распознают ли камеры квадратные номера
Никаких штрафов для авто из США и Японии: камеры ГИБДД не видят квадратные номера
Информационное издание «Газета.Ru» со ссылкой на Сергея Ласкина, генерального директора компании «Астралаб», которая отвечает за разработку ПО для камер ГИБДД и ЦОДД, сообщило о том, что текущие камеры фотовидеофиксации плохо распознают квадратные автомобильные номера типа 1А. Данные государственные регистрационные номерные знаки начали выдавать летом прошлого года — они предназначены для автомобилей, пригнанных в страну из США и Японии, так как у транспортных средств из этих регионов другой формат крепления для номерного знака. Однако теперь оказалось, что софт просто не может распознать данные номера, а значит, нарушения тоже не фиксируются.
«Чтобы камера могла увидеть номер, делается так называемая «маска» сочетания символов. Например, если говорить про российские прямоугольные номера, это формат «буква, три цифры, две буквы в одну линию. С «квадратными» номерами это все рушится, потому что сам номер — двухстрочный», — сообщил Ласкин.
Соответственно, система, отвечающая за распознавание знаков, которая фиксирует, например, превышение скорости и автоматически выписывает штраф, с квадратными номерами не работает. Более того, иногда камера фотовидеофиксации не может полностью распознать символы на номерном знаке — в этом случае система делает снимок автомобиля, а оператор просматривает материалы, выписывая штраф в ручном режиме. Вот только с квадратными номерами это тоже не работает, так как камера вовсе не распознаёт номерной знаки, не делая никаких снимков.
Впрочем, гонять по трассам, не боясь штрафов, всё же не стоит — Ласкин заявил, что проблема на самом деле не очень серьёзная. Дело в том, что из всех камер, установленных по России, только 10% не умеют распознавать регистрационные номера формата 1А — остальные камеры с этим отлично справляются. Кроме того, автомобилей, пригнанных из США и Японии, которые уже получили квадратные номерные знаки, тоже не так уж много — их выдают всего один год. Так что на деле «нарушителей-невидимок» будет очень мало, эксперты говорят о сотых долях процента от общего количества зафиксированных камерами нарушений.
Новые квадратные номера — камеры их не распознают?
С недавних пор в России разрешили использовать «квадратные» номера для автомобилей, которые, как полагают некоторые, «невидимы» для дорожных камер. Однако на самом деле такие номера вовсе не спасают от штрафов.
Для начала напомним, что по ГОСТу Р 50577-2018 двухстрочные регистрационные знаки типа 1А можно устанавливать только на автомобили с нестандартным местом для крепления номера. Как правило, это машины для американского и японского рынков, также под определение попадают старые советские машины. Размещать «квадратный» номер можно только сзади.
Вопреки требованиям стандарта, некоторые владельцы ставят квадратный номер и спереди (фото avto-nomer.ru)
Госавтоинспекция выдачей таких регистрационных знаков не занимается, их нужно заказывать в специализированных фирмах, занимающихся изготовлением дубликатов номеров. Одна табличка обойдётся в сумму от 1000 до 2000 рублей в зависимости от региона.
Но вернёмся к дорожным радарам. Как показывает практика, большая часть камер без проблем распознаёт двухстрочные номера и «выписывает» штрафы. По данным сайта Wroom.ru, «квадратные» регистрационные знаки читаются распространёнными комплексами «Кордон», «Крис-П», «Кречет», «СКАТ», и этот список, вероятно, можно продолжить.
Примеры фотографий из «писем счастья»
Более того, сами производители, например, петербургская компания «Ольвия», заявляют, что их комплексы фиксации умеют читать не только российские, но и иностранные номера, как однострочные, так и двухстрочные.
Лишь некоторые устаревшие версии камер не могут умеют распознавать «квадратные» номера, но количество таких комплексов на дорогах постоянно уменьшается.
• Это было интересно? Подпишитесь на наш телеграм-канал — там есть наши новости, рассказы про интересные машины и фотографии с курьёзами.
Регзнаки для машин из Японии и США не считывают камеры ГИБДД
Государственные регистрационные знаки (ГРЗ) автомобилей тип 1А «квадратной» формы, предназначенные для иномарок с американского и японского рынков, плохо различаются камерами фото- видеофиксации дорожных нарушений. Об этом «Газете.Ru» рассказал генеральный директор компании «Астралаб» (разрабатывает программное обеспечение для камер ГИБДД и ЦОДД) Сергей Ласкин. Такие номера автомобилистам МРЭО стали выдавать летом прошлого года.
По словам Ласкина, примерно 10% комплексов фото-видеофиксации нарушений ПДД, не могут распознать регистрационные знаки такого нового формата.
«Чтобы камера могла увидеть номер, делается так называемая «маска» сочетания символов. Например, если говорить про российские прямоугольные номера, это формат «буква, три цифры, две буквы в одну линию».
С «квадратными» номерами это все рушится, потому что сам номер — двухстрочный.
Когда они появились, мы бросились обучать свою нейросеть – изначально наши камеры их тоже не видели, но так «заморочились не все производители», — рассказал Ласкин.
В случае, когда комплексы фото-видеофиксации нарушений ПДД по каким-либо причинам затрудняются с идентификацией символов на знаке, аппаратура делает снимок машин-нарушителя. В результате оператор, просматривающий материалы с камер, может выписать штраф «в ручном режиме». В ситуации с «квадратными» номерами, аппаратура не распознает сам знак, и, соответственно не делает снимки автомобиля-нарушителя, отмечает генеральный директор «Астралаба».
В качестве устройств, которые, могут иметь проблемы с «квадратными» номерами, он приводит такие модели комплексов, как «Лобачевский», «Коперник» и «Птолемей». Все три комплекса производятся резидентом «Сколково» — ООО «Дорожные мониторинговые системы». На момент сдачи материала компания не ответила на вопросы «Газеты.Ru» о потенциальной проблеме идентификации «квадратных» ГРЗ.
В компании «Симикон», выпускающей комплексы «Кордон» и «КРИС», подтвердили, что без дополнительного обновления программного обеспечения камеры могут не распознавать новые типы автомобильных номеров.
«Чтобы камера видела «квадратные» номера, этому необходимо обучить нейросеть — в систему должен быть заложен новый формат знака.
Если это не было сделано каким-то производителем, то распознавать новые номера такие камеры не будут», — завил «Газете.Ru» начальник отдела компании «Симикон» Алексей Самушенков.
В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) отметили, что не сталкивались с проблемой идентификации «квадратных» номеров комплексами фото-видео фиксации нарушений ПДД.
«Камеры, установленные на улицах Москвы, распознают транспортные средства с номерами нового формата», — сообщили в пресс-службе ведомства.
В ГИБДД не смогли оперативно ответить на вопросы «Газеты.Ru» о вероятных проблемах их камер с распознаванием нового типа номеров. По словам координатора сообщества «Синие ведерки» Петра Шкуматова, из 30 тысяч камер, работающих на дорогах страны, только примерно 3 тыс., если верить заявлениям разработчиков «софта» для таких устройств, могут не распознавать новые знаки. С учетом небольшого числа автомобилистов, получивших такие номера, доля «нарушителей-невидимок» будет небольшой.
«Речь в данном случае может идти о десятых, даже сотых долях процентов от общего количества нарушений, которые фиксируются камерами – это капля в море», — полагает эксперт.
Кроме того, отмечает правозащитник, поскольку новый формат номеров прописан в ГОСТе, все комплексы, закупаемые после вступления его в силу (он начал действовать в августе прошлого года) должны распознавать этот тип регистрационных знаков. Поэтому не имеет смысла форсировать замену устаревших устройств: в конце концов они либо исчезнут с дорог, либо будут перепрограммированы.
Тотальной замены прямоугольных номеров на квадратные со стороны водителей, решивших таким образом избежать ответственности за нарушения ПДД, ждать точно не стоит, считает координатора сообщества «Синие ведерки».
«Не думаю, что кто-то побежит в МРЭО за новыми номерами, в надежде не получить пару лишних штрафов с камер», — заключил он.
У камер ГИБДД проблемы с номерами нового формата. Из-за этого они пропускают нарушителей
На сегодняшний день около 10 процентов камер фото- и видеофиксации в стране не распознают двухстрочные номера типа 1А, сказал генеральный директор компании-разработчика ПО для камер ГИБДД «Астралаб» Сергей Ласкин. Он отмечает, что обучать нейросеть под новый формат с его появлением бросились не все производители камер.
В результате часть камер вовсе не распознает «квадратный» номер как госзнак. Дело в том, что его двухстрочный формат не совпадает с запрограммированной «маской»: «буква, три цифры, две буквы в одну линию». В итоге камера не фотографирует и автомобиль-нарушитель – такие снимки она делает, если не может идентифицировать номер из-за грязи либо посторонних предметов.
Среди устройств, для которых знаки пока остаются «невидимыми», Ласкин назвал «Лобачевский», «Коперник» и «Птолемей», производимые ООО «Дорожные мониторинговые системы». Кроме этого, проблемы могут быть у комплексов «Кордон» и «КРИС» компании «Симикон». По данным московского ЦОДД, в столице таких проблем нет: камеры успешно распознают новый формат.
Из 30 тысяч комплексов, работающих в России, таких – только три тысячи, и они скоро будут перепрограммированы либо заменены, отмечает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. Кроме этого, и автомобилистов на импортных машинах с такими номерами немного, а следовательно, не выписанных штрафов тоже.
В начале августа сообщалось, что в США собираются выдавать бумажные автомобильные номера из-за нехватки металлических. Причина – в дефиците пластин для, из-за которого владельцы легковушек могут начать получать номерные знаки со сроком действия 60 дней.
Источник: Газета.Ru
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Разработчики камер показали, как водители прячут номера. Примеры и фото
Дорожные камеры становятся все умнее и учатся распознавать новые нарушения ПДД. Чтобы избежать штрафов, водители придумывают новые хитрости и пытаются обманывать устройства. Большинство приемов незаконно, но водителей это не пугает. Разработчики современных комплексов и представители Центра организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) разобрали популярные способы обмана и показали, как на них реагируют сами камеры.
Госномера необычных форм
Все современные камеры умеют распознавать госномера любых форм и даже размещенные нестандартным способом, объяснили в ЦОДД.
«В Москве все камеры распознают любые номера: квадратные, установленные с наклоном и так далее. Поэтому пытаться как-то обхитрить камеры бессмысленно», — предупредили в ЦОДД, предоставив несколько примеров, включая квадратные и «болтающиеся» номера.
Деформация номерной пластины
Водители иногда специально не меняют помятые номерные знаки. Такая деформация, которая приводит к частичному искажению символов, может произойти после ДТП. Также такие повреждения часто можно увидеть на грузовом транспорте — при откидывании заднего борта он бьет пластину. Хитрые водители решают оставить такие таблички, чтобы запутать камеры и избежать возможных штрафов.
«Любое искажение потенциально может приводить к ошибкам, особенно такие проблемы были актуальны примерно с 2010 по 2016 гг., когда еще никаких нейросетей не использовали», — рассказал Autonews.ru представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов. — Однако к текущему времени нейросети уже пропустили через себя огромное количество комбинаций и возможных видоизменений госномеров».
В итоге, по словам эксперта, проблема с ошибками постепенно сошла на нет: нейросети научились понимать и достраивать комбинации, а также получать информацию с нескольких кадров, которые были сделаны при фиксации.
«Такое искажение номера, как на примере, камеры все-таки безошибочно распознали, хотя это и наиболее проблемный пример. Цифры и буквы тут «поплыли», у них изменилось геометрическое построение, — объяснил Кусов. — Но важно понимать: если нейросеть все-таки не сможет распознать номер, всегда есть второй. Ведь контроль сейчас ведется в нескольких направлениях, а диапазон работы камер расширился с одного-двух рядов до нескольких полос сразу».
Госномер на нестандартном месте
Некоторые водители считают, что камеру можно сбить с толку, перевесив госномер со стандартного места вбок или же приделав его с наклоном вправо или влево. Однако, по словам Кусова, необычное местоположение номерной пластины камеру не смутит.
«На этом примере видно, что табличка сильно пострадала, госномер разбит и деформирован. При увеличении видно, что буква «У» поплыла. Конец буквы начинает размываться, — разобрал пример Кусов. — Еще более ухудшить такою ситуацию может грязь на номере. В таком случае мы теряем символ — тогда нейросеть его либо достраивает, либо ставит «звездочку». Но чаще всего, когда номер более мене чистый, проблем не возникает. И тут видно, что госномер потертый и помятый, но распознан все равно правильно».
Табличка под острым углом
Еще один прием автомобилистов — размещение номерной пластины под острым углом. То есть табличка приделана на машину в согнутом виде. Тут водители пытаются найти тонкую грань, чтобы странное положение госномера не привлекло внимание инспектора ГИБДД. Ведь любые манипуляции с табличкой и ее перемещения запрещены.
Эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман считает, что камеры могут справиться с распознаванием, а вот точность определения скорости может оказаться под вопросом.
«Для распознавания самое важное — чтобы программное обеспечение могло выделить символы, и чтобы они читались, — объяснил Шухман в беседе с Autonews.ru. — Но для измерения скорости оптическим способом надо измерить на фотографии размеры знака, оценить его высоту над дорогой и соответственно рассчитать расстояние от него до камеры. Когда размеры и геометрия знака соответствуют стандартам, то это не проблема. Если же геометрия нарушена, то возникает проблема корректного измерения. Поэтому, кстати, для камер нет проблем и с квадратными номерами — если они висят верно, скорость также будет рассчитана правильно».
Госномер смотрит вверх
Иногда водители при установке наклоняют рамку так, чтобы госномера смотрели чуть вверх. Как уверяют производители, такие приемы чаще всего тоже не срабатывают.
«В этом случае для камеры все сложилось идеально, — прокомментировал Кусов. — Номер тут сильно завален. Инспектор ГИБДД на дороге, мог бы и не прочитать такой номер. — А для камеры госномер оказался в идеальном горизонте, он лежит как лист для чтения. И то, что госномер двустрочный, для нас не имеет значения, камера все спокойно распознает».
Госномер повешен криво
«Номер подвешен под непонятным углом и неровно, также есть артефакты в виде креплений и болтов, который могут внести неясность при плохих условиях освещения, или же если госномер будет загрязнен, — проанализировал Кусов еще один пример. — Нейросеть может прочитать эти символы неверно. Но если на улице хорошее освещение и нет «мешающих» факторов, то камеры справятся и с такой задачей».
Затертые номера
Затертые до бела символы из номерных знаков также не составят проблем для камер, считают в компании «Технологии распознавания». Конечно с оговоркой на хорошие погодные условия. Помимо возможности достраивать нечитаемые знаки камерам помогает совершенно утилитарная вещь — в России у табличек с госномерами обязательно должен быть рельеф.
«Выпуклость, некий рельеф, создает дополнительную степень защиты, добавляя нужную контрастность. Человеческий глаз может это не распознать, а камера эти моменты увидит. Именно поэтому для ведения штрамповки госномерв нужно получать разрешение — таблички изготавливают по ГОСТам, которые нарушать запрещено, — уточнил Кусов. — Конечно, есть условия плохой видимости, пересветы, но с этим сталкиваются все производители».
Нейросети помогает рельеф и снимки с разных камер
Эксперт заверил: порядка 95% госномеров при распознавании не создает каких-либо проблем. При этом если у системы будут возникать сомнения, она будет использовать всю доступную информацию, чтобы все-таки определить номер правильно. Например, если не читаются передние госномера, обращаться к задним и наоборот. Также у нейросети есть возможность проанализировать и достроить изображение табличек по серии снимков. А чтобы нейросеть ориентировалась в разных видах госномеров, ее постоянно дообучают.
«Есть номера квадратные, номера с флагом и без флага, госномера разных стран. Чтобы нейросеть знала о самых свежих изменениях, у разработчиков работают специалисты, которые «скармливает» системе новые виды номерных знаков. У нас, например, есть возможности для распознавания 944 типов из 94 стран мира. Их могло бы быть и больше, просто нет необходимости добавлять слишком редкие серии», — рассказал Кусов.
Что грозит за нечитаемый госномер
Если водитель установит табличку с госномером в нарушение ГОСТа, ему грозит ответственность согласно ч.2 ст. 12.2 КоАП за управление автомобилем без государственных регистрационных знаков, либо без установленных на предусмотренных для этого местах номеров, либо управление автомобилем с видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов знаков, препятствующих идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть, объяснил Autonews.ru юрист Дмитрий Дугин. За это грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на срок 1-3 месяца.
По словам юриста, исключение могут составить только автомобили с нестандартными, но при этом штатными бамперами. Если же госномер окажется затерт по естественным причинам, например, после ДТП или в результате износа, водителя могут лишь оштрафовать на 500 рублей по ч.1 ст. 12.2 КоАП. Дугин подчеркнул, что, решение о том, как квалифицировать каждый случай, будет решать сначала инспектор ГИБДД, а потом суд.