сотовые операторы россии количество абонентов
Tele2 не обогнал «Билайн» по количеству абонентов в России в 2020 году
По итогам 2020 года абонентская база «Ростелекома» в мобильном сегменте увеличилась на 1,5% и достигла 46,6 млн клиентов, говорится в поступившем в РБК сообщении компании. «Ростелеком» владеет 100% «Т2 РТК Холдинга», оказывающего услуги сотовой связи под брендом Tele2.
Компания не смогла обогнать по этому показателю своего ближайшего конкурента — «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). Согласно опубликованной ранее отчетности «ВымпелКома», его абонентская база снизилась почти на 5 млн клиентов, до 49,9 млн.
У лидера рынка МТС по итогам прошлого года абонентская база также снизилась — на 0,75%, до 78,5 млн клиентов. Еще один игрок, «МегаФон», пока не представил свои результаты за прошлый год.
По данным AC&M Consulting, по итогам 2019 года (последние доступные данные) МТС занимала 30% российского рынка сотовой связи, «МегаФон» — 29%, «ВымпелКом» — 21%, а «Т2 РТК Холдинг» — 19%.
Как говорил в октябре источник РБК, близкий к «Т2 РТК Холдингу», компания обогнала «ВымпелКом» по числу клиентов с учетом абонентов работающих на ее сети MVNO (виртуальных операторов мобильной связи). Согласно нынешнему отчету, число абонентов MVNO на сети компании превысило 2,8 млн, то есть общая база достигла 49,4 млн клиентов.
При этом выручка «Ростелекома» в 2020 году выросла на 15% по сравнению с 2019-м и достигла 546,9 млрд руб. По этому показателю компания считается крупнейшим игроком на российском телекоммуникационном рынке. У ближайшего конкурента — МТС — выручка в России в прошлом году составила 488,5 млрд руб. В 2019-м выручка МТС превышала аналогичный показатель «Ростелекома» — 476 млрд против 475,75 млрд руб.
Выручка «Ростелекома» от мобильной связи выросла на 15%, до 176,96 млрд руб. На это направление пришлось 32% в общей выручке «Ростелекома». Вторым наиболее значимым источником доходов компании стали услуги доступа в интернет (17%): за год выручка от них выросла на 7%, до 90,4 млрд руб. На цифровые сервисы приходилось 14%, и сегмент оказался наиболее быстрорастущим — выручка от него увеличилась на 59%, до 77,3 млрд руб.
«Благодаря сделке по консолидации 100% «Tele2 Россия» «Ростелеком» стал крупнейшим интегрированным цифровым провайдером в стране с доходами, которые превысили полтриллиона рублей, и широким спектром современных сервисов. Компания продолжит развивать цифровые направления в рамках обновленной стратегии, которую мы планируем представить рынку в апреле. Наша главная стратегическая задача — находить новые точки роста и создавать необходимые условия для расширения быстрорастущих бизнесов в портфеле «Ростелекома», — приводятся в сообщении «Ростелекома» слова президента компании Михаила Осеевского.
Показатель OIBDA «Ростелекома» вырос на 14%, до 194,05 млрд руб., чистая прибыль — на 15%, до 25,3 млрд руб. Капитальные затраты достигли 107,1 млрд руб. В 2021 году «Ростелеком» ожидает увеличения своей выручки и OIBDA не менее чем на 5%, СAPEX запланирован в пределах 110–115 млрд руб. без учета реализации госпрограмм.
Взяли количеством: «Билайн» уступил Tele2 третье место на рынке
«Билайн» потерял третье место на телекоммуникационном рынке по числу абонентов, рассказали «Известиям» источники в отрасли. По итогам III квартала 2020 года абонентская база оператора снизилась на рекордные за последние годы 9%, следует из отчетности компании. «Билайн» недостаточно и несвоевременно инвестировал в строительство сетей, что привело к ухудшению качества услуг связи, говорят аналитики. Это обострит конкуренцию между компаниями, не исключена и возможность ценовых войн в отдельных регионах, утверждают эксперты.
В пересчете на душу
«Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») потерял третье место на телекоммуникационном рынке по размеру абонентской базы. Количество клиентов оператора по итогам III квартала в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 9%, до 49,7 млн человек. Выручка «Билайна» за июль–сентябрь также просела на 7% относительно того же периода в 2019-м, до 69,6 млрд рублей. Этот несколько лучше, чем во II квартале, когда этот показатель снизился на 10% год к году. За последние четыре года «Билайн» растерял почти 20% абонентов, на конец 2015 года клиентская база компании насчитывала 59,8 млн человек.
При этом количество абонентов Tele2 в июле–сентябре достигло также 49,7 млн человек, сообщили «Известиям» два источника на телекоммуникационном рынке. Другой собеседник издания заявил, что у оператора по итогам первых девяти месяцев года было 49,9 млн абонентов, добавив, что у Tele2 в этом году темпы набора новых пользователей значительно снизились. По словам еще одного собеседника газеты на рынке, у оператора уже 51,8 млн клиентов. Эти данные учитывают «виртуальных» абонентов Tele2, совместные проекты с «Ростелекомом», Сбербанком, «Тинькофф» и МТТ. Они обслуживаются в сети Tele2, расходы на маркетинг берет на себя партнер, а доходы стороны делят между собой. Сам Tele2 раскрывает показатели абонентской базы только по итогам года.
Сейчас лидер по количеству абонентов — МТС, на конец III квартала у оператора было 78,2 млн клиентов в России. На втором месте — «Мегафон», у которого было 75,4 млн клиентов на конец II квартала. По итогам июля–сентября компания этот показатель не раскрывала.
В Tele2 и его материнской компании — «Ростелекоме» — отказались от комментариев. «Вымпелком» не комментирует информацию, не основанную на официальной отчетности, ответили в компании. Источник, близкий к совету директоров Tele2, отметил, что изменение долей ожидалось в течение 2020 года.
Сетевое преимущество
Снижение доходов «Вымпелкома» и падение абонентской базы оператора взаимосвязано, компания демонстрирует значительное снижение основных финансовых показателей с конца 2019 года, отметил аналитик «Ренессанс Капитала» Александр Венгранович. Сам оператор подтверждал, что в нужное время недоинвестировал в развитие сетевой инфраструктуры, прежде всего в больших городах в сети четвертого поколения, добавил он. Сказались на оттоке абонентской базы и агрессивные действия конкурентов, например, Tele2 в Москве, считает аналитик.
Сейчас «Вымпелком» не гонится за абонентской базой, поскольку акционеры требуют не клиентов, а финансовых показателей. Имея одновременно и утекающих клиентов, и неважные показатели, выбраться из двух проблем сразу вдвойне трудно, считает аналитик «Финам» Леонид Делицын.
«Вымпелком» несвоевременно и недостаточно вкладывался в строительство и развитие сетей связи, и неудовлетворенные качеством связи клиенты переходили к конкурентам, сказал аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Возможно, головной холдинг Veon в Амстердаме посчитал, что сетевая инфраструктура не является конкурентным преимуществом, пояснил он. От этой стратегии оператор отказался в прошлом году и увеличил объем инвестиций в строительство сетей, добавил аналитик. Но всё это время конкуренты оператора не сидели на месте и развивались, поэтому догнать их компании будет сложно. К тому же, возможно, что оператор в прошлом выбрал неправильную тарифную политику, установив расценки на уровне МТС и «Мегафона», но недотягивая до них по качеству связи, добавил Сергей Либин.
«Вымпелком» долгое время отставал от конкурентов по охвату сетей и по средним скоростям мобильного интернета, отметил аналитик TelecomDaily Илья Шатилин. Кроме этого, оператор сильно экономил на сервисе, например, снижая количество операторов в колл-центрах, что приводило к увеличению времени ожидания клиентов на линии, пояснил он.
В ближайшее время конкуренция между «Билайном» и Tele2 усилится, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Если «Вымпелком» захочет вернуть свои рыночные позиции и возьмет курс на привлечение абонентской базы, он может снизить цены на услуги связи — это самый простой способ привлечь новых пользователей, считает Сергей Либин. Если другие операторы заметят отток больше, чем они могут себе позволить, то могут включиться в эту игру. А это значит, что такая гонка может привести к ценовым войнам в отдельных регионах, добавил он.
Исследование AC&M: количество мобильных абонентов в России выросло почти на 2 млн за полгода Статьи редакции
Это почти не повлияло на распределение долей «большой четвёрки» операторов.
По итогам первых шести месяцев 2019 года количество мобильных абонентов в России выросло на 1,9 млн — с 258,7 млн на конец 2018 года до 260,6 млн на конец июня 2019 года. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование аналитической компании AC&M Consulting.
По подсчётам аналитиков, больше всего абонентов подключил Tele2 (1,8 млн), общая база оператора выросла до 45,9 млн человек. В компании не раскрывают число абонентов по итогам квартала, но близкий к Tele2 собеседник издания подтвердил данные AC&M.
Абонентская база «Мегафона» выросла на 700 тысяч человек, до 75,9 млн; у МТС — на 90 тысяч, до 78,1 млн. «Билайн» сократил базу на 920 тысяч человек, до 54,3 млн. Подсчёты AC&M совпадают с данными операторов, которые они раскрыли в отчётности за второй квартал 2019 года, добавляет газета.
Доля Tele2 на рынке выросла на один процентный пункт — до 18%, говорят эксперты. По словам партнёра AC&M Антона Погребинского, рост даже на один процентный пункт на большом и стагнирующем рынке — серьёзное достижение. У Tele2 ещё много регионов, где оператор только начинает наращивать базу, говорит аналитик. Однако аналитик «Уралсиба» Константин Белов назвал рост на один процентный пункт несущественным.
Доля «Билайна» сократилась с 22% до 21%, МТС — с 31% до 30%. Доля «Мегафона» осталась на прежнем уровне — 29% рынка. Ещё 2% распредленеы между небольшими операторами.
В «Билайне» пояснили «Ведомостям», что начали оздоровление абонентской базы — оператор стремится оставить в ней только реальных клиентов. Например, компания отказалась от альтернативных каналов дистрибьюции и перешла на монобрендовую розницу.
В МТС отметили, что у оператора стабильная абонентская база, а выручка компании растёт в основном за счёт увеличения продаж цифровых продуктов и услуг экосистемы компании. В «Мегафоне» также сообщили, что число абонентов растёт в том числе за счёт развития экосистемы услуг и сервисов компании.
В AC&M также отметили «катастрофический» рост продаж SIM-карт в России. По данным компании, за январь-июнь 2019 года операторы продали 47,4 млн новых SIM-карт — для сравнения, за первые полгода 2018 года операторы продали 46,7 млн SIM-карт.
Оданко эксперты отмечают, что показатель оттока абонентов сокращается — на один процентный пункт за полгода, до 18%. Это значит, что абонентская база у операторов становится более качественной, пояснили в AC&M.
Сколько абонентов у операторов России
Сколько абонентов у операторов России
Рынок сотовой связи является одним из наиболее конкурентных в России, и операторы ведут постоянную борьбу за абонентов. По официальной статистике, за последнее время количество абонентов у всех операторов не только не увеличивается, а снижается. Именно поэтому можно наблюдать периодические ценовые войны между компаниями.
Сегодня расскажем, сколько абонентов у МТС, Билайн, МегаФон, Теле2, и других операторов, и как компании ведут борьбу за привлечение новых клиентов.
Официальная статистика
Количество абонентов сотовой связи на протяжении многих лет росло, и сегодня можно констатировать насыщение рынка. Число пользователей сотовой связи сегодня превышает двести пятьдесят пять миллионов, что почти вдвое превышает численность населения страны. Это связано с тем, что у одного человека может быть не одна, и даже не две, активные сим-карты.
Однако, в последнее время начинает намечаться тенденция снижения числа новых подключений. За прошлый год число абонентов сократилось почти на семьсот тысяч.
Крупнейшим оператором по количеству абонентов на протяжении нескольких лет остается МТС, контролирующий почти треть рынка сотовой связи в России. По последним данным, компания обслуживает немногим более семидесяти восьми миллионов номеров.
Второе место удерживает МегаФон, который хоть и появился последним на рынке среди операторов “большой тройки”, сегодня уверенно догоняет МТС. Разрыв в абонентской базе на сегодня составляет менее трех миллионов абонентов. Компания занимает двадцать девять процентов, с показателем 75,9 миллиона.
Некогда первый по количеству абонентов в России Билайн, сегодня третий, и продолжает терять клиентскую базу. Компания занимает двадцать два процента сотового рынка страны, обслуживая немногим более пятидесяти четырех миллионов человек.
А вот новичок, предоставляющий услуги даже не во всех регионах страны, уверенно набирает новых пользователей, и не только самостоятельно. Теле2 всего на пять процентов сегодня отстает от Билайна по числу абонентов, если говорить о доле рынка. Последние данные показывают, что всего оператор обслуживает немногим почти сорок шесть миллионов абонентов.
Говоря про самого младшего федерала, стоит отметить, что компания на сегодня является настоящим конвейером виртуальных операторов. Именно на его базе запущены большинство мобильных брендов последнего времени — Тинькофф, СберМобайл, Ростелеком, ВТБ-мобайл. Сколько именно абонентов обслуживается в Теле2, а сколько на базе виртуалов, компания не называет.
Для любого оператор сотовой связи ключевым является рынок сотовой связи в Москве, и многих интересует вопрос, сколько абонентов Теле2 сейчас в столичном регионе. Точную цифру в компании не озвучивают, но говорят о десяти процентах всего рынка сотовой связи столицы.
Отметим, что насыщение рынка в столице является максимальным, если сравнивать с остальными регионами. В Москве насыщение составляет почти двести пятьдесят процентов. Это означает, что один абонент использует две и более сим-карт.
Однако рынок не ограничен только операторами “большой четверки”, но все остальные компании делят между собой всего один процент, от общего числа пользователей сотовой связи в стране.
Что влияет на количество абонентов
Всего несколько лет назад сотовые операторы активно использовали раздачу бесплатных сим-карт, что позволяло им в короткие сроки нарастить, хоть и не качественно по прибыли, абонентскую базу. Сегодня ситуация изменилась, поскольку произошло не только перенасыщение рынка, но и возможность сменить оператора, без необходимости покупки нового номера.
Статистика по перенесенным номерам показывает хоть и незначительный, если говорить про общее количество номеров в стране, рост. За шесть с половиной лет после отмены сотового рабства, было подано более тридцати шести миллионов заявок, и почти шестнадцать с половиной миллиона сменили своего сотового оператора на другого.
Разумеется, что абоненты не просто так меняют одного оператора на другого. Чаще всего это происходит из-за качества связи, которое может не соответствовать высокому уровню в отдельных районах любого города.
На количество абонентов влияет и еще один фактор, который и позволил в свое время всем крупнейшим операторам стать лидерами рынка. Поглощение мелких игроков рынка, позволяет, среди прочего, увеличить свою долю.
Однако сегодня этот процесс идет по несколько другому пути. Одной из самых значительных таких сделок последних лет стало полное поглощение Теле2 Ростелекомом.
Судьба существования бренда Теле2 на российском рынке пока не однозначна. Ростелеком пока не собирается объединять сети, и после получения полного контроля, Теле2 остался дочерней компанией, и продолжит оказывать услуги под своим брендом.
Отметим, что владелец бренда Теле2, ушел с российского рынка в 2013 году, продав свои активы. Именно поэтому сегодня оператор уже не имеет никакого отношения к шведской компании, а бренд используется по франшизе, срок которой истекает в 2023 году.
А вот главной несостоявшейся сделкой года можно считать возможную продажу Билайна. Информация об этом неоднократно появлялась на протяжении последнего года. По данным одного из западных агентств, покупателем актива мог стать Ростелеком, но его не устроила стоимость, в которую оценили российское подразделение Veon. Однако официального подтверждения о том, что такие переговоры велись, не последовало ни от Veon, ни от самого подразделения в России, где такие разговоры назвали спекуляциями.
Отметим, что факт возможной продажи Билайн нельзя назвать удивительным, по мнению западных экспертов отрасли. Телекоммуникационный холдинг Veon активен в развитии своих активов в тех странах, где занимает лидирующие позиции. Именно поэтому была продана в 2018 году доля итальянского оператора Wind Tre. Вырученные средства направили на покупку активов на быстроразвивающихся рынках Бангладеша и Пакистана.
Пресыщенные связью
Рынок коммуникаций
За тридцать лет с момента зарождения рынок сотовой связи в России успел достичь стадии перенасыщения, и в последние годы сотовые операторы заняты поиском новых источников роста. Пандемия ускорила этот процесс.
Одним из плюсов пандемии стал перенос на год исполнения «закона Яровой», который обязывает операторов связи и интернет-компании хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей шесть месяцев
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Одним из плюсов пандемии стал перенос на год исполнения «закона Яровой», который обязывает операторов связи и интернет-компании хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей шесть месяцев
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Золотая эра сотовой связи закончилась в 2012 году. Тогда операторы большой четверки (МТС, «Мегафон», «Билайн» и Tele2) одновременно зафиксировали падение базы абонентов. Спустя год было упразднено «мобильное рабство», это на какое-то время дало операторам возможность расширять базу за счет переманивания абонентов лучшими предложениями. Затем компании сделали ставку на MVNO (Mobile Virtual Network Operator) — виртуальных операторов сотовой связи, которые должны были «раскачать» стагнирующий сотовый рынок. Так, на базе Tele2 заработали, например, виртуальные операторы «Сбермобайл» (Сбербанк), «ТТК Mobile» (РЖД), «Тинькофф Мобайл» (Тинькофф-банк) и другие. Самую большую абонентскую базу в области MVNO собрал благодаря Yota «Мегафон». На сети МТС заработал виртуальный оператор МГТС. Но и здесь, судя по оценке экспертов, грандиозных успехов не случилось. Пока доля виртуальных операторов, как сообщал ранее “Ъ”, немногим больше 1%, и серьезного влияния они не оказывают.
Тем временем проникновение сотовой связи усиливается. По итогам 2019 года в Петербурге и Ленинградской области, согласно данным консалтингового агентства Advanced Communications & Media, оно выросло до 263%. Погоня за долей в подключениях новой выручки не приносит, как, впрочем, не увеличивают ее и снижение цен на услуги, безлимитные тарифы, пакетные предложения с увеличенным объемом услуг.
«Сегодня рынок очень конкурентный,— говорит Алексей Титов, директор по региональному развитию ПАО «Мегафон»,— чтобы удерживать свою долю рынка, его игрокам нужно максимально точно прогнозировать тренды покупательского спроса и быстро подстраиваться под новые тенденции. Инициативы операторов направлены на то, чтобы клиент был удовлетворен обслуживанием, получал персональные предложения. При этом базовые потребности клиентов остаются прежними, и операторам необходимо обеспечивать покрытие сети и качество связи, высокий уровень сервиса».
Чтобы соответствовать запросам времени, операторы в последние годы активно осваивают IT, медиа и другие смежные рынки. Практически у всех есть специальные предложения для любителей музыки, цифровое ТВ, ОТТ-сервисы, финансовые сервисы, Big Data, интернет вещей (IoT). «Еще до пандемии мы обновили собственную бизнес-стратегию, которая ориентирована на создание полноценной экосистемы диджитал-продуктов вокруг потребностей клиента,— сообщают в петербургском филиале ПАО «МТС».— Например, у МТС у единственной компании есть все среды передачи ТВ-сигнала: кабельное ТВ, IPTV, спутниковое и OTT. Одной из частей этой системы становится создание и дистрибуция эксклюзивного контента, что позволит укрепить конкурентное преимущество».
В среднем все эти дополнительные услуги (Value Added Services, VAS), благодаря которым сотовые операторы пытаются выйти за пределы традиционного телекома, совокупно составляют, по оценкам AC&M Consulting, до 13% от мобильной сервисной выручки (без учета передачи данных в сетях мобильной связи). «В диджитал-среду переходят и бизнес, и частные клиенты. Как итог — растет потребность в высоких скоростях передачи данных, объемах трафика и качестве связи. Бизнесу жизненно необходимы цифровые инструменты для организации работы в новых условиях. В выигрыше тот, кто придерживается этой стратегии»,— уверен господин Титов.
Впрочем, ощутимые коммерческие успехи VAS — все-таки дело будущего. Пока рынок телекома замедляет рост. Если в 2017-м и 2018-м рост, по оценке аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», составил 2,7 и 3,3% соответственно, то в 2019 году — всего 2,1%, а общий объем рынка составил 1,73 трлн рублей. И основную долю доходов отрасли пока формирует сегмент мобильной связи — до 60%.
По оценке Леонида Делицына, аналитика ГК «Финам», по итогам 2020 года выручка МТС вырастет на 2% и составит 502 млрд рублей. «Однако на статус крупнейшего по выручке российского оператора связи может претендовать и «Ростелеком», который и увеличил выручку, и ускорил темпы прироста благодаря поглощению Tele2 («Ростелеком» и Tele2 начали слияние в мае 2019 года, в мае 2020-го сделка была закрыта.— BG),— поясняет господин Делицын. — Выручка госоператора по МСФО в третьем квартале выросла на 13% по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года, до 135 млрд рублей, а за девять месяцев составила 383,9 млрд рублей. Сама компания ожидает рост выручки по итогам года на 9%». По мнению аналитика, в оптимистическом сценарии выручка «Мегафона» возрастет на 2% по сравнению с прошлым годом, до 340 млрд рублей. Выручка же российского подразделения VEON может снизиться на 4,4%, до 279 млрд рублей.
Ускоренные пандемией
И без того непростую ситуацию в отрасли, несмотря на ожидаемый рост отдельных игроков, обострила пандемия. Потери сотовых операторов в период с марта по май 2020 года агентство Content Review оценило примерно в 30 млрд рублей. Хотя помимо минусов, связанных с потерей роуминговых доходов из-за закрытия границ и 30–50% розничной сети, были и плюсы. «Пандемия вынудила предприятия перевести большую долю сотрудников на удаленку, а режим самоизоляции привел к росту спроса на онлайн-шопинг, развлечения и в целом к всплеску пользования цифровыми сервисами»,— говорят в ПАО «Мегафон». Это повысило интерес к сервисам, которые до этого несколько лет развивали операторы. По данным МТС, анализ индекса цифровой активности на основе Big Data выявил, что популярность онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов у петербуржцев выросла в четыре раза по сравнению с прошлым годом. «Мы видим ускоренную трансформацию медиапотребления и понимаем, насколько актуальным становится выделение медиа в отдельное бизнес-направление»,— говорят в ПАО «МТС».
Возможно, как плюс пандемии можно расценивать и перенос на год исполнения «закона Яровой», который обязывает операторов связи и интернет-компании хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей шесть месяцев. Точнее — отсрочку нормы о ежегодном увеличении на 15% емкости хранилищ трафика. Ранее операторы сообщали, во сколько им обойдется это хранение: так, с учетом размера бизнеса МТС оценивал свои расходы с 2018 по 2023 год в 60 млрд рублей, «Мегафон» — в 40 млрд, а «Билайн» — в 45 млрд.
Перспективы развития
Большая надежда у операторов на 5G. Это практически мгновенный доступ к облачным сервисам, потоковому видео, многопользовательским облачным играм, покупкам в дополненной и виртуальной реальности, совместной удаленной работе в режиме онлайн и многое другое, говорят эксперты. «Для людей жизнь сосредоточилась в смартфоне: с его помощью общаются, работают, совершают покупки. Тренд на цифровизацию будет только углубляться, а потребности в телеком-сервисах расти. Масштабного возврата к офлайну после окончания пандемии уже не будет. Цифра с нами навсегда»,— говорит господин Титов.
В июле 2020 года первым оператором, получившим лицензию на оказание услуг мобильной связи в новом формате, стал МТС. Однако и сама компания, и другие участники рынка, как писали СМИ, видят в выделенном для 5G диапазоне частот много проблем, которые не позволят пока создать коммерчески успешную сеть. Если проблемы с частотами будут решены, широкого применения 5G аналитики ожидают в России к 2025 году, когда технологией смогут пользоваться более 40 млн человек. До тех пор новый стандарт будет разворачиваться только в корпоративном сегменте, полагают эксперты.
Три десятка лет без провода / Вехи
В следующем году сотовая связь в России отметит свое тридцатилетие. Корреспондент BG Анжелика Тихонова вспоминает основные вехи развития.
— в сентябре в Петербурге создана компания «Дельта Телеком». Связь осуществлялась по аналоговому стандарту NMT-450 (стандарт 1G). Благодаря компании в России 9 сентября состоялся первый звонок по сотовому телефону, который весил 3 кг, между мэром города Анатолием Собчаком и мэром Сиэтла;
— в декабре в столице России создана сотовая компании «Московская сотовая связь». До 2005 года работа велась в стандарте NMT-450 (и NMT-450i).
— в июне в Петербурге создан «Северо-Западный GSM» (с 2002 года — «Мегафон»);
— в августе создан «Би Лайн GSM», который проработал под этим именем до 2005 года, став «Билайном»;
— в октябре создан МТС.
— в России появился американский стандарт AMPS (стандарт 1G). Как и NMT, AMPS был аналоговой технологией, но предлагал более высокую емкость сетей, что было важно в условиях растущего числа абонентов;
— в июне по постановлению правительства России для пользования мобильными телефонами нужно было получить разрешение Госсвязьнадзора. При его отсутствии штраф составлял от 15 до 70 МРОТ (от 1251 до 5838 рублей того времени);
— появление сетей стандарта GSM (2G), который принес роуминг между операторами и SIM-карты. До этого SIM-карт не существовало, смена оператора связи была возможна только через перепрограммирование телефона.
— операторы отказываются от взимания платы за входящие вызовы.
— отменена регистрация всех мобильных телефонов в Госсвязьнадзоре;
— GSM-операторы предоставляют возможность подключения к интернету по протоколу WAP.
— появился GPRS (стандарт 2.5G) — первый массовый протокол соединения с интернетом.
— число абонентов стационарной и мобильной связи в России сравнялось и составило 35–36 млн человек (всего 70–72 млн). При этом 30 тыс. населенных пунктов все еще не телефонизировано.
— в России в стандарте GSM начинает работать Теле2 после покупки одноименным шведским холдингом российских активов Millicom, американо-шведской компании, которая с 1990-х создавала в российских регионах операторов сотовой связи по стандарту D-AMPS;
— на базе компаний «Дельта Телеком» и «Московская сотовая связь» создан «Скай Линк». Работает по технологии GSM и CDMA, которая развивается параллельно с GSM.
— появление EDGE — технологии, которая считается дальнейшим шагом развития GPRS. Она помогла увеличить скорость передачи данных.
— проникновение мобильной связи в России достигло 100%.
— в мае в Москве появилась компания Yota — первый в России оператор, работающий на основе новой в то время технологии передачи данных — WiMAX;
— в октябре «Мегафон» вводит в действие первую сеть UMTS (3G) в стране на территории Петербурга.
— Yota объявила о планах по переходу с технологии WiMAX на LTE (стандарт 4G). Год спустя в Новосибирске запущена первая LTE-сеть в России.
— операторы «большой четверки» одновременно зафиксировали падение базы абонентов;
— «Вымпелком» («Билайн»), МТС и «Мегафон» подписывают соглашение о совместном развитии мобильной коммерции в России.
— в декабре отменено «мобильное рабство»: абоненты могут переходить к любым операторам с сохранением номера телефона.
— впервые за историю отрасли в России выручка сотовых операторов сокращается.
— начало цифровой транcформации телеком-индустрии.
— с 1 июля вступил в силу «закон Яровой», который требует от операторов связи хранить записи разговоров, переписку, видео, изображения и другую коммуникацию абонентов в течение шести месяцев.
— с 1 июня отменен внутрисетевой роуминг.
— в июле МТС получил первую в России лицензию на оказание услуг мобильной связи в формате 5G;
— «Ростелеком» закрыл сделку по покупке Tele2;
— в октябре правительство России отсрочило до сентября 2021 года норму «закона Яровой» о ежегодном увеличении на 15% емкости хранилищ трафика.