сколько мобильных абонентов в россии
Tele2 не обогнал «Билайн» по количеству абонентов в России в 2020 году
По итогам 2020 года абонентская база «Ростелекома» в мобильном сегменте увеличилась на 1,5% и достигла 46,6 млн клиентов, говорится в поступившем в РБК сообщении компании. «Ростелеком» владеет 100% «Т2 РТК Холдинга», оказывающего услуги сотовой связи под брендом Tele2.
Компания не смогла обогнать по этому показателю своего ближайшего конкурента — «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). Согласно опубликованной ранее отчетности «ВымпелКома», его абонентская база снизилась почти на 5 млн клиентов, до 49,9 млн.
У лидера рынка МТС по итогам прошлого года абонентская база также снизилась — на 0,75%, до 78,5 млн клиентов. Еще один игрок, «МегаФон», пока не представил свои результаты за прошлый год.
По данным AC&M Consulting, по итогам 2019 года (последние доступные данные) МТС занимала 30% российского рынка сотовой связи, «МегаФон» — 29%, «ВымпелКом» — 21%, а «Т2 РТК Холдинг» — 19%.
Как говорил в октябре источник РБК, близкий к «Т2 РТК Холдингу», компания обогнала «ВымпелКом» по числу клиентов с учетом абонентов работающих на ее сети MVNO (виртуальных операторов мобильной связи). Согласно нынешнему отчету, число абонентов MVNO на сети компании превысило 2,8 млн, то есть общая база достигла 49,4 млн клиентов.
При этом выручка «Ростелекома» в 2020 году выросла на 15% по сравнению с 2019-м и достигла 546,9 млрд руб. По этому показателю компания считается крупнейшим игроком на российском телекоммуникационном рынке. У ближайшего конкурента — МТС — выручка в России в прошлом году составила 488,5 млрд руб. В 2019-м выручка МТС превышала аналогичный показатель «Ростелекома» — 476 млрд против 475,75 млрд руб.
Выручка «Ростелекома» от мобильной связи выросла на 15%, до 176,96 млрд руб. На это направление пришлось 32% в общей выручке «Ростелекома». Вторым наиболее значимым источником доходов компании стали услуги доступа в интернет (17%): за год выручка от них выросла на 7%, до 90,4 млрд руб. На цифровые сервисы приходилось 14%, и сегмент оказался наиболее быстрорастущим — выручка от него увеличилась на 59%, до 77,3 млрд руб.
«Благодаря сделке по консолидации 100% «Tele2 Россия» «Ростелеком» стал крупнейшим интегрированным цифровым провайдером в стране с доходами, которые превысили полтриллиона рублей, и широким спектром современных сервисов. Компания продолжит развивать цифровые направления в рамках обновленной стратегии, которую мы планируем представить рынку в апреле. Наша главная стратегическая задача — находить новые точки роста и создавать необходимые условия для расширения быстрорастущих бизнесов в портфеле «Ростелекома», — приводятся в сообщении «Ростелекома» слова президента компании Михаила Осеевского.
Показатель OIBDA «Ростелекома» вырос на 14%, до 194,05 млрд руб., чистая прибыль — на 15%, до 25,3 млрд руб. Капитальные затраты достигли 107,1 млрд руб. В 2021 году «Ростелеком» ожидает увеличения своей выручки и OIBDA не менее чем на 5%, СAPEX запланирован в пределах 110–115 млрд руб. без учета реализации госпрограмм.
В России за полгода выросло число сотовых абонентов
Число мобильных абонентов в России за первое полугодие 2019 г. выросло на 1,9 млн человек, сообщила аналитическая компания AC&M Consulting: с 258,7 млн на конец 2018 г. до 260,6 млн на конец июня 2019 г. Основной прирост абонентской базы пришелся на «Т2 РТК холдинг» (работает под брендом Tele2).
По подсчетам AC&M Consulting, за полгода Tele2 подключила 1,88 млн новых абонентов (общая абонентская база Tele2 выросла до 45,9 млн человек). Tele2 не раскрывает число абонентов поквартально, говорит представитель Tele2. Но человек, близкий к компании, подтверждает расчеты AC&M.
Немного выросло количество абонентов у «Мегафона» (на 700 000 человек, достигло 75,9 млн) и МТС (на 90 000, стало 78,1 млн). А вот у «Вымпелкома» (бренд «Билайн») база сократилась – чуть более чем на 920 000 человек и теперь составляет 54,3 млн. Данные AC&M по числу абонентов совпадают с тем, что «Мегафон», МТС и «Вымпелком» раскрывали в отчетности за II квартал 2019 г.
Таким образом, на конец июня 2019 г. доля Tele2 на рынке выросла на 1 процентный пункт (п. п.) и достигла 18%, «Вымпелкома» – сократилась с 22 до 21%, МТС – с 31 до 30%. «Мегафон» сохранил позиции – 29% рынка мобильных абонентов. Оставшиеся доли – у небольших операторов.
Рост доли на 1 п. п. на большом и стагнирующем рынке, где практически ничего не меняется, – серьезное достижение Tele2, полагает партнер AC&M Антон Погребинский. Tele2 растет органически, у оператора все еще много регионов, где он только начинает активно вести деятельность и наращивать число абонентов, объясняет он. Tele2 отвоевывает рынок у других операторов, при этом «Вымпелком» стал более жестко следить за своими продажами, чтобы подключать «качественных» абонентов, говорит Погребинский.
«Вымпелком» взял курс на оздоровление абонентской базы, оператор хочет, чтобы в ней были только реальные клиенты, говорит представитель оператора Анна Айбашева: поэтому компания отказалась от альтернативных каналов дистрибуции и перешла на монобрендовую розницу – сегодня на нее приходится более 50% в продажах. «Вымпелком» также видит снижение количества мигрантов в базе на 30%, а вот количество абонентов-резидентов растет каждый квартал на 100 000, и этот тренд должен продолжиться во втором полугодии 2019 г., говорит она. Средний доход на одного абонента у «Вымпелкома» (ARPU) вырос во II квартале 2019 г. в годовом сопоставлении на 2,9%, что компенсирует в выручке уменьшение клиентской базы, заключает Айбашева.
Tele2 уже входит в большую четверку федеральных операторов, но находится на разных стадиях развития с остальными операторами, считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Если для Tele2 наращивание абонентской базы – одна из приоритетных задач, то остальные операторы скорее заинтересованы в сохранении костяка наиболее активных и лояльных абонентов и монетизации их за счет дополнительных услуг. Изменение доли на рынке на 1 п. п. Белов называет несущественным.
У МТС стабильная абонентская база, а выручка растет за счет увеличения количества высокодоходных абонентов, которые пользуются несколькими цифровыми продуктами и услугами экосистемы МТС, говорит представитель МТС Алексей Меркутов. Выручка МТС в России во II квартале 2019 г. выросла в годовом сопоставлении на 9,4%.
В России все еще катастрофически высокие продажи сим-карт, говорит Погребинский. По данным AC&M Consulting, за первое полугодие 2019 г. операторы продали 47,4 млн новых сим-карт – больше, чем в первом полугодии 2018 г. (46,7 млн). Хотя показатель оттока абонентов сокращается (на 1 п. п. – до 18%), а это значит, объясняет он, что абонентская база у операторов становится более качественной.
Число абонентов «Мегафона» постепенно растет за счет развития экосистемы услуг и сервисов компании и спроса на новую линейку тарифных планов «Включайся» с кешбэком, ориентированную на цифровых клиентов, говорит представитель «Мегафона» Юрий Нехайчук. Результаты исследования AC&M он называет корректными.
Пресыщенные связью
Рынок коммуникаций
За тридцать лет с момента зарождения рынок сотовой связи в России успел достичь стадии перенасыщения, и в последние годы сотовые операторы заняты поиском новых источников роста. Пандемия ускорила этот процесс.
Одним из плюсов пандемии стал перенос на год исполнения «закона Яровой», который обязывает операторов связи и интернет-компании хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей шесть месяцев
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Одним из плюсов пандемии стал перенос на год исполнения «закона Яровой», который обязывает операторов связи и интернет-компании хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей шесть месяцев
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Золотая эра сотовой связи закончилась в 2012 году. Тогда операторы большой четверки (МТС, «Мегафон», «Билайн» и Tele2) одновременно зафиксировали падение базы абонентов. Спустя год было упразднено «мобильное рабство», это на какое-то время дало операторам возможность расширять базу за счет переманивания абонентов лучшими предложениями. Затем компании сделали ставку на MVNO (Mobile Virtual Network Operator) — виртуальных операторов сотовой связи, которые должны были «раскачать» стагнирующий сотовый рынок. Так, на базе Tele2 заработали, например, виртуальные операторы «Сбермобайл» (Сбербанк), «ТТК Mobile» (РЖД), «Тинькофф Мобайл» (Тинькофф-банк) и другие. Самую большую абонентскую базу в области MVNO собрал благодаря Yota «Мегафон». На сети МТС заработал виртуальный оператор МГТС. Но и здесь, судя по оценке экспертов, грандиозных успехов не случилось. Пока доля виртуальных операторов, как сообщал ранее “Ъ”, немногим больше 1%, и серьезного влияния они не оказывают.
Тем временем проникновение сотовой связи усиливается. По итогам 2019 года в Петербурге и Ленинградской области, согласно данным консалтингового агентства Advanced Communications & Media, оно выросло до 263%. Погоня за долей в подключениях новой выручки не приносит, как, впрочем, не увеличивают ее и снижение цен на услуги, безлимитные тарифы, пакетные предложения с увеличенным объемом услуг.
«Сегодня рынок очень конкурентный,— говорит Алексей Титов, директор по региональному развитию ПАО «Мегафон»,— чтобы удерживать свою долю рынка, его игрокам нужно максимально точно прогнозировать тренды покупательского спроса и быстро подстраиваться под новые тенденции. Инициативы операторов направлены на то, чтобы клиент был удовлетворен обслуживанием, получал персональные предложения. При этом базовые потребности клиентов остаются прежними, и операторам необходимо обеспечивать покрытие сети и качество связи, высокий уровень сервиса».
Чтобы соответствовать запросам времени, операторы в последние годы активно осваивают IT, медиа и другие смежные рынки. Практически у всех есть специальные предложения для любителей музыки, цифровое ТВ, ОТТ-сервисы, финансовые сервисы, Big Data, интернет вещей (IoT). «Еще до пандемии мы обновили собственную бизнес-стратегию, которая ориентирована на создание полноценной экосистемы диджитал-продуктов вокруг потребностей клиента,— сообщают в петербургском филиале ПАО «МТС».— Например, у МТС у единственной компании есть все среды передачи ТВ-сигнала: кабельное ТВ, IPTV, спутниковое и OTT. Одной из частей этой системы становится создание и дистрибуция эксклюзивного контента, что позволит укрепить конкурентное преимущество».
В среднем все эти дополнительные услуги (Value Added Services, VAS), благодаря которым сотовые операторы пытаются выйти за пределы традиционного телекома, совокупно составляют, по оценкам AC&M Consulting, до 13% от мобильной сервисной выручки (без учета передачи данных в сетях мобильной связи). «В диджитал-среду переходят и бизнес, и частные клиенты. Как итог — растет потребность в высоких скоростях передачи данных, объемах трафика и качестве связи. Бизнесу жизненно необходимы цифровые инструменты для организации работы в новых условиях. В выигрыше тот, кто придерживается этой стратегии»,— уверен господин Титов.
Впрочем, ощутимые коммерческие успехи VAS — все-таки дело будущего. Пока рынок телекома замедляет рост. Если в 2017-м и 2018-м рост, по оценке аналитического агентства «ТМТ Консалтинг», составил 2,7 и 3,3% соответственно, то в 2019 году — всего 2,1%, а общий объем рынка составил 1,73 трлн рублей. И основную долю доходов отрасли пока формирует сегмент мобильной связи — до 60%.
По оценке Леонида Делицына, аналитика ГК «Финам», по итогам 2020 года выручка МТС вырастет на 2% и составит 502 млрд рублей. «Однако на статус крупнейшего по выручке российского оператора связи может претендовать и «Ростелеком», который и увеличил выручку, и ускорил темпы прироста благодаря поглощению Tele2 («Ростелеком» и Tele2 начали слияние в мае 2019 года, в мае 2020-го сделка была закрыта.— BG),— поясняет господин Делицын. — Выручка госоператора по МСФО в третьем квартале выросла на 13% по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года, до 135 млрд рублей, а за девять месяцев составила 383,9 млрд рублей. Сама компания ожидает рост выручки по итогам года на 9%». По мнению аналитика, в оптимистическом сценарии выручка «Мегафона» возрастет на 2% по сравнению с прошлым годом, до 340 млрд рублей. Выручка же российского подразделения VEON может снизиться на 4,4%, до 279 млрд рублей.
Ускоренные пандемией
И без того непростую ситуацию в отрасли, несмотря на ожидаемый рост отдельных игроков, обострила пандемия. Потери сотовых операторов в период с марта по май 2020 года агентство Content Review оценило примерно в 30 млрд рублей. Хотя помимо минусов, связанных с потерей роуминговых доходов из-за закрытия границ и 30–50% розничной сети, были и плюсы. «Пандемия вынудила предприятия перевести большую долю сотрудников на удаленку, а режим самоизоляции привел к росту спроса на онлайн-шопинг, развлечения и в целом к всплеску пользования цифровыми сервисами»,— говорят в ПАО «Мегафон». Это повысило интерес к сервисам, которые до этого несколько лет развивали операторы. По данным МТС, анализ индекса цифровой активности на основе Big Data выявил, что популярность онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов у петербуржцев выросла в четыре раза по сравнению с прошлым годом. «Мы видим ускоренную трансформацию медиапотребления и понимаем, насколько актуальным становится выделение медиа в отдельное бизнес-направление»,— говорят в ПАО «МТС».
Возможно, как плюс пандемии можно расценивать и перенос на год исполнения «закона Яровой», который обязывает операторов связи и интернет-компании хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей шесть месяцев. Точнее — отсрочку нормы о ежегодном увеличении на 15% емкости хранилищ трафика. Ранее операторы сообщали, во сколько им обойдется это хранение: так, с учетом размера бизнеса МТС оценивал свои расходы с 2018 по 2023 год в 60 млрд рублей, «Мегафон» — в 40 млрд, а «Билайн» — в 45 млрд.
Перспективы развития
Большая надежда у операторов на 5G. Это практически мгновенный доступ к облачным сервисам, потоковому видео, многопользовательским облачным играм, покупкам в дополненной и виртуальной реальности, совместной удаленной работе в режиме онлайн и многое другое, говорят эксперты. «Для людей жизнь сосредоточилась в смартфоне: с его помощью общаются, работают, совершают покупки. Тренд на цифровизацию будет только углубляться, а потребности в телеком-сервисах расти. Масштабного возврата к офлайну после окончания пандемии уже не будет. Цифра с нами навсегда»,— говорит господин Титов.
В июле 2020 года первым оператором, получившим лицензию на оказание услуг мобильной связи в новом формате, стал МТС. Однако и сама компания, и другие участники рынка, как писали СМИ, видят в выделенном для 5G диапазоне частот много проблем, которые не позволят пока создать коммерчески успешную сеть. Если проблемы с частотами будут решены, широкого применения 5G аналитики ожидают в России к 2025 году, когда технологией смогут пользоваться более 40 млн человек. До тех пор новый стандарт будет разворачиваться только в корпоративном сегменте, полагают эксперты.
Три десятка лет без провода / Вехи
В следующем году сотовая связь в России отметит свое тридцатилетие. Корреспондент BG Анжелика Тихонова вспоминает основные вехи развития.
— в сентябре в Петербурге создана компания «Дельта Телеком». Связь осуществлялась по аналоговому стандарту NMT-450 (стандарт 1G). Благодаря компании в России 9 сентября состоялся первый звонок по сотовому телефону, который весил 3 кг, между мэром города Анатолием Собчаком и мэром Сиэтла;
— в декабре в столице России создана сотовая компании «Московская сотовая связь». До 2005 года работа велась в стандарте NMT-450 (и NMT-450i).
— в июне в Петербурге создан «Северо-Западный GSM» (с 2002 года — «Мегафон»);
— в августе создан «Би Лайн GSM», который проработал под этим именем до 2005 года, став «Билайном»;
— в октябре создан МТС.
— в России появился американский стандарт AMPS (стандарт 1G). Как и NMT, AMPS был аналоговой технологией, но предлагал более высокую емкость сетей, что было важно в условиях растущего числа абонентов;
— в июне по постановлению правительства России для пользования мобильными телефонами нужно было получить разрешение Госсвязьнадзора. При его отсутствии штраф составлял от 15 до 70 МРОТ (от 1251 до 5838 рублей того времени);
— появление сетей стандарта GSM (2G), который принес роуминг между операторами и SIM-карты. До этого SIM-карт не существовало, смена оператора связи была возможна только через перепрограммирование телефона.
— операторы отказываются от взимания платы за входящие вызовы.
— отменена регистрация всех мобильных телефонов в Госсвязьнадзоре;
— GSM-операторы предоставляют возможность подключения к интернету по протоколу WAP.
— появился GPRS (стандарт 2.5G) — первый массовый протокол соединения с интернетом.
— число абонентов стационарной и мобильной связи в России сравнялось и составило 35–36 млн человек (всего 70–72 млн). При этом 30 тыс. населенных пунктов все еще не телефонизировано.
— в России в стандарте GSM начинает работать Теле2 после покупки одноименным шведским холдингом российских активов Millicom, американо-шведской компании, которая с 1990-х создавала в российских регионах операторов сотовой связи по стандарту D-AMPS;
— на базе компаний «Дельта Телеком» и «Московская сотовая связь» создан «Скай Линк». Работает по технологии GSM и CDMA, которая развивается параллельно с GSM.
— появление EDGE — технологии, которая считается дальнейшим шагом развития GPRS. Она помогла увеличить скорость передачи данных.
— проникновение мобильной связи в России достигло 100%.
— в мае в Москве появилась компания Yota — первый в России оператор, работающий на основе новой в то время технологии передачи данных — WiMAX;
— в октябре «Мегафон» вводит в действие первую сеть UMTS (3G) в стране на территории Петербурга.
— Yota объявила о планах по переходу с технологии WiMAX на LTE (стандарт 4G). Год спустя в Новосибирске запущена первая LTE-сеть в России.
— операторы «большой четверки» одновременно зафиксировали падение базы абонентов;
— «Вымпелком» («Билайн»), МТС и «Мегафон» подписывают соглашение о совместном развитии мобильной коммерции в России.
— в декабре отменено «мобильное рабство»: абоненты могут переходить к любым операторам с сохранением номера телефона.
— впервые за историю отрасли в России выручка сотовых операторов сокращается.
— начало цифровой транcформации телеком-индустрии.
— с 1 июля вступил в силу «закон Яровой», который требует от операторов связи хранить записи разговоров, переписку, видео, изображения и другую коммуникацию абонентов в течение шести месяцев.
— с 1 июня отменен внутрисетевой роуминг.
— в июле МТС получил первую в России лицензию на оказание услуг мобильной связи в формате 5G;
— «Ростелеком» закрыл сделку по покупке Tele2;
— в октябре правительство России отсрочило до сентября 2021 года норму «закона Яровой» о ежегодном увеличении на 15% емкости хранилищ трафика.
Исследование AC&M: количество мобильных абонентов в России выросло почти на 2 млн за полгода Статьи редакции
Это почти не повлияло на распределение долей «большой четвёрки» операторов.
По итогам первых шести месяцев 2019 года количество мобильных абонентов в России выросло на 1,9 млн — с 258,7 млн на конец 2018 года до 260,6 млн на конец июня 2019 года. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование аналитической компании AC&M Consulting.
По подсчётам аналитиков, больше всего абонентов подключил Tele2 (1,8 млн), общая база оператора выросла до 45,9 млн человек. В компании не раскрывают число абонентов по итогам квартала, но близкий к Tele2 собеседник издания подтвердил данные AC&M.
Абонентская база «Мегафона» выросла на 700 тысяч человек, до 75,9 млн; у МТС — на 90 тысяч, до 78,1 млн. «Билайн» сократил базу на 920 тысяч человек, до 54,3 млн. Подсчёты AC&M совпадают с данными операторов, которые они раскрыли в отчётности за второй квартал 2019 года, добавляет газета.
Доля Tele2 на рынке выросла на один процентный пункт — до 18%, говорят эксперты. По словам партнёра AC&M Антона Погребинского, рост даже на один процентный пункт на большом и стагнирующем рынке — серьёзное достижение. У Tele2 ещё много регионов, где оператор только начинает наращивать базу, говорит аналитик. Однако аналитик «Уралсиба» Константин Белов назвал рост на один процентный пункт несущественным.
Доля «Билайна» сократилась с 22% до 21%, МТС — с 31% до 30%. Доля «Мегафона» осталась на прежнем уровне — 29% рынка. Ещё 2% распредленеы между небольшими операторами.
В «Билайне» пояснили «Ведомостям», что начали оздоровление абонентской базы — оператор стремится оставить в ней только реальных клиентов. Например, компания отказалась от альтернативных каналов дистрибьюции и перешла на монобрендовую розницу.
В МТС отметили, что у оператора стабильная абонентская база, а выручка компании растёт в основном за счёт увеличения продаж цифровых продуктов и услуг экосистемы компании. В «Мегафоне» также сообщили, что число абонентов растёт в том числе за счёт развития экосистемы услуг и сервисов компании.
В AC&M также отметили «катастрофический» рост продаж SIM-карт в России. По данным компании, за январь-июнь 2019 года операторы продали 47,4 млн новых SIM-карт — для сравнения, за первые полгода 2018 года операторы продали 46,7 млн SIM-карт.
Оданко эксперты отмечают, что показатель оттока абонентов сокращается — на один процентный пункт за полгода, до 18%. Это значит, что абонентская база у операторов становится более качественной, пояснили в AC&M.
«МегаФон» пересчитал абонентскую базу в 2020 году
По итогам 2020 года у «МегаФона» было 70,4 млн абонентов, говорится в поступившем в РБК сообщении компании. Если исходить из отчетности оператора, это на 6% меньше, чем в 2019 году. Как отмечается в сообщении, во втором полугодии «МегаФон» скорректировал систему учета абонентской базы, ужесточив требования к проверке активности клиентов. «При сравнении с показателями 2019 года в единых стандартах учета база сохраняется на прежнем уровне и не демонстрирует негативного тренда. Новая система позволит компании более эффективно использовать номерную емкость», — отмечается в сообщении. Как пояснили РБК в компании, в 2020 году при условии применения старой методологии абонентская база осталась неизменна — на уровне 75,2 млн, на уровне 2019 года. По новой методике число абонентов также неизменно — 70,4 млн. «В дальнейшем компания будет использовать в отчетности новую систему подсчета, в том числе и за прошедшие годы», — заявили в пресс-службе «МегаФона».
При этом выручка компании в прошлом году снизилась на 4,8%, до 332,2 млрд руб., а показатель OIBDA (операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов) — на 2,5%, до 147,8 млрд руб. Негативное влияние на выручку продолжают оказывать сокращение доходов от международного роуминга, отток трудовых мигрантов в связи с ограничениями на передвижения между странами, а также изменение покупательского поведения — снижение активности, оптимизация трат на связь и дополнительные услуги в период пандемии, говорится в сообщении «МегаФона». Это частично было компенсировано ростом выручки от передачи данных и отдельных цифровых сервисов, в том числе услуг информационной безопасности и облачных решений, которые стали актуальными в условиях массового перехода на удаленную работу.
Чистая прибыль выросла на 157%, до 26,6 млрд руб. благодаря повышению операционной эффективности, сокращению затрат в связи со снижением долговой нагрузки и оптимизацией кредитного портфеля.
Капитальные затраты составили 54,7 млрд руб., что на 19% меньше, чем в 2019 году. В период пандемии «МегаФон» развивал сеть в тех регионах страны, где возросла потребность в услугах связи, при этом проекты, не связанные с качеством сети, были отложены на более позднее время.
Основные конкуренты оператора опубликовали свои результаты ранее. У МТС и «ВымпелКома» (бренд «Билайн») абонентские базы в прошлом году также сократились: на 0,75% (до 78,5 млн клиентов) и на 8,6% (до 49,9 млн), соответственно. Единственный, кому удалось увеличить число абонентов в сегменте мобильной связи на 1,5%, до 46,6 млн, — «Ростелеком», владеющий «Т2 РТК Холдингом» (бренд Tele2). При этом и МТС, и «Ростелеком» в мобильном сегменте показали рост выручки.