российские автомобильные номера 1994 года
Реформа на бампере: как менялись автомобильные знаки в России
В России может быть проведена реформа стандарта автомобильных и мотоциклетных номеров. По данным «Коммерсанта», в МВД начали работу над обновлением действующего с 1993 года ГОСТа, в котором был установлен действующий в настоящее время формат, эту работу планируется завершить к концу 2018 года. О том, как менялся внешний вид советских и российских автомобильных номеров с момента введения первого стандарта в 1931 году, — в фотогалерее РБК.
Первый унифицированный стандарт советских автомобильных знаков появился в 1931 году. На белых табличках, которые крепились как на автомобилях, так и на мотоциклах, черной краской указывались номера, состоявшие из буквы и четырех цифр, разделенных дефисами. Спустя три года буква в начале номера была заменена еще одной цифрой, а под самим номером маленькими буквами начали подписывать название региона, в котором было зарегистрировано транспортное средство.
В конце 1936 года формат номеров изменился: он начал состоять из двухбуквенного индекса региона приписки и двух пар цифр, разделенных дефисами (на фото). После войны, в 1946 году, изменился дизайн номеров — сами таблички стали темно-желтыми, их формат при этом остался прежним.
Реформа 1959 года изменила формат автомобильных номеров в СССР: они стали иметь вид «две цифры — две цифры — три буквы». Сами таблички снова стали черными, номер наносился на него белой краской.
Расположение элементов на номерном знаке зависело от того, на какой части автомобиля он находится: на переднем номере буквы с цифрами были выстроены в одну линию, на заднем буквы помещались под цифрами.
Новый стандарт автомобильных номеров был введен в 1982 году. Как и в начале 1930-х, они снова стали писаться черной краской на белом фоне. Между парами цифр исчез дефис, а одна из трех букв была уменьшена в размере и вынесена перед цифрами. К выведенным из использования в номерах еще пятьдесят лет назад буквам «Ё», «Й», «Ъ», «Ы» и «Ь» добавилась «Щ».
В 1993 году ГОСТ 50577-93 ввел новый формат действующих автомобильных знаков, действующий по сей день. Он включил в себя трехзначный регистрационный номер, серию, состоящую из трех букв, одна из которых вынесена, как и при прежнем формате, а также код региона. В новых номерах было разрешено использовать только те буквы, графические аналоги которых встречаются и в кириллице, и в латинице.
Прямоугольник и квадрат: как менялись номера в России и СССР
МВД готовит новый стандарт для автомобильных и мотоциклетных номеров. В Научно-исследовательском центре проблем безопасности дорожного движения ведомства разрабатывают изменения в действующий с 1993 г. ГОСТ, которые должны устранить ряд имеющихся противоречий. Так, перспективные нормы разрешат использование табличек так называемого квадратного формата, которые используются в США и Японии, введут более компактные мотоциклетные номера, а также установят специальные знаки для ретро автомобилей и спортивных машин. Пересмотр стандартов пройдет в 2017 г., а окончательная редакция будет готова не раньше 2018 года. По сути, готовящийся ГОСТ предлагает возврат к некоторым правилам, которые вполне успешно существовали в прежние годы.
Белые номера. 1931-1936 годы
Из-за быстрого роста парка емкость номерных знаков быстро исчерпалась, и в 1934 г. формат табличек пришлось изменить. Название региона стали обозначать прописью, причем длинные имена сокращались до восьми букв, а количество цифр увеличили до пяти. К 1936 г. закончился и этот формат.
Черные и военные номера. 1936-1946 годы
В конце 1930-х появились первые дипломатические знаки, которые выдавались сотрудниками иностранных посольств – они имели три цифры вместо четырех и литеру «Д» в правом верхнем углу. А в 1940 г. в обиход вошли особые номера для военной техники, хотя единого стандарта ведомства не придерживались. Основной формат предполагал букву и пять цифр, но их расположение варьировалось, дефисы ставились произвольно, а некоторые части дополнительно использовали на табличках собственные знаки различия.
Желтые номера. 1946-1959 годы
Наконец, были официально введены номера для прицепов – если раньше на них вешали задние таблички грузовика, то теперь они получили собственные таблички того же формата со словом «прицеп». Передние знаки для мотоциклов были отменены, как и пробные и транзитные знаки. На испытаниях автозаводы использовали стандартные таблички, а для транзита выписывали бумажные знаки.
Черные и желтые. 1959–1982 годы
Дипломатические номера стали инверсными, то есть белыми, а литера «Д» сменилась латинской «D». Такие номер выдавались сотрудникам диппредставительств, а журналистам полагались таблички с буквой «K», торговым представителям – с буквой «М», причем в номерах последних также фигурировал двузначный код страны. В то же время появились номера с надписями «проба», «полигон», «спорт» и «милиция». Наконец, стандарт 1959 г. ввел выездные номера, в которых использовались буквы, совпадающие с латинскими.
Белые, желтые и красные. 1982–1993 годы
Военные номера остались прежними – черными. Существовал формат, аналогичный гражданскому в черном цвете, но до перехода на российские номера таких табличек было выдано немного. Номера нерезидентов стали цветными: красными с белыми символами – у сотрудников дипмиссий, желтыми с черными символами – у других иностранных граждан. Формат табличек не отличался: латинская буква и четыре цифры, которые кодировали страну или код региона регистрации, а также статус сотрудника посольства, либо указание на машину, предназначенную для экспорта из страны.
Российские номера
Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД (синий), сотрудников диппредставительств (красный), военных (черный), причем все они сделаны в схожем с обычными знаками стиле, но могут отличаться расположением и количеством букв и цифр. Вплоть до 2002 г. существовала линейка желтых номерных знаков для иностранных граждан, на которых буквой обозначался статус нерезидента. Сегодня желтые номера в формате «две буквы – три цифры» используются для такси и пассажирских автобусов.
Автомобилям, временно снятым с учета, ранее выдавались бумажные прямоугольные знаки с белым фоном и желтым полем региона, а также бумажные транзитные знаки для внутренней установки. А на машины, окончательно выезжающие за границу, ставили алюминиевые таблички с крупной буквой «Т». С октября 2013 г. автовладельцы получили право сохранить номерные знаки при смене машины, а транзитные номера были отменены кроме случаев вывоза автомобиля за границу. Кроме того, стало возможным провести регистрационные действия в любом отделении ГИБДД на территории страны, что лишило смысла использование кода региона.
До 2007 г. существовали также так называемые федеральные номерные знаки с флагом РФ вместо кода региона, которые выдавались высокопоставленным госслужащим и руководителя госкомпаний, и которые фактически являлись привилегированными. На смену таким табличкам по сути пришли традиционные знаки особых серий.
Автомобильные номера России
Автомобильные номера России стандарта 1993 года | |
---|---|
Российская Федерация | |
белый, красный, жёлтый, синий,
чёрный
белый
Автомобильные номера Российской Федерации — металлические пластины, которые устанавливаются на транспортное средство при его регистрации в ГИБДД. Текущий стандарт автомобильных номеров в стране выдаётся с 1993 года.
Содержание
Формат
Текущий стандарт автомобильных номеров России предусматривает для использования на них 12 букв (А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У и Х), а также букву D для дипломатических номеров. В правой части номера расположен регион — цифровое обозначение субъекта регистрации транспортного средства.
Модификация 2018 года
Новый ГОСТ Р 50577-2018 ввёл десять новых типов регистрационных знаков. В нём утверждены номера для американских и японских автомобилей с нестандартным для России размером. Такой номер можно использовать только сзади. Тип получил номер 1А, заменив выведенный из обращения тип номеров для высшего руководства страны (с флагом вместо региона).
Также в ГОСТ Р 50577-2018 выделены отдельные категории номеров для раритетов (выделят литерой «К») и транспорта для профессионального автоспорта (пометят литерой «С»).
ГОСТ Р 50577-2018 снял запрет на сверление отверстий в знаке. И убрал заводские отверстия в номере. Отверстия в пластине не должны затрагивать символы, код RUS и флаг. На номерных знаках появится уникальный 12-значный код изготовителя.
Список регионов на номерах России
В России 85 субъектов, но регионов на номерах гораздо больше: ёмкость комбинаций внутри региона составляет 1 726 272, однако крупным городам и регионам этого не хватает.
Список регионов на гражданских номерах России
Код ГИБДД-ГАИ | Регион | Федеральный округ | Код до 1993 года |
---|---|---|---|
01 | Адыгея | Южный | (КК, ЦП, ЦВ), АФ |
02, 102, 702 | Башкортостан | Приволжский | БА, БШ, ББ |
03 | Бурятия | Сибирский | БУ |
04 | Республика Алтай | Сибирский | (АБ, АЛ), ГЛ, ГЯ |
05 | Дагестан | Северо-Кавказский | ДА |
06 | Ингушетия | Северо-Кавказский | ЧИ |
07 | Кабардино-Балкария | Северо-Кавказский | КБ |
08 | Калмыкия | Южный | КЦ |
09 | Карачаево-Черкесия | Северо-Кавказский | (СС, СТ) |
10 | Карелия | Северо-Западный | КС |
11 | Республика Коми | Северо-Западный | КМ |
12 | Марий Эл | Приволжский | МС |
13, 113 | Мордовия | Приволжский | МР |
14 | Якутия | Дальневосточный | ЯК |
15 | Северная Осетия | Северо-Кавказский | СЕ |
16, 116, 716 | Татарстан | Приволжский | ТБ, ТТ |
17 | Тува | Сибирский | ТВ |
18 | Удмуртия | Приволжский | УД |
19 | Хакасия | Сибирский | (КЭ, КЯ), ХГ |
21, 121 | Чувашия | Приволжский | ЧУ |
22, 122 | Алтайский край | Сибирский | АБ, АЛ |
23, 93, 123, 193 | Краснодарский край | Южный | КК, ЦП, ЦВ, СО |
24, 84, 88, 124 | Красноярский край | Сибирский | КЭ, КЯ |
25, 125 | Приморский край | Дальневосточный | ПК, ПР |
26, 126 | Ставропольский край | Северо-Кавказский | СС, СТ |
27 | Хабаровский край | Дальневосточный | ХБ |
28 | Амурская область | Дальневосточный | АМ |
29 | Архангельская область | Северо-Западный | АХ |
30 | Астраханская область | Южный | АС |
31 | Белгородская область | Центральный | БЕ |
32 | Брянская область | Центральный | БР |
33 | Владимирская область | Центральный | ВЛ |
34, 134 | Волгоградская область | Южный | ВД, ВХ |
35 | Вологодская область | Северо-Западный | ВО |
36, 136 | Воронежская область>> | Центральный | ВВ |
37 | Ивановская область | Центральный | ИВ |
38, 85, 138 | Иркутская область | Сибирский | ИР |
39, 91 | Калининградская область | Северо-Западный | КЛ, АО, ЕЕ |
40 | Калужская область | Центральный | КЖ |
41, 82 | Камчатский край | Дальневосточный | КЧ |
42, 142 | Кемеровская область | Сибирский | КЕ, ЦХ |
43 | Кировская область | Приволжский | КВ |
44 | Костромская область | Центральный | КО |
45 | Курганская область | Уральский | КН |
46 | Курская область | Центральный | КУ |
47, 147 | Ленинградская область | Северо-Западный | ЛО, ЛГ, СР |
48 | Липецкая область | Центральный | ЛП |
49 | Магаданская область | Дальневосточный | МА |
50, 90, 150, 190, 750 | Московская область | Центральный | МЕ, МЖ, МЗ, МЛ |
51 | Мурманская область | Северо-Западный | МУ |
52, 152 | Нижегородская область | Приволжский | ГО |
53 | Новгородская область | Северо-Западный | НО |
54, 154 | Новосибирская область | Сибирский | НБ, НС |
55 | Омская область | Сибирский | ОМ |
56 | Оренбургская область | Приволжский | ОБ |
57 | Орловская область | Центральный | ОР |
58 | Пензенская область | Приволжский | ПЕ |
59, 81, 159 | Пермский край | Приволжский | ПМ, ПТ |
60 | Псковская область | Северо-Западный | ПС |
61, 161, 761 | Ростовская область | Южный | РД, РО, РП |
62 | Рязанская область | Центральный | РЯ |
63, 163, 763 | Самарская область | Приволжский | КШ, УК, РТ(М), ЕН(К) |
64, 164 | Саратовская область | Приволжский | СА, СЖ |
65 | Сахалинская область | Дальневосточный | СХ |
66, 96, 196 | Свердловская область | Уральский | СВ, СФ |
67 | Смоленская область | Центральный | СМ |
68 | Тамбовская область | Центральный | ТА |
69 | Тверская область | Центральный | КА |
70 | Томская область | Сибирский | ТО |
71 | Тульская область | Центральный | ТУ, ТЛ |
72 | Тюменская область | Уральский | ТЮ, ТМ |
73, 173 | Ульяновская область | Приволжский | УЛ |
74, 174, 774 | Челябинская область | Уральский | ЧБ, ЧД, ЧЕ |
75, 80 | Забайкальский край | Сибирский | ЧТ |
76 | Ярославская область | Центральный | ЯР |
77, 97, 99, 177,197, 199, 777, 799, 797 | Москва | Центральный | МО, МК, ММ, МН, МТ |
78, 98, 178, 198 | Санкт-Петербург | Северо-Западный | ЛД, ЛЕ, ЛГ, СР, ЕС |
79 | Еврейская автономная область | Дальневосточный | (ХБ), ЕЯ |
82 | Республика Крым | Южный | КР, ЦС |
83 | Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | (АХ) |
86, 186 | Ханты-Мансийский автономный округ | Уральский | (ТЮ, ТМ) |
87 | Чукотский автономный округ | Дальневосточный | (МА), ЧА |
89 | Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | (ТЮ, ТМ) |
92 | Севастополь | Южный | (КР, ЦС) |
94 | Байконур | Город федерального значения | (КЗ) |
95 | Чеченская республика | Северо-Кавказский | ЧИ |
Примечания: Даты введения кода: Из первой сотни кодов регионов не использованы только 20 (аннулирован) и 91 (кроме специальных транзитных). Кроме того, остаются коды ныне не существующих субъектов федерации, номерные знаки с которыми не выдаются: 80, 81, 84, 85 и 88. Общероссийская выдача номеров с кодом 82До 1 июля 2007 года код 82 был закреплён за Корякским автономным округом, но после образования Камчатского края выдача номеров с данным кодом была прекращена. Регион был малонаселённым и с 1994 года там успели выдать не так много номеров, поэтому после присоединения к Российской Федерации в 2014 году Республики Крым код 82 было решено закрепить за последней. До 2016 года номера с кодом 82 выдавались исключительно в Крыму, но из-за дефицита номеров в некоторых регионах, в них начали выдавать серии номеров с крымским кодом 82. По состоянию на март 2017 года номера типа 1 с кодом 82 выдавались или выдаются в следующих регионах:
|