в чем аль фараби является примером для нас и почему
Универсальная интеллектуальная модель аль-Фараби
Толерантность к любой религии, к любому народу, открытость к познанию мира в любом его проявлении сделали аль-Фараби мыслителем глобального масштаба
Об идеях великого казахского учёного и философа Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби, 1150-летие со дня рождения которого отмечает сейчас весь мир, мы беседуем c голландским арабистом и переводчиком Зифой-Алуа Ауэзовой.
Есть люди в истории, чьи идеи помогают сквозь века спасать мир от катастрофы, в чьи мысли надо глубоко вчитываться, чтобы не скатиться в пропасть раздоров и войн. Они появляются отнюдь не случайно, как будто сама Вселенная посылает своеобразных спасителей мира и предлагает через них осознать себя, окружающий мир и все, что называется простым словом «жизнь».
Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби — один из крупнейших представителей средневековой философии Востока. В этом году во всем мире отмечается 1150-летний юбилей великого учёного и философа, установившего своеобразный диалог культур Востока и Запада и показавшего людям суть цельного и бесконфликтного миропонимания. Аль-Фараби по праву называют Вторым Учителем. Вторым – после Аристотеля. Именно благодаря его комментариям к трактатам древнегреческих философов, таких как Платон и Аристотель, до средневековья дошли их труды. Образ мышления и анализа античных трактатов аль-Фараби повлиял на таких величайших мыслителей Ближнего Востока как Авиценна и Маймонид. Более тысячи лет к его наследию обращаются учёные, философы, политики и люди, для которых поиск гармонии в разнообразных проявлениях жизни является потребностью. Именно о гармонии сознания, о единстве всего, что составляет этот мир, говорил учёный и философ, к чьим трудам обращаются все новые и новые поколения.
Об этом выдающемся представителе мысли мы говорим с арабистом и тюркологом, переводчиком средневековой восточной литературы и автором многочисленных публикаций Зифой-Алуа Ауэзовой, внучкой известного в Казахстане и во всем мире писателя Мухтара Ауэзова, открывшего миру Абая Кунанбаева, и дочерью Мурата Ауэзова, известного культуролога и востоковеда, в прошлом – посла Казахстана в Китае. Зифа живёт и работает в Голландии, окончила в своё время Ленинградский университет, стажировалась в Оксфорде, владеет казахским, русским, английским и арабским языками.
— С завидной периодичностью имя аль-Фараби всплывает в истории. Без него вообще сложно представить себе философию Нового времени. И сейчас, в XXI веке, мы снова и снова обращаемся к его наследию. Почему его имя переживает века?
— С одной стороны, аль-Фараби – огромная величина, как духовная, так и научная. Весь мир принимает это благодаря его трактатам, охватывающим самые широкие научные темы и по праву называемым энциклопедическим собранием.
Он известен как учёный, который размышлял об основах мироздания, объединяющих всё сущее и всё человечество, независимо от места проживания или мировоззрения тех или иных народов. Его научное наследие, берущее начало в древнегреческой философии, вдохновляло европейских мыслителей, таких, например, как канонизированный католической церковью философ и теолог, учитель Церкви Фома Аквинский, живший в XIII веке.
С другой стороны, аль-Фараби не случайно называют инакомыслящим по меркам эпохи, в которой он жил. Его взгляды и идеи выходили за рамки установленных жанров, преобладавших в научных диспутах его современников. Свой поиск истины он направил по пути возможного объединения, примирения разных мировоззрений и противоречивых представлений о том, как устроен мир.
Аль-Фараби – человек, совершивший своеобразный подвиг, поскольку несмотря ни на что смог сохранить своё отношение к миру, и, будучи уже известным философом в Мусульманском халифате, был уверен, что, несмотря на серьёзные расхождения во взглядах представителей разных религий, народов и интеллектуальных течений есть объединяющее всех людей стремление к счастью, истине и познанию.
Аль-Фараби – это интеллектуальный Гражданин Мира, учёный, черпавший свои идеи, знания и вдохновение из разных доступных в его время источников. Родившийся и воспитанный в мусульманской среде, в отдалённой провинции Аббасидского халифата в IX веке, он стал своеобразным пришельцем в центре империи – Багдаде, который в эту эпоху был средоточием развития науки, культуры, письменности, с огромным выбором интеллектуальных течений и работой над переводом на арабский язык ценных трактатов из разных уголков мира.
К сожалению, даже сегодня об аль-Фараби очень мало биографических сведений, но в источниках указывается, что он был из местечка Фараб. Любопытно и вовсе не странно, что на статус его родины претендуют три кандидата: Фараб – город Отрара на юге Казахстана, Фараб — нынешний Туркменабад на территории Туркменистана и Фарьяб в Афганистане. Какой бы из трёх городов ни считал своей родиной аль-Фараби, ему пришлось пройти длительный путь до Багдада, где он стал учёным, где получил много знаний и стал философом с мировым именем. В Багдаде он провёл большую часть своей жизни, изучая логику, медицину, обществоведение и античную философию. Работая над своими трактатами, аль-Фараби путешествовал в Морокко, Египет, преподавал в Алеппо. Последние годы своей жизни учёный провёл в Дамаске под покровительством хамданидского правителя Сейф ад-Дауля. Мусульманский мир к концу IX века покорил большие пространства, но он не ограничил аль-Фараби как личность и как учёного рамками одной системы ценностей.
Аль-Фараби сумел создать очень современный и интересный интеллектуальный синтез мусульманского, христианского и дохристианского мировоззрений через науку, сумел создать перспективную и продуктивную философскую модель. Он смог разработать такие научные и мировоззренческие концепции, которые на века оказались привлекательными как для Востока, так и для Запада, вызывая интерес учёных самых разных стран мира в разные времена. Аль-Фараби, по сути, оказался у истоков новой интеллектуальной цепочки, которая нашла продолжение и на Востоке — в первую очередь, трудах еврейского мыслителя Маймонида, и персидского философа Ибн Сины (Авиценны), и, позднее, в Европе.
— Как аль-Фараби удалось соединить Восток и Запад в мусульманском государстве?
— С одной стороны, как пришелец издалека, аль-Фараби в Багдаде оказался открыт самым разным культурным и идейным влияниям, с другой – его интеллект, похоже, был свободен от догмы или какой-то одной доминирующей традиции. В Багдаде аль-Фараби мог изучать не только труды исламских богословов, комментарии к Корану, смежные богословские дисциплины, но и глубже познакомиться с христианством через несториан, чьи общины существовали на Ближнем Востоке ещё до основания халифата, и чьё учение оказалось не менее интересным для него как учёного. Он не ставил перед собой цели заниматься лишь богословскими науками, ему интересно было понять место человека во Вселенной.
Но аль-Фараби был самостоятельной личностью, был открыт всему новому, что сделало его учёным и философом на все времена.
Именно в Багдаде через несториан аль-Фараби познакомился с переводами трудов древнегреческих учёных Платона и Аристотеля. Из скудных биографических источников об учёном известно, что он изучал логику, медицину и социологию у несторианского наставника Йуханны бин Хайлана. Возможно, в жизни аль-Фараби большую роль сыграл случай, поскольку он пришёл из отдалённой мусульманской провинции в большой город и оказался в незнакомом окружении, где ему предстояло найти своих единомышленников и учителей. Но имея в виду, что в те времена общины несториан существовали и в Центральной Азии, и в Иране, можно предположить, что аль-Фараби направился в Багдад целенаправленно в поисках знаний по философии.
Разумное предназначение человека
— Все труды аль-Фараби имеют теоретическую ценность или применимы в жизни? Можно ли сказать, что он открыл миру новый путь познания и самопознания?
— Аль-Фараби – учёный, основой мировоззрения которого является логика, и поэтому теоретическая часть неотъемлема в его трудах. Но, да, конечно, его взгляды очень жизненны. Познание человеком собственной природы логически связано с познанием всего мира и общих для мироздания законов. Взгляды учёного настолько универсальны, что можно смело называть его Учителем и с точки зрения самопознания каждого человека.
Наследие аль-Фараби не стоит сразу расчленять на отдельные направления. Конечно, он писал и о том, как обрести счастье, об идеальном государстве, о метафизике, о музыке, об астрономии и математике, о методологии науки. Но все эти направления объединяет общая «картина мира», взаимосвязь между собой и общим источником и смыслом их существования и предназначения в жизни. Понять масштабность мировоззрения аль-Фараби при первом знакомстве с ним помогает его метафизика.
Взяв у Аристотеля метафизику причинно-следственных связей, у неоплатоников их эманационную космологию и у Птолемея его астрономическую концепцию, аль-Фараби создаёт картину мира, где все, что существует, берет своё начало из единого источника — Первопричины, или Бога, чью сущность невозможно познать рассудком.
Каждый из нас думает о себе. Так почему Первопричина (Бог, Разум) этого не может делать? По аль-Фараби, Первопричина рефлексирует, анализирует саму себя и в итоге создаёт Вселенную. Но размышляя, Первопричина выходит за свои границы, то есть эманирует, истекает из чего-либо куда-либо, в итоге возникает «вторичный интеллект», который тоже размышляет о себе и о Первопричине и создаёт сферу недвижных звёзд и «интеллект третьего порядка». И так до «интеллекта десятого порядка», под которым и находится материальный мир, так хорошо видимый нами, людьми.
Таким образом, у аль-Фараби Бог (Разум) становится источником эманации, которая объясняет взаимоотношения между божественным и живыми существами, и говорит о единстве мира и месте в нем человека. Надо стараться объединить, найти связь, собрать воедино и рассматривать все как целостность – вот одна из основных движущих аль-Фараби идей. При этом всему сущему определено особое место в зависимости от предназначения.
— В чём, по мнению аль-Фараби, целостность личности? Как её развить в себе и сохранить? В его трудах много говорится о гармонии и гармоничности. Как связаны целостность личности и её гармоничность?
— Безусловно, цельность и целостность – это основа миропонимания аль-Фараби. Личности, человеку как элементу целостной системы, существующей в стремлении к добру и порядку, надлежит найти свой путь, ведущий к оптимальной реализации заложенных в нём возможностей.
У аль-Фараби Бог – един и нематериален, это интеллектуальная сущность, которая существует и размышляет за пределами всех доступных человеку сфер. А если Бог – разум, причём саморефлексирующий, то и сотворённый им человек от рождения стремится к знанию. Именно интеллектуальная деятельность Бога привела к сотворению Вселенной. У аль-Фараби это не случайный результат некоего взрыва, а часть Космоса, которая создана интеллектом. Таким образом, каждый человек может себя осознать как малую часть мирового интеллекта. Это важно, чтобы не разделять и уничижать другого, а объединять и осознавать свою сопричастность со всем происходящим и с другими людьми. Это, можно сказать, накладывает глубокую ответственность на человека за мысли и за каждый поступок. Необходимость всё осмыслить в итоге даёт больше надежды человеку на лучшее будущее.
Кстати, в своём трактате о музыке аль-Фараби, следом за аль-Кинди и пифагорейцами неоплатониками, объясняет, как добиться гармоничного звучания, какой аккорд созвучен, а какой – нет. Гармония аккорда – в правильности пропорции, которую аль-Фараби сравнивает с пропорцией расположения планет в Солнечной системе. Он развил как раз идею неоплатоников, которые считали, что при идеальном аккорде весь мир улучшится. Гармония соответствует божественному замыслу, как и все то, что создано во Вселенной. Поэтому улучшить свою жизнь человек может с помощью интеллекта, целостно осознавая жизнь и гармонизируя её.
Но если есть идеальная гармония, то должна существовать и её прямая противоположность — полная дисгармония, которая разрушает. Так вот полная дисгармония противоречит идеальному предназначению объекта. Она приводит к нарушению целостности в человеке, в отношениях между религиями, народами, дисгармония приводит людей к войнам, к хаосу.
Добавлю, что классифицируя науки, аль-Фараби подробно описал все известные на его время области познания мира и стоящие перед ними цели. Это, собственно, и привело к тому, что в Пакистане, например, сейчас обращаются к классификации аль-Фараби для того, чтобы пересмотреть структуру научной деятельности, и, вероятно, это приведёт к новому витку развития образования в стране и, возможно, будет востребовано в скором будущем и в других странах.
Опыт многих народов
— Что вкладывал аль-Фараби в понятие «Истина»? Как к ней прийти? И можно ли? И ещё раз поясните дисгармонию войны.
Познавая что-либо, человеческий разум проникает в сущность объекта познания. Знанием всех доступных человеческому интеллекту сущностей обладает «Деятельный Разум», или «Разум десятого порядка», связанный в схеме аль-Фараби со сферой Луны. Достижение «истины» связывается с постижением сущности познаваемого. По аль-Фараби, человек, обретя некоторые знания, может решить для себя, как ему жить — праведно или нет, стремиться ли к истинному счастью или нет. Лишь размышляя над тем, что на самом деле правильно и праведно, человек может приблизиться к «Деятельному Разуму», к истине. Лишь душа человека размышляющего и праведного способна жить вечно.
И здесь, возвращаясь ещё раз к вопросу о войнах, любая война нелогична с точки зрения целостности мироздания и, и дело здесь не в общих гуманистических традициях и идеях, а именно в отсутствии Вселенской логики, в нарушении гармонии. Поэтому аль-Фараби, не рассуждая непосредственно о войне и мире, подводит нас всем своим мировоззрением и логикой к тому, что мир, Вселенная – это существование без войны. И всё то, что приводит к конфликтам, войнам, переделам мира, гибели людей – это дисгармония, разрушающая, прежде всего, тех, кто инициирует конфликты в любых масштабах. Гармония же не позволяет проявляться деструктивному в жизни. Человек разумный, как часть мирового интеллекта, как гармоничный человек, осознающий своё место во Вселенной, просто не может прийти к войне. И в трактатах аль-Фараби Пророк, управляющий благодатным обществом и больше всего открытый высшему интеллекту, более чувствительный и более мудрый, хорошо понимающий, что такое гармония, априори не может привести это общество к войне.
Своей целостностью мировоззрения аль-Фараби вдохновил огромное количество умов во всём мире. Целостность личности, целостность во всём, в том числе и в построении отношений с другими людьми, между народами, в качестве обретения знаний о мире – это те векторы, которые во все времена объединяют людей. И, такое мировоззрение способно спасти мир. Мир как логически ясное и безальтернативное состояние обществ, стремящихся к добру и созиданию.
— Можно ли аль-Фараби назвать утопистом?
— Отчасти. Лишь в том смысле, что он писал об устройстве идеального общества, в котором каждый человек осознанно стремился бы к «истинному счастью». И во главе такого общества стоял бы мудрый философ, способный донести до сограждан смысл этого понятия. Однако аль-Фараби, объехавший множество стран, хорошо представлял, что обычно жизнь в городах далека от идеальной. Он описал и проанализировал самые большие препятствия на пути «неправедных» городов в своём трактате «Добродетельный город». Но в своей философии разума, интеллекта – нет, он – не утопист. Он – логик.
Аль-Фараби нужно читать, читать углублённо и вдумчиво, вероятно, тогда можно будет что-то изменить в самом сложном – в человеческом миропонимании.
— Что в наследии аль-Фараби особо ценно для нашего современного общества?
И хотя аль-Фараби напрямую не призывал к диалогу культур, но он создал универсальную интеллектуальную модель, которая основывается на внепартийной, внеконфессиональной, вненациональной философии, впитавшей в себя опыт многих народов. Его философия не принижает ни одну религию, ни один народ. Нет отдельных гармоний для мусульман или христиан или язычников, для того или иного народа, есть только общая гармония, гармония Разума, она – основа жизни людей и первопричина всего сущего.
Беседу вела Лейли Ваисова
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Аль-Фараби
Аль-Фараби (850-950) — один из крупнейших представителей восточной философии, ученый-энциклопедист, автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона. Полное имя Абу Насыр Аль-Фараби Мухаммед ибн Узлаг Тархани.
Ученый родился в местности Фараб. Однозначно определить этническую принадлежность невозможно. Традиционным считается происхождение Аль-Фараби от среднеазиатских тюрков, по другим версиям – от персов.
Первое образование получил в городе Отрар на кыпчакском языке, затем, уже в Багдаде учил арабский. В общем, он владел тюркским, персидским, греческим, латинским и санскритским языками.
Итак, известно, что продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата. По пути он изучал медицину, логику и греческий язык.
В то время Багдад был столицей интеллектуалов. В этом городе работала школа переводчиков, которые переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. А также шёл параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Конечно, эта работа стимулировала и самостоятельную творческую активность известного философа.
Его наставниками были Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта. О Юханне ибн Хайлане, по сообщению Усейбиа, Аль-Фараби рассказывал как о человеке, который был приобщен к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд поколений. Абу Бишр Матта преподавал логику. В Багдаде Аль-Фараби получил возможность ознакомления со «Второй Аналитикой» Аристотеля, которую теологически настроенные несториане пытались «прикрыть», поскольку там развивались теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного откровения.
У Аль-Фараби не было другого пути, кроме как стать ученым. В 941 году он переезжает в Дамаск, где и остается жить, занимаясь научной работой.
В Дамаске Фараби завершает начатый ранее «Трактат о добродетельном городе».
До нашего времени дошло примерно 50 трудов Аль-Фараби. Они представляют большую научную ценность. Например, «Астрология», «Китаб аль-мусика аль-кабир» и другие. Его труды охватывают все сферы науки. Во всем мире Аль-Фараби признан как выдающийся мыслитель древности. Его философские, мировоззренческие идеи лежат в основе современной физики, астрономии, лингвистики, истории, философии, логики, математики, естествознания и др.
К ценным работам ученого относятся идеи о бытии, они близки идеям аристотелизма и неоплатонизма. Согласно его учению, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.
Важную роль в его трудах занимает учение об образцовом городе-государстве. Это ряд социально-этических трактатов о том, каким должно быть идеальное государство.
Аль-Фараби комментировал сочинения Евклида и Птолемея, написал «Руководство по геометрическим построениям» и «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд».
Одним из важных аспектов творчества ученого является его историко-философский анализ античного наследия. Особый интерес представляет сопоставление учений Платона и Аристотеля, которым он хотел подчеркнуть не их различие, а скорее сходство, общность стремления к истине, познаваемой с разных сторон.
Аль-Фараби был человеком мирового уровня, ему удалось сблизить и синтезировать в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской и тюркской культур.
Упоминаются ученики Аль-Фараби — Яхья ибн Ади в Багдаде и Ибрагим ибн Ади в Алеппо, которые после смерти учителя продолжили комментарии как его трактатов, так и работ греческих философов.
Труды ученого находятся во многих библиотеках по всему миру.
Его именем назван университет в Казахстане. До 2006 года Аль-Фараби был изображен на денежных знаках Республики Казахстан – тенге.
Сочинения:
«Слово о субстанции»
«Существо вопросов»
«Книга о законах»
«Книга о постоянстве движения вселенной»
«О смысле разума»
«Книга о разуме юных»
«Большая сокращенная книга по логике»
«Книга введения в логику»
«Книга доказательства»
«Книга об условиях силлогизма»
«Трактат о сущности души»
«Слово о сновидениях»
«Книга об определении и классификации наук»
«Книга о смысле философии»
«Книга о том, что нужно знать для изучения философии»
«Примечания к философии»
«Слово о пустоте»
«Книга высоких рассуждений об элементах науки физики»
«О необходимости искусства химии»
«Об органах животных»
«Об органах человека»
«Книга об искусстве письма»
«Книга о стихе и риторике»
«О буквах и произношении»
«Книга о риторике»
«Книга о каллиграфии»
«О словарях»
Второй учитель человечества. Как аль-Фараби объединил Восток и Запад
Канонический портрет аль-Фараби. Источник: elibrary.kaznu.kz |
В этом году под эгидой ЮНЕСКО отмечается 1150-летие выдающего мыслителя Востока Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби, более известного миру как аль-Фараби (в Средневековой Европе его имя на латинском языке звучало как Alpharabius). На родине философа в Казахстане юбилей начали праздновать с начала 2020 года. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил важность обращения к духовному наследию аль-Фараби. По словам главы государства, это особенно важно в контексте процессов модернизации общественного сознания, при формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения. Практически все мероприятия имеют международный статус, поскольку учение аль-Фараби без преувеличения входит в мировую сокровищницу идей человечества, объединяя Восток и Запад.
Многогранный гений аль-Фараби
Международная научная конференция на тему «Наследие аль-Фараби», организованная Международным центром аль-Фараби при Казахском национальном университете им. аль-Фараби, состоялась в онлайн-режиме 14-15 мая 2020 года. В форуме приняли участие учёные КазНУ, Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека, фарабиеведы из стран ближнего и дальнего зарубежья (СНГ, Финляндия, Турция, Индия, Греция, США и др.). В своих выступлениях эксперты отметили значение научного наследия аль-Фараби для сближения и диалога цивилизаций и различных культур, актуальность его философских воззрений в современных условиях, когда мы говорим о демократическом гражданском обществе.
Учение великого мыслителя давно оценено как на Востоке, так и на Западе. Достаточно сказать, что переводы его трудов на латынь и иврит в средневековой Европе известны с XII-XIII веков. Аль-Фараби оставил после себя богатое научное и духовное наследие — порядка 200 трактатов. Наиболее известны его труды «Жемчужины премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Философские трактаты» и «Большая книга музыки». Именно последняя принесла ему известность на Западе, особенно когда в 1930-1932 гг. в Париже был опубликован перевод д‘Эрланже на французский язык «Большой книги…».
Аль-Фараби является одним из основоположников восточного перипатетизма (от др.-греч. περι-πατέω — ходить кругом; так первоначально называли учение Аристотеля из-за его привычки вести философские занятия во время прогулок). Восточный мудрец, опираясь на труды Аристотеля, разработал оригинальную средневековую мусульманскую философию, по праву получив прозвище «Второй учитель человечества» (после Аристотеля). Известно, что копии рукописных трактатов аль-Фараби ныне хранятся в научных центрах Стамбула и Каира, Тегерана и Дамаска, Багдада и Бейрута, а также Лондона и Берлина, Парижа и Лейдена. В 1990 году американская обсерватория назвала именем мыслителя один из открытых астероидов. На специализированном астрономическом сайте указано: «Астероид № 7057 назван Al-Farabi в честь выдающегося философа, учёного и музыкального теоретика».
«… А про него мы мало знаем»
Увековечиванию памяти аль-Фараби на казахстанской земле мы обязаны таджикскому исследователю Бабаджану Гафурову и казахскому учёному, специалисту горно-рудного дела Акжану Машанову (в современной транскрипции — аль-Машани), который в 1950-е годы первым обратил внимание на то, что энциклопедическое наследие средневекового мыслителя практически не изучено в Советском Союзе. Хотя интерес к наследию аль-Фараби в первой половине ХХ века возрос с выходом книги немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», статей и книг востоковеда Василия Бартольда, музыковедов Арнольда Шеринга и Генри Фармера, и др.
По мнению доктора философских наук Агына Касымжанова, Машанов воспринял учение аль-Фараби как олицетворение глубинных корней казахской культуры, духовно-нравственного её содержания, тюркских и исламских истоков. В архиве сохранилось письмо Машанова к президенту Академии наук Казахской ССР Канышу Сатпаеву, в котором он обосновал необходимость приступить к фарабиеведческим исследованиям в Казахстане, отметив: «Великий аль-Фараби — наш земляк, а про него мы мало знаем…»
По тем временам (1960 год) письмо Акжана Машанова было сродни разорвавшейся бомбе. Рядовой учёный позволил критиковать советский научный потенциал и даже хвалить «загнивающий Запад». В частности, Машанов писал: «Как известно, величайший учёный аль-Фараби является уроженцем Казахстана: родился он в Отраре (между Туркестаном и Арысом), который по-арабски называлось Фараб (отсюда и аль-Фараби). Однако, к сожалению, мы не смогли найти в СССР ни одной его подлинной работы. После длительных поисков на днях нам удалось получить по межбиблиотечному абонементу три книги из Лейдена (Голландия). Две из них — собственные труды аль-Фараби на арабском языке. Обе эти книги сопровождены предисловием профессора Ф. Дитерици на немецком языке. Все эти книги имеют исключительно большую научную ценность. Необходимо перевести их на казахский и русский языки. Просим Вас дать указание о финансировании данной работы».
К чести академика Сатпаева, наличие проблемы было воспринято адекватно. «Согласен. Реализовать», — такова краткая резолюция президента Академии наук Казахской ССР, она и положила начало организации масштабного исследования наследия выдающегося мыслителя Востока. Следует назвать имена президента АН КазССР после Сатпаева Шахмардана Есенова, писателя Ануара Алимжанова, роман которого «Возвращение Учителя» был издан в Москве, Болатхана Тайжана, Мухтара Ауэзова, принявших активное участие в популяризации трудов аль-Фараби. В 1975 году в Москве, Багдаде, Алма-Ате прошли торжественные мероприятия в честь 1100-летия Учителя.
Сегодня казахстанцы и, прежде всего, молодёжь чтут своего великого далёкого предка. Казахский национальный университет гордится тем, что в 1991 году ему было присвоено имя Абу Наср аль-Фараби.
«С 1993 года в нашем университете функционирует Центр аль-Фараби (первый директор Агын Касымжанов), с 1997 года читается спецкурс о наследии аль-Фараби. В 2013 году мы его видоизменили, назвав «Аль-Фараби и современность», — рассказал профессор Алтаев. — Что интересно, спецкурс выбирают студенты естественных факультетов, хотя, казалось бы, мыслитель был философом, то есть гуманитарием. Но всё дело в том, что аль-Фараби был энциклопедистом, он очень много писал и о математике, и о физике, и о геологии, и о астрономии».
Оригинал книги аль-Фараби. Источник: elibrary.kaznu.kz |
Действительно, гений аль-Фараби многогранен. Кроме философии и правоведения, это психология, метафизика, космология, алхимия и музыка. Но наиболее, на наш взгляд, интересны его воззрения о политике и государстве, или, как он говорил, «практическом применении философии». Например, он делил общества (читай: государства) на «добродетельные» и «порочные». В свою очередь последние он подразделял на три категории: невежественные, злые и заблудшие. Известный французский теолог Генри Корбин считал, что «политические» идеи аль-Фараби следует понимать как «пророческую философию».
И ещё один штрих к портрету учёного. Как мы уже говорили, в западном мире нашего героя именовали Alpharabius (Альфарабиус). Согласитесь, для европейского сообщества это имя ассоциировалось с первой буквой греческого алфавита — альфой. Или просто с чем-то первым в жизни. Вот так, Второй учитель человечества стал первым.
Отрадно, что в 2010 году под эгидой ЮНЕСКО состоялся Международный круглый стол «Аль-Фараби и европейский Ренессанс», по инициативе казахского дипломата, поэта и общественного деятеля Олжаса Сулейменова, с участием учёных из двух десятков стран. С 2014 года в КазНУ им. аль-Фараби ежегодно весной проводятся Международные Фарабиевские чтения, «Фараби алеми» для студентов и молодых учёных и Олимпиада аль-Фараби для старшеклассников. В Университете внедряется научно-инновационный проект «Аль-Фараби университет Smart city», по инициативе ректора КазНУ академика Галымкаира Мутанова. По темам, связанным с наследием Фараби, защищаются магистерские и докторские диссертации. Научными руководителями приглашаются зарубежные фарабиеведы, реально воплощая принцип единства Запада и Востока.
Книги об аль-Фараби. |
Возвращаясь к 1150-летию философа, стоит отметить, что Год аль-Фараби торжественно стартовал в кампусе КазНУ в январе 2020 года, с участием делегаций стран-партнёров, дипмиссий, государственных деятелей, учёных разных стран. Очень понравился гостям театрализованный концерт, организованный силами студентов. Празднование должно завершится осенью 2020 года в Нур-Султане и в Париже на Международном симпозиуме при поддержке ЮНЕСКО. «Запланировано выступление докладчиков из порядка 15-ти стран Востока и Запада, недаром аль-Фараби называют мостом между цивилизациями.
«Молодёжь интересуется наследием аль-Фараби, это я с уверенностью могу сказать, поскольку читаю спецкурс для магистрантов. У нас в КазНУ им. аль-Фараби в текущем юбилейном году (университету исполнилось 85 лет) по инициативе ректора Галимкаира Мутанова переизданы многотомные труды аль-Фараби, книги фарабиеведов Агына Касымжанова и Бободжана Гафурова, новые исследования. При Центре аль-Фараби функционирует Научная библиотека, Музей Фараби, оборудованный новейшими IT-технологиями, где каждый студент получает исчерпывающую информацию о Фараби и фарабиеведах», — подытожил профессор КазНУ им. аль-Фараби Джакипбек Алтаев.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.