школа номер 9 мегион
Школа номер 9 мегион
Дата открытия: 24.09.2010 год.
Почтовый и юридический адрес: 628680 Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Мегион, улица Свободы, дом 6/1, дополнительный корпус (дошкольное образование): ул. Кузьмина, д. 6/1.
Директор: Макаров Михаил Иванович
Приёмная: телефон (34643) 3-30-90, вахта 3-80-10
Язык обучения в школе: русский.
Реализуемые уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Нормативный срок обучения: дошкольное обучение (5 лет), начальное общее образование, 4 года; основное общее образование, 5 лет; среднее общее образование, 2 года.
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная, дистанционное. Может быть организована промежуточная и государственная итоговая аттестация для лиц, получавших образование в форме семейного обучения и самообразования.
Срок действия государственной аккредитации: 31 мая 2023 года.
Режим обучения: односменный.
Приём граждан: с 14.00 до 16.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья.
Вышестоящая организация: департамент образования и молодёжной политики администрации города Мегиона.
Руководитель: Метринская Татьяна Юрьевна, телефон: 9-66-58.
Электронный адрес управления образования: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Учредителем и собственником имущества МАОУ «СОШ №9» является муниципальное образование города Мегиона. Функции и полномочия Учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляются органами администрации города Мегиона, в соответствии с компетенцией, предусмотренной Положениями об этих органах.
Школа номер 9 мегион
Дата открытия: 24.09.2010 год.
Почтовый и юридический адрес: 628680 Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Мегион, улица Свободы, дом 6/1, дополнительный корпус (дошкольное образование): ул. Кузьмина, д. 6/1.
Директор: Макаров Михаил Иванович
Приёмная: телефон (34643) 3-30-90, вахта 3-80-10
Язык обучения в школе: русский.
Реализуемые уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Нормативный срок обучения: дошкольное обучение (5 лет), начальное общее образование, 4 года; основное общее образование, 5 лет; среднее общее образование, 2 года.
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная, дистанционное. Может быть организована промежуточная и государственная итоговая аттестация для лиц, получавших образование в форме семейного обучения и самообразования.
Срок действия государственной аккредитации: 31 мая 2023 года.
Режим обучения: односменный.
Приём граждан: с 14.00 до 16.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья.
Вышестоящая организация: департамент образования и молодёжной политики администрации города Мегиона.
Руководитель: Метринская Татьяна Юрьевна, телефон: 9-66-58.
Электронный адрес управления образования: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Учредителем и собственником имущества МАОУ «СОШ №9» является муниципальное образование города Мегиона. Функции и полномочия Учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляются органами администрации города Мегиона, в соответствии с компетенцией, предусмотренной Положениями об этих органах.
Школа номер 9 мегион
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Классные руководители
Класс Кабинет Учитель
1а 1304 Степанова Татьяна Юрьевна
1б 1305 Соколова Ольга Николаевна
1в 2102 Лунгу Ольга Анатольевна
1г 1206 Варзарь Наталья Викторовна
1д 2101 Николаенко Ирина Викторовна
1е 3100 Лисицкая Инна Михайловна
2а 1201 Алиева Гулженнет Юсуповна
2б 1303 Кулябина Людмила Геннадьевна
2в 1203 Пивоварова Татьяна Алексеевна
2г 1204 Лапшина Маргарита Ивановна
2д 3305 Карташов Егор Александрович
2е 2209 Рыкалина Людмила Ивановна
3а 1101 Хуснутдинова Гульназ Баймухаметовна
3б 2204 Тимочко Валентина Владимировна
3в 1102 Павлюк Елена Викторовна
3г 1103 Дунихина Оксана Николаевна
3д 1104 Князева Виктория Евгеньевна
3е 1202 Карташова Светлана Александровна
4а 1302 Серова Светлана Викторовна
4б 1301 Кузнецова Эльза Вильшатовна
4в 2103 Габитова Розалия Валитьяновна
4г 1106 Сидорова Алёна Радиковна
4д 1407 Гненик Вячеслав Анатольевич
5а 2411 Крапивкина Екатерина Сергеевна
5б 1405 Гиреева Пятимат Иссаевна
5в 3307 Чернушенко Юрий Николаевич
5г 3302 Васильева Ксения Петровна
5д 2201 Сафонова Екатерина Владимировна
6а 3209 Кислицина Ольга Павловна
6б 3403 Хафизова Зарина Мирвалиевна
6в 2202 Сталевич Ольга Геннадьевна
6г 2203 Шаркези Оксана Дюловна
6д 2211 Шарова Елена Владимировна
6е 2401 Брынская Инна Михайловна
7а 2407 Даценко Полина Александровна
7б 2213 Агаметова Мержан Мавлутдиновна
7в 2305 Пожарская Ирина Леонидовна
7г 2405 Пономарева Марина Алексеевна
7д 2214 Вахитова Валерия Артуровна
8а 2404 Лавренюк Ольга Владимировна
8б 3307 Чернушенко Юрий Николаевич
8в 2109 Швецова Елена Евгеньевна
8г 1403 Газова Наталья Алексеевна
8д 2404 Ашалова Анжела Алидаевна
9а 2208 Ковалева Светлана Юрьевна
9б 2305 Пожарская Ирина Леонидовна
9в 2208 Ковалева Светлана Юрьевна
9г 2311 Журавский Андрей Александрович
10а 2302 Сенечко Ольга Владимировна
10б 2408 Пронина Ирина Николаевна
10в 3309 Хисматуллина Нурзия Ильинична
10г 2301 Жигалко Ольга Анатольевна
11а 2304 Мыйня Алла Фёдоровна
11б 2401 Брынская Инна Михайловна
11в 2406 Козлова Алёна Николаевна
11г 3105 Тихонова Наталья Александровна
11д 3105 Тихонова Наталья Александровна
Школа номер 9 мегион
СРОЧНО!! МЕГИОН!! Нужно будет расклеить листовки на стендах подъездов и остановках в районе: Победы 3/4.
А5 формат 300 шт листовок.
Фотоотчёт обязателен. 150 шт фото с района. За работу 1200р.
Приступить нужно 4 Сентября!
Наличие велосипеда приветствуется!
По всем вопросам, обращаться в личку.
Центр дистанционного образования «Прояви себя» приглашает учеников 1-11 классов (школы, гимназии, лицеи) и студентов 1-2 курсов ССУЗов (колледжи, техникумы, училища) принять участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде школьников и студентов. Показать полностью.
Дистанционная олимпиада школьников и студентов проводится по математике, физике, химии, биологии, географии, литературе, истории и обществознанию.
Олимпиады проводятся в течение учебного года ежемесячно.
Ссылки на сайт и группу дистанционной олимпиады в моём аккаунте.
Будем рады Вашему участию!
Хорошего Вам дня!
Центр дистанционного образования «Прояви себя» приглашает учеников 5-11 классов и студентов 1-2 курсов ССУЗов (колледжи, техникумы, училища) принять участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку имени Кирилла и Мефодия. Показать полностью.
Олимпиады проводятся в течение учебного года ежемесячно.
Будем рады Вашему участию!
Школа № 9. г. Мегион
Галина Батаева запись закреплена
В магазине «Школьная форма Skylake » на Чапаева 38 стр.1 поступление школьной сменной обуви ТМ MURSU (Финляндия)!
Натуральная кожа!
Перфорация!
Белая стелька!
Финское качество!
Показать полностью.
Размеры 32-41
Нижневартрвск
Чапаева 38стр.1
Тел.61-61-16
С 10.00 до 20.00
Без перерыва
Виктория Самум запись закреплена
Коран — это книга, написанная в VII в., продукт своего времени, отражающая патриархальные общественные отношения, бытовавшие в регионе ее возникновения. Откуда же берет начало невысокий статус женщин, зафиксированный в этом «священном» писании? Чтобы понять это, нужно вспомнить о древнем обычае закапывания новорожденных девочек в землю, бытовавший у арабов вплоть до возникновения этого религиозного учения.
Показать полностью. Обычай этот возник из-за суровых природных условий пустынной Аравии, не позволявших прокормить много детей. Поэтому дочери у народов данного региона считались лишними в семье, так как они не могли принимать участия в походах племени, приносивших добычу. Неодинаковое отношение отца к рождению сына и дочери, упоминание о старом обычае отчетливо сохранилось и в Коране: «А когда кого-нибудь из них порадуют вестью о девочке, лицо у того делается мрачным, он становится унылым; прячется от людей, огорчаясь тем, чем хотели его обрадовать; удержать ли ее при себе, к своему посрамлению? Или скрыть ее в земле?» (16, 60—61)
Хоть с появлением Корана и было несколько смягчено прежнее отношение к девочкам, но неравноправный статус женщин был сохранен. Коран утверждал господство мужа и отца, а все члены семьи обязаны были подчиняться его воле и желаниям. «Мужья стоят выше жен, потому что Господь дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них» (4, 38). Неравноправие полов нашло свое отражение в брачных отношениях, которые были подробно разработаны в шариате. Согласно нормам шариата, женщина не решала вопроса о браке, за нее это делал кто-нибудь из ее ближайших родственников мужчин или доверенное лицо. По этой причине очень часто согласие девушки на брак было формальным. Родственники или доверенное лицо отдавали ее замуж любому, кто был в состоянии заплатить выкуп. Брак явственно принимал черты коммерции. Жена приобреталась мужчиной как имущество. Шариат подтверждал, что муж получает полную власть над женой по уплате мехра. При определении мехра принимали во внимание возраст, красоту, происхождение, ум и другие качества девушки.
Поскольку женщину покупали за деньги или обменивали на скот, то, естественно, в семье она обладала невысоким статусом. В семье мужа она находилась под вечным страхом, что за малейшую оплошность ее могут выгнать из дому. Возвращение к родным не сулило ей ничего хорошего, а к общественному труду женщина не была приспособлена в силу распространенных обычаев затворничества. Традиционные нормы не защищали женщину в должной мере, поэтому она не смела поднять голос в защиту своего достоинства и своих прав. Напротив, Коран разрешал мужу строго наказывать строптивую жену: «Тех, которые опасны по своему упрямству, вразумляйте, делайте им побои» (4,38). В Коране подробно регламентировалось положения о разводе. Право на расторжение брака также целиком принадлежало мужчине. Даже в тех случаях, когда жена «видит притеснение себе от мужа» или его отвращение к ней, Коран советовал обеим сторонам помириться «искренним миром» ( 4, 127). Только в одном месте Kopaна оговаривалось право жены на развод при условии уплаты мужу выкупа (2, 229).
Поводом для развода со стороны мужа, могла служить малейшая провинность жены, любой пустяк. Муж мог развестись с женой и без всякого повода. Стоило только мужчине произнести положенную ритуалом формулу развода, как развод вступал в силу. В то время, как за мужчиной закреплялось неограниченное право на развод, права женщин в этом отношении были весьма ограничены. После развода жена оставалась в доме мужа на небольшой срок, который нужен был для того, чтобы установить, не беременна ли она (2, 228). Ведь если бы беременная жена ушла из дома мужа раньше этого срока, то она унесла бы в своем чреве наследника, который по закону принадлежал не ей, а мужу. Если женщина была беременна, то после родов она оставляла ребенка мужу, лишаясь права на его воспитание. В неравные условия была поставлена разведенная жена и при разделе имущества семьи. Коран рекомендовал мужу дать своей жене «надел в «благоприличном размере, как подобает людям благочестивым» (2,242). То есть женщина могла надеяться на определенную часть имущества только при условии, что муж окажется человеком благочестивым, размер же этой части зависел от желания мужа.
Одной из причин экономического неравенства женщин с мужчинами был обычай затворничества. Женщины не имели права без разрешения отца или мужа выйти из дома, поддерживать знакомство с другими людьми. Исследователи считают, что обычай затворничества женщин связан с оседлым образом жизни, что до определенного периода у кочевых племен региона такого ограничения для женщин не было. Большинство исследователей сходится на том, что этот обычай был перенят у оседлых народов. Согласно различным источникам, хиджаб и затворничество получили распространение у ближневосточных народов лишь в VIII в., причем эти институты привились главным образом в городах, где женщины не участвовали в общественных делах. Это подтверждается, например, тем, что у кочевых народов Средней Азии женщина во все времена оставалась свободной от ношения хиджаба и не подвергалась затворничеству. Поскольку женщинам наравне с мужчинами приходилось делить все тяготы кочевой жизни, а затворничество и ношение хиджаба не давали бы возможностей для нормального осуществления повседневных обязанностей.
Виктория Самум запись закреплена
История происхождения культа Марии.
Первые христиане в своем учении очень мало внимания уделяли Марии. В тоже самое время Рим в текстах ранних христиан зачастую изображен в виде женщины, сидящей на звере. Никаких следов почитания Марии нет и в ранних посланиях, приписываемых апостолу Павлу.
Показать полностью. Автор этих посланий представлял Иисуса сыном Господа, сошедшим на землю, а совсем не сыном некой добродетельной женщины. В Новом завете Мария не занимает сколько-нибудь значительного места. В самом раннем из канонических евангелий — Евангелии от Марка нет описания рождения Иисуса, рассказ о нем начинается сразу с прихода Иисуса из Галилеи и крещения его Иоанном. В позднейших евангелиях Матфея и Луки в описаниях рождения Иисуса начинает фигурировать Мария. У Матфея эти рассказы менее подробны, чем у Луки. Автор третьего евангелия вводит рассказ о том, как к Марии явился ангел и объявил, что она зачнет от святого духа. Но о дальнейшей жизни Марии в период проповеди Иисуса, во время суда над ним и после казни его в первых трех евангелиях ничего не сказано: мать Иисуса даже не упомянута среди женщин, присутствовавших при распятии. Только в Евангелии от Иоанна Мария, мать Иисуса, оказывается у креста. Вот и все сведения о ней, которые содержатся в Новом завете. И все-таки культ Марии существует, и торжественно справляются праздники в честь ее рождения и смерти, о которых ни слова нет в «священных» писаниях. Откуда же он взялся?
Ответ очевиден для всякого критичного исследователя. Он был заимствован ранними христианами из других религиозных систем. Ведь среди средиземноморских культов большую роль играл древний земледельческий культ матери, которая олицетворяла плодородие. Вряд ли можно было найти в древнем Риме область, где в той или иной форме не почиталось бы женское божество. В Греции была Деметра, в Малой Азии — Кибела, в Месопотамии — Иштар, в Египте — Исида. В первые века н.э. эти древние верования по прежнему существовали, особенно среди деревенского населения провинций. Крестьяне на последние гроши ставили посвятительные надписи «великой матери», прося у нее и покровительства, и хорошего урожая. Они инстинктивно продолжали сохранять свои традиционные культы и свои древние обряды. Особое распространение — даже в Италии — получил культ египетской богини Исиды, по легенде, жены Осириса и матери Гора. Она обычно изображалась с младенцем Гором на руках. Римский писатель II в. Апулей в своей знаменитой повести «Метаморфозы» подробно описывает культ Исиды. Герой этого произведения — молодой человек Луций с помощью колдовства превращается в осла. Он претерпевает множество приключений пока наконец Исида не освобождает его.
Итак, один из столпов церкви IV в., чьи произведения изучались и цитировались последующими церковными писателями, официально заявлял, что он ничего не знает об обстоятельствах смерти Марии (даже неизвестно, где и как она была похоронена). Лишь в IV—V вв. культ Марии побеждает в христианской среде. Центром почитания Марии становится Эфес, где издавна существовал женский культ Артемиды. Как писал один из исследователей происхождения культа Марии, А. Древе, древний культ матери «снова ожил в культе Марии, переменив только имя и получив христианскую окраску». Праздники в честь Марии были введены еще позднее. Они были приурочены к местным языческим праздникам: рождение Марии впервые стало отмечаться с VI в., в дни языческих праздников, связанных с началом года (ближневосточный год начинается с сентября), а успение — с конца V в. Праздник успения совпадал с празднованием крестьянами окончания уборки урожая. Таким образом, в основу одного из важнейших культов позднейшего христианства, были положены более древние языческие верования.
Михаил Шевченко запись закреплена
Александр Сергеев запись закреплена
Краткая история создания ветхозаветных текстов.
Завоевав Палестину и жестоко расправившись с ее оседлым населением (в Ветхом завете описываются «подвиги» иудеев, которые, с благословения Яхве, безжалостно уничтожали целые города и опустошали плодородные области этой благодатной части ближневосточного региона), древние евреи осели в этой стране, перешли к земледельческому образу жизни и создали здесь свое государство.
Показать полностью. Немалое влияние на развитие их культуры — возможно, также и религии — оказали при этом традиции древних палестинских народов, отныне включенных в состав еврейского государства.
В этот ранний период среди евреев большим авторитетом и влиянием пользуются иерархи иерусалимского храма, «слуги божьи», а также различные «пророки», выступавшие нередко в роли оппозиции по отношению к первым. Иерусалимский храм с течением времени, особенно после реформ иудейского правителя Иосии в 622 г. до н.э., становится не только центром, но и практически единственным местом, где совершаются ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. Остальные святилища и алтари, равно как и другие древнееврейские и заимствованные у завоеванных народов Ханаана культы, с начала I тысячелетия до н.э. постепенно отодвигаются на второй план. Только одному Яхве возносили теперь молитвы храмовые жрецы. Яхве был на устах у многочисленных пророков, чьи поучения были включены в Ветхий завет и дожили до наших дней. В известной мере можно сказать, что вся жизнь народа и политика государства все более концентрировались вокруг Яхве и иерусалимского храма. Недаром и весь период древнееврейской истории до 586 г. до н.э., когда Иерусалимский храм был разрушен, называется периодом Первого храма.
Таким образом, период Первого храма становится эпохой усиления культа Яхве. Уже тогда сложились те основы иерократии и теократии, которые отчетливо проявили себя позже, в период Второго храма. В 538 г. до н.э. Иерусалимский храм был отстроен заново. Служители его утопали в роскоши — со всех концов страны к ним стекались обильные подношения. В период Второго храма еще резче и последовательней, чем прежде, стал насаждаться очищенный от наслоений прошлого культ единого и всемогущего Яхве. Служители храма, практически забравшие в свои руки всю власть в стране, энергично боролись против политеистических «пережитков» и в частности евреям было запрещено изготовление «идолов» других религиозных культов.
Вскоре вся эта история и теория иудаизма, столь тесно связанные с жизнью и судьбами древних евреев, нашли свое отражение в Библии, в ее Ветхом завете. Хотя Библия, как сумма «священных» книг, стала комплектоваться еще на рубеже II—I тысячелетий до н.э., основная часть текстов и, видимо, редакция общего свода датируется периодом Второго храма. В этот период жрецы, не имевшие забот по обслуживанию храма, сосредоточили свои усилия на переписывании и редактировании старых свитков, а также на составлении новых текстов. В итоге, ветхозаветная часть Библии была составлена из ряда книг, которые почитались священными и изучались многими последующими поколениями евреев. Будучи прежде всего церковной книгой, Библия воспитывала в своих читателях слепую веру во всемогущество объекта поклонения иудеев, в его всесилие, в творимые им чудеса и т.п. Ветхозаветные тексты учили евреев смирению перед волей Яхве, повиновению ему, а также говорящим от его имени еврейским жрецам и пророкам.
Главным в ветхозаветных преданиях стали не только те чудеса, которые якобы являл сам Яхве, но и та чудесная связь, которую будто бы имел Яхве с покровительствуемым им народом, в той необычайной мудрости, которой он будто бы щедро наделял избранных им патриархов этого народа. Именно это в первую очередь и было записано в текст «священной» книги. И вот в ветхозаветных текстах мы находим, что первый патриарх евреев Авраам, чья жена Сарра уже на старости лет родила единственного сына Исаака, готов по первому слову Яхве принести ему в жертву своего первенца, а в награду за столь ревностное почитание и повиновение господь благословляет Авраама, Исаака и все их племя. А вот сын Исаака Иаков, преодолевая все сложности, добывает себе любимую жену, умножает свои стада, обзаводится большой семьей и огромным имуществом, и все это также благодаря Господу.
Таким образом, отличительная черта иудаизма выражалась в его исключительной вере во всемогущество Яхве. Идея же этого всемогущества лучше всего, пожалуй, нашла отражение в книге Иова. Книга эта рассказывает о страданиях Иова, у которого Яхве, решивший провести своего рода эксперимент, поочередно отнял все имущество, детей, здоровье и привел его к краю гибели, как бы испытывая, возропщет ли отличавшийся благочестием Иов, отречется ли он от великого и всеблагого Яхве. Долго терпел Иов, страдая и по-прежнему благословляя господа. Но на краю гибели он не выдержал и возроптал. Господь через верных ему посланцев сурово осудил Иова за малодушие и неверие, за ропот и противодействие — и посрамленный Иов смирился, после чего Господь вернул ему все, что ранее отнял. Книга Иова весьма показательна в плане воспитания в своей пастве покорности и смирения, упования на помощь всемогущего Яхве до последнего.
Итак, квинтэссенция Ветхого завета заключена в идее избранничества. Господь един для всех — это великий Яхве. Но всемогущий Господь из всех народов выделил один — еврейский. Прародителю евреев он дал свое благословение, и с тех пор этот народ со всеми его успехами и неудачами, бедствиями и радостями, благочестием и неповиновением находится в центре внимания Господа. Как и другие монотеистические религии, иудаизм не только резко выступал против многобожия, но и был религией, не терпящей существования наряду с их великим Господом никаких других культов. Характерно, что в период Второго храма, т.е. примерно с V в. до н. э., иерусалимские иерархи весьма строго следили даже за тем, чтобы их паства не вступала в брачные связи с иноплеменниками. В итоге, избраннические мотивы иудаизма сыграли немалую роль в дальнейшей судьбе еврейского народа. Убежденная вера в свою исключительность, избранность способствовала выработке той психологии, которая обнаруживалась и после того, как раннее еврейское государство перестало существовать, а большинство евреев рассеялось по всему миру.
Виктория Самум запись закреплена
Л. Толстой. Патриотизм или мир?
Ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма — войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся.
Показать полностью.
Часто, когда спрашиваешь у детей, что они выбирают из двух несовместимых вещей, но которых им обеих очень хочется, они отвечают: и того, и другого. Что хочешь: ехать кататься или дома играть? И ехать кататься и дома играть.Точно так же отвечают нам народы на поставленный им жизнью вопрос: что они выбирают из двух: патриотизм или мир? Они отвечают: и патриотизм, и мир, хотя соединить патриотизм и мир так же невозможно, как в одно и то же время ехать кататься и оставаться дома.
Если американец желает предпочтительного пред всеми другими народами величия и благоденствия Америки, и точно того же желает англичанин, и русский, и немец, и поляк, и абиссинец, и т.д., и все они убеждены, что эти желания не только не надо скрывать и подавлять, но что этими желаниями можно гордиться и должно развивать их в себе и других, и если величие и благоденствие одной страны или народа не может быть приобретено иначе, как в ущерб другой или иногда и многих других стран и народов, то как же не быть войне. И потому для того, чтобы не было войны, нужно не читать проповеди и молиться о том, чтобы был мир, не уговаривать «великие нации» быть в дружбе между собою, чтобы властвовать над другими народами, не составлять двойственный и тройственный союзы друг против друга, не женить принцев на принцессах других народов, а нужно уничтожить то, что производит войну. Производит же войну желание исключительного блага своему народу, то, что называется патриотизмом. А потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм. А чтобы уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и вот это-то и трудно сделать.
Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвел объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть множество патриотизмов, противоположных один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.
Говорить, что если патриотизм был благодетелен, соединяя людей в государства, как это было некогда, то от этого патриотизм и теперь так же благодетелен, всё равно, что говорить, что так как пахота была полезна и благодетельна для поля перед посевом, то она так же будет благодетельна теперь, когда посев уже взошел. Ведь хорошо бы было удерживать патриотизм в память той пользы, которую он когда-то принес людям, как хранят и удерживают люди старинные памятники храмов, гробниц и т.п. Но эти памятники стоят, не принося людям никакого вреда, патриотизм же не переставая производит неисчислимые бедствия.
Хотят или не хотят этого люди, вопрос ясно стоит перед человечеством: каким образом может тот патриотизм, от которого происходят неисчислимые как физические, так и нравственные страдания людей, — быть нужным и быть добродетелью? И ответить на этот вопрос необходимо. Необходимо или показать, что патриотизм есть такое великое благо, что он выкупает все те страшные бедствия, какие он производит в человечестве, или признать, что патриотизм есть зло, которое не только не надо прививать и внушать людям, но от которого надо всеми силами стараться избавиться.
Если мы действительно хотим мира, то патриотизм есть пережиток варварского времени, который не только не надо возбуждать и воспитывать, как мы это делаем теперь, но который надо искоренять всеми средствами: проповедью, убеждением, презрением, насмешкой. Если мы хотим жить в мире, то не только нельзя сочувствовать могуществу своего отечества, но надо радоваться ослаблению его и содействовать этому. И чем больше государство, тем злее и жесточе его патриотизм, тем на большем количестве страданий зиждется его могущество. Поэтому, если мы не только не должны, как теперь, желать увеличения своего государства, но желать уменьшения, ослабления его и всеми силами содействовать этому. И так и воспитывать молодые поколения. Должны воспитывать молодые поколения так, чтобы как теперь стыдно молодому человеку проявлять свой грубый эгоизм, например, тем, чтобы съесть всё, не оставив другим, столкнуть слабейшего с дороги, чтобы самому пройти, отнять силою то, что нужно другому, — так же бы было стыдно желать увеличения могущества своего отечества; и так же, как считается глупым и смешным теперь восхваление самого себя, так же бы считалось глупым восхваление своего народа, как оно теперь производится в разных лживых отечественных историях, картинах, памятниках, учебниках, статьях, стихах, проповедях и глупых народных гимнах. Надо понимать, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую и духовную жизнь народов, будут и войны, ужасные, страшные войны.