в чем актуальность темы вов
Особенности восприятия современной молодёжью событий Великой Отечественной войны
Савельева Дарья Андреевна
МБОУ «СОШ №12», 10 б класс
Особенности восприятия современной молодёжью событий Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война оставила наиболее значимый отпечаток в памяти нашего народа и сильно повлияла на дальнейшее развитие истории России. День Победы стал всенародным праздником, наполненным искренней радостью, истинной любовью, слезами и скорбью по погибшим за Отечество, за свободу, за родных и близких, за будущее своего народа. В настоящее время актуальность темы войны и патриотизма возрастает в связи с тем, что уходит всё дальше память о великом подвиге, совершённым нашими предками. Надо отметить, что сегодня молодёжь воспринимает Великую Отечественную войну по-разному. Кто-то ещё в детстве слушал рассказы родителей, бабушек и дедушек о трудной жизни, о мужестве и отваге, о самопожертвовании, без которых сложно представить победу нашего народа в войне. Многие и сейчас дорожат памятью о том далёком, но поистине значимом времени в истории нашей страны. Однако, к сожалению, большой процент молодёжи знает лишь вскользь о войне. Они не имеют даже представления об основных сражениях и не знают имена героев Великой Отечественной. Думаю, что этот пробел в некоторой степени возники по вине родителей, которые уже не считают нужным затрагивать тему Второй мировой войны и рассказывать детям о цене Победы над фашизмом. Так, с каждым годом новые поколения знают всё меньше и меньше о событиях Великой Отечественной войны. И сравнительно небольшая часть современной молодёжи осведомлена более подробно о важных деталях историитого времени.[1]Следовательно,именно нам, молодым, необходимо сохранить память и передать следующим поколениям всё, что мы знаем о Великой Отечественной войне
В наше время молодёжь может узнать многое о Великой Отечественной войне из художественных произведений и фильмов. Существует большое количество книг, благодаря которым мы можем восполнить пропуски в знаниях о событиях Великой Отечественной войны. Такая литература помогает лучше раскрыть тему Второй мировой войны. Что касается фильмов, они также играют большую роль для восприятия современной молодёжью периода той войны. Но нужно отметить, что многие фильмы, а особенно зарубежные, могут искажать исторические факты.Это приводит к тому, что люди получают недостоверную информацию и верят представленной в фильмах интерпретации исторических событий.
Ещё одна из особенностей восприятия современной молодёжью времён Великой Отечественной войны-это отсутствие реального представления о войне. Настоящее понимание событий этого исторического периода стало невозможным под призмой навязанных в компьютерных играх шаблонных моделей представления войны. Многие подростки уже просто не в силах отличать графически воссозданные условия войны и события, действительно повлиявшие на дальнейшую историю страны.
К счастью, сегодня уделяется огромное внимание развитию патриотизма у молодого поколения. Уже существует большое количество различных отрядов, групп волонтёров и клубов, где ребятам прививают как нравственные качества, так и любовь к своей Родине и её истории. Например, региональный проект «ЮнАрктика» формирует гражданственность и патриотизм у современной молодёжи.[4]Участники проектапобеждают в патриотических конкурсах, проявляют себя во время интеллектуальных игр, а также делают макеты мемориалов. Так они изучают историю сражений Второй мировой войны. Таким образом, в наше время многое делается, чтобы молодёжь не забывала о подвиге предков.
Итак, существуют определённые особенности восприятия событий Великой Отечественной войны новым поколением. Каждый видит её по-своему. И всё-таки память о тех тяжёлых днях должна жить всегда. Нельзя забывать о людях, которые отдали свою жизнь за то, чтобы сегодня над нами было мирное небо.
Актуальность темы
В нашей стране нет такой семьи, которую бы не коснулось военное лихолетье. Поэтому Великая Отечественная война еще долго будет оставаться незаживающей раной в нашей памяти. Мы считаем, что наш человеческий и гражданский долг хранить эту память о войне, о цене победы тех, кто своим ратным трудом и тяжелой работой в тылу ковал победу в этой войне.
Нам хотелось, чтобы наша работа стала бы еще одной каплей в творческом океане исследовательских работ о том суровом времени. Наш проект посвящён 65 годовщине Победы нашего народа в Великой отечественной войне
Кратко рассмотреть обстановку накануне войны, соотношение сил сторон, основные периоды Великой Отечественной войны; осветить решающие битвы; показать мобилизацию всех сил страны на дело разгрома агрессора, трудовой подвиг народа и героизм его Вооруженных Сил в жестокое время борьбы с фашизмом; осветить потери Армии в войне, рассказать о военноначальниках ВОВ, рассказать о вкладе земляков в победу, изучить награды, которыми награждались в годы Великой Отечественной войны раскрыть основные итоги и уроки Великой Отечественной войны.
Мы посветили свою творческую работу памяти людей военного поколения, в частности нашим землякам.
Великая Отечественная война была самой тяжелой и кровопролитной из всех войн, когда-либо пережитых Советским Союзом. Однако она была не только драматическим, но и героическим периодом истории советского народа и не случайно названа Великой Отечественной войной. Летопись войны полна примеров мужества и героизма миллионов советских людей, самоотверженно защищавших свою родину. И чем дальше от того тревожного и героического времени, тем величественнее кажутся их подвиги, тем полнее осознается значимость совершенного.
День 22 июня 1941г., день начала агрессии фашисткой Германии против Советского Союза, стал и началом нового этапа борьбы прогрессивных сил с фашизмом, началом конца разбойничьего «третьего рейха».
Гитлер и его генералы, выражая агрессивные устремления германского империализма, конечной целью ставили завоевание мирового господства. Разгром Советского Союза представлялся им как «решающая операция» на этом пути. Ей должна была предшествовать «операция вспомогательная»- сокрушения западных держав.
Сокрушив ряд европейских стран, заправилы надеялись на скорую и легкую победу в войне с СССР. Но советский народ и его армия встали несокрушимой стеной на пути агрессора.
Трудной и длительно оказалась дорога к победе. Почти 4 года шли к ней советские люди. И все это время на огромных пространствах ни днем, ни ночью, ни смолкали напряженные бои и сражения.
Всего потерь (тыс. чел.)
Красная Армия и ВМФ
Всего безвозвратных потерь, учтенных в оперативном порядке нарастающим итогом за годы войны
Данные таблица и диаграмма были составлены нами в приложении MS Exsel после изучения потерь во всех знаменитых сражениях русского народа и его армии против захватчиков, посягавших на независимость нашей Родины. При составлении данной диаграммы и таблицы нами были все выше перечисленные битвы русского народа, вошедшие потом в истории как Дни воинской славы России.
У многих из нас уже умерли наши деды и прадеды, воевавшие на войне. Но остались их награды. Рассматривая их, мы затрудняемся даже назвать, что это за награды. Поэтому мы решили создать страничку «Награды», где расположить ордена и медали Великой Отечественной войны.
Война это прежде всего крупные сражения. Карты основных, судьбоносных сражений ВОВ, собраны нами также на особой странице «Карты». Примечательно, что эти карты также с гиперссылками, то есть при наведении на них мышку, они раскрываются во весь экран. Применение этих карт может быть осуществлено не только на уроках истории, но и на внешкольных ( внеклассных) мероприятиях..
Ещё одна исследовательская страница «Основные операции ВОВ». На этой странице мы собрали основные сражения гг по годам. Причём не только но русско-немецком военном театре действий, но и сражения армий второго фронта.
Так как наща работа имеет большую патриотическую направленность, мы не могли её представить без тематической страницы «Земляки»При составлении этой страницы мы использовали материалы экспозиции школьного музея «Они сражались за Родину..»
Более 300 жителей сёл Старая Степановка, Новая Степановка, Тепловка, Фофоновка, Свиязевка ушли в грозном 41 году на кровавую страду. 113 их них не вернулось с полей сражений. До 65- летия Победы дожили всего двое: Сазонов Николай Александрович и Шокуров Николай Яковлевич. Воевали наши земляки геройски. На этой страничке приведены имена только некоторых из них.
Сидякин Александр Александрович
Уроженец села Новая Степановка. Год рождения 1924, на фронт был призван в 1942 году. Был сапёром. Награждён орденами Славы 3 и 2 степеней за форсирование Днепра и Одера. За бои в Польше награждён медалью » За отвагу». Имел три ранения, одно из них тяжёлое. После демобилизации вернулся на родину. Трудился в совхозе » Лунинский». Умер в 1986 году.
Сазонов Николай Александрович
Создание в ходе Второй мировой войны могучей антигитлеровской коалиции народов и государств убедительно показало, что нормальные отношения и взаимопонимания между разными странами жизненно необходимы.
Уроки истории учат, что любителям военных авантюр полезно помнить слова народной мудрости: «Истинное благоразумие состоит в том, чтобы при начале какого-либо дела предусмотреть его конец».
Литература.
Материалы школьного музея. Экспозиция «Они сражались за Родину»
Ордена памяти
Великая Победа заложила основы всего послевоенного миропорядка и системы отношений между государствами. Послевоенная международная система помогла человечеству избежать третьей мировой войны, которая могла обернуться несоизмеримо большими потерями вплоть до уничтожения жизни на планете. Важнейшей основой сохранения мира стала и остается память народов о трагических событиях Второй мировой войны и о том, кому принадлежит главная роль в разгроме гитлеровской Германии, в спасении человечества от коричневой чумы.
Именно Советский Союз, именно наш народ обеспечил решающий вклад в победу над нацизмом, вынес на своих плечах основную тяжесть Второй мировой войны. Именно нашему народу выпало стать хранителем памяти о Великой Победе. Это исторический долг сегодняшнего поколения граждан страны, это святая обязанность всех будущих поколений граждан России.
Российское общество, как и весь мир, меняется, и эти изменения касаются каждого из нас. Но эстафета памяти не должна прерываться. Именно поэтому появляются и будут появляться новые общественные инициативы, направленные на сохранение исторической правды, изучение событий Великой Отечественной и противодействие любым попыткам фальсификации этих событий.
История Великой Отечественной войны отражена в исторических трудах, в художественной литературе и фильмах, в мемуарах военачальников и воспоминаниях ветеранов. А еще в наградах Великой Отечественной. Более семи миллионов наших героев были награждены орденами и медалями только в годы Великой Отечественной войны, не считая последующих награждений за подвиги, совершенные в борьбе с фашизмом. Более одиннадцати с половиной тысяч человек стали Героями Советского Союза.
Государственные награды всегда отражают страницы истории страны. Отражают ее именно такой, какой участники хотели сохранить историческую правду и память для всех будущих поколений. Показателен тот факт, что в годы Великой Отечественной войны было учреждено больше орденов, чем за послевоенный и довоенный периоды истории Советского Союза, вместе взятые.
Следует отметить, что первые медали Великой Отечественной были посвящены не уже одержанным победам, а мужеству и стойкости в борьбе, исход которой еще не был окончательно решен.
Привожу эти примеры, чтобы призвать задуматься, в какой степени наши представления о том, что такое подвиг и какой должна быть награда за подвиг, определены событиями Великой Отечественной войны. Речь идет не просто о развитии наградной системы. Речь о том, насколько прочно наследие Великой Победы связано с системой ценностей нашего государства, общества, каждого гражданина нашей страны.
Если в Донбассе люди обрели силы и решимость защитить память о Великой Победе, то в большинстве регионов Украины историческая правда по-прежнему искажается, пересматривается и остается под запретом. В этом одна из главных причин, если не самая главная причина трагических событий на современной Украине. И чтобы преодолеть трагедию украинскому обществу, важно найти в себе силы для денацификации своей политической системы. Было бы правильно, если этот процесс на Украине смог бы начаться уже в год 75-летия Великой Победы.
И поэтому принципиально важно, чтобы каждый гражданин и все российское общество не теряли живую память о Великой Отечественной войне, не забывали о страницах истории своей семьи, своего города, своего региона, связанных с Великой Победой. Российское государство обязано сделать все, чтобы помочь людям сохранить эту священную память.
Исследовательская работа «Нужна ли память о Великой Отечественной войне 1941-1045 гг»
Конкурс исследовательских работ «Никто не забыт, никто не забыто»
«Нужна ли память о войне»
Митенкова Екатерина Александровна,
обучающаяся 9 класса
Худякова Татьяна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы.
филиал МБОУ Уваровщинкая сош в селе Калаис
ВВЕДЕНИЕ.
Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Но уходят от нас воины Великой Победы. С каждым годом все реже и реже мы встречаем мужчин и женщин, убелённых сединой, с наградами той близкой и уже далёкой Великой Отечественной войны. Близкой, потому что болью в сердце ветерана нередко откликается она. Далёкой, потому что дети-внуки-правнуки участников войны, доживших до наших дней, не видели всех ужасов той беды, что обрушилась на плечи людей в далёкие сороковые.
С каждым годом всё больше становится временной разрыв, отделяющий новые поколения от героических и трагических событий Великой Отечественной войны. Да и о бъем человеческой памяти имеет свои пределы и, казалось бы, более свежая информация, наслаиваясь на старую, должна уничтожать ее. Но, нет. Есть то, что, наверное, нельзя замазать, закрасить, забыть…
Память! Это то, что лежит в основе нравственности, то, что делает человека человеком, это сказочная живая вода, воскрешающая погибших, умерших, забытых… Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага.
В ходе подготовки над проектом среди различных актуальных проблем мною была выделена проблема сохранения памяти о том, кто мужественно и отважно вынес на своих плечах тя готы беспощадной войны. Мой проект «Нужна ли память о войне » о жизненных испытаниях учителей-ветеранов: Иване Федоровиче Ручко, Василии Акимовиче Дегтяреве, Алексее Семеновиче Гридневе, Александре Алексеевиче Терновском. Это люди, благодаря которым стала возможна Великая Победа в Великой Войне.
Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
Провести исследование по теме проекта /систематизировать биографические сведения об учителях-фронтовиках, работавших в нашей школе в разные годы/.
Методы исследования: Анкетирование школьников, учителей, родителей.
Гипотеза: Если судьба любого человека неразрывно связана с судьбой страны, ему необходимы такие качества как мужество, героизм, отвага…
Раздел 1. Теоретическое обоснование проблемы. Кто говорит не страшно на войне, тот ничего о ней не знает
1.1. Теоретическое содержание исследования.
22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.
По истории Великой Отечественной войны изданы десятки тысяч работ, в том числе и фундаментальные многотомные издания, в которых всесторонне отражаются события военных лет, крупные военные операции, имевшие переломный характер во Второй мировой войне, и многое другое. Любой, кто интересуется более подробно историей войны, может изучить эту литературу. Я же остановлюсь на жизненных испытаниях учителей-ветеранов: Иване Федоровиче Ручко, Василии Акимовиче Дегтяреве, Алексее Семеновиче Гридневе, Александре Алексеевиче Терновском.
1.2. Уходят ветераны, но память остается.
Я не видела войны, но знаю о ней, потому что должна знать, какой ценой завоёвано счастье. В моем сердце живёт память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у меня и моего поколения была счастливая жизнь. Я расскажу о военных годах Алексея Семеновича Гриднева – учителя математики и физики Калаисской школы.
По приказу Сталина бывших учителей демобилизовали. Приехал поездом в Ртищево, на товарном поезде добрался до Кирсанова, зарегистрировался в военкомате, вернулся на свою родину. В село Калаис вернулся в 1947 году. С 1955 года и до 1982 года работал учителем нашей школы. За профессионализм в образовании был награжден Грамотами, которые на память передал школе.
Медалью «За Отвагу» Иван Федорович был награжден за проявленную отвагу и находчивость за участие в рейдах в тылу противника. Дорога войны для Ивана Федоровича была длинной и тяжелой. Иван Федорович Ручко в составе танковой армии воевал в Карелии и под Москвой, освобождал Львов и Киев, вместе с однополчанами брал Берлин. День Победа Иван Федорович Ручко встретил в Праге. На гимнастерке радиста светились медали « За оборону Заполярья», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».
Демобилизовался старший сержант Ручко 1945 года. Продолжил обучение в Тамбовском педагогическом институте на историческом факультете. После успешного окончания в 1948 году начал работать в Овсяновской школе. С 1950 по 1975 год был завучем в Калаисской школе. 3
Мой рассказ о партизане «Сашке Великом» — Александре Алексеевиче Терновском, (24.03.1918 – 1991 г.г.) первом командире, организаторе 28-го партизанского отряда 8-й партизанской бригады во время войны, а потом и директоре Калаисской школы, о кавалере Ордена Красной Звезды. Александр Алексеевич Терновский родился в 1918 году на Украине. Окончил семилетнюю школу, рабфак, а затем курсы по подготовке учителей в Воронеже и был направлен в Калаисскую школу учителем математики. Учитель Терновский встретил войну рядовым первой стрелковой роты возле Барановичей. До войны был призван в армию, служил в Белоруссии во время отступления Красной армии в лесах Смоленщины возглавил партизанский отряд. За высокий рост местные жители прозвали начальника партизанской разведки Сашкой Великим. Партизаны не давали покоя фашистам ни днем, ни ночью. Отряд Александра Терновского участвовал в обстреле воинского эшелона в районе деревни Красновка, совершал налеты на немецкие гарнизоны. За одну только августовскую неделю 1942 года провел три засадных боя и четыре диверсии на железной дороге на участке Бобр — Славное, Славное — Трацилово.
20 июня 1943 года между деревнями Березовка и Белавка шел бой. Немцы стали отходить. Александр Алексеевич Терновский ринулся вперед, ведя за собой отряд. Но выронил автомат и схватился за голову. На трофейной лошади везли героя в партизанский госпиталь, который находился в полусотни километров от места боя. Лечиться пришлось в тяжелых условиях. Из-за блокирования немцами партизанской зоны самолет долго не мог сесть на подготовленную площадку. Лежа на кровати Терновский руководил отрядом. Осколок от мины повредил оба глаза. Командир Александр Алексеевич Терновский навсегда потерял зрение. 31 июля 1943 года самолет доставил Александрам Алексеевича Терновского в Москву на лечение. 4
В августе 1943 года он прибыл в Калаисскую школу и возглавлял ее до 1951 году, а потом стал работать в средней школе №2 города Кирсанова учителем истории. В 1968 году бывший партизан ушел на заслуженный отдых. Награжден орденом Отечественной войны первой степени, Красного Знамени, многими боевыми медалями, а также награжден медалью «За трудовое отличие» и значком « Отличник народного просвещения РСФСР» 5
1.5 Учитель, летавший на «ПЕ-2»
24 марта 1943 года при выполнении боевого задания разведать вражеский объект в глубоком тылу его самолет был замечен и сбит четырьмя вражескими истребителями всего в километре от линии фронта. Машина рухнула на землю. Тяжелораненый штурман Дегтярев вместе со стрелком Шиловым вели оборонительный огонь из пистолета, надеялись уйти в лес. Как электрическим током пронзило руку штурмана. Ранение! Затем – удары прикладом в лицо и голову, Дегтярев потерял сознание. Он пришел в себя на следующий день среди раненых советских военнопленных. Начались мытарства, допросы, переброски из лагеря в лагерь. К лету 1943 года оказался в Прибалтике. С незажившими ранами бежал из Рижского госпиталя с земляком Назаровым. Побег был неудачным.
Вот как описал побег сам Василий Акимович. Безоружным вступил в схватку с эсэсовцем. После выстрела в живот упал. Потерял сознание. Последние слова, сказанные им: «Мы русские, советские – нас много, мы победим, обязательно победим фашистов». По приказанию немецкого офицер его привезли в госпиталь для показа последствия побега. Внесли в помещение для свалки трупов умерших советских военнопленных, где и провели операцию в научно-практических целях с тяжелоранеными в брюшную полость, с людьми, потерявшими сознание. Технически обработали тело, положили на операционный стол. При электрическом освещении в 9 вечера врачи приступили к операции. Когда врачи влили часть раствора и стали проверять пульс, пришел в сознание и услышал голос экспертврача, который сказал: «Пульс работает редко, но хорошо прощупываются удары, резать можно без всякой опасности, но придерживать его надо». После операции врачи рассказывали: «Проснулся на третьи сутки после операции. Хотел подняться с топчана, но упал и проспал ещё сутки».
На утро немцы пришли осматривать и допрашивать, но Ольга Титовна (русский врач) тихо сказала: «Если дня через два придут немцы, и будут спрашивать, делай отмах головой, что говорить трудно».
Через несколько дней я стал ходить, пришли офицеры из комендатуры, на вопросы переводчицы ответил: «Я сержант Березин Виктор. С кем бежал, не помню. Какого он звания, не знаю. Мы прошли проходную, свернули за угол, зашли во двор к латышам, хотели попросить кушать, но латыши закричали и бросились бежать. Мы тоже побежали. Больше ничего не помню». Немец выругался и приказал посадить меня в карцер. Я просидел в нем 10 суток. Передвигался очень плохо. Но самое главное, меня больше не беспокоили допросами, видели во мне доходягу. В лагере находился до 8 марта 1945 года. Это была изнурительная работа, жестокое обращение, голод.
Именно о них в 1944 году писал Алексей Толстой в своем рассказе «Русский характер»: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом. И поднимется в нем великая сила…..».
Иногда мне в голову идут мысли, о том, что в начале 20-ых веков родились самые сильные, смелые, мужественные люди. Именно на этот отрезок времени выпало много страданий: революции, войны, репрессии. Именно этим людям пришлось отстаивать независимость Родины в период Великой Отечественной войны. Именно эти люди освободили от фашизма страны Европы. На их долю выпало восстановление разрушенного хозяйства страны и спецпроверки, которую прошел Василий Акимович Дегтярев после госпиталя при 359 3 СП города Волочив.
Послевоенный трудовой стаж Василия Акимовича составил 28 лет. Его трудно было застать дома, он был то на соревнованиях, то на курсах повышения, то на встречах с ветеранами.
Василий Акимович был широк в плечах, высок ростом, но он был обыкновенным человеком. Не «качком» из сегодняшних боевиков. Раны, полученные на войне, подточили здоровье ветерана: гнила рука, большие проблемы с внутренними органами. Дегтярев В.А ушел из жизни в 1989 году. Все жители собрались проводить его в последний путь. Учителю, ветерану войны были отданы все воинские почести.
Раздел 2. Практическое содержания исследования.
2.1 Из воспоминаний о ветеране Великой Отечественной войны А.А. Терновском.
Фронтовые новости мы узнавали из сводок Информбюро. В Кирсанове на телефонных столбах были установлены громкоговорители, и мы за 8 километров периодически ходили слушать радио.
Вскоре после разгрома фашистов под Сталинградом на нашей территории появились немецкие пленные. Они строили за Кирсановом компрессорную станцию и ежедневно в сопровождении конвоя ходили на водокачку железнодорожной станции за водой. Каждый пленный имел двухколесную тележку с бочкой, в которую наливали воду. У меня появилась мысль мстить немцам. В выходные дни я набирал в карманы камни и отправлялся в Кирсанов. Когда немцы везли тележки с водой, бросал в них камни, стараясь попасть в голову, и это нередко удавалось. Меня пытались поймать конвоиры, но я понимал, что им от пленных далеко отходить нельзя, и всегда убегал. Потом немцев стали сопровождать и милиционеры. Однажды меня из школы забрал оперуполномоченный, и я оказался в милиции. Грозили посадить в тюрьму. Тогда меня выручил директор А.А. Терновский, убедив работников милиции, что я нападал на пленных не из хулиганских побуждений. Меня убеждали, что пленные – не враги, они помогают строить различные объекты, отремонтировали рентгеновский аппарат, который был сломан, восстанавливают здания. Так закончилась моя «война» с немцами.
После Сталинграда враг, хотя и оказывал жесточайшее сопротивление, но был уже сломлен. Наша армия наступала, уничтожая противника, освобождая захваченные территории. Весь народ находился в напряжении, ожидая Победы.
9 мая 1945 года в школу пришло сообщение о капитуляции гитлеровской Германии. Всех учеников вывели на линейку. Директор школы А.А. Терновский, едва сдерживая слезы, объявил об окончании войны. Плакали и рыдали педагоги, а с ними и мы. Из каждой семьи Великая Отечественная унесла отцов, братьев, родственников.
До 1951 года был директором Калаисской школы, а потом стал работать в средней школе №2 города Кирсанова учителем истории. В 1968 году бывший партизан ушел на заслуженный отдых. 7
2.2 Из воспоминаний взятых А.И Гридневой, бывшей учительницы, лично знавшей семью Дегтяревых.
Мне захотелось узнать о бывшем солдате у людей, знавших его военный и жизненный путь. И каково же было мое удивление, но Василия Акимовича знали и помнят лишь с хорошей стороны. О его мытарствах в плену, знавшие его лично люди, только сожалеют.
Василий Акимович с женой Марией Федоровной воспитали четырех детей. Всем дали высшее образование. Сын Валерий Васильевич с детства готовил себя по отцовским правилам: закалялся купанием в холодной воде, занимался усердно спортом. Теперь он летчик в звании подполковник. Дочь Наталья проживает в городе Саратове, учитель. Сын Владимир переводчик немецкого языка. Дочь Полина проживает вместе с матерью.
Трудовой стаж Василия Акимовича составил 28 лет. Его трудно было застать дома, он был то на соревнованиях, то на курсах повышения, то на встречах с ветеранами.
Но раны, полученные на войне, подточили здоровье ветерана: гнила рука, большие проблемы с внутренними органами. Но он неутомимо работал, ему было о чём рассказать, о поколении солдат, что защищали Родину.
Дегтярев В.А ушел из жизни в 1989 году. Все жители собрались проводить его в последний путь. Учителю, ветерану войны были отданы все воинские почести.
Было чему поучиться и тем, кто работал вместе с ним: его неутомимому стремлению отдать детям свои знания и огромный опыт. Он учил стойкости, оптимизму. Из разговора с учителем физкультуры нашей школы Владиславом Дмитриевичем Щегловым я узнал, Василий Акимович был его учителем, который разработал «оригинальную» систему тренировки, обладал даром внушения на достижение успешного результата, всегда нацеливал только на победу.
2.3 Анализ анкетирования школьников 5-9 классов филиала МБОУ Уваровщинская сош в селе Калаис.
Результаты анкетирования учащихся 5-9 классов ( всего 45 школьников) :
— Знаешь ли ты о событиях ВОВ?
— Кто из твоих родственников участвовал в ВОВ?
Прадедушка — 17 чел.
Другие родственники – 54 чел.
— Хочешь ли ты знать подробности этого времени?