сколько в россии абонентов билайн
Взяли количеством: «Билайн» уступил Tele2 третье место на рынке
«Билайн» потерял третье место на телекоммуникационном рынке по числу абонентов, рассказали «Известиям» источники в отрасли. По итогам III квартала 2020 года абонентская база оператора снизилась на рекордные за последние годы 9%, следует из отчетности компании. «Билайн» недостаточно и несвоевременно инвестировал в строительство сетей, что привело к ухудшению качества услуг связи, говорят аналитики. Это обострит конкуренцию между компаниями, не исключена и возможность ценовых войн в отдельных регионах, утверждают эксперты.
В пересчете на душу
«Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») потерял третье место на телекоммуникационном рынке по размеру абонентской базы. Количество клиентов оператора по итогам III квартала в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 9%, до 49,7 млн человек. Выручка «Билайна» за июль–сентябрь также просела на 7% относительно того же периода в 2019-м, до 69,6 млрд рублей. Этот несколько лучше, чем во II квартале, когда этот показатель снизился на 10% год к году. За последние четыре года «Билайн» растерял почти 20% абонентов, на конец 2015 года клиентская база компании насчитывала 59,8 млн человек.
При этом количество абонентов Tele2 в июле–сентябре достигло также 49,7 млн человек, сообщили «Известиям» два источника на телекоммуникационном рынке. Другой собеседник издания заявил, что у оператора по итогам первых девяти месяцев года было 49,9 млн абонентов, добавив, что у Tele2 в этом году темпы набора новых пользователей значительно снизились. По словам еще одного собеседника газеты на рынке, у оператора уже 51,8 млн клиентов. Эти данные учитывают «виртуальных» абонентов Tele2, совместные проекты с «Ростелекомом», Сбербанком, «Тинькофф» и МТТ. Они обслуживаются в сети Tele2, расходы на маркетинг берет на себя партнер, а доходы стороны делят между собой. Сам Tele2 раскрывает показатели абонентской базы только по итогам года.
Сейчас лидер по количеству абонентов — МТС, на конец III квартала у оператора было 78,2 млн клиентов в России. На втором месте — «Мегафон», у которого было 75,4 млн клиентов на конец II квартала. По итогам июля–сентября компания этот показатель не раскрывала.
В Tele2 и его материнской компании — «Ростелекоме» — отказались от комментариев. «Вымпелком» не комментирует информацию, не основанную на официальной отчетности, ответили в компании. Источник, близкий к совету директоров Tele2, отметил, что изменение долей ожидалось в течение 2020 года.
Сетевое преимущество
Снижение доходов «Вымпелкома» и падение абонентской базы оператора взаимосвязано, компания демонстрирует значительное снижение основных финансовых показателей с конца 2019 года, отметил аналитик «Ренессанс Капитала» Александр Венгранович. Сам оператор подтверждал, что в нужное время недоинвестировал в развитие сетевой инфраструктуры, прежде всего в больших городах в сети четвертого поколения, добавил он. Сказались на оттоке абонентской базы и агрессивные действия конкурентов, например, Tele2 в Москве, считает аналитик.
Сейчас «Вымпелком» не гонится за абонентской базой, поскольку акционеры требуют не клиентов, а финансовых показателей. Имея одновременно и утекающих клиентов, и неважные показатели, выбраться из двух проблем сразу вдвойне трудно, считает аналитик «Финам» Леонид Делицын.
«Вымпелком» несвоевременно и недостаточно вкладывался в строительство и развитие сетей связи, и неудовлетворенные качеством связи клиенты переходили к конкурентам, сказал аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Возможно, головной холдинг Veon в Амстердаме посчитал, что сетевая инфраструктура не является конкурентным преимуществом, пояснил он. От этой стратегии оператор отказался в прошлом году и увеличил объем инвестиций в строительство сетей, добавил аналитик. Но всё это время конкуренты оператора не сидели на месте и развивались, поэтому догнать их компании будет сложно. К тому же, возможно, что оператор в прошлом выбрал неправильную тарифную политику, установив расценки на уровне МТС и «Мегафона», но недотягивая до них по качеству связи, добавил Сергей Либин.
«Вымпелком» долгое время отставал от конкурентов по охвату сетей и по средним скоростям мобильного интернета, отметил аналитик TelecomDaily Илья Шатилин. Кроме этого, оператор сильно экономил на сервисе, например, снижая количество операторов в колл-центрах, что приводило к увеличению времени ожидания клиентов на линии, пояснил он.
В ближайшее время конкуренция между «Билайном» и Tele2 усилится, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Если «Вымпелком» захочет вернуть свои рыночные позиции и возьмет курс на привлечение абонентской базы, он может снизить цены на услуги связи — это самый простой способ привлечь новых пользователей, считает Сергей Либин. Если другие операторы заметят отток больше, чем они могут себе позволить, то могут включиться в эту игру. А это значит, что такая гонка может привести к ценовым войнам в отдельных регионах, добавил он.
Tele2 не обогнал «Билайн» по количеству абонентов в России в 2020 году
По итогам 2020 года абонентская база «Ростелекома» в мобильном сегменте увеличилась на 1,5% и достигла 46,6 млн клиентов, говорится в поступившем в РБК сообщении компании. «Ростелеком» владеет 100% «Т2 РТК Холдинга», оказывающего услуги сотовой связи под брендом Tele2.
Компания не смогла обогнать по этому показателю своего ближайшего конкурента — «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). Согласно опубликованной ранее отчетности «ВымпелКома», его абонентская база снизилась почти на 5 млн клиентов, до 49,9 млн.
У лидера рынка МТС по итогам прошлого года абонентская база также снизилась — на 0,75%, до 78,5 млн клиентов. Еще один игрок, «МегаФон», пока не представил свои результаты за прошлый год.
По данным AC&M Consulting, по итогам 2019 года (последние доступные данные) МТС занимала 30% российского рынка сотовой связи, «МегаФон» — 29%, «ВымпелКом» — 21%, а «Т2 РТК Холдинг» — 19%.
Как говорил в октябре источник РБК, близкий к «Т2 РТК Холдингу», компания обогнала «ВымпелКом» по числу клиентов с учетом абонентов работающих на ее сети MVNO (виртуальных операторов мобильной связи). Согласно нынешнему отчету, число абонентов MVNO на сети компании превысило 2,8 млн, то есть общая база достигла 49,4 млн клиентов.
При этом выручка «Ростелекома» в 2020 году выросла на 15% по сравнению с 2019-м и достигла 546,9 млрд руб. По этому показателю компания считается крупнейшим игроком на российском телекоммуникационном рынке. У ближайшего конкурента — МТС — выручка в России в прошлом году составила 488,5 млрд руб. В 2019-м выручка МТС превышала аналогичный показатель «Ростелекома» — 476 млрд против 475,75 млрд руб.
Выручка «Ростелекома» от мобильной связи выросла на 15%, до 176,96 млрд руб. На это направление пришлось 32% в общей выручке «Ростелекома». Вторым наиболее значимым источником доходов компании стали услуги доступа в интернет (17%): за год выручка от них выросла на 7%, до 90,4 млрд руб. На цифровые сервисы приходилось 14%, и сегмент оказался наиболее быстрорастущим — выручка от него увеличилась на 59%, до 77,3 млрд руб.
«Благодаря сделке по консолидации 100% «Tele2 Россия» «Ростелеком» стал крупнейшим интегрированным цифровым провайдером в стране с доходами, которые превысили полтриллиона рублей, и широким спектром современных сервисов. Компания продолжит развивать цифровые направления в рамках обновленной стратегии, которую мы планируем представить рынку в апреле. Наша главная стратегическая задача — находить новые точки роста и создавать необходимые условия для расширения быстрорастущих бизнесов в портфеле «Ростелекома», — приводятся в сообщении «Ростелекома» слова президента компании Михаила Осеевского.
Показатель OIBDA «Ростелекома» вырос на 14%, до 194,05 млрд руб., чистая прибыль — на 15%, до 25,3 млрд руб. Капитальные затраты достигли 107,1 млрд руб. В 2021 году «Ростелеком» ожидает увеличения своей выручки и OIBDA не менее чем на 5%, СAPEX запланирован в пределах 110–115 млрд руб. без учета реализации госпрограмм.
За третий квартал «Билайн» потерял 9% абонентов
В третьем квартале абонентская база «ВымпелКома» (бренд «Билайн») сократилась на 9% по сравнению с тем же периодом 2019 года и составила 49,7 млн клиентов. Об этом говорится в сообщении компании. В нем поясняется, что результат обусловлен «недостаточным уровнем восприятия качества связи и сервиса в прошлом». При этом подчеркивается, что оператору удалось стабилизировать абонентскую базу — показатель почти не изменился по сравнению со вторым кварталом этого года.
Общая выручка компании снизилась на 7% год к году, до 69,58 млрд руб. Этот показатель в сегменте мобильной связи снизился на 10%, до 52,4 млрд руб. Основное влияние на него оказало сокращение выручки от международного роуминга на 68% в связи с ограничениями на поездки, а также снижение выручки от контентных сервисов на 21% год к году из-за предпринятых «ВымпелКомом» мер по борьбе с услугами контент-провайдеров, не нужными клиентам. Выручка в фиксированном сегменте увеличилась на 9%, до 9,6 млрд руб.
Показатель EBITDA упал на 18,3%, до 27,7 млрд руб., что компания объясняет сокращением выручки, а также более высокими структурными затратами из-за расходов на содержание и эксплуатацию сети и повышением расходов на интерконнект из-за возросшей доли межсетевого трафика.
В сообщении «ВымпелКома» подчеркивается, что финансовые результаты третьего квартала «демонстрируют некоторые улучшения» по сравнению с предыдущим кварталом. Так, во втором квартале выручка компании сократилась на 9,7%, а выручка в мобильном сегменте — на 12,2%, показатель EBITDA упал на 20%, а число абонентов мобильной связи сократилось на 8,4%. Оператор связывал ухудшения с ограничениями работы из-за эпидемии коронавируса, а также неоптимальным качеством услуг и цен.
Как говорил в интервью РБК гендиректор «ВымпелКома» Александр Торбахов, потеря клиентов — это главное, что бросилось ему в глаза в момент прихода в компанию (Торбахов занял этот пост в начале апреля). «Это, конечно, неприемлемая ситуация. Бывают на свете бизнесы без прибыли, бывают даже практически без продуктов, но без клиентов бизнесов не бывает. Все проблемы «Билайна» приводят к этому главному результату», — отмечал он. Чтобы перестать терять клиентов, компания, в частности, отказалась от так называемого токсичного контента — навязанных услуг. «Считаю, что, даже если это какие-то потери выручки, строить отношения с клиентом таким образом — это ни в какие ворота не лезет», — говорил Торбахов.
Сохранил ли «ВымпелКом» третье место по числу абонентов
По данным AC&M Consulting, по итогам 2019 года лидером рынка мобильной связи по числу абонентов была МТС, занимая 30%, у «МегаФона» — 29%, «ВымпелКом» занимал третье место (21%), «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) — четвертое (19%). МТС и «МегаФон» пока не опубликовали свои результаты за третий квартал. Владелец «Т2 РТК Холдинга» «Ростелеком» последний раз раскрывал размер его абонентской базы по итогам 2019 года. Этот показатель составлял 45 млн клиентов. С учетом абонентов виртуальных операторов мобильной связи (MVNO), работающих на сети «Т2 РТК Холдинга», у компании было 48,35 млн клиентов, оценивала AC&M Consulting. За прошлый год абонентская база с учетом MVNO выросла на 9%. Если бы компания сохранила такой темп и в 2020 году, то к настоящему времени число клиентов могло бы превысить 50 млн. Представитель «Т2 РТК Холдинга» отказался от комментариев.
По словам партнера AC&M Антона Погребинского, несмотря на положительную динамику роста абонентской базы Tele2 в отличие от «ВымпелКома», теряющего пользователей, пока паритет сохраняется и Tele2 — все еще четвертый. «Но, если текущие тенденции сохранятся, изменения могут произойти уже в четвертом квартале», — прогнозирует эксперт. Источник РБК, близкий к «Т2 РТК Холдингу», говорит, что с учетом абонентов MVNO, их база уже превысила показатель «ВымпелКома».
Аналитик «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов отметил, что «Т2 РТК Холдинг» сейчас самый динамичный из российских мобильных операторов. Например, у конкурентов компании в прошлом году этот показатель либо рос не более чем на 1%, либо снижался. В то же время он отметил, что львиная доля новых подключений осуществляется через салоны связи и период карантина негативно сказался на показателях прироста абонентов всех операторов. «Вместе с тем ключевой показатель для операторов — это доходы, и догнать «ВымпелКом» по этому параметру в 2020 году для Tele2 маловероятно», — добавляет Анкилов. «Ростелеком» не раскрывает абсолютный размер выручки «Т2 РТК Холдинга», лишь сообщал, что во втором квартале этот показатель вырос на 16% по сравнению с тем же периодом 2019 года (39,7 млрд руб.), то есть мог превысить 46 млрд руб. У «ВымпелКома» за тот же период выручка от мобильного бизнеса составила 51,4 млрд руб.
«ВымпелКом» долгое время был вторым игроком на российском рынке мобильной связи после МТС, но в 2010 году уступил это место «МегаФону» сначала по числу абонентов, а затем и по выручке. Основной причиной стала заморозка инвестиций в развитие сети во время кризиса 2008 года, что впоследствии стало негативно отражаться на качестве связи оператора.
Исследование AC&M: количество мобильных абонентов в России выросло почти на 2 млн за полгода Статьи редакции
Это почти не повлияло на распределение долей «большой четвёрки» операторов.
По итогам первых шести месяцев 2019 года количество мобильных абонентов в России выросло на 1,9 млн — с 258,7 млн на конец 2018 года до 260,6 млн на конец июня 2019 года. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование аналитической компании AC&M Consulting.
По подсчётам аналитиков, больше всего абонентов подключил Tele2 (1,8 млн), общая база оператора выросла до 45,9 млн человек. В компании не раскрывают число абонентов по итогам квартала, но близкий к Tele2 собеседник издания подтвердил данные AC&M.
Абонентская база «Мегафона» выросла на 700 тысяч человек, до 75,9 млн; у МТС — на 90 тысяч, до 78,1 млн. «Билайн» сократил базу на 920 тысяч человек, до 54,3 млн. Подсчёты AC&M совпадают с данными операторов, которые они раскрыли в отчётности за второй квартал 2019 года, добавляет газета.
Доля Tele2 на рынке выросла на один процентный пункт — до 18%, говорят эксперты. По словам партнёра AC&M Антона Погребинского, рост даже на один процентный пункт на большом и стагнирующем рынке — серьёзное достижение. У Tele2 ещё много регионов, где оператор только начинает наращивать базу, говорит аналитик. Однако аналитик «Уралсиба» Константин Белов назвал рост на один процентный пункт несущественным.
Доля «Билайна» сократилась с 22% до 21%, МТС — с 31% до 30%. Доля «Мегафона» осталась на прежнем уровне — 29% рынка. Ещё 2% распредленеы между небольшими операторами.
В «Билайне» пояснили «Ведомостям», что начали оздоровление абонентской базы — оператор стремится оставить в ней только реальных клиентов. Например, компания отказалась от альтернативных каналов дистрибьюции и перешла на монобрендовую розницу.
В МТС отметили, что у оператора стабильная абонентская база, а выручка компании растёт в основном за счёт увеличения продаж цифровых продуктов и услуг экосистемы компании. В «Мегафоне» также сообщили, что число абонентов растёт в том числе за счёт развития экосистемы услуг и сервисов компании.
В AC&M также отметили «катастрофический» рост продаж SIM-карт в России. По данным компании, за январь-июнь 2019 года операторы продали 47,4 млн новых SIM-карт — для сравнения, за первые полгода 2018 года операторы продали 46,7 млн SIM-карт.
Оданко эксперты отмечают, что показатель оттока абонентов сокращается — на один процентный пункт за полгода, до 18%. Это значит, что абонентская база у операторов становится более качественной, пояснили в AC&M.
«Билайн» вылетает с пьедестала
В третьем квартале абонентская база «ВымпелКома» (бренд «Билайн») сократилась на 9% по сравнению с тем же периодом 2019 года и составила 49,7 млн клиентов. Об этом говорится в сообщении компании. В нем поясняется, что результат обусловлен «недостаточным уровнем восприятия качества связи и сервиса в прошлом». При этом подчеркивается, что оператору удалось стабилизировать абонентскую базу — показатель почти не изменился по сравнению со вторым кварталом этого года.
Общая выручка компании снизилась на 7% год к году, до 69,58 млрд руб. Этот показатель в сегменте мобильной связи снизился на 10%, до 52,4 млрд руб. Основное влияние на него оказало сокращение выручки от международного роуминга на 68% в связи с ограничениями на поездки, а также снижение выручки от контентных сервисов на 21% год к году из-за предпринятых «ВымпелКомом» мер по борьбе с услугами контент-провайдеров, не нужными клиентам. Выручка в фиксированном сегменте увеличилась на 9%, до 9,6 млрд руб.
Показатель EBITDA упал на 18,3%, до 27,7 млрд руб., что компания объясняет сокращением выручки, а также более высокими структурными затратами из-за расходов на содержание и эксплуатацию сети и повышением расходов на интерконнект из-за возросшей доли межсетевого трафика.
В сообщении «ВымпелКома» подчеркивается, что финансовые результаты третьего квартала «демонстрируют некоторые улучшения» по сравнению с предыдущим кварталом. Так, во втором квартале выручка компании сократилась на 9,7%, а выручка в мобильном сегменте — на 12,2%, показатель EBITDA упал на 20%, а число абонентов мобильной связи сократилось на 8,4%. Оператор связывал ухудшения с ограничениями работы из-за эпидемии коронавируса, а также неоптимальным качеством услуг и цен.
Как говорил в интервью РБК гендиректор «ВымпелКома» Александр Торбахов, потеря клиентов — это главное, что бросилось ему в глаза в момент прихода в компанию (Торбахов занял этот пост в начале апреля). «Это, конечно, неприемлемая ситуация. Бывают на свете бизнесы без прибыли, бывают даже практически без продуктов, но без клиентов бизнесов не бывает. Все проблемы «Билайна» приводят к этому главному результату», — отмечал он. Чтобы перестать терять клиентов, компания, в частности, отказалась от так называемого токсичного контента — навязанных услуг. «Считаю, что, даже если это какие-то потери выручки, строить отношения с клиентом таким образом — это ни в какие ворота не лезет», — говорил Торбахов.
Сохранил ли «ВымпелКом» третье место по числу абонентов
По данным AC&M Consulting, по итогам 2019 года лидером рынка мобильной связи по числу абонентов была МТС, занимая 30%, у «МегаФона» — 29%, «ВымпелКом» занимал третье место (21%), «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) — четвертое (19%). МТС и «МегаФон» пока не опубликовали свои результаты за третий квартал. Владелец «Т2 РТК Холдинга» «Ростелеком» последний раз раскрывал размер его абонентской базы по итогам 2019 года. Этот показатель составлял 45 млн клиентов. С учетом абонентов виртуальных операторов мобильной связи (MVNO), работающих на сети «Т2 РТК Холдинга», у компании было 48,35 млн клиентов, оценивала AC&M Consulting. За прошлый год абонентская база с учетом MVNO выросла на 9%. Если бы компания сохранила такой темп и в 2020 году, то к настоящему времени число клиентов могло бы превысить 50 млн. Представитель «Т2 РТК Холдинга» отказался от комментариев.
По словам партнера AC&M Антона Погребинского, несмотря на положительную динамику роста абонентской базы Tele2 в отличие от «ВымпелКома», теряющего пользователей, пока паритет сохраняется и Tele2 — все еще четвертый. «Но, если текущие тенденции сохранятся, изменения могут произойти уже в четвертом квартале», — прогнозирует эксперт. Источник РБК, близкий к «Т2 РТК Холдингу», говорит, что с учетом абонентов MVNO, их база уже превысила показатель «ВымпелКома».
Аналитик «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов отметил, что «Т2 РТК Холдинг» сейчас самый динамичный из российских мобильных операторов. Например, у конкурентов компании в прошлом году этот показатель либо рос не более чем на 1%, либо снижался. В то же время он отметил, что львиная доля новых подключений осуществляется через салоны связи и период карантина негативно сказался на показателях прироста абонентов всех операторов. «Вместе с тем ключевой показатель для операторов — это доходы, и догнать «ВымпелКом» по этому параметру в 2020 году для Tele2 маловероятно», — добавляет Анкилов. «Ростелеком» не раскрывает абсолютный размер выручки «Т2 РТК Холдинга», лишь сообщал, что во втором квартале этот показатель вырос на 16% по сравнению с тем же периодом 2019 года (39,7 млрд руб.), то есть мог превысить 46 млрд руб. У «ВымпелКома» за тот же период выручка от мобильного бизнеса составила 51,4 млрд руб.
«ВымпелКом» долгое время был вторым игроком на российском рынке мобильной связи после МТС, но в 2010 году уступил это место «МегаФону» сначала по числу абонентов, а затем и по выручке. Основной причиной стала заморозка инвестиций в развитие сети во время кризиса 2008 года, что впоследствии стало негативно отражаться на качестве связи оператора.