в чем арбенин был мастером
Персонажи пьесы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
«Маскарад» — драма Михаила Юрьевича Лермонтова в четырёх действиях, в стихах. Герой драмы Арбенин наделён мятежным духом, умом, сильной волей и средствами. Но, будучи связанным с великосветским обществом рождением и воспитанием, он напрасно стремится обрести независимость и свободу. Он живёт по законам этого общества и, пытаясь защитить свою честь, ослеплённый ревностью и самолюбием, совершает убийство своей жены.
Все действующие лица
Арбенин
Евгений Александрович Арбенин — немолодой, сколотивший своё состояние на игре в карты человек. Он женился не из расчётливых мотивов, но лишь из желания обрести семью, быть под заботой жены. Просто потому, что так было правильно. В надежде искупить свой главный порок Евгений зарекается не участвовать в азартных играх.
В молодости Арбенин жил на полную катушку, развлекался всеми доступными способами, прелюбодействовал со множеством женщин, в том числе и с чужими жёнами. Имея столь богатый опыт, он стал патологически ревнив и взыскателен. Не только к своим избранницам, но и ко всем близким ему людям в целом. Евгений тщательным образом подобрал себе жену, к которой привязался и полюбил, на её несчастье.
Нина, жена Арбенина
Нина Павловна — юная, восприимчивая и несколько наивная особа. Ей непросто понять многоопытного Арбенина, его требования и мечущуюся натуру. Резкий перепад настроений супруга и его внезапная склонность к замкнутости, угрюмости, подавленности вынуждает Нину думать, что Евгений больше не любит её. Он раздражается из-за её привычки целовать ему лоб, чрезмерно ревнует жену ко всем. Девушка погружается в депрессию, расстраивается.
В пьесе Лермонтова страданиям Нины уделена немалая часть. Она хочет праздника и веселья, «маскарада», а Арбенин категорически против. Конфликт интересов и несогласованность желаний двух героев, в конце концов, приводят к абсолютно непредсказуемому финалу и непоправимым последствиям.
В 3-м действии (сцена 1, выход 3) упоминается полное имя Нины — Настасья Павловна.
Князь Звездич
Звездич — образцовый офицер, по жизни не очень разносторонний и умный. Князь — азартный игрок, как и Арбенин. Он ослеплён своей исключительностью, что не соответствует действительности. Ведь в картах Звездич смыслит мало, обижается на проигрыш, но всё равно играет. Князь не разбирается в людях и в собственных устремлениях, он глуповат и ограничен. Но всё-таки способен на благородные поступки.
Баронесса Штраль
Баронесса Штраль — провокатор. То она кокетлива, то робка. Из-за неё зарождается главный конфликт «Маскарада» — ссора между Ниной и Арбениным на почве его ревности. Скрытая под маской во время маскарада она признается князю Звездичу в любви и дарит ему на память найденный ею браслет Нины. Позже Арбенин решает, что дамой в маске была его жена, и она изменяет ему с Звездичем. Спасая свою честь, она распространяет слух об измене Нины.
Шприх
Адам Петрович Шприх — темная личность неясной национальности, вращающаяся в среде игроков и предлагающая деньги в долг тем из них, кто крупно проигрывает. Происходит из семьи русских немцев. Многолик, что Арбенин воспринимает как лицемерие и двуличие. Лермонтов даёт описание внешности, включающее «стеклярусные глаза» и «злобную улыбку». Казарин представляет Шприха как талантливого человека, общительного и компанейского, активного, дружелюбного. Но главный герой относится к таким качествам с большим подозрением и не раз вступает в спорные дискуссии со Шприхом.
Казарин
Афанасий Павлович Казарин — приятель Арбенина. Игрок и шулер, вращающийся в высшем свете. Связующее звено между главными героями произведения.
Неизвестный
Некогда Арбенин обыграл этого человека, поступил с ним жестоко. Расплата за содеянное настигает Евгения в лице былого обиженного. Неизвестный указывает на Арбенина как на отравителя и убийцу.
Евгений Арбенин
История персонажа
Евгений Арбенин — персонаж произведения «Маскарад» Михаила Лермонтова. Двойственная природа героя, в котором присутствует стремление к добру и ощущение «ада на земле», вобрала в себя черты других литературных персонажей. А столкновение божественного и дьявольского в одном человеке позволяет и сегодня находить в его образе неочевидные особенности.
История создания персонажа
Михаил Юрьевич вошел в историю как родоначальник психологического романа. А вот в области драматургии признания классик добивался долго. Произведения поэта считались «несценическими», в том числе и «Маскарад». Перед тем как пьесу увидел свет, она претерпела множественные изменения.
Персонаж получил фамилию, которой Лермонтов не раз пользовался в произведениях. Например, в драме «Странный человек» присутствует Владимир Арбенин. Имя же, считают исследователи, — это отсылка к Евгению Онегину. В личности героя прослеживаются черты Германа из «Пиковой дамы» и Чацкого из романа «Горе от ума».
Велико влияние на поведение персонажа и иностранных поэтов. Исследователи находят в нем черты Жоржа де Жермани из мелодрамы «Жизнь игрока», а также нескольких героев Байрона.
Первый вариант пьесы был написан в 1835 году. Изначально Лермонтов видел произведение на сцене, поэтому отнес рукопись в драматическую цензуру. Но этот труд был отдан на доработку из-за слишком «резких страстей».
Но и это не дает цензуре пропустить детище Лермонтова на сцену. Тогда поэт подвергает трагедию такой капитальной переработке, что на свет появляется новое произведение — «Арбенин». Следуя требованиям цензуры, автор убирает из пьесы все, что могло бы разоблачить «маскарад» светской жизни. Единственное, что старался оставить неизменным Лермонтов — характеристику героя.
Но поставить пьесу так и не разрешили. Исследователи творчества великого классика считают, что главной причиной отказа стало то, что описываемая ситуация в произведения основана на реальных событиях. И цензор «узнал ее». Среди нескольких редакций больший интерес представила вторая, состоящая из четырех актов.
Третья редакция с новым названием считается произведением, которое было написано для «пропуска» на сцену. И учитывая, что Лермонтов оставил неизменным образ Евгения, он попросту не вписался в новый сюжет.
Биография и образ Евгения Арбенина
Евгений Александрович — человек, который посвятил молодость играм в карты. В книге читатель знакомится с персонажем в тот период его жизни, когда он решил изменить судьбу и заключить «союз с добродетелью». Герой влюбляется в молодую девушку Нину и женится.
Кадр из фильма «Маскарад» | Lenfilm.ru
Евгений презирает культурное общество, ведь не понаслышке знает обо всех его нелицеприятных сторонах. Новоявленная супруга заставляет мужа утихомирить страсти и примириться с жизнью. Говоря о жене, Евгений заявляет, что она свет в его мрачной жизни.
Но азартного игрока хватает ненадолго. Он садится за стол с князем Звездичем и выигрывает. Вместе с другом Арбенин едет на маскарадный бал к Энгельгардту. В это время там присутствует и Нина, которая по трагической случайности теряет один из парных браслетов. Находку прибирает к рукам баронесса Штраль.
Князь Звездич, красивый гвардеец, встречает таинственную даму в маске, которая признается ему во внезапной страсти. Мужчина просит на память какую-нибудь вещицу и получает тот самый злополучный браслет, который демонстрирует азартному другу.
Иллюстрация Николая Кузьмина к драме «Маскарад» | Lermontov-lit.ru
К главному герою подходит Неизвестный и предрекает несчастье. Расстроенный Евгений возвращается домой и с ужасом узнает, что трофей Звездича — украшение «его ангела», чистой и невинной супруги Нины. Девушка отрицает виновность во флирте с чужим мужчиной и на следующий день встречается с князем, чтобы прояснить ситуацию.
Звездич решает, что таинственная дама в маске и есть Нина. Пытаясь поухаживать за ней, получает холодный отказ. Но, не оставив попыток, отправляет замужней женщине любовное послание, о котором узнает ревнивый муж. Теперь сомнений нет — жена виновна и будет наказана.
Евгений Арбенин и НинаУбийца в пьесе вызывает и жалость, и ненависть. Привыкший ожидать от судьбы только удары, он пытался разглядеть в Нине тот самый спасительный свет. Но череда случайных событий запустила трагичный механизм, из-за которого герой сначала убивает свою последнюю надежду, а потом уходит в спасительный мрак безумия.
В основе образа Арбенина не лежит противопоставление плохого и хорошего. В его личности сталкивается божественное и дьявольское. И хоть герой открыт добру и пытается вырваться из порочного мира, для него попытки оборачиваются трагедией.
Евгений Арбенин в фильмах
По мотивам произведения Лермонтова в 1941 году был снят советский полнометражный художественный фильм «Маскарад». В черно-белой экранизации Сергея Герасимова зритель заметил знакомые диалоги и цитаты из романа. Именно вторая редакция пьесы легла в основу фильма.
Кадр из фильма «Маскарад» 1941 годГлавную роль сыграл актер Николай Дмитриевич Мордвинов. Критики оценили музыкальное сопровождение картины. Тревожные романсы, вальсы и мазурки привносят дополнительные нюансы в характер персонажей и их отношений.
Но финал истории заставляет задуматься как зрителя фильма, так и читателя. Трагический конец — это божье провидение или происки зла? Ответ каждый определяет самостоятельно.
Цитаты
Я трус — да вам не испугать и труса.
Все ясно ревности, а доказательств нет!
Краткое содержание «Маскарад»
Всего получено оценок: 912.
О произведении
Драму «Маскарад» Лермонтов написал в 1835 году. Изначально пьеса состояла из трех актов, но не была пропущена цензурой. Во второй редакции Лермонтов добавил четвертый акт, этот вариант драмы и дошел до нас. Впервые пьеса была опубликована только в 1842 году, впервые поставлена на сцене – в 1852 году.
Главный герой пьесы – Евгений Арбенин предстает перед читателем человеком с огромной внутренней силой, в некоторой степени демонической. Ему кажется, что если он стал мастером карточной игры, то и в игре в жизнь обретет успех. Однако тут он претерпел поражение – Судьба победила его, лишив самого дорогого его же рукой.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Маскарада» по действиям (главам). Пересказ пьесы подойдет для подготовки к уроку литературы, для читательского дневника.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Действие первое
Сцена 1
Среди присутствующих Арбенин узнает князя Звездича. Князь огорчен своим проигрышем. Чтобы помочь Звездичу, Арбенин садится за игральный стол вместо него и отыгрывается.
Во время игры Казарин рассказывает Штриху, что Арбенин раньше был мастером игры в карты, теперь же:
«Женился и богат, стал человек солидный;
Глядит ягненочком, – а право, тот же зверь…».
После того как Арбенин помог князю отыграться, они едут на маскарад к Энгельгарду.
Сцена 2
К Звездичу подходит женщина в Маске и заговаривает с ним. Маска утверждает, что знает князя. Флиртуя, они уходят вдвоем.
Звездич рассказывает Арбенину об интрижке на маскараде с незнакомкой и показывает оставленный ею браслет. Евгению вещь кажется очень знакомой.
Сцена 3
«Как агнец божий на закланье,
Мной к алтарю она приведена».
Действие второе
Сцена 1
Пришедшая к баронессе Нина встречает тут Звездича. Арбенина заговаривает о маскараде. Князь поделился, что узнал под масками многих дам. Баронесса отметила, что порядочные женщины не ездят на маскарады.
Князь рассказывает Баронессе, что встретил на маскараде Нину и тому доказательство – ее браслет. Чтобы увериться в этом, он съездил сегодня в магазин и узнал, что их таких только два. Чтобы спасти собственную честь, баронесса не открывает князю правды. От Шприха она узнает, что о Нине и Звездиче уже ходят слухи.
Сцена 2
Арбенину приносят записку от какой-то княгини, адресованную Нине.
После прочтения присланной Нине записки Арбенин в ярости: она была от князя.
Сцена 3
На выходе Арбенин сталкивается с дамой в вуали – баронессой. Женщина пытается все ему объяснить, говорит, что Нина ни в чем не виновата, но Арбенин словно не слышит ее рассказа и уходит.
Князь находит оставленную Арбениным записку с приглашением на вечер к N.
Сцена 4
Действие третье
Сцена 1
Арбенин твердо решает, что Нина должна умереть. По просьбе хозяйки Нина, аккомпанируя себе на фортепиано, исполняет грустный романс.
Сцена 2
Дома служанка замечает, что Нина бледна. Нина жалуется на плохое самочувствие, делится, что Арбенин пугает ее своей молчаливостью и странным взглядом.
Действие четвертое
Сцена 1
Заключение
Ведущими в драме «Маскарад» являются мотивы игры, маскарадности, переодевания. Лермонтов обнажает лицемерие и интриганство высшего петербургского общества, где каждый думает только о своих интересах.
За масками добропорядочности герои скрывают свои истинные лица и желания. Баронесса Штраль, чтобы не запятнать репутацию, говорит правду только после того, как слух о связи князя и Нины уже распространился по городу. Казарин, желая вернуть Арбенина в карточные игры, не гнушается приходить к Евгению с этим вопросом даже сразу после смерти Нины.
Рекомендуем не ограничиваться кратким пересказом «Маскарада», а прочесть драму Лермонтова в полном варианте.
Тест по пьесе
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Маскарад Лермонтов читать, Маскарад Лермонтов читать бесплатно, Маскарад Лермонтов читать онлайн
Главные герои
Евгений Арбенин – самолюбивый, наделен мятежным духом, бывший игрок, вел разгульную жизнь, но после женитьбы остепенился, стал «человек солидный»; до безумия любит свою жену.
Нина (Настасья Павловна) Арбенина – любящая жена Евгения, нежная и добрая женщина, верна своему мужу; очень любит праздники, балы.
Князь Звездич – знакомый Арбенина, которому во время маскарада баронесса отдала найденный браслет Нины.
Смысл названия
Заголовок пьесы подчеркивает, что ее действия разворачиваются на фоне увеселительных мероприятий. Однако замысел автора глубже. В жизни многим приходится надевать маски и скрывать качества, которые могут невыгодно сказаться на репутации в обществе. Большинство героев пьесы заняты только этим. Они словно каждый день смотрятся в волшебное зеркало, способное сгладить негативные черты.
В зазеркалье каждый из них видит собственный идеальный облик и пытается убедить в своем совершенстве окружающих людей. Изредка скрывать правду не удается. Как ни странно, маски оказываются сорванными именно в тот момент, когда лица героев скрыты — во время маскарада.
Костюмированный бал — обитель вечной праздности, торжества и лицемерия. Здесь разворачивается основной конфликт пьесы, которая изображает блеск и мишуру общества в сочетании с его пороками.
Другие персонажи
Баронесса Штраль – светская дама, во время маскарада подарила Звездичу найденный браслет.
Шприх – «жид», все обо всех знающий, «со всеми он знаком, везде ему есть дело».
Казарин – знакомый Арбенина, игрок в карты.
Неизвестный – давний знакомый Арбенина, «рука Судьбы».
История создания
Работа Михаила Юрьевича над драматическими пьесами приходится на период с 1830 по 1836 годы. «Маскарад» стал четвертым подобным произведением после «Люди и страсти», «Испанцы», «Странный человек». Текст молодой и пылкий поэт писал в течение 1834−1835 года. Он уже успел вкусить прелести светской жизни и был знаком с развлечениями в доме Энгельгардта. Маскарады, которые устраивали в нем, стали основой для развития событий в пьесе.
Произведение с трагическим финалом не прошло цензуру. В нем увидели критику популярного в те времена праздного времяпровождения знати. Лермонтов несколько раз переделывал драму, вносил изменения в концовку, образы, количество актов. Был момент, когда произведение получило название «Арбенин». Однако ни одна редакция не была одобрена.
С произведением публика познакомилась в 1842 году после гибели автора. Пьесу ставили во многих театрах Петербурга, однако она нигде не вошла в постоянный репертуар. Только в 1917 году Мейерхольд воскресил ее, поставив в Александринском театре. Премьера состоялась 23 февраля.
Краткое содержание
Действие первое
Сцена 1
Мужчины играют в карты на деньги. Князь проигрывает. К мужчинам присоединяется Арбенин. Казарин упрекает Евгения, что тот «забыл товарищей своих». Арбенин рассказывает, что занят сейчас не делами, а любовью, перестал играть. Казарин знакомит Евгения со Шприхом, отмечает, что тот – «человек нужный», всегда может одолжить денег.
Среди присутствующих Арбенин узнает князя Звездича. Князь огорчен своим проигрышем. Чтобы помочь Звездичу, Арбенин садится за игральный стол вместо него и отыгрывается.
Во время игры Казарин рассказывает Штриху, что Арбенин раньше был мастером игры в карты, теперь же:
«Женился и богат, стал человек солидный; Глядит ягненочком, – а право, тот же зверь…».
После того как Арбенин помог князю отыграться, они едут на маскарад к Энгельгарду.
Сцена 2
На маскараде Арбенин делится с князем, что «все чужды мне, и я им всем чужой». Он рассуждает, что под масками может прятаться кто угодно.
К Звездичу подходит женщина в Маске и заговаривает с ним. Маска утверждает, что знает князя. Флиртуя, они уходят вдвоем.
Незнакомец в маске пророчит Арбенину «несчастье в эту ночь».
Женщина в маске в волнении прячется от Звездича: он едва не сорвал с нее маску и не узнал, кто она. Князь попросил у нее на память какой-то предмет, но женщина не хотела отдавать свой перстень. Неожиданно она замечает на земле утерянный кем-то браслет «с эмалью, золотой», который и отдает князю, после чего скрывается в толпе.
Звездич рассказывает Арбенину об интрижке на маскараде с незнакомкой и показывает оставленный ею браслет. Евгению вещь кажется очень знакомой.
Сцена 3
Арбенин возвращается домой. Слуга докладывает, что Нина обещала приехать в двенадцатом часу, однако уже «час второй».
Арбенин вспоминает «грехи минувших дней», как он «глупо юность погубил», как ему было «тяжко и скучно жить». Но все изменилось после женитьбы. Арбенин взял в жены прекрасную нежную женщину, которую неожиданно для себя полюбил:
«Как агнец божий на закланье, Мной к алтарю она приведена».
Домой возвращается жена Арбенина – Нина. Женщина не понимает, почему муж скучает по ней, когда они «розно», а когда встречаются, начинает «ворчать». Если бы Арбенин захотел, она бы бросила ради него свет и отправилась в деревню.
Евгений ответил, что его любовь иная, после женитьбы он словно «воскрес для жизни и добра». Однако иногда его «уносит в бурю прежних дней», в такие моменты он «молчалив, суров, угрюм» и боится чем-то испугать Нину.
Целуя жене руки, Арбенин замечает, что на одной нет браслета, и спрашивает, куда он делся. Женщина отвечает, что утерян: «беды великой в этом нет». У Арбенина рождаются подозрения, он приказывает обыскать карету. Слуга докладывает, что в карете браслета нет и, наверно, он был потерян на маскараде. Арбенин устраивает жене сцену ревности и желает мести. Нину пугают его слова.
Действие второе
Сцена 1
Баронесса рассуждает, что женщина – «создание без воли». Она взволнованно вспоминает о случившемся на маскараде.
Пришедшая к баронессе Нина встречает тут Звездича. Арбенина заговаривает о маскараде. Князь поделился, что узнал под масками многих дам. Баронесса отметила, что порядочные женщины не ездят на маскарады.
Оставшись с князем наедине, Нина простодушно рассказывает ему, что была в магазине: пыталась подобрать пару к своему браслету, так как второй был утерян на прошлой неделе. Звездич решает, что Нина та самая неизвестная в маске и начинает с ней флиртовать, желая во что бы то ни стало «своей достигнуть цели».
Князь рассказывает Баронессе, что встретил на маскараде Нину и тому доказательство – ее браслет. Чтобы увериться в этом, он съездил сегодня в магазин и узнал, что их таких только два. Чтобы спасти собственную честь, баронесса не открывает князю правды. От Шприха она узнает, что о Нине и Звездиче уже ходят слухи.
Сцена 2
Арбенину приносят записку от какой-то княгини, адресованную Нине.
К Евгению приходит Казарин: ему нужен «искусный товарищ» по игре. Зашедший в это же время к Арбениным Шприх рассказывает Казарину, что жена Евгения на маскараде «встретилась с одним князьком», но сбежала от него.
После прочтения присланной Нине записки Арбенин в ярости: она была от князя.
Сцена 3
На выходе Арбенин сталкивается с дамой в вуали – баронессой. Женщина пытается все ему объяснить, говорит, что Нина ни в чем не виновата, но Арбенин словно не слышит ее рассказа и уходит.
Князь находит оставленную Арбениным записку с приглашением на вечер к N.
Сцена 4
Казарин, Арбенин и N. Играют в карты. К мужчинам присоединяется Звездич. Из разговора с Арбениным князь видит, что тот даже после встречи с баронессой ничего не понял. Евгений, сердясь на Звездича, бросает ему карты в лицо. Князь хочет стреляться, но Арбенин отказывается участвовать в дуэли. Звездич спрашивает у Евгения: «Вы человек иль демон?», на что Арбенин отвечает: «Я? – игрок!».
Действие третье
Сцена 1
Хозяйке вечера сообщают, что баронесса Штраль уехала нынче вечером в деревню. Гости обсуждают между собой, что Звездич получил пощечину, считают его «подлецом».
На вечер приезжает Нина. Звездич предупреждает ее, что Арбенин «злодей, бездушный и безбожный» и ей «грозит беда». Князь отдает женщине браслет и прощается навсегда: он собирается на Кавказ. Нина, ничего не понимая, говорит, что Звездич сошел с ума.
Арбенин твердо решает, что Нина должна умереть. По просьбе хозяйки Нина, аккомпанируя себе на фортепиано, исполняет грустный романс.
Стоявший поодаль Неизвестный задумчиво произносит, что едва не сжалился, но решил, что «пусть свершается судьбы определенье».
Сцена 2
Дома служанка замечает, что Нина бледна. Нина жалуется на плохое самочувствие, делится, что Арбенин пугает ее своей молчаливостью и странным взглядом.
Действие четвертое
Сцена 1
Арбенина захватывают мучительные воспоминания. Пришедший Казарин не верит, что ему плохо, считая, что Евгений «играет комедию».
К Арбенину приходят Неизвестный и Звездич. Доктор предупреждает, что Евгений «болен не шутя». Евгений не узнает Неизвестного, хотят тот говорит, что ранее они были друзьями. Семь лет назад Арбенин завлек его за игральный стол и с тех пор Неизвестный покинул все: «Я увидал, что деньги – царь земли, И поклонился им», теперь же хочет ему отомстить.
Главная идея и анализ
«Маскарад» в четырех действиях — зрелое драматическое произведение в многогранном творчестве Лермонтова. Хорошо прослеживается мастерство, которого достиг автор. Богатый язык, фактурные диалоги, глубина символических образов заслуженно ставят пьесу в одно из лучших произведений русской драматургии.
Тема карточных игр является ключевой. Она развивает сюжет и дает возможность поразмышлять, что судьба порой тасует свои карты, вмешиваясь в жизненные планы. Многие люди полностью погружаются в события и следуют воле случая. Редкие личности противятся системе. Будучи настоящими игроками, они не хотят следовать общим правилам и вступают в спор с судьбой.
Центральный герой пьесы Арбенин наделен подобными качествами, из-за чего заметно выделяется среди окружающих персонажей. Некоторые отмечают его демоническую силу, которая помогает идти наперекор судьбе. Автор ставит вопрос — сможет ли его персонаж сохранить истинное обличье или же он такой, как все — без рассуждений невольно примет участие в маскараде.
Обличая пороки других людей, Арбенин не сразу замечает, что сам становится объектом общественных насмешек. Судьба послала ему прекрасную любящую жену, которая смогла бы помочь преодолеть его внутреннее состояние. Однако он не способен проанализировать свое положение и в полной мере оценить этот дар. Настигнутый прошлым, герой проявляет слабость характера. Кроме того, над ним довлеет ослепляющая ревность, что и обуславливает прыжок в бездну.
В финале истории герой теряет все самое дорогое и осознает свое положение. Не вынося этой ситуации, он сходит с ума. Это наказание не лишает его жизни, но делает невозможным обретение в дальнейшем покоя и счастья. Потеряв рассудок, он не имеет второго шанса исправить поступки. В смерти Нины виноват не только ее супруг. Тяжкое бремя с ним невольно разделили Казарин, Шприх, хитрая баронесса и другие знакомые. Все они шли к своей цели, не считаясь с репутацией и чувствами людей из окружения.
Пьеса Лермонтова — образец социальной трагедии. Это история не о любви, а драма сильных людей, у которых мало выбора — бездействие или противозаконные поступки.