в 72 один и об одном о чем песня
«Любим Вас»: Агутин рассказал о Градском и последнем сообщении ему
Музыкант Леонид Агутин выразил соболезнования в связи со смертью 72-летнего певца и композитора, народного артиста России Александра Градского. Соответствующее сообщение он опубликовал на своей странице в Facebook.
По словам Агутина, он «очень по-разному» относился к Градскому. Музыкант назвал Градского «невероятно талантливым и взбалмошным, умным и порой наивным, стариком и ребенком». Агутин написал, что никто не мог предположить, что Градский уйдет из жизни «так бесчеловечно внезапно».
«В последнем сообщении, на которое я не получил ответ, я написал, что он мой герой, что я восхищаюсь его силой и верю в скорое выздоровление… И я верил. Мы Вас любим, Александр Борисович!» – сказано в посте.
По словам Агутина, он бы многое отдал, чтобы еще раз услышать пару слов одобрения от Градского, увидеть его улыбку, пожать руку, «услышать историю давних лет, даже крик и гневный топот».
Агутин добавил, что слезы предательски мешают ему предпринимать какие-либо действия. По его словам, для этого нужно было бы позвонить Градскому. В конце поста певец попрощался с Градским и пообещал помнить его всегда.
Напомним, по данным РЕН ТВ, Александр Градский ушел из жизни сегодня ночью. Он находился в тяжелом состоянии в реанимации в Москве, куда был госпитализирован 26 ноября. По нашей информации, у него произошел инфаркт головного мозга (ишемический инсульт). СМИ также пишут, что артист перенес коронавирус, что могло ударить по его здоровью.
Любимец слушателей нескольких поколений и наставник множества артистов продолжал работать до последнего. В память о нем 10-й сезон шоу «Голос» будет доведен до конца.
Стали известны детали последних дней жизни Градского
Фото: РИА Новости / Илья Питалев
Выдающийся композитор, поэт-песенник скончался в ночь на 28 ноября. Все произошло так быстро, что близкие до сих пор не верят в трагедию.
5-tv.ru вспоминает, какой была судьба знаменитого артиста, какие радости и печали он пережил и кто дарил ему любовь в последние годы.
«Я много лет потратил на то, чтобы люди поняли, что на самом деле я к ним испытываю. Может быть, они, поняв это сейчас, начинают мне как-то это возвращать. Спасибо им большое за это. Значит, я все правильно делал», — Александр Градский.
Настоящий профессионал
Народный артист России родился в городе Копейске Челябинской области 3 ноября 1949 года. Его отец — Борис Абрамович — был инженером-механиком, а мама — Тамара Павловна — выпускницей ГИТИСа. Именно она воспитала из отпрыска будущего гения, именно она после переезда в Москву отвела наследника в музыкальную школу и привила глубокую любовь к музыке и искусству в целом.
Когда Градскому было 14 лет, родительница скоропостижно скончалась. В память о маме будущий музыкант взял ее фамилию. До трагедии Александр по папе был Фрадкин. Осиротевший юноша скитался по родственникам. Он жил то с отцом, то с бабушкой Марией Ивановной в Московской области. Времена были нелегкие, однако в отличие от сверстников будущий артист вовремя «взялся за ум» и нацелился на поступление в Академию музыки имени Гнесиных. По окончании вуза в 1974 году начался его большой путь к славе.
РИА Новости
Молодой профессионал не знал отбоя от работы. Он одним из первых в стране пробовал русскоязычные тексты в роке. Первой «пробой» была группа Градского «Скоморохи», для которой он лично писал все треки. Артист фонтанировал проектами: гастроли были одни за другими. Даже отдыхать не удавалось! Но Александра Борисовича такой темп жизни абсолютно устраивал.
Первые большие победы — в 1971 году на Всесоюзном фестивале «Серебряные струны». Градский со «Скоморохами» меньше чем за полчаса выступления получили шесть призов из восьми возможных. Радости не было предела!
РИА Новости
Мало того, Александр Градский успел проявить себя как фундаменталист: написал композиции к рок-операм «Муха-Цокотуха» и «Стадион». В 70-е артист выпускал пластинки, трудился преподавателем в ГИТИСе и Гнесинке, работал над балетами «Распутин», «Еврейская баллада», «Человек». С 90-х начал выступать за границей. С 2000-х — активно сниматься в кино и ТВ-шоу.
Вклад в Александра Борисовича в развитие сферы культуры сложно переоценить. За большие успехи гения наградили званием Заслуженного деятеля искусств РФ, Народного артиста РФ, Народного артиста Приднестровской Молдавской Республики, также он стал лауреатом Государственной премии России и получил Премию Владимира Высоцкого.
Ни на гонорары, ни на активную творческую и гастрольную судьбу Градский никогда не жаловался. Он знал, что музыка — его призвание, отмечает «24СМИ».
Личная жизнь
Карьера Градского складывалась очень удачно, чего не скажешь о личной жизни. В официальном браке музыкант состоял трижды, но ни одна из законных жен не смогла сделать гения счастливым. А вот последняя пассия.
«Молодежным поступком» всегда считал свой первый союз Александр Борисович. Девушка по имени Наталья прожила с артистом очень недолго — в 1976 году он ушел от нее к актрисе Анастасии Вертинской. Но и во второй раз не повезло: после четырех лет брака супруги расстались. С третьей супругой Ольгой Градский прожил почти 23 года, родил двоих детей — дочь Марию и сына Даниила, но отношения все равно не удалось сохранить.
На момент разрыва с Ольгой Александру Борисовичу было уже больше 50 лет. Он не слишком расстраивался из-за неудач на личном фронте, но втайне надеялся найти свою любовь. К счастью, так и случилось: с 2003 года знаменитый певец начал встречаться с молодой актрисой Мариной Коташенко. Многие говорили про них: «Не срастется». Но… срослось: у влюбленных родились двое наследников — Иван и Александр, за что гений безмерно был благодарен своей музе.
ТАСС / Машков Юрий
Незадолго до трагедии…
Последние годы семейство проживало в подмосковном поселке Новоглаголево. Александр Борисович преподавал вокал, участвовал в съемках шоу, писал музыку. Кажется, беды ничто не предвещало, ведь только 3 ноября гений отметил очередной день рождения…
«Спасибо всем вам за теплые слова, поздравления. 72 — далеко не предел. Двигаюсь вперед, многое еще нужно сделать, написать и исполнить. Нахожусь в непрерывном поиске. Кстати, читаю каждое ваше пожелание: тронут», — обращался к фанатам через соцсети Градский.
К сожалению, 27 ноября кумиру миллионов резко стало плохо. Комментировать случившееся не мог даже сын музыканта Даниил. Молодой мужчина находился в шоке. Он, как и все близкие, до последнего надеялся на выздоровление папы. Но чуда в этот раз не произошло.
Ушел из жизни певец и композитор Александр Градский
Не стало Александра Градского. Композитор, певец, которому были подвластны все жанры музыкального искусства — и эстрада, и опера, и рок. Он пел всю жизнь и пел о жизни: о друге, что не продаст, о том, что важно себя не терять, о том, что все в мире — любовь.
Огромная потеря для всех нас. Ведь как сложно представить сцену без Александра Борисовича, так и не возможно поверить, что в шоу «Голос» теперь не будет самого душевного и авторитетного наставника. Несколько дней назад народного артиста экстренно доставили в московскую больницу с подозрением на инсульт. Врачи делали все возможное, но сегодня ночью сердце Александра Борисовича остановилось.
Его голос словно никогда не знал пределов и границ. От нежного шепота до раскатов грома. Начинался где-то в сердце и уносил музыку и стихи в космическое пространство.
Внешность молодого Градского совсем никуда не годилась для чопорного советского телевидения. А голос и нерв еще больше раздражали начальников. Лишь благодаря настойчивости великой Пахмутовой эта песня прошла через всю его и нашу жизнь. А Градский не хотел ее петь на концертах. Такой вот огнеопасный характер.
«13 лет я ездил по дворцам спорта и ни разу ее там не пел! Ну, это скотство было с моей стороны. Но я стилистически не мог поставить эту вещь вместе с остальным репертуаром. В телевизоре меня не было вообще, кроме как «Как молоды мы были» ничего не было. Вот и все», — рассказал Александр Градский.
Но на все издевательства, требования петь потише, снять очки и обрезать волосы Градский потом, когда станет можно, ответил всем своим обидчикам иронично и хлестко: «Редактура наблюдает, репетирует, когда, зачем и кто. Кто заплачет, кто завоет, повстречает, успокоит — кто споет, не дай бог, ежели не то».
От авторской песни с колкой сатирой до оперных арий, ему было подвластно буквально все. Чудом уцелело исполнение Градского песня Евгения Доги к фильму «Мария, Мирабелла». И то ли наверху опять испугались опять этой невероятной мощи, то ли Градский показал характер, но в фильме мы это чудо не услышали.
Ему чуть больше 20, а он пишет музыку к фильму Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», да еще и сам исполняет. В роли самого себя — известного артиста — в 79 Градский появился в фильме «Камертон» о сложностях взросления и первой любви. И его песню «Кроха» тут же запели под гитару в каждом дворе.
Десятки фильмов и мультфильмов звучат его образами, нотами и голосом, театры ставят и еще будут ставить рок-балеты, его рок-оперы исполняют звезды советской сцены: Пугачева, Кобзон, Боярский. Градский сам выходил на классическую сцену, Большой театр, партия Звездочета в «Золотом петушке» Римского-Корсакова. Овации длились 18 минут.
Патриарх российского рока, так его называли. Сам Градский лишь отмахивался. Он не Патриарх, потому что рока-то нет.
«У нас все-таки это превратилось в оценку личностей, скорее. Есть интересные личности в этой музыке или в том, что похоже на эту музыку — вот они на нас производят впечатление или не производят», — считал Градский.
Он боготворил Высоцкого за то, что он не для славы пел и жил, и среди общей словесной лжи сохранил себя. Имя самого Градского стало нарицательным, знак качества, задранная высота планки.
Так случилось и в проекте «Голос», где артист как наставник, отдавая душу и мастерство, четыре раза привел своих подопечных к абсолютной победе.
Градский стал главным голосом проекта, и многочасовые эфиры открыли артиста, обычно резкого, прямого и непреклонного совсем с другой стороны. Конечно, Градский чувствовал тонко, но был еще и ранимый.
Так уж получилось, что он успел набрать свою команду и в юбилейном, 10-м сезоне, главного вокального проекта страны, и уже начал дарить свое сердце и опыт. И такой внезапный уход — нестерпимая боль для всех, словно немыслимый дурной сон.
Он говорил, музыка существует для выражения чего-то важного и необъяснимого. И если она не рождается прямо из души и сердца, то разве может быть живой и настоящей, разве подарит людям минуты горечи и счастья? И в каждом из учеников видел себя, только моложе.
«Ничего не равно музыке! Ничего! Ни химия, ни физика, ни математика — это все жалкое подобие искусств, по сравнению с музыкальным жанром! Не потому что я этим занимаюсь. А потому что это так и есть!» — сказал Александр Градский.
Градский стал наставником артистов в России и менял эстраду. Ему была подвластна любая музыка
Композитор, певец, народный артист России Александр Градский умер 28 ноября в возрасте 72 лет. Он создал первые рок-группы в Советском Союзе, выступал сольно, писал музыку к фильмам. Для многих артистов он был настоящим наставником. Каким был творческий путь Градского — в материале «360».
Градский родился 3 ноября 1949 года в Копейске. Его отец был инженером и работал на заводе, мать — литературным сотрудником в журнале «Театральная жизнь». До 16 лет артист носил фамилию отца — Фрадкин, но после смерти матери в память о ней взял фамилию Градский.
Его отдали в музыкальную школу, где он учился игре на скрипке. После ее окончания продолжил заниматься музыкой и поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на специальность «Оперный и концертно-камерный певец». Певческим голосом Градского был тенор.
Первые рок-группы Градского
Первое выступление артиста в качестве солиста группы произошло в 1963 году в составе ВИА «Тараканы». Его участниками были польские студенты МГУ. Через год он основал собственную группу «Славяне», просуществовавшую два года.
После он как гитарист и солист принимал участие в выступлениях ВИА «Скифы» и «Лос Панчос», а затем — в ВИА «Веселые ребята». Еще одна группа Градского, которую он основал сам, называлась «Скоморохи». Он был ее солистом и гитаристом с 1966 по 1976 год. В первом составе клавишником был Александр Буйнов.
Астролог Вадим Левин, проводивший много времени с группой, рассказывал, что фанатки «Скоморохов» забрасывали музыкантов на сцене своим бельем, а Градский, можно сказать, играл зубами на гитаре, стоя при этом на коленях.
Первая сольная грампластинка артиста вышла в 1973 году. Называлась она «Поет Александр Градский». В нее вошло четыре композиции: «Испания», «Скоморохи», «Подруга угольщика» и «Синий лес». Музыку ко всем четырем написал он сам, как и текст последней песни.
Исполнение песни «Как молоды мы были» на слова Николая Добронравова и музыку Александры Пахмутовой принесло Градскому широкую известность в 1976 году. После он начал выступать сольно. Аккомпанировал себе сам на 12-струнной гитаре.
За свою музыкальную карьеру Градский написал более 200 песен, выпустил около 20 сольных пластинок. Был автором музыки более чем к 40 фильмам. Помимо этого, он создал две рок-оперы. Первую — «Стадион» — он написал в 1985 году, вторую — «Мастер и Маргарита» — в 2009 году. В 2015 году начал руководить собственным театром «Градский Холл».
Шоу «Голос» и апгрейд гимна России
В проекте «Голос» на Первом канале Градский начал участвовать в 2012 году. В октябре начал выходить уже 10-й сезон шоу с его участием. Во время наставничества Градского к нему обратился Владимир Мединский, занимавший тогда пост министра культуры. Он попросил сделать новую аранжировку гимна России.
«Поначалу попробовали записать вариант как обычно. На мой взгляд, неверная мысль. Затем я предложил сделать свой вариант. Впервые с моей подачи гимн был записан многоканально, с возможностями править и дописывать, а заодно чистить звук в неточно исполненных отрывках», — рассказывал об этом сам музыкант в беседе с журналом Story.
Во время работы Градского в шоу Первого канала именно его подопечные побеждали чаще всего. В 2013 году одна из членов его команды, Дина Гарипова, участвовала в Евровидении. По итогам зрительского голосования и решения жюри она заняла пятое место.
Ведущая Яна Чурикова, вспоминая о Градском, рассказала, что их последняя встреча произошла именно во время поездки на конкурс. Тот факт, что ученики композитора имели такой успех, она объяснила высокой требовательностью и профессионализмом Градского.
Я благодарна судьбе, что и в моей жизни, и в жизни нашей страны был такой артист и такой музыкант с большой буквы. Я надеюсь, что эта планка так и будет существовать в нашей индустрии
Она выразила надежду, что всем, кто общался и работал с Градским, передались от него эти педантичность и точность.
«И это хорошо и положительно влияло на всю ситуацию на эстраде в целом. Я рада, что зрители это почувствовали на проекте „Голос“. Градский — тот самый страж старой школы. И это зерно ушло в нашу артистическую и зрительскую среду», — добавила Чурикова в беседе с «360».
Человек, бесконечно влюбленный в музыку
Руководитель оркестра шоу «Голос» Сергей Жилин назвал талант Александра Градского невероятным. По его словам, артист был бесконечно влюблен в музыку и жил ради нее.
«Конечно, большой профессионал, который много знал и умел. Это человек с невероятными данными от природы, которые он сумел развить. Ему была подвластна любая академическая музыка, рок-музыка и эстрадная музыка. Он все это понимал и делал осознанно», — сказал он.
Участница команды Градского и победительница третьего сезона «Голоса» Александра Воробьева рассказала, что в жизни он был добрым и не таким грозным, как на экране. Хотя у него был непростой характер.
«Человек он на самом деле добрый, искренний, справедливый. Всегда помогал с разными вопросами, касающимися не только творческой стороны, но и даже житейской какой-то. Мы всегда будем благодарны ему за все, что он для нас сделал!» — поделилась она в беседе с «Газетой.ru».
По ее словам, уход Градского стал невосполнимой утратой для всей музыкальной среды. Одним из самых теплых воспоминаний, связанных с артистом, для Воробьевой стала первая встреча всех участников команды у него дома. После «Голоса» она продолжала общаться с композитором и в 2015 году начала работать на сцене его театра.
История одной песни. «Кто за чем бежит»
Владимир Высоцкий как никто много написал и спел песен о спорте.
Причем творческие планы у него были еще богаче. Далеко не всё из задуманного удалось осуществить. Например, во время одного из выступлений в октябре 1970 года Владимир Семёнович размышлял о целой концертно-спортивной программе: слушать
Владимир Высоцкий в приэльбрусском альплагере Баксанского ущелья Кабардино-Балкарии, 22 июля — 29 августа 1970 года
Фото Бориса Федосова
Замысел так и остался замыслом, но о легкой атлетике песни у Высоцкого действительно получились яркие.
Впрочем, как и всякие его «спортивные» песни, они, конечно, гораздо шире по смыслу, чем чистое состязание в пряжках в высоту или метании молота. Такая же песня и про «четвёрку первачей».
Всего на данный момент нам известно 30 авторских фонограмм, причем две трети были спеты в 1974 году, и мы предлагаем вам фрагмент, точнее, окончание самого первого известного исполнения 14 февраля 1974 года в ЦНИИ экспериментального и типового проектирования жилища: слушать
С датировками песен Высоцкого почти всегда возникают большие проблемы.
Но тут он сам говорит, что написал песню ночью. Так что можем условно считать 14 февраля 1974 года днем написания «Первачей». Надо заметить, что сам Высоцкий называл песню и «Марафон», и «Кто за чем бежит» и просто говорил, что это песня «про кросс».
Вариантов названия немало, но, кажется, еще больше совершено попыток понять смысл песни.
Существуют литературоведческие, научные и даже почти конспирологические трактовки содержания этих строк. Некоторым интерпретаторам казалось, что четвёрка первачей – это знаменитые поэты: Евтушенко, Вознесенский, Окуджава.
Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский
А может не Окуджава, а Галич?
А может, имелись ввиду классики Есенин, Маяковский? Поскольку никаких прямых указания от Владимира Семёновича на это никогда не было, то домысливать здесь каждый может что угодно.
Москва, клуб АЗЛК, 7 января 1977 года
Фото Игоря Данилова
Но существуют и попытки найти литературно-поэтические корни «Четвёрки первачей».
Здесь копнуть удалось аж вплоть до «Нового завета». Исследователи цитируют послание апостола Павла коринфянам: «Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы, чтобы получить его. ».
Если не брать религиозные корни, то и в светской поэзии знатоки доходят до Гавриила Романовича Державина, вспоминая его стихотворение «Горелки»:
На поприще сей жизни склизком
Все люди бегатели суть;
В теченье дальном или близком
Они к мечте своей бегут.
Гавриил Державин
Действительно есть нечто общее со строками что «Каждый думает, что он-то побойчей», и «Каждый хочет на высокий пьедестал».
Знал ли про стихи Державина сам Высоцкий, сказать затруднительно.
Вносил ли он в как бы спортивную песню христианский подтекст – мы тоже судить не беремся. Но творцы, художники и мыслители в разные эпохи независимо друг от друга не раз приходили к сходным образам. А вот что касается «первачей», то слово это сейчас уже не всем понятное, одно время использовалось широко и окрас имело негативный. Спектакль Театра на Таганке «Послушайте!» по произведениям Маяковского, в котором участвовал и Высоцкий – там есть слова: «Я очень рад, что сегодня здесь нет всех этих первачей и проплёванных эстетов». И хорошо известно, что Владимир Высоцкий с огромным уважением относился к Маяковскому.
Владимир Высоцкий в спектакле «Послушайте!». Москва, Театр на Таганке, май 1967 года. Фото Евгения Куренко
А мы обратимся к еще одному из ранних исполнений в НИИ общей патологии в апреле 1974 года.
Высоцкий снова сбивается в конце, но здесь интересен авторский пересказ содержания песни: слушать
Тут, думается, дело не только в «не детской памяти».
Во-первых, песня действительно новая, а, во-вторых, у Высоцкого была масса набросков и черновых вариантов. Так что можно было где-то и запутаться в них самому.
Вообще, образ именно Четвёрки первачей у Высоцкого действительно не случаен.
Четвёрка не раз встречается в его песнях: Это и легендарные «четыре четверти пути», и «четыре страны предо мной расстелили дороги». Можно вспомнить и фильм «Четвёртый», в котором снимался Высоцкий.
Владимир Высоцкий (Он), Александр Кайдановский (Штурман), Сергей Шакуров (Дик) и Сергей Сазонтьев (2-й пилот) на съёмках фильма «Четвёртый», 1972 год
К слову о кино.
7 декабря 1975 года во время концерта, который был прямо «на рабочем месте», то есть в Театре на Таганке, Высоцкий произнес загадочную фразу: «Ещё шуточная песня, которую я написал специально для фильма Одесской киностудии. Называется она «На дистанции – четвёрка первачей».
Москва, декабрь 1975 года. Кадр съемки Телевидения Австрии
Называть эту песню шуточной – немного странно.
Не очень-то она веселая. И достоверно неизвестно, чтобы Высоцкий предлагал ее в какой-то фильм – или его просили писать ее для фильма. Некоторые исследователи полагают, что Высоцкий таким образом пытался придать ей, что называется, легальности. Но и вольнодумной ее тоже не назовешь. В общем – загадка.
1975 год
Что же касается непосредственно спортивного содержания песни, то официальных дистанций в легкой атлетике, где на старт выходили бы только четверо, не существует.
Зато упоминается город Салоники:
Этот – будет выступать
на Салониках,
И детишек поучать
в кинохрониках…
В то время чемпионатов мира по легкой атлетике еще не проводилось, и помимо Олимпиады самым престижным турниром считался чемпионат Европы.
В 1974 году он действительно сперва должен был пройти в Салониках, но из-за политической нестабильности в Греции в период падения режима «чёрных полковников», соревнования перенесли в Рим.
Ну а мы с вами перенесемся в сентябрь 1975 года, в Болгарию, где во время первых зарубежных гастролей Театра на Таганке Владимир Высоцкий записал материал для пластинки, которая впоследствии выйдет на фирме «Балкантон» под названием «Автопортрет».
На дистанции четвёрка первачей, или Кто за чем бежит: слушать
Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и Зинаида Славина на выступлении в Комитете советско-болгарской дружбы. София, 13 сентября 1975 года
Вот такая аллегорическая песня и о спорте, и не о спорте.
А если кому-то сейчас захочется найти ей место в нашей теперешней жизни, то это будет не так трудно сделать. У нас тут как раз тоже один забег происходит, где каждый из «первачей» хочет на высокий пьедестал.
Мезон-Лаффит, март 1977 года. Фото Жан-Жака Дескампа
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и моих друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Александра Ковановского, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.
Слушайте в следующей программе: слушать
При подготовке программы использованы:
– Андрей Скобелев. «Много неясного в странной стране…» III. Материалы к комментированию избранных произведений В.С. Высоцкого. – Воронеж: «Эхо», 2012;
– Марк Цыбульский. Планета Владимир Высоцкий. – М.: «Эксмо», 2008;
– Владимир Высоцкий. Собрание сочинений в пяти томах. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2018;
– Лион Надель. «На дистанции четвёрка первачей (Г.Р. Державин и В.С. Высоцкий)» – журнал «В поисках Высоцкого», №30 – Пятигорск – Новосибирск, 2017;
– Полина Ткачева. «Художественное время в произведениях В. Высоцкого» – сборник «Міфалогія-фальклор-літаратура. Праблемы паэтыкі», №7 – Минск: Выдавецкі цэнтр БДУ, 2009;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс».
На дистанции четвёрка первачей:
слушать (Москва, ЦНИИЭП жилища, 14 февраля 1974 года)
слушать (Москва, у Константина Мустафиди, 2 апреля 1974 года)
слушать (Москва, НИИ общей патологии, 6 апреля 1974 года)
слушать (Москва, Театр на Таганке, 7 декабря 1975 года)
слушать (Париж, у Михаила Шемякина, 1978 год — последнее исполнение)
Из черновиков песни:
…Номер первый – но бежит он, как второй,
Как под гору катит, словно под горой,
У него запросы – плотски, широки,
Потому что первым лучшие куски.
Номер первый хочет в раже и в пылу
Поскорей успеть к кипящему котлу,
В тот котёл по локоть руку запустить,
Лучший выхватить кусок и откусить
От огромного куска
Больше жирного мяска,
А другие подбегут –
Он всё выверил –
Он и с ними тут как тут –
Кости с ливером.
А второй – дак любит славу да успех:
Этот ноги задирает выше всех,
Чтобы каждый был сражён и восхищён!
Ну, куда уже быстрей, а он – ещё
Он стратег и тактик тоже, словом – спец:
Жилы рвать себе дороже! Молодец!
А на финише прижмёт
Грудью ленточку порвёт.
Этот будет выступать
На Салониках,
И улыбкою сиять
В кинохрониках,
И соперничать с Пеле
В закалённости,
И являть пример целе—
устремлённости.
Номер третий убелён и умудрён,
Он всегда второй надёжный эшелон.
Кто-то в первом эшелоне заболел,
И его, должно быть, тренер пожалел.
У него последний шанс, свистит шпана!
Нужен спурт, иначе крышка и хана!
Переходит сразу он
В задний старенький вагон,
Не отбегался атлет
Только кажется!
Так бежит, что пару лет
Покуражится.
А последний соблюдает статус-кво:
Он бежит ни для чего, ни для кого,
То приблизится мол, пятки оттопчу,
То отстанет, постоит, мол, так хочу.
Не нарочно, не заводит, ох и зол!
Вот обходит, вон обходит, обошёл.
Стадион ревя свистел,
Бесновался, свиристел…