в аварии пострадал пассажир что будет водителю
Кто ответит, если в ДТП пострадал пассажир
При ДТП ответственность возникает не только за нарушение ПДД. Владельцу автомобиля придется возместить вред, в том числе причиненный пассажиру. Рассмотрим, кто еще в ответе перед пассажиром, какой вред нужно возместить и что поможет смягчить ответственность.
Кто отвечает за причинение вреда
Например, автовладелец передал автомобиль на время другу, но доверенность не оформил. Поэтому в случае ДТП будет отвечать за причиненный пассажиру вред. Аналогичная ситуация складывается, когда автомобиль принадлежит организации. Хотя им управляет работник, ответственность несет организация.
Обратите внимание!
Автовладелец не обязан возмещать причиненный пассажиру вред, если докажет, что он возник :
— из-за непреодолимой силы;
— умышленных действий самого пассажира;
— противоправных действий третьих лиц, неправомерно завладевших автомобилем.
Кто еще участвует в возмещении вреда
На заметку
Автовладелец, который возместил пассажиру вред, вправе истребовать выплаченную сумму у виновных в этом лиц .
На заметку
Вред, причиненный по вине водителя, возмещается на основании страховки автовладельца .
Обратите внимание!
Если автовладелец добровольно выплачивает пассажиру вред, страховая организация от страхового возмещения не освобождается. Когда лимита ее ответственности недостаточно, выплаченная сумма засчитывается в счет возмещения вреда. Если страховое возмещение полностью покрывает причиненный ущерб — возвращается автовладельцу .
Какой вред нужно возместить
Имущественный вред возмещается :
— в натуре, т.е. предоставляется вещь того же рода и качества либо исправляется поврежденная, чтобы пассажир смог и дальше использовать ее по целевому назначению;
— в виде компенсации убытков, т.е. выплачивается стоимость поврежденного имущества, а порой и доходы, которые пассажир мог бы получить от его использования.
Вред личности пассажира включает, кроме прочего :
— расходы на восстановление здоровья (лечение, лекарства, дополнительное питание, протезирование, посторонний уход и т.д.);
На заметку
Моральный вред возмещает исключительно автовладелец (автовладельцы солидарно) .
Как смягчить ответственность
На заметку
Размер компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения вреда имуществу. К тому же основанием для уменьшения выплат может стать неосторожность самого пассажира (не пристегнулся, отвлекал водителя, громко разговаривал по телефону и т.д.) и материальное положение автовладельца .
— привлечь в качестве соответчиков других автовладельцев, если они причинили вред совместно, или страховую организацию (страховые организации всех автовладельцев, участвовавших в ДТП). Если она не будет вовлечена в судебное разбирательство, решение суда могут отменить ;
— уменьшить моральный вред.
При необходимости стоит представить доказательства, что:
— причиной вреда стали умышленные действия самого пассажира или его грубая неосторожность (например, можно представить детальную копию телефонных звонков пассажира);
Что делать пострадавшему в ДТП пассажиру? Можно ли получить выплату по ОСАГО?
ДТП может произойти даже в том случае, если водитель придерживается аккуратного стиля вождения и соблюдает все правила дорожного движения. Но участником происшествия может быть и пассажир, и при этом оказаться виновником такой аварии. Также такая категория участников дорожного движения имеет полное право на выплату по ОСАГО. Попробуем детально разобраться в том, как быть пассажиру, попавшему в ДТП, в 2021 году.
Кто такой пассажир в ДТП?
дорожно-транспортное происшествие – это ситуация, возникшая в процессе движения транспорта, с его участием, в которой была повреждена машина, оказан вред здоровью людей или есть погибшие.
Участниками ДТП могут быть разные объекты:
Участником ДТП будет считаться пассажир автомобиля, который непосредственно не принимал участие в управлении транспортным средством, но получил травмы или иной ущерб (имуществу) в результате аварии.
Как пострадавшее лицо, пассажир имеет полное право на возмещение ущерба с виновника аварии. А ответственность виновника может быть застрахована по ОСАГО.
Если пассажир – виновник?
В этом случае он обязан возместить вред, который нанесён имуществу и здоровью других людей. Здесь порядок возмещения ничем не отличается от аналогичной ситуации, к примеру, с пешеходами или велосипедистами – пассажир выплачивает потерпевшим и/или пострадавшим из своего кармана, так как по ОСАГО такие лица не страхуются.
Наиболее распространённые ситуации ДТП с пассажирами, где таковые признаются виновниками, такие:
Как правильно оформлять аварию с пострадавшими?
Пассажир, который попал в аварию на стороннем транспорте, не может самостоятельно установить факт ущерба и рассчитать его величину. Чтобы зафиксировать повреждения и участие в ДТП, такой пассажир должен вместе с остальными участниками ДТП дождаться приезда сотрудников ГИБДД для выяснения обстоятельств.
При оформлении материалов о происшествии инспектор внесет в них сведения и о пассажире. Только в этом случае страховая компания сможет возместить ущерб. После составления материалов пассажиру нужно собрать необходимые документы, в том числе предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья и нанесенных травмах в страховую компанию виновника аварии. В том числе подтвердить лечение в результате ДТП соответствующими документами.
Бывают ситуации, когда пассажир оказывается в бессознательном состоянии и покидает место аварии на машине скорой помощи. После лечения ему выдается медицинский лист, где указаны причины попадания в больницу, перечислены все повреждения. Также выдается официальное медицинское заключение, которое и следует предоставить в страховую.
Бывают ситуации, когда сразу после аварии человек находится в состоянии шока и отказывается от госпитализации. Через некоторое время он обнаруживает травмы, но в этом случае есть риск не получить возмещение, так как подтвердить именно причастность таких травм к ДТП может не представляться возможным. Впрочем, Верховный суд указал на то, что даже в случае оформления европротокола потерпевший может обращаться и после первого обращения, если позже обнаружит вред здоровью (пункт 15 Постановления Пленума Верховного суда №58).
Стоит отметить, что в 2021 году по закону есть 3 вида вреда:
Можно ли оформить европротокол?
Европротокол – это оформление факта ДТП без участия ГИБДД. Есть несколько условий (пп. «а» п. 1 ст. 11.1 ФЗ-40), которые должны быть соблюдены при оформлении документов таким способом:
Таким образом, если в ДТП пострадали пассажиры, здоровью или имуществу которых причинен вред, участники не могут оформить европротокол.
Пострадавший пассажир – как работает страховка ОСАГО?
Страховой полис ОСАГО должен возместить вред пассажиру. При этом расходы ложатся на страховую компанию машины-виновника ДТП. В ходе судебных разбирательств также может быть вынесено решение о дополнительном возмещении ущерба пассажиру со стороны самого причинителя вреда – виновного в аварии лица.
Действия суда обосновываются тем, что автомобиль, согласно Гражданскому кодексу РФ, вне зависимости от стиля вождения является источником повышенной опасности на дороге. Поэтому каждый, кто садится за руль, должен нести ответственность не только за себя, но и за перевозимых пассажиров.
Инструкция по получению выплаты?
Чтобы получить возмещение по полису ОСАГО, пассажир должен обратиться в страховую компанию, предоставить документы и заполнить заявление на предоставленном бланке.
Заявление рассматривается не более 20 дней, по истечении которых вред должен быть возмещен, либо предоставлен мотивированный отказ, согласно ст. 12 п.21 Федерального закона №40-ФЗ.
Обращаться за выплатой по ОСАГО необходимо в страховую виновника аварии.
В список документов входят следующие:
Обратиться в страховую компанию пассажир может только после того, как будет завершено административное расследование и определен виновник аварии. Сроки обращения законом не оговариваются, но рекомендуется сделать это как можно быстрее после вынесения решения отделением ГИБДД или судом.
Важное замечание!
Когда лучше оформлять аварию без пострадавших?
Расследование по делу о ДТП чаще всего занимает очень долгое время – нередко дела затягиваются на 6-12 месяцев, что соответственно откладывает и сроки обращения в страховую компанию. Если в результате аварии участники могут договориться об условиях возмещения самостоятельно, водители идут навстречу друг другу, то оформить ДТП лучше без пострадавших.
Есть еще одна причина, почему в некоторых случаях лучше не упоминать факт причинения вреда пассажиру. Это касается ситуаций, когда в результате обращения пассажира автомобиля будет серьезно наказан его водитель – друг или родственник пассажира. Наказание может вызвать не только штраф, но по состоянию на 2021 год также и лишение прав, согласно 12.24 КОАП. Поэтому если авария была некрупной, а пассажир пострадал лишь поверхностно, стоит подумать о том, нужно ли заявлять о повреждениях или можно обойтись без этого.
Если пассажир погиб
Если пассажир автомобиля погиб, то действия виновника аварии оцениваются уже с точки зрения уголовного кодекса. Право на возмещение ущерба получают близкие родственники погибшего.
В этом случае по ОСАГО возмещение будет проводить страховая компания, в которую предоставляются документы. Если у виновника аварии отсутствует страховка, родственники могут обратиться в Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Срок обращения не установлен и составляет общий срок исковой давности – 3 года. По этому направлению возмещение достигает 500 тысяч рублей (из которых 25 тысяч выделяются на погребение погибшего), список документов уточняется по каждой конкретной ситуации.
Можно ли возместить упущенную выгоду?
Понятие упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ) и способы ее возмещения устанавливаются Гражданским кодексом России. Если автомобиль пострадал по вине другого человека, в том числе пассажира, собственник имеет право возместить упущенную выгоду.
Рассчитывается этот показатель на основании трех направлений:
Но доказать упущенную выгоду в суде достаточно сложно. Судебная практика показывает, что такие решения суд принимает неохотно, но попробовать все же стоит. Для этого собирается пакет документов, в которые входят основные материалы на машину, страховые полисы, протоколы по факту ДТП, иные доказательные документы.
Собранные материалы прикладываются к иску, который подается на имя виновника ДТП. В ходе разбирательств может потребоваться проведение экспертизы, иных исследований. Сроки рассмотрения таких дел не регламентируются.
Судебная практика
Стоит отметить, что возмещение ущерба пассажиру по страховке ОСАГО имеет свои особенности. Возмещение происходит в том случае, если медицинская помощь не могла быть оказана бесплатно. Например, если пациенту назначены лекарства, которые ни одна больница не выдает, поэтому он купил их за личные средства.
Если же медицинская помощь могла быть оказана бесплатно, но человек решил воспользоваться платными услугами, решение по возмещению будет отрицательное.
Дело Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга
По факту ДТП истец затребовал возмещение расходов на лечение, в частности на установку плечевой конструкции. При этом, в ходе лечения обнаружилось, что отечественная конструкция, которая предоставляется бесплатно, гражданину не подошла по индивидуальным особенностям организма. Была приобретена импортная конструкция по высокой цене.
Суд постановил возместить расходы пострадавшего в полном объеме, поскольку такой способ лечения был вынужденной мерой.
Дело районного суда Ростов-на-Дону
Рассматривался вопрос о претензии со стороны пассажира автомобиля, который попал в ДТП. В результате аварии пассажир получил легкие повреждения здоровью, последствия были устранены в результате стационарного бесплатного лечения. Однако пассажир дополнительно затребовал возмещение морального ущерба.
Суд постановил частично удовлетворить требования истца в размере 30% от заявленной суммы. Подробнее о деле можно узнать здесь.
Авария по соглашению
Однако прокуратура вернула его на доследование. Но не потому, что не было оснований для примирения. Прокурор посчитал, что не все обстоятельства, подлежащие доказыванию, были установлены. В частности, не исследована возможность создания перед Поповым препятствия, из-за которого он свернул на обочину. Это обстоятельство и вовсе бы сделало Попова невиновным в ДТП.
В суде пострадавший снова ходатайствовал освободить Попова. Однако суд это ходатайство не удовлетворил и вынес Попову обвинительный приговор. Виновника аварии приговорили к 1 году и 4 месяцам ограничения свободы, назначив в качестве дополнительного наказания лишение прав на 1 год и 4 месяца.
Попов вину признал. Он впервые совершил преступление небольшой тяжести, а причиненный вред, определенный потерпевшим, полностью возместил. Он также принес свои извинения. Потерпевший заявил, что простил Попова, примирился с ним и не желает привлекать его к уголовной ответственности. Таким образом, все условия для освобождения Попова выполнены.
На то, что Попов ранее привлекался к административной ответственности, ВС напомнил, что человек считается ей подвергнутым в течение года. На момент первого заседания суда сроки давности прошли.
А указания судов первой, а также кассационной инстанций на то, что принятие решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим является правом, а не обязанностью суда, по мнению ВС сделаны без учета требований законности, обоснованности и справедливости судебного решения.
На основании всего этого коллегия ВС отменила решения нижестоящих судов, а дело прекратила за примирением сторон. В общем, если виновник и пострадавший действительно примирились, то остальным остается с этим смириться.
Но надо напомнить, что еще несколько лет назад предлагалось исключить возможность примирения в ситуации, когда потерпевший погиб в ДТП. Ведь в таком случае примиряется не потерпевший, а его родственники. А кто знает, какие у них были отношения?
В Госдуме предложили запретить использование гаджетов за рулем:
Попал в ДТП: что делать в 2021 году
В данном материале разберем:
Что считается ДТП
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения, ДТП — это событие, которое возникло при движении автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Иными словами, если пешехода сбил автомобиль — это ДТП. Если машина съехала с дороги и столкнулась с деревом или забором, повреждено имущество или груз — это тоже ДТП. Если водитель сбил животное, например, лося, — это ДТП.
Наезд на домашнее животное тоже считается ДТП. Суды признают, что виновник должен компенсировать владельцу животного его стоимость, а в случае оставления места ДТП даже могут лишить его прав (Постановление ВС РФ N 29-АД17-2).
Как действовать сразу после ДТП
По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:
То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.
Если в ДТП пострадали только автомобили или имущество
Если автомобиль создает препятствие для других автомобилей — освободить проезжую часть
Предварительно обязательно зафиксируйте на телефон или камеру:
Если участники ДТП не согласны друг с другом по поводу обстоятельств происшествия, нужно записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию и ждать их указаний.
С 2021 года при наличии разногласий можно оформить ДТП без сотрудников полиции через приложение «Помощник ОСАГО». В этом случае лимит страхового возмещения снизится до 100 тысяч рублей.
Если у участников ДТП нет разногласий, сообщать о происшествии в полицию не обязательно. Можно заполнить Европротокол — это обиходное название процедуры оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции. Также можно оформить ДТП через приложение «Помощник ОСАГО».
Если в ДТП поврежден только автомобиль виновника, полицию можно не вызывать — например, если водитель съехал в кювет или врезался в сугроб. Этот вывод следует из Постановления судьи Верховного Суда РФ от 8.11.2018 года (Дело№ 18-АД 18-59).
Если в ДТП погибли или ранены люди
Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.
В экстренных случаях нужно:
Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:
Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.
Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.
Какие документы о ДТП оформляет инспектор ДПС
Инспектор ДПС оформляет:
Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.
Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.
Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).
Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.
Как оформить ДТП по европротоколу
С 2021 года европротокол можно оформить:
Заполнение извещения о ДТП
Лимит выплаты от страховой при оформлении бумажного европротокола — 100 тысяч рублей.
Оформить европротокол можно, если:
Обстоятельства ДТП нужно зафиксировать в извещении о ДТП (СКАЧАТЬ). Бланк заполняется в двух экземплярах. Каждый водитель в течение 5 рабочих дней со дня ДТП должен направить извещение в свою страховую компанию.
Владельцы транспортных средств без письменного согласия страховщиков не должны ремонтировать автомобили до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).
Оформление ДТП через «Помощник ОСАГО»
Оформить ДТП онлайн можно, если:
Оформить аварию через «Помощник ОСАГО» можно даже если у водителей есть разногласия по обстоятельствам произошедшего.
Если у водителей есть разногласия, повреждения авто обязательно нужно зафиксировать на фото. Если разногласий нет, фото прикладывать не обязательно, но тогда уменьшается лимит выплаты от страховой.
Лимиты при оформлении ДТП через приложение:
После аварии водители должны нарисовать от руки схему ДТП и заполнить электронное извещение. Приложение проверит наличие ОСАГО и отправить данные о ДТП в базу Российского союза автостраховщиков. Водителям придут смс о том, что документы приняты. После этого можно разъезжаться.
Оформить ДТП с помощью приложения нужно не позднее, чем через 60 минут с момента ДТП (п.4 Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающие получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии).
Подробно о том, как пользоваться приложением «Помощник ОСАГО».
Когда можно не оформлять документы о ДТП
Если повреждены только автомобили и у участников ДТП нет претензий друг к другу, можно разъезжаться без оформления документов. Если в дальнейшем один из водителей решит взыскать со второго ущерб, сделать это можно будет только в судебном порядке. При этом, водителю самостоятельно придется доказывать что вину за ДТП несет второй участник.
Что запрещено делать после ДТП
Водителям, попавшим в ДТП, запрещается после происшествия употреблять алкогольные напитки.
За нарушение этого правила предусмотрен штраф 30 тысяч рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Более того, страховая компания сможет предъявить регрессное требование к нарушителю. С него взыщут сумму ущерба даже при наличии у него полиса ОСАГО.
Исключение — если водитель прошел медицинское освидетельствование, а сотрудник полиции занес его результаты в протокол. После освидетельствования выпить можно.
Когда обращаться в страховую компанию
После получения от ГИБДД документов о ДТП потерпевший должен не позднее 5 рабочих дней направить заявление на возмещение ущерба в страховую компанию виновника.
В свою страховую можно обратиться при соблюдении следующих требований:
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.