филол. наук, проф. Кораблёв А. А.
ОБРАЗ МАСТЕРА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Взаимоотношение человека с творчеством — одна из центральных тем произведений М.А. Булгакова. Проблемы художественного творчества, так или иначе, затрагиваются в «Театральном романе», «Жизни господина де Мольера» и, конечно же, в «Мастере и Маргарите».
Роман «Мастер и Маргарита» имеет сложную композиционную структуру. Прежде всего, это роман в романе. Первый роман — это повествование о судьбе Мастера и его творении, второй роман — сочинение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа. В первом случае Мастер является главным героем, объектом изображения, во втором он предстаёт как автор, субъект изображения. Следовательно, анализ образа Мастера предполагает рассмотрение этих обеих сторон.
Первое, что покажется странным читателю – то, что ни в одной главе романа не упоминается ни имени, ни фамилии главного героя. Мастер — человек, который, по его словам, потерял своё имя. Вместо имени он называет себя Мастером в том смысле этого понятия, которое резко отличает его как высокопрофессионального специалиста (ведь на него возложена особая миссия — дописать роман о Понтии Пилате) от дилетантов: литераторов, критиков того времени, которые дискредитировали по разным причинам истинность того, о чём они выражали свои мнения.
Портрет главного героя «Мастера и Маргариты» складывается из прямой речи – речи повествователя, и, собственно, из косвенной речи: диалогов, описаний окружающей обстановки и т.д. Повествователь даёт подробное описание его внешности: «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимися на лоб клоком волос, человек примерно лет тридцати восьми» 1, с.140.
Писатель не сразу знакомит нас с Мастером. Герой появляется лишь в одиннадцатой главе. Но и тогда автор всё ещё окутывает Мастера ореолом таинственности и загадочности: «…вот-вот накроет сон Ивана, как вдруг решётка беззвучно поехала в сторону, и на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем»1, с.125.
В каком-то смысле Мастер является двойником самого Булгакова. Ведь писатель тоже сжёг первую редакцию своего романа, понимая, что опубликовать роман, как тогда всем казалось, «сомнительной тематики», не представлялось возможным в СССР.
В романе Мастер предстаёт перед читателем человеком уставшим, измученным и глубоко разочарованным в обществе. Возможно, взгляды читателей на образ главного героя существенно отличаются: кто-то поддерживает его, сопереживает и сочувствует, а кто-то, наоборот, осуждает его за нерешительность, за порывистость и за резкое принятие решений. В любом случае, автор создал Мастера именно таким. В защиту главного персонажа хотелось бы отметить, что, невзирая на нервозность Мастера, наличие которой мы можем предположить, обратив внимание на краткие фразы персонажа в диалоге с Бездомным, невзирая на его суетливость и, возможно, меланхоличность, Мастер всё-таки может быть сильным человеком. Ведь, чтобы отречься от любви всей своей жизни, осознавая, что он ничего не сможет дать любимой женщине, так как у него ничего нет, нужно тоже иметь силу. И, когда Маргарита с помощью Воланда высвобождает Мастера из психиатрической клиники Стравинского, оказавшись в дьявольской квартире №50, Мастер никоим образом не демонстрирует своего страха и волнения. Это тоже является доказательством силы духа.
Герой пишет не для того, чтобы стать всемирно известным, не потому, что он хочет стать автором, а потому, что не писать он просто не может. Он живёт этим романом, вкладывая всю свою силу и энергию в своё творение. Роман Мастера – это подвиг, так как несёт людям веру в справедливость, в победу добра над злом и человечность. В этом и заключается предназначение творца.
Заслуженный покой
В отличие от Мастера, Маргарита более деятельна. Она готова на все, чтобы спасти своего возлюбленного. Благодаря ее усилиям Воланд возвращает его из клиники и восстанавливает сожженную рукопись романа о Понтии Пилате. Однако Мастер даже тогда не верит в возможное счастье: «Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Он надеется, что Маргарита одумается и покинет его нищего и несчастного.
Но вопреки его желанию Воланд дает роман на прочтение Иешуа, который, хотя и не может забрать Мастера к себе, но просит сделать это Воланда. Хотя в большей степени Мастер предстает пассивным, бездейственным и сломленным, он отличается от общества москвичей 30-х годов самоотверженной любовью, честностью, доверчивостью, добротой и бескорыстием. Именно за эти моральные качества и уникальный художественный талант высшие силы дарят ему еще один подарок судьбы – вечный покой и общество любимой женщины. Так, история Мастера в романе «Мастер и Маргарита» заканчивается счастливо.
Тест по произведению
Популярные сочинения
Необычная любовь
История любви Мастера и Маргариты является достаточно необычной. В первую очередь потому, что помощником влюбленных выступает сам Воланд.
Дело в том, что, когда любовь посетила влюбленную пару, события начали складываться совсем не так, как хотелось бы. Оказывается, что весь окружающий мир за то, чтобы пара не была счастлива. И именно в этот момент появляется Воланд. Отношения влюбленных зависят от книги, написанной Мастером. В тот момент, когда он пытается спалить все написанное, он еще не догадывается, что рукописи не горят, в силу того что в них правда. Мастер возвращается после того, как Воланд отдает рукопись Маргарите.
Девушка полностью отдается великому чувству, а это и есть самая большая проблема любви. Мастер и Маргарита достигли высшего уровня духовности, но за это Маргарите пришлось отдать душу Дьяволу.
На данном примере Булгаков показал, что свою судьбу каждый человек должен делать сам и не просить у высших сил никакой помощи.