прокуратура ростов на дону номер
Работа с обращениями граждан
ГРАФИК
приема граждан руководителями прокуратуры области, начальниками управлений, отделов, старшим помощником прокурора Ростовской области
перерыв с 13.00 до 13.45
Первый заместитель прокурора области
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Заместитель прокурора области
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Заместитель прокурора области
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Заместитель прокурора области
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции (86)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Старший помощник прокурора Ростовской области по обеспечению собственной безопасности и физической защиты (80)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник уголовно-судебного управления (12)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
начальник апелляционного отдела (12)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник кассационного отдела уголовно-судебного управления (12)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления (12)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник отдела кадров (6)
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний (17)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью СУ СК РФ по Ростовской области (15)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Заместитель начальника управления по надзору за процессуальной деятельностью СУ СК РФ по Ростовской области – начальник первого отдела (15)
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник второго отдела управления по надзору за процессуальной деятельностью СУ СК РФ по Ростовской области (15)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних (21)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД в органах МВД, ФССП, ФСИН и МЧС (16)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Заместитель начальника управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД в органах МВД, ФССП, ФСИН и МЧС – начальника отдела по надзору за ОРД (16)
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник первого отдела управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД в органах МВД, ФССП, ФСИН и МЧС (16)
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник второго отдела управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД в органах МВД, ФССП, ФСИН и МЧС (16)
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства (07)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства – начальник отдела по надзору за исполнением
законодательства в сфере экономики и оборонно-промышленного комплекса (07)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
И.о. начальника отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства (07)
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства (07)
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе (08)
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
Начальник отдела по рассмотрению обращений и приему граждан
старший советник юстиции
перерыв с 13.00 до 13.45
перерыв с 13.00 до 13.45
1 Файл
График приема работниками прокуратуры на 07.06.2021
Прокуратура Ростовской области
В этом материале Вы сможете узнать всю контактную и полезную информацию о прокуратуре Ростовской области: официальный сайт органа, региональные адреса (межрайонных, районных и городских прокуратур), телефоны (горячая линия для подачи жалобы и телефоны доверия).
Структура
По городам
Телефоны
Для того, чтобы позвонить по телефону прокуратуры Ростовской области, воспользуйтесь номером ниже:
Адрес
г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 101
Официальный сайт
Официальный сайт — https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_61/
Жалоба
Если Вы хотите написать жалобу в прокуратуру Ростовской области, перейдите по ссылке ниже:
Также Вы можете воспользоваться телефоном доверия:
План проверок
Для того, чтобы узнать план проверок прокуратуры Ростовской области перейдите по ссылке — https://epp.genproc.gov.ru
Об органе
Государственная советская прокуратура была учреждена Постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 г. Положение о прокурорском надзоре в РСФСР 1922 г. представляет собой нормативный акт, в котором нашли отражение основные вопросы организации и деятельности прокуратуры: понятие и задачи прокурорского надзора, функция прокурора, наличие четырех отраслей прокурорского надзора с близкими к современному правовому регулированию полномочиями прокуроров. Принципиальные основы прокурорского надзора были определены и закреплены. Несмотря на отсутствие подробно разработанной, детальной структуры, Положение представляло собой правовую основу воссоздания и становления прокурорского надзора. В нем указывалось, что государственная прокуратура учреждается «в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью».
Согласно данному нормативному акту, в непосредственном подчинении прокурора Республики в каждой губернии и области РСФСР состояли прокуроры, назначаемые прокурором Республики, и их помощники, между которыми распределялось исполнение возложенных на прокуратуру обязанностей.
В круг обязанностей прокуроров на местах входило: внесение представлений в исполнительные комитеты об отмене или изменении изданных ими или подчиненными им органами незаконных распоряжений и постановлений; опротестование указанных выше распоряжений и постановлений через прокурора Республики в Совет Народных Комиссаров или Президиум Центрального Исполнительного Комитета; возбуждение судебного преследования против должностных и частных лиц, как по собственной инициативе, так и по поступающим в прокуратуру жалобам и заявлениям; надзор за производством дознания и предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим связанным с предварительным следствием вопросам; разрешение вопроса о предании суду и прекращении уголовных дел, поступающих от органов дознания; утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие; составление обвинительного акта и постановление о прекращении дела, в случае несогласия прокурора с заключением следователя, с направлением таких дел в распорядительное заседание суда для окончательного утверждения; участие в распорядительных заседаниях суда по вопросам о предании суду и прекращении дел во всех случаях, когда прокуратура признает свое личное участие в этих заседаниях необходимым; поддержание обвинения в суде; опротестование в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судом; проверка правильности содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы и освобождение лиц, неправильно содержащихся.
В соответствии с данным Положением 1 августа 1922 г. была создана прокуратура Ростовской области. В то время она называлась прокуратурой Донской области, поскольку не существовало Ростовской области как административно-территориальной единицы. В состав аппарата прокуратуры области входило всего 3 человека — областной прокурор и два помощника. Область была разделена на 5 прокурорских участков и округов. Первым прокурором Донской области в период с 1922-го по 1924 г. был Богдасаров Арутюн Саруханович.
В августе 1924 г., в связи с образованием края Юго-Востока России с центром в г. Ростове-на-Дону, была образована прокуратура этого края. Прокуратура располагалась в г. Ростове-на-Дону, на ул. Ф. Энгельса, 25.
В ноябре того же 1924 г. краевая прокуратура Юго-Востока России была переименована (как и сам край) в Северо-Кавказскую краевую прокуратуру. В состав края входили: Дон, Кубань, Ставрополье, территории национальных округов и областей. К этому времени в аппарате прокуратуры края работало 5 человек: прокурор, 2 заместителя прокурора и 2 помощника прокурора. Всего в прокуратуре края работало 89 оперативных работников.
Примерно к этому периоду относится и организация прокуратуры на территории существовавшего тогда Донского округа с центром в г. Ростове-на-Дону. Донская окружная прокуратура, начавшая свою деятельность с 1925 г., находилась в непосредственном подчинении Северо-Кавказской краевой прокуратуры и располагалась в г. Ростове-на-Дону, в доме N 115 по ул. Ф. Энгельса.
Третьей сессией XII созыва ВЦИК 19 ноября 1926 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, в котором регламентировались также структура и функции краевых прокуратур.
Статья 141 данного Положения предусматривала, что в краевых административно-территориальных объединениях во главе прокуратуры стоит назначаемый и увольняемый прокурором Республики краевой прокурор. При краевом прокуроре состоят два заместителя, а также в числе, определенном штатами, его помощники, действующие как при Управлении краевой прокуратуры (эти помощники именовались камерными), так и на местах (именовались участковыми).
В силу ст. 144 данного Положения краевому прокурору, помимо выполнения подробно перечисленных в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922г. функций по надзору за соблюдением законности и борьбе с преступностью в пределах края, было вменено в обязанность: предъявление исков по гражданским делам во всех судебных учреждениях, в том числе и земельных комиссиях, если этого требовала охрана интересов трудящихся и государства, и участие в судебных заседаниях по этим делам; периодический созыв совещаний по борьбе с преступностью; осуществление всестороннего руководства и надзор за деятельностью всех подведомственных ему лиц прокурорского надзора и в соответствии с этим издание в необходимых случаях циркуляров, инструкций, приказов, распоряжений как общего характера, так и по отдельным вопросам.
В марте 1929 г. был ликвидирован Таганрогский округ и его территория присоединена к Донскому округу. Организации Донского округа, в том числе и Донская окружная прокуратура, были переведены в г. Таганрог, Таганрогская прокуратура присоединена к Донской окружной прокуратуре.
К этому времени относится появление Тезисов о работе Донской окружной прокуратуры Северо-Кавказского края. Согласно данному документу, наиболее продуктивно осуществлялась деятельность, связанная с общим надзором.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 29 июля 1929 г. ст. 144 Положения о судоустройстве РСФСР дополнялась тем, что краевому прокурору предоставлялось право: истребовать в порядке надзора уголовные и гражданские дела в любой стадии процесса и давать для областных прокуратур указания по названным делам; входить в областные исполнительные комитеты автономных областей с представлениями о пересмотре незаконных решений, принятых названными исполнительными комитетами или подведомственными им органами, и в случае несогласия областных исполнительных комитетов с названными представлениями ходатайствовать перед прокурором Республики об опротестовании в установленном порядке постановлений областных исполнительных комитетов; производить плановые ревизии областных прокуратур согласно планам, утвержденным прокурором Республики, а также производить внеплановые целевые ревизии их по особому каждый раз поручению прокурора Республики.
Основными вопросами, стоящими в центре внимания Донской прокуратуры, становятся:
«1) избирательная кампания в Советы (где могут быть неправильности применения избирательных законов местных органов власти);
2) борьба с бюрократизмом и волокитой, режим экономии;
3) основные отклонения по линии сельсоветов в области правовой защиты деревенской бедноты и батрачества;
4) законо-налоготворчество РИКов и сельсоветов».
Таким образом, центр тяжести работы органов Донской прокуратуры переносится в деревню. Выдвигается «задача укрепления революционной законности на селе», и, как следствие, появляются многочисленные протесты прокурора Донского округа.
В 1930 г. Донская окружная прокуратура прекратила свою деятельность в связи с ликвидацией Донского округа.
Постановлением Президиума ВЦИК от 10 октября 1930 г. была установлена следующая типовая структура аппарата краевой (областной) прокуратуры: группа общего надзора, группа по наблюдению за судебно-следственными органами, группа по наблюдению за местами заключения, группа по охране труда и производства, группа по наблюдению за органами ОГПУ.
В связи с разделением Северо-Кавказского края на два самостоятельных края: Северо-Кавказский с центром в г. Пятигорске и Азово-Черноморский с центром в г. Ростове-на-Дону, 10 января 1934 г. действовавшая здесь Северо-Кавказская краевая прокуратура была переименована в Азово-Черноморскую краевую прокуратуру, функции которой в пределах новых границ этого края оставались прежними.
В соответствии с решениями XVII съезда ВКП(б) и на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г. «Об организационных мероприятиях в области советского и хозяйственного строительства» Прокурор Союза ССР издал приказ N 76 от 25 марта 1934 г. о реорганизации существовавшей до этого структуры прокуратуры в центре и на местах путем ликвидации функциональных отделов и перестройки их по производственному или производственно-территориальному принципу.
Так, вместо существовавших к тому времени отделов общего надзора, судебного надзора и других в Прокуратуре СССР и применительно к этому в краевых и областных прокуратурах на местах были сформированы секторы: по делам промышленности; по делам сельского хозяйства; по делам торговли, кооперации и финансов; по делам административно-судебного и культурного строительства; по судебно-бытовым делам (рассмотрение заявлений и жалоб по судебно-бытовым делам, как уголовным, так и гражданским, с правом истребования дел, приостановления исполнения решений и приговоров, опротестования их в соответствующих инстанциях, проведения в судебных органах и контроля за их прохождением).
Постановлением СНК Союза ССР от 5 ноября 1936 г. в целях устранения организационных недостатков аппарата Прокуратуры СССР и улучшения ее работы, в центральном аппарате и на местах были ликвидированы промышленный, сельскохозяйственный отделы, отдел по делам торговли, кооперации и финансов, отдел наблюдения за социально-культурными учреждениями и отдел по бытовым делам. Вместо этих отделов организованы гражданско-судебный отдел, уголовно-судебный отдел, отдел общего надзора, следственный отдел, отдел по специальным делам, отдел по надзору за местами заключения, отдел кадров.
11 сентября 1937 г. вместо существовавшего до этого времени Азово-Черноморского края были образованы Краснодарский край с центром в г. Краснодаре и Ростовская область с центром в г. Ростове-на-Дону. В связи с этим была разделена и Азово-Черноморская прокуратура. В г. Ростове-на-Дону была образована прокуратура Ростовской области, находящаяся в непосредственном подчинении Прокуратуры СССР.
В 1954 г. Ростовская область была разделена на Ростовскую и Каменскую. В мае 1958 г. Каменская область была упразднена, и ее территория в границах 1937 г. вновь вошла в состав Ростовской области. В составе прокуратуры в то время работало 350 оперативных работников.
Большое значение в истории развития прокуратуры имел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» от 16 сентября 1943 г. Данным нормативным актом определялись порядок и условия присвоения классных чинов работникам органов прокуратуры.
Работники органов прокуратуры, удостоенные получения чина, состояли в нем пожизненно. Лишение чина могло иметь место только по приговору суда, объявленному приказом Прокурора СССР. Лишение чина 1 класса (Действительный государственный советник юстиции) могло быть произведено только Указом Президиума Верховного Совета СССР (ст. 18).
Указом утверждалась сравнительная таблица гражданских чинов прокурорско-следственных работников органов прокуратуры СССР с воинскими званиями.
Таким образом, присвоение классных чинов работникам органов прокуратуры впервые получило подробную правовую регламентацию, что обеспечило большую оперативность и гибкость в руководстве работой всех звеньев прокурорского надзора.
24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое является первым развернутым законодательным актом о прокурорском надзоре с четко обозначенной структурой, достаточно подробной проработкой различных правовых институтов. Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры наделялись дополнительными властными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере «общего надзора», в стадии производства дознания и предварительного следствия, надзоре за законностью деятельности исправительных учреждений.
Впервые в законодательстве о прокурорском надзоре выделялись самостоятельные главы по четырем отраслям, что обеспечивало более высокий уровень правовой регламентации. В главах IV—V Положения были изложены задачи и правомочия прокуроров, а также средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона применительно к каждой из закрепленных отраслей надзора, обязанности адресатов прокурорских обращений. В частности, ст. 15 Положения гласила: «В отношении должностных лиц или граждан, нарушивших закон, прокурор в зависимости от характера нарушения либо привлекает виновных к уголовной ответственности, либо принимает меры к привлечению нарушителя к административной или дисциплинарной ответственности. В необходимых случаях прокурор принимает меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона». В целом содержание и форма Положения 1955 г. явились прообразом ныне действующего законодательства о прокуратуре. Оно было принято за основу деятельности органов Донской прокуратуры.
Период 1959—1961 гг. отмечался ростом преступности. Прокуратура области, возглавляемая Сатаровым Александром Михайловичем, оперативно отреагировала на это: рост преступности начал снижаться (в 1962 г. было зарегистрировано 12 149 преступлений, что на 1,5% меньше, чем в 1961 г., в 1963 г. — 10 608, т. е. на 12,7% меньше, чем в 1962 г.). Были раскрыты такие «громкие» дела, как «дело Урушадзе» — начальника ОРСа, осужденного впоследствии за организацию хищений государственного имущества в крупных размерах к 12 годам лишения свободы; привлечены к уголовной ответственности заведующие базами, магазинами, ряд других должностных лиц.
Активизация следственной работы органов Донской прокуратуры приходится на период конца 60-х — начала 70-х гг.
В 1971 г. прокурором Ростовской области Шинкаревым Андреем Васильевичем сделано на собраниях трудящихся 203 сообщения по конкретным делам следователей прокуратуры, по делам следователей МВД — 162 сообщения, 33 сообщения — по делам, возбужденным органами дознания. Органами прокуратуры расследовано 2512 уголовных дел, из них направлено в суд с обвинительными заключениями и постановлениями о применении мер медицинского характера — 2 282, в том числе 82 направлено в суд повторно. Прокурором прекращено 16 дел из числа поступивших от следователей и органов дознания.
С принятием Закона СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР» законодательство о прокурорском надзоре было поднято на более высокий уровень.
С точки зрения структуры Закон в целом напоминает Положение о прокурорском надзоре, однако выгодно отличается от него большей степенью нормативной детализации ряда вопросов прокурорского надзора. Раздел I «Общие положения», раздел II «Система органов прокуратуры и их организация» вместе с разделом IV «Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры» могут рассматриваться как часть Общая законодательства о прокуратуре. Раздел III, образующие его статьи и главы можно условно назвать Особенной частью. В ней закрепляются вопросы прокурорского надзора в отдельных его отраслях: надзор за исполнением законов органами управления, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Основные направления прокурорского надзора, обозначенные в Законе, реализовались в деятельности Донской прокуратуры. Прокурором Ростовской области Перцевым Николаем Дмитриевичем (1971—1980 гг.) постоянно совершенствовались формы и методы руководства районными и городскими прокурорами, часто производились выезды на места с оказанием помощи в организации борьбы с преступностью и нарушениями законности. Систематически проводились проверки исполнения законов об охране социалистической собственности, а также законов, направленных на борьбу с выпуском недоброкачественной продукции. По результатам проверок информировались партийные органы, вносились предложения в исполкомы Советов депутатов трудящихся, руководителям предприятий и учреждений, виновные лица привлекались к ответственности.
Прокуратура Ростов-на-Дону
В этом материале Вы сможете узнать всю контактную и полезную информацию о прокуратуре Ростовской области: официальный сайт органа, региональные адреса (межрайонных, районных и городских прокуратур), телефоны (горячая линия для подачи жалобы и телефоны доверия).
Телефоны
Для того, чтобы позвонить по телефону прокуратуры Ростов-на-Дону, воспользуйтесь номером ниже:
Адрес
344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Города Волос, 101
Официальный сайт
Официальный сайт — https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_61/
Жалоба
Если Вы хотите написать жалобу в прокуратуру Ростов-на-Дону, перейдите по ссылке ниже:
Также Вы можете воспользоваться телефоном доверия:
План проверок
Для того, чтобы узнать план проверок прокуратуры Ростовской области перейдите по ссылке — https://epp.genproc.gov.ru
Об органе
Государственная советская прокуратура была учреждена Постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 г. Положение о прокурорском надзоре в РСФСР 1922 г. представляет собой нормативный акт, в котором нашли отражение основные вопросы организации и деятельности прокуратуры: понятие и задачи прокурорского надзора, функция прокурора, наличие четырех отраслей прокурорского надзора с близкими к современному правовому регулированию полномочиями прокуроров. Принципиальные основы прокурорского надзора были определены и закреплены. Несмотря на отсутствие подробно разработанной, детальной структуры, Положение представляло собой правовую основу воссоздания и становления прокурорского надзора. В нем указывалось, что государственная прокуратура учреждается «в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью».
Согласно данному нормативному акту, в непосредственном подчинении прокурора Республики в каждой губернии и области РСФСР состояли прокуроры, назначаемые прокурором Республики, и их помощники, между которыми распределялось исполнение возложенных на прокуратуру обязанностей.
В круг обязанностей прокуроров на местах входило: внесение представлений в исполнительные комитеты об отмене или изменении изданных ими или подчиненными им органами незаконных распоряжений и постановлений; опротестование указанных выше распоряжений и постановлений через прокурора Республики в Совет Народных Комиссаров или Президиум Центрального Исполнительного Комитета; возбуждение судебного преследования против должностных и частных лиц, как по собственной инициативе, так и по поступающим в прокуратуру жалобам и заявлениям; надзор за производством дознания и предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим связанным с предварительным следствием вопросам; разрешение вопроса о предании суду и прекращении уголовных дел, поступающих от органов дознания; утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие; составление обвинительного акта и постановление о прекращении дела, в случае несогласия прокурора с заключением следователя, с направлением таких дел в распорядительное заседание суда для окончательного утверждения; участие в распорядительных заседаниях суда по вопросам о предании суду и прекращении дел во всех случаях, когда прокуратура признает свое личное участие в этих заседаниях необходимым; поддержание обвинения в суде; опротестование в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судом; проверка правильности содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы и освобождение лиц, неправильно содержащихся.
В соответствии с данным Положением 1 августа 1922 г. была создана прокуратура Ростовской области. В то время она называлась прокуратурой Донской области, поскольку не существовало Ростовской области как административно-территориальной единицы. В состав аппарата прокуратуры области входило всего 3 человека — областной прокурор и два помощника. Область была разделена на 5 прокурорских участков и округов. Первым прокурором Донской области в период с 1922-го по 1924 г. был Богдасаров Арутюн Саруханович.
В августе 1924 г., в связи с образованием края Юго-Востока России с центром в г. Ростове-на-Дону, была образована прокуратура этого края. Прокуратура располагалась в г. Ростове-на-Дону, на ул. Ф. Энгельса, 25.
В ноябре того же 1924 г. краевая прокуратура Юго-Востока России была переименована (как и сам край) в Северо-Кавказскую краевую прокуратуру. В состав края входили: Дон, Кубань, Ставрополье, территории национальных округов и областей. К этому времени в аппарате прокуратуры края работало 5 человек: прокурор, 2 заместителя прокурора и 2 помощника прокурора. Всего в прокуратуре края работало 89 оперативных работников.
Примерно к этому периоду относится и организация прокуратуры на территории существовавшего тогда Донского округа с центром в г. Ростове-на-Дону. Донская окружная прокуратура, начавшая свою деятельность с 1925 г., находилась в непосредственном подчинении Северо-Кавказской краевой прокуратуры и располагалась в г. Ростове-на-Дону, в доме N 115 по ул. Ф. Энгельса.
Третьей сессией XII созыва ВЦИК 19 ноября 1926 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, в котором регламентировались также структура и функции краевых прокуратур.
Статья 141 данного Положения предусматривала, что в краевых административно-территориальных объединениях во главе прокуратуры стоит назначаемый и увольняемый прокурором Республики краевой прокурор. При краевом прокуроре состоят два заместителя, а также в числе, определенном штатами, его помощники, действующие как при Управлении краевой прокуратуры (эти помощники именовались камерными), так и на местах (именовались участковыми).
В силу ст. 144 данного Положения краевому прокурору, помимо выполнения подробно перечисленных в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922г. функций по надзору за соблюдением законности и борьбе с преступностью в пределах края, было вменено в обязанность: предъявление исков по гражданским делам во всех судебных учреждениях, в том числе и земельных комиссиях, если этого требовала охрана интересов трудящихся и государства, и участие в судебных заседаниях по этим делам; периодический созыв совещаний по борьбе с преступностью; осуществление всестороннего руководства и надзор за деятельностью всех подведомственных ему лиц прокурорского надзора и в соответствии с этим издание в необходимых случаях циркуляров, инструкций, приказов, распоряжений как общего характера, так и по отдельным вопросам.
В марте 1929 г. был ликвидирован Таганрогский округ и его территория присоединена к Донскому округу. Организации Донского округа, в том числе и Донская окружная прокуратура, были переведены в г. Таганрог, Таганрогская прокуратура присоединена к Донской окружной прокуратуре.
К этому времени относится появление Тезисов о работе Донской окружной прокуратуры Северо-Кавказского края. Согласно данному документу, наиболее продуктивно осуществлялась деятельность, связанная с общим надзором.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 29 июля 1929 г. ст. 144 Положения о судоустройстве РСФСР дополнялась тем, что краевому прокурору предоставлялось право: истребовать в порядке надзора уголовные и гражданские дела в любой стадии процесса и давать для областных прокуратур указания по названным делам; входить в областные исполнительные комитеты автономных областей с представлениями о пересмотре незаконных решений, принятых названными исполнительными комитетами или подведомственными им органами, и в случае несогласия областных исполнительных комитетов с названными представлениями ходатайствовать перед прокурором Республики об опротестовании в установленном порядке постановлений областных исполнительных комитетов; производить плановые ревизии областных прокуратур согласно планам, утвержденным прокурором Республики, а также производить внеплановые целевые ревизии их по особому каждый раз поручению прокурора Республики.
Основными вопросами, стоящими в центре внимания Донской прокуратуры, становятся:
«1) избирательная кампания в Советы (где могут быть неправильности применения избирательных законов местных органов власти);
2) борьба с бюрократизмом и волокитой, режим экономии;
3) основные отклонения по линии сельсоветов в области правовой защиты деревенской бедноты и батрачества;
4) законо-налоготворчество РИКов и сельсоветов».
Таким образом, центр тяжести работы органов Донской прокуратуры переносится в деревню. Выдвигается «задача укрепления революционной законности на селе», и, как следствие, появляются многочисленные протесты прокурора Донского округа.
В 1930 г. Донская окружная прокуратура прекратила свою деятельность в связи с ликвидацией Донского округа.
Постановлением Президиума ВЦИК от 10 октября 1930 г. была установлена следующая типовая структура аппарата краевой (областной) прокуратуры: группа общего надзора, группа по наблюдению за судебно-следственными органами, группа по наблюдению за местами заключения, группа по охране труда и производства, группа по наблюдению за органами ОГПУ.
В связи с разделением Северо-Кавказского края на два самостоятельных края: Северо-Кавказский с центром в г. Пятигорске и Азово-Черноморский с центром в г. Ростове-на-Дону, 10 января 1934 г. действовавшая здесь Северо-Кавказская краевая прокуратура была переименована в Азово-Черноморскую краевую прокуратуру, функции которой в пределах новых границ этого края оставались прежними.
В соответствии с решениями XVII съезда ВКП(б) и на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г. «Об организационных мероприятиях в области советского и хозяйственного строительства» Прокурор Союза ССР издал приказ N 76 от 25 марта 1934 г. о реорганизации существовавшей до этого структуры прокуратуры в центре и на местах путем ликвидации функциональных отделов и перестройки их по производственному или производственно-территориальному принципу.
Так, вместо существовавших к тому времени отделов общего надзора, судебного надзора и других в Прокуратуре СССР и применительно к этому в краевых и областных прокуратурах на местах были сформированы секторы: по делам промышленности; по делам сельского хозяйства; по делам торговли, кооперации и финансов; по делам административно-судебного и культурного строительства; по судебно-бытовым делам (рассмотрение заявлений и жалоб по судебно-бытовым делам, как уголовным, так и гражданским, с правом истребования дел, приостановления исполнения решений и приговоров, опротестования их в соответствующих инстанциях, проведения в судебных органах и контроля за их прохождением).
Постановлением СНК Союза ССР от 5 ноября 1936 г. в целях устранения организационных недостатков аппарата Прокуратуры СССР и улучшения ее работы, в центральном аппарате и на местах были ликвидированы промышленный, сельскохозяйственный отделы, отдел по делам торговли, кооперации и финансов, отдел наблюдения за социально-культурными учреждениями и отдел по бытовым делам. Вместо этих отделов организованы гражданско-судебный отдел, уголовно-судебный отдел, отдел общего надзора, следственный отдел, отдел по специальным делам, отдел по надзору за местами заключения, отдел кадров.
11 сентября 1937 г. вместо существовавшего до этого времени Азово-Черноморского края были образованы Краснодарский край с центром в г. Краснодаре и Ростовская область с центром в г. Ростове-на-Дону. В связи с этим была разделена и Азово-Черноморская прокуратура. В г. Ростове-на-Дону была образована прокуратура Ростовской области, находящаяся в непосредственном подчинении Прокуратуры СССР.
В 1954 г. Ростовская область была разделена на Ростовскую и Каменскую. В мае 1958 г. Каменская область была упразднена, и ее территория в границах 1937 г. вновь вошла в состав Ростовской области. В составе прокуратуры в то время работало 350 оперативных работников.
Большое значение в истории развития прокуратуры имел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» от 16 сентября 1943 г. Данным нормативным актом определялись порядок и условия присвоения классных чинов работникам органов прокуратуры.
Работники органов прокуратуры, удостоенные получения чина, состояли в нем пожизненно. Лишение чина могло иметь место только по приговору суда, объявленному приказом Прокурора СССР. Лишение чина 1 класса (Действительный государственный советник юстиции) могло быть произведено только Указом Президиума Верховного Совета СССР (ст. 18).
Указом утверждалась сравнительная таблица гражданских чинов прокурорско-следственных работников органов прокуратуры СССР с воинскими званиями.
Таким образом, присвоение классных чинов работникам органов прокуратуры впервые получило подробную правовую регламентацию, что обеспечило большую оперативность и гибкость в руководстве работой всех звеньев прокурорского надзора.
24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое является первым развернутым законодательным актом о прокурорском надзоре с четко обозначенной структурой, достаточно подробной проработкой различных правовых институтов. Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры наделялись дополнительными властными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере «общего надзора», в стадии производства дознания и предварительного следствия, надзоре за законностью деятельности исправительных учреждений.
Впервые в законодательстве о прокурорском надзоре выделялись самостоятельные главы по четырем отраслям, что обеспечивало более высокий уровень правовой регламентации. В главах IV—V Положения были изложены задачи и правомочия прокуроров, а также средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона применительно к каждой из закрепленных отраслей надзора, обязанности адресатов прокурорских обращений. В частности, ст. 15 Положения гласила: «В отношении должностных лиц или граждан, нарушивших закон, прокурор в зависимости от характера нарушения либо привлекает виновных к уголовной ответственности, либо принимает меры к привлечению нарушителя к административной или дисциплинарной ответственности. В необходимых случаях прокурор принимает меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона». В целом содержание и форма Положения 1955 г. явились прообразом ныне действующего законодательства о прокуратуре. Оно было принято за основу деятельности органов Донской прокуратуры.
Период 1959—1961 гг. отмечался ростом преступности. Прокуратура области, возглавляемая Сатаровым Александром Михайловичем, оперативно отреагировала на это: рост преступности начал снижаться (в 1962 г. было зарегистрировано 12 149 преступлений, что на 1,5% меньше, чем в 1961 г., в 1963 г. — 10 608, т. е. на 12,7% меньше, чем в 1962 г.). Были раскрыты такие «громкие» дела, как «дело Урушадзе» — начальника ОРСа, осужденного впоследствии за организацию хищений государственного имущества в крупных размерах к 12 годам лишения свободы; привлечены к уголовной ответственности заведующие базами, магазинами, ряд других должностных лиц.
Активизация следственной работы органов Донской прокуратуры приходится на период конца 60-х — начала 70-х гг.
В 1971 г. прокурором Ростовской области Шинкаревым Андреем Васильевичем сделано на собраниях трудящихся 203 сообщения по конкретным делам следователей прокуратуры, по делам следователей МВД — 162 сообщения, 33 сообщения — по делам, возбужденным органами дознания. Органами прокуратуры расследовано 2512 уголовных дел, из них направлено в суд с обвинительными заключениями и постановлениями о применении мер медицинского характера — 2 282, в том числе 82 направлено в суд повторно. Прокурором прекращено 16 дел из числа поступивших от следователей и органов дознания.
С принятием Закона СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР» законодательство о прокурорском надзоре было поднято на более высокий уровень.
С точки зрения структуры Закон в целом напоминает Положение о прокурорском надзоре, однако выгодно отличается от него большей степенью нормативной детализации ряда вопросов прокурорского надзора. Раздел I «Общие положения», раздел II «Система органов прокуратуры и их организация» вместе с разделом IV «Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры» могут рассматриваться как часть Общая законодательства о прокуратуре. Раздел III, образующие его статьи и главы можно условно назвать Особенной частью. В ней закрепляются вопросы прокурорского надзора в отдельных его отраслях: надзор за исполнением законов органами управления, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Основные направления прокурорского надзора, обозначенные в Законе, реализовались в деятельности Донской прокуратуры. Прокурором Ростовской области Перцевым Николаем Дмитриевичем (1971—1980 гг.) постоянно совершенствовались формы и методы руководства районными и городскими прокурорами, часто производились выезды на места с оказанием помощи в организации борьбы с преступностью и нарушениями законности. Систематически проводились проверки исполнения законов об охране социалистической собственности, а также законов, направленных на борьбу с выпуском недоброкачественной продукции. По результатам проверок информировались партийные органы, вносились предложения в исполкомы Советов депутатов трудящихся, руководителям предприятий и учреждений, виновные лица привлекались к ответственности.