расшифровка номера винта лодочного мотора
Всё что нужно знать о гребных винтах для правильного выбора
В этой статье вы узнаете, как же всё-таки правильно подобрать и купить гребной винт под свой комплект лодка + мотор и чем они отличаются между собой. Итак, приступим. Мы не будем лить много воды и постараемся сделать нашу статью максимально информативной для того, чтобы Вы сделали правильный выбор!
Современные лодочные моторы используют шлицевую посадку гребного винта на вал редуктора.
Винты разных производителей могут иметь разное количество шлицов. Например, у винта SUZUKI на 15 лошадиных сил 10 шлицов, а у винта MERCURY такой же мощности их 8. Также винты могут отличаться диаметром ступицы, например, редуктор SUZUKI больше, чем редуктор мотора Mercury.
Чтобы защитить редуктор мотора от повреждений при ударе гребного винта о грунт в них используется специальная втулка демпфер. Как правило, она туго впрессована в корпус винта, но некоторые модели имеют сменную втулку для возможности установки одного и того же винта на разные моторы.
В лодочных моторах небольшой мощности иногда используется посадка гребного винта на шпонку. Для этого на втулке винта есть специальные пазы и в случае удара винта о препятствие шпонка ломается, тем самым защищая от повреждения дорогой редуктор мотора.
В таких моторах выхлоп отработанных газов осуществляется через отдельное отверстие под антикавитационной плитой мотора. Это не так эффективно, как выхлоп через винт, но тоже работает.
В большинстве лодочных моторов используется двух, трёх и четырёх лопастные гребные винты. Двухлопастные винты, как правило, устанавливают на маломощные и электромоторы.
Трёхлопастной винт обеспечивает наибольшую скорость лодки, при этом будет работать, как на минимальных, так и максимальных скоростях, сохраняя КПД и низкий уровень вибрации.
Четырёхлопастной винт мы рекомендуем приобретать, если нужен хороший упор на старте, например, при буксировке лыжника или различных аттракционов. Также уровень вибрации на таком моторе ниже, особенно это заметно на мощных моторах. Многие также отмечают более плавный ход на таких гребных винтах.
При прочих равных с увеличением скорости эффективность четырёхлопастного винта будет снижаться, а трёхлопастного наоборот увеличиваться.
Сравнение гребного винта из нержавеющей стали и алюминия
Основное преимущество стальных винтов – это возможность сделать их лопасти более тонкими. Например, если сравнить указанную толщину на стальном и алюминиевом винте одной мощности, то можно обнаружить что толщина лопасти стального гребного винта почти в три раза меньше, чем на алюминиевом. А это значит, что у стального винта меньше потери на трение и выше эффективность в целом, поэтому стальные винты широко применяются на скоростных лодках и катерах.
Ну и конечно сталь гораздо лучше противостоит кавитационному и обычному механическому разрушению, но нужно учесть, что при жёстком контакте с грунтом стальные винты также гнуться и разрушаются, но при этом передавая на шестерни редуктора гораздо более мощные ударные нагрузки. Поэтому со сталью надо быть вдвое бдительнее на мелководье.
Основные параметры гребного винта и их маркировка
Помимо количества лопастей и материала изготовления есть ещё несколько важныйх параметров, по которым производится подбор винта – это его диаметр и шаг.
Шаг винта – это расстояние, которое пройдёт винт за один полный оборот в плотной среде. Чем больше шаг, тем это расстояние больше.
Диаметр и шаг винта производители, как правило, указывают либо на ступице, либо непосредственно на лопасти. Также эти параметры дублируются на коробке упаковки.
Вариантов маркировки бывает несколько и они разняться от производителя к производителю, но всё же разобраться в ней достаточно просто.
Например, маркировка Y15 9 ¼ X 9 обозначает винт для мотора Yamaha мощностью 15 лошадиных сил, диаметром 9 ¼ дюйма и шагом 9 дюймов. Или другой пример маркировки у гребных винтов Solas – Y8 3×8.5x7RB обозначает винт для мотора Yamaha трёхлопастной с диаметром 8.5 дюймов и шагом 7 дюймов. Аббревиатура RB обозначает правое вращение. Как видите всё не так уж и сложно.
Для правильного выбора винта можно и нужно использовать тахометр, чтобы понимать на сколько раскручивается лодочный мотор на том или ином винте и какую при этом обеспечивает скорость лодке.
Например, на винте с шагом 9 лодка идёт со скоростью 29 км/ч при оборотах 5400 об/мин, меняем наш винт на винт с шагом больше, скорость немного выросла до 33 км/ч и при этом обороты упали до 5280 об/мин, ставим ещё более скоростной (больше шаг) винт и видим что скорочть упала до 27,7 км/ч и при этом обороты 5010 об/мин! А это значит что наш мотор уже не может раскрутиться из-за установленного винта, обороты падают и соответственно скорость тоже.
Именно так можно экспериментально, меняя шаг и диаметр винта, подобрать оптимальные параметры наиболее эффективного среди них для вашего комплекта лодка + мотор. Универсальных решений не существует, то что хорошо работает на одном комплекте, может плохо работать на другом.
Расшифровка маркировки гребного винта.
В последние годы все большая часть россиян выбирает активные способы проведения отдыха. Традиционными формами активного отдыха в России традиционно считаются охота и рыбалка. Существуют еще и экстремальные способы отдохнуть на природе такие, как сплав по рекам, а также альпинизм.
Но большинство городских жителей все-таки тяготеют к рыбалке. Маститые и опытные рыбаки никогда даже в мыслях не пытаются сравнивать рыбалку и с берега и рыбалку с помощью лодки. Стабильное увеличение доходов значительной части россиян в последнее время привело к тому, что стали, стремительно расти продажи малых плавсредств, моторных лодок и малоразмерных яхт.
Открытие и внедрение в массовое производство новых композитных материалов в 60-70 годах прошлого столетия привело к тому, что стоимость яхт снизилась в 2,5-3 раза. За последние 30-40 лет такие малые суда стали по карману значительному количеству европейцев и россиян с доходами выше среднего.
Сегодня даже застройщики при проектировании загородных коттеджных поселков, расположенных вблизи рек или озер, стремятся в инфраструктуру включить постройку лодочных причалов и стоянок.
Стоимость моторов Хонды в среднем на 10-15% меньше стоимости своих основных конкурентов на российском рынке за исключением китайских лодочных моторов. Оборудование марки Хонда с момента основания компании отличали высокие показатели КПД и недорогое техническое обслуживание.
Чаще всего в подвесных моторах для лодок и яхт выходит из строя гребной винт. Основной причиной для этого являются повреждения механического характера его лопастей. Это могут, главным образом, камни и крупные бревна.
Ремонтировать гребной винт бессмысленно, так как даже восстановленный винт значительно снизит динамические показатели мотора.
Если у вас обыкновенная надувная лодка, то для эксплуатации на речной или озерной рыбалке достаточно будет двигателя мощностью от 2 до 5 лошадок. Компания Хонда маркирует в технической документации такие агрегаты BF2 и BF5, где цифры, стоящие после латинских букв обозначают мощность мотора.
Если гребной винт такого двигателя пришел в негодность, то покупая новый технологический узел для мотора следует знать, что гребные винты для таких силовых агрегатов маркируются обычно следующим образом: 9 1/4х8 (3-х ал. R).
В этой записи, больше напоминающей алгебраическую формулу, зашифрованы основные технические и конструкционные характеристики гребного винта.
Цифра 9 ¼ означает величину диаметра винта, измеряемую в дюймах, английской меры длины, равной 2,5 см в дюйме.
Цифра 8 обозначает длину шага, расстояния между лопастями. Опять же в дюймах.
Далее по строке аббревиатура «3-х» указывает на количество лопастей в конструкции винта. Основные модификации гребных винтов в своей конструкции имеют 3 или 4 лопасти. 4 лопастной винт мощнее, и как следствие, на 20% в среднем дороже 3 лопастного гребного винта.
Далее в маркировке гребных винтов для моторов покупателю следует обратить внимание на сокращение «ал», означающего, что лопасти винта изготовлены из алюминия. Такой винт в среднем на 10% легче своего стального собрата.
Если лопасти изготовлены из стали, то производитель в маркировке указывает сокращенной надписью «ст». На изготовление лопастей идет нержавеющая сталь.
Латинские буквы R или L расскажут потенциальному покупателю о направлении вращения лопастей. R-правое вращение, L-левое.
Точно такой же алгоритм расшифровки маркирования гребного винта применяют и для винтов, которыми комплектуются двигатели большей мощности, 8 и 10 л.с.
Иногда маркировка винта представляется в таком виде: 3х13.25х17R.
Расшифровывается все по аналогии: 3 лопасти, 13.25 дюйма диаметр, 17 дюймов шаг, правое вращение.
То есть в маркировке главное выделить две основные цифры: диаметр и шаг винта. Затем найти число лопастей, направление вращения и материал винта.
Вот еще один пример маркировки винта Power-Tech
OFX4R17P-CLY200, где
Выбор гребного винта
Мы постараемся получить сегодня исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы:
Для чего нужно подбирать гребной винт?
Разновидности гребных винтов
Маркировка винтов
Наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры.
Обычно выглядит следующим образом:
11 ¼ х 15 – G – такую маркировку наносит на свой винт Ямаха.
Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число – шаг винта.
Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например:
Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 3231-100-15, то расшифровка пишется на упаковке:
Расчет гребного винта
Для точного расчета необходимо знать:
Наша задача – научиться рассчитывать с приемлемой точностью требуемые параметры алюминиевого винта под имеющуюся глиссирующую моторную лодку, располагая минимумом информации.
Для этого нам понадобятся следующие данные:
Для расчета шага скоростного винта используем соотношение:
H = 750V/n, где V – скорость в км/ч, n – число оборотов гребного вала.
В качестве примера приведём расчеты для килеватого глиссирующего корпуса длиной 17 футов с подвесным мотором Suzuki DF90ATL.
Штатный винт имеет размерность 3 х 13 ¾ х 19, то есть достаточно близко к вычисленному. Его оставляем для движения с полной загрузкой и буксировки лыжника. В качестве скоростного приобретаем 21 шаг.
Поскольку обычно шаг и диаметр винта взаимосвязаны, в рамках одного шага предлагается не более двух – трёх различных диаметров винтов. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.
Для точного подбора винта следует взять под залог в магазине несколько винтов с шагом, близким к расчетному. После этого необходимо произвести замеры скорости лодки и оборотов двигателя. Следует заметить, что в некоторых регионах крупные продавцы водно-моторной техники периодически проводят фестивали винтов, где любой желающий может попробовать приглянувшийся винт, а также получить консультацию специалистов.
Выбор оптимального винта
Говоря про соответствие винта мотору и корпусу, можно провести определённую градацию.
Количество лопастей также влияет на ходовые качества комплекта. Наибольшее распространение получили трехлопастные винты, реже встречаются с четырьмя лопастями. Двухлопастные и пятилопастные в повседневной эксплуатации практически не применяются.
В общем случае можно сказать, что четырехлопастной винт будет более грузовым, чем трехлопастной за счёт большего дискового отношения. Обычно его выбирают, когда нужна большая тяга, а поставить винт увеличенного диаметра не позволяет конструкция редуктора.
Сегодня мы пригласили эксперта, который ответит на наиболее частые вопросы читателей, касающиеся гребных винтов.
—Как проще проверить, насколько подходит к катеру имеющийся винт?
-Нужно замерить обороты в «полный газ» с максимальной и минимальной загрузкой. Обороты должны находиться в пределах, рекомендованных изготовителем. Если мотор «недобирает» оборотов – поставьте винт с меньшим шагом, если происходит «перекрут», то есть превышение оборотов – то шаг требуется увеличить.
—Сколько лопастей лучше – 3 или 4?
-Смотря что требуется от лодки. Если нужна устойчивая минимальная скорость глиссирования, грузоподъемность, больший упор – то 4 лопасти имеют определенные преимущества. Если важнее скорость налегке – то выбираем винт с тремя лопастями.
Следует иметь в виду, что за счет большего упора обороты четырехлопастного винта будут приблизительно на 100 меньше, чем трехлопастного аналогичного диаметра и шага.
—Какой винт лучше – алюминиевый или стальной?
-Опять же, что важнее для пользователя. Если нужна максимальная скорость, возможность максимального увеличения ходового дифферента тримом без возникновения подхвата воздуха, то стальной винт предпочтительнее. Но он сильнее нагружает редуктор за счет большей массы и стоит гораздо дороже.
Для повседневной эксплуатации вполне подходит алюминиевый винт. Относительно недорогой, он обладает весьма достойными гидродинамическими характеристиками, к тому же при ударе о подводное препятствие меньше вероятность повреждения вертикального и гребного валов, а также деталей редуктора за счет более хрупких лопастей.
Если же вы решите провести эксперимент со стальным винтом, следует иметь в виду, что стальной винт нужно брать с шагом на 1″ меньше, чем алюминиевый.
—При выходе на глисс такое ощущение, что «буксует сцепление» Как с этим бороться? Винт с виду целый.
-Возможно, провернулся демпфер, находящийся между втулкой и ступицей. Попробуйте установить другой винт – ситуация должна измениться.
-Как продлить срок службы винта?
-Обязательно ли использовать оригинальный винт?
-Нужно понимать, что многие оригинальные винты сделаны на тех же предприятиях, что и «неоригинал». Существует ряд проверенных производителей, выпускающих качественную замену оригиналу при более низкой цене. Поэтому говорить о необходимости использования именно оригинальных винтов некорректно.
К сожалению, формат статьи не позволяет максимально подробно рассмотреть все нюансы подбора винта, но основные вопросы мы рассмотрели, и теперь при необходимости можем подобрать наиболее подходящий винт для моторной лодки или катера. Тем, кто заинтересовался темой и хочет изучить теорию гребных винтов, можно порекомендовать труды Х. Баадера, Л.Л. Хейфеца, В.В. Вейнберга, а также книгу «Гребные винты. Современные методы расчета» В. Бавина и др.
Маркировка гребных винтов для лодочных моторов
Подобрать винт к лодочному мотору
Существует множество программ, формул, диаграмм для расчета параметров гребного винта. Но нужно ли, вам, знать все это? Конечно, если вы будете участвовать в гонках, или вам принципиально нужно обогнать (сделать) соседа, или вы браконьер и нужно быстро уходить от погони, то ДА.
Но мы постараемся объяснить простым, понятным языком, как это сделать проще.
Начнем с главного — работа лодочного мотора (подвесного или стационарного) во многом зависит от правильного подбора гребного винта. От этого зависит экономичность (расход топлива), скорость, быстрый выход на глиссирование, перевозка тяжелых грузов и многое другое.
Для каждой лодки или катера есть свой оптимальный винт. Но в случае использования ее или его для рыбалки, для прогулок, для буксировки воднолыжников — вам потребуется несколько винтов.
Совет от «Море лодок» — всегда имейте при себе запасной винт с комплектом крепежа к нему, т. к. на воде может случиться всякое (ни в коем разе мы вам не желаем этого), а имея запас, вы всегда можете оперативно заменить винт.
Теперь все по порядку — производители (оригинальные и неоригинальные), виды (разновидности) и материал винтов, маркировка и самое главное — подбор.
Производители (оригинальные и неоригинальные винты)
Тут формула проста «оригинальный винт = цена», т. е. цены на оригинал дороже.
Производством гребных винтов занимаются все производители моторов. Но вот Honda до недавнего времени на свои моторы ставила винты компании Michigan, а сейчас уже ставит Solas. И компания Tohatsu на некоторые свои модели лодочных моторов ставит винты Solas. Все производители лодочных моторов рекомендуют ставить на свои моторы именно оригинальные гребные винты.
На российском рынке много производителей винтов, но самые распространенные это Solas и Michigan.
Компания Michigan производит винты уже более 100 лет. И является крупнейшим и одним из самых авторитетных производителей. В основном они занимаются производством точных копий оригинальных винтов всех производителей моторов. Но у них есть и свои собственные разработки, которые, так или иначе, улучшают характеристики мотора.
Компания Solas делает гребные винты, которые можно приспособить для любых моторов. Стремление удешевить производство. Все винты Solas — это их собственная разработка. Мы бы назвали Solas — универсальные гребные винты для лодочных моторов.
Виды (разновидности) и материал винтов
Разнообразие марок, моделей и мощностей лодочных моторов требует огромного количества гребных винтов. Они (разновидности) различны:
Маркировка
Обычно наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры. Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 4232-100-18, то расшифровка пишется на упаковке. Не на все моторы винты идут в базовой комплектации. У Suzuki — на все, кроме самых мощных. У Tohatsu — на все. У Yamaha — на все, кроме самых мощных. У Mercury и Honda — до 40–50 сил на все, потом в комплектацию не входят.
11¼×15-G — такую маркировку наносит на свой винт Yamaha. Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число — шаг винта. Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например: 13×19 3RH, или 3×10–3/8×11 R, где цифра «3» — количество лопастей, RH или R — правое вращение.
Подбор
Мы постараемся объяснить это все по-простому, чтобы вы поняли.
Первый и самый простой способ подбора винта — это сравнение двух-трех-четырех винтов с разными шагами и диаметром. Поочередно устанавливая их на один и тот же двигатель (при этом мотор должен работать примерно на 5000 оборотах в минуту при полностью открытой дроссельной заслонке), определяя, какой винт будет эффективнее при большой загрузке судна, а какой обеспечит высокую скорость. Этот способ отличный, но есть одно НО, где взять столько винтов для пробы. Продавцы винтов не дадут их просто так.
Для второго способа нужно: катер (лодка), лодочный мотор с винтом, и тахометр.
Необходимо определить основные параметры винта для лодочного мотора. Ими являются диаметр самого винта и его шаг. От этих параметров, учитывая мощность двигателя, зависит максимальная скорость лодки. Расстояние в дюймах, преодолеваемое винтом за один оборот, есть шаг винта лодочного мотора, он и будет главным. После того, как вы пройдете обкатку, нужно дать полный газ и посмотреть показания тахометра. Посмотрите в инструкции к лодочному мотору (они там указаны точно), какие максимальные обороты он может развить на «полном газу», при открытой заслонке дросселя.
Обороты для ПЛМ Suzuki — max 6000–6300.
Для Tohatsu, Mercury, Yamaha, Honda — max 5000–5500.
А теперь смотрим, не докручивает или перекручивает ваш мотор.
Дальше методом подбора шага или диаметра подбираем подходящий винт.
Не докручивает — убавляем шаг винта.
Перекручивает — прибавляем шаг винта.
Шаг винта — 200 оборотов.
Диаметр 1 дюйм — 500 оборотов.
Диаметр 0,5 дюймов — 250 оборотов.
Помните: при выборе винта к ПЛМ придерживайтесь определенного правила. Винты с большим шагом используйте для быстроходных легких лодок, а с меньшим шагом — для тихоходных и тяжелых. Изменение шага винта лодочного мотора является единственным способом согласовать винт с двигателем и с лодкой.
Алюминиевые винты идеальны для тех, кто считает свои деньги, максимальные обороты менее важны, чем экономичная (крейсерская) скорость хода, на которой оба материала ведут себя примерно одинаково.
Винты из полированной нержавеющей стали — лучший выбор, когда, прежде всего, нужны прочность и эффективность. Поскольку стальные винты в семь раз прочнее алюминиевых, то изготовители могут делать винты значительно тоньше без ущерба для их прочности и жесткости.
Если мотор выходит на максимальные обороты при полном газе и при обычной загрузке, то винт, скорее всего, выбран правильно.
Не допускайте продолжительной работы вашего мотора на оборотах, которые превышают рекомендуемые. Это может привести к поломке лодочного мотора.
Искренне ваш,
коллектив «Море лодок»
Маркировка гребных винтов для лодочных моторов
Как правильно выбрать винт для лодочного мотора Ямаха
Подбор винта для лодочного мотора Ямаха выполняется на основе веса лодки, специфики и стиля предстоящей эксплуатации. Далеко не всегда штатный винт «из коробки» гарантирует оптимальную гидродинамику в реальных условиях использования. Инженеры завода в Японии не могут точно знать, будут их двигатель использовать на тихом озере или бурной реке, для плавания с грузом или скоростных прогулок с легкой лодкой. Поэтому стандартный вариант всегда ориентирован на усредненные показатели, которые одинаково неплохо подходят как для движения на скорости, так и для троллинга. И если вы желаете оптимизировать характеристики мотора путем раскрытия его потенциала в полной мере, то статья о том, как подобрать винт к лодочному мотору Ямаха – точно для вас.
Из какого материала лучше выбрать винт на лодку?
Есть три наиболее используемых вида материалов:
Алюминий. Самый распространенный вариант для Yamaha. На это есть следующие причины. Во-первых, алюминий легкий. Во-вторых, при ударе о камни он гнется с возможностью последующей рихтовки. Благодаря тому, что лопасти из «крылатого металла» не отличаются повышенной жесткостью, они легко принимают силу удара на себя, сохраняя шестерни трансмиссии в целости.
Нержавеющая сталь. У железа также есть свои сторонники, что обусловлено увеличенной прочностью конструкции. Стальные винты для лодочных моторов Ямаха могут выполняться с куда более тонкими лопастями (толщина в 2-3 раза меньше). Это обеспечивает меньшее сопротивление в плотной среде, винт охотнее врезается в воду, а значит, возрастает КПД. Таким нехитрым способом можно получить прибавку в скорости от 2 до 7 км/ч (в зависимости от мощности силового агрегата). Кроме того, железо лучше сопротивляется разрушительному действию кавитации.
ВАЖНО:
Почему производитель не снабжает свои двигатели стальными винтами? Ответ прост: увеличенная жесткость уменьшает поглощение вибраций – при контакте с камнем сталь не гнется так, как алюминий. В результате сила удара в своем большинстве передается шестерням редуктора, и они могут не выдержать. Куда проще выровнять или заменить винт – это легко сделать прямо на воде, чего нельзя сказать о редукторе.
Пластик. Более дешевый в производстве винт, изготовленный с использованием мягких сортов полимерного сырья. Во многих ситуациях лопасти просто гнутся от контакта с препятствием. Но при поломке отремонтировать такую модель нельзя. Впрочем, не это главная проблема пластмассовых аналогов. Дело в том, что для обеспечения достаточной жесткости лопастей их делают утолщенными. А это негативно сказывается на скорости вращения. Двигателю приходится тратить мощность на борьбу с трением лопастей в воде. Нередко вызывает претензии и качество литья изделий – малейшие отклонения по геометрии гарантируют плохую гидродинамику, наличие вибраций, увода и т.д.
СОВЕТ:
Если при покупке вы в первую очередь смотрите на то, сколько стоит винт на лодочный мотор Ямаха, то выбирайте среди пластиковых вариантов. Но когда вы ищете качественный движитель с высокой скоростью и минимумом вибраций – берите лучше алюминиевый винт оригинальных размеров. Что касается стальной альтернативы, то она опасна при ходьбе по мелководью, но оправданна для скоростных катеров, а также лодок с большим суточным пробегом. Ведь использование стали в таких случаях понизит расход топлива и масла на 3-5%.
Маркировка винтов лодочных моторов Ямаха
Необходимо научиться читать символы и цифры, обозначенные на самих изделиях и фирменных упаковках. Эти величины помогут сориентироваться в размерах винтов, количестве лопастей, величине шага. В качестве примера рассмотрим несколько типоразмеров для двигателей японской марки.
Также маркировка может включать дополнительную информацию. Например, в названии винта Y8 3×8.5x7RB указано, что направление вращения (Rotation), обозначенное литерой R – правое, то есть «right». В свою очередь, тройка в начале – это количество лопастей, 8.5 – диаметр, 7 – шаг.
ВАЖНО:
Искать маркировку следует на ступице. Если там она отсутствует, то значит, она нанесена на одну из лопастей.
Подбор винта для лодочного мотора Ямаха по диаметру и шагу
Диаметр винта определяется по крайним точкам лопастей и всегда измеряется в дюймах, независимо от марки производителя. Чем меньше диаметр, тем меньше лопасти создают сопротивления воде. Тем легче двигателю вращать винт. Обычно агрегат уже по умолчанию заточен под определенный диаметр и радикально отклоняться в этой плоскости не стоит.
При использовании винтов увеличенного диаметра вырастает показатель упора, наблюдается уверенный подхват на старте. Но достичь высокой скорости на такой конструкции сложно, так как двигателю сложнее вращать большой винт. Обычно большие диаметры применяются либо на мощных двигателях, либо на тяговых суднах, не рассчитанных на глиссирование.
Шагом называется расстояние в дюймах, теоретически проходимое винтом в воде по результатам полного оборота. В рамках одного диаметра может предлагаться 2-3 и даже больше разновидностей шага. Чем больше шаг, тем ниже обороты и больше забор воды лопостями, лучше упор. С уменьшением шага лопасти «вгрызаются» в толщу воды чаще, это позволяет добиться больших оборотов и повышенной скорости.
Как выбрать винты Yamaha на конкретную лодку?
Предположим, вы приобрели четырехтактный двигатель F15CMHSмощностью 15 л.с., а вместе с ним винт размерностью 3X9¼x9. Это хороший выбор, обеспечивающий высокую скорость для небольшой лодки. Но точную подгонку можно выполнить только по факту полного снаряжения плавсредства с учетом общего веса, течения, количества пассажиров. Главным показателем, говорящим об оптимальности выбранного шага, является частота оборотов двигателя. Определить ее можно с помощью тахометра.
Подойдет самый обычный цифровой тахометр, один из проводков которого крепится на массу двигателя, а второй – наматывается на бронепровод (неважно, какой из двух). Лодка спускается на воду с ожидаемой загрузкой и разгоняется «до упора». При полностью утопленной рукоятке румпеля выполняется снятие показаний счетчика оборотов (тахометр реагирует на количество искр в единицу времени). По паспорту двигатель оптимально работает в диапазоне 5000-6000 об/мин. Поэтому и пустая, и полностью загруженная лодка в идеале должна двигаться именно в этих пределах.
Возможные сценарии тест-драйва:
СОВЕТ:
При увеличении либо уменьшении шага следует придерживаться рекомендаций производителя, которые обычно указаны в руководстве по эксплуатации. Завод изначально дает информацию о всех возможных типоразмерах, которые можно применять на конкретном моторе.
Установка винта на лодочный мотор Ямаха
Ничего сложного в замене либо первичной установке (если мотор шел без винта) нет. Оригинальные винты, а также изделия сторонних производителей, выполненные в соответствии с заводскими характеристиками, без труда сочленяются с гребным валом. На валу во избежание проскальзывания есть шлицы – втулка винта должна устанавливаться на шлицы плотно: без люфта и заклинивания. Фиксация выполняется с помощью обычной контрящейся гайки с проволочным шплинтом.
Некоторые владельцы пытаются использовать неродные винты, предназначенные для установки на вал сторонних производителей. Чтобы достичь унификации, они извлекают оригинальную резинометаллическую втулку и запрессовывают ее в «чужой» винт. Это может повредить сам винт, втулку, а также обеспечить перекос, что негативно скажется на стабильности движения. Втулка призвана нивелировать вибрации от винта, способные при жестком соединении повредить редуктор, особенно в случае контакта с грунтом, скалами.
СОВЕТ:
Многие используют сразу несколько винтов. Один – для скоростного движения на глиссере, другой – для троллинга или перевозки груза. Заменить аксессуар в полевых условиях не составит труда, ведь достаточно поднять дейдвуд из воды и с помощью гаечного ключа, плоскогубцев выполнить монтажно-демонтажные работы.
Если у вас возникают трудности при подборе лодочного винта, вы не знаете, какую модель выбрать в качестве базового варианта, то обращайтесь за консультацией к специалисту. Консультант официального дистрибьютора Yamaha лучше других знает, как винты допустимо ставить на японский двигатель, а какие не будут нормально работать. Это исключит ситуацию, когда приобретенный к мотору винт пылится в гараже, будучи невостребованным либо вообще несовместимым с выбранной моделью двигателя.
Гребные винты для лодочных моторов
Как показывает практика незаменимых узлов и агрегатов не существует. При необходимости подобрать гребной винт для лодки или катера, достаточно знать некоторые специфические характеристики этой детали, чтобы правильно осуществить эту операцию.
Для чего нужен гребной винт?
Гребной винт нужен для того чтобы передвигаться по водной поверхности. Это приспособление выполняет функцию, которая аналогична действию ведущего колеса автомобиля. То есть, оно трансформирует силу, которая вращает валы двигателя, в прямолинейное движение транспортного средства.
При вращении гребного винта в воде образуется подъёмная сила, благодаря которой и осуществляется движение лодки или катера. Скорость движения плавсредства зависит от частоты вращения лопастей винта, а также от формы и величины шага.
Разновидности гребных винтов
Гребные винты отличаются по многим параметрам, среди которых:
По причине такой вариативности параметров, гребной винт от одного лодочного мотора не подходит для другой модели без дополнительной доработки или переделки этой детали.
Маркировка винтов
Для обозначения размеров диаметра гребного винта применяются дюймы. Маркировка чаще всего наносится на лопасти винта. В стандартной маркировке обозначается:
В том случае, когда на гребном винте указывается номер по каталогу, например: 1235-200-45, то расшифровка указывается на упаковке изделия.
Как выбрать оптимальный винт?
Для того чтобы винт справлялся со своей задачей наилучшим образом, его необходимо правильно подобрать к установленному на лодке мотору. Обратите внимание на следующие нюансы:
Как поймать больше рыбы?
Я уже довольно давно занимаюсь активной рыбалкой и нашел много способов как улучшить клев. И вот самые эффективные:
Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие наши статьи на сайте.
Для повышения КПД двигателя, следует выбрать деталь, учитывая следующие характеристики:
Стальной винт имеет минимальную толщину лопастей, что положительно сказывается на общем КПД двигателя. Кроме этого данный материал позволяет изготовить более сложные модели винтов. В отличие от алюминиевых изделий, стальной гребной винт позволяет получить КПД на 5 — 7% выше.
Модели с тремя лопастями позволяют развивать плавсредству более высокую скорость, но четырёхлопастные гребные винты обладают большей тяговой силой на средних оборотах, что позволяет экономить топливо и повышает КПД лодочного мотора. Данные характеристики, являются приблизительными и зависят от фирмы-изготовителя и формы винта.
Вычисление шага винта
Шаг — это основная характеристика винта катера. Этот параметр измеряется в дюймах, и чем он больше, тем выше упор винта при вращении. Также учитите, что:
Чтобы узнать шаг винта, потребуется произвести следующие вычисления: в формулу H=20,5*V/n необходимо подставить значения, которые следует замерить в процессе экспериментальных заплывов, обязательно наличие тахометра для точного определения оборотов двигателя.
Например, если скорость лодки составляет 40 км/ч при оборотах гребного винта 2000 об/мин, то шаг винта будет равен: 20,5*40/2000= 0.41. Шаг винта такого двигателя — 0,41 дюйма.
Гребные винты, которые будут оптимально подходить для данного плавсредства можно подобрать только в результате тестовых заездов. Теоретически, можно лишь в общих чертах рассчитать характеристики, исходя из размеров, шага, количества лопастей и оборотов двигателя.