сияние номер комнаты с ванной
Страшный сон в номере 217: как выглядит отель, где Стивен Кинг придумал «Сияние»
Однажды в 1974 году Стивен Кинг и его жена Табита путешествовали по Колорадо. Причем с определенной целью — найти вдохновение для нового романа Стивена. Тот носил рабочее название Darkshine, и рассказывал о жутком парке развлечений. Но все как-то не клеилось: книга не шла, а ее место действия начало казаться Кингу бесперспективным.
Супруги остановились в отеле «Стэнли» (The Stanley Hotel), но им не повезло — оказалось, что он закрывается на зимний сезон и ловить здесь особо нечего. Пара остановилась в номере 217 (совсем как в книге!). Чета Кингов оказалась единственными посетителями во всем огромном здании. Вот тут-то у Стивена и родилось «Сияние» — причем мгновенно. Вся книга — как единая вспышка!
Оказавшись в пустом и тоскливом отеле в горах, Стивен Кинг сделал то же, что его герой Джек Торранс — забухал. Он спустился в пустующий бар и нахлестался виски в компании бармена по имени Грэди. Возвращаясь обратно, в номер 217, он шел по призрачному, словно вымершему, зданию и поймал ту самую волну жутких фантазий, которая, как ему казалось, его уже покинула.
Кинг зашел в номер, подошел к ванной, у которой были ножки в виде когтистых лап, отодвинул розовую занавеску, и его писательский трип усилился. «А что, если здесь кто-нибудь однажды умер?», — подумал он. В этот момент его осенило. Он понял, что у него зародилась новая книга. Ночью его мучили кошмары, которые ему, как автору хорроров, лишь пошли на пользу. В интервью для американской Гильдии писателей он рассказывает:
«Мне снился мой трехлетний сын, бегущий по коридорам, оглядывающийся через плечо с широко раскрытыми глазами и застывшим криком. Его преследовал пожарный шланг. Я проснулся, сел рывком на кровати — вспотевший от ужаса и едва не упав на пол. Я встал, зажег сигарету, сел на стул и посмотрел в окно на Скалистые горы. К тому времени, когда от сигареты остался лишь окурок, у меня в голове уже была крепкая основа для «Сияния».
Еще одно впечатление, которое подстегнуло Кинга — это ужин с его женой в холле отеля. Супругов оставили наедине в пустом зале, где все стулья (кроме их, конечно же) были поставлены на столы, а из колонок играла заунывная, фантасмагорическая концертная музыка. Жутко было настолько, что кусок не лез в горло.
Вернувшись из отеля, Стивен Кинг написал роман на одном дыхании. Название он взял из песни Джона Леннона Instant Karma. И хотя во вступлении к книге он заявил о том, что отель «Оверлук» не имеет ничего общего с настоящими отелями, Кинг слукавил.
Позже он честно признается, что отель «Стэнли» не просто вдохновил его. Создавая «Сияние», он снова и снова мысленно возвращался туда. Именно из-за этого момент с полуразложившейся женщиной из номера 217 стал для него мучительным. Каждый раз, когда Стивен брался за этот эпизод, он цепенел от ужаса — слишком ярко и детально представлял ту самую ванну с розовой занавеской из отеля «Стэнли».
Я смотрел «Сияние» Стэнли Кубрика давным-давно и решил освежить воспоминания. Стал искать где посмотреть в высоком качестве и в поисковой выдаче гугла вылезла статья «Про что «Сияние» Стэнли Кубрика», в конце которой была ссылка на документальный фильм «Комната 237». В общем, я посмотрел сначала документалку, затем само «Сияние» и только после этого «Доктор Сон». Думал, что сложится единая картинка, а получился полный раздрай.
Документальный фильм «Комната 237» вышел в 2012 году. Он состоит из кинокадров и пояснительных материалов, а также закадровых интервью (лица интервьюируемых зрителю не показывают).
Фильм безумно увлекательный, поскольку в нём раскрываются секреты создания фильма «Сияние» (1980), как проходила работа, чем отличается фильм от романа-первоисточника, какие смыслы заложены в картину, что хотел сказать режиссёр. Даже анализируются рисунки на коврах отеля, в котором происходит действие картины.
«Доктор Сон» очень многое бездумно копипастит из «Сияния», обесценивая неповторимый оригинал. Я даже призадумался вот о чём. По романам Стивена Кинга выходит много экранизаций, но почти все они фильмы-однодневки. И только «Сияние» стоит особняком и даёт пищу для ума. Почему? А потому что Стэнли Кубрик переделал сценарий под себя, создал из романа-ужастика нечто большее. Он как алхимик превратил тусклый «кинговский» свинец в драгоценное «кубриковское» золото.
Документальный фильм «Комната 237» рекомендую к просмотру и ставлю ему 5 звёзд (а «Доктору Сну» я бы поставил двойку, если бы написал на него отзыв). Ищите его на просторах ВК.
Документальное кино «Комната 237» Родни Ашера
Документальный фильм про различные трактовки кубриковского «Сияния» — с исчезающими стульями, Фрейдом и нумерологией.
«Комната 237», как ни странно, открывается кадрами из «С широко закрытыми глазами»: герой Тома Круза идет в магазин выбирать парадную мантию для грядущей изысканной вечеринки. Вступает закадровый голос: «Мне всегда казалось, что фильм Стэнли Кубрика «Сияние» на самом деле про. » Том Круз иллюстрирует душевные искания героя (в случае с «Комнатой 237» — целых пяти), а про что же на самом деле фильм Стэнли Кубрика «Сияние», документалист Родни Ашер расскажет в девяти частях с прологом и эпилогом.
Рассказчиков — точнее, как сразу оговаривается Ашер, интервьюируемых, — пятеро, но в кадре ни разу не появится ни один: профессор истории, журналист, блогер (автор специальной странички в интернете, посвященной визуальному анализу «Сияния»), драматург и исследователь теорий заговора. Каждый провел несколько лет за детальным изучением кубриковской экранизации Стивена Кинга, столь нелюбимой автором первоисточника, у каждого за годы исследований накопились замечания, наблюдения и теории, в диапазоне от фрейдизма до нумерологии, которые, по их мнению, все объясняют.
Вот, например, число «237» доказывает, что «Сияние» — это профанация романа Кинга, а на самом деле — грандиозное откровение Кубрика, признание в том, что высадку «Аполлона-11» на Луну на самом деле снял он. Смотрите сами: до Луны 237 тысяч миль, а если позвонить в отель, где проходили съемки, то там опровергнут официальную версию, что Кубрик заменил номер комнаты из-за того, что после съемок в 217-й никто не захотел бы жить — 217-й номер там тоже отсутствует. Если вглядеться в торчащий в двери ключ с биркой, мы увидим надпись «ROOM No 237», которая одновременно читается и как «ROOM» и, если применить образное мышление, как «MOON». На свитере Дэнни — «Аполлон-11», то, что он встает с ковра после игры в машинки и направляется к заветной комнате, — метафора взлета космического корабля, а номер комнаты, соответственно, — номер студии, где Кубрик творил свою грандиозную мистификацию. Основные мотивы фильма тоже говорят в пользу этой теории: что это значит — хранить тайну, о которой не может знать даже твоя жена? И дети? Это сводит автора с ума, и он притворяется, что экранизирует роман Кинга, а на самом деле в отчаянии рассовывает по своему псевдофильму ужасов подсказки, чтобы хоть кто-то смог расшифровать его монументальное признание.
Или можно обратить внимание на печатную машинку. Она — немецкая. Кубрик нарочно раскидывает по фильму число «42» (посчитайте машины на парковке, посмотрите на одежду прохожих, в конце концов, вспомните последний кадр, или умножьте 2 на 3, а потом на 7). Если прибавить к немецкой печатной машинке 42, то в сумме получится что? Правильно, холокост. Об этом же свидетельствуют кровавые реки (кровь убитых евреев), цитата из «Трех поросят» (волк — символ Великой депрессии и собирательный образ врага, волк у двери — угроза, а заодно одна из самых ярких диснеевских антисемитских карикатур). Кубрика, как завещал Фрейд, волновало свое происхождение, и он притворяется, что экранизирует роман Кинга, а на самом деле снимает открытое политическое высказывание, замаскированное под фильм ужасов, чтобы передать не фактическую сторону катастрофы, а эмоциональную.
Еще можно подумать не о евреях, а о коренных американцах (кровь нации?), обратить внимание на откровенный сексуальный подтекст, странные углы, аллюзии на «Волшебную гору» Томаса Манна, лабиринт, которого не было в оригинальном романе, несуществующее окно в кабинете директора, музыку на вступительных титрах (так завывают духи прошлого). Появляющийся и исчезающий стул. Владелец отеля как символ политического работника, его молчаливый коллега — как идеальный фэбээровец. Закадровый голос вдумчиво комментирует: «Посмотрите на дверь. Вы видите наклейки. Крайняя — и самая заметная — один из семи гномов. Это — Добби. Теперь с другого ракурса. Дверь открывается, и. глядите, Добби пропал!» Можно нарисовать план отеля и проследить за тремя быстрыми проездами Дэнни по коридорам на трехколесном велосипеде — во время третьего (нереального) он, заехав за угол, магическим образом перемещается из подвала на второй этаж, видя близнецов над комнатой, где находится мать (это ее фантазия), а комнату 237 — над комнатой с отцом (это, соответственно, его). Можно посмотреть фильм задом наперед (недаром герои часто пятятся назад, пишут соответствующим образом слова и время от времени так же разговаривают) — тогда он идеально повторяет композицию «Космической одиссеи 2001». Можно, наконец, рассматривать его как фантазию скучающего автора, который в идеале овладел киноязыком и, не делая ни одного кадра случайно, создал фильм-ребус, фильм-зеркало, в котором каждый смотрящий увидит что-то свое.
Но ирония в том, что любой текст про «Комнату 237», как и кадр с Венди и телевизором в фильме, провоцирует эффект зеркального коридора: «Комната», — по сути, пять экранизированных заметок о фильме, и, конечно же, на месте «Сияния» тут могло бы оказаться что угодно — просто такая уж у «Сияния» репутация. И Ашер, с присущей главным образом Вернеру Херцогу кривой усмешкой, собирает из кадров, рисунков, фотографий и картинок не столько фильм о подводных течениях другого фильма, сколько коллективный портрет патологических рассказчиков. Он иронизирует, иллюстрируя религиозные теории гравюрами Гюстава Доре, слово «паранойя» картинкой с Содомом и Гоморрой, заставляя рассказчиков договаривать свои теории до выхода в пустоту, как студент на лекции, покорно рисуя кружочки, стрелочки и планы. И когда в финале автор самой безумной теории печально рассказывает, что полностью растворился в анализе мира кубриковского фильма, забыв про жизнь, семью, друзей и самого себя, «Комната» складывается в дружескую, но вполне справедливую сатиру на кинокритику, киноведение и синефилию вообще: любой фильм устроен по принципу зеркала, и глядеть в него — все равно что в бездну, — всего-навсего один из современных способов отстраненности. Теории приложатся, остальное — домыслы и субъективная реальность.
Фильм «Сияние» (1980) Помогите с неразберихой. (сполеры)
Дубликаты не найдены
Теперь ждем это во всех кинопабликах
Такой фильм я бы посмотрел!
Стивен Кинг о фильме «Сияние»
Doom-Сияние
Конкурс на лучший фотошоп кадров из фильмов
Будем знакомы!
«Золотая малина« не всегда значит плохо
Фильм «Сияние» Стэнли Кубрика в 1981 году мог получить «Малину» в двух номинациях – «худший режиссер» и «худшая актриса» (Шелли Дювалл). Номинировался, правда, статуэтки достались Роберту Гринуолду («Ксанаду») и Брук Шилдс («Голубая лагуна»).
«Нечто» Джона Карпентера в 1983 был номинировал на худший саундтрек «Золотой малины». Звуковым оформлением занимался Эннио Морриконе, до того никогда не писавший «электронику». Победу в номинации фильм так и не одержал, но о саундреке говорили еще долго.
Сиквелы «Рембо» и «Рокки IV» попадали в малиновые списки с 1983 по 1991 годы. Сильвестр Сталлоне стал рекордсменов антипремии – 30 раз попадал в разные ее номинации, и в десяти из них получал свою малинку. Более того, впоследствии критики и вовсе признали Сталлоне худшим актером XX века.
«Телохранитель» в 1993 году попал в семь номинаций, правда ни в одной из них не «выиграл». За звание худшей новой звезды тогда боролись Уитни Хьюстон и. прическа Кевина Костнера.
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» победил в следующих номинациях:
Худший приквел, ремейк или сиквел
Худший экранный дуэт (Бен Аффлек в роли Бэтмена и Генри Кавилл в роли Супермена)
Худший актер второго плана (Джесси Айзенберг в роли Лекса Лютора)
Вечное «Сияние»: культовому фильму Кубрика — сорок лет
В 1980 году на экраны вышло «Сияние» Стэнли Кубрика. Фильм настолько многогранный, что, кажется, не стареет. О том, почему Стивен Кинг ненавидел эту экранизацию, зачем Кубрик создавал невыносимую обстановку на съемках и какие тайные знаки увидели в эпизодах сторонники конспирологических теорий, — в материале РИА Новости.
“На мой взгляд, истории о привидениях — очень жизнеутверждающие, поскольку они доказывают, что после смерти мы не исчезаем”, — усмехнулся Стэнли Кубрик, обсуждая с Кингом будущую картину. Их сотрудничество не задалось с самого начала: писатель (на фото — как раз на момент съемок в 1979 году) злился, что скептик и атеист неправильно трактует его роман. Ведь, в отличие от книги, большинство призраков в фильме можно объяснить больным воображением героев.
Фото © AP Photo / Marty Reichenthal
Кубрик действительно очень вольно обошелся с литературным оригиналом: по сути, он рассказал собственную историю, не считаясь с мнением молодого автора. Так, в книге Джек сгорел, спасая семью, тогда как на экране — замерз. “Король ужасов” был настолько взбешен экранизацией, что до сих пор нелестно отзывается о ней в интервью. В конце 1990-х Кинг попытался сделать все как надо в своем мини-сериале “Сияние” (на фото). Несмотря на бюджет в 25 миллионов долларов, писательской телеверсии далеко до шедевра Кубрика. Возможно, тогда и родилась шутка фанатов о том, как отличить хорошую экранизацию Кинга от плохой: первые не нравятся самому писателю.
Фото © Lakeside Productions, Warner Bros. Television, 1997
Джеком Торренсом мог стать Роберт Де Ниро, однако Кубрик решил, что тот недостаточно безумен для роли. А вот Робина Уильямса режиссер отверг, потому что тот, напротив, показался ему чересчур сумасшедшим. Вопреки яростным протестам Стивена Кинга, видевшего в герое темную сторону самого себя — хорошего, но надломленного неудачами парня, — утвердили уже получившего “Оскар” Джека Николсона, который вместо мягкости добавил образу жутковатой глубины.
Фото © Warner Bros., Hawk Films, Peregrine Productions, Producers Circle, 1980
Повара Дика Хэллорана Джек «убивал» более чем в 40 дублях, и их было бы гораздо больше, но Кубрика попросили больше не мучить измотанного 69-летнего актера Скэтмэна Крозерса. Режиссер изводил перфекционизмом съемочную группу не только ради безупречного кадра: он специально создавал психологически невыносимые условия работы. Особенно доставалось Шелли Дюваль, игравшей Венди. Кубрик постоянно придирался к актрисе и даже настраивал против нее коллег, чтобы явственнее ощущалась истеричность ее героини. Пощадил режиссер только маленького Дэнни Ллойда — мальчик даже не знал, что снимается в хорроре.
Фото© Warner Bros., Hawk Films, Peregrine Productions, Producers Circle, 1980
Знаменитая реплика “А вот и Джонни!”, занимающая 68-е место в рейтинге ста лучших киноцитат из американского кино, — импровизация Николсона. Это слоган из вечернего шоу Джонни Карсона, которое смотрели тогда миллионы американцев. Британец Кубрик шутку не оценил, а уставший актер просто пытался разрядить атмосферу на площадке: для сцены ему пришлось прорубить 60 дверей. Реквизит был настоящий, но Николсон лихо орудовал топором: в прошлом он был добровольцем в пожарной службе.
Фото© Warner Bros. Pictures (1980)
Другая известная цитата — английская пословица All work and no play makes Jack a dull boy, которой одержим графоман Торренс. Кубрик потребовал записать звук печатающей машинки, на которой набирают именно эту фразу: он слышал, что каждая клавиша шумит по-своему. Для перевода на русский лучше подобрать аналог — «Умей дело делать — умей и позабавиться», но пропадает игра с именем героя. Однако по этому же принципу Кубрик сам перевел фразу для иностранных версий фильма: так, для французской аудитории он выбрал «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» (un tiens vaut mieux que deux tu l’auras), для итальянской — «Кто рано встает, тому бог подает» (Il mattino ha l’oro in bocca).
© Фото : Warner Bros., Hawk Films, Peregrine Productions, Producers Circle, 1980
“Сияние” было одной из первых лент, снятых с помощью новой для тех лет системы стабилизации камеры — стедикам. Она позволяет избежать прыгающей картинки, когда техника находится в руках. Благодаря новинке очень достоверными получились проезды Дэнни по коридорам на велосипеде и погоня в лабиринте. Для съемки последней камеру закрепили на операторском жилете так низко, чтобы искусственный снег летел в объектив. Изобретатель стедикама Гаррет Браун присутствовал на площадке и активно участвовал в работе над фильмом.
Фото© Warner Bros., Hawk Films, Peregrine Productions, Producers Circle, 1980
На одном из самых тиражируемых кадров герой “замерзает” вовсе не в сугробах, а в тоннах соли и пластика. Лицо и волосы Николсона гримеры обработали специальной пеной. Позже рачительные кинобоссы перевезли мешки реквизита на съемки «Звездных войн» — для создания заснеженных просторов на планете Хот.
Фото© Warner Bros., Hawk Films, Peregrine Productions, Producers Circle, 1980
Хотя пейзажи “Сияния” снимались в Америке, декорации зловещего отеля, построенного на месте древнего индейского кладбища, соорудили на территории английской студии «Элстри». Прототипом “Оверлука” стал элегантный особняк Stanley Hotel в Колорадо, не покидающий рейтинги самых загадочных мест США. Ближе к концу съемок масштабный макет загорелся — причину пожара так и не выяснили. Кубрик приехал на пепелище, оглядел руины и… расхохотался.
Фото© Warner Bros., 1980
Огромного лабиринта в книге нет: вместо него около отеля растут агрессивные кустарники, нападающие на людей. Кубрик отказался от этого образа, придумав более реалистичный жутковатый сад с запутанными дорожками, который выстроили на аэродроме возле киностудии. Некоторые критики считают, что сцена с заблудившимся в лабиринте Джеком отсылает к мифу о Тесее и Минотавре.
Фото© Warner Bros., Hawk Films, Peregrine Productions, Producers Circle, 1980
Среди ряда конспирологических теорий, окружающих фильм, есть и космическая. В “Сиянии” якобы зашифровано признание Кубрика в том, что он по заказу американского правительства сфабриковал знаменитые кадры высадки астронавтов на Луну. В доказательство приводят множество деталей: свитер Дэнни, на котором изображена ракета, набитая разработанным для космонавтов быстрорастворимым напитком Tang, кладовка отеля и изменение номера таинственной комнаты с 217 на 237, ведь именно столько тысяч миль от Земли до ее спутника (хотя сейчас на сайте NASA указано 238,8 тысячи). В документалке «Комната 237» версия раскладывается по полочкам: Америка — это отель “Оверлук”, Кубрик — обезумевший Джек, а его ребенок — ставшее жертвой сделки со злом творческое начало режиссера.
Фото© Warner Bros., Hawk Films, Peregrine Productions, Producers Circle, 1980
В прошлом году в прокат вышел «Доктор Сон» — сиквел «Сияния» о повзрослевшем Дэнни. Режиссер Майк Флэнеган старался угодить всем: и фанатам ленты Кубрика, и кинокритикам, и, конечно, самому Кингу, который в итоге действительно остался доволен. Из культовой картины в новую перекочевали в виде флэшбеков героя несколько узнаваемых сцен: жутковатые девочки-близняшки, хлынувшие из лифтов реки крови, гниющий труп женщины в ванной.
Фото© Warner Bros. Pictures, 2019
Несмотря на мнение автора романа, фильм Кубрика зрителю понравился — в 1980-м он вошел в десятку самых кассовых А вот критики поначалу не оценили работу режиссера: первые отзывы в прессе были смешанными, кино даже выдвинули на «Золотую малину» сразу в двух номинациях: за худшую режиссуру и самую неудачную женскую роль. Впрочем, даже этих антинаград у «Сияния» нет. Но Кубрик, кажется, и тут угадал: «В конечном счете ценность кинопродукта определяют не рецензии критиков, а мнение зрителей — что о ленте говорят, если вообще не забыли, и насколько сильно она их задела».
Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).