рельефная живопись мастихином по номерам
Как работать мастихином? 6 приёмов и 14 видов мастихинов
На иллюстрации вверху представлены различные замесы краски при помощи мастихина. Такие мазки создают иллюзию и обогащают живопись техничным исполнением. Но как создать красивую фактуру? В этой статье я поделюсь шестью основными способами работы мастихином в масляной живописи, хотя, вариантов здесь, конечно, может быть великое множество. Однако, прежде чем говорить о технике работы, нужно увидеть какими бывают мастихины.
Четырнадцать видов мастихинов
Мастихин представляет собой стальную, упругую пластину в виде «лопаточки», которая соединяется с рукоятью посредством изогнутого металлического стержня. Эта «лопатка» может иметь самую разнообразную форму. От классической клиновидной, до нестандартной. В начале списка я перечислю основные формы классических мастихинов, которые, впрочем, могут иметь различные вариации. А в конце списка посмотрим на мастихины с нестандартным лезвием. Я выбрал четырнадцать видов мастихинов, но в жизни их разновидностей намного больше. Однако, разница между другими видами непринципиальная, поэтому я сосредоточусь на этих четырнадцати:
1. Самый распространённый мастихин ромбовидной формы. Удобный в работе. Позволяет наносить краску как широкой плоскостью, так и острым кончиком.
2. Этот мастихин похож на предыдущий, за исключением основания. Оно не треугольной, а округлой формы. Благодаря этому, боковые стороны мастихина овальные. Ими можно снимать и укладывать краску таким образом, что она приобретёт «волнообразный» рельеф.
3. Мастихин со скошенным лезвием и округлыми боковинами.
4. Мастихин прямоугольной формы.
5. Узкий мастихин овальной формы. Интересный вариант для создания рельефных мазков не имеющих прямолинейных контуров. Можно работать как плоскостью, так и кончиком. Универсален и удобен в работе, подобно ромбовидному мастихину в начале списка.
6. Широкий мастихин овальной формы. Имеет те же преимущества, что и предыдущий, только оставляет более округлые мазки и создаёт более глубокий рельеф, если работать боковой стороной.
7. Очень «вытянутый» мастихин ромбовидной формы. Удобен для укладки краски в линию, а также для работы широкими мазками.
8. Мастихин в виде многоугольника, имеющий грани разной длины. В процессе работы данным мастихином можно менять размеры мазков, благодаря выбору грани нужной длины.
9 — 14. Мастихины необычной формы. Данная разновидность напоминает инструменты кондитера. Эти мастихины позволяют создавать мазки краски, похожие на лепестки, ленты, борозды… Хорошо подходят для декоративных работ.
Шесть основных приёмов работы мастихином
Теперь, когда мы рассмотрели какими бывают мастихины, можно подумать над техникой работы этим замечательным инструментом. Сразу оговорюсь, что в практической работе художники импровизируют и придумывают десятки и сотни своих собственных приёмов. Но существуют наиболее распространённые:
1. Широкие пастозные мазки плоскостью мастихина. Такая манера наиболее часто встречается у художников. В зависимости от формы мастихина, мазки краски могут приобретать разный характер.
2. Объёмные точечные мазки, выполненные кончиком мастихина. Эта техника чем-то напоминает пуантелизм. Однако, совсем необязательно писать в таком стиле всю живописную работу. Этим способом можно проработать какие-либо детали, например, блики, листья… Другие же части живописи можно написать посредством иных приёмов.
3. Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина или боковой стороной его лезвия. При помощи такого подхода можно изобразить тонкие ветви деревьев или стебли травы. Из под снимаемой мастихином краски, просматривается светлый холст — это позволяет изображать светлые тончайшие линии простым процарапыванием. Если же снимать краску широкой, боковой стороной мастихина, то будут образовываться широкие просветы. При наличии нижнего слоя подмалёвка, эти просветы могут иметь не только светлую окраску, но и глубокий сложный цвет.
4. Фактурные, рельефные линии, образующиеся посредством продольных движений плоскостью мастихина. На иллюстрации видно, как такие линии могут изгибаться, иметь разную толщину, ширину… Некоторые художники пишут только мастихином и, вообще, не используют кисти. В их творчестве даже мельчайшие детали прорабатываются лезвием мастихина.
5. Обобщение посредством смазывания краски. В масляной живописи этот приём выглядит следующим образом: художник подробно пишет какой-нибудь элемент своей живописи, а потом, поверх проводит ребром мастихина. В результате контуры изображения размываются. Такое обобщение может «увести» на второй план слишком резкие силуэты. В живописи бывает необходимо что-то сделать менее заметным и уходящим вдаль. И этот приём обобщения при помощи мастихина может прийти весьма кстати.
6. Введение одной краски в другую. Данный способ работы мастихином может приобретать самую разную форму. Здесь большое значение имеет импровизация. Суть этого приёма такова: в пастозно уложенную краску, как бы «втирается» новый мазок плоскостью мастихина. Объёмные массы краски вливаются друг в друга и, порой, это происходит самым неожиданным образом. Краска то вливается, то «закручивается», то замешивается, а иногда и «врывается». Переходы одного цвета в другой во многом зависят от движений руки и наклона мастихина.
В начале этой статьи я разместил подборку разных фрагментов из своей живописи. Здесь Вы можете видеть самые разные приёмы работы мастихином — и те, что описаны выше, и другие. Наглядный пример поможет лучше понять как можно «играть» краской при помощи такого замечательного инструмента как мастихин.
Рельефная живопись «Полевые цветы»
Артикул: 59350
[ для заказа по телефону ]
9.3 | Голосов: 4 |
В наборе: холст на подрамнике, 3 кисти, набор из 6 красок, мастихин, пошаговая инструкция.
Состав: дерево, текстиль, пластмасса, краски, бумага.
Размер холста: 30 х 24 см.
Рекомендовано детям старше 7 лет.
Ориентировочно: 23 Октября (Суббота) этот товар может быть доставлен в ваше почтовое отделение.
Декоративная штукатурка для рельефной живописи. Часть 1
Сегодня я хочу вам рассказать о шпатлевках и штукатурках, которые я испытала собственноручно в, так называемой, декоративной объемной (рельефной) живописи. Примеры работ в этой технике вы наверняка встречали на просторах Интернета в декоре часов, рам, настенных панно (картин):
Но мастера, работающие в данном жанре, судя по отзывам, делиться не любят, особенно в том, что касается материалов. А этот вопрос, я считаю, в данной живописи является основным. Работа с мастихином придет с ежедневной тренировкой и практикой, а хорошие и правильные материалы решают, как быстро это мастерство вам откроется.
Я в данной технике не работаю, но мне стало интересно, насколько сложно подобрать тот самый идеальный материал для создания этих работ. И быть может я найду применение этой техники и в своих работах.
Поэтому, чтобы облегчить ваш поиск и систематизировать свой, я расскажу и, по возможности, покажу то, что опробовала сама. Могу сказать сразу, пока я не нашла идеальной формулы, но работать есть с чем.
В данной технике используется штукатурка, усиленная синтетическими и целлюлозными волокнами, которые позволяют создать достаточно высокий объем даже у тонких элементов.
Готовых штукатурок с микроволокнами на нашем рынке очень мало, в основном это дорогостоящие импортные декоративные материалы.
Недавно на российском рынке появилась декоративная штукатурка с целлюлозными волокнами «Барельеф» фирмы VGT. К сожалению, опробовать ее мне пока не удалось, в Санкт-Петербурге она не представлена ни в одном дистрибьютерском магазине, но обязательно достану и попробую.
СОСТАВ: Водная дисперсия стирол-акрилового сополимера с добавлением лиственной целлюлозы, микромрамор, модифицирующие добавки.
ЦЕНА: за банку 6 кг (минимальная фасовка) 1020 рублей у дистрибьютера в Москве.
Первое, что испробовала, это немецкую декоративную штукатурку Marmur Stucco, которую можно было приобрести у нас в городе на развес.
СОСТАВ: Материал на основе мелкодисперсного мраморного наполнителя, усиленный синтетическими и целлюлозными волокнами.
ЦЕНА: около 550 рублей за килограмм.
Первая мысль при покупке – ДОРОГО!
Вторая – было бы здорово, если бы сработала, и я успокоилась даже, несмотря на высокую цену материала. Но, не все так просто, увы. Для каких-то декораторских приемов она идеальна, но для создания объёмных цветов в сочетании с мастихиновой живописью не сработала:
Из положительного – идеально белая по цвету, хорошо колеруется, прочно держится даже на окрашенной поверхности.
Аналогично немецкой Мармур есть в продаже французская штукатурка Torchis Саман, сходны и по цене, и по качеству.
Следующим этапом я попробовала шпатлевку-замазку по монтажной пене NEOMID, питерского производства.
ЦЕНА: 200 рублей за 1,4 кг.
СОСТАВ: на акриловой основе с армирующими микроволокнами, которые позволяют заполнять полости глубиной до 10 см без растрескивания. Круто!
Да еще что ни свойство, то фантастика:
В работе мастихином, оказалась идеальна, НО! Цвет серый, при высыхании он значительно светлеет, при колеровке не предсказуем. Я бы с ним с удовольствием работала, но для новичков этот состав с точки зрения цветовых решений будет сложноват.
Если абстрагироваться от цвета, отличный материал для тренировок!
Данную шпатлевку я взяла за эталон и продолжила свой поиск.
Следующим этапом, я решила посмешивать материалы.
Чтобы уменьшить растекаемость и липкость немецкой штукатурки Мармур, я добавила в нее:
Эксперимент №1 — шпатлевку по дереву фирмы Текс, причем шпаклевка у меня оказалась уже не свежей, слегка плотной. Это помогло, но не сильно. Она по-прежнему залипала на мастихин и не позволяла выкладывать высокие элементы.
Эксперимент №2 – добавила сухой гипс, а точнее алебастр… Категорически нет! Все от чего пыталась избавиться, усугубилось. Даже показать нечего 🙁
Больше я решила не мучать дорогущую штукатурку Мармур, а перейти к совершенно другому материалу. О нем и о результатах своих экспериментов я расскажу в следующей статье.
Что такое мастихин и как им работать
На своих онлайн-курсах по живописи маслом для начинающих художников, я рассказываю и показываю, как правильно пользоваться мастихином и писать им картины маслом. В этой статье я тоже немного расскажу о самом инструменте и основных техниках написания.
Немного истории – что такое мастихин?
Но не стоит думать, что мастихином можно только писать, нет. Он также предназначен для смешивания масляных красок, очистки палитры, удаления не засохшей краски с холста.
Своими корнями, техника живописи мастихином, уходит в далекое прошлое, а именно в эпоху Тициана, Рембрандта и Гойи, которые писали некоторые свои произведения с помощью этого инструмента.
Позднее, в ХIХ веке, живопись маслом с помощью мастихина достигла своего расцвета, в работах таких художников как Камиль Писсарро, Гюстав Курбе, Анри Матисс и Поль Сезанн.
В ХХ же веке, в процессе импровизации, художники стали позволять себе намного больше, чем могли раньше, и стали экспериментировать не только с цветом, но и с формой, техниками, фактурами. Поиск собственно стиля заставил взять в руки мастихин и начать творить многих живописцев двадцатого столетия.
Для чего нужен мастихин
Казалось бы, есть уже кисти, чего художникам еще не хватает? Начнем, опять же, с истории. Раньше мастихин был предназначен лишь для смешивания краски, или для удаления ее излишков с палитры. Позже, когда художники стали искать новые формы они стали писать мастихином портреты, пейзажи и натюрморты.
Мастихиновая живопись сама по себе выглядит очень красиво: крупные, экспрессивные мазки, краска густыми слоями, кажется этой лопаткой можно создать шедевр, даже не умея рисовать!
Картины, написанные мастихином, особенно яркими и насыщенными цветом красками, с крупными, фактурными мазками, всегда выглядят очень экспрессивно и надолго остаются в памяти зрителя. А если отойти от картины, написанной с помощью мастихина, на небольшое расстояние, то можно подумать, что ты смотришь на мозаику, пазл или лоскутное одеяло. Это происходит из-за того самого объема, который создается при помощи мастихина грубыми и толстыми мазками краски.
Кстати, об объемной фактуре. С помощью мастихина вы сможете красиво передать такие фактуры, как листья растений, лепестки цветов (очень красиво будут смотреться маки, розы и другие объемные цветы с крупными бутонами), деревья (особенно их кору). Также красиво будет выглядеть небо, или морские волны, написанные мастихином, ровно, как и горный пейзаж.
А если вы захотите дополнить сюжет картины и проработать мелкие детали, то вы всегда можете воспользоваться кистью.
Некоторые начинающие художники думают, что мастихином можно писать только в одной технике, держа его в одном положении в руке. Но это, конечно же, не так. Давайте поподробнее рассмотрим, во-первых, виды мастихинов, какие бывают, а во-вторых, техники, с помощью которых можно создавать картины.
Кстати, подробнее о работе с мастихином и техниках масляной живописи я рассказываю на своем БЕСПЛАТНОМ теоретическом мастер-классе.
Виды мастихинов
Классическая форма мастихина для рисования, это ромбовидная. Такой мастихин помогает создавать четкую форму, причем писать картины таким мастихином можно, как и всей площадью лопатки, так и кончиком.Чтобы создать волнообразный рельеф на картине, вам понадобится мастихин овальной или округлой формы. Также такая форма защитит холст от механических повреждений.
Чтобы лучше представлять себе их форму, можете посмотреть в каталоге моего магазина, как выглядит этот инструмент, а заодно прицениться — https://nyshop.pro/product-category/admaterial/mastikhin/.
Как правило, лопатка мастихина делается из стали, а сама имеет изогнутую форму. Ручки также могут быть металлические, но чаще всего, деревянные. Писать картины мастихином – особое удовольствие для художника. А многообразие его форм позволяет импровизировать и создавать по-настоящему яркие, запоминающиеся, а порой и необычные картины.
Представьте, какие картины вы бы написали при помощи грушевидного, овального, или, рифленого мастихина? Наверняка, это было бы что-то необычное, не как у всех. Поэтому, мастихин для рисования – это еще и отличная возможность проявить себя как художника, попробовать создать оригинальную работу.
Но вернемся к формам. Как я уже сказала, классической формой для мастихина является ромбовидная.
Однако, существует еще несколько не менее интересных форм. Например, тот же самый ромбовидный мастихин, но вытянутой формы. Им очень удобно накладывать широкие мазки в линию.
Также среди художников популярен мастихин-многоугольник. Так как у него много граней и они все разные, то под определенным углом и наклоном, вы можете менять размеры мазков и их направление.
Вообще, мастихины такой вот разнообразной формы – это очень хорошая возможность для экспериментов. Причем как в живописи, так и в декоративно-прикладном творчестве.
Кроме вышеперечисленных мастихинов, существуют также мастихины со скошенным лезвием и округлыми боковинами, мастихины прямоугольной формы, овальные мастихины. Овальным мастихином очень легко и просто создавать фактурные мазки.
Геометрической формы мастихин способен создать красивую ровную и четкую линию. Мастихины с заостренным краем не только легко удаляют краску, но еще и помогают создать картины или декоративные элементы в технике сграффито. Эта техника подразумевает «процарапывание» верхних слоев краски, под которым нанесен другой, контрастный цвет. Таким образом, можно получить необычный орнамент или рисунок.
Короткой лопаткой мастихина очень удобно наносить угловатые мазки, а волнообразными и веерообразными мастихинами – мелкие детали, например, листья, кору деревьев, лепестки, показывая их прожилки и фактуру.
Но сколько бы не существовало видов мастихинов, вы должны обязательно попробовать написать им картину, хотя бы для того, чтобы понять, ваш это инструмент или нет, нравится вам такая техника письма, или вам все-таки привычней писать любимыми кисточками.
В общем пробуйте, и ничего не бойтесь! В любом случае, если вам не понравится, можно будет убрать лишний слой краски, загрунтовать холст и переписать картину снова, но уже по-другому.
А если вы все-таки хотите попробовать себя в мастихиновой живописи, то подробнее читайте о том, как выбрать свой первый мастихин, в моей статье https://nyblog.ru/kak-vybrat-mastihin-dlya-maslyanyh-krasok/
Там я рассказываю, на что обратить внимание при выборе, основные критерии, какой лучше взять и на что обращать внимание при работе.
Основные техники: как работать мастихином
Многие мастихины имеют большую площадь лопатки, в отличие от кисточки, к тому же, некоторые художники пишут картины мастихином в экспрессивной манере, поэтому, картины, написанные в такой технике, создаются достаточно быстро.
Так же, большинство техник живописи мастихином, сводится к тому, что вы накладываете краску слой за слоем, не заостряя внимание на деталях, почти что без проработки мелочей. Такая техника называется пастозной, и достигается при помощи плоского мастихина.
Именно эту технику, наряду с многими другими, мы разбираем на моем курсе “Живопись маслом для начинающих”. Этот курс создан специально для новичков, для тех, кто только начинает свой путь в масляной живописи.
Первое, что вы должны знать, нанося краску на холст, что то, какими будут ваши мазки, зависит от наклона и силы нажима на лопатку мастихина. Использовать лучше свежие краски, только что выдавленные из тюбика. Кстати, выдавливать можно сразу на холст, и можно не разводить краску, выбирая чистые цвета. Так у вас могут получиться свои насыщенные оттенки, и яркие, красивые переходы.
Техника точечных мазков, чаще всего встречается в картинах с натюрмортами, где художник изображает букеты с мелкими лепестками у цветов.
Еще одна техника, о которой я уже говорила, это техника сграффито, в которой вы процарапываете верхние слои краски, чтобы показать контрастный нижний слой.
Также я уже упоминала, что мастихином можно писать не только самой лопаткой, но еще и ее острым ребром. Таким образом, создается очень красивый рельеф, а для проработки деталей вам даже не придется использовать кисть!
Ну, и напоследок, самый интересный и, пожалуй, наиболее свободный в плане экспериментов, метод работы мастихином – введение одного цвета краски в другой. Особенность этой техники состоит в том, что вы никогда не знаете, что у вас получится, какой будет конечный результат. Ведь все эти переходы цвета, его сочетание друг с другом и что в итоге получится, зависит от движения ваших рук и того, под каким углом вы пишите картину.
Чтобы понять суть этой техники, представьте, что вы уже густо нанесли пастозными мазками слой краски. А теперь берете лопаткой новый цвет краски с палитры и наносите новый мазок плоскостью лопатки мастихина в этот слой, но не полностью, а постепенно добавляя новую краску, как бы «закручивая» один цвет в другом.
Несомненно, в такой технике у вас получится что-то особенное!
Вот мы и выяснили с вами, как рисовать мастихином на холсте масляными красками. А теперь я хочу оставить вам несколько полезных советов, по работе с мастихином, которые вам могут пригодиться:
А если вы все-таки хотите приобрести этот инструмент для живописи, можете посмотреть варианты мастихинов в моем интернет-магазине.
Приятного вам творчества и вдохновения! Поставьте оценку, если вам понравилась статья, а если остались вопросы, смело пишите их в комментариях к этой статье! ☺