саббихисма раббика сура какой номер
Сура 87: «Аль-Аля» («Высочайший»)
О СУРЕ «Аль-Аля»
Восемьдесят седьмой по порядковому счёту в Священном Коране идёт сура под названием «Аль-Аля» («Высочайший»). Её девятнадцать наполненных глубоким смыслом аятов были ниспосланы в то время, когда Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.) проживал со своими сподвижниками в Мекке.
Сура открывается призывом восхвалять Господа, обладающего неограниченной властью и могуществом над всеми созданиями и предопределившего каждому творению определённую судьбу.
В последующих аятах Всевышний обращается к Своему Посланнику – Мухаммаду (с.г.в.), которому позволил прочесть Священное Писание и заучить его наизусть.
Также Господь призывает Пророка (с.г.в.) к увещеванию людей. Те, что услышат его, будут введены в Рай и обретут награду Милостивого и Милосердного, а те же, кто отвернутся от него, будут введены в пламя Ада.
Кроме того, Творец говорит нам, что жизнь грядущая превосходит земную, в связи с чем не следует зацикливаться исключительно на мирских благах.
Читать суру «Высочайший» можно не только в ходе намаза, но и в любое иное время. Причём не возбраняется цитировать лишь часть её аятов, если при этом сохраняется смысловой ряд.
О достоинстве суры «Аля» свидетельствует тот факт, что, как правило, она читается во время праздничной молитвы по случаю наступления главных исламских праздников Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и Ураза-байрам (Ид аль-Фитр).
ВИДЕО С ЧТЕНИЕМ СУРЫ «Аль-Аля»
Саббихисма раббика сура какой номер
ТЕКСТ СУРЫ НА АРАБСКОМ, ТРАНСКРИПЦИЯ, ПЕРЕВОД НА РУССКИХ И ТАТАРСКИХ ЯЗЫКАХ.
ГАРӘПЧӘ СҮРӘ АЯТЬЛӘРЕ,УКЫЛЫШЫ, УРЫС ҺӘМ ТАТАР ТЕЛЛӘРЕНДӘ ТӘФСИРЛӘРЕ
О СУРЕ «АЛЬ-АЛЯ»
Восемьдесят седьмой по порядковому счёту в Священном Коране идёт сура под названием «Аль-Аля» («Высочайший»). Её девятнадцать наполненных глубоким смыслом аятов были ниспосланы в то время, когда Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.) проживал со своими сподвижниками в Мекке.
Сура открывается призывом восхвалять Господа, обладающего неограниченной властью и могуществом над всеми созданиями и предопределившего каждому творению определённую судьбу.
В последующих аятах Всевышний обращается к Своему Посланнику – Мухаммаду (с.г.в.), которому позволил прочесть Священное Писание и заучить его наизусть.
Также Господь призывает Пророка (с.г.в.) к увещеванию людей. Те, что услышат его, будут введены в Рай и обретут награду Милостивого и Милосердного, а те же, кто отвернутся от него, будут введены в пламя Ада. Кроме того, Творец говорит нам, что жизнь грядущая превосходит земную, в связи с чем не следует зацикливаться исключительно на мирских благах.
Читать суру «Высочайший» можно не только в ходе намаза, но и в любое иное время. Причём не возбраняется цитировать лишь часть её аятов, если при этом сохраняется смысловой ряд.
О достоинстве суры «Аля» свидетельствует тот факт, что, как правило, она читается во время праздничной молитвы по случаю наступления главных исламских праздников Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и Ураза-байрам (Ид аль-Фитр).
Сура 87 «аль-А‘ля» (Превыше всего)
(перевод смыслов 87 суры Священного Корана и комментарии)
Именем Аллаха [именем Бога, Творца всего сущего, Одного и Единственного для всех и вся], милость Которого вечна и безгранична.
Восхваляй имя Господа твоего[1] [вознося над всем тем, что не присуще Ему] Высочайшего (Наивысшего) [Того, Кто выше всего и вся].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
* То есть «восхваляй Господа твоего». Слово «имя» не указывает на какое-то конкретное имя Всевышнего. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 15. С. 567.
Который сотворил [все из ничего] и соразмерил (урегулировал, установил соответствие, необходимые пропорции) [все макро- и микромиры находятся в полной гармонии; всякое творение имеет цельность, должную пропорциональность внутри и снаружи, взаимосвязь всех частей, органов, отделов, тканей].
Который определил [установил всему свой размер, свою ценность, свои качества, характеристики, сроки] и повел (направил) [дал знать людям, что и как должно использоваться, что к чему ведет, каковы последствия; дал соответствующие наставления через пророков и посланников, Священные Писания; дал жизненную силу, очертив перспективные пути ее применения; направил к новым знаниям и открытиям, верным интуитивным решениям и победоносным преодолениям; повел к встрече не только с успехом, но и к столкновению с временным поражением, дабы испытать и предоставить свободу выбора].
Который вывел пастбище [вывел из земли все то, что на ней растет].
И [в итоге] сделал его [растущее на нем] коричневым сором[1] (сухим и почерневшим мусором) [все зеленое, разноцветное и красивое, с великим разнообразием ароматов вырастающее на земле, в последующем, по законам Господа, темнеет, высыхает, поедается животными и снова превращается в почву].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
* Сор — мелкие сухие отбросы; мусор; ненужные, негодные вещи; хлам.
Мы [говорит Господь миров] дадим прочесть тебе [Мухаммад, строки Священного Писания, внушим этот навык Божественным Откровением; этапами тебе будут передаваться строки Корана, которые не сотрутся из твоей памяти и будут фиксироваться в последующем твоими помощниками-писарями, а ангел Джабраил, непосредственно участвующий в этом неоценимо важном процессе, укажет последовательность глав], и ты не забудешь [не беспокойся].
[Ничего не забудешь] кроме того, что пожелает Аллах (Бог, Господь) [в период твоей пророческой миссии]. Поистине, Он [Творец] знает явное и сокрытое. [Его осведомленность и знание не ограничены физическими законами, Ему ведомо все!]
И Мы [говорит Господь миров] благословим тебя на самый легкий (удобный) [вариант во всем. (1) Мы благословим тебя и верующих на добрые поступки, что облегчит тяготы бытия; (2) каноны, переданные людям через тебя, будут гибки, приспосабливаемы под любые обстоятельства и времена; (3) искренне, бескорыстно верующий благословляем на интуитивный (и не только) поиск самого удобного и простого варианта в кажущемся на первый взгляд бессмысленным хаосе жизни].
Назидай же (напоминай) [людям посредством Писания], если полезно назидание [если видишь, что люди слушают и прислушиваются. Нет необходимости принуждать или заставлять, навязывать].
Получит пользу от назидания (напоминания) тот, кто набожен [кто обращен к Богу, а не убегает от Него; кто ищет лучшее, не останавливаясь на достигнутом].
А избегать (сторониться) этих [назиданий, напоминаний, оставляя на потом понимание их и практику либо вовсе игнорируя] будет несчастнейший [у кого сознание и сердце закрылись на многочисленные «амбарные» замки, а ключи от них так и не были найдены].
Он [несчастнейший] тот, кто [войдет в Ад и] будет печься в самом большом огне [вкусит всю «прелесть» бесконечного пекла Преисподней, если не успеет в корне преобразиться прежде, чем душа покинет тело].
[Оказавшись] там, он не сможет ни умереть [дабы освободиться от всего этого ужаса], ни жить [нестерпимым окажется пребывание].
Преуспеет [в мирской обители и в вечной] тот, кто очищается духовно [работает над духовной и нравственной чистотой своей души (сердца), сохраняет первозданную «белизну» веры, искренность, легкость или старается сохранить].
Как можно работать над своей духовной составляющей? Например, прислушаемся к следующей пророческой рекомендации.
У Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Кто из людей лучший?» Он ответил: «Всякий, кто выметает из своего сердца и по-настоящему правдив [говорит лишь правду либо молчит]». У него уточнили: «Относительно правдивого все понятно, мы знаем кто это, а кто такой «выметающий из сердца»?» Последовал ответ: «Это тот, чье [сердце] набожно, чисто от греха, в нем нет желания обидеть кого-то (притеснить), нет злобы (ненависти), нет зависти. [То есть если, подобно пыли, грязи или случайному мусору, что-то из упомянутого появляется, то оно выметаемо. А потому к лучшим могут отнести себя те, кто поддерживает чистоту души, сердца, а также правдивость своей речи на соответствующем уровне, причем постоянно]»[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
* См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 455, хадис № 4216, «сахих».
Толкование суры «Аль-Аля = Высочайший»
Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Главной темой суры является единобожие, а именно: единственность Аллаха в господстве (таухид ар-рубубийя) и единственность Аллаха в божественности (таухид аль-улюхийя).
Между названием суры и её главной темой существует тесная связь, поскольку Высочайший — это Всевышний Аллах, а сура посвящена единственности Аллаха, единобожию.
Нетрудно заметить и связь между началом и концом данной суры. Начинается она с веления прославлять Высочайшего Господа, а завершается указанием на древность призыва к единобожию и, соответственно, к прославлению Господа: все пророки Всевышнего, приходившие к человечеству на протяжении веков, призывали к одному и тому же: поклоняться Единственному Богу, жить по установленным Им законам и прославлять и поминать Его. Все Божьи пророки проповедовали одну религию, одни убеждения, хотя практические законы для разных народов в разные эпохи могли отличаться друг от друга. И об истинной сущности земной жизни говорили своим соплеменникам все без исключения пророки Господа: она — пашня для жизни вечной, и её предназначение в том, чтобы на протяжении её собирать запасы для мира вечного. Совершая благие деяния, которые помогают человеку спастись от Огня и обрести вечное блаженство в Раю.
Также связаны между собой конец предыдущей суры «Ночной путник» и начало данной суры. Та сура завершается велением оставить неверующих на суд Аллаха, предоставив им отсрочку, и не торопить Господа с их наказанием, ибо оно и так неизбежно для них и постигнет их, когда придёт время. А данная сура начинается с веления прославлять Господа и свидетельствовать о Его совершенстве и о том, что Он свободен от каких-либо недостатков и пороков. Аллах — совершенный, мудрый и всемогущий, и Он знает, когда, как и кого подвергать наказанию, и Ему не присуща торопливость. И торопить Его с этим — значит не признавать Его совершенство, и это не согласуется с прославлением Его.
Эта и предыдущая сура имеют много общего в своём содержании. Обе суры содержат указание на всемогущество Господа миров и различные свидетельства этого. Также обе суры содержат упоминания о Судном дне и подтверждения его истинности и неизбежности. Кроме того, обе суры повествуют об участи двух категорий людей — верующих и неверующих — которая ожидает их в Судный день. Обе суры содержат призыв смотреть вокруг, вглядываться в чудеса Всевышнего во вселенной и размышлять об увиденном и о Том, Кто сотворил все эти чудеса. Они учат нас обращать внимание на знамения Всевышнего, которые окружают нас со всех сторон. Обе суры побуждают нас смотреть на различные творения Всевышнего, которые являются указанием на существование Творца, Его совершенство, могущество, абсолютное знание, мудрость.
Суру можно условно разделить на три части. Они посвящены следующим темам: прославление и возвеличивание Всевышнего Господа; напоминание и подтверждение истинности пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха); путь к преуспеянию.
Прославление и возвеличивание Господа
Славь имя Господа твоего Высочайшего,
Который сотворил [всё сущее и всему] придал соразмерность,
Который предопределил судьбу [творений] и указал путь,
Который взрастил пастбища,
а потом превратил их в тёмный сор.
Эта часть суры связана с главной темой суры самым непосредственным образом, ибо повествует о Всевышнем и содержит подтверждения единобожия.
Всевышний Аллах велит Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и, как следствие, членам его общины восхвалять, прославлять и возвеличивать Всемогущего Господа, Который сотворил всё сущее в наилучшем виде, поддерживает жизнь и порядок, распределяет удел и распоряжается всем. Он распределил всё наилучшим образом, и Он наставляет на истинный путь. Всё в мире происходит согласно Его предопределению и ничто не способно противостоять Его воле: чего Он желает, то непременно осуществляется, а чего Он не желает, того никогда не будет. И Он с Его совершенством и всемогуществом несомненно достоин хвалы.
Таким образом, Всевышний Аллах не просто повелел нам восхвалять и возвеличивать Его, но и привёл присущие Ему описания, которые заставляют нас задуматься и осознать Его величие и служат, таким образом, дополнительным побуждением к восхвалению и прославлению Его. Эти описания заставляют нас осознать собственную слабость, несовершенство, ничтожность в сравнении с Господом миров: что мы такое перед Всемогущим, Всесильным, Всезнающим, Вечным? И как велика наша потребность в Нём! Так как же мы можем не восхвалять и не возвеличивать Его?
Подобные описания и призыв обратить внимание на окружающие нас со всех стороны чудеса и знамения Всевышнего — Его удивительные творения — были действенным способом побудить человека прославлять и возвеличивать Создателя ещё в незапамятные времена, до того, как люди совершили множество научных открытий и усовершенствовали инструменты, позволяющие им эффективно изучать вселенную. В наш же век, когда эти открытия сделаны и все эти инструменты имеются в нашем распоряжении, напоминание о том, как чудесно и удивительно сотворено всё вокруг, тем более должно побуждать нас к прославлению и возвеличиванию Творца. Ведь всё созданное Им, включая нас самих, призвано напоминать нам о Нём, о Его единственности и о Его именах и качествах.
Подтверждение истинности миссии Мухаммада
Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего,
кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто.
Мы облегчим тебе путь к легчайшему.
Наставляй же людей, если напоминание принесёт пользу.
Воспримет его тот, кто страшится,
и отвернётся от него самый несчастный,
который войдёт в Огонь величайший.
Не умрёт он там и не будет жить.
Эта часть суры связана с общей темой суры, представляя доказательства всемогущества Аллаха и Его совершенства, которые свидетельствуют о Его единственности. Связана эта часть суры и с предыдущей. В той части суры Всевышний Аллах упоминает о Своих милостях к человечеству вообще, напоминая нам о том, что это Он сотворил нас и придал нам наилучший облик, одаривает нас благами и наставляет на прямой путь. А в этой части суры Всевышний упоминает о Своей милости к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Он ниспослал Пророку (мир ему и благословение Аллаха) Коран, и Он же гарантировал ему, что он не забудет ничего из того, что он должен запомнить.
Упоминание о том, что Всевышний Аллах оберегает Коран и что Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не мог забыть ничего из того, что он должен был помнить, — ещё одно доказательство единственности Аллаха в господстве. Это свидетельство Его всемогущества, а также следующее за ним упоминание о том, что Он знает и тайное, и явное, то есть о Его абсолютном знании, служат указанием на Его единственность и в божественности. Он знает всё и обо всём. Ему известно о том, что было, и о том, что будет, и Он знает о том, чего не было, каким бы оно было, если бы было.
Эта милость, которую Всевышний Аллах оказал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), облегчив ему запоминание ниспосылаемого ему Откровения и даровав ему лёгкий для исполнения закон, предполагает благодарность. А наилучшим проявлением благодарности является исполнение Пророком (мир ему и благословение Аллаха) возложенной на него обязанности доносить ниспосланное ему до людей и напоминать им. Его делом было донести Откровение до человечества, а уверует призываемый или не уверует, известно лишь Аллаху, и Божьи пророки не несли ответственности за результаты своего призыва и плоды осуществления своей пророческой миссии.
Аллах наставляет на истинный путь кого пожелает. Одни уверуют, другие останутся неверующими. Одни сердца с готовностью раскроются навстречу истине, а другие останутся запертыми и глухими ко всем наставлениям и увещаниям. Счастливые уверовавшие войдут в Рай и вкусят там плоды своей веры и богобоязненности. А тем злосчастным, кто отринет веру и отвергнет призыв к единобожию, суждено войти в Адскую обитель. В этой страшной обители они не познают смерти, которая положила бы конец их мучениям, но и жизни там им не будет: они будут существовать, но жизнью их полное страданий и мук существование назвать нельзя, ибо никакой радости и удовлетворения эта жизнь им приносить не будет.
Путь к преуспеянию
Преуспел тот, кто очистился,
поминал имя своего Господа и совершал молитву.
Но нет! Вы отдаёте предпочтение земной жизни,
хотя Последняя жизнь — лучше и дольше.
Поистине, это записано в первых свитках —
свитках [пророков] Ибрахима и Мусы.
Эта часть суры связана с общей темой суры, упоминая о древности Его религии — религии единобожия. Связана эта часть суры и с предыдущей: если в той части упоминается о двух категория людей — уверовавших и неуверовавших — соответственно, счастливых и злосчастных, — то в этой части говорится о тех, кому призыв и напоминание принесли пользу, и кто уверовал.
Упоминается именно о преуспевших, во-первых, потому, что упоминание о них является благой вестью для человеческой души, да и положение злосчастных понятно из контекста. К тому же, отказ от упоминания о них — доказательство их ничтожности пред Аллахом.
Тот, чья душа чиста от придавания Аллаху сотоварищей и кто наполнил свою жизнь поминанием Аллаха, преуспеет и спасётся. А кто выбрал иной путь, тот обрёк себя на злосчастие, ибо он предпочёл земную жизнь жизни вечной и таким образом отказался от спасения, ведь для каждого разумного человека очевидно, что жизнь вечная — лучше и дольше, и об этом говорили все без исключения Божьи посланники, то есть в этой непреложной истине нет ничего нового, и она известна обладателям разумов с незапамятных времён. Эту истину важно осознавать каждому, кто надеется обрести спасение и вечное счастье. Её проповедали лучшие из людей — посланники Господа миров. Этой истине учит нас религия единобожия — религия Всевышнего Создателя, Единственного Господа и Бога всего сущего.
Сура 96: «Аль-Алак» («Сгусток»)
О СУРЕ «Аль-Алак»
Сура «Аль-Алак» («Аль-Аляк», «Икра») расположена девяносто шестой по счёту в Священном Коране. В переводе с арабского её название означает «Сгусток» (крови). Эта сура состоит из девятнадцати ниспосланных в мекканский период аятов.
Это были самые первые коранические аяты, которые Аллах, Субханака ва Тааля, ниспослал Своему Заключительному посланнику (с.г.в.) в тот момент, когда тот находился в уединении в пещере Хира по дороге в Священную Мекку.
Именно с ниспослания первых аятов суры «Икра» началась пророческая миссия Мухаммада (с.г.в.), длившаяся на протяжении двадцати трёх лет.
Об этом событии указано в одном из хадисов, переданных со слов супруги Пророка (с.г.в.) Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Ниспослание откровений Мухаммаду, да благословит его наш Творец и приветствует, ознаменовалось благим видением во сне, а никакими иными видениями, кроме приходивших подобно утренней заре.
После этого Пророку была внушена любовь к уединению, и он начал часто уединяться в пещере Хира на одноимённой горе, где он занимался делами благочестия – и это выражалось в поклонении Всевышнему на протяжении многих ночей до тех пор, пока у него не появлялось желание возвратиться к своей семье.
Это длилось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере Хира.
К Мухаммаду (с.г.в.) явился ангел и повелел: «Читай!» – на что получил ответ: «Я не умею читать!»
После чего, как повествовал сам Мухаммад (с.г.в.), ангел взял его и сильно сжал – настолько, что тот напрягся до предела, а затем разжал объятия и опять возгласил: «Читай!» Пророк возразил: «Я не умею читать!»
Ангел повторно стиснул его так, что тот (вновь) сильно напрягся, и отпустил, повелев: «Читай!» – и тот (опять) повторил: «Я не умею читать!»
И тогда ангел сжал Заключительного Посланника Аллаха в 3-й раз и, отпустив, сказал: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой – щедрейший…» (Бухари).
В суре «Алак» Создатель говорит, что Его рабы, следуя за своей гордыней и высокомерием, опрометчиво преступают границы дозволенного, так как считают, что земные блага уберегут их от наказания в мире грядущем.
Каждое из творений вернётся после смерти к своему Господу, их же создавшему, и в День воздаяния они будут воскрешены и спрошены за свои деяния в земной жизни. В последующих аятах Творец напоминает Пророку (с.г.в.) о том, кто мешает рабу, когда тот поклоняется.
В данном случае подразумевается один из ярых ненавистников мусульман времён Посланника Всевышнего (с.г.в.) – Абу Джахль, о чём говорится в следующем хадисе: «Однажды Абу Джахль пришёл к Мухаммаду (с.г.в.), когда тот совершал молитву, и хотел наступить ногой на его шею.
Но стоило Абу Джахлю приблизиться, как он вдруг начал отступать, размахивая руками.
О случившемся его спросили: «Что с тобой?» На это последовал ответ Абу Джахля: «Между мной и им внезапно возникло что-то ужасное, наполненные огнём ров и крылья».
После чего Пророк (с.г.в.) пояснил: «Если бы Абу Джахль приблизился ко мне, то ангелы схватили бы его и разорвали бы на части». В ознаменование этого события, как сведетельствуют хадисы от Муслима и Ахмада, Всевышний ниспослал аяты 9-19 суры «Сгусток»:
«Видел ли ты того, кто мешает рабу, когда тот молится? Но нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху»
Читать суру «Икра» можно и во время выполнения ежедневной пятикратной молитвы, и в любое иное время.