тында какой регион россии федеральный
Где находится Тында: (Амурская область, Тындинский район, Россия), карта Тынды на русском языке с улицами и домами
Тында как город имеет очень маленькую изнанку, никаких тебе километров унылых складов, промышленных пейзажей и гаражных массивов на подступа…
История
Российская империя
По одной из версий, название восходит к эвенкийскому «тэнда», корень которого «тэн-» переводится как «ровный перевал», «лес на ровном водоразделе», «берег террасовый», а производное «тэнди» означает «береговой», «тэндэ» — место, где пасут оленей[6].
В 1850-х годах горный инженер Павел Аносов открыл первые месторождения золота в реках, протекающих близ нынешнего города Тынды[7]. По архивным данным, в 1907-1908 годах на месте Тынды был образован переселенческий участок Тындинский[8]. Участок был спроектирован в целях освоения Дальнего Востока и был рассчитан на 108 переселенцев мужского пола. Под застройку было отдано 6058 десятин. Однако участок тогда так и не был заселён.
В 1917 году посёлок Тындинский стал перевалочным пунктом золотодобытчиков, в этом же году было первое упоминание о нём.
1920—1950-е годы
По переписи 1924 года, в посёлке проживало 180 человек[ источник не указан 225 дней ].
Поселение обрело «вторую жизнь» в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока потребовалась железнодорожная магистраль, которая строилась силами заключённых БАМлага. Уже 1 ноября этого же года по ветке БАМ — Тында отправился первый паровоз. Вскоре поселение приобретает статус посёлка и становится одним из крупнейших населённых пунктов на севере Амурской области: согласно переписи населения, проведённой в 1939 году, там проживало около четырёх тысяч человек. 17 февраля 1941 года населённый пункт Тында был преобразован в рабочий посёлок Тындинский[9].
Разрабатывался план по усовершенствованию посёлка, по которому в 1943 году посёлок должен был стать городом, а к 1951 году он должен был стать областным центром. Великая Отечественная война поменяла планы развития БАМа. Война не дала посёлку Тындинскому стать городом и столицей Амурской области. Рельсы магистрали были сняты и отправлены на фронт. Продовольствие в посёлок поступало редко и только из Благовещенска.
После отделения Амурской области от Хабаровского края, в 1948 году Тындинский (тогда ещё Джелтулакский) район, который входил в состав Читинской области, вошёл в состав Амурской.
1960—1990-е годы
Исторический вагон, в котором в Тынду в 1974 году из Москвы прибыли строители
Впервые за многие годы о посёлке вспомнили уже в середине 1960-х годов, когда БАМ вновь стал нужен. Уже после того, как магистраль стала подходить к посёлку, он был переименован и получил статус города. С 15 ноября 1975 года посёлок стал городом Тындой. Строители БАМа из различных республик СССР обосновывались в новом городе, который стали называть столицей БАМа. Наблюдался большой приток населения. К концу 1990-х годов, по неофициальным данным, население города должно было достигнуть ста тысяч человек. Строительство БАМа шло быстрыми темпами, и уже в 1979 году первый поезд из Тынды отправился в Москву, а в 1984 году по маршруту Тында — Москва отправился скорый пассажирский поезд. В 1984 году в городе состоялся слёт Всесоюзных ударных комсомольских отрядов (СВУКО), была начата застройка нового микрорайона девятиэтажными домами, а в 1986 году в эксплуатацию были сданы четыре шестнадцатиэтажных жилых дома[10], до недавнего времени бывшие самыми высокими зданиями в области.
В 1985 году был заложен фундамент будущей обувной фабрики, которая так и осталась фундаментом, а также запущен новый мясо-молочный комбинат. В 1986 году поставка продовольствия и сырья городу была значительно урезана. По БАМу в десятки раз снизилась перевозка грузов. Но несмотря на это, город развивался, по переписи 1989 в городе проживало 62,3 тысячи человек. Численность населения достигла своего пика в январе 1991 года, по данным переписи, в городе проживало 65 тысяч человек. Но уже к концу 1990-х годов в городе насчитывалось около 47 тысячи человек. Начался резкий отток населения. Город перешёл в разряд бесперспективных, количество рабочих мест сокращалось, строительство жилых домов было прекращено. Правительство признало магистраль убыточной[ источник не указан 3058 дней ].
2000 — настоящее время
Вид на город с правого берега
Вид на Тынду со смотровой площадки. Июль 2019 года
В постсоветские годы в городе наблюдался больший отток населения: по переписи 2002 года — 40,28 тыс. человек, в 2009 году — 37,8 тысяч человек, по итогам переписи 2010 года около 35,5 тыс. человек, в 2011 году было зарегистрировано 37 тысяч человек[11].
В 1997 году БАМ была расформирована, её западный участок был присоединён к Восточно-Сибирской железной дороге, а восточный в составе Тындинского и Ургальского отделений к Дальневосточной. Почти на пятнадцать лет в городе устанавливается период застоя.
27 июня 2005 года муниципальным советом утверждён устав Тынды[12]
До 2010 года в Тынде не вели массовой застройки. Весной 2010 года в целях переселения граждан из ветхого и аварийного жилья появился план микрорайона Северный, который будет застраиваться новыми двух-трёхэтажными домами[13]. В течение 2013—2014 годов микрорайон «Северный» должен быть застроен домами из быстровозводимых материалов. Для этого было решено построить предприятие по производству быстровозводимых домов, но ввиду высоких затрат, было решено закупать материалы в другом городе. В скором времени планируется возвести и сдать в постоянную эксплуатацию завод по переработке отходов. Появление завода приведёт к появлению новых специальностей в учебных заведениях города и, возможно, к притоку населения[14].
В 2012 году началась реконструкция главного городского стадиона БАМ, которая завершится к лету 2013 года[15].
18 сентября 2012 года, впервые за несколько лет в городе, был сдан в эксплуатацию многоквартирный жилой дом, строительство которого началось ещё в начале 2000-х, но было приостановлено. В 2011 году стройка возобновилась, и уже через год 55 семей получили квартиры[16][17].
14 декабря 2012 года скончался мэр города Марк Шульц, который являлся старейшим главой города в России[18][19]. Выборы нового мэра прошли 19 мая 2013 года[20][21], на которых победу одержал экс-и. о. мэра Евгений Черенков[22]. В сентябре 2018 года на выборах мэра победила представитель КПРФ Марина Михайлова.
В 2013 году в рамках федеральной программы «Развитие аэропортов России» планируется начать масштабную реконструкцию Тындинского аэропорта, регулярное сообщение в котором было отменено в конце 2008 года. Общая стоимость работ составит около 2,7 млрд рублей[23][24]. В 2016 году регулярные авиаперелёты были возобновлены[25].
Этимология
Название имеет эвенкийское происхождение и примерно переводится как «на берегу реки».
Спутниковая карта городской округ Тында Амурской области
Спутниковая карта городской округ Тында Амурской области со списком всех городов и посёлков городской округ Тында. На карте со спутника отображены административные границы городской округ Тында Амурской области, можно посмотреть реки и озера городской округ Тында на карте. Для предоставления информации используются онлайн-сервисы: Яндекс карты, гугл карты и OpenStreetMap карты.
Тында – центр городской округ Тында.
Города и посёлки городской округ Тында
Изменения в Политике конфиденциальности
Вступили в силу изменения в Политике конфиденциальности. Нажимая на кнопку «Я согласен» или продолжая пользоваться сервисом, Вы подтверждаете принятие этих изменений.
Проложить маршрут
География
Город расположен на реке Тынде (бассейн Амура), в 839 км от Благовещенска, до Москвы по железной дороге около 6,7 тыс. км, воздушным путём около 5,1 тыс. км. Расположен в восточной части, в месте впадения Геткана в Тынду, на высоте более 500 м над уровнем моря. Крупный транспортный узел на северо-западе Амурской области, в котором пересекаются линии Тайшет-Ургал и Бамовская-Беркакит. В городе растут ива, берёза, хвойные, тополь, рябина, черёмуха. Основную часть растительности составляет тайга.
Население
На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 467-м месте из 1115[48] городов Российской Федерации[49]. В области Тында занимает четвёртое место по количеству жителей после Благовещенска (225 757[2]), Белогорска (64 502[2]) и Свободного (52 918[2]). Площадь города 124 км²[1], плотность населения 265.27 человека на км².
В дореволюционное время территория современного города заселена не была. Однако уже в 1920-е годы население составило 180 человек. В период первой волны прокладки БАМа население увеличилось до 4 тыс. человек.
Большой скачок роста был замечен в 1970-е годы, тогда количество населения выросло практически в 11 раз. Своего апогея оно достигло в 1991 году и составило 65 тыс. человек. Затем наблюдался постепенный спад.
В каком регионе находится город Тында?
Город Тында является частью региона Амурская область.
Характеристикой региона или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона.
Регион Амурская область является административной единицей государства Россия.
Климат
Город Тында приравнен к районам Крайнего Севера.
В Тынде резко континентальный климат с муссонными чертами. Лето короткое, но тёплое, зима морозная и сухая.
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Средний максимум, °C | −23 | −15 | −6 | 5 | 14 | 22 | 24 | 22 | 13 | 2 | −14 | −23 | 2 |
Средняя температура, °C | −28 | −22,5 | −13,2 | −1,5 | 7,4 | 14,6 | 17,3 | 14,3 | 7,0 | −4,9 | −19,5 | −26,9 | −4,3 |
Средний минимум, °C | −33 | −29 | −21 | −8 | 1 | 8 | 11 | 8 | 1 | −10 | −25 | −32 | −11 |
Норма осадков, мм | 6,7 | 4,2 | 8,2 | 20,1 | 39,4 | 71,6 | 85,8 | 76,3 | 48,4 | 21,4 | 12,6 | 4,7 | 399,4 |
Источник: MSN Weather World Climate |
Снег в Тынде 3 мая 2010 года
Климат
В Тынде субарктический климат ( классификация климата Кеппена Dwc ) с очень холодной, довольно сухой зимой и теплым, очень дождливым летом.
Климатические данные для Тынды | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Янв | Фев | Мар | Апр | май | Июн | Июл | Авг | Сен | Октябрь | Ноя | Декабрь | Год |
Рекордно высокая ° C (° F) | 0,0 (32,0) | -0,5 (31,1) | 12,4 (54,3) | 25,3 (77,5) | 34,0 (93,2) | 35,2 (95,4) | 37,2 (99,0) | 34,4 (93,9) | 28,2 (82,8) | 20,2 (68,4) | 6,2 (43,2) | 0,0 (32,0) | 37,2 (99,0) |
Средняя высокая ° C (° F) | -23,0 (-9,4) | -16,0 (3,2) | -6,1 (21,0) | 4,1 (39,4) | 13,9 (57,0) | 22,1 (71,8) | 24,3 (75,7) | 21,5 (70,7) | 13,7 (56,7) | 1,4 (34,5) | -13,7 (7,3) | -23,4 (-10,1) | 1,6 (34,9) |
Среднесуточное значение ° C (° F) | -29,0 (-20,2) | -24,0 (-11,2) | -14,8 (5,4) | -3,0 (26,6) | 6,6 (43,9) | 14,4 (57,9) | 17,2 (63,0) | 14,3 (57,7) | 6,7 (44,1) | -5,6 (21,9) | -20,2 (-4,4) | -28,7 (-19,7) | -5,5 (22,1) |
Средняя низкая ° C (° F) | -35,1 (-31,2) | -32,0 (-25,6) | -23,5 (-10,3) | -10,1 (13,8) | -0,7 (30,7) | 6,6 (43,9) | 10,0 (50,0) | 7,1 (44,8) | -0,4 (31,3) | -12,5 (9,5) | -26,8 (-16,2) | -34,0 (-29,2) | -12,6 (9,3) |
Рекордно низкая ° C (° F) | -50,0 (-58,0) | -49,0 (-56,2) | -42,2 (-44,0) | -35,0 (-31,0) | -12,8 (9,0) | -3,9 (25,0) | -1,1 (30,0) | -6,0 (21,2) | -15,0 (5,0) | -32,5 (-26,5) | -45,0 (-49,0) | -48,9 (-56,0) | -50,0 (-58,0) |
Среднее количество осадков, мм (дюймы) | 11,4 (0,45) | 11,9 (0,47) | 19,7 (0,78) | 38,3 (1,51) | 74,7 (2,94) | 125,2 (4,93) | 123,3 (4,85) | 143,4 (5,65) | 76,4 (3,01) | 42,8 (1,69) | 23,4 (0,92) | 19,5 (0,77) | 710 (27,97) |
Средняя относительная влажность (%) | 75,2 | 68,1 | 62,4 | 58,3 | 59,1 | 66,4 | 74,9 | 77,9 | 72,5 | 71,2 | 76,6 | 76,2 | 69,9 |
Источник: climbase.ru (1948-2011) |
Экономика
Вид на железнодорожную станцию города
Закрывшиеся предприятия
Связь в городе
Транспорт
Автопилотный
Тында является транспортным узлом. Здесь пересекаются федеральная автотрасса А360 «Лена» и железнодорожные линии БАМ и АЯМ. От станции Тында до Благовещенска курсирует фирменный поезд «Гилюй». Общественный транспорт города представлен автобусами, маршрутными такси и такси.
Авиационный
В 2023 году на базе ВПП, построенной в годы Великой Отечественной войны, в городе появился аэропорт. До 2008 года аэропорт принимал самолёты типа Ан-24/Ан-26 и более лёгкие. Из-за особенностей гористого рельефа местности аэропорт, не был способен принимать широкофюзеляжные самолёты из-за сложной глиссады при заходе на посадку. С 2008 года аэропорт принимает и отправляет, в основном, чартерные рейсы. С 1 ноября 2012 года аэропорт Тынды вошёл в состав федерального предприятия «Аэропорты Приамурья».
В 2013 году планировалась масштабная реконструкция Тындинского аэропорта: удлинение взлётно-посадочной полосы до 2,5 километра и расширение до 45 метров. Также предусматривалось: установка светосигнального оборудования, обновление радиостанции, компьютерной техники, реконструкция перрона, системы отопления и прочее[65]. По состоянию на 2019 год, дальнемагистральные самолёты с пассажирами, направляющимися в Тынду, приземляются в ближайшем к городу федеральном аэропорту Чульман, находящемся в 280 км к северу от Тынды.
В 2020 году возобновилось регурное авиасообщение: с Читой и Благовещенском. Перевозки осуществляет авиакомпания “СиЛА” на самолёте Л-410.
Железнодорожный
Железнодорожный вокзал города был открыт 26 мая 1986 года[66][67]. Он во многом является уникальным: здание вокзала имеет сложную ломаную форму, изображающую силуэт птицы. Оно является самым высоким на Дальнем Востоке — 48 метров. По площади вокзал считается самым большим в Приамурье — 4000 м².
В 1984 году проект вокзального здания был удостоен третьего места на международном архитектурном конкурсе в Софии[68].
Правительство Амурской области
Опрос по вопросам организации образовательных процессов в Амурской области (ВУЗ/ССУЗ)
Правительство Амурской области
Тында
БАМ. Панорама освоения
БАМ уже сейчас проявляет себя
как могучий ускоритель социально-культурных
преобразований огромных необжитых территорий.
Мы здесь, чтоб край страны был крепким,-
Нам без него нельзя никак,
Чтоб годы этой пятилетки
Сжимались пальцами в кулак…
БАМ… С этим именем для миллионов людей восьмидесятых годов связан героический труд молодых поколений, проложивших в сравнительно короткие сроки железнодорожный путь длиной более 3 тыс. километров от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре.
В те далекие тридцатые годы, когда решительной рукой чертилось на картах Сибири (и в судьбах десятков тысяч людей) генеральное направление БАМа, возникла проблема соединения будущей магистрали с будущей железной дорогой. Местом примыкания выбрали небольшой поселок Тындинский. А на Транссибе изыскатель Михаил Новицкий присмотрел в январе 1933 года близ станции Большой Невер просторную площадку, которую назвал «станция Бам».
Соединительная ветка «БАМ – Тындинский» протяженностью в 180 километров начала прокладываться тогда же – в 1933 году. Уже 7 ноября 1936 года в Тындинский пришел первый паровоз.
В 1975 году – в День Победы – рельсы снова пришли в Тынду. Таежный поселок стал столицей БАМа.
Самая крупная стройка страны стала настоящей школой воспитания молодежи, закалившей в трудовых буднях десятки тысяч добровольцев. Их усилия были увенчаны досрочной укладкой «золотого звена», открывшего сквозное движение по всей магистрали. Труд молодых строителей и эксплуатационников трассы был высоко отмечен – самой молодой в стране железной дороге присвоено имя Ленинского комсомола.
Можно без преувеличения сказать, что по масштабам работ, экономическому и социально-политическому значению Байкало-Амурская железнодорожная магистраль стала выдающимся сооружением. Ввод в строй северного транссибирского стального пути дало возможность поставить на службу народному хозяйству крупнейшие запасы высококачественного угля, железной руды, никеля, цинка, слюды, олова, меди и др.
Восточная Сибирь и Дальний Восток располагают огромными запасами ценнейших пород древесины, в том числе ели и пихты – лучшего сырья для целлюлозно-бумажной промышленности. Строительство железной дороги ускорило разработку и значительно увеличило объемы заготовок леса для нужд страны.
Новая дорога позволила освоить плодородные долины вдоль рек, улучшило внешнеэкономические связи Советского Союза со странами Тихоокеанского бассейна через морские порты Дальнего Востока.
Байкало-Амурская магистраль протяженностью почти 3200 километров прорезала многие горные хребты, пересекла такие крупные реки, как Лена, Витим, Олекма, Зея, Амур, Селемджа и др., прошла по районам вечной мерзлоты. Строителям предстояло переместить 22 миллиона кубических метров грунта, построить 3136 искусственных сооружений, в том числе 142 моста, пробить четыре тоннеля общей протяженностью более 25 километров.
На трассе намечено было построить около 200 станций и разъездов. Наиболее крупные из них – Усть-Кут, Нижнеангарск, Чара, Тында, Зейск, Ургал, на которых проектировалось построить локомотивные депо. Предполагалось, что на новой дороге будет работать 35 тысяч железнодорожников, а также большое число специалистов других профессий: врачей, учителей, работников бытового обслуживания.
Сооружение Байкало-Амурской Магистрали намечено было осуществить в сжатые сроки – за 10 лет. Строительство подобных масштабов еще никогда не велось ни в нашей стране, ни за рубежом.
Строительные подразделения оснащались современными машинами и механизмами. Только на 1975-1977 годы выделяется около 1120 экскаваторов, более 400 бульдозеров, 320 автогрейдеров, примерно 840 различных кранов, около 7600 грузовых и легковых автомобилей, 400 автобусов, 100 маневровых тепловозов, 4100 грузовых вагонов.
Около половины Северного транссибирского стального пути прошло по территории Амурской области. Здесь же, в поселке Тындинском, будет дислоцироваться руководство строительством Байкало-Амурской магистрали.
Было начато строительство «Малого БАМа», как принято называть трассу «БАМ – Тында» и комплекса стройиндустрии в городе Шимановске.
В железнодорожных поселках было сдано в эксплуатацию 37 тысяч квадратных метров жилья, открыто 20 общежитий, 15 магазинов, 5 столовых, три школы, детские дошкольные учреждения на 400 мест, два Дома культуры и др.
Станция Амгунь
Станция Амгунь возведена на берегу одноименной реки. Первые посланцы шефов Пензенской области высадились здесь в июне 1978 года. Они с самого начала отказались от временных общежитий, а срубили себе целую улицу двухквартирных коттеджей.
Станция Герби
Станция Герби возникла на берегу речки с одноименным названием в труднодоступных отрогах Баджальского хребта. Площадку под эту станцию выбирали особенно долго – кругом крутые склоны, болота… Изыскательные работы не сворачивались в районе Герби и зимой. Бурили, вели аэрофотосъемку, вымеряли каждую площадку, в итоге специалисты Дальгипротранса вывели оптимальный вариант и для Герби – небольшой станции, одной из десятков на БАМе. Однако, как и всякое новое дело, Байкало-Амурская магистраль вызвала интерес к экологическим проблемам. Девственная природа требовала бережного к себе отношения. Ведь тонкий природный организм, сбалансированный тысячелетиями, особенно хрупок в условиях вечной мерзлоты, высокой сейсмичности и низких температур. Было важно могучую технику, стоящую на вооружении строителей, применять разумно, бережно и умело, чтобы индустриальная мощь БАМа органически сочеталась с природным ландшафтом, чистотой воздуха, прозрачностью рек и озер.
Экстремальные условия трассы потребовали новых научно-технических и инженерно-производственных решений. Здесь, впервые в мировой практике, была создана принципиально новая конструкция фундаментов опор мостов, реализован ряд новых идей в тоннелестроении, отработаны технологии отсыпки земляного полотна и буровзрывных работ в условиях вечной мерзлоты, появились современные методы борьбы с наледями.В перспективе БАМ XXI века устремится далеко на север Якутии. Дорога поможет развить агропромышленный комплекс Приамурья, привлечь отечественных и зарубежных инвесторов для активного освоения и развития богатых российских земель за Байкалом. Сегодня БАМ переживает нелегкую пору в своей истории. Он оказался невостребованным нынешним российским государством. Администрация Амурской области, как и другие субъекты Федерации, стремится поддержать строителей и эксплуатационников БАМа, решая в меру своих сил и возможностей проблемы жилья, продовольственного, топливного и другого обеспечения районов магистрали. В настоящее время на государственном уровне предпринимаются усилия по приданию территории Прибамья статуса особой экономической зоны. От успешного продвижения в этом направлении зависит будущее не только БАМа и сотен тысяч людей, связавших с ним свою судьбу, но и завтрашней России.
Тында – столица БАМа
Небольшим районным центром Тында оставалась до начала семидесятых годов. Новая Тында начинается сразу за околицей старой. Ее возводили шефы из Главмосстроя, поэтому микрорайоны тындинских девятиэтажек напоминают своей архитектурой новостройки Москвы.
Первые годы стройки в таких вот «бочках», изготовленных в Московской области, жили первостроители. В «бочке» тепло, сюда подведена вода, есть небольшая кухня и комната.
Со временем Тында превратилась из глухого таежного поселка в крупный современный город. Что Тынду строили москвичи – чувствуется не только во внешнем облике города, но и в здешних названиях. В Бамовской столице есть микрорайон Сокольники, кинотеатр «Зарядье», а главная улица в Тынде – Красная Пресня. В начале стройки сюда из Москвы перебрался весь аппарат союзного главка Главбамстрой – им руководил с самого начала заместитель министра транспортного строительства СССР К.В. Мохортов. Дирекцию БАМа в Тынде возглавил заместитель министра путей сообщения СССР В.П. Калиничев. В районном центре Тынде обосновались и штаб Центрального Комитета ВЛКСМ, корпункты центральных газет, ТАСС, АПН… больше десятка специализированных трестов. За каких-то полтора года Тында превратилась из никому неведомого «медвежьего угла» во всесоюзно известный центр.
Чтоб своими глазами убедиться в размахах сибирских преобразований, сюда стали приезжать иностранные корреспонденты… Тында начала принимать делегации дипломатов, министров стран – членов СЭВ, деятелей международного рабочего и коммунистического движения.
Традицией, собирающей в Тынду самое большое количество гостей со всех участков БАМа и со всех уголков страны, стали ежегодные фестивали самодеятельной патриотической песни. Фестиваль проходит обычно в теплые и солнечные дни бамовского «бабьего лета». Праздник, собирающий тысячи людей, проходит на островерхой сопке (она и названа Фестивальной). Склоны с брусничным ковром – амфитеатр, сосны до неба – стены, а за рекой, на далеком «заднике» импровизированной сцены, картинно-красивой декорацией голубеет Тында – новый город.
Сегодня Тында – крупный транспортный узел на северо-западе Амурской области, на котором пересекаются линии «Тайшет – Урал» и «Бамовская – Беркакит». Здесь действуют крупные на БАМе железнодорожные предприятия, объединение «Тындалес», комбинат «Восточный», где налажена глубокая переработка древесины.
Тында расположена в 840 км от Благовещенска. Население 49,9 тыс. человек. За годы строительства БАМа население Тынды выросло в 5,5 раза. В последние годы, в связи с ухудшением условий жизни на Севере, (снижение реальных доходов населения, сокращение объемов строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры, рост стоимости жизни) наблюдается отток населения из города. Численность жителей Тынды за последние 7 лет сократилась на 15 тыс. человек.
Но, несмотря на сложности, Тында – красивый, уютный, молодой город Амурской области, в который хочется вернуться, побывав там хотя бы один раз.