спорт номер 1 в америке
Футбол по популярности в США обошел бейсбол. МЛС становится реальным конкурентом европейским чемпионатам
Американцы умеют организовывать спортивные лиги.
20 лет назад казалось, что в США всегда будет существовать только один вид футбола — американский. Тот, в который играл весь мир, не приживался даже на наследии чемпионата мира 1994 года.
Сегодня в лиге играет 24 команды, и будут еще. Суммарная посещаемость матчей внутреннего чемпионата выросла с 2.9 миллиона зрителей до 7.3 миллиона. В 2016 году игры МЛС хотя бы раз за сезон смотрели 32 миллиона американцев. Как они это сделали?
Правило Бекхэма
Известные на весь мир футболисты на закате карьеры играли в США и до 2007 года. Легендарный Пеле завершил спортивную карьеру, будучи игроком «Нью-Йорк Космос» в 1977 году. Но поворотным моментом стал приезд англичанина Дэвида Бекхэма.
Как и в других американских спортивных лигах, в МЛС действует потолок зарплат. Клуб не имеет права тратить на зарплаты футболистам больше определенной суммы. Но для популяризации лиги было введено так называемое «правило назначенного игрока». Каждый клуб имеет право вывести за пределы потолка зарплат троих футболистов топ-уровня. Как правило, такими назначенными игроками становятся легионеры.
Сейчас его роль успешно выполняет швед Златан Ибрагимович. Воспевающий собственный нарциссизм Ибра тоже интересен аудитории не только как автор красивых забитых мячей, но и как личность. Благодаря футболистам такого масштаба МЛС привлекает молодых болельщиков и остается релевантной в информационном поле. Не самый высокий средний уровень футболистов в чемпионате позволяет суперзвездам демонстрировать высокий уровень в солидном возрасте.
«Я очень рад за Америку, потому что футбол здесь так быстро развивается. Думаю, МЛС помогли такие игроки, как мой друг Тьерри Анри, а также Златан Ибрагимович и Уэйн Руни, которые играют в лиге сейчас. В Америке есть место для футбола. Конечно, сложно соревноваться с баскетболом, бейсболом и американским футболом, но футбол — он для всех», — высказался экс-игрок «Арсенала» Робер Пирес.
Рост внутреннего чемпионата
Американцы всегда относились к спортивным клубам как к бизнес-проектам, в первую очередь. Если клуб убыточен, никто не будет его спасать, искусственно поддерживая на плаву. Каждый регион просматривается аналитиками на предмет интереса к футбольной команде. Если есть спрос, тогда заходит разговор о создании клуба МЛС.
Появление больших футбольных звезд зародило интерес к виду спорта в стране в целом, его удалось капитализировать через контракты с телеканалами. В отличие от других спортивных лиг, в МЛС, по сути, существует коллективное управление всеми клубами, а не каждым поодиночке. Борьба за зрительский интерес шла не между футбольными клубами, а между спортивными лигами.
Результат этой борьбы: с 2012 года рост интереса внутриамериканской аудитории к МЛС составил 27%, согласно исследованию Nielsen Sports. По средней посещаемости матчей за период с 2013-го по 2018-й Штаты держат восьмое место в мире (21,358 зрителей на игре) и идут сразу за Францией и Италией. Еще больше впечатляет работа на новых местах. Образованная только в 2017 году «Атланта Юнайтед» собирает больше 50 тысяч человек на матчах.
Поэтому лига продолжает работать над расширением числа участников. Уже в следующем году к МЛС присоединится «Нэшвилл» и «Интер Майами», владельцем которого станет все тот же Дэвид Бекхэм. В дальнейших планах Сакраменто и Сент-Луис.
«В США и Канаде профессиональный футбол развивается на всех уровнях. Мы считаем, что у нас еще много рынков, способных успешно принять клуб МЛС. Расширение лиги в последние 15 лет было невероятно успешным», — заключил комиссионер МЛС Дон Гарбер.
Успехи сборной
Важную роль в популяризации футбола в Штатах сыграла местная национальная команда. На чемпионате мира 2002 года американцы сенсационно дошли до стадии четвертьфинала. Мощнейший всплеск интереса к ранее непопулярному виду спорта привел к тому, что на финальный матч Кубка МЛС в октябре того же года пришли посмотреть 61,316 зрителей.
Для американской федерации это стало сигналом, что, вопреки первоначальным взглядам, футбол может стать популярным в стране в том же формате, в котором он стал популярным по всему свету. Для этого не нужно заниматься «американизацией» и выдумывать какие-то футбольные буллиты.
Поколение американских игроков, достигших невиданного успеха, разъехалось по европейским клубам. И хотя это временно повлияло на снижение качества игры во внутреннем чемпионате, заинтересованность жителей США в мировом футболе возросла. Болельщики стали следить за «героями чемпионата мира» в топовых европейских чемпионатах.
А женская сборная США и вовсе является доминирующей силой в мировом футболе. На всех семи чемпионатах мира по футболу американки брали медали: трижды золотые, один раз серебряные, трижды — бронзовые. Расхожая в Америке фраза о том, что «соккер — это для девочек» привела к широкой и устойчивой фанатской базе среди женщин.
Как и в России, успехи национальных команд вызывают в США интерес огромной аудитории, но там этот интерес умеют закреплять по отношению к клубному футболу. В этом смысле непопадание сборной США на чемпионат мира 2018 года стал для американской федерации настоящей катастрофой.
«У нас сейчас новый цикл. Мы должны создать успешную команду к 2022 и 2026 годам. Уже сейчас мы видим игроков, которые помогут нам в будущем. Надо только проявить спокойствие и дать им спокойно развиваться», — высказался экс-вратарь сборной США Тони Меола.
Влияние глобализации
Развитие телевидения и интернета не только подарило новых зрителей американским гигантам спортивной индустрии НБА, НХЛ и НФЛ, но и сработало в обратную сторону: американцы получили возможность наблюдать за европейским футболом высшего качества. Европейские лиги, в свою очередь, стали подстраиваться под пускай далекие, но такие перспективные рынки, учитывая время начала матчей и устраивая предсезонные турне в Америке.
Проникновение американских зрителей в европейский футбол — это лишь верхушка айсберга. В европейский футбол пошли американские бизнесмены. Семья Глейзеров владеет одновременно «Манчестер Юнайтед» и клубом НФЛ «Тампа-Бэй Бакканирс». У Стэна Кронке лондонский «Арсенал» и клуб НФЛ «Лос-Анджелес Рэмс». У Шеда Хана «Фулхэм» и клуб НФЛ «Джексонвиль Джагуарс». Последний едва не купил стадион «Уэмбли», чтобы, возможно, перевезти команду по американскому футболу в столицу Великобритании.
Огромное исследование Gallup в прошлом году привело к ошеломительным выводам: бейсбол в США умирает, а футбол не просто входит в топ-4 самых популярных видов спорта, но в перспективе потеснит всех, кроме американской разновидности футбола в каркасах и шлемах. Особенно поражает разница в интересах аудитории от 18 до 34 лет и в возрасте от 55 лет и старше.
Любопытно, что любовь к разным видам спорта дифференцируется даже по политическим направлениям. Приверженцы традиционных американских ценностей больше склонны к чисто штатовским играм вроде американского футбола и бейсбола, тогда как либералы отдают предпочтение игре, завоевавшей весь мир.
Соккер — не обидное прозвище
«Футболом» в США для простоты называют американский футбол, обозначая самый популярный командный вид спорта на планете термином «соккер». Но это далеко не американское изобретение.
Soccer — сокращение от словосочетания «Association rules». Изначально под футболом понималась практически любая игра, где по мячу хотя бы иногда бьют ногами. Полное название регби — «rugby football», то есть футбол по правилам, которые были изобретены в городе Регби. Так же, как есть футбол по австралийским, американским, канадским и другим правилам. А то, что называем футболом мы, — это футбол по правилам Ассоциации. Той самой, которая в 1863 году установила единый формат игры для команд из разных английских городов.
И вплоть до семидесятых годов прошлого века в Великобритании можно было увидеть слово «соккер» применительно к футбольным матчам.
Через 20 лет британский футбол должен стать вторым по популярности видом спорта в США. Возможно, через 100 лет американцам придется выдумать новый специальный термин, потому что под «футболом» и там будут понимать то же, что и во всем мире.
10 самых популярных видов спорта в США
Спорт играет важнейшую роль в жизни и является незаменимой составляющей культуры США. Подавляющее большинство американцев смотрят, интересуются или сами занимаются спортом. Это касается не только мужского населения, но и представителей прекрасного пола.
На самом деле, я встречал достаточно девушек и даже пожилых женщин, которые всю жизнь болеют за свою местную команду по американскому футболу и не пропускают ни одной игры, некоторые даже ездят на все выездные матчи. И это касается не только профессиональных команд из высших североамериканских лиг, но и студенческого спорта, который невероятно популярен в США.
В данной статье, я подробнее поделюсь информацией о десяти видах спорта, которые пользуются наибольшей популярностью в Америке.
Смешанные единоборства ММА является молодым видом спорта, который получил широкое распространение буквально несколько десятилетий назад в начале 90-х. Несмотря на это, уже сейчас смешанные единоборства входят в десятку самых популярных видов спорта в США с прекрасными перспективами для дальнейшего развития.
В Америке, популярность смешанных единоборств в основном связана с организацией UFC (ЮФС), которая является крупнейшим промоушеном ММА в мире. Как правило, самые значимые бои UFC проводятся в Лас-Вегасе или Нью-Йорке.
Помимо контрактов со спонсорами и дохода с продажи билетов, основной заработок ЮФС приходится с продажи платных подписок на трансляции крупнейших боев. К примеру, UFC продали примерно 2.4 миллиона платных трансляций (стоимость одной трансляции более 60 долларов) на бой между Хабибом Нурмагомедовым и Конором Макгрегором. В России же данный бой показывали бесплатно на Матч ТВ.
Теннис занимает девятую строчку в данном рейтинге, однако стоит отметить заметный спад в популярности тенниса в последнее десятилетие. По последним данным, порядка 14 миллионов американцев интересуются или сами играют в теннис.
Расцвет тенниса в США пришёлся на 70-е, начало 80-х и 90-е года и связан с такими именами как Крис Эверт, Мартина Навратилова, Пит Сампрас и Андре Агасси. С тех пор, популярность тенниса в Соединенных Штатах постепенно пошла на спад, во многом по причине отсутствия ярких американских теннисистов в числе лидеров и победителей турниров Большого шлема. По сути, последние лет десять американского тенниса связаны исключительно с успехами сестёр Уильямс.
Гольф является диковинкой и малознакомым спортом для большинства россиян. В Америке, несмотря на невысокую зрелищность и отсутствия экшена, гольф является одним из самых популярных индивидуальных видов спорта.
В последние годы скачок популярности гольфа произошёл из-за открытия новых центров для игры любителей TopGolf. По данным на 2016 год, в США более 20 миллионов человек регулярно играют в гольф.
Две наиболее популярные гоночные серии в США — NASCAR и IndyCar. Что любопытно, американцы предпочитают свои американские серии международным Формуле-1 и Moto GP.
Наскар имеет более чем 70-летнюю историю и является легендарной серией американского автоспорта. Самая известная и престижная гонка “овальной серии”, привлекающая наибольшее внимание публики — Дайтона 500.
В последние годы популярность автоспорта в Америке заметно упала, что в первую очередь связано с проведением гонок на трассах в негоночных штатах (например в Неваде или Калифорнии) в попытке расширить аудиторию зрителей. Например, телевизионные рейтинги серии Наскар в 2017-2018 упали примерно на треть по сравнению с началом 2000-х годов.
Это еще один вид спорта, теряющий зрителя не только на территории США, но и по всему миру. ММА наступает на пятки боксу и постепенно отыгрывает отставание.
История профессионального бокса в Соединенных Штатах очень богата и насчитывает более 100 лет. В 60-е и 70-е годы Мохаммед Али поднял популярность бокса в США на небывалые высоты — в те годы, бокс считался одним из самых популярных видов спорта. В Голливуде снимали фильмы про боксера Рокки с Сильвестром Сталлоне в главной роли.
Из известных американских боксёров стоит также отметить Майка Тайсона, Флойда Мейвезера, Оскара де ла Хойа и Эвандера Холифилда.
В настоящее время, основной причиной падения популярности бокса среди американской публики является более низкая зрелищность боев по сравнению с ММА, а также отсутствие чемпиона (или по крайней мере претендента на чемпионство) в наиболее престижном супертяжелом весе.
На сегодняшний день футбол (или соккер на американский манер) является пятым по популярности видом спорта в Америке. Популярность американской футбольной лиги МЛС выросла на 27% в период с 2012 по 2018 год.
Американцам пытались навязать футбол на протяжении десятилетий: в 70-е и 80-е года в популяризацию соккера в США вкладывались невероятные деньги, однако все попытки оборачивались крахом. Так, например, за команду Нью-Йорк Космос в те годы играли легендарный бразилец Пеле и Франц Беккенбауэр, за Лос-Анджелес Ацтекс — Джордж Бест и Йохан Кройф.
Я не раз разговаривал с далекими от футбола американцами и подавляющее большинство отвечали следующее на вопрос почему им не нравится соккер: 1) большинство игр очень скучные, мало зрелищных моментов; 2) футболисты много симулируют. Как говорит моя теща “как не гляну на экран телевизора во время игры, постоянно кто-то лежит на газоне”.
Лёд тронулся в последнее десятилетие: соккер набирает все большую популярность в США и по прогнозам, обойдёт хоккей и даже бейсбол уже в ближайшие несколько лет.
В первую очередь, “соккеризация” Америки связана с растущим числом мексиканцев и других испаноговорящих иммигрантов, проживающих в США и являющимися основной футбольной аудиторией. По статистике, почти 70% любителей футбола в США являются выходцами из испаноговорящих стран.
Наиболее популярен футбол в США в следующих городах: Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Сиэттле, Майами и Атланте.
К слову, футбольная команда МЛС в Атланте появилась только в 2017 году; ФК Атланта Юнайтед играют на новом красавце-стадионе “Мерседес-Бенц Стэдиум” и являются наиболее посещаемой футбольной командой в США. Средняя посещаемость домашних матчей Атланты Юнайтед составляет более 52 тыс. зрителей, а рекорд посещаемости был установлен 15 июля 2018 года во время игры с ФК Сиэтл Саундерс — 72,243 человек.
Также, ещё один весомый аргумент в пользу популяризации футбола в Америке — проведение тут матчей ЧМ в 2026 году. В 2026 году Чемпионат Мира по футболу будет проведён совместными усилиями Канадой, Мексикой и Соединенными Штатами. Проведение Чемпионата Мира в США даст дополнительный толчок развитию популярности соккера.
Хоккей является спортом #1 в Канаде, но не так популярен в Соединенных Штатах. Более широкой популяризации хоккея в США мешает то, что хоккей является одним из самых дорогих видов спорта. Хоккей недоступен в финансовом плане для большинства американцев, в отличие, например, от американского футбола или баскетбола.
Помимо этого, ведущая хоккейная лига Северной Америки НХЛ пытается продвинуть хоккей в южных нехоккейных регионах вроде Северной Каролины, Аризоны и Флориды и терпит там фиаско. Из всех команд НХЛ, самая низкая посещаемость у следующих команд: Флорида Пантерз, Каролина Харрикейнз, Аризона Койотис и Нью-Йорк Айлендерс. С другой стороны, стоит отметить успех новой франшизы НХЛ в лице команды Лас-Вегас Голден Найтс, которая в первый же сезон вышла в финал Кубка Стэнли и в общем пользуется невероятной популярностью в игровой столице мира.
Подобные предигровые шоу Голден Найтс устраивали на домашних матчах в плей-офф прошлого сезона. Потрясающая атмосфера на ледовой арене!
Наибольшей популярностью в США хоккей пользуется в Чикаго, Детройте, Питтсбурге, Тампе, Миннеаполисе, Лас-Вегасе и Бостоне.
Бейсбол можно назвать самым американским видом спорта и по сути, бейсбол сформировал культуру спорта в Америке в начале 20 века. Первая профессиональная бейсбольная команда была сформирована в далеком 1869 году в Цинциннати.
Бейсбол являлся самым популярным спортом в США на протяжении столетия примерно до середины 70-х — начала 80-х годов. С тех пор, с развитием ТВ и телетрансляции матчей, популярность бейсбола пошла на спад. Бейсбол находился на пике популярности в эпоху радио, потому что бейсбольные матчи интереснее слушать по радио, нежели смотреть на экране телевизора. В 80-х годах спортивная аудитория окончательно переключилась с бейсбола на американский футбол.
Что мы имеем на сегодняшний день? Бейсбол фактически с каждым теряет фанатов и телезрителя, уже уступая в популярности баскетболу. В нынешнем сезоне, игры финальной серии МЛБ между командами Бостон Ред Сокс и Лос-Анджелес Доджерс в среднем смотрели всего 14.3 миллиона телезрителей. В последние несколько лет, наибольшее внимание к бейсболу было приковано в 2016 году, когда Чикаго Кабз выиграли чемпионский титул впервые с 1908 года.
Баскетбол занимает 2 место в нашем рейтинге самых популярных видов спорта США и постепенно приближается к неприкасаемому американскому футболу.
В Америке широко известен как профессиональный, так и студенческий баскетбол. Лучшие баскетболисты из студенческой лиги NCAA в дальнейшем выбираются на драфте профессиональными командами НБА, что добавляет спорту преемственность и популярность (фанаты продолжают следить за карьерами любимых игроков-студентов, когда они переходят в профессиональные команды НБА).
К слову о популярности студенческого баскетбола в США: финал ежегодного чемпионата “Мартовское безумие” (March Madness) в 2017 году посмотрели более 20 миллионов телезрителей и эти цифры растут с каждым годом.
НБА также переживает свои лучшие годы со времён Майкла Джордана во многом благодаря невероятно талантливому поколению баскетболистов в лице Леброна Джеймса, Стефа Карри, Кевина Дюранта, Рассела Уэстбрука, Джеймса Хардена и других.
Американский футбол является спортом #1 в США на протяжении как минимум последних тридцати лет. Можно говорить не просто о популярности, а о культе американского футбола в Соединенных Штатах.
Также как и в баскетболе, очень высокой популярностью пользуется студенческий американский футбол. В основном, студенческие команды находятся в небольших городках или пригородах мегаполисов.
Чтобы вы поняли размах студенческого американского футбола, приведу к примеру команду Небраска Корнхаскерс, которая играет в городе Линкольн (глубокая провинция, с пригородами население чуть более 300 тыс. человек). Местный стадион «Мемориал Стэдиум» на сегодняшний день вмещает 85 тыс. зрителей, и он забивается под завязку на абсолютно все домашние матчи Корнхаскерс с 1962 года (на данный момент 368 селлаутов подряд). Просто вдумайтесь: на стадион ходит четверть населения региона (оставшиеся три четверти смотрят игры по ТВ или в барах)! Это не просто спорт, а по сути как религия для местных жителей! Подобной популярностью пользуются подавляющее большинство студенческих команд. 8 стадионов студенческих команд вмещают более 100,000 зрителей!
Лига НФЛ является верхушкой айсберга популярности американского футбола. Финальный матч сезона НФЛ «Супербоул» традиционно является самым популярным телевизионным событием года в США. В 2018 году, финальную встречу между Филадельфией Иглс и Нью-Инглэнд Пэтриотс посмотрели более 100 миллионов телезрителей. «Супербоул» привлекателен не только непосредственно игрой, но и шоу-представлением в перерыве, на которые приглашаются известные поп-звезды вроде Джастина Тимберлейка, Леди Гага, Кэти Перри и т.д. «Супербоул» в США смотрят даже те, кому абсолютно наплевать на американский футбол как таковой :).
В завершении, стоит в целом отметить коммерческую составляющую американского спорта. Это касается не только игрового коммерческого спорта, но и Олимпийских видов. Олимпийский спорт в США не финансируется государством — все финансирование идёт за счёт федераций (которые спонсируются частными компаниями), благотворительных фондов и из личного кармана спортсменов. Естественно, это отражается на невысокой популярности определённых Олимпийских видов спорта, которые недоступны подавляющему большинству населения по финансовым причинам.
Приведу в пример хорошо мне знакомое фигурное катание: в США фигурное катание является элитным, одним из самых дорогих видов спорта, доступное только для семей с заработком заметно выше среднего. В США отсутствуют бесплатные школы по фигурному катанию как в России, и спортсмены (а точнее их родители) самостоятельно платят за весь тренировочный процесс — за ледовое время, тренерам и хореографам (почасовая оплата), инвентарь, участие в соревнованиях и так далее.
К слову, фигуристы в Америке платят тренерам примерно по 60-90 долларов за часовую тренировку (при работе 1 на 1); теперь посчитайте расходы если тренироваться на льду хотя бы один час в день, 6 раз в неделю — как минимум 1500 долларов в месяц!
Несмотря на подобную коммерческую систему, которая затрудняет нахождение и развитие талантливых спортсменов, американцы умудряются стабильно “выжимать” максимум и находятся в лидерах многих Олимпийских видов спорта.
Арифметика популярности: Большая Четверка
Заканчивая цикл статей про популярность американского футбола (Часть 1, Часть 2 и Часть 3), я пообещал сравнить показатели, относящиеся к этому виду спорта с аналогичными цифрами для других крупных лиг США – MLB (бейсбол), NBA (баскетбол) и NHL (хоккей).
Сегодня у нас будет много цифр и графиков, показывающих как за последние двадцать лет менялись популярность этих видов спорта, посещаемость стадионов и цены на билеты. Как повлияли локауты в бейсболе, хоккее и баскетболе на любовь болельщиков к этим видам спорта? С чем можно сравнить популярность европейского футбола в Америке? Какое событие является самой основной причиной увеличения цен на билеты? За какую команду дешевле всего болеть в Чикаго? Ответы на эти и другие вопросы – в заключительной части «Арифметики популярности».
Часть 4: Большая Четверка
Начнем с анализа сравнительной популярности лиг друг относительно друга. Осенью 2010 года маркетинговое агенство Harris провело ежегодный опрос, в котором респондентам предлагалось выбрать их любимый вид спорта. Вот какие результаты получились:
Как видим, футбол американский на уверенном первом месте, а футбол европейский – на 7-м, опередив весьма любимые в Штатах студенческий баскетбол, гольф и бокс (последние два – около 3% каждый).
За последние четверть века популярность лиг из Большой Четверки менялась следующим образом:
Футбол уверенно карабкается вверх, прибавив 7% к относительной популярности. Бейсбол теряет болельщиков, но все еще неплохо чувствует себя на второй позиции. NBA пережила краткий период взрывного роста – «Золотые 90-е» и эра Джордана – но потом скатилась до тех же 6%, что и в 1985-м. Хоккей никогда особенно не блистал, но в свои лучшие годы поднимался на третье место, опережая баскетбол.
Совсем другая картина получится, если мы сравним посещаемость стадионов для всех лиг.
NB: Для лиг, у которых сезон захватывает два календарных года, указан год начала сезона. Для NBA и NHL данные по сезону 2010/2011 апроксимированы на основании посещаемости уже состоявшихся матчей.
Как можно увидеть, 162 матча в сезоне дают огромное преимущество бейсболу. В течение 2010 года игры MLB посетили 72 миллиона человек – аудитория большая, чем у остальных лиг вместе взятых. У NBA и NHL примерное равенство – по 21 миллиону, а NFL, несмотря на огромные стадионы, собрала лишь 16 с половиной миллионов. Вот откуда растут ноги у желания владельцев футбольных команд увеличить сезон до 18 игр.
Важный момент №1: хорошо заметные провалы на графике – локаутные года: 1994 для бейсбола, 1998 для баскетбола, 2004 для хоккея.
Важдый момент №2: это не очень хорошо заметно из-за масштаба, но – в последние три-четыре года посещаемость стадионов падает для всех лиг. Рецессия, увеличение цен на билеты и HD-камеры делают диван у телевизора все более привлекательным местом для просмотра игр.
Вот как обстоят дела, например, для футбола:
В 2006-м и 2007-м NFL могла похвастаться практически 100% заполняемостью стадионов. Спустя год число ангшалов резко уменьшилось; число зрителей на трибунах продолжает падать четвертый сезон подряд.
В остальных лигах дела идут аналогичным образом. В MLB посещаемость в 2010 составила 30 138 человек за игру в среднем – 92% от показателей 2007 года. В NBA: 17 080 за матч, 96% относительно 2006-го. NHL – 16 949 зрителей за игру, 96% от цифр, зафиксированных в 2008-м.
Сумей ребята из Harris отловить эти самые 4-8% болельщиков, переставших ходить на стадион, и задай они вопрос «Почему вы перестали покупать билеты?», уверен, что самым частным ответом был бы – «Дорого, блин!».
Ниже – несколько графиков по данным агенства Team Marketing Report.
NB: TMR изменило формулу подсчета средней цены в 2002-м: перестали учитываться так называемые premium tickets – клубные ложи, люксы и т.п., поэтому на на графике в этом году есть небольшой спад.
В начале 90-х билет на бейсбол стоил меньше десяти долларов, спустя двадцать лет то же удовольствие обойдется почти в 4 раза дороже. Спад популярности баскетбола в cередине перевго десятилетия нового века заставил владельцев клубов поумерить аппетиты, и за отчетный период средняя цена билета на матч NBA увеличилась всего в 2.5 раза. Но в конце 90-х баскетбол был самым дорогим видом спорта из всей Четверки. Примерно то же самое произошло с хоккеем – несколько лет безудержной жадности, падение популярности и, как следствие, вынужденное снижение стоимости билетов.
Чтобы лучше представить динамику роста цен, построим график относительного изменения средней цены от сезона к сезону.
2002-й, напоминаю – это не приступ благородства владельцев команд, а всего лишь изменение алгоритма подсчета.
Бейсбол держит лидерство по суммарному подорожанию билетов за 20 лет: на 239%. Любопытно при этом, что MLB – единственная лига, потерявшая в популярности за описываемый период времени. У футбола отосительный рост цен немного ниже – 219%; болельщики NBA вынуждены тратить на 135% больше, чем в 1990-м; NHL за несколько меньший промежуток времени (с сезона 1993/1994) подняла цены всего на 83%. Выгодно быть болельщиком непопулярного вида спорта!
Говоря о средних ценах на билеты я не раз подчеркивал, что эти цифры, э-э-э, средние. Средние для всех команд в лиге, средние по всем возможным местам на стадионе (но исключая luxury и premium места). Чтобы понять, почему билеты дорожают (вынося за скобки инфляцию доллара, жадность владельцев и игроков), удобнее рассматривать показатели для какого-то конкретного клуба. Или, еще лучше – для клубов с максимальной средний ценой (средняя – для всех билетов на матчи команды, максимальная – относительно других команд). Так мы, заодно, поймем, почему та или иная команда вдруг взвинчивает стоимость билетов до небес.
Очень показателен футбол: Сан-Франциско, пять раз побеждавший в Супер Боулах в 80-90-х годах, долгое время имел самые дорогие билеты в лиге. Но в 1995-м самым затратным для болельщиков стали Raiders. Почему? Команда переехала из Лос-Анджелеса в Окленд: вот и мы, ребята, гоните денежки! 1997-й год – новый лидер, Redskins. Почему? В Вашингтоне построили новый стадион. 2000-й год – Тампа заполучила к себе Супер Боул и по этому случаю обрадовала болельщиков. 2002-й год – Patriots отгрохали себе новую арену, но Gillette Stadium получился не слишком вместительным. Чтобы исправить этот недостаток, менеджмент «Патриотов» восполнил количество качеством.
То же самое наблюдается и повсеместно, во всех лигах. Стала ваша команда чемпионом? Приготовьте кошельки. Построили или отремонтировали стадион? Затягивайте пояса потуже. Ожидается грандиозное событие (Супер Боул, Матч Всех Звезд и т.п.) или повезло подписать звездного игрока – за все заплатят болельщики.
Напоследок – обещанный бонус. В Чикаго играют пять клубов из лиг Большой Четверки: баскетбольная команда (Bulls), хоккейная (Blackhawks), футбольная (Bears) и две бейсбольных (White Sox и Cubs). Ниже – график, показывающий как менялись цены на билеты этих команд с 1990 года по настоящее время.
До 2002-го года билеты на «Медведей» были не особенно дорогими. Но затем арену Soldiers Field закрыли на ремонт и Bears целый сезон играли на университетском стадионе. Издержки клуба компенсировали за счет фанатов. Футбол стал самым дорогим видом спорта в Чикаго, да так и остался на первом месте с солидным отрывом.
Иначе повели себя владельцы Bulls. В 1994-м «Быки» переехали на новый стадион United Center, но цены на билеты на баскетбол почти не изменились, даже несмотря на три чемпионских титула подряд. Зато возвращение Джордана и следующие три кольца сделали «Быков» на какое-то время самой затратной для болельщиков командой.
Билеты на хоккей долгое время были чуть дешевле, чем на баскетбол. Но упадок NHL в середине нулевых привел к оттоку болельщиков, и только успехи последних лет позволили поднять цены на матчи Blackhawks выше предлокаутного уровня.
Бейсбол в Чикаго, как и везде, отличается самой низкой средней ценой за один матч (и самой высокой за весь сезон, помним про количество матчей!) У Cubs и White Sox долгое время был паритет, но с конца 90-х «Медвежата» ушли в отрыв и практически сравнялись по цене с Blackhawks.
Резюме для тех, кому лень читать все подряд: