в чем актуальность предупреждений булгакова
Урок литературы в 11 классе
Вид урока: урок-исследование
— проанализировать содержание повести и ее героев;
— выявить основные идеи повести;
— определить суть шариковщины и ее опасность;
— показать актуальность произведения М.А. Булгакова в наше время.
Развивающая: развивать умения и навыки работы с текстом, работы в группе; формировать коммуникативные компетенции старшеклассников, речемыслительную деятельность.
Воспитательная: привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека ( ученого) за свои идеи, изобретения, поступки; помочь осознать, что проблема сохранения духовности – одна из главных нравственных проблем на все времена.
Оборудование: презентация, карточки, листы самооценивания, сердечки, листы А4, герои в иллюстрациях учащихся, музыкальное сопровождение ( «Интернационал»), буктрейлер «Собачье сердце», фрагменты фильма «Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко.
Повесть «Собачье сердце», которая до сих пор не утратила ценности социальных, нравственных идеалов, полна блестящей фантазии, сатиры, иронии, окрашена в лирические тона.
Жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
1. Создание эмоционального настроя на работу
Вступительное слово учителя : Окунемся в 20годы 20 века… Сложное для страны время. Разруха после Первой мировой войны. Безработица. Голод. Очереди за хлебом.
Новая экономическая политика (НЭП), предложенная Лениным, предполагала устранение социального неравенства, отсюда всяческое давление на интеллигенцию. Утверждение класса рабочих и крестьян. Создание «нового человека» нового государства путем усиления пропаганды атеизма, коммунистических идей Маркса и Энгельса. Манипуляция сознанием необразованного пролетариата.
Эта эпоха достаточно ярко и через призму сатиры освещена в произведениях М.Булгакова.
2.Определение цели и задач урока (учащиеся)
— Сегодняшний урок можно определить как урок-исследование по повести Булгакова «Собачье сердце». В ходе исследования мы должны будем найти ответ на проблемный вопрос.
— Исходя из названия темы, сформулируйте вопрос(ы) урока.
2. О чем предупреждает повесть?)
— Определите задачи урока.
Задачи: чтобы ответить на главный вопрос урока, необходимо
1) проанализировать текст, образы главных героев (пса Ш, товарища Ш., профессора П) ;
2)сравнить результаты до и после эксперимента;
3)выявить последствия эксперимента;
4)сделать выводы и получить ответ на вопрос-урока
— Какие качества вам необходимо будет проявить сегодня, чтобы реализовать цели и задачи урока? (Активность, целеустремленность, внимательность и т.д. )
— Чтобы достичь поставленной цели вам необходимо уметь…
1) активно участвовать в работе группы, обсуждении;
2) проявить себя людьми, которые разбираются в творчестве Булгакова,
3)уметь использовать материал, которой вы знаете,
4) высказывая свою точку зрения, аргументируя её,
5) при анализе художественных образов вы должны уметь сравнивать – находить общее,
различие, на основе этого обобщать и делать вывод знать правила работы в группе
Правила работы в группе
— Дополнять, корректировать ответы в вежливой форме
— Показать ваше умение в построении монологического ответа
— Слушать, не перебивая своих одноклассников
III. Актуализация опорных знаний
1. Презентация индивидуального проекта Болотова А.( буктрейлер «Собачье сердце» )
Во времена Булгакова сюжет не казался столь фантастическим, так как с 1921 года научно-популярная печать публиковала материалы по омоложению по методу австрийского физиолога Э.Штейнаха путём пересадки половых желез у млекопитающих. В 1924 году вышли два сборника под редакцией профессора Н.К.Кольцова «Омоложение».
— Обратимся к высказыванию прозаика В. Бубниса (эпиграф 1):
«Повесть «Собачье сердце», которая до сих пор не утратила ценности социальных, нравственных идеалов, полна блестящей фантазии, сатиры, иронии, окрашена в лирические тона»
— Вспомним, что такое сатира?
3 . Словарно-терминологическая работа
Слайд5 Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек. Предмет сатиры – пороки человека и общества.
4. История создания повести . Индивидуальное опережающее задание
Повесть «Собачье сердце» позволяет глубже понять творчество писателя в целом. Повесть была написана в 1925 году, первоначально называлась «Собачье счастье. Чудовищная история»и тд.
В повести Михаил Булгаков показывает абсурдность идеи «Кто был ничем, тот станет всем» и мысли о необходимости и возможности создания «нового человека» из пролетарской массы .
III. Практическая работа
1. Работа с текстом в зоне поиска и общего обсуждения в микрогруппах .
1группа : Образ профессора Филиппа Филипповича Преображенского
Задание : составьте портрет героя, опираясь на текст и отвечая на предложенные вопросы. Используйте цитаты.
-Что может рассказать о герое его фамилия? Портрет?
— В чем особенности характера?
— Определите взгляды профессора на советскую действительность, опираясь на текст (процитировать)
-Над чем трудится профессор?
1.Расскажите о жизни Шарике в холодной и голодной Москве.
— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует? Как воспринимает пес обитателей квартиры?
— Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?
— Почему Булгаков наделяет пса человеческими чувствами? ( это разумное живое существо, также чувствующее как и человек. Это не бездушный материал для эксперимента)
2.Приведите примеры иронии в изображении образа.
3.Напишите на листе А4 основные характеристики пса Шарика (кластер)
Задание: 1. Подготовьте портретную характеристику героя (портрет, черты характера, привычки, поведение, речь) на основании текста. Используйте цитаты.
3. Напишите на листе А4 качества, появившиеся в герое после операции (кластер).
— Можно ли Шарикова назвать человеком? Почему? Докажите свое мнение приведя примеры и цитаты из текста.
— Какое бы определение дали ему вы? (человекообразное существо, человекоподобный, экспериментальный образец, лабораторное существо)
Вывод : «Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством; который понимает только силу, готовый, как всякий раб, отомстить всему, чему подчинялся, при первой возможности» А.Д.Сахаров
« Автор делает пса симпатичным Соединившись по недоброй воле Преображенского с этой мерзкой личностью, умный и человечный пес превращается в злобного и пакостливого душителя котов Шарикова». А.Д.Сахаров
4 группа (свободные художники) :
Задание: Создайте портретную галерею «Герои повести моими глазами»: пес Шарик, профессор Преображенский, Полиграф Полиграфович Шариков
3. Просмотр эпизодов художественного фильма «Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко. В ролях: Владимир Толоконников, Евгений Евстигнеев.
(представление «нового человека» на конференции, после потопа, Шариков угрожает профессору и Борменталю пистолетом …)
4 . Работа в паре (опережающее задание) Создание «лестницы жизни» Шарикова
Задание : изобразите в ходе работы на уроке “Лестницу жизни” Шарикова. Обозначьте цитатами, эпитетами, метафорами, сравнениями ступеньки подъема и падения героя (на листе А4)
— Как вы считаете, можно ли было развить Шарикова в личность?
5 . Интервьюирование литературных героев .Прием « примерь на себя роль»
— Обратимся к самому профессору Филиппу Филипповичу Преображенскому с вопросом:
-Уважаемый господин Филипп Филиппович, на что вы рассчитывали, когда приступали к эксперименту по пересадке гипофиза человека собаке? Спасибо.
с 2-провалился, т. к. продукт эксперимента стал опасен как для профессора, так и для окружающих)
— Как результат опыта повлиял на ваши убеждения? ( Просчет заставил задуматься и понять, что исследователь должен «идти параллельно и ощупью с природой», а не «форсировать вопрос и приподымать завесу». «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите»).
– Чувствуете ли вы как ученый свою вину перед Полиграфом Полиграфовичем Шариковым? Спасибо
— Обратимся с вопросом к товарищу Полиграфу Полиграфовичу Шарикову:
— Скажите, товарищ Шариков, есть ли у вас претензии к профессору Преображенскому?
«А если бы я у вас помер под ножом? Вы что на это выразите, товарищ?»
— Почему же ученым, людям образованным, культурным не удалось воспитать Шарикова?
Оказывается, легче провести сложнейшую операцию, чем перевоспитать (а не воспитать) уже сформировавшегося «человека», когда он не желает, не чувствует внутренней потребности жить так, как ему предлагают)
— Как вы считаете, под влиянием чего формируется характер человека?
— Чем же закончился эксперимент по созданию «нового человека»?
— Согласны ли вы с мнением М. Горького, что это «жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу»? (Эпиграф2)
— Нужно ли вмешиваться в законы природы?
6. Инд зад.в паре (эксперты) 2чел
Задание: С формулируйте главные «пункты» булгаковской программы : А4
1. Нарушение законов природы – губительно для человека
2.Безнравственность «научного» насилия над человеком и природой
3. Нарицательность образа Шарикова
4. Каждый должен быть на своем месте
5. Перевоспитать человека можно лишь в том случае, если он захочет этого
6. Невозможно перевоспитать личность, генетически заражённую страшными пороками, инстинктами. «Лабораторное существо» – тип определённой среды.
VI. Итоговая рефлексия
1. «Мозговой штурм». — Чем опасны Шариковы?
— Всегда ли возможно ли повернуть эксперимент вспять?
— Как по-вашему, что такое шариковщина? ( чел. недалекий, но наделенный к –то полномочиями, неблагодарный, подлый, жаждущий занять место, ему не принадлежащее. Ничтожные, жалкие, но с амбициями )
— Почему образ Шарикова стал нарицательным ? (Власть имущие считают в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, как жить и…)
— Встречались ли вам такие типы людей?
2.- Порассуждайте, в чем актуальность предупреждений Булгакова?
— Можно ли повесть назвать современной? Дайте обоснование своему ответу.
-Что вы думаете о клонировании? (нет индивидуальности, обезличивание…)
— Нужно ли искусственно фабриковать людей. Вмешиваться в жизненные процессы?
2. Слайд 5-минутное эссе на тему: «Какие истины открылись для меня сегодня на уроке».
(Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию . Но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности ученого за право на эксперимент. Любой эксперимент должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут быть непредсказуемы и привести к катастрофе)
3. Самооценивание н а оценочных листах
Лист самооценивания ФИ ученика _____________________
Я считаю заслужил(а) оценку « » за урок, потому что
Я выразительно читал текст …
… раз ответил на вопрос учителя
Помог учителю в подготовке материала к уроку…
4. Взаимооценивание работы на уроке. «Благодарю за сотрудничество» (ученик –ученика; учитель- учеников)
Перед каждым из вас лежит 2сердечка. Вручите его тому, кто, на ваш взгляд, был самым активным участником и самым интересным собеседником на сегодняшнем уроке.
— Напишите отзыв об уроке, пожелание и опустите в почтовый ящик.
— Ребята, поднимите руку те, кто сегодня доволен своей работой на уроке.
— Поднимите руку те, кто не доволен. Что помешало?
VII. Задание на дом: Написать сочинение – эссе на одну из предложенных тем:
1) Вечный спор добра и зла.
2) В чем смысл названия повести « Собачье сердце»?
3) Нравственно или безнравственно проведение экспериментов над животными?
4) Как поступил бы я на месте профессора Преображенского?
Слово учителя: Упрятанная от читателя повесть Булгакова «Собачье сердце», выйдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздала и по прошествии многих десятилетий, как мы смогли убедиться, актуальна.
Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова
Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»
К середине 20-х годов, после опубликования повестей «Записки на манжетах», «Дьяволиада», романа «Белая гвардия, писатель уже сложился как блестящий художник слова с остроотточенным сатирическим пером. К созданию повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» он, таким образом, подходит с богатым литературным багажом. Смело можно утверждать, что вы-ход в свет эти повестей свидетельствовал о том, что Булгаков успешно рабо-тал в жанре сатирической научно-фантастической повести, что в те годы было новым явлением в литературе. Это была фантастика не оторванная от жизни, в ней сочетался строгий реализм с фантазией ученого. Сама сатира, ставшая постоянной спутницей Булгакова-художника, в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» приобрела глубокий и социально-философский смысл.
Поисками ответов на вопросы о сущности правды, истины, о смысле че-ловеческого существования по существу пронизаны почти все произведения Булгакова.
Писатель поставил острейшие проблемы своего времени, отчасти не по-терявшие актуальности и в наши дни. Они наполнены раздумьями художни-ка-гуманиста о законах природы, о биологической и социальной природе че-ловека как личности.
Булгаков был одним из первых писателей, кто смог правдиво показать, как недопустимо использовать новейшие достижения науки для порабоще-ния человеческого духа. Эта мысль красной нитью проходит в «Роковых яй-цах», где автор предупреждает современников о страшном эксперименте.
Тему ответственности ученого перед жизнью Булгаков по-новому по-вернул в «Собачьем сердце». Автор предупреждает – нельзя давать власть неграмотным шариковым, которые могут привести ее к полной деградации.
Для реализации замысла в обеих повестях Булгаковым был избран науч-но-фантастический сюжет, где важная роль отведена изобретателям. По сво-ему пафосу повести являются сатирическими, но в то же время носят и открыто обличительный характер. На смену юмору пришла хлесткая сатира.
В повести «Собачье сердце» отвратительное создание человеческого ге-ния во что бы то ни стало пытается выбиться в люди. Злобному существу не-понятно, что для этого необходимо проделать длительный путь духовного развития. Свою никчемность, безграмотность и неприспособленность Шари-ков пытается компенсировать естественными приемами. В частности, он об-новляет свой гардероб, надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но во всем остальном его костюм грязен, безвкусен. Весь внешний облик одежда не способна изменить. Дело не в его внешнем облике, в самой внутренней сущности. Он – человек с собачьим нраовм и животными повад-ками.
В доме профессора он чувствует себя хозяином жизни. Возникает неизбежный конфликт со всеми обитателями квартиры. Жизнь становится сущим адом.
В советское время многие чиновники, обласканные властью вышестоя-щих, полагали, что «на все имеют свое законное право».
Таким образом, созданное профессором человекообразное существо не только приживается при новой власти, но совершает головокружительный прыжок: из дворовой собаки превращается в санитара по очистке города от бродячих животных.
Анализ повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» дает нам основание оценивать их скорее не как пародию на общество будущего в России, а как своеобразное предупреждение того, что может случиться при дальнейшем развитии тоталитарного режима, при безрассудном развитии технического прогресса, не опирающегося на нравственные ценности.
Актуальность повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
М.А. Булгаков выступал против различных экспериментов над личностью. Он видел, что происходит в стране и своей повестью хотел показать, что любые эксперименты могут сыграть злую шутку с самим экспериментатором. В то время были попытки по созданию нового общества, якобы более современного и просветленного. Но нельзя вмешиваться в естественные процессы, так как может произойти обратный эффект.
В повести Булгакова профессор Преображенский решился на уникальный эксперимент. Он с помощью пересадки человеческого гипофиза сделал из собаки человека. Человек-то получился, а привычки собаки и того человека, чей орган использовал профессор, остались. В итоге получилось наглое и жестокое человеческое существо. Именно существо, так как назвать Шарикова человеком язык не поворачивается.
Он отвергал все хорошее, что было в обществе. Зато вел себя как самый невоспитанный и злобный человек. Кроме того, один человек навязывал ему определенные лозунги и идеи, а Шариков слушался его. Шариков как собака готов был броситься на того, на кого ему укажут. Он смог получить даже должность, несмотря на свое происхождение и отсутствие образования.
Булгаков пытается показать читателю, что людей подобных Шарикову, много в любом обществе. Эти люди ведут страну к упадку, а общество под их влиянием разлагается. Они невоспитанны и невежественны, да еще и гордятся этим, считая себя лучше интеллигентных людей. Проблема, поднимаемая в повести, актуальна и по сей день. Современное общество буквально кишит подобными Шариковыми и от этого становится страшно за будущее страны.
Сочинение на тему «Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце» в наши дни»
Небезызвестная повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье Сердце», написанная им в 1925 году, вполне заслуженно считается шедевром сатиры. В произведении наглядно показано как отражается становление революционного строя на гражданах новой России. Принимая во внимание весьма критическое отношение автора к устройству страны времен 20-х годов XX века, совсем неудивительно узнать, что «Собачье сердце» числилось в списках запрещенной литературы вплоть до 1987 года. Тем не менее, имело место быть ее неофициальное распространение в Самиздате, начиная с 1930-х годов. Официальный запрет издания в прошлом не помешал повести одним из произведений, изучаемых в рамках школьной программы в наше время.
Ключевым моментом «Собачьего сердца» является операция профессора Преображенского, результатом которой явилось превращение в человека собаки Шарика. Это новое обличье, однако, скрывает в себе отнюдь не человеческие качества предыдущего владельца пересаженных органов – алкоголика и вора Клима Чугункина. Преображенский безуспешно пытается перевоспитать этого нового человека, позже получившего имя Полиграфа Шарикова. А после того, как глава домкома Швондер внушил ему новые революционные идеи, дал почитать Энгельса и помог устроиться на новую работу, постепенное становление Шарикова существом жестоким, агрессивным, способным на донос, но при этом неизменно глупым и трусливым, становится неизбежностью.
Эксперимент профессора Преображенского сравнивается Булгаковым с экспериментом власти по созданию нового государственного строя. Тем самым, автор показывает нам и предостерегает, что проведение таких вот опытов необдуманно будет неизбежно обречено на провал, поскольку их результатом станет возникновение таких вот недалеких по своей природе индивидуумов, деятельность которых может привести к уничтожению общества и государства. Актуальность повести заключается в том, что нам следует помнить об этом даже сейчас, поскольку опасность возникновения Шариковых существует во все времена.
Ребяят помогите срочнооо) – – – – в чем актуальность повести м. Булгакова “собачье сердце”
В повести содержится предостережение писателя, обращенное к современникам, которое не было ими услышано. Сегодня нас не может не поражать удивительная прозорливость Булгакова, который сумел почувствовать опасность научных открытий, вырвавшихся из-под контроля, призвать людей к максимальной осторожности в обращении с неизведанными силами природы. Гениальный писатель еще в 1926 году предвидел будущую трагедию России, когда убогие, наглые и агрессивные шариковы, расплодившись, станут душить все им непонятное и враждебное, то есть гуманное,
Вчерашний Шарик показан в повести Булгакова как лицо, “социально близкое” новой власти. Недаром он так легко и просто находит место в революционной стране, не обладая ни умом, ни талантом. Показывая, как происходит эволюция Шарикова, как он постепенно становится все наглее и агрессивнее, Булгаков заставляет читателя ощутить страшную опасность шариковщины, этого нового социального явления, которое начало зарождаться в 20-е годы XX века. Революционная власть поощряет стукачество, доносительство, высвобождая самые низменные инстинкты некультурных и необразованных людей.
Если Шариков возник в результате научного опыта профессора Преображенского, то подобные люди с собачьим сердцем могут появиться в результате того рискованного эксперимента, который именовался в нашей стране строительством социализма, эксперимента огромного по масштабам и очень опасного. Попытка создать новое справедливое общество, воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными методами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу. Ведь стремление “до основания” разрушить старый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе – это значит насильственно вмешаться в естественный ход событий.
Последствия этого вмешательства будут плачевными. В наше время очень остро стоит вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии.
Научные открытия в XX веке позволили создать супероружие, которое не имеет смысла использовать, ибо тогда погибнет вся планета. Результаты социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе. В повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” описан биосоциальный эксперимент.
Чисто научное любопытство профессора Преображенского приводит к появлению на свет необычного существа – монстра Шарикова! В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только на месте угодливости и покорности высшим у них появляется столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям. Власть шариковы получили раньше, чем основы культуры, образования.
В повести М. Булгакова профессор сам исправляет свою ошибку. В жизни это сделать гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит о том, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак.
Настоящие, “человеческие” шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов.
Повесть Булгакова “Собачье сердце” и в наши дни сохраняет свою актуальность, ибо открытия и пророчества великого писателя помогают нам разобраться в хаосе и неразберихе сегодняшней жизни, не допустить прежних ошибок, чтобы шариковы не стали страшным знамением времени.