ширвинд державин номер про заику
Ширвиндт Державин Заика
Длительность: 4 мин
Ширвиндт И Державин Эльдар
Александр Ширвиндт И Михаил Державин Быт Космонавтов
Владимир Винокур Великий И Могучий Русский Язык
Ширвиндт И Державин Этюд Про Лифтера И Гипнотизера
Интервью С Актером Закадр Внекадрович Нетронутый 1982
Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
Ширвиндт И Державин Рассказывают Анекдоты Тупые Люди Вокруг Смеха 1990
Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
Александр Ширвиндт И Михаил Державин Линия Жизни Телеканал Культура
Андрей Миронов И Александр Ширвиндт Встреча Кинорежиссера И Молодого Киноартиста Со Зрителями 1980
Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
Кинопанораме 20 Лет А Ширвиндт И М Державин Где Вы Сейчас Не Снимаетесь 1982
Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
Александр Ширвиндт И Михаил Державин Лучшие Выступления
Советский юмор. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
А Ширвиндт И М Державин В Бенефисе Е Шифрина 2002 Г
Ширвиндт И Державин Сборник Лучших Выступлений
Советский юмор. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
А Ширвиндт М Державин У Нас В Гостях Пара Психологов Творческий Вечер А Арканова 1990
Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
Монолог Как Заика Пиво Покупал Михаил Евдокимов Аншлаг Аншлаг 1992
Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
Сегодня Вечером Ширвиндт И Державин Дуэт На Все Времена Выпуск От 10 03 2018
Ширвиндт И Державин Короли И Капуста
Уморительная Беседа А Ширвиндта С Е Понасенковым
Александр Ширвиндт Друг Учитель Собутыльник Приют Комедиантов
Владимир Винокур Заика Аншлаг И Компания Юмористический Концерт От 08 04 18
Night Drive Phonk Mix Lxst Cxntury 22
Девушка Фантан Девушка Мани Ремих
Джем Индийские Песни
Песня Полюбила Парня Девчоночка
Melanie Martinez Tag You Re It Specter Remix
Glitchcore Edit Audios Cuz Why Not
Hatsune Miku World Is Mine Geoxor Remix
Сура Бакара Красивое Чтение
Сказки Народов Мира
Я Будто Боб А Ты Планктон
Скачать Бэк Он Трек Песню Моргенштерн
Женщина Кошка Развлекается
Тебе Сюда Дорога Закрыта Меме
Know About The New Pattern Of Neet 2021 Sabat Sir Hod S Talk How To Prepare For Neet 2021
Аниме Клип Аста Вальт Аой Джин Хейст
Watercress Line Steam Gala 3 October 2021
La La Land City Of Stars How To Play Harmonica
Undertale Reacciona A
Ширвиндт Державин Заика
Его Нельзя Не Любить От Татьяночки
Импровизация Шастун Импровизация Антоншастун Арсенийпопов Shorts Артон
Артон Кто Тебе Нравится 18
Burn It Down Ft Love The Way You Lie Eminem Linkin Park Collision Course Ii
New Year S Master Class Новогодний Мастер Класс Marine Diy Guloyan
Goosebumps Every Time Ya
Everywhere We Go Feat Koshir
Коля Vs Оксана Нерф Брос Шоу
Roudeep Forever You Original Mix Music Video
Edicioni Informativ 29 Tetor 2021 Ora 12 00 Top Channel Albania News Lajme
Сегодня вечером 16+
Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Часть 1. Сегодня вечером. Выпуск от 08.08.2020
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Этот выпуск посвящен знаменитому дуэту Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Их обаяние передалось всем персонажам, которых они сыграли в театре и кино. О любимых артистах, их дружеском и творческом союзе будут рассказывать их друзья, родственники и коллеги.
Повтор выпусков от 15.12.2012 и 10.03.2018
Вместе с этим смотрят
Самое популярное
Рекомендуем
Последние обновления
Мои подписки:
© 1996-2021, Первый канал. Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Заявка на организацию трансляции.
Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Всего 14 лет и такая деградация.
Первый ролик отличный, а второй можно не смотреть вообще.
Он, как говорят сегодня: «зрителю это нравится».
То есть «на потребу публике».
Артисты стараются, но и юмор более плоский, и публика более тупая. 😀
Ответ на пост «В Москве наградили школьника, который сообщил о покупке родителями поддельного сертификата о вакцинации»
Тут случилось нечто прекрасное, на мой взгляд.
ИА «Панорама» недавно опубликовали новость, что:
Новость сделала оборот, всплыла в «серьезных» СМИ и пошла в народ. И твиттер-общественность начала иронизировать и называть выдуманного школьника Павликом Морозовым, не вникая в тот факт, что это стеб. И при просмотре я словил небольшой диссонанс.
В Москве наградили школьника, который сообщил о покупке родителями поддельного сертификата о вакцинации
Мэр Москвы Сергей Собянин вручил iPhone 13 Pro Max ученику 10 класса одной из столичных школ, который две недели назад сообщил градоначальнику о поддельном сертификате о вакцинации своих родителей.
В ближайшее время в столице появиться телефон доверия, по которому граждане смогут сообщить о подделке сертификатов о вакцинации и QR-кодов.
Неожиданно пронзительный Кир Булычёв
Возможно, послушав рассказ «Можно попросить Нину?» кто-то откроет для себя нового Кира Булычёва.
Герой инсценированного фантастического рассказа, набирая телефонный номер своей знакомой, случайно попадает из 1972 года в 1942-й и знакомится с девочкой Ниной, которая живет в Москве в 1942 году.
1992. Источник: канал на YouTube «Советское радио. Гостелерадиофонд России», https://goo.gl/vHoSmv
Знаете, а ведь в некоторых ситуациях чувство юмора является действительно единственным выходом. ))
ТО Экран, 1975 г. Источник: канал на YouTube «Советский юмор. Гостелерадиофонд», https://www.youtube.com/channel/UCGrvFudvfwDZD88BEzxh3Uw?sub.
Ширвиндт раскачивает лодку.
Александр Анатольевич Ширвиндт на совещании в мэрии посетовал на нехватку парковочных мест на Триумфальной: зрителей на круг несколько тысяч (Сатира, Моссовет, зал Чайковского), а парковочных мест — пять. На что Собянин без лишних церемоний заметил, что зрители перетопчутся…
И тогда Ширвиндт пустился вдруг в ностальгические воспоминания… Как в детстве они рыбачили зимой на Патриарших на мотыля. Как покупали его на Птичьем рынке, а чтобы мотыль не замерз, покупали презерватив, клали мотыля внутрь, а изделие № 2 — за щеку, и в таком виде добирались до Патриарших…
— И вот, — закончил Ширвиндт, — сколько лет прошло, а вкус гондона во рту остался…
Это просто надо слушать: Ираклий Андроников
Слово Андроникова. Фильм 1. ТО «Экран», 1974 г. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Вот это дети! Откровенно о том, чем они недовольны в школе. )))
И хотя с момента съёмки прошло больше 30 лет, забот у наших школяров, похоже, меньше не стало.
Вот смотришь на них и так хочется их всех обнять и что-то изменить для них. Особенно вдохновляет парнишка из 4 класса, который посчитал потери от завтраков)))
Фрагмент передачи «Детский видеоканал». Репортаж С.Супонева в школе № 48 г.Москва, интервью с учениками. 1989. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
«У нас билеты от 20 тысяч»: студента, предъявившего на входе «пушкинскую карту», избила охрана московского театра
С неприятного инцидента стартовал новый театральный сезон в театре Москомедии. Зрители, пришедшие на спектакль «Дядя Ваня», стали свидетелями избиения охранниками молодого человека, который пытался проникнуть внутрь помещения.
Проведя ночь в больнице скорой помощи, Николай рассказал в подробностях о событиях возле театра.
В театре Москомедии подтвердили, что юноша действительно предъявлял «пушкинскую карту», однако отметили, что охрана действовала чётко по инструкции.
Для того чтобы избежать подобных случаев в будущем, Райхельсон пообещал разместить на фасаде театра объявление: «Посетители с «пушкинскими картами» не обслуживаются».
Схема того, как дурят иностранцев на сайтах знакомств
Работаю фрилансером. Далеко не первый иностранный клиент обращается ко мне с просьбой перевести письмо от девушки из Украины/России с международных сайтов знакомств, поскольку самостоятельно сделать этого не удается. Каждый мой клиент был уверен в том, что у девушки проблемы с образованием, и она пишет с такими ошибками, что никакая программа для автоматического перевода не может перевести то, что она хочет сказать в своём письме. Вот вам образец настоящего письма девушки из Украины мужчине из Австралии:
Подяка табе за лист. Я cийчac нaпишy тиби cвoё cooбщикии нa моем языки,я нaдиюcь,чтo ты cмoжишь игo пиpивиcти и пpoчитaть.Mни xoчитcя,чтo бы мы oбщaлиcь,нo языкoвoй бapьиp этo cyщиcтвиннaя пpигpaдa нa пyти к кaшимy зкaкoмcтвy,нo я yвиpикa,чтo мы нaйдём cпocoб и yзнaим дpyг o дpyги бoльши.Oбщикии в интиpнити oчикь cлoжкый пpoциcc! Cтpoить oткoшикия в cити ни тaк пpocтo кaк я мoглa пoдyмaть oб этoм в нaчaли нaшигo oбщикия.Я ни дyмaлa,чтo cтpoить oткoшикия в интиpнити,нa paccтoякии тaк cлoжкo! Bo вpимя нaшигo oбщикия y микя вoзкикaит мacca вoпpocoв кoтopыи я ни pишaюcь пopoй зaдaвaть тиби,я ни зкaю пoчимy тaк,нo мни кaк тo ни кoмфopткo o мкoгoм cпpaшивaть y тибя.
Когда первый клиент обратился ко мне за подобной помощью, я не сразу поняла, в чем прикол, и пыталась понять, как можно умудриться написать текст с ошибкой в каждом слове. Поразмыслив несколько минут, поняла схему: “девушка” пишет текст, заменяет какую-то букву на другую (е на и: тиби = тебе, барьир = барьер, к на н) + умышлено употребляет смесь слов из разных языков.
Зачем это делается? Чтобы мужчина самостоятельно попытался перевести письмо, но ему это, естественно, не удастся сделать. Когда он сообщает, что не может перевести письмо, “девушка” начинает предлагать услуги ее знакомого перевдчика по стоимости боинга. Кто-то соглашается, кто-то прекращает общение, а кто-то обращается к своим переводчикам.
С таких мужиков деньги не брала за перевод, т.к. его по сути и не было.
Вот так зарабатывают некоторые “девушки”.
«Ах, если бы я знал, что он предохраняется…» Приключения Александра Ширвиндта и Михаила Державина
Михаила Державина и Александра Ширвиндта связывала многолетняя творческая и мужская дружба. Будущие артисты познакомились еще детьми и вместе прошли долгий и тернистый путь творческого сотрудничества и настоящей дружбы. С 1946 года, в течение семидесяти двух лет, они были друзьями, а впоследствии и постоянными партнерами по эстрадным номерам и на съемочной площадке. В середине 1980-х годов они вместе вели телевизионную программу «Утренняя почта», а в 2013 году — передачу «Хочу знать».
«Думаю, что 72 года безоблачной, чистой, творческой дружбы, сотрудничества, помощи и любви достойны какой-то записи. Я говорю о нашей с Мишкой дружбе», — сказал однажды Александр Ширвиндт.
Михаил Ширвиндт, Андрей Миронов, Михаил Державин в фильме «Трое в лодке, не считая собаки»
«С Державиным поссориться невозможно — он не дается, несмотря на мой занудливый характер. В редких, крайних случаях он говорит мне: «Осторожней! Не забывай, что я — национальное достояние!» — «Где?» — спрашиваю я. «В нашем дуэте».
Он послушен, но осторожен. Он выходит на сцену с любым недомоганием — от прыща до давления 200 на 130.
Как-то он звонит мне днем, перед концертом, запланированным на вечер, и шепчет: «Совершенно потерял голос. Не знаю, что делать. Приезжай». Я приезжаю. Ему еще хуже. Он хрипит: «Садись, сейчас Танька придет (Танька — это его сестра), найдет лекарство из Кремлевки». А кремлевская аптека — потому, что женой Михал Михалыча в те времена была Нина Семеновна Буденная.
Мы садимся играть в настольный хоккей. Михал Михалычу все хуже и хуже, Тани нет. Он хрипит: «Давай пошуруем в аптечке». И вынимает оттуда огромные белые таблетки: «Наверное, от горла — очень большие». Берет стакан воды, проглатывает.
У него перехватывает дыхание. «Какая силища, — с трудом произносит Михал Михалыч, — пробило просто до сих пор…» Затем он начинает страшно икать, и у него идет пена изо рта. Я мокрым полотенцем снимаю пену. «Вот Кремлевка!» — сипит Михал Михалыч.
Тут входит Таня. Я говорю: «Братец помирает, лечим горло». И показываю ей таблетки. Она падает на пол.
Оказывается, на упаковке на английском (которого мы не учили) написано: «Пенообразующее противозачаточное средство. Вводится за пять минут до акта». Он ввел и стал пенообразовывать. Ах, если бы я знал, что он предохраняется…»
Лебедев-Кумач: про Оксфорд, «Священную войну», славу с горьким привкусом, страх Гитлера, радость жизни и грустные стихи в финале…
Честно говоря, этот пост рождался нелегко: информации не очень много, степень её достоверности – 50 на 50… Если вам есть что добавить – добро пожаловать.
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»
«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…»
«Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка — это флаг корабля…»
«Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…»
«А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!»
«Легко на сердце от песни весёлой, она скучать не даёт никогда…»
«Как много девушек хороших, как много ласковых имён. »
«Закаляйся, если хочешь быть здоров! Постарайся позабыть про докторов…»
«Удивительный вопрос: почему я водовоз? Потому что без воды —и ни туды и ни сюды!»
«Я на подвиг тебя провожала, над страною гремела гроза…»
На самом деле, Лебедев-Кумач был автором большого количества произведений весьма разного характера и наряду с патриотическими и очень проникновенными стихами, писал, например, злободневные литературные пародии, сатирические сказки, фельетоны, посвящённые темам хозяйства и культурного строительства, а также лирические строки и полные оптимизма и радости жизни стихи о молодых и жизнерадостных людях.
Если вы полюбопытствуете, то найдёте в Интернете стихи Лебедева-Кумача, сильно отличающиеся от широко известных песен о войне и к кинофильмам.
Затем была работа в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА», в различных периодических изданиях. Как раз в это время будущий «любимый поэт сталинской эпохи» нащупал главные направления и темы своего творчества (в первую очередь, это патриотизм; не лишним оказались и «Гимн НКВД»), а также стал Лебедевым-Кумачом. В эти же довоенные годы Василий Иванович работал для эстрады (для театральных обозрений и самодеятельных рабочих коллективов) и кино (были написаны тексты песен к кинокомедиям Г. В. Александрова «Весёлые ребята» (1934), «Цирк», «Волга, Волга» (1938), к фильму «Дети капитана Гранта» и др.). В 1938 году вместе с Александром Александровым Лебедев-Кумач написал «Гимн партии большевиков», который стал победителем конкурса на создание первого Гимна Советского Союза.
В 1939 году Василий Иванович в качестве офицера РККА участвовал в походе на Западную Украину и в Западную Белоруссию. Во время советско-финской и Великой Отечественной войн в звании капитана первого ранга служил в ВМФ политработником и был сотрудником газеты «Красный флот».
Большая советская энциклопедия называет Лебедева-Кумача одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения». И большинство критиков, писавших о творчестве поэта, признавали за ним создание жанра весёлой, жизнерадостной песни. Между тем, не раз возникал вопрос относительно оригинальности текстов поэта: эксперты и даже коллеги по цеху обвиняли Лебедева-Кумача в плагиате. Например, есть данные о том, что в 1940 году Александр Фадеев даже собирал Пленум правления Союза писателей, на котором разбирались около 12 случаев «воровства» Лебедева-Кумача…(к слову, Фадеев вообще без особой симпатии относился к Лебедеву-Кумачу не только как к поэту, но и как к человеку, но об этом писать не буду, т.к. не владею материалом). А история об авторстве «Священной войны» (озвучивалась версия о том, что её автором был учитель русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александр Боде) и вовсе в 1999 году неожиданно была доведена до судебного разбирательства, в результате которого суд принял окончательное решение о том, что текст песни «Священная война» принадлежит Лебедеву-Кумачу.
Не знаю, когда и где Лебедев-Кумач мог «списать» тест «Священной войны», поскольку на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР, 23 июня 1941 года, он получил задание написать патриотическую песню, и уже на следующий день газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали текст «Священной войны». 26 июня, положенная на музыку Александра Александрова, она впервые прозвучала в исполнении Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, навсегда став символом борьбы нашего народа за Родину.
И всё же после этого Василий Иванович написал песни к кинофильмам «Первая перчатка» 1946 года («Закаляйся», «На лодке» и «Во всём нужна сноровка») на музыку Василия Соловьёва-Седого и «Весна» 1947 года на музыку Исаака Дунаевского.
Попав в октябре 1948 года в больницу Лебедев-Кумач написал свои последние стихи:
Александр Ширвиндт: «Главное — не допустить, чтобы тебя жалели»
— Александр Анатольевич, писали, что вы, будучи за рулем, попали в ДТП недалеко от своей дачи. Это правда?
— Да ничего страшного не произошло, все живы и здоровы. Выехал не вовремя, дорожный знак не увидел, чуть-чуть столкнулись с другой машиной. Но разошлись мы миром, никто никого ни в чем не обвиняет. Зачем это раздувать?!
— Просто высказывались подозрения, что вы были нетрезвым за рулем…
— Кто это сказал? Не неси фигню… Я был трезв, жена подтвердит. Эта история яйца выеденного не стоит.
— Хорошо, давайте говорить о том, что важно. Мы с вами сейчас находимся в вашем кабинете в Театре сатиры. Если не ошибаюсь, вы сюда пришли работать полвека назад?
— Уже чуть больше. Знаю тут каждый угол. Понимаешь, несмотря на то что я художественный руководитель, до сих пор остался Шуркой. Это и хорошо — с одной стороны, но иногда мешает. Как управлять методом кнута и пряника, если кнут в руках у пряника? С другой стороны, надувать щеки и делать из себя начальника — стыдно.
— Я заметил, что вы со всеми на «ты», даже с незнакомыми людьми. Почему?
— В этом моя жизненная позиция. На «ты» — значит, приветствую естественность, искренность общения. Это не панибратство, а товарищество… А потом, мне уже столько лет, ну кто меня старше?! Единицы.
— Этим летом вам исполнилось 87. Как ощущаете свой возраст?
— Знаешь, старость — неприятная штука. Когда просыпаешься, чувствуешь, что и коленка не болит, и давление в норме. Думаешь: «Ура!» Но это всего лишь на семь минут. Consuetudo est secunda natura: привычка — вторая натура. За бесконечное количество лет мотор внутри износился, но еще крутится, попукивая. И возможностей с каждым годом становится все меньше и меньше. Как было раньше? Говоришь другу: «Слушай, давай рванем в Адлер?» Садимся ночью в машину марки «Победа» и доезжаем до Адлера. Купаемся и отчаливаем обратно. Или, как часто бывало, срываемся с Мишей Державиным и летим на рыбалку в Астрахань. Ловим рыбу, живем в палатке… А сейчас рыбалка — это солидный выезд. Термос, трубка, ребята сопливые червей подносят, ты с ними расплачиваешься, сидя на мягком стульчике. И — сон. Глубокий. Пока карп сам тебя в воду не утащит…
— Вы как-то поддерживаете форму? Зарядку, например, делаете?
— У меня очень тяжелая зарядка утром. Лежа, я сначала сучу ножками — это полезно для поясницы. Тридцать раз. Потом с трудом, кряхтя, сажусь на кровати и делаю вращательное движение на скрипучей шее пять раз туда, пять раз обратно. И потом плечиками десять раз. Меня кто-то когда-то научил, и я привык. И чувствую, что сделал зарядку.
— В спектакле Театра сатиры «Где мы. » вы играете старого клоуна. Его реплики кому-то могут показаться резковатыми. Не матерные, но грубые. Вы считаете, это нормально для сцены?
— Я вообще-то в жизни матерщинник, но терпеть не могу, когда на сцене нецензурно выражаются. Но что значит — нецензурно? Законодательно отменили четыре слова, ты напечатать их сейчас не сможешь. Но что касается слова «жопа» — это семечки. В России вообще не материться сложно. Куда деть тогда Пушкина, Баркова, Козьму Пруткова?! Тут главное — интонация и степень необходимости.
— Ваш герой находится в сумасшедшем доме. Кстати, о медицинских и социальных учреждениях для одиноких пожилых людей. Вы когда-нибудь бывали в Доме ветеранов сцены или в Доме ветеранов кино?
— Когда-то часто посещал, мы выступали там. Страшно, конечно. Помнишь, в аэропортах были такие накопители? Минут за сорок до отлета самолета пассажиров накапливали в таком жутком предбаннике, в тесноте, духоте. Так вот, эти Дома ветеранов — как накопители перед выходом в небеса. Есть такая картина Лактионова «Обеспеченная старость», которую он нарисовал в Доме ветеранов сцены. Стол, сидят вокруг благостные бывшие артисты, божьи одуванчики. Помесь ангелов с тенями.
— Как считаете, до какого возраста артист должен выходить на сцену? Например, когда Юрий Никулин ушел с циркового манежа, объяснил, что зрителю не должно быть жалко седого клоуна…
— Помнишь эту бодряще-комсомольскую песню «Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока я дышать умею, я буду идти вперед»?! Так вот, пока ходить умею… Другое дело, что нужно соизмерять походку с тем, что ты делаешь на сцене. Великий Михаил Царев играл в Малом театре Чацкого до упора. Все хихикали, ему уже было в районе 60 лет тогда. В первой сцене он вбегал на сцену. Сидела совершенно прелестная молодая актриса Юдина, игравшая Софью. Он шлепался на колени: «Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног…» А потом шептал: «Поднимите меня». И Софья дрожащими руками поднимала Чацкого. В этом, конечно, есть странность. А вот выползать старым клоуном и говорить, что мне уже 400 лет, — это не стыдно. Но выползти мало — надо еще и уползти.
— Начинающим актером вы играли в основном отрицательных персонажей — и в театре, и в кино. Например, белых офицеров. И ваша жена Наталия Николаевна впервые увидела вас на сцене тоже в роли мерзавца…
— Да, мне было четырнадцать лет. Мы жили в НИЛе — дачном поселке. Наука, искусство, литература. Кроме нашей семьи там отдыхали Журавлевы, Дикий, Захава… И там у нас был дачный театр. Мы играли «Без вины виноватые». И жена моя будущая, внучка главного архитектора Москвы, тоже жила там, но далеко. И, как и вся тринадцатилетняя элита, приходила на этот спектакль. Тогда она в меня как в актера и влюбилась.
— Вы помните день, когда познакомились с Андреем Мироновым?
— Это было в Театре эстрады, который раньше находился напротив Театра сатиры. Главным режиссером Театра эстрады был Конников. Он делал там обозрения. Одно называлось то ли «Москва лучеголовая», то ли «Москва лучеглазая». Я играл молодого москвича, который показывал юной провинциалке Москву-красавицу: здесь прекрасно кормят, здесь чудно поют, вот роддом, вот университет. Словом, играли что-то необыкновенно острое. Была там и «плесень» — стиляги, курильщики, я пел песню про двух друзей, которых звали Алька Голь и Ника Тин. Мы дико бичевали пороки! Эти люди заманивали чистую советскую молодежь в тенета алкоголя и никотина! И вот, когда мы сдавали этот спектакль, в зале сидели Миронова и Менакер, а между ними — Андрюша Миронов. Ему было примерно пятнадцать лет, такой смешной, полноватый. Тогда мы и познакомились. А потом уже пошло-покатилось. Потом я выпускал его из Щукинского училища как педагог.
— В свое время КГБ не пытался вас завербовать?
— Пытался. Сейчас стало очень модно признаваться. Но мне, по сути, признаваться не в чем, потому что завербовать меня так и не получилось. Я тогда был довольно модным артистом «Ленкома». И в меня была зрительски влюблена жена второго советника американского посольства. От нее — цветы, цветы, цветы… Тут же появился человек и сказал, мол, «надо идти на контакт». После этого я долго от них бегал. Вот, мог бы сейчас вам похвалиться, что стал сотрудником, например, КГБ или ЦРУ, но нет. Просто дико не хотелось. И аргументов у меня не было. Единственное, что меня спасло, — я сказал, что у меня слепая мать, поэтому времени нет. И это было правдой — мама в последние годы ослепла.
— В чем главное отличие самоощущения в те времена и сейчас?
— Тогда мы жили в застенках, а за «железным занавесом» шла неслыханная жизнь. Мы собирались на кухнях, в Доме актера, ходили на бега, а под одеялом говорили: доколе? Занавес подняли, и оказалось, что кошмар везде. Сейчас у меня ощущение, что планета находится в очень плохом состоянии: тайфуны, землетрясения, наводнения участились со страшной силой. Потухшие вулканы все чаще стали открывать пасти, плюются лавой. Может, Боженька, в которого я верю относительно, или инопланетяне смотрели-смотрели на нас и подумали: «Надоело!» И начинают давать нам серьезные знаки в виде этих наводнений. Мы же не мыслим вселенски, только огородами и полемикой в передаче у Соловьева. А на самом-то деле планетка вшивая. Я ведь знаю не понаслышке, потому как и сам летаю. У меня же планета своя есть. Причем законная, не купленная. Летаю я недалеко от Фаины Раневской и Даниила Хармса. Поэтому нам виднее сверху.
— Говорят еще, что люди ожесточились…
— Как-то вы сказали в интервью: «Я успокоился, ориентируюсь теперь на интуицию». Как это понимать?
— В нашей стране мы прошли огромное количество катаклизмов. Кардиограмма смысла — как у взбесившегося инфарктника. А ты во всем этом существуешь, пытаясь участвовать, разобраться и даже действовать. А потом я успокоился. Страшно выглядеть идиотом. Теперь отношусь к происходящему вокруг с багажом опыта, иронично.
— Но сложно иронично относиться, когда из жизни уходят друзья!
— Кажется, Сталин сказал пошлую фразочку, что незаменимых нет. Чушь полная! Невольно начинаешь думать, что Всевышний всерьез нацелился собрать труппу из лучших исполнителей для небесного театра теней. Может, и мне там какая-нибудь роль припасена. По обыкновению — второго плана. Никому не известно, когда уйдешь. Главное, не впадать в депрессию. Не допустить, чтобы тебя жалели. Чтобы не было как у Пушкина: «…но, боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь… Вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!»
— Если бы вы не стали актером, то какую профессию выбрали бы?
— Я бы выбрал себе профессию, которой смог бы маниакально увлечься. Я завидовал и завидую актерам, которые обожают играть, не мыслят себя нигде — только на сцене. Жаждут играть до самоубийства. У меня никогда этого не было. Я просто очень дисциплинированный человек. А вот если бы найти профессию, чтобы, как говорил Толя Папанов: «Скорее бы ночь прошла — и снова на работу…» Он шутил, конечно, но все-таки… Гораздо хуже, когда: «Скорее бы кончился спектакль, а завтра, слава богу, я не играю». Вот основная боль моей старости. Но сейчас уже поздно становиться хирургом или, как я мечтал, таксистом…
— Ваш рабочий стол буквально завален пьесами. Неужели все успеваете прочитать?
— Сейчас в основном присылают очередную графоманию. Мол, где-нибудь в Сызрани с огромным успехом идет спектакль такого-то автора «Писькин кот», все это с фотографиями. И дальше страниц на шестьдесят какой-нибудь бодяги. А не читать нельзя, потому что — вдруг Гоголь или Горин. К счастью, это «вдруг» кончается на пятой странице, когда ты понимаешь, что читать дальше бесполезно.
— А в кино вас приглашают?
— Мне присылают сценарии — ни одной приличной роли. Можешь представить, чтобы Ширвиндт начал бегать с пистолетом? Я уже не добегу. Да и зачем?! С голоду не подыхаю.
— Александр Анатольевич, я понаблюдал за вами на репетиции спектакля, и возник такой вопрос: а вы любите, когда актеры импровизируют на сцене?
— Хорошо, когда импровизация все-таки продумана заранее. Это очень тонкий момент. Что касается меня, я обожаю импровизацию и в жизни, и на сцене. Стараюсь привить это своим ученикам. Но, знаешь, импровизация очень опасная вещь. Есть люди, которые имеют право и умеют импровизировать, а есть — кто обожает это делать, но не умеет, и тогда получается бог знает что.
— Вы сейчас готовы чем-то удивить зрителя?
— Александр Анатольевич, а бывает так, что вы думаете: как же я сам себе надоел?
— А это всегда! Вот чувство, что я сам себе не надоел, возникает редко. Причем в жизни сам себе я надоедаю больше, чем в творчестве. Но глупо на это жаловаться в моем возрасте. Когда-то мой друг, покойный драматург Саша Володин, написал мне:
Проснулся и выпил немного,
Теперь просыпаться и пить.
Дорога простерлась полого,
Недолго осталось иттить.