уведомление абонента об отключении водоснабжения
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг
Каждый из нас сталкивался с приостановлением или ограничением предоставления коммунальных услуг, и зачастую это становится полной неожиданностью. Надеемся, что данная памятка поможет Вам разобраться, что такое приостановление или ограничение коммунальных услуг, и в каком порядке оно должно производиться.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей»,
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
ЗНАЙТЕ! Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
КОГДА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ
В соответствии с п.115 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
В случаях, указанных в пп. «а» и «б» п. 115 Правил, исполнитель обязан в соответствии с п. 104 Правил зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» п. 115 Правил.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
В соответствии с п.117 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня передачи его потребителю предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения (предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения));
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной коммунальной услуги с предварительным (за 3-е суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
Предоставление коммунальных услуг возобновляется со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
ЗНАЙТЕ! Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» п.115 Правил.
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:
а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Статьи
Уведомляем должника об отключении коммунальных услуг через платежный документ. Письмо Минстроя в помощь?
Проблема ограничения предоставления коммунальных услуг или их приостановления обусловлена во многом тем, что процедура их введения предполагает обязательное уведомление потребителя-должника о намерениях исполнителя совершить соответствующие действия.
В пункте 117 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги (далее также КУ).
Положение п. 119 Правил №354 напрямую указывает на то, что ограничение/приостановление предоставления коммунальной услуги может быть произведено после доставки потребителю предупреждения (уведомления) о том, что в случае непогашения им задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления), соответствующая коммунальная услуга может быть ограничена или сразу приостановлена (если нет технической возможности ввести ограничения).
Т.е. уведомление (предупреждение) должника о планируемом ограничении/приостановлении предоставления ему КУ является неотъемлемой составляющей процедуры применения соответствующих «санкций» к недобросовестному потребителю.
Подобного мнения придерживается и Арбитражный суд Волго-Вятского округа, который в Постановлении от 13.11.2018 №Ф01-5026/2018 по делу №А43-2253/2018 отметил следующее: «… факт получения (уклонения от получения) потребителем-должником предупреждения о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги и дата получения такого уведомления имеют существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги и в обязательном порядке подлежат установлению исполнителем коммунальной услуги в целях соблюдения права потребителя на оплату задолженности в двадцатидневный срок со дня получения предупреждения (уведомления).
Указанное означает, что, несмотря на расширение способов доведения до потребителя-должника предупреждения (уведомления) об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней с момента получения такого уведомления, в том числе путем включения текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, факт фиксации и дата доставки потребителю уведомления остаются юридически значимыми и подлежащими подтверждению исполнителем коммунальной услуги».
Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.04.2019 №Ф02-1597/2019 по делу №А10-2205/2018 (ВС РФ согласился с мнением суда округа и Определением от 10.07.2019 №302-ЭС19-9896 отказал в пересмотре дела).
Так, по мнению АС ВСО, «Законодательством не предусмотрено применение мер воздействия без уведомления об этом должника, а пунктом 119 Правил N 354 установлен специальный порядок уведомления потребителя коммунальной услуги, включающий различные способы предупреждения (путем вручения потребителю-должнику под расписку, направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), иным способом), применяемые для подтверждения факта и конкретной даты получения потребителем соответствующего предупреждения (уведомления).
Общее правило о том, что риск наступления последствий неполучения юридически значимого сообщения (уведомления) несет адресат (потребитель), не обеспечивший надлежащее получение корреспонденции, в данном случае не применяется».
Верховный Суд РФ, отказывая в пересмотре дела, указал на то, что применение ст. 165.1 ГК РФ (о юридически значимых сообщениях) к правоотношениям между исполнителем и потребителем коммунальной услуги по энергоснабжению не соответствует нормам материального права, поскольку правоотношения по обеспечению коммунальными услугами жилого дома (помещения, квартиры) находятся в сфере регулирования жилищным законодательством о защите прав потребителей, а нормы гражданского законодательства в части защиты потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.
Таким образом, судами в данном деле признано, что сам по себе факт направления в адрес должника предупреждения (уведомления) заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено (независимо от причин неполучения) и возвращено отправителю, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Несмотря на наличие приведенной судебной практики и на то, что нормы раздела XI Правил №354 (а именно п. 117, п. 119) не претерпевали в последнее время каких-либо изменений, Минстрой России выпустил Письмо от 12 ноября 2020 г. N 45451-ОЛ/06, в котором изложил свое мнение о том, что размещение в платежном документе текста уведомления (предупреждения) об ограничении/приостановлении предоставления КУ при наличии задолженности потребителя является достаточным для введения указанных ограничений/приостановлений, независимо от факта доставки потребителю такого платежного документа с соответствующим уведомлением.
Минстрой России в указанном Письме утверждает, что подпунктом а) п. 119 Правил №354 «…прямо предусмотрено, что предупреждение (уведомление) потребителя-должника об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги за долги считается доставленным потребителю с момента включения исполнителем в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), при этом получение от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) не требуется».
Приведенное в Письме Минстроя России прочтение положения пп. а) п. 119 Правил №354, конечно, приятно для исполнителя коммунальных услуг и могло бы снять много спорных вопросов, связанных с уведомлением потребителя об отключении КУ через платежный документ, однако оно не соответствует буквальному содержанию указанной нормы.
Напомним, что пп. а) п. 119 Правил №354 звучит следующим образом: «исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи».
Т.е. в приведенном подпункте перечислены способы доставки потребителю уведомления (предупреждения) об ограничении/приостановлении предоставления КУ за долги, но, вопреки выводам Минстроя, не содержится указания на то, что с какой даты считается доставленным потребителю соответствующее уведомление (и уж тем более не содержится положения о том, что такое уведомление (предупреждение) считается доставленным потребителю с момента его включения исполнителем в платежный документ).
Сам подход Минстроя России к затронутой в Письме от 12 ноября 2020 г. N 45451-ОЛ/06 теме об уведомлении должника не может не радовать, поскольку министерством приведены здравые суждения о том, что потребитель обязан своевременно и в полном объеме оплачивать коммунальные услуги, а если не делает этого, то его поведение « не соответствует стандарту разумного и добросовестного поведения участника жилищных правоотношений, в связи с чем суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления правом, должен отказать потребителю в защите принадлежащего ему права полностью или частично».
Однако, трактовка Минстроем России пп. а) п. 119 Правил №354, а также ст. 165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях применительно к рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, является достаточно спорной.
Так, Минстрой России, указывая на то, что «ЖК РФ не содержит требований к правовому регулированию обмена юридически значимыми сообщениями между участниками жилищных правоотношений, в том числе для целей введения ограничения предоставления коммунальных услуг» делает вывод, что «…подзаконные нормативные-правовые акты, принятые во исполнение ЖК РФ, не могут устанавливать особые требования к обмену юридически значимыми сообщениями, отличные от общих гражданско-правовых норм», поэтому в данном случае подлежит применению ст. 165.1 ГК РФ, которая «устанавливает возможность применения юридической фикции, с которой может связываться факт доставки юридически значимого сообщения адресату, вне зависимости от фактического его вручения и (или) ознакомления адресата с таким сообщением».
Основываясь на этом, Минстрой заключает, что «… в описанном выше случае не требуется подтверждение факта вручения и (или) ознакомления потребителя-должника с содержанием предупреждения (уведомления), включенного в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, так как соответствующее предупреждение (уведомление) считается доставленным потребителю-должнику с даты направления платежного документа исполнителем коммунальных услуг, которая нормативно определена частью 2 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 67 Правил N 354».
По нашему мнению, с учетом обширной судебной практики, признающей незаконность действий исполнителя коммунальных услуг по ограничению или приостановлению их предоставления должнику в отсутствие доказательств факта именно доставки, а не только направления ему платежного документа с уведомлением (предупреждением) о планируемых ограничениях/приостановлениях, считаем, что относиться к мнению Минстроя, изложенному в Письме от 12 ноября 2020 г. N 45451-ОЛ/06, необходимо с большой долей скептицизма и при реализации права исполнителя ограничить или приостановить предоставление КУ целесообразно (хотя и достаточно проблематично) заручиться доказательствами, подтверждающими факт и дату доставки потребителю соответствующего уведомления (предупреждения).
Чтобы закончить статью на оптимистичной ноте, отметим, что все же есть примеры и такой судебной практики, которая, ссылаясь на ст. 165.1 ГК РФ в части риска неполучения юридически значимого сообщения, который несет адресат, признает законными действия исполнителя коммунальных услуг по приостановлению должнику коммунальной услуги при направлении ему платежного документа, содержащего соответствующее уведомление (см., Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2020 N 88-16791/2020).
Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения
Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона
1. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:
1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;
2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;
Информация об изменениях:
4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;
5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в часть 2 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. В случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также:
1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;
3) организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в часть 3 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:
1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ действие пункта 4 части 3 статьи 21 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2019 г.
Пункт 4 части 3 статьи 21 вступает в силу с 1 июля 2015 г.
4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, или неисполнения абонентом плана снижения сбросов либо отсутствия у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнения абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 6 части 3 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;
7) проведения планово-предупредительного ремонта;
8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;
ГАРАНТ:
Согласно части 5 статьи 1 настоящего Федерального закона, части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, статье 18 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 8-ФЗ и пункту 1 постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 424 до 1 января 2021 г. исполнитель коммунальной услуги не вправе приостанавливать или ограничивать её предоставление потребителю в случае её неполной оплаты
9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.
4. В случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.
5. В случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1, пунктами 2-4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.
6. В случае, если в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, абонент не устранил указанных причин, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоснабжения и (или) водоотведения в одностороннем порядке.
Информация об изменениях:
7. Организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке в случае неоднократного грубого превышения нормативов состава сточных вод или неоднократного грубого превышения требований к составу и свойствам сточных вод.
8. Особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.
9. Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в часть 10 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения
10. В случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1-3 части 1, пунктах 1, 5-7 части 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.