с повышением номера квалитета допуск

Квалитеты точности в машиностроении

Изначально производство было единоличным делом. Один человек изготавливал какой-либо механизм от начала и до конца, не прибегая к посторонней помощи. Соединения подгонялись в индивидуальном порядке. На одной фабрике невозможно было найти 2 одинаковые детали. Так продолжалось вплоть до середины 18 века, пока люди не осознали эффективность разделения труда. Это дало большую производительность, но следом возник вопрос о взаимозаменяемости изделий. Для этого разработали систему нормирования уровней точности изготовления деталей. В ЕСДП установлены квалитеты (иначе степени точности).

Нормирование уровней точности

Взаимозаменяемость — это свойство деталей собираться в единый узел и выполнять свои функции без проведения их механической обработки. Условно говоря, одна деталь изготавливается на одном заводе, другая на втором, и при этом они могут быть собраны на третьем и подходить друг к другу.

Целью такого разделения является повышение производительности, которое образуется в силу следующих причин:

с повышением номера квалитета допуск. Смотреть фото с повышением номера квалитета допуск. Смотреть картинку с повышением номера квалитета допуск. Картинка про с повышением номера квалитета допуск. Фото с повышением номера квалитета допуск

Понятие о допуске и квалитете

Понять физический смысл допуска без введения термина «размер» затруднительно. Размер — это физическая величина, характеризующая расстояние между двумя точками, лежащими на одной поверхности. В метрологии существуют следующие его разновидности:

Для наглядности рассмотрим эти параметры на примере. Представим, имеется вал диаметром 14 мм. Технически определено, что он не потеряет своей работоспособности при точности его изготовления от 15 до 13 мм. В конструкторской документации это обозначается 〖∅14〗_(-1)^(+1).

Таблица квалитета точности

Числовые значения допусков
Интервал
номинальных
размеров
мм
Квалитет
010123456789101112131415161718
Св.Домкммм
30.30.50.81.2234610142540600.100.140.250.400.601.001.40
360.40.611.52.545812183048750.120.180.300.480.751.201.80
6100.40.611.52.546915223658900.150.220.360.580.901.502.20
10180.50.81.2235811182743701100.180.270.430.701.101.802.70
18300.611.52.546913213352841300.210.330.520.841.302.103.30
30500.611.52.54711162539621001600.250.390.621.001.602.503.90
50800.81.2235813193046741201900.300.460.741.201.903.004.60
8012011.52.5461015223554871402200.350.540.871.402.203.505.40
1201801.223.55812182540631001602500.400.631.001.602.504.006.30
180250234.571014202946721151852900.460.721.151.852.904.607.20
2503152.54681216233252811302103200.520.811.302.103.205.208.10
31540035791318253657891402303600.570.891.402.303.605.708.90
400500468101520274063971552504000.630.971.552.504.006.309.70
5006304.5691116223044701101752804400.701.101.752.804.407.0011.00
63080057101318253550801252003205000.801.252.003.205.008.0012.50
80010005.58111521294056901402303605600.901.402.303.605.609.0014.00
100012506.591318243446661051652604206601.051.652.604.206.6010.5016.50
125016008111521294054781251953105007801.251.953.105.007.8012.5019.50
160020009131825354865921502303706009201.502.303.706.009.2015.0023.00
200025001115223041577711017528044070011001.752.804.407.0011.0017.5028.00
250031501318263650699313521033054086013502.103.305.408.6013.5021.0033.00

Понятие посадки

До этого мы рассматривали точность одной детали, которая задавалось только допуском. А что будет с точностью при соединении нескольких деталей в один узел? Как они будут взаимодействовать друг с другом? И так, здесь необходимо ввести новый термин «посадка», который будет характеризовать расположение допусков деталей друг относительно друга.

Подбор посадок производится в системе вала и отверстия

Система вала — совокупность посадок, в которых величина зазора и натяга подбирается за счет изменения размера отверстия, а допуск вала остается неизменным. В системе отверстия все наоборот. Характер соединения определяется подбором размеров вала, допуск отверстия считается постоянным.

В машиностроении 90% продукции производится в системе отверстия. Причина этому служит боле сложный процесс изготовления отверстия с технологической точки зрения, по сравнению с валом. Система вала применяется при возникновении затруднений обработки наружной поверхности детали. Ярким примером этого являются шарики подшипника качения.

Все виды посадочных соединений регулируются стандартами и также имеют квалитеты точности. Целью такого разделения посадок на группы является повышение производительности за счет увеличения эффективности взаимозаменяемости.

Виды посадок

Тип посадки и ее квалитет точности выбирают, исходя из условий работы и способа сборки узла. В машиностроении разделяют следующие их разновидности:

Обычно использование той или иной посадки указано в специальной технической литературе. Мы просто определяем тип соединения и выбираем нужный нам тип посадки и квалитет точности. Но стоит отметить, что в особо ответственных случаях стандартом предусмотрен индивидуальный подбор допуска сопрягаемых деталей. Производится этой с помощью специальных расчетов, указанных в соответствующих методологических пособиях.

Источник

Таблица квалитетов

Квалитеты составляют основу действующей на сегодняшний день системы допусков и посадок. Квалитет представляет собой некую совокупность допусков, которые применительно ко всем номинальным размерам соответствуют одной и той же степени точности.

Таким образом, можно сказать, что именно квалитетами определяется то, насколько точно изготовлено изделие в целом или его отдельные детали. Название этого технического термина происходит от слова «qualitas», что по-латыни означает «качество».

Совокупность тех допусков, которые для всех номинальных размеров соответствуют одному и тому же уровню точности, именуется системой квалитетов.

Числовые значения допусковИнтервал
номинальных
размеров
ммКвалитет010123456789101112131415161718Св.Домкммм30,30,50,81,2234610142540600,100,140,250,400,601,001,40360,40,611,52,545812183048750,120,180,300,480,751,201,806100,40,611,52,546915223658900,150,220,360,580,901,502,2010180,50,81,2235811182743701100,180,270,430,701,101,802,7018300,611,52,546913213352841300,210,330,520,841,302,103,3030500,611,52,54711162539621001600,250,390,621,001,602,503,9050800,81,2235813193046741201900,300,460,741,201,903,004,608012011,52,5461015223554871402200,350,540,871,402,203,505,401201801,223,55812182540631001602500,400,631,001,602,504,006,30180250234,571014202946721151852900,460,721,151,852,904,607,202503152,54681216233252811302103200,520,811,302,103,205,208,1031540035791318253657891402303600,570,891,402,303,605,708,90400500468101520274063971552504000,630,971,552,504,006,309,705006304,5691116223044701101752804400,701,101,752,804,407,0011,0063080057101318253550801252003205000,801,252,003,205,008,0012,5080010005,58111521294056901402303605600,901,402,303,605,609,0014,00100012506,591318243446661051652604206601,051,652,604,206,6010,5016,50125016008111521294054781251953105007801,251,953,105,007,8012,5019,50160020009131825354865921502303706009201,502,303,706,009,2015,0023,00200025001115223041577711017528044070011001,752,804,407,0011,0017,5028,00250031501318263650699313521033054086013502,103,305,408,6013,5021,0033,00

Система допусков и посадок

Совокупность допусков и посадок, которая создана на основании теоретических исследований и экспериментальных изысканий, а также построена на основании практического опыта, называется системой допусков и посадок. Основным ее предназначением является выбор таких вариантов допусков и посадок для типичных сочленений различных деталей машин и оборудования, которые минимально необходимы, но полностью достаточны.

Основу стандартизации измерительных средств и режущих инструментов составляют именно наиболее оптимальные градации допусков и посадок. Кроме того, благодаря им достигается взаимозаменяемость различных деталей машин и оборудования, а также повышение качества готовой продукции.

Для оформления единой системы допусков и посадок используются таблицы. В них указываются обоснованные значения предельных отклонений для различных номинальных размеров.

Взаимозаменяемость

При конструировании различных машин и механизмов разработчики исходят из того, что все детали должны соответствовать требованиям возможности повторяемости, применяемости и взаимозаменяемости, а также быть унифицированными и соответствовать принятым стандартам. Одним из наиболее рациональных способов выполнения всех этих условий является применение на этапе проектирования максимально большого количества таких составных частей, выпуск которых уже освоен промышленностью. Это позволяет, ко всему прочему, существенно сократить сроки разработки и затраты на нее. При этом необходимо обеспечивать высокую точность взаимозаменяемых комплектующих изделий, узлов и деталей в части их соответствия геометрическим параметрам.

С помощью такого технического метода, как модульная компоновка, являющаяся одним из способов стандартизации, удается эффективно обеспечить взаимозаменяемость узлов, деталей и агрегатов. Помимо этого, она существенно облегчает ремонт, что серьезно упрощает работу соответствующего персонала (особенно в сложных условиях), и позволяет организовать поставки запасных частей.

Современное промышленное производство ориентировано, главным образом, на массовый выпуск изделий. Одним из его обязательных условий является своевременное поступление на сборочный конвейер таких компонентов готовых изделий, которые для их монтажа не требуют дополнительной подгонки. Помимо этого, должна быть обеспечена такая взаимозаменяемость, которая не отражается на функциональных и прочих характеристиках готовой продукции.

Источник

Метрология

Допуски и посадки

Основные понятия о допусках и посадках

Производственный опыт показал, что задачу выбора оптимальной точности можно решить установлением для каждого размера детали (особенно для сопрягаемых ее размеров) пределов, в которых может колебаться ее действительный размер; при этом исходят из того, что узел, в который входит деталь, должен соответствовать своему назначению и не терять работоспособность в требуемых условиях функционирования с необходимым ресурсом.

Номинальным называют основной размер, получаемый из расчета на прочность, жесткость или выбираемый конструктивно и проставляемый на чертеже. Проще говоря, номинальный размер детали получен конструкторами и разработчиками расчетным путем (исходя из требований прочности, жесткости и т. п.) и указывается на чертеже детали в виде основного размера.
Номинальный размер соединения является общим для отверстия и вала, составляющих соединение. По номинальным размерам выполняют в том или ином масштабе чертежи деталей, сборочных единиц и приборов.

с повышением номера квалитета допуск. Смотреть фото с повышением номера квалитета допуск. Смотреть картинку с повышением номера квалитета допуск. Картинка про с повышением номера квалитета допуск. Фото с повышением номера квалитета допуск

Посадки

Действительный зазор будет находиться между указанными пределами, т. е. между максимальным и минимальным зазором. Зазор необходим для обеспечения подвижности соединения и размещения смазки. Чем выше число оборотов и выше вязкость смазки, тем больше должен быть зазор.

В посадках с натягом так выбирают предельные размеры вала и отверстия, чтобы в сопряжении был гарантированный натяг, ограниченный минимальным и максимальным значениями – Nmax и Nmin :

Посадки в системе отверстия и системе вала

Посадки, установленные ЕСДП СЭВ, могут быть осуществлены по системам отверстия или вала.

На промышленных предприятиях в основном применяют систему отверстия, так как она требует меньшего количества режущего и измерительного инструмента, т. е. более экономична. Кроме того, технологически удобнее подгонять вал под отверстие, а не наоборот, поскольку удобнее производить обработку и контрольные измерения внешней поверхности, а не внутренней.
Систему вала, как правило, применяют для наружных колец шарикоподшипников и в тех случаях, когда на гладкий вал насаживают несколько деталей с различными посадками.

Квалитеты

с повышением номера квалитета допуск. Смотреть фото с повышением номера квалитета допуск. Смотреть картинку с повышением номера квалитета допуск. Картинка про с повышением номера квалитета допуск. Фото с повышением номера квалитета допуск

В системе СЭВ для обозначения допусков с указанием квалитетов применяются следующие условные обозначения:

Графическое изображение допусков и посадок

Построение выполняется следующим образом.
От горизонтальной линии, условно изображающей поверхность детали при ее номинальном размере, откладывают предельные отклонения в произвольно выбранном масштабе. Обычно на схемах величины отклонений указывают в микронах, но можно строить поля допусков и в миллиметрах, если отклонения достаточно большие.

с повышением номера квалитета допуск. Смотреть фото с повышением номера квалитета допуск. Смотреть картинку с повышением номера квалитета допуск. Картинка про с повышением номера квалитета допуск. Фото с повышением номера квалитета допуск

На схемах указывают номинальный D и предельные ( Dmax, Dmin, dmax, dmin ) размеры, предельные отклонения ( ES, EI, es, ei ) поля допусков и другие параметры.

Использование всех основных отклонений и квалитетов позволяет получить 490 полей допусков для валов и 489 для отверстий. Такие широкие возможности образования полей допусков позволяют применять ЕСДП в различных специальных случаях. Это является ее существенным достоинством. Однако на практике использование всех полей допусков неэкономично, так как вызовет чрезмерное разнообразие посадок и специальной технологической оснастки.

При разработке национальных систем допусков и посадок на базе систем ИСО из всего многообразия полей допусков отбирают только те поля, которые обеспечивают потребности промышленности страны и ее внешнеэкономические связи.

с повышением номера квалитета допуск. Смотреть фото с повышением номера квалитета допуск. Смотреть картинку с повышением номера квалитета допуск. Картинка про с повышением номера квалитета допуск. Фото с повышением номера квалитета допуск

Поле допуска в ЕСДП СЭВ образуется сочетанием одного из основных отклонений с допуском по одному из квалитетов. В соответствии с этим поле допуска обозначается буквой основного отклонения и номером квалитета, например 65f6; 65e11 — для вала; 65Р6; 65H7 — для отверстия.
Основные отклонения зависят от номинальных размеров деталей и остаются постоянными для всех квалитетов. Исключение составляют основные отклонения отверстий J, К, М, N и валов j и k, которые при одинаковых номинальных размерах, в разных квалитетах имеют различные значения. Поэтому на схемах поля допусков с отклонениями J, К, М, N, j, k, обычно разделены на части и показаны ступенчатыми.

Специфичны поля допусков типа js6, Js8, Js9 и т.д. Они фактически не имеют основного отклонения, поскольку расположены симметрично относительно нулевой линии. По определению основное отклонение – это отклонение ближайшее к нулевой линии. Значит, оба отклонения таких специфических полей допусков могут быть признаны основными, что недопустимо.

Допуски и посадки установлены для четырех диапазонов номинальных размеров:

Средний диапазон является наиболее важным, поскольку применяется значительно чаще.

Обозначение допусков на чертежах

Указания и обозначения на чертежах предельных отклонений формы и расположения поверхностей регламентируются ГОСТ 2.308-79, который предусматривает для этих целей специальные знаки и символы.
С основными положениями этого стандарта, используемыми знаками и символами для обозначения предельных отклонений, можно ознакомиться в этом документе (формат WORD, 400 кБ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *