школа номер 1 сибай
Школа номер 1 сибай
Педагогический состав
Директор
Дияров Рушан Нурмухаметович
Заместитель директора по учебной работе
Бутырина Альфия Давлеткилдевна
Заместитель директора по научно-методической работе
Симонова Нелля Салаватовна
Социальный педагог, учитель ИЗО
Армизонова Елена Ивановна
Муллагулов Рамиль Фаритович
Учитель русского языка и литературы (высшая категория)
Антипина Галина Сергеевна
Учитель русского языка и литературы (высшая категория)
Корнева Елизавета Петровна
Учитель русского языка и литературы (высшая категория)
Кутукова Галина Михайловна
Учитель русского языка и литературы (высшая категория)
Шагеева Фания Талгатовна
Учитель русского языка и литературы
Чекушкина Ирина Александровна
Учитель математики (высшая категория)
Семикозова Елена Александровна
Учитель математики (высшая категория)
Огаркова Рашида Римовна
Исмагилова Мунира Алмазовна
Учитель математики
Мухаметкужин Тимур Гайфуллович
Учитель информатики и ИКТ (высшая категория)
Зайнетдинова Римма Сергеевна
Учитель физики(высшая категория)
Леонтьева Валентина Ивановна
Учитель химии (высшая категория)
Муллагулова Наталья Николаевна
Учитель биологии (высшая категория)
Сайфетдинова Дилара Гайфулловна
Учитель истории и обществознания (высшая категория)
Имгрунт Елена Ивановна
Учитель истории и обществознания (высшая категория)
Субботина Тамара Николаевна
Учитель иностранного языка (высшая категория)
Генералова Надежда Павловна
Учитель иностранного языка (высшая категория)
Арепринцева Инна Рафаиловна
Учитель иностранного языка (первая категория)
Бояринова Юлия Игоревна
Учитель иностранного языка
Борзило Юлия Станиславовна
Учитель башкирского языка и литературы (высшая категория)
Школа номер 1 сибай
Юридический адрес: 453833, Республика Башкортостан, город Сибай, улица Горького, 29 телефон 8(34775)5-79-52, 5-79-85.
Тип Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Вид средняя общеобразовательная школа
Нормативно-правовая база Образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, с Законом РФ «Об образовании», иным законодательством РФ об образовании, в том числе Типовым положением об общеобразовательном учреждении в РФ, иными законодательными и нормативными правовыми актами, Уставом МОБУ СОШ № 1 города Сибай Республики Башкортостан.
Учредитель Администрация городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
Управление школой осуществляется педагогическим советом школы на основе принципов гласности, демократии и самоуправления.
Педсовет работает в тесном контакте с администрацией школы.
Управление учебно-воспитательным процессом и текущей деятельностью школы осуществляет директор.
В школе обучается 752 учащихся (30 класс-комплектов)
Количество обучающихся в 1-4 кл – 349 человека
в 5-9 кл – 316 человек
в 10-11 кл – 87 человек
Органы ученического самоуправления
— Совет школы
— Попечительский Совет
Школа номер 1 сибай
мы переехали на новый адрес sibaych1.wixsite.com/shkola
По результатам работы конференции определены победители и призеры:
6 марта в школе №1 прошел городской конкурс «А ну-ка девочки».
В программу конкурса входили следующие этапы:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО МЫ!
ЗОЛУШКА, САМАЯ УМНАЯ
КУЛИНАРНЫЙ, КОНДИТЕР
МОДЕЛЬЕРЫ, РУКОДЕЛЬНИЦА
По итогам конкурса были выявлены следующие результаты:
6.03 по итога конкурса «Молодой педагог 2017» на грант главы Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан английского Исмагилова Р.Р заняла 1 место.
01.02.-28.02.2017 В школе проводится Месяц патриотического воспитания. 15, 16 февраля состоялся Фестиваль солдатской песни среди 1-6-х классов, конкурс строя и песни среди 7-11-х классов.
2 декабря 2016 года в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДом Комитетом по делам молодёжи Администрации городского округа город Сибай республики Башкортостан проводился конкурс плакатов «СПИДу нет!», где учащаяся 7 в класса Ганиева Юлия заняла 1 место.
17 декабря прошел конкурс начинающих писателей и поэтов на призы лауреата премии имени Салавата Юлаева, писателя Тансулпан Гариповой, проходивший в Сибайской гимназии-интернат. От нашей школы участвовала Билалова Камила из 9б и заняла почетное 3 место и получила грамоты и ценные призы. Поздравим нашу молодую, начинающую поэтессу!
18 апреля в Школе был организован сбор макулатуры. Учащимися было собрано более 3 тонн бумаги. Вырученные средства пойдут на озеленение пришкольного участка.
1 апреля ученица 5а класса Киньябулатова Уралия была награждена дипломом 2 степени республиканского конкурса исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников РБ.
Урок был проведен в соответствии программой мероприятий разработанной Исполкомом МСОО «Всемирный Курултай/конгресс башкир». Урок провел учитель истории и культуры Башкортостана Мусин Р.Р.
На уроке были продемонстрированы энциклопедические, документальные материалы и фрагменты историко-документального фильма «Мятежный комбриг» с использованием ИКТ.
03.03.2016. Состоялось торжественное закрытие Месячника патриотического воспитания в школе, подведены итоги различных конкурсов и мероприятий.
26.02.2016. В актовом зале школы прошла ежегодная Конференция отцов, посвященная Месячнику патриотического воспитания и Дню защитника Отечества. Были приглашены воин-интернационалист, участник боевых действий, учитель ОБЖ Исламбаев И.И., психолог Микрюкова Р.А., а также 60 отцов учащихся школы.
Также команда нашей школы заняла Почетное первое место в городском конкурсе «А, ну-ка, парни!». которой не было равных.
19.02.2016. В школе прошел конкурс «Готовы встать в строй», посвященный Месячнику патриотического воспитания между командами юношей 9-11 классов.
18.02.2016. В школе проводился городской конкурс презентаций на английском языке «Монархи Англии». Команда нашей школы завоевала Гран-При (Хафизова Линара и Исмагилова Рита, учащиеся 7в класса, учитель Борзило Ю.С.). Желаем дальнейших успехов!
Учитель начальных классов Матинова Гульфия Асхатовна заняла 3-е место в ежегодном городском конкурсе «Учитель года»!
Учащаяся 9 класса Шамратова Диана стала призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
С 05.12.2015 по 12.12.2015 года в рамках Всероссийской акции «Час кода» в школе прошли тематические уроки, где учащиеся 5-11 классов увидели яркие видео-лекции, послушали специалистов ведущих ИТ-компаний, где они делятся своим взглядом на перспективу развития информационных технологий, на то, как изменится мир в самом ближайшем будущем.
Первая часть урока состояла из просмотра мотивационного ролика, который раскрыл ребятам имидж ИТ, как молодой, быстроразвивающейся и инновационной индустрии.
17.09.2015. Сегодня в 10.00 часов в школе прошла объектовая тренировка по теме «Пожарная безопасность» в рамках месячника «Безопасность детей».
01.09.2015. В школе традиционно прошла торжественная линейка, посвященная Дню Знаний. На праздник были приглашены представители Администрации города, шефствующей организации.
7.04.15 Семинар для классных руководителей по теме «Первичные средства пожаротушения»
Тематические уроки по охране труда на уроках
16.04.2015 года для учащихся 10-х классов был проведен Депутатский урок, посвященный 60-летию города и 10-летию Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан по теме «История образования города Сибай».Проводили урок Биккинов Я. У., Мавлеткулов Э.Х.,Хасанов С.Г.
19.03.2015 На базе МОБУ СОШ №1 прошел городской круглый стол, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Память о войне: хранить вечно» с участием ветеранов войны Сидоренковой Александры Алексеевны, Рысбаевой Самиги Рысмухаметовны, руководителя клуба «Фронтовые подруги» Кодаковой Натальи Васильевны.
Также были приглашены учащиеся школ города. Мероприятие прошло на высоком уровне. Дети заинтересованно участвовали в обсуждениях, задавали вопросы ветеранам, выразили слова благодарности за вклад в Победу в Великой Отечественной Войне.
МОБУ СОШ №1 ГО г.Сибай
Батыр Батыров запись закреплена
Natalya Kuzmina запись закреплена
Фарида Абдуллина запись закреплена
Александр Сергеев запись закреплена
Монастыри и дешевый детский труд.
При исследовании документов, связанных с монастырями, можно найти многочисленные упоминания о неких монастырских «детенышах». Однако, историческая литература, которая бы исследовала использование детского труда в монастырях невелика. Вероятно, потому что данная тема наносит определенный урон авторитету церкви.
Показать полностью.
Что же известно о монастырских «детенышах». Исходя из доступных исследований, можно говорить о том, что «детеныши» в монастырях пополнялись из числа осиротевших детей в результате войн, голода, других бедствий. Эти дети работали на монастырских полях и прислуживали монахам, выполняя различные поручения монастырской администрации. После того, как сироты вырастали, они вливались в ряды монастырских слуг или становились церковными крестьянами. Помимо сирот в состав монастырских «детенышей» входили и дети, чьи родители в силу нищеты отдавали их монастырям в качестве наемных работников.
М.А. Дьяконов разделял условия жизни тех «детёнышей», которые жили в монастырях с детства, по многу лет, и тех, которых нанимали на определённую работу на небольшой срок. Между первыми и вторыми, по его мнению, была бытовая разница. Первых монастыри склонны были рассматривать как своих «старинных детёнышей», во вторых видели лишь временную рабочую силу. Точных данных, позволяющих установить правовое различие между этими двумя бытовыми группами «детёнышей», исследователь не привел.
М.А. Дьяконов перечислил роли, которые выполняли «детёныши» в монастырском хозяйстве: епанечники, кожевники, конюхи, батраки, мельники, застольные детёныши и, наконец, просто слуги, которыми монастыри пользовались для всяких поручений. Некоторые дети обладали определенной выучкой. Именно их обычно нанимали в качестве ремесленников. Большинство же монастырских «детенышей» работали на монастырской пашне. В писцовой книге времени царя Фёдора Ивановича по Московскому уезду, можно сказать, не было монастырской вотчины, где бы ни упоминались детёныши, и всегда с обозначением, что они пашут монастырскую пашню.
Монастырские «детёныши» жили в особом помещении под наблюдением специально для этого поставленного лица. Условия жизни, вероятно, были плохими. На это указывает текучесть состава детей, живших в монастырях. Достаточно большое количество монастырских детей из числа наемных уходили оттуда не отработав срок. М.Н. Тихомиров отмечал в своей работе, что «детёныши» были самой многочисленной группой монастырских работников. Они составляли больше 30% от их общего числа. «Детенышам» выплачивалась небольшая заработная плата. Обычно они получали ее в конце года. За монастырской трапезой им отводилось одно из последних мест.
Александр Сергеев запись закреплена
На протяжении XIX в. и вплоть до первой трети XX в. на всем Аравийском полуострове сохранялись работорговля и рабовладение. Основным источником рабовладения в XIX в. в этом регионе являлась покупка невольников, захваченных разбойничьими экспедициями работорговцев во время набегов на селения восточной и центральной Африки, а с конца века — преимущественно украденных или купленных ими детей и женщин.
Показать полностью.
По данным британского этнографа Бэртона, в середине XIX в. в Хиджаз только из восточной Африки ежегодно ввозилось около 6 тыс. рабов, преимущественно женщин и подростков, так как взрослые мужчины пользовались здесь гораздо меньшим спросом. Чешский этнограф Мусил в своем описании северо-западной Аравии упоминал о рабах из Северной Африки: «Рабами бывают не только негры, но и люди, принадлежащие к другим племенам, особенно племенам Северной Африки. Там и в Египте крадут детей, которых затем продают на местных базарах. ». Российский востоковед Давлетшин уже в самом конце XIX в. приблизительно определял общее количество рабов в «удачные» для работорговцев годы поступавших на невольничьи рынки Хиджаза из Африки в 2 тыс. Продавались в это время главным образом похищенные дети. Давлетшин описывал невольничий рынок следующим образом: «. он занимает небольшой открытый двор, куда выходят двери помещений, в которых запирают продаваемых людей на ночь; при моем посещении здесь было около 80 человек, большей частью молодых женщин-абиссинок, некоторые с грудными детьми на руках, все принаряженные и рассаженные группами по длинным диванам; два сидения занимали взрослые работники-негры, тоже прибранные и подстриженные, остальные же были дети,— мальчики и девочки, беззаботно играющие на своих местах. Продажей заведовал юркий араб, громко выхвалявший достоинство своего товара; несколько покупателей выбирали женщин, осматривая у них глаза, рот, и заставляли раздеваться» (Давлетшин А.А., Отчет шт.кап. Давлетшина о командировке в Хиджаз. СПб. 1899, с. 46.).
Количество рабов было особенно велико в главном очаге работорговли Аравии — Хиджазе. «Цены на рабов в Хнджазе очень низки,— писал Валлин, — города и деревни полны ими». Другой областью, где рабовладение приняло относительно широкие размеры, судя по сообщениям Палгрэва и Филби, был южный Неджд. «В Аравии,— отмечал Палгрэв, — мы нередко встречали негров — в Аль-Джауфе, Шаммаре, Касыме и Судайре. Но мы видели их только в роли рабов. Здесь не только рабы многочисленней, чем на севере, но имеется даже особое освобожденное население африканского происхождения с неизменным его сопровождением — мулатскими примесями, так что оно составляет иногда четверть, а иногда и треть общего количества жителей. В Рияде негров множество, в Манфухе и Саламие еще больше, в Хардже, Вади Давасир и их окрестностях они изобилуют». (У. Палгрэв, «Путешествие по средней и восточной Аравии», СПб. 1875, с. 452.) Таким образом, если в крупных центрах Аравии не было «ни одного дома, где бы не было раба и рабыни», то за пределами Хиджаза рабами владели главным образом лишь обеспеченные люди, прежде всего местная феодальная знать.
Причины долгой сохранности рабовладения в регионе не могут быть поняты в отрыве от особенностей социально-экономического строя и исторического развития Аравии. В условиях экономической отсталости и замкнутости вместе с пережитками патриархального уклада в стране упорно сохранялись остатки патриархального рабства. Сохранению домашнего рабства способствовала сравнительная дешевизна невольников, в большом количестве поступавших с соседнего африканского материка и создававших постоянный источник, откуда обеспеченные аравийские семьи с легкостью и выгодой черпали контингенты домашних слуг.
Первая попытка отмены работорговли в ее главном аравийском очаге — Хиджазе — относится к 50-м годам XIX в. Османским правительством был опубликован фирман, запрещавший работорговлю. Однако уже в 1859 г. в результате интриг влиятельных аравийских работорговцев этот фирман был отменен и Аравия вплоть до начала 1920-х гг. оставалась крупнейшим невольничьим рынком. В 1927 г. в соответствии со ст. 7 Джиддского договора король Хиджаза — Неджда обязался содействовать прекращению работорговли. В 1936 г. был опубликован специальный королевский декрет, запрещавший торговлю рабами и содержавший рекомендацию их освобождения. В конце 30х гг. правительство Саудовской Аравии опровергло обвинения о наличии в стране 70 тыс. рабов, но признало, что половина этого числа еще сохраняется.
Виктор Пилевин запись закреплена
Александр Сергеев запись закреплена
Н.И. Бухарин. В чем суть пролетарской диктатуры?
Общей формой пролетарской диктатуры является Советская власть в ее отличии от так называемой буржуазной демократии. Специальной особенностью этой формы государственной власти являются следующие ее отличительные черты:
Показать полностью.
Первое, прежде всего, она не допускает к выборам в государственные органы представителей буржуазии. Она ограничивает избирательные права с совершенно обратного конца, чем это делается в буржуазном государстве, где в той или иной форме прямо или косвенно, прикрыто или открыто лишаются избирательных прав или ограничиваются в своих избирательных правах представители трудящегося народа.
Второе, Советская власть ограничивает целый ряд «свобод» или вовсе уничтожает эти свободы для представителей буржуазии. Она запрещает, например, политические организации буржуазии. Она запрещает этой буржуазии иметь свои политические органы, в том числе и органы печати и т.д.
Третье, вместо буржуазных «свобод» она в небывало широкой степени осуществляет на деле свободу рабочих организаций, их печати, их собраний и пр., вызывая тем самым небывалый расцвет всевозможных объединений рабочего класса и трудящихся масс вообще, проводя, таким образом, на деле широкую демократию трудящихся в отличие и в противоположность демократии для богатых, демократии для буржуазии, как это практикуется в капиталистических странах. В этих последних рабочий класс и крестьянство часто имеют разного рода права, но эти права имеют в подавляющем большинстве случаев формальный (т.е. лишь на бумаге существующий, а в действительной жизни не существующий) характер. Например, на бумаге может быть признана свобода и рабочей печати, но так как все типографии, вся бумага, все здания находятся в руках крупных капиталистических собственников, то революционная рабочая газета не может найти себе фактически места: ее отказываются печатать даже в том случае, если есть материальная возможность ее издавать; или на бумаге может существовать право собраний, но рабочие организации не могут собраться за «неимением помещения» и т.д. и т.п. У нас при Советской власти последняя обеспечивает все более и более на деле эти свободы, т.е. осуществляет проведение этих свобод в жизнь, ибо Советская власть дает гарантии этого осуществления; она материально поддерживает рабочую печать, она предоставляет рабочим организациям лучшие помещения в городе, она дает крестьянам возможность устройства своего клуба, отдавая лучшие помещения в деревне, и т.д. и т.п. Ее почта распространяет рабочую печать, ее милиция охраняет рабочие собрания. Словом, все организации государственной власти претворяют в жизнь то, что является необходимым для действительного осуществления самого широкого участия рабочих масс в активном строительстве нового общества.
Четвертое, Советская власть не оторвана от организаций рабочих и крестьян; наоборот, ее существеннейшей особенностью является то, что она непосредственно связана и непосредственно опирается на огромную сеть разнообразнейших организаций трудящегося народа: профессиональные рабочие союзы, крестьянскую кооперацию, кресткомы, комнезамы, рабкоровские и селькоровские организации, всевозможные добровольные общества и объединения и т.д. и т.п. Советская власть помогает подниматься все новым и новым слоям даже наиболее отсталого трудящегося населения. Многочисленные и разнообразные организационные формы всех объединений трудящегося народа, и прежде всего рабочего класса, связаны прямо или косвенно тесной связью с органами Советской власти, образуют, по сути дела, единую с нею систему, которая охватывает, организует, просвещает, перерабатывает громаднейшие слои трудящихся.
При капиталистическом режиме государственная власть опирается на замкнутые организации небольших слоев крупных капиталистов. Если она связана с организациями трудящихся, то исключительно в целях их обмана; в таких случаях целью этой связи является не привлечение трудящихся к установлению нового порядка, а к тому, чтобы отвлечь рабочий класс и крестьянство от осуществления их самостоятельных целей и классовых задач, к тому, чтобы заставить их лучше работать на буржуазию и подчиняться государственной власти этой буржуазии.
В условиях советского режима сама Советская власть есть, по существу дела, выражение воли трудящихся масс, есть наиболее широкая и всеобъемлющая форма организации этих масс.
Пятое, Советская власть построена таким образом, что участие в политической жизни, например участие в избирательных кампаниях в Советы и работа в этих Советах, в корне отличается от избирательных кампаний и участия в так называемой парламентской работе. В буржуазных республиках граждане выбирают раз в несколько лет депутатов в парламент, и тем почти ограничивается их политическая жизнь. С другой стороны, депутат парламента, не могущий быть отозванным своими избирателями, представляется исключительно парламентским говоруном. В наших условиях избирательные кампании в Советы и работа в этих Советах означают вовлечение и избирателей, и, в очень большой степени, депутатов в действительную, настоящую работу по управлению государством.
Можно еще было бы указать ряд признаков, которые глубоко отличают советскую форму государства от всякой иной государственной формы. Но и этого достаточно, чтобы заметить, что назначения, цели, задачи Советской власти, в корне противоположны характеру, целям и задачам буржуазных государств.
Александр Сергеев запись закреплена
Спорт в мире монополистического капитализма.
В 30-х годах, сразу же после «великой депрессии», в США значительно оживилось развитие «профессионального спорта». Тогда же в этой стране начало осуществляться спортивное радиовещание. И хотя первые радиотрансляции спортивных матчей, а также соревнований по боксу относятся к 1920—1921 гг., именно в конце 30-х годов эти передачи стали приобретать регулярный и массовый характер.
Показать полностью.
Буржуазная пропаганда стала придавать спорту исключительное значение, а буржуазный спорт возведен в ранг «национальной страсти». Начавшееся в 60-х годах активное вторжение телевидения в спорт и спорта в телевидение качественным образом расширило идеологические и пропагандистские возможности спорта. Из года в год увеличивалось количество часов отводившихся спорту в общем объеме телевремени национальных телекомпаний. А в 80е гг. объем всех спортивных телепередач в крупнейших городах США составлял более 16 тыс. часов в год и более 350 млн. зрителей ежегодно посещали различные спортивные мероприятия.
В предисловии к книге «Спорт и международные отношения» ее авторы Б. Лоу, Д. Кейнин и А. Стренк писали, что отныне спортивных зрителей следует рассматривать, как «политический феномен». Иными словами, спортивному телевидению были приданы определенные идеологические и пропагандистские функции по навязыванию и закреплению в массовом сознании господствующих в капиталистическом обществе социальных, политических и моральных ценностей. А социолог Г. Эдвардс назвал профессиональный спорт новым «опиумом для народных масс».
Вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что спорт может способствовать формированию и развитию черт, облагораживающих личность, таких, как дружба, честность, справедливость, верность товарищам по команде, взаимопонимание и сотрудничество, уважение к противнику, правда, лишь до тех пор, пока в спорте человеческие ценности преобладают над коммерческими. Но как раз это-то позитивное начало и утратил буржуазный спорт. И благодаря таким качествам, как стремление побольше и скорее заработать, безграничному индивидуализму, агрессивности и жестокости, огромным необоснованным суммам, которые пришли в эту сферу, он стал тем, чем он является сегодня. Спортсмены перестали гнушаться даже самим подлыми методами для достижения результата. Трансляции спортивных передач стали целенаправленно использоваться для идеологической обработки многомиллионной телеаудитории. Спорт в обществе монополистического капитализма уже не служит цели раскрыть красоту человека, его духовные и физические возможности. Профессиональный спорт перестал быть средством нравственного и эстетического воспитания. Его определяющими характеристиками явились главные черты капиталистического бизнеса, и в первую очередь стремление к достижению прибылей.
Социологическая по своему характеру пропаганда образа жизни известных спортсменов, несомненно, оказывает огромное влияние на жизненную ориентацию и поведение значительной массы людей, и в первою очередь молодежи. Американский журналиста М. Уилбон считал, что «спортсмены являются продуктом системы, которая внушает им, что они особые люди». С помощью спортсменов крупный капитал в массовом сознании культивируют образ «сильной личности, умеющей победить соперника в условиях жестокой борьбы». И лишь время от времени на страницах буржуазных газет и журналов появлялись и появляются очерки с реальным обликом известных спортсменов, в которых не только ощущается глубокое недовольство нормами их поведения и морали, но и угадывается желание показать их в истинном свете: подчас недалекие и неприятные в общении люди, фанатики, интересующиеся только своими доходами, нередко с психическими и физическими аномалиями после завершения карьеры и т.д. Но такие материалы — редкость даже для печати, не говоря уж о телевидении.
В статье, озаглавленной «Спорт: созданные средствами массовой информации представления и действительность», редактор журнала «Инсайд спортс» Дж. Уолш писал: «Читатели и зрители растут, привыкнув смотреть на спорт как на мир мечты, фантазии, населенный героями. Зрители игнорируют повседневную действительность спорта, потому что по крайней мере подсознательно они не хотят разрушать свои мифы.» В США в ряде американских школ было проведено интересное исследование. Детям был задан один и тот же вопрос: «Чем бы вы хотели отличаться?», на который половина молодежи ответили, что они хотели бы стать спортивными «звездами», и лишь треть — отличниками учебы. В этой связи показательно то, что если в 80е гг. в США в среднем около 70% поступивших заканчивали университеты, то среди спортсменов этот показатель был гораздо ниже — всего 49%. Например, с 1975 по 1980 г. только 42,9% футболистов, обучавшихся в университетах страны, получили диплом об их окончании.
Спорт стал способом прикрытия социальных и экономических проблем в стране, когда граждане о спорте говорят больше, чем об экономике или политике. Как отмечал спортивный журналист Р. Липсайт, «наблюдение за ходом соревнований стало инструментом, влияющим на национальную психику. ». «Страшно подумать, но в сущности трансляция спортивного мероприятия — это единственное, что объединяет американцев, единственное, что у них есть общего друг с другом», — утверждал американский писатель Г. Видал. В условиях обострения социально-классовых противоречий, эрозии буржуазной идеологии и морали правящие круги США и буржуазные средства массовой информации использовали спорт для того, чтобы поднять «дух нации», как «объединитель нации» и с его же помощью разжигали национальные и расовые антагонизмы, чтобы отвлечь внимание людей от насущных социальных, экономических и политических проблем.
Многие считают, что роль спортивных комментаторов заключается в простой констатации происходящих на спортивной арене событий. В действительности, однако, комментарий активно влияет на характер и направленность зрительского восприятия. Спортивный телекомментарий в его наиболее характерном для буржуазного телевидения виде отличается следующими особенностями: эмоциональностью, экспрессивностью и гиперболизацией, сенсационностью и драматизмом. Социологи П. Комиски, Дж. Браянт и Д. Зиллман, занимавшиеся анализом спортивного комментария, подчеркивали, что «роль современного спортивного комментатора расширилась за счет того, что на него возложена задача драматизировать события, возбуждать чувство беспокойства, поддерживать напряженность и создавать у зрителей ощущение сопричастности чему-то важному». Следует подчеркнуть и то, что в подготовке передачи и комментария к ней обязательно участвуют директор и режиссер спортивной программы. Кроме того, на характер комментария влияют и другие факторы. «Мы куплены спонсорами и владельцами клубов»,— откровенно признавался известный телекомментатор Г. Коселл.
Уже в 80е гг. немаловажную роль в оценке комментария играла система контроля, довлеющая над спортивными комментаторами в США. Над ними осуществлялся весьма строгий двоякий контроль: с одной стороны, директор, режиссер программы и владельцы телекомпаний, с другой — спонсоры, рекламодатели, владельцы команд, руководители лиг и спортивных организаций. Время от времени этот контролирующий орган использовал свое право «вето» на привлечение к комментаторской деятельности не угодивших ему специалистов. Так, например, в 1980 г. комментатору Дж. Лэмпли была поставлена в упрек «излишняя рассудочность» его репортажей.
Конкретные приемы и средства, применяемые в программах спортивного телевидения, различны— от скрытых форм апологии «своего образа жизни», изоляции зрителей от реального мира, переключения внимания общественности с основных вопросов на второстепенные до открытого разжигания той или иной пропагандистской кампании. И на протяжении всей истории буржуазного спортивного телевидения едва ли не центральное место в арсенале приемов идеолого-пропагандистского воздействия занимали и продолжают занимать такие, которые имеют четко выраженную политическую направленность. К их числу следует отнести трансляцию церемоний представления спортивных кумиров в правительственных учреждениях и других официальных организациях, использование популярности известных спортсменов в специальных телепередачах во время избирательных кампаний, демонстрацию посещений политиками тех или иных спортивных соревнований, организацию телефонных звонков политиками спортсменам с поздравлениями, а также проведение различных политических акций во время крупных спортивных соревнований и т.д.