симфония номер 1 часть 1
Сергей Прокофьев. Симфония № 1 (Классическая)
+ II. Larghetto ⭐️ В ИЗБРАННОЕ
II. Larghetto | Chamber Orchestra of Europe · Claudio Abbado
+ III. Gavotta ⭐️ В ИЗБРАННОЕ
III. Gavotta | Berliner Philharmoniker · Herbert von Karajan
🎙 вне конкурса
Народный рейтинг популярности: 9861
Сергей Прокофьев. Симфония № 1 ре мажор «Классическая», соч. 25 | Symphony No. 1 in D major «Classical», Op. 25
В «Классической» симфонии Прокофьев своеобразно преломляет музыкальный язык эпохи Венского классицизма – композитор решительно обновил образный и стилистический строй, не порывая при этом с традициями венских классиков.
Прокофьев начал работу над Симфонией в 1916 году, а завершил работу 10 сентября 1917 года]. Симфония была впервые исполнена 21 апреля 1918 года в Петрограде, в качестве дирижёра выступил сам композитор.
Симфонию можно считать одним из первых неоклассических сочинений: она во многом воспроизводит стиль сочинений Йозефа Гайдна, хотя структура произведения и не соответствует композиции его эпохи. Идея симфонии, как считается, родилась у Прокофьева во время занятий дирижированием в Санкт-Петербургской консерватории: преподававший в классе Прокофьева композитор Николай Черепнин часто давал ученикам для упражнений произведения Гайдна. С учётом того, что Прокофьева часто называют «солнечным композитором», саму симфонию характеризуют, как «классически ясное, по-моцартовски солнечное произведение».
Симфония состоит из четырёх частей:
1. Allegro
2. Larghetto
3. Gavotta: Non troppo allegro
4. Finale: Molto vivace
Одно из характернейших свойств музыки Прокофьева – неистощимая мелодическая изобретательность, яркий тематизм. В Первой части «Классической симфонии» автор сохраняет логику и стройность классического сонатного Allegro. В то же время её отличает современный музыкальный язык. Музыка полна острых «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов, новизны гармонического языка.
Вторая часть – лирический центр композиции. Написанное в трёхчастной форме, Largetto напоминает изящный старинный менуэт. Выразительная кантилена крайних разделов контрастирует с подвижным, слегка взволнованным средним разделом.
Третья часть – Gavotta – старинный французский народный танец. Музыка Гавота в наибольшей степени соответствует своему прототипу – гайдновской симфонии. Широкие мелодические скачки, акценты на сильных долях такта придают музыке юмористический характер с элементами гротеска. Сам Прокофьев впоследствии включил этот гавот в качестве вставного номера в свой балет «Ромео и Джульетта».
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (1)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Эту страницу оформил Alecto и Uche
Исполнитель: Chamber Orchestra of Europe · Claudio Abbado
Спасибо! Страница опубликована
* Отрывки «Сергей Прокофьев. Симфония № 1 (Классическая)» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
Симфония № 1 (Прокофьев)
Симфония № 1 ре мажор «Классическая», соч.25 — произведение Сергея Прокофьева.
Содержание
История создания
Прокофьев начал работу над Симфонией № 1 в 1916 году, большую часть написал в 1917 году, завершив работу 10 сентября 1917 года. Симфония была впервые исполнена 21 апреля 1918 года в Петрограде, в качестве дирижёра выступил сам композитор.
Симфонию можно считать одним из первых неоклассических сочинений: она во многом воспроизводит стиль сочинений Йозефа Гайдна, хотя структура симфонии и не соответствует композиции гайдновской эпохи. Идея симфонии, как считается, родилась у Прокофьева во время занятий дирижированием в Санкт-Петербургской консерватории: преподававший в классе Прокофьева Николай Черепнин часто давал ученикам для упражнений произведения Гайдна.
Характеристика произведения
Симфония состоит из 4-х частей общей продолжительностью от десяти до пятнадцати минут:
Прокофьевым использован состав оркестра, соответствующий эпохе классицизма и состоящий из 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 2 валторн, 2 труб, литавр и струнных.
Исполнения и записи
Первая запись Классической симфонии была осуществлена в 1929 году Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сергея Кусевицкого.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Симфония № 1 (Прокофьев)» в других словарях:
Симфония №4 (Прокофьев) — Симфония № 4, до мажор симфония Сергея Прокофьева, имеющая две разные редакции соч.47 и соч.112. В первой редакции написана в 1929 году, вторая редакция 1947 год. Содержание 1 История создания 2 Структура … Википедия
Симфония №1 (Прокофьев) — Симфония № 1 ре мажор «Классическая», соч.25 произведение Сергея Прокофьева. Содержание 1 История создания 2 Характеристика произведения … Википедия
Симфония №5 (Прокофьев) — Симфония № 5, си бемоль мажор, соч. 100 симфония Сергея Прокофьева, написанная в 1944 году. Симфония написана в период Великой Отечественной Войны, через четырнадцать лет после предыдущей симфонии автора. Об этой симфонии автор писал: Я задумал… … Википедия
Прокофьев Сергей Сергеевич — [11(23).4.1891, Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, 5.3. 1953, Москва], советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под… … Большая советская энциклопедия
Симфония №6 (Прокофьев) — Симфония № 6 ми бемоль минор, соч. 111 симфония Сергея Прокофьева, написанная в 1947 году. Впервые исполнена 11 октября 1947 в Ленинграде, дирижировал Евгений Мравинский. Эту симфонию рассматривают как элегию памяти жертв второй мировой войны, в… … Википедия
Симфония №3 (Прокофьев) — Симфония № 3 до минор, соч. 44 симфония Сергея Прокофьева, написанная в 1928 году. История создания Музыка этой симфонии взята из оперы «Огненный ангел», написанной в 1927 году. Эту оперу планировалось поставить в Берлинской опере,… … Википедия
Прокофьев Сергей Сергеевич — (18911953), композитор, пианист, дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Окончил консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова (1909) и по классу фортепиано у А. Н. Есиповой (1914), занимался также у Н. А. Римского Корсакова… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Прокофьев Сергей Сергеевич — (1891 1953), композитор, пианист, дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Окончил консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова (1909) и по классу фортепиано у А. Н. Есиповой (1914), занимался также у Н. А. Римского Корсакова… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
СИМФОНИЯ — (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь
Прокофьев, Сергей Сергеевич — Запрос «Прокофьев, Сергей» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сергей Прокофьев … Википедия
Сергей Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая»
Сергей Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая»
Искусство Прокофьева глубоко связано с классическими традициями. Это ярко национальный композитор, развивавший принципы Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина. В то же время в музыке Прокофьева нашла выражение классическая линия, идущая от его увлечения жизнерадостным искусством Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена.
Вы уже знаете монументальную кантату «Александр Невский», созданную С. Прокофьевым на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна, балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», в которых радостная энергия сочетается с «застенчивой» лирикой. Продолжая традиции балетов Чайковского, Прокофьев создал современные классические образцы жанра. Велики достижения композитора и в симфоническом творчестве, начиная от симфонической сказки «Петя и Волк» и кончая семью симфониями.
Иногда композиторы изменяют собственному стилю, имитируя музыкальные формы прошлого времени. Прокофьеву это отлично удалось в его ранней Первой симфонии, известной как «Классическая». Он написал её в духе классицизма: в музыке слышатся отголоски изящности Гайдна и жизнерадостности Моцарта. Эта оживлённая первая часть, как и симфония в целом, отмечена лёгкостью оркестровки и вызывает в памяти очарование более раннего музыкального стиля. К примеру, изысканная мелодия скрипок, звучащая под ритмичный аккомпанемент фагота, напоминает музыку Гайдна. Однако не стоит забывать, что это произведение – искусная стилизация с множеством гармоний и мелодических оборотов, принадлежавших скорее Прокофьеву и его времени, нежели XVIII веку.
Когда Прокофьев создавал свою «Классическую» симфонию, он писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и хотелось написать». Вот и в его симфонии скромная фактура и прозрачная оркестровка в стиле Гайдна и Моцарта сочетались с «налётом новых гармоний». Это тоже было в стиле Гайдна. Вы ведь помните, что «отца симфонии» в своё время обвиняли в «скандальной весёлости и нарушении правил строгого голосоведения».
Композитор закончил симфонию летом 1917 года, в период политических потрясений. Он удалился от невзгод на свою загородную дачу под Петроградом (так стал называться Петербург в 1914 году), где в первый раз сочинял без фортепиано и обнаружил, что «тематический материал, сочинённый без рояля, часто выходит лучшего качества».
Из-за событий, связанных с революцией, премьера произведения была отложена. Она состоялась в мае 1918 года. Прокофьев дирижировал сам, а среди зрителей на премьере присутствовал новый нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Внезапные динамические акценты и сопоставления, лёгкая и прозрачная оркестровка определяют характер финала этой симфонии: ослепительная радость звучит в нем (композитор хотел, чтобы здесь отсутствовали какие-либо минорные аккорды). Не случайно на музыку Симфонии № 1 создавались хореографические композиции.
Звуки музыки
I. Allegro
II. Larghetto
III. Gavotta. Non troppo allegro
IV. Finale. Molto vivace
Классические образы музыки XVIII в. оказываются как бы преломлёнными сквозь призму русской песенности. Так композитор средствами гайдновской техники спел о неприхотливых радостях жизни.
Вопросы и задания:
Презентация
Симфония номер 1 часть 1
В.С. Калинников «Симфония №1»
Василий Сергеевич Калинников. Этого талантливого русского композитора, жившего и творившего в последних десятилетиях XIX века, в нашем отечестве, к большому сожалению, не все именитые современники воспринимали всерьёз. А вот за рубежами России Калинникова почитали весьма высоко, да так, что долгое время считали символом не только русского симфонизма, но и всей русской музыки. Произведения композитора, наполненные глубокой любовью к отчизне, с первых звуков покоряют слушателей своей задушевностью, искренностью и мелодической красотой. Бесспорным доказательством тому является Первая симфония композитора – выдающееся сочинение, в котором вдохновенная музыка звучит как светлый гимн, воспевающий вечную красоту жизни.
Историю создания Симфонии №1 Калинникова, содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.
История
Свою Первую симфонию, которая прославила имя его автора не только в родном отечестве, но и за его пределами, Василий Сергеевич Калинников начал сочинять весной 1894 года, а завершил спустя год. Однако если бы не безмерная любовь к музыке и несгибаемое упорство молодого человека, этого прекрасного произведения могло бы и не быть, так как будущий композитор в двенадцать лет не умел играть ни на одном инструменте и изначально собирался стать священником. В четырнадцать лет Василий окончил духовное училище, а затем поступил в семинарию, в которой проучился ещё четыре года. Поскольку в данном учебном заведении большое внимание уделялось нравственному воспитанию и развитию врождённых дарований воспитанников, то там поощрялись занятия живописью и музыкой, а помимо хора был организован ученический оркестр и даже любительский театр. В такой благотворной атмосфере природные музыкальные способности юного Калинникова развивались весьма интенсивно.
Практически с первых дней обучения он стал первым помощником учителя пения, а вскоре утверждён на должность регента хора духовной семинарии. Вот тогда-то у Василия и возникло желание всю свою жизнь посвятить музыке, и после четырёхгодичного курса обучения, морально поддерживаемый родителями, он принимает решение переехать в Москву и поступить в консерваторию.
Поначалу всё шло неплохо: Калинникова приняли в учебное заведение на подготовительный курс по классу сольфеджио и теории музыки, но через год из-за сильно пошатнувшегося финансового положения и невозможности уплаты за обучение он вынужден был оставить консерваторию и перевестись в созданное при Московском филармоническом обществе Музыкально-драматическое училище. Там предоставлялось бесплатное образование для студентов, обучающихся на духовых инструментах, поэтому Василию для продолжения своего музыкального образования пришлось усердно осваивать фагот и фортепиано, а также особое внимание уделять теоретическим предметам.
Тогда в жизни Калинникова начался весьма сложный период, который продолжался до конца его дней. Чтобы помочь своей семье, оказавшейся в затруднительном материальном положении, Василий отказался от финансовой поддержки, и ему пришлось самому зарабатывать себе на существование. Несмотря на то, что занятия в училище и студенческом оркестре занимали много времени, Калинников постоянно искал подработку. За мизерную плату он переписывал ноты, нанимался в начальные школы преподавателем хорового пения, а летом играл в различных частных оркестрах. Такая тяжёлая жизнь не могла не отразиться на здоровье молодого человека, а в 1887 году, устроившись на работу в оркестр музыкально-драматического театра «Парадиз», ему приходилось много часов просиживать на репетициях в холодном помещении. В результате у Василия возникло серьёзное лёгочное заболевание, которое впоследствии дало тяжёлое осложнение.
После окончания училища в 1991 году, из-за прогрессирующей болезни, Калинникову пришлось расстаться с фаготом, и если он периодически играл в оркестре, то только на литаврах . Постоянного места работы и соответственно стабильного заработка у Василия Сергеевича не было, а к тому времени он женился и помогал своим младшим трём братьям и сестре. Калинников брался за любую работу: он переписывал ноты, занимался оркестровкой, давал много частных уроков, репетировал с оркестрами в качестве второго дирижёра, а все свободные часы отдавал композиторскому творчеству. И вот именно тогда он уже сделал начальные наброски своей знаменитой Первой симфонии.
Однако, несмотря на житейские невзгоды и прогрессирующую болезнь (доктора поставили диагноз – туберкулёз), Василий Сергеевич не унывал. И действительно неожиданно пришла помощь: известный предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов, взяв композитора под своё покровительство, выделил средства, чтобы тот смог, как рекомендовали врачи, переехать для лечения в Крым. В Ялте, встретившей чету Калинниковых в начале декабря 1893 года, композитор сразу приступил к сочинению новых произведений. Это были вокальные и фортепианные миниатюры, а также увертюра для оркестра. Затем в феврале следующего года он начал работу над Первой симфонией, эскизы для которой он написал ещё в Москве. Василий Сергеевич тщательно обдумывал как форму, так и содержание произведения, но тем не менее в следующем месяце в чистовом варианте первая часть была готова и он сразу приступил к созданию второй части. Нельзя оставить без внимания, что в тот период композитор получал множество впечатлений от красивой природы Крыма, а затем от путешествий по Волге и посещения родной Орловщины, которые он совершил летом того же года. Вернувшись в сентябре в Ялту, Василий Сергеевич закончил «Скерцо» и начал уже было «Финал», но, почувствовав себя плохо, на время отложил работу. Впоследствии сочинение заключительной части далось композитору весьма нелегко, и даже, поставив в произведении последнюю точку, Калинникова мучили сомнения: получился ли Финал таким грандиозным, как был задуман?
Интересные факты
Содержание «Симфонии №1» Калинникова
Симфония № 1 (g-moll) Василия Калинникова – это выдающееся творение, в котором всё дарование композитора проявилось со всей своей полнотой. Наполненная жизнерадостным настроением, лирическими чувствами и поэтической мягкостью, музыка произведения необычайно светла и одухотворенна. Плавная неторопливость непрерывного мелодического потока напоминает задушевную широко льющуюся привольную народную песню, повествующую о бескрайних просторах русской земли, о красоте её природы. Помимо этого, композитор характерным для него музыкальным языком, которому присущи ясность, простота и выразительность, живо отобразил чувства простого человека: его радость, мечты и надежды.
В Первой симфонии Калинников использовал полный состав симфонического оркестра. Композитор хорошо знал выразительные и технические возможности всех инструментов, поэтому красками оркестровой палитры он пользовался как истинный художник. Без излишних нагромождений оркестровая фактура произведения звучит нежно и поэтично, а если нужно, то по-богатырски мощно.
Симфония № 1 (g-moll). Это наполненное оптимизмом произведение, проникнутое огромной любовью к родной русской земле, является свидетельством непомерного музыкального таланта выдающегося русского композитора Василия Калинникова. Симфония, в своё время стремительно ворвавшись в музыкальную атмосферу и с быстротой молнии прославив во всём мире имя её автора, в нынешнее время продолжает покорять сердца слушателей и по праву занимает достойное место среди шедевров симфонической музыки.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Симфония номер 1 часть 1
П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы»
Историю создания Симфонии №1 Чайковского, имеющей название «Зимние грёзы», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.
История создания «Зимних грёз»
Композитор начал сочинять произведение весной 1866 года. Вдохновение Пётр Ильич Чайковский черпал из воспоминаний о зиме в родном городе Воткинске. Ведь именно там самые веселые праздничные гуляния, самые красивые пейзажи и добрые люди. Композитор недавно закончил консерваторию в Санкт-Петербурге и сразу был принят на работу в качестве преподавателя по приглашению Николая Григорьевича Рубинштейна. Работы в учебном заведении было много, а график занятий был расписан практически поминутно. Уставший от повседневной рутины, без возможности заниматься любимым делом в дневное время, Чайковский был практически на грани нервного срыва.
Тем не менее, на качестве музыки состояние музыканта никак не отразилось. Наоборот, погружение в воспоминания настраивало его на творческий лад, композитор мог отдыхать от бесконечных лекций. Уже в сентябре сочинитель представил законченный вариант симфонии. К большому огорчению Чайковского сочинение было жестоко раскритиковано, и ему не дали права на исполнение.
Далее последовали дни переработки произведения, которые тянулись до ноября. И во второй раз композитор услышал, что симфония не доработана и требует внесения коррекции. Тем не менее, Николай Рубинштейн отметил, что вторая и третья части стали намного лучше и даже включил их в концерты Русского Музыкального общества, проходившие в Санкт-Петербурге и Москве. Премьера прошла незаметно и не принесла успеха молодому музыканту, лишь один неизвестный критик отметил необычайную мелодичность и превосходную оркестровку. Профессиональные критики же проявили холодность и не оставили рецензий.
Полностью симфония была исполнена вначале февраля в 1868 году на восьмом по счету симфоническом собрании Русского Музыкального общества. За дирижерским пультом был Николай Григорьевич Рубинштейн. К слову, данной редакции сочинения было суждено быть исполненной всего лишь один раз. Так как критики не пожелали написать о молодом таланте, и композиция была быстро забыта слушателями.
Прошло время, но Чайковского не отпускала мысль о том, почему «Зимние грезы» были так холодно приняты слушателями. Переехав в Италию, в 1874 году, он вновь берется за доработку. После пересмотра партитуры он подправил неточности в оркестровке, добавил новые уточнения, касающиеся исполнения. Работа была сделана достаточно быстро, но ранимый Чайковский боялся, что музыка опять останется без должного внимания и отложил исполнение на девять лет.
Премьера состоялась в Москве в 1883 году. Дирижер М. Эрмансдерфер отлично справился с собственной задачей, и музыка зазвучала совершенно по-новому. Критики были в восторге от услышанного. Через три года произведение было исполнено в Санкт-Петербурге, требовательная публика положительно приняла симфонию «Зимние грезы».
Интересные факты
Содержание
Удивительная сердечность и искренность музыки открывают для слушателя возможность прочувствовать всю красоту момента. Образное содержание тесно связано с впечатлениями от русских зимних пейзажей. Симфония имеет косвенную программность, так как не имеет в основе литературного произведения, и лишь две части из четырех имеют название.
Строение цикла имеет традиционную классическую форму, состоящую из четырех частей. Стоит отметить, что драматургическая линия практически не прослеживается, что говорит о лирическом характере симфонического сочинения.
Первая часть называется «Грезы зимнею дорогой», что сразу дает настрой на легкую меланхолию. Но название обманчиво, ведь музыка наполнена невероятной живой энергетикой. Подчеркивает эту особенность стремительный темп Allegro. Тональность соль минор отлично передает лиричность главной темы. Главная партия состоит из двух элементов: первый спокойный, имеющий дух протяжной народной песни, и второй, вносящий ощущение тревоги, которое достигается при помощи использования большого количества хроматических интонаций.
Чудесная оркестровка позволяет передать всю красочность зимнего пейзажа. Легкий фон струнных полностью отражает колыхание морозного зимнего воздуха и ненавязчивый перезвон рождественских колокольчиков. Холодные тембры духовых инструментов идеально подчеркивают красоту и изящность главной темы.
Побочная партия, как и положено, написана в тональности доминанты. После достаточно напряженной связующей партии, возвращается спокойствие и благодать.
Заключительная партия имеет ярко-выраженный народно-плясовой характер. Большим контрастом является разработка, в которой главенствуют хроматические интервалы. Сокращенная реприза включает в себя большое количество полифонических приемов, помогающих привести к кульминации. Кода возвращает слушателя к истокам. Первая часть открывает многогранный мир природы для слушателя. Настроение музыки меняется также быстро, как направление ветра.
Вторая часть медленная, написана в темпе Адажио. Название «Угрюмый край, туманный край» соответствует образности, вложенной в музыку. Форма трехчастная с явно-выраженными чертами рондо. Музыка загадочна, плавна. В ней живет дух русской песни. С первых тактов слушатель становится вовлечен в туманный мир, в котором все таинственно.
Третья часть скерцо, в основе которого лежит вальсовая трехдольность. Тональность до минор. Форма сложная трехчастная. Легкость и прихотливость темы отлично передают солирующие инструменты: флейты и кларнеты. Средняя часть полностью оказывается во власти вальса, которое становится все более напряженным. Минорное звучание вальса является кульминацией всего цикла. На столь мрачной ноте заканчивается скерцо.
Финал – это торжественная картина народного гуляния. Основой является хороводная песня. Ликование и радость пронизывают каждый такт, даря ощущение массового сплочения. Сцена быта народа открывает для слушателя новые грани реальности. Полифонические приемы помогают в должной степени отразить многоуровневость и разнообразность народного творчества.
«Зимние грёзы» являются одним из лучших сочинений Петра Ильича Чайковского раннего периода. Именно в этом произведении впервые проявляются и формируются образы, характерные для дальнейшего творчества. Композитор применяет новые для себя приемы композиции, которые уже начинают выявлять особенности его музыкального мышления. Симфония, безусловно, является знаковым сочинением для отечественной музыки.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Петр Ильич Чайковский «Зимние грёзы»