ржд буквы в номере поезда
Что означает номер поезда
Номер поезда дальнего следования состоит из трехзначного числа и одной буквы. По ним можно определить направление движения поезда, его тип (пассажирский, скорый, скоростной и т.п.). Каждый символ делает номер поезда уникальным и часто соответствует железной дороге отправления.
Например, на каждом направлении есть поезд 001/002. Буква возле номера нужна, чтобы отличать поезд 001А Санкт-Петербург — Москва от поезда 001Г Казань — Москва.
При этом поезда с одинаковым номером никогда не встречаются на одной станции и не ходят по одному маршруту. Каждый номер имеет свое значение.
Классификация поездов по номерам
Подробнее о видах и расшифровке номеров поездов мы рассказали здесь.
Также свою нумерацию имеют пригородные (четырёхзначные номера 6001–7628) и специальные поезда:
Некоторые поезда меняют номер в пути — когда меняют направление движения. Ведь железная дорога идёт не по прямой от одного города до другого. В билете указывается тот номер, под которым поезд будет отправляться именно с вашей станции.
Например, на вокзале могут объявить, что прибывает поезд 227/228. Это означает, что поезд сменит номер.
Диапазон номеров для каждого вида поездов заканчивается на 98, а следующий начинается с 01. Это сделано для того, чтобы по первой цифре было понятно, какой именно поезд. Если сделать поезд 299, то при смене направления он будет иметь номер 300. Поезд 299/300 сложнее классифицировать с первого взгляда, может возникнуть путаница.
Что означают буквы в номере поезда
Буква нужна, чтобы сделать номер поезда уникальным. Чаще всего она означает, с какой железной дороги отправляется состав:
…и т.д., на все буквы алфавита. Соответственно, когда поезд идёт обратно, буква в номере чаще всего меняется, потому что он отправляется со станции, относящейся к другому подразделению железной дороги.
Иногда буквы меняют, если поезд по одним дням ходит как фирменный, а по другим — как обычный. Номера должны различаться — меняют именно букву.
У поезда может быть два номера с одинаковыми цифрами, но разными буквами. Так бывает, если часть вагонов принадлежит одному перевозчику, а часть — другому. При этом идут они в одном составе.
Пассажиру достаточно знать номер поезда из трёх цифр. На вокзале объявляют именно его.
orgperevozok.ru
Технология транспортных процессов
Новое
Популярное
Нумерация поездов
Категория поезда | Диапазон номеров | Примечание |
1 | 2 | 3 |
1. Пассажирские поезда в международном, дальнем и местном сообщении * | Критерии ** | |
1.1. Скорые круглогодичные | 1–150 | Vмарш от 50 км/час (вкл.) до 91 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км |
1.2. Скорые сезонного и разового обращения | 151–298 | То же |
1.3. Пассажирские круглогодичные | 301–450 601–698 | Vмарш до 50 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км |
1.4. Пассажирские сезонные, разового назначения и детские | 451–598 | То же |
1.5. Скоростные | 701–750 | Vмарш 91 км/час и более |
1.6. Высокоскоростные | 751–788 | То же |
1.7. Обслуживаемые моторвагонным подвижным составовом (кроме скоростных и высокоскоростных) | 801–898 | |
1.8. Служебного (специального) назначения | 901–920 | |
1.9. Туристические (коммерческие) | 921–940 | |
1.10. Людские | 941–960 | |
1.11. Грузопассажирские | 961–970 | |
1.12. Почтово-багажные | 971–998 | |
2. Пригородные поезда * | ||
2.1. Пригородные, приграничные пригородные (региональные) поезда | 6001–6998 | |
2.2. Скоростные пригородные поезда | 7001–7098 | |
2.3. Скорые пригородные и городские поезда | 7101–7498 | |
2.4. Скоростные пригородные поезда | 7501–7598 | |
2.5. Поезда служебного (специального) назначения | 7601–7628 | |
3. Технические поезда * | ||
3.1. Состоящие из цельнометаллических вагонов без пассажиров | 5001–5998 | |
3.2. Состоящие из моторвагонного подвижного состава без пассажиров, в т.ч. от скоростных и высокоскоростных | 7631–7998 | |
4. Специализированные грузовые поезда, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания * | ||
4.1. Рефрижераторные | 1001–1020 | |
4.2. Контейнерные поезда | 1021–1420 | |
4.3. Для перевозок груза в контрейлерах | 1421–1440 | |
4.4. Специализированные для перевозки грузов в универсальном подвижном составе | 1441–1450 | |
4.5. Для перевозки живности | 1451–1460 | |
4.6. Для перевозки угля, руды, удобрений в кольцевых маршрутах | 1461–1810 | |
4.7. Для перевозки наливных грузов в кольцевых и технологических маршрутах | 1811–1998 | |
5. Грузовые поезда * | ||
5.1. Соединенные поезда, следующие на один и более диспетчерских участков | 9201–9298 | |
5.2. Для составов из порожних вагонов в количестве 350-520 осей с одним локомотивом в голове, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания | 9301–9498 | |
5.3. Тяжеловесные поезда, в том числе: | 9501–9698 | |
5.3.1. весом 8000 т | 9701–9750 | |
5.3.2. весом 9000 т и более | 9751–9798 | |
5.4. Сквозные, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания | 2001–2998 | |
5.5. Участковые | 3001–3398 | |
5.6. Сборные | 3401–3468 | |
5.7. Сборно-участковые | 3471–3498 | |
5.8. Вывозные — для уборки и подачи вагонов на отдельные промежуточные станции участка и подъездные пути | 3501–3598 | |
5.9. Передаточные — для передачи вагонов с одной станции на другую | 3601–3798 | |
5.10. Диспетчерские локомотивы — для уборки и подачи вагонов на промежуточные станции | 3801–3898 | |
5.11. Подача вагонов рабочего парка на перегон для выгрузки в «окно» при производстве путевых работ | 3901–3978 | |
5.12. Подача вагонов по перевозочным документам под погрузку или выгрузку на примыкание к главным путям на перегоне, внутристанционные передачи, подача вагонов по договорам на пути (подъездные пути) станций, закрытых для грузовых операций | 3981–3998 | |
6. Локомотивы * | ||
6.1. Толкачи-резервные локомотивы, следующие для подталкивания или после подталкивания поездов: | ||
6.1.1. — грузовых | 4001–4148 | |
6.1.2. — пассажирских | 4151–4188 | |
6.1.3. — хозяйственных | 4191–4198 | |
6.2. Резервные локомотивы, следующие без вагонов: | ||
6.2.1. — от подталкивания грузовых поездов | 4201–4228 | |
6.2.2. — от подталкивания вывозных и передаточных поездов | 4231–4258 | |
6.2.3. — от подталкивания хозяйственных поездов | 4261–4298 | |
6.2.4. — от (к) пассажирских, людских, пригородных, почтово-багажных и грузопассажирских поездов | 4301–4398 | |
6.2.5. — от (к) поездов: ускоренных, соединенных, сквозных, участковых, сборных, сборно-участковых | 4401–4698 | |
6.2.6. — от (на) хозяйственных работ | 4701–4778 | |
6.2.7. — рельсосмазыватели | 4779–4798 | |
6.2.8. — от (к) вывозных, маневровых и передаточных поездов | 4801–4898 | |
6.3. Сплотки резервных локомотивов, находящиеся в эксплуатации: | ||
6.3.1. — грузовых | 4901–4960 | |
6.3.2. — пассажирских | 4961–4990 | |
6.3.3. — хозяйственных | 4991–4998 | |
7. Хозяйственные поезда * | ||
7.1. Восстановительные | 8001–8048 | |
7.2. Пожарные | 8051–8098 | |
7.3. Снегоочистители и снегоуборочная техника всех наименований | 8101–8198 | |
7.4. Для выполнения работ по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту сооружений и устройств железной дороги: | ||
7.4.1. — щебнеочистительные машины | 8201–8248 | |
7.4.2. — выправочно-подбивочно-отделочные и рихтовочные машины | 8251–8298 | |
7.4.3. — путеукладочные и путеразборочные машины | 8301–8348 | |
7.4.4. — хоппер-дозаторные | 8351–8398 | |
7.4.5. — рельсовозные | 8401–8448 | |
7.4.6. — рельсошлифовальные | 8451–8498 | |
7.4.7. — остальные машины и агрегаты | 8501–8548 | |
7.5. Путеизмерители, дефектоскопы и вагоны-лаборатории | 8551–8598 | |
7.6. Автодрезины, мотовозы и специальный самоходный подвижной состав | 8601–8698 | |
7.7. Для перевозки воды по хозяйственным документам | 8701–8748 | |
7.8. Для перевозки работников пути, контактной сети и т.д. к месту работы и обратно в моторвагонном или специальном самоходном подвижном составе | 8751–8798 | |
7.9. Для перевозки работников пути, контактной сети и т.д. к месту работы и обратно в вагонах с локомотивной тягой | 8801–8848 | |
7.10. Работа маломощных диспетчерских локомотивов на перегоне | 8851–8868 | |
7.11. Работа с поездами по договорам с транспортными организациями железных дорог | 8871–8898 | |
7.12. Локомотивы и сплотки локомотивов, моторвагонный подвижной состав и вагоны в ремонт и из ремонта | 8901–8928 | |
7.13. Обкатка локомотивов и вагонов | 8931–8948 | |
7.14. Обкатка составов из порожних пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава | 8951–8988 | |
7.15. Для проведения опытных поездок | 8991–8998 | |
7.16. Из порожних вагонов, негодных под погрузку, следующих на заводы и в депо для ремонта и модернизации по специально оформленным документам | 9001–9098 |
Диапазон номеров для тестирования системы «Экспресс-3» — 790–799.
* — данная нумерация поездов обязательна для поездов международного сообщения государств-участников Содружества на всем маршруте следования, для поездов во внутригосударственном сообщении нумерация может производиться в соответствии с национальным законодательством государства.
** — данные критерии обязательны только для поездов международного сообщения государств-участников Содружества на всем маршруте следования, для поездов внутригосударственного сообщения — регулируются национальным законодательством государства.
Величина маршрутной скорости определяется в обоих направлениях следования делением общей протяженности маршрута следования поезда (в километрах) на общее время нахождения поезда в пути следования (в часах) с учетом времени всех стоянок (с округлением значений до второго знака после запятой).
Нумерация поездов и буква в номере поезда РЖД и Украины
Для пассажирских поездов установлена следующая нумерация:
Нумерация поездов
У электричек и пригородных поездов своя нумерация (четырёхзначные номера 6001–7628) к ним добавляются и спецпоезда:
Что означает буква в номере поезда: расшифровка
Буква в номере поезда — это четвёртый знак, который делает номер поезда уникальным.
В случае использования лишь цифровых номеров, ими можно было бы пронумеровать всего 999 поездов, но поездов РЖД гораздо больше.
Именно в связи с этим и добавлен четвёртый символ в виде буквы.
Причем стараются присваивать буквенные обозначения так, чтобы не было поездов с одинаковыми циферными обозначениями.
Для примера, 111а Санкт-Петербург — Москва (Ленинградский вокзал) и 111б Москва (Белорусский вокзал) — Минск никогда не встретятся на одной и той же станции, поэтому в таком случае объявляют пассажирам только цифровой номер поезда, чтобы не возникало путаницы.
Кроме того существуют и другие закономерности с буквами в номерах поездов.
Иногда бывает так, что у одного поезда одновременно существует несколько разных номеров. Например, 101а и 101в (Санкт-Петербург — Москва, Аврора).
В таких случаях разные буквы означают разные организации, которые формируют вагоны данного поезда.
Когда в составе поезда есть фирменные и нефирменные вагоны, то они тоже имеют различные буквы.
В тех случаях, когда поезд по некоторым дням ходит как фирменный, а по другим, как нефирменный, то он так же имеет разные буквы, хотя и имеет одинаковое расписание. Так же буква может обозначать разные бригады, обслуживающие поезд.
В некоторых случаях буква обозначает направление движения поезда. И, наконец, определена закономерность между дорогой формирования поезда и буквой его номера, но она соблюдается не всегда.
Буква в номере поезда РЖД
Буквы, идущие после номера обычно присваивают изходя из дороги отправления
Примеры кодов дорог:
А — Октябрьская (реально код О, но в номерации поездов используется А)
Б — Белорусская
В — Юго-Восточная
Г — Горьковская
Д — Донецкая
Е — Свердловская
Ж — Приволжская
И — Восточно-Сибирская
Й — Куйбышевская
К — Юго-Западная
Л — Львовская
М — Московская
Н — Западно-Сибирская
О — Южная (реально код Ю, но в номерации поездов используется О)
П — Приднепровская
Р — Латвия
С — Северо-Кавказская
Ц — Казахстан
У — Южно-Уральская
Ч — Забайкальская
Ш — Одесская
Ы — Красноярская
Ь — Молдавская
Э — Дальневосточная
Я — Северная
Буквы в номерах поездов Укразализныцей — железных дорог Украины
Д — Донецкая
К — Юго-Западная
Л — Львовская
О — Южная
П — Приднепровская
Ш — Одесская
Что означает номер поезда
Номер поезда дальнего следования состоит из трехзначного числа и одной буквы. По ним можно определить направление движения поезда, его тип (пассажирский, скорый, скоростной и т.п.). Каждый символ делает номер поезда уникальным и часто соответствует железной дороге отправления.
Например, на каждом направлении есть поезд 001/002. Буква возле номера нужна, чтобы отличать поезд 001А Санкт-Петербург — Москва от поезда 001Г Казань — Москва.
При этом поезда с одинаковым номером никогда не встречаются на одной станции и не ходят по одному маршруту. Каждый номер имеет свое значение.
Классификация поездов по номерам
Подробнее о видах и расшифровке номеров поездов мы рассказали здесь.
Также свою нумерацию имеют пригородные (четырёхзначные номера 6001–7628) и специальные поезда:
Некоторые поезда меняют номер в пути — когда меняют направление движения. Ведь железная дорога идёт не по прямой от одного города до другого. В билете указывается тот номер, под которым поезд будет отправляться именно с вашей станции.
Например, на вокзале могут объявить, что прибывает поезд 227/228. Это означает, что поезд сменит номер.
Диапазон номеров для каждого вида поездов заканчивается на 98, а следующий начинается с 01. Это сделано для того, чтобы по первой цифре было понятно, какой именно поезд. Если сделать поезд 299, то при смене направления он будет иметь номер 300. Поезд 299/300 сложнее классифицировать с первого взгляда, может возникнуть путаница.
Что означают буквы в номере поезда
Буква нужна, чтобы сделать номер поезда уникальным. Чаще всего она означает, с какой железной дороги отправляется состав:
…и т.д., на все буквы алфавита. Соответственно, когда поезд идёт обратно, буква в номере чаще всего меняется, потому что он отправляется со станции, относящейся к другому подразделению железной дороги.
Иногда буквы меняют, если поезд по одним дням ходит как фирменный, а по другим — как обычный. Номера должны различаться — меняют именно букву.
У поезда может быть два номера с одинаковыми цифрами, но разными буквами. Так бывает, если часть вагонов принадлежит одному перевозчику, а часть — другому. При этом идут они в одном составе.
Пассажиру достаточно знать номер поезда из трёх цифр. На вокзале объявляют именно его.
Особенности нумерации поездов
Каждому железнодорожному составу присвоен индивидуальный номер. Но не все знают, что по этим цифрам можно узнать вид и маршрут поезда. Номер может состоять из одной или нескольких цифр, быть четным или нечетным. Давайте разберемся в этих числах.
Как определить тип поезда по номеру?
Если состав направляется на север или восток, ему присваивается четный номер, а если на юг или запад — нечетный. Из-за привязки нумерации к маршруту следования поезда, цифры могут меняться с четных на нечетные, и наоборот. Помимо направления, номер зависит от типа состава.
Номер поезда | Тип состава |
от 1 до 148 | скорый, курсирует весь год |
от 151 до 178 | скорый круглогодичный или сезонный |
от 181 до 298 | скорый сезонный |
от 301 до 398 | пассажирский круглогодичный |
от 401 до 498 | пассажирский сезонный |
от 501 до 598 | «одноразовый» |
от 601 до 698 | межобластной |
от 701 до 798 | служебный |
от 801 до 848 | скорый поезд, работающий на электричестве или дизельном топливе |
от 851 до 898 | скорый электро- или дизельный поезд, в котором не предусмотрены дополнительные удобства для пассажиров |
от 971 до 988 | туристический |
Помимо туристических поездов, цифрами от 900 и далее маркируются почтово-багажные и грузовые составы. Четырехзначные номера имеют хозяйственные и грузовые поезда. Исключение — пригородные электрички. Они нумеруются от 6000 до 7500.
Номер поезда указывает на его направление и тип состава.
Зачем нужна буква?
Из цифр от 1 до 3 и буквы состоят номера пассажирских составов. Объясняется это просто — если использовать только цифры, получится около 1000 номеров, а поездов на нашей железной дороге намного больше.
Составы с идентичной цифровой маркировкой, но разными буквами, не ходят с одного вокзала. Например поезд 002А едет с Ленинградского вокзала в Москве, а состав 002М отправляется тоже из Москвы, но с Ярославского вокзала. Такая система позволяет избежать возможной путаницы в числах. На вокзале диктор называет только номер поезда без буквы.
В некоторых случаях составы имеют аналогичный номер, но в зависимости от вида (фирменный или обычный) у них меняется буква. Чаще всего буква в номере поезда зависит от его маршрута, однако бывают исключения. Иногда встречается вторая буква. Она указывает на маршрут поезда в общем расписании.
Благодаря букве, номер каждого состава уникален.