расшифровка тнвд bosch по номеру
Где номер ТНВД? Какие данные необходимы при подборе запчастей и ремонте?
Каждый топливный насос высокого давления имеет свой каталожный номер, который присваивается на заводе изготовителе. Все производители насосов Bosch, Zexel, Denso, Mefin, Lucas, Delphi, Motorpal, Perkins, Stanadyne, VDO, Yanmar, Doowon, Diezel Kiki, Fiat, CAT и другие по-своему маркируют свои насосы, и эта маркировка несет в себе разное количество информации.
Помимо номера самого насоса, есть дополнительные «сервисные» обозначения, которые несут в себе большое количество информации, к примеру аппаратура под номером 104640-3831 имеет следующее обозначение на табличке:
Что бы подобрать запчасти или сделать просчет ремонтных работ, необходимо лучше всего присылать номер всей таблички, либо диктовать цифровой код!!
Все обозначения прописываются в оригинальных каталогах для представленного вида техники. Для автомобилей, грузовых авто, автобусов, микроавтобусов и другого транспорта существует VIN код, для спецтехники, погрузчиков, экскаваторов и тд в ПСМ прописана модель и серийный номер. Зайдя в каталог по своей технике, можно найти номер аппаратуры.
Где находится номер ТНВД если смотреть на насос?
На всех насосах сбоку находится бирка с указанием всех необходимых данных, но со временем её судьба может быть разной, её могли сбить, закрасить, специально снять на сервисе.
Расположение шильдика топливного насоса на примере Stanadyne:
Для чего все же нужен этот номер?
Ответ прост. Для подбора запасных частей при выполнении ремонта аппаратуры и получения тест-плана для настройки на стенде. Без этого номера ничего не получится потому что модификаций очень много и есть большой шанс ошибиться на этапе подбора деталей или ремонта насоса.
Проверка и регулировки топливных насосов (ТНВД) Bosch VE
Топливные насосы Bosch VE и выпускаемые по лицензии фирмы Bosch ТНВД VE ZEXEL (Diesel Kiki) и Nippon Denso имеют широкое применение и устанавливаются на дизели автомобилей европейского и японского производства Audi, VW, BMW. Volvo, Peugeot. Ford, FIAT, Mazda, Nissan. Mitsubishi и другие.
Подготовительные и проверочные операции
Маркировка ТНВД
Номенклатура топливных насосов VE определяется типом дизелей, на которые они устанавливаются, а основные данные насоса отражены на табличке фирмы, показанной для одного насоса в качестве примера на рисунке.
Рис. Заводская табличка с обозначением модели ТНВД VE
Марка насоса VE 4/9 F2250R12 расшифровывается следующим образом:
Дополнительные цифровые обозначения на табличке являются индексами фирмы, например, 0 460 494 001 расшифровывается так: 0 — индекс производства, 460 — класс изделия, 4 — обозначает насос типа VE, 9 — индекс диаметра плунжера. 4 — число цилиндров дизеля, 001 — порядковый номер, который может изменяться в производстве.
В топливных насосах VE японского производства в обозначении добавляется аббревиатура «NP», например, VE 4/8 F 2500 LNP 347.
Кроме того, на табличке может быть указана фирма (ZEXEL), и это же название отлито вместе с корпусом насоса.
Индекс исполнителя в обозначении насоса может быть уточнен в зависимости от комплектации, так для дизеля VW «AAZ» имеем:
Общие методы проверки
Несмотря на широкую номенклатуру насосов VE и некоторые конструктивные отличия существуют общие методы проверки и регулировки рассматриваемых ТНВД. Ниже излагаются некоторые приемы простейших проверок топливной аппаратуры при нарушении работы дизеля.
Если имеют место пропуск вспышек в отдельных цилиндрах дизеля, неравномерная работа и связанная с этой неисправностью потеря мощности, то для определения цилиндра, работающего с перебоями, может быть применен метод последовательного их отключения на режиме минимальной частоты вращения холостого хода. Для этого следует отвернуть на полоборота гайку крепления трубки высокого давления к форсунке и на слух или с помощью тахометра определить наличие или отсутствие изменений в работе двигателя. В случае отсутствия изменений в работе данный цилиндр является причиной неравномерной работы и, следовательно, требуется произвести более детальную проверку (форсунки, компрессии и т.д.).
Полезным в определении причин нарушений работы дизеля является анализ дымности ОГ.
Неровная работа и потеря мощности могут быть связаны с засорением всасывающих топливопроводов грязью или с подсосом воздуха. Наличие пузырьков последнего на впуске может быть определено путем установки прозрачной трубки на всасывающей линии.
Если дизель не развивает максимальной частоты вращения и имеются признаки нарушения подачи топлива, следует установить манометр на штуцер фильтра тонкой очистки топлива и проверить величину низкого давления, которое должно соответствовать спецификации фирмы. Следует также проверить состояние топливного фильтра и наличие избыточного количества воды в сепараторе фильтра.
Необходимо проверить привод ТНВД. чтобы убедиться в правильности установки фазы опережения впрыскивания, особенно если двигатель подвергался ремонту.
Одной из первых проверок должна быть оценка правильности соединений рычага управления регулятором с педалью акселератора. Для этого должно быть проведено соответствие максимальной частоты вращения холостого хода и начала действия регулятора с отсоединенным приводом от педали, т.е. при непосредственном воздействии на рычаг управления, и с подсоединенным. В случае несоответствия отрегулировать привод.
Важным параметром работы топливной системы является температура топлива во внутренней полости корпуса ТНВД, оптимальная величина которой должна быть в пределах 45 — 50°С. Увеличение температуры выше 50°С приводит к снижению мощности дизеля, в большей степени для двигателя с турбонаддувом.
Проверка и корректировка основных установочных режимов
Регулировки топливных насосов определяются инструкциями фирм-изготовителей и должны быть строго соблюдены для обеспечения нормальной работы топливной аппаратуры и, соответственно, дизеля.
Регулировочные операции при сборке ТНВД носят общий характер для всех насосов VE, отличаясь только конкретными установочными размерами, которые обеспечиваются обычно установкой регулировочных шайб.
В таблице приведены в качестве примера значения установочных размеров топливного насоса VE 4/8 F2125 RNP286 Diesel Kiki-ZEXEL дизеля автомобиля Mazda R2. Численно значения установочных размеров, приведенные в таблице, должны быть выдержаны при сборке ТНВД.
Таблица. Пример установочных размеров
Наименование размера | Величина размера, мм |
K | 3,20-3,40 |
KF | 5,70-5,90 |
L1 | 1,50-2,00 |
L2 | 0,15-0,35 |
MS | 1,40-1,60 |
На рисунках а, б показаны схемы измерения и регулировки установочных размеров «KF» и «К» с обозначением мест установки регулировочных шайб «А» и «В».
Размер «KF» есть расстояние между торцевой поверхностью втулки и концом плунжера. Измерение размера «KF» производится стрелочным индикатором, который с помощью приспособления вворачивается в резьбовое отверстие в центре распределительной головки.
Рис. Регулировки положения плунжера ТНВД: размеры «KF» и «К»
Размер «К» является расстоянием между торцевой поверхностью втулки и торцом плунжера, когда последний находится в НМТ. Проверка размера «К» также осуществляется стрелочным индикатором.
Выбор толщины регулировочных шайб должен производиться в соответствии с инструкциями фирм-производителей, в которых даются и численные значения размеров, как это было показано на примере таблицы.
На рисунках а, б показаны величины осевых зазоров «L» вала регулятора и держателя центробежных грузов. Вал регулятора имеет на конце левую резьбу у ТНВД правого вращения и правую резьбу у ТНВД левого вращения. Указанные на рисунках а, б зазоры практически одни и те же для различных насосов VE.
Рис. Регулировки установочных размеров «L»: вала регулятора (а) и осевого зазора держателя грузов (б)
Рис. Установочный размер «MS»: 1 — силовой рычаг; 2 — регулировочный рычаг; 3 — нажимной рычаг; 4 — сменный наконечник муфты
Важное значение имеет установочный размер «MS», определяющий величину пусковой подачи топлива. Измерение величины «MS» производится приспособлением со стрелочным индикатором, которое устанавливается вместо вала регулятора. Порядок измерения показан на рис. а, б. Вначале муфта регулятора прижимается пальцем руки к грузам, после чего стрелочный индикатор устанавливается на «ноль» (рис. а). Затем силовой рычаг регулятора прижимается к упору (рис. б), после чего муфта регулятора перемещается обратно до контакта пускового рычага с силовым. Показание индикатора есть размер «MS».
Рис. Установочный размер стрелочного индикатора для измерения размера «MS»
Если показание индикатора выходит за установленные пределы, следует заменить пробку муфты регулятора на другую, подобрав размер, в соответствии со спецификацией запасных частей для данного насоса.
Контроль и регулировка насосов VE
Испытания и регулировки топливных насосов VE производятся на стендах для испытаний дизельной топливной аппаратуры с использованием приспособлений, перечень которых приводится в руководстве по технической эксплуатации для сервисной службы фирмы-производителя ТНВД или дизеля. В таблице в качестве примера приведены регулировочные параметры насоса VE дизеля автомобиля Mazda R2.
Рис. Приспособления для испытаний ТНВД VE: 1 — эталонная форсунка; 2 — корпус распылителя; 3 — трубка ЛВД; 4 — приспособление для измерения хода поршня автомата опережения впрыскивания; 5 — кронштейн для установки насоса на топливном стенде; 6 — муфта привода ТНВД на стенде; 7 и 8 — приспособления для разборки и сборки регулятора низкого давления
Типовой набор приспособлений, используемый при техническом обслуживании и регулировках топливных насосов VE фирмой Nissan, показан на рисунке. В испытаниях на топливных стендах используется технологическая жидкоеть для испытаний ISO 4113 или SAE J967d при температуре 45-50°С. В виде исключения может быть использовано дизельное топливо.
Эталонные топливные форсунки (1 и 2 на рисунке) регулируются на давление начала впрыскивания, указанное в инструкции фирмы для данного насоса, а трубки высокого давления на стенде (3 на рисунке) обычно имеют размеры 2,0×6,0×840 мм — внутренний и наружный диаметры и длина трубки, соответственно.
Приемы регулировки перепускного клапана низкого давления топлива показаны на рисунках ниже а, б, в, г.
Таблица. Регулировочные параметры топливного насоса Diesel Kiki-ZEXEL VE 4/8 F 2125 RNP 286
Цикловая подача по внешней цикловой характеристике | |||
Частота вращения вала ТНВД, мин-1 | Цикловая подача, см3/1000 циклов | ||
2500 | 4,0 (максимально) | ||
2400 | 10,1-16,1 | ||
2300 | 20,1-26,1 | ||
2125 | 32,0-36,0 | ||
1500 | 37,7-39,7 | ||
1250 | 36,0-40,0 | ||
500 | 30,7-34,7 | ||
Холостой ход (минимальная частота вращения) вала ТНВД | |||
350 | 6,0-10,0 | ||
450 | меньше 4,0 | ||
Ход поршня автомата опережения впрыска | |||
n, мин-1 | 1250 | 1500 | 2125 |
ход, мм | 3,6-4,2 | 4,6-5,8 | 8,2-9,4 |
Давление подкачивающео насоса | |||
n, мин-1 | 500 | 1250 | 2125 |
Р, Мпа | 0,27-0,33 | 0,49-0,55 | 0,73-0,79 |
Расход топлива на слив через штуцер с дросселем | |||
n, мин-1 | 1250 | ||
расход, см3/10 с | 49,7-93,7 |
Рис. Регулировки перепускного клапана низкого давления: 1 — клапан; 2 — пружина; 3 — поршень; 4 — пружинное кольцо; 5 — приспособление; 6 — пробка-упор пружины; 7 — приспособление; 8 — пружинное кольцо; 9 — перепускной клапан
Если давление меньше установленного техническими условиями, например, в таблице для ТНВД фирмы ZEXEL, нужно легкими ударами молотка по выколотке или штоку соответствующего диаметра передвинуть пробку внутрь корпуса клапана, увеличивая таким образом предварительное сжатие пружины (рис. а).
Если измеренное давление оказывается ниже установленного техническими условиями, нужно выполнить следующие регулировочные операции:
Рис. Установка приспособления (а) и регулировка хода поршня автомата опережения впрыскивания (б): 1 — регулировочная шайба
Важное значение для нормальной работы дизеля имеет правильная регулировка автомата опережения впрыскивания. Для этого используется приспособление, с помощью которого проверяется ход поршня автомата. Приспособление устанавливается вместо крышки автомата на стороне без пружины, если ТНВД не имеет автоматического привода KSB и на стороне с пружиной, если таковой имеется. Установка приспособления показана на рис. а, измерения проводятся на режимах, указанных в инструкции фирмы-производителя, например, в стандарте ZEXEL. а регулировка осуществляется установкой/снятием регулировочных шайб, как это показано на рис. б.
Важную роль в работе насоса играет дроссель в штуцере на выходе из корпуса ТНВД, определяющий расход топлива на слив и, следовательно, участвующий в формировании давления топлива во внутреннем пространстве ТНВД. Количество возвращаемого (на слив) топлива определяется техническими условиями производителей, в частности ZEXEL, и может быть измерено при испытании насоса на стенде при соответствующем подсоединении сливной трубки, как это показано на рисунке ниже.
Рис. Измерение расхода топлива на слив
Рис. Установка рычага управления на упоре максимального режима (а) и регулирование величины номинальной подачи топлива (б)
Измерение величины расхода топлива, идущего на слив, производится следующим образом:
В случае несоответствия измеренного расхода требованиям технических условий проверить состояние дросселя, размер его отверстия (обычно 0.6 мм), возможное наличие запаздывания.
Регулировка величины цикловой подачи и настройка регулятора на режиме максимальной нагрузки осуществляется винтом максимальной подачи (рис. а, б) с предварительной установкой рычага управления на упоре в винт максимальной частоты вращения, после чего оба винта пломбируются и допускают вмешательство только квалифицированного персонала при наличии соответствующего оборудования.
Положение рычага управления определяется размером «р» (рис. а), который зависит от марки насоса VE, иногда в спецификации фирмы указывается угол поворота рычага, который для ТНВД VE двигателя Mazda R2 должен быть в пределах 40-60°, а например, для ТНВД дизеля Nissan CD-17 линейный размер «р» равен 11-16 мм (спецификация SDS). В каждом отдельном случае регулировка должна проводиться в соответствии с инструкцией фирмы-изготовителя данного дизеля. Так, при проверке величины цикловой подачи нужно строго выдерживать скоростной режим (например, в соответствии с таблицей) и в случае необходимости в регулировке оперировать винтом максимальной подачи. При заворачивании регулировочного винта подача увеличивается, при отворачивании — уменьшается. Величина пусковой подачи определяется размером «MS», а в некоторых дизелях может также устанавливаться регулировочным винтом.
Порядок выполнения операций по регулировкам минимальной частоты вращения холостого хода и ускоренного холостого хода также определяются соответствующими спецификациями или инструкциями по эксплуатации конкретных двигателей.
Ниже представлены примеры выполнения регулировок холостого хода на ТНВД нескольких широко известных автомобильных фирм, что позволит читателю в принципе представить себе весь спектр подобных регулировок.
Регулировка холостого хода дизелей Volkswagen
Регулировочные винты ТНВД VE 4/9 F 2250 дизелей Volkswagen представлены на рисунке. Регулировка режимов холостого хода осуществляется следующим образом.
Минимальная частота вращения холостого хода дизелей без турбонаддува, указанных в подрисуночной подписи должна быть 900 мин-1, для дизеля с турбонаддувом (AAZ) — 980 мин-1.
Рис. Регулировочные винты ТНВД двигателей Volkswagen: 1 — регулировочный винт холостого хода: 2 — винт максимальной частоты вращения; 3 — ограничительный винт минимальной частоты вращения холостого хода; 4 — ограничительный винт ускоренного холостого хода; 5 — упор минимального режима
Регулировка частоты вращения осуществляется винтом 1. Если поворотом винта 1 не удается отрегулировать требуемую частоту вращения, следует ослабить контргайку винта 3, отвернуть винт 3 и винтом 1 добиться требуемой частоты вращения, после чего завернуть винт 3 до касания с рычагом ограничения минимальной частоты вращения холостого хода, затянуть контргайку винта 3.
Частота вращения ускоренного холостого хода регулируется винтом 4 в следующем порядке:
Регулировка максимальной частоты вращения холостого хода:
Примечание: Винт 2 находится под пломбой и его регулировка может быть выполнена только квалифицированным механиком или сервисной службой фирмы, если дизель находится на гарантии.
Окончательная регулировка минимальной частоты вращения холостого хода осуществляется винтом 5. При заворачивании винта 5 частота вращения увеличивается, при отворачивании уменьшается.
Примечание: Положение регулировочного винта минимального режима установлено на заводе и в процессе эксплуатации не должно изменяться.
Регулировка холостого хода дизелей CITROEN
Расположение регулировочных винтов ТНВД дизеля CITROEN показано на рисунках а, б.
Перед началом регулировки прогреть двигатель и отключить все вспомогательное оборудование. Частота вращения для дизелей АХ должна быть 775 ±25 мин-1, для дизелей Saxo — 800±25 мин-1, частота вращения ускоренного холостого хода — 1000±25 мин-1.
Регулировка минимальной частоты вращения холостого хода (рис. а):
Рис. Регулировочные винты ТНВД двигателя VJY/VJZ (TVD 5/L/Y L3 Citroen АХ 1,5 D SAXO 1,5 D): а: 1 — упор минимального режима; 2 — рычаг управления; 3 — винт регулирования холостого хода; б: 1 — зажим; 2 — гайка; 3 — трос; 4 — рычаг остановки; 5 — рычаг управления (акселератора); 6 — винт максимальной частоты вращения; 7 — зажим троса акселератора; 8 — винт минимальной частоты вращения
Регулировка ускоренного холостого хода:
Регулировка против произвольной остановки двигателя:
Регулировка холостого хода дизелей FIAT Scudo и Ulysse
На рисунках а, б показано расположение регулировочных винтов ТНВД дизеля FIAT Scudo и Ulysse. Минимальная частота вращения холостого хода равна 830-880 мин-1 для дизеля Scudo и 750-800 мин-1 — Ulysse, ускоренный холостой ход — 900-1000 мин-1 для обоих двигателей.
Рис. Регулировочные винты ТНВД двигателя D8B FIAT Scudo 1,9 TD: а: 1 — рычаг: 2 — регулировочный винт холостого хода; 3 — упор минимального режима; 4 — винт ускоренного холостого хода; б: 1 — стопор; 2 — шлицевая втулка
Регулировка минимальной частоты вращения холостого хода:
Регулировка ускоренного холостого хода:
Регулировка троса акселератора:
Регулировка холостого хода дизелей RENAULT
На рисунке показано расположение регулировочных винтов ТНВД дизеля RENAULT. Минимальная частота вращения холостого хода должна быть 775±25 мин-1, ускоренного хода — 875±25 мин-1. Порядок регулировки практически одинаков с рассмотренным выше для дизеля Fiat. В рассматриваемом ТНВД имеется демпфер 7 рычага управления, регулировка которого заключается в следующих операциях:
Рис. Регулировочные винты ТНВД двигателя RENAULT: 1 — винт минимальной частоты вращения; 2 — упор минимального режима; 3 — рычаг управления; 4 — рычаг; 5 — винт ускоренного холостого хода; 6 — зажим троса; 7 — демпфер.
Регулировки холостого хода дизеля Toyota Land Cruiser 3,0D Turbo
Регулировочные винты ТНВД DENSO VE показаны на рисунках а, б, в. Минимальная частота вращения холостого ход 700±50 мин-1, частота вращения при включенном кондиционере — 950.
Рис. Регулировочные винты ТНВД DENSO VE, TOYOTA Land Cruiser: 1 — упор минимального режима; б: 1 — зазор между рычагом управления и винтом ускоренного холостого хода; 2 — винт ускоренного холостого хода; в: 1 — вакуумный шланг; 2 — регулировочный винт
Регулировка ускоренного холостого хода (рис. б):
Регулировка повышенной частоты вращения холостого хода при работающем кондиционере воздуха (рис. в):
Установка углов опережения впрыска ТНВД
Очень важную роль в нормальной работе дизеля является правильная установка угла опережения впрыскивания топлива. Проверка угла опережения впрыскивания в динамике проводится стробоскопической импульсной лампой на стенде или на двигателе и, в случае необходимости, проводится регулировка статического угла опережения впрыскивания с последующей динамической проверкой.
Статический угол опережения впрыскивания измеряется стрелочным индикатором, устанавливаемым в головке корпуса ТНВД вместо резьбовой пробки при положении поршня первого цилиндра в BMT такта сжатия и соответствующем совмещении меток на маховике или шкиве коленчатого вала и меток установки ТНВД на дизеле.
Таким образом, индикатор измеряет ход плунжера ТНВД от НМТ насоса до начала подачи топлива. Соответствующие обозначения угла и перемещение плунжера регламентированы инструкциями по эксплуатации конкретных двигателей. Изложенные материалы дают представление об основных параметрах при сборке и регулировке топливных насосов VE и позволяют проводить простые регулировочные работы, в принципе общие для большинства быстроходных дизелей, оснащенных ТНВД Bosch VE Diesel Kiki-ZEXEL, NIPPON-DENSO, MICO (Bosch Group).
На некоторых моделях топливного насоса VE могут быть установлены автоматические устройства TAS и TLA.
На дизелях японских автомобилей устанавливаются топливные насосы VE фирмы ZEXEL (Diesel Kiki), которые имеют некоторые дополнительные устройства в зависимости от модели автомобиля. В частности, если автомобиль оснащен кондиционером, на ТНВД VE устанавливается пневматическое устройство для увеличения частоты вращения холостого хода. В топливных насосах VE ZEXEL могут иметь место некоторые другие конструктивные отличия от ТНВД VE других отделений фирмы Bosch, не имеющие принципиального значения.