приказ номер 156 мчс россии

Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (утратил силу)

Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156
«Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

ГАРАНТ:

Приказом МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 настоящий приказ признан утратившим силу с 4 марта 2018 г.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697; N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301; N 20, ст. 2435; N 51 (ч. III), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, 194; N 2, ст. 267), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2011 г.

Регистрационный N 20970

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Определено, как подразделения пожарной охраны тушат пожары.

Закреплены принципы, в соответствии с которыми определяется решающее направление действий.

Выделяются следующие этапы. Прием и обработка сообщения о пожаре. Выезд и следование к месту вызова. Его разведка. Аварийно-спасательные работы. Развертывание сил и средств. Ликвидация горения. Специальные работы. Сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

Установлен порядок действий на каждом из этапов.

К специальным работам относятся вскрытие и разборка конструкций; подъем на высоту (спуск с нее); организация связи; освещение места пожара; восстановление работоспособности технических средств.

Определен порядок управления силами и средствами на пожаре.

Закреплены полномочия участников тушения пожара.

Приведены формы необходимых документов.

Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2011 г.

Регистрационный N 20970

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 18 июля 2011 г. N 29

Приказом МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 настоящий приказ признан утратившим силу с 4 марта 2018 г.

Источник

Приказ МЧС России от 30.03.2016 N 156 (ред. от 08.12.2020) О внесении изменений в нормативные правовые акты МЧС России по вопросам денежного довольствия военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 30 марта 2016 г. N 156

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЧС РОССИИ ПО ВОПРОСАМ

ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ

ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ И СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

Внести изменения в нормативные правовые акты МЧС России по вопросам денежного довольствия военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы согласно приложению.

к приказу МЧС России

ВНОСИМЫЕ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЧС РОССИИ ПО ВОПРОСАМ

ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ

ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ И СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

2. В Порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденном приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 апреля 2013 г., регистрационный N 28208), с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 28.11.2013 N 764 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 марта 2014 г., регистрационный N 31587), от 11.02.2015 N 66 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 февраля 2015 г., регистрационный N 36260) и от 26.05.2015 N 261 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июня 2015 г., регистрационный N 37621):

1) абзац третий пункта 11 изложить в следующей редакции:

«В случае если денежное довольствие сотруднику выплачено в большем, чем следовало, размере, при выплате денежного довольствия за очередной месяц производится его перерасчет в соответствии с трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.»;

2) в подпункте «л» пункта 30 после слов «аварийно-спасательных работ» дополнить словами «по перечню, утверждаемому Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

«62. Сотрудникам, замещающим штатные должности, исполнение обязанностей по которым связано с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), и входящим в состав групп разминирования, за дни, в которые они выполняли указанные работы, выплачивается надбавка в следующих размерах:

Состояние взрывоопасного предмета

Размер надбавки за каждый день участия в работах (% от должностного оклада)

Первая степень опасности

Вторая степень опасности

Третья степень опасности

Взрывоопасные предметы, хранящиеся на арсеналах, базах и складах с истекшими гарантийными сроками хранения (неисправные, непригодные к применению или по другим причинам подлежащие уничтожению взрывным способом), за исключением кассетных боеприпасов со взрывчатым жидким веществом

Производство взрывотехнических или баллистических экспертиз, непосредственным выполнением указанных экспертиз или исследований, связанных с диагностикой, расснаряжением, уничтожением всех видов боеприпасов и самодельных взрывных устройств

При этом общий размер надбавки, выплачиваемой по итогам месяца, в котором сотрудник выполнял указанные работы, не может превышать 10 процентов должностного оклада.

Ежемесячная надбавка выплачивается за обнаружение и (или) обезвреживание (уничтожение) взрывоопасных предметов, к которым относятся любые боеприпасы, кроме боеприпасов, не содержащих взрывчатых, зажигательных, дымообразующих веществ, патронов к стрелковому оружию (за исключением патронов к стрелковому оружию калибра 12,7 и 14,5 мм с пулей типа «мгновенного действия зажигательная»), сигнальных мин, наземных сигнальных и осветительных средств и средств оповещения.

Конкретный размер надбавки от должностного оклада в процентах за каждый день участия в работах устанавливается в зависимости от состояния взрывоопасных предметов по трем степеням опасности, при хранении с истекшими сроками, а также при производстве взрывотехнических или баллистических экспертиз и исследований.

При проведении всех видов работ по обнаружению и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов учитывается как один взрывоопасный предмет:

одна штатная укупорка (целая, поврежденная или деформированная металлическая коробка);

фрагмент боеприпаса, содержащий взрывчатое вещество.

Перечень должностей сотрудников, исполнение обязанностей по которым связано с выполнением взрывотехнических работ, обнаружением, идентификацией, изъятием, обезвреживанием, уничтожением взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), применением взрывчатых материалов и средств взрывания, взрывных устройств и взрывоопасных объектов (предметов), утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководители групп разминирования на каждый обнаруженный, обезвреженный или уничтоженный взрывоопасный предмет (группу взрывоопасных предметов) составляют акт по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Надбавка подлежит выплате сотрудникам за месяцы, в которых они непосредственно выполняли работы по обнаружению и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов, по месту постоянной службы за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании приказа соответствующего руководителя (начальника).

64. В случае возникновения у сотрудника права на получение надбавки одновременно по нескольким основаниям размер надбавки суммируется, при этом суммарный размер надбавки, выплачиваемой сотруднику в месяц, не может превышать 100 процентов должностного оклада.

Надбавка, указанная в пунктах 56, 58, 60, 62 настоящего Порядка, выплачивается на основании приказа соответствующего руководителя (начальника), в котором указываются:

наименование мероприятия (работы), в котором (которой) участвовал сотрудник, и количество дней, подлежащих оплате;

персональный список сотрудников, непосредственно участвующих в мероприятиях (работах), с указанием места и временного периода их проведения.»;

4) пункт 99, пункт 100 и сноску «1» к нему изложить в следующей редакции:

«99. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.

100. Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха:

а) сотруднику, привлеченному к сверхурочной работе, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения сверхурочной работы, включая ночное время;

б) сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

5) в пункте 103 слово «Положения» заменить словом «Порядка»;

6) после раздела «Денежное довольствие слушателей, курсантов, адъюнктов, докторантов» главы «IV. Другие дополнительные выплаты» дополнить разделом следующего содержания:

«Выплата денежного довольствия за время профессионального

обучения или дополнительного профессионального образования

134. Сотрудникам, временно убывающим без освобождения от должности на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, за время обучения, а также за время в пути к месту учебы и обратно денежное довольствие, получаемое по основной должности, выплачивается в полном объеме, с учетом установленных по месту постоянной службы коэффициентов и процентных надбавок.

В случае увеличения окладов денежного содержания выплата денежного довольствия сотрудникам производится исходя из нового оклада денежного содержания с момента его установления.»;

8) дополнить приложением следующего содержания:

к Порядку обеспечения

денежным довольствием сотрудников

Звание, инициалы и фамилия исполнителя

Количество взрывоопасных предметов по степеням опасности (штук)

Примечание: Акт составляется в четырех экземплярах. Подчистки и исправления в акте не допускаются.».

Источник

Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 16 октября 2017 г. N 444

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БОЕВОГО УСТАВА

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ

В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «1», от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «2», от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» «3», подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «4», пунктом 36 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «1», подпунктом 17 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 «2», приказываю:

«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88, N 10, ст. 1407, N 18, ст. 2621, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, ст. 4360, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 15, ст. 2066, N 22, ст. 3089, N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069, N 27, ст. 3938, N 31, ст. 4765.

«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887.

«3» Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2003, N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 30, ст. 4447.

«4» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51, ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52, ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588; 2016, N 1, ст. 211, N 31, ст. 4987, N 39, ст. 5626; 2017, N 13, ст. 1913.

«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43, ст. 6042; N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928, N 21, ст. 3024.

«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст. 2649; 2010, N 1, ст. 116; 2011, N 26, ст. 3807; 2013, N 23, ст. 2910; 2014, N 21, ст. 2694; 2015, N 1, ст. 262; 2016, N 27, ст. 4500.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2011 г., регистрационный N 20970).

Источник

Приказ номер 156 мчс россии

приказ номер 156 мчс россии. Смотреть фото приказ номер 156 мчс россии. Смотреть картинку приказ номер 156 мчс россии. Картинка про приказ номер 156 мчс россии. Фото приказ номер 156 мчс россии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

приказ номер 156 мчс россии. Смотреть фото приказ номер 156 мчс россии. Смотреть картинку приказ номер 156 мчс россии. Картинка про приказ номер 156 мчс россии. Фото приказ номер 156 мчс россии

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

приказ номер 156 мчс россии. Смотреть фото приказ номер 156 мчс россии. Смотреть картинку приказ номер 156 мчс россии. Картинка про приказ номер 156 мчс россии. Фото приказ номер 156 мчс россииОбзор документа

Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (не вступил в силу)

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51 (3 ч.), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2011 г.

Регистрационный N 10970

Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны
(утв. приказом МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156)

I. Общие положения

1.3. Для выполнения основной задачи личным составом подразделений используются следующие средства:

пожарная и аварийно-спасательная техника, в том числе техника, приспособленная для целей тушения пожаров;

инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим;

системы и оборудование противопожарной защиты зданий и сооружений;

системы и устройства специальной связи и управления.

При определении решающего направления исходят из следующих основных принципов:

1.5. При тушении пожаров личный состав подразделений должен соблюдать требования законодательства Российской Федерации, связанного с тушением пожаров.

II. Действия по тушению пожаров

2.1. Действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными по возвращению сил и средств на место постоянного расположения.

Действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, включают в себя следующие этапы:

прием и обработку сообщения о пожаре (вызове);

выезд и следование к месту пожара (вызова);

разведку места пожара;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;

развертывание сил и средств;

сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

2.2. Разведка места пожара, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, развертывание сил и средств, ликвидация горения и специальные работы, по решению руководителя тушения пожара и при достаточности сил и средств на месте пожара, выполняются одновременно.

2.3. Ведение действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в организациях (объектах), имеющих документы предварительного планирования действий подразделений по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров: планы тушения пожаров, прогнозирующие обстановку и устанавливающие основные вопросы организации тушения развившегося пожара, и карточки тушения пожаров, содержащие основные данные об организации и путях эвакуации и позволяющие руководителю тушения пожара быстро и правильно организовать действия подразделений по спасанию людей, тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, осуществляются с учетом особенностей, определяемых этими документами.

Планы и карточки тушения пожаров разрабатываются в целях повышения готовности подразделений к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в организациях (объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации и предназначаются для:

обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации (объекте) при пожаре, планирования действий подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;

повышения уровня теоретической и практической подготовки личного состава подразделений и их органов управления к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

Прием и обработка сообщения о пожаре (вызове)

прием от заявителя информации о пожаре (вызове) и ее регистрация;

оценку полученной информации;

При поступлении сообщения о пожаре (вызове) на пульт диспетчера данная информация о пожаре (вызове) немедленно передается на пульт диспетчера подразделения, в районе выезда которого находится место пожара (вызова).

При получении информации о пожаре (вызове) диспетчером, в районе выезда которого находится место пожара (вызова), осуществляются следующие действия:

подача сигнала «ТРЕВОГА»;

обеспечение должностных лиц гарнизона пожарной охраны, определенных в соответствии с приложением к расписанию выездов, имеющейся оперативной информацией о пожаре и об объекте пожара.

2.5. При приеме информации от заявителя о пожаре диспетчер уточняет:

адрес пожара (место пожара);

наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;

особенности организации (объекта), на котором возник пожар;

сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение основной задачи.

2.6. Подача сигнала «ТРЕВОГА» осуществляется сразу после приема информации о пожаре (вызове).

2.7. Обработка вызова завершается за возможно короткое время и не задерживает выезд и следование дежурного караула или дежурной смены к месту пожара (вызова).

2.8. При наличии дополнительной информации и технической возможности данная информация о пожаре (вызове) оперативно передается диспетчером начальнику караула и другим должностным лицам гарнизона пожарной охраны, определенным в соответствии с приложением к расписанию выездов, по имеющимся каналам связи во время их следования к месту пожара (вызова).

Выезд и следование к месту пожара (вызова)

2.10. Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:

сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;

движением пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;

знанием особенностей района выезда.

2.11. Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

2.12. В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

2.13. При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова) другого пожара, начальник караула или должностное лицо подразделения, следующее к месту пожара (вызова) в качестве руководителя тушения пожара:

сообщает об обнаруженном пожаре диспетчеру;

поступает в зависимости от оперативной обстановки либо по указанию старшего должностного лица гарнизона пожарной охраны;

выделяет, в случае угрозы жизни людей на вновь обнаруженном пожаре, силы и средства на их спасание и тушение пожара.

Разведка места пожара

2.15. При проведении разведки устанавливаются:

наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) людей, а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

наличие и возможность вторичных проявлений ОФП, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

место и параметры пожара, а также возможные пути распространения огня;

наличие и возможность использования систем и средств противопожарной защиты организации (объекта);

местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

наличие электроустановок под напряжением, способы и целесообразность их отключения;

состояние и поведение строительных конструкций здания (сооружения), места их вскрытия и разборки;

достаточность сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;

возможные пути ввода сил и средств подразделений для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, и иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

При проведении разведки используется документация и сведения, представляемые должностными лицами организации (объекта), знающими его планировку, особенности технологических процессов производства, а также планы и карточки тушения пожаров.

2.17. При организации разведки руководитель тушения пожара:

определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, пожарный инструмент, оборудование и снаряжение, необходимые для разведки;

устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

2.18. Личный состав подразделений, ведущий разведку, обязан:

иметь при себе необходимые средства спасания, СИЗОД, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;

проводить работы по спасанию людей в случае возникновения угрозы для них;

соблюдать требования правил охраны труда и правил работы в СИЗОД;

принимать, в случае обнаружения очага пожара, необходимые меры по его тушению и защите имущества;

докладывать своевременно в установленном руководителем тушения пожара порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

При наличии явных признаков горения, разведка проводится с рукавной линией и присоединенным к ней перекрывным стволом, при этом насос автоцистерны заполняется водой для быстрой ее подачи в рабочую линию (при пожаре на этажах зданий создается резерв рукавных линий на горящем этаже для осуществления маневров со стволом).

Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожара

2.19. Спасание людей на пожаре проводится с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность людей, и мероприятий по предотвращению паники.

Спасание имущества на пожаре осуществляется по указанию руководителя тушения пожара в порядке важности и неотложности выполнения основной задачи.

2.20. Спасание людей организуется в первоочередном порядке и проводится если:

людям угрожают ОФП;

люди не могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на них ОФП;

имеется угроза распространения ОФП по путям эвакуации;

предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.

2.21. Последовательность и способы спасания людей определяются руководителем тушения пожара в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей.

2.22. Основными способами спасания людей и имущества являются:

перемещение их в безопасное место, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств;

защита их от воздействия ОФП и их вторичных проявлений, которая осуществляется в процессе перемещения людей в безопасное место, либо при невозможности осуществления такого перемещения с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;

вывода или выноса их из опасной зоны личным составом подразделений.

2.23. Подъем на высоту (спуск с высоты) организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава подразделения на высоту, допускается только после оповещения его об этом.

Подъем на высоту (спуск с высоты) осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания.

2.24. При спасании людей с верхних этажей зданий (сооружений) с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

автолестницы, автоподъемники и другие приспособленные для этих целей машины;

стационарные и ручные пожарные лестницы;

спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы, индивидуальные спасательные устройства и иные средства спасания);

средства защиты органов дыхания;

аварийно-спасательное оборудование и устройства;

2.25. Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасности действий по тушению пожаров и проведению АСР.

При выполнении защитных мероприятий отключаются (включаются), заблокируются, а, по решению руководителя тушения пожара, разрушаются оборудование, механизмы, технологические аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектовый транспорт и иные источники повышенной опасности на месте пожара.

2.26. Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб организации (объекта) или населенного пункта самостоятельно или по указанию руководителя тушения пожара.

Электропровода и иные токопроводящие элементы, находящиеся под напряжением до 0,38 кВ включительно, отключаются (обесточиваются) личным составом подразделений по указанию руководителя тушения пожара в случаях, если они:

опасны для людей и участников тушения пожара и проведения АСР;

создают опасность возникновения новых очагов пожара;

препятствуют выполнению основной задачи.

Отключение осуществляется личным составом подразделений, допущенным к обесточиванию находящихся под напряжением установок и имеющим допуск по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок не ниже II группы, с соблюдением требований правил охраны труда и техники безопасности, а также с учетом особенностей технологического процесса.

2.27. Вскрытие и разборка строительных конструкций здания (сооружения), транспорта, технологических установок и иного оборудования проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения необходимых сил и средств подразделений, а также с учетом несущих способностей этих конструкций.

2.28. При спасании людей им, в случае угрозы их жизни и здоровью, оказывается первая помощь.

2.29. Спасание людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств подразделений проводится одновременно с действиями по тушению пожара.

Если сил и средств подразделений недостаточно, то они используются в первую очередь для спасания людей, при этом действия по тушению пожара не ведутся или приостанавливаются.

2.30. Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей, при отсутствии нуждающихся в спасении.

Развертывание сил и средств

подготовку к развертыванию;

Развертывание от первого, прибывшего на место пожара (вызова) основного пожарного автомобиля, с установкой или без установки на водоисточник, осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

2.32. Подготовка к развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту пожара (вызова). При этом выполняются следующие действия:

установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние;

открепление необходимого пожарного инструмента и оборудования; присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса.

2.33. Предварительное развертывание на месте пожара (вызова) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация действий по тушению пожара и проведению АСР, или получено указание руководителя тушения пожара.

При предварительном развертывании:

выполняются действия, предусмотренные пунктом 2.32 настоящего Порядка;

прокладываются магистральные рукавные линии;

устанавливаются разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другие необходимые пожарные инструменты и оборудование.

2.34. Полное развертывание на месте пожара (вызова) проводят по указанию руководителя тушения пожара, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном развертывании:

выполняются действия, предусмотренные пунктами 2.32-2.33 настоящего Порядка;

заполняются огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

2.35. При прокладке рукавных линий:

выбираются удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая пути эвакуации людей и имущества;

обеспечиваются их сохранность и защита от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;

устанавливаются разветвления вне проезжей части дорог;

создается запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении.

2.36. Для обеспечения безопасности участников тушения пожара и проведения АСР, возможности маневра прибывающей пожарной техники и установки резервной пожарной техники проводятся действия по ограничению доступа посторонних лиц к месту пожара, движения транспорта на прилегающей к нему территории, в том числе принудительного его перемещения с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

2.37. При тушении пожаров по повышенным номерам вызова, в случае, когда техники стоящей в боевом расчете для тушения пожара и проведения АСР недостаточно, руководитель тушения пожара принимает решение о привлечении техники опорных пунктов тушения пожаров гарнизонов пожарной охраны.

Ликвидация горения

охлаждение зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючего;

разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;

изоляция горючего от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами и (или) иными средствами;

химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.

2.39. Выбор подаваемого огнетушащего вещества определяется физико-химическими свойствами горючего, поставленной основной задачей, применяемым способом прекращения горения.

2.40. Количество и расход подаваемых огнетушащих веществ, необходимых для выполнения основной задачи, обуславливаются особенностями развития пожара и организации его тушения и проведения АСР, тактическими возможностями подразделений, тактико-техническими характеристиками используемой пожарной техники.

2.41. Если огнетушащих веществ для успешного выполнения основной задачи недостаточно, организуется их доставка к месту пожара, в том числе посредством перекачки, подвоза на пожарных автомобилях и приспособленной для тушения пожаров технике, использования способов и приемов транспортировки огнетушащих веществ.

2.42. При подаче огнетушащих веществ, в первую очередь, используются имеющиеся стационарные установки и системы тушения пожаров.

При работе с ручными пожарными стволами:

осуществляется первоочередная подача огнетушащих веществ на решающем направлении;

обеспечивается подача огнетушащего вещества непосредственно в очаг пожара с соблюдением требований правил охраны труда и техники безопасности;

охлаждаются материалы, конструкции, оборудование для предотвращения обрушений (деформации) и (или) ограничения развития горения;

не прекращается подача огнетушащих веществ и не оставляется позиция ствольщика без разрешения руководителя тушения пожара (начальника участка (сектора) тушения пожара, начальника своего подразделения или караула);

при использовании комбинированного применения способов прекращения горения учитываются физико-химические свойства огнетушащих веществ и условия их совместного применения.

2.43. Для создания необходимых условий подачи огнетушащих веществ используется имеющееся инженерное оборудование, коммуникации зданий (сооружений) и проводятся специальные работы, в том числе по вскрытию и разборке конструкций.

2.44. Подачу электропроводящих огнетушащих веществ в места нахождения электроустановок под напряжением 0,38 кВ и выше осуществляют после отключения электрооборудования представителем энергослужбы населенного пункта, организации (объекта) и получения соответствующего допуска от уполномоченного должностного лица, а также устройства заземления пожарных стволов и насоса пожарного автомобиля с проверкой сопротивления.

2.45. После окончания действий сил и средств подразделений по ликвидации пожара начальником караула или дежурной смены подразделения, в районе выезда которого произошел пожар, составляется акт о пожаре, рекомендуемый образец которого указан в приложении N 2.

Специальные работы

К специальным работам относятся:

вскрытие и разборка конструкций;

подъем (спуск) на высоту;

освещение места пожара (вызова);

восстановление работоспособности технических средств.

2.47. Вскрытие и разборка конструкций здания (сооружения) проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения сил и средств подразделений, необходимых для тушения этих очагов.

2.48. Подъем (спуск) на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств подразделений, пожарного инструмента и оборудования, подачи огнетушащих веществ.

Подъем (спуск) на высоту осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания, перечисленных в пункте 2.24 настоящего Порядка.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава подразделений на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава

2.49. Организация связи осуществляется для обеспечения управления силами и средствами подразделений, их взаимодействия на месте пожара (вызова).

Организация связи включает в себя определение руководителем тушения пожара используемых схем связи, подготовку для их реализации средств связи, постановку задач перед личным составом, осуществляющим эти функции.

При использовании средств связи обеспечивается соблюдение установленных правил передачи информации, в том числе правил радиообмена.

2.50. Освещение места пожара (вызова) осуществляется по указанию руководителя тушения пожара в условиях недостаточной видимости, в том числе при сильном задымлении.

Для освещения места пожара (вызова) используются имеющиеся на вооружении подразделений осветительное оборудование специальных пожарных автомобилей, а также другие штатные средства, предназначенные для этих целей.

На месте пожара (вызова) по указанию руководителя тушением пожара и при их наличии дополнительно применяются осветительные средства организаций (объектов).

Сбор и возвращение к месту постоянного расположения

2.53. Перед возвращением проводятся следующие мероприятия:

проверка наличия личного состава подразделения, принимавшего участие в тушении пожара и проведении АСР;

сбор и проверка комплектности пожарного инструмента и оборудования;

размещение и крепление пожарного инструмента и оборудования на пожарных автомобилях;

закрытие крышек колодцев пожарных гидрантов, открытых личным составом подразделений во время тушения пожара и проведения АСР.

2.54. О завершении сбора сил и средств подразделения на месте пожара и их готовности к возвращению начальник караула, командир отделения докладывает руководителю тушения пожара, после чего руководитель тушения пожара о готовности к возвращению сообщает диспетчеру. Возвращение осуществляется только после указания руководителя тушения пожара.

2.55. Возвращение проводится с заправленными водой автоцистернами, по кратчайшему маршруту, при поддержании постоянной связи с диспетчером.

III. Управление силами и средствами на пожаре

3.1. Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:

установление компетенции должностных лиц оперативного штаба пожаротушения и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач;

планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации тушения пожара и проведения АСР;

постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки на пожаре;

осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств подразделений для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности тушения пожара и проведения АСР.

3.2. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (прошедшим соответствующее обучение и допущенным в установленном порядке к руководству тушением пожара).

Руководитель тушения пожара на принципах единоначалия управляет личным составом подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР, а также привлеченными к тушению пожара и проведению АСР силами и средствами.

3.3. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР.

Никто не вмешивается в действия руководителя тушения пожара или отменяет его распоряжения при тушении пожара и проведении АСР.

3.4. Руководителем тушения пожара является:

3.5. Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

3.6. Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся руководителем тушения пожара, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей руководителя тушения пожара, принимает решение о покидании им места пожара, назначив руководителем тушения пожара другое оперативное должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру гарнизона пожарной охраны и делается запись в соответствующих документах оперативного штаба пожаротушения.

3.7. Руководитель тушения пожара в зависимости от обстановки на пожаре принимает решения:

о создании оперативного штаба пожаротушения;

об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредотачиваются силы и средства подразделений, объединенные поставленной задачей и единым руководством, и создании на них участков тушения пожара и секторов тушения пожара.

3.8. Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:

привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделений по повышенному номеру (рангу) пожара;

организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;

необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара и проведению АСР.

3.9. Работой оперативного штаба пожаротушения руководит его начальник, который одновременно является заместителем руководителя тушения пожара.

В состав оперативного штаба пожаротушения по решению руководителя тушения пожара входят: заместитель начальника оперативного штаба пожаротушения, помощники начальника оперативного штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС, ответственный за охрану труда, представители администрации организации и другие лица по усмотрению руководителя тушения пожара.

3.10. Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации руководителю тушения пожара и диспетчеру;

определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для руководителя тушения пожара;

обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведению АСР;

ведение документации, рекомендуемые образцы которой указаны в приложениях NN 3, 4 и 5;

составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений на различных этапах тушения пожара и проведения АСР;

создание на пожаре резерва сил и средств подразделений;

обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;

обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава подразделений на пожаре;

реализация мер по поддержанию готовности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;

организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов).

3.11. Оперативный штаб пожаротушения располагается в месте, определяемом руководителем тушения пожара, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:

3.12. Руководитель тушения пожара, начальник оперативного штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник участка тушения пожара, начальник сектора тушения пожара и связной имеют нарукавные повязки, рекомендуемый образец которой указан в приложении N 6.

Участки (секторы) тушения пожара

Руководитель тушения пожара

обеспечивает управление действиями подразделений на пожаре непосредственно или через оперативный штаб пожаротушения;

устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия подразделений по тушению пожара и проведению АСР, порядок и особенности указанных действий;

проводит разведку пожара, определяет его номер (ранг), привлекает силы и средства подразделений в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимает решения о спасании людей и имущества при пожаре, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определяет решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;

производит расстановку прибывающих сил и средств подразделений с учетом выбранного решающего направления, обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

принимает решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб гарнизона пожарной охраны;

организовывает связь на пожаре, докладывает диспетчеру об изменениях оперативной обстановки и принятых решениях;

сообщает диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;

докладывает старшему должностному лицу гарнизона пожарной охраны об обстановке на пожаре и принятых решениях;

обеспечивает выполнение правил охраны труда и техники безопасности личным составом подразделений, участвующим в тушении пожара и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожара и проведению АСР сил, доводит до них информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;

обеспечивает взаимодействие со службами жизнеобеспечения, привлекаемыми к тушению пожара и проведению АСР;

принимает решение о принятии мер по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки в очаге пожара и на объекте пожара для установления причины пожара;

принимает меры по охране мест тушения пожара и ведения АСР до времени их окончания;

составляет акт о пожаре;

выполняет обязанности, возлагаемые настоящим Порядком на оперативный штаб пожаротушения, если указанный штаб на пожаре не создается;

предусматривает при тушении затяжных пожаров резерв сил и средств для обеспечения успешного тушения возможного другого пожара.

3.16. РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам гарнизона пожарной охраны, руководителям предприятий, органов власти и гражданам в пределах границ территории, на которой ведутся действия по тушению пожара и проведению АСР;

назначать оперативных должностных лиц на пожаре;

освобождать от выполнения обязанностей оперативных должностных лиц на пожаре;

получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от администрации организаций (объектов) и служб жизнеобеспечения;

принимать решения по созданию оперативного штаба пожаротушения, УТП (СТП);

принимать решения по привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара и проведение АСР, а также по изменению мест их расстановки;

определять порядок убытия с места пожара подразделений, а также привлеченных сил и средств.

Начальник оперативного штаба пожаротушения

3.18. НШ руководит работой оперативного штаба пожаротушения, обеспечивая выполнение задач, предусмотренных пунктом 3.10. настоящего Порядка, в том числе:

готовит и своевременно доводит до РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара и проведения АСР, информации диспетчера и других сведений, предложения по организации тушения пожара и проведении АСР, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;

организовывает доведение указаний РТП до соответствующих участников тушения пожара и проведения АСР, обеспечивает их регистрацию и контроль исполнения, ведение регламентных документов оперативного штаба пожаротушения;

организовывает расстановку сил и средств подразделений;

докладывает РТП и сообщает диспетчеру оперативную информацию об обстановке на пожаре;

организовывает взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями.

3.19. НШ имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, должностным лицам служб жизнеобеспечения населения, организации (объекта), на территории которых осуществляются действия по тушению пожара и проведения АСР, а также другим должностным лицам, прибывшим на место пожара;

отдавать от лица РТП указания участникам тушения пожара и проведения АСР, с последующим обязательным докладом о них РТП;

требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населения, организаций (объектов), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;

отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятность обрушения конструкций, взрыва и других изменений обстановки на пожаре, требующих принятия безотлагательных решений).

Начальник тыла

3.21. НТ организовывает работу тыла на пожаре, в том числе:

проводит разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;

сосредоточивает резерв сил и средств, необходимый для тушения пожара и проведения АСР;

обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ, в том числе организовывает доставку к месту пожара специальных огнетушащих веществ и материалов;

принимает меры к обеспечению личного состава подразделений защитной одеждой и средствами защиты;

организовывает своевременное обеспечение пожарной, аварийно-спасательной техники, а также техники, приспособленной для целей тушения пожаров и проведения АСР, горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами;

контролирует исполнение работ по защите рукавных линий;

принимает меры по восстановлению, в случае выхода из строя, работоспособности пожарной техники, пожарного инструмента и оборудования;

обеспечивает ведение соответствующей документации.

3.22. НТ имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, задействованным в работе тыла;

требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, организации (объекта), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний оперативного штаба пожаротушения и собственных указаний;

давать предложения РТП и оперативному штабу пожаротушения о необходимости создания резерва сил и средств для тушения пожара и проведения АСР;

отдавать с согласия РТП (НШ) указания диспетчеру о доставке к месту пожара необходимых материально-технических ресурсов.

Начальник УТП (СТП)

3.23. Начальник УТП (СТП) непосредственно подчиняется РТП, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем УТП (СТП) и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП. Начальнику УТП (СТП) подчинены назначенные ему РТП участники тушения пожара и проведения АСР.

3.24. Начальник УТП (СТП):

проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП;

обеспечивает спасание людей и эвакуацию имущества на УТП (СТП) и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории УТП (СТП);

проводит расстановку сил и средств подразделений;

обеспечивает подачу огнетушащих веществ на позиции;

запрашивает, в случае ухудшения обстановки на УТП (СТП), дополнительные силы и средства подразделений для решения поставленных задач;

организовывает на УТП (СТП) работу звеньев ГДЗС;

обеспечивает выполнение правил охраны труда, доводит до участников тушения пожара и проведения АСР информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

принимает меры к сохранению обнаруженных на УТП (СТП) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;

докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач, предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.

3.25. Начальник УТП (СТП) имеет право:

отдавать, в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР;

получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от РТП, оперативного штаба пожаротушения, администрации организации (объекта) и служб жизнеобеспечения;

определять порядок убытия с УТП (СТП) подразделений, привлеченных сил и средств.

IV. Полномочия участников тушения пожара

4.2. Участники тушения пожара:

выполняют требования настоящего Порядка, а также действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации, правилам охраны труда;

обеспечивают эффективную, бесперебойную работу закрепленной пожарной и аварийно-спасательной техники, а также техники, приспособленной для целей тушения пожаров и проведения АСР, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования, следят за их сохранностью, принимают меры по выявлению и устранению неисправностей;

следят за изменениями обстановки на месте пожара, подаваемыми командами и сигналами, на основании подаваемых команд и сигналов вносят коррективы в собственные действия, с последующим докладом непосредственному руководителю;

поддерживают связь при тушении пожара и проведении АСР;

соблюдают правила охраны труда;

выполняют действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка;

препятствуют развитию пожара и обеспечивают его ликвидацию;

эвакуируют с места пожара людей и имущество;

проявляют взаимовыручку и оказывают первую помощь пострадавшим.

4.3. Участники тушения пожара выполняют обязанности по следующим основным специализациям:

начальник аварийно-спасательного расчета;

начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;

постовой на посту безопасности ГДЗС;

командир звена ГДЗС;

4.4. Оперативный дежурный выполняет на пожаре функции РТП.

В случае, когда функции по руководству тушением пожара передаются старшему по должности должностному лицу, оперативный дежурный докладывает ему информацию об обстановке на пожаре и поступает в его распоряжение.

4.5. Начальник караула возглавляет караул.

По прибытии к месту пожара (вызова) начальник караула организует тушение пожара и проведение АСР в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

В случае, когда тушением пожара и проведением АСР руководит лицо старшее по должности, начальник караула докладывает ему о прибытии и поступает в его распоряжение.

Начальник караула руководит личным составом караула при тушении пожара и проведении АСР, в том числе:

обеспечивает взаимодействие отделений караула, а также караула и других подразделений, прибывших к месту пожара (вызова);

ставит задачи личному составу караула;

обеспечивает правильное и точное выполнение личным составом караула команд и сигналов;

контролирует соблюдение личным составом караула правил охраны труда;

контролирует работу личного состава караула на специальной пожарной (аварийно-спасательной) технике, с пожарным инструментом и оборудованием, а также с аварийно-спасательным оборудованием;

поддерживает связь со старшим должностным лицом гарнизона пожарной охраны на пожаре, своевременно докладывает ему об изменениях обстановки.

4.6. Командир отделения возглавляет расчет на пожарном автомобиле или иной мобильной технике.

При прибытии к месту пожара (вызова) в составе караула командир отделения выполняет задачи, поставленные ему начальником этого караула, в том числе:

руководит действиями подчиненного личного состава пожарного расчета;

указывает личному составу пожарного расчета водоисточник, направление и способы прокладки рукавных линий, место установки разветвления, количество и виды стволов, позиции ствольщиков, места установки пожарных лестниц;

обеспечивает правильное и точное выполнение личным составом пожарного расчета указаний должностных лиц на пожаре;

контролирует соблюдение личным составом пожарного расчета правил охраны труда при выполнении поставленных задач;

поддерживает связь с начальником караула;

обеспечивает работу закрепленного пожарного автомобиля;

проверяет наличие личного состава, табельного пожарного инструмента и оборудования, а также аварийно-спасательного оборудования при завершении сбора сил и средств после ликвидации пожара, и докладывает начальнику караула или иному старшему должностному лицу о готовности пожарного расчета к возвращению на место постоянного расположения подразделения;

организует по прибытии на место пожара (вызова) самостоятельно в составе пожарного расчета тушение пожара и проведение АСР в соответствии с требованиями настоящего Порядка. В случае, когда руководство тушением пожара возглавляет лицо старшее по должности, командир отделения докладывает ему о прибытии и поступает в его распоряжение.

4.7. Начальник аварийно-спасательного расчета возглавляет тактическое подразделение на аварийно-спасательном автомобиле или иной мобильной технике, оснащенной аварийно-спасательным оборудованием, способное самостоятельно решать отдельные задачи по проведению АСР.

При прибытии к месту пожара (вызова) начальник аварийно-спасательного расчета выполняет задачи, поставленные ему на месте тушения пожара РТП, в том числе:

руководит действиями подчиненного личного состава;

указывает личному составу аварийно-спасательного расчета способы и технические средства спасания людей, животных, материальных ценностей, направление и способы прокладки рукавных линий, электрических кабелей, места установки аварийно-спасательного оборудования, его количество и виды;

обеспечивает правильное и точное выполнение личным составом аварийно-спасательного расчета указаний должностных лиц на пожаре;

контролирует соблюдение личным составом аварийно-спасательного расчета правил охраны труда при выполнении поставленных задач;

поддерживает связь с РТП;

обеспечивает работу закрепленного аварийно-спасательного автомобиля и аварийно-спасательного оборудования;

проверяет наличие личного состава и аварийно-спасательного оборудования при завершении сбора сил и средств после ликвидации пожара и докладывает РТП о готовности аварийно-спасательного расчета к возвращению на место постоянного расположения подразделения;

по прибытию на пожар самостоятельно, в составе аварийно-спасательного расчета, докладывает РТП о прибытии и поступает в его распоряжение.

Начальник КПП ГДЗС:

определяет место организации, состав КПП ГДЗС и обеспечивает его работу;

обеспечивает возможность проведения проверок СИЗОД, в том числе посредством организации контрольных постов ГДЗС;

привлекает медицинский персонал для контроля за работой личного состава в СИЗОД;

обеспечивает готовность звеньев ГДЗС к работе в непригодной для дыхания среде и учет их работы;

организовывает работу и осуществляет проверки постов безопасности;

ведет необходимую служебную документацию.

4.9. Постовой на посту безопасности ГДЗС организует работу поста безопасности ГДЗС для контроля за работой звена ГДЗС.

Постовой на посту безопасности ГДЗС непосредственно подчиняется РТП, (начальнику УТП (СТП), начальнику КПП).

Постовой на посту безопасности ГДЗС:

обеспечивает порядок допуска звена ГДЗС к выполнению поставленных задач в непригодной для дыхания среде;

постоянно информирует командира звена ГДЗС об обстановке, указаниях РТП, о времени пребывания звена ГДЗС в непригодной для дыхания среде и ожидаемом времени возвращения;

ведет учет времени работы звена ГДЗС;

информирует должностных лиц о сведениях, полученных от звена ГДЗС;

ведет служебную документацию поста безопасности.

4.10. Командир звена ГДЗС возглавляет звено ГДЗС при работе в непригодной для дыхания среде.

Командир звена ГДЗС:

обеспечивает выполнение звеном ГДЗС поставленной задачи;

оказывает помощь людям в случаях угрозы их жизни и здоровью;

обеспечивает выполнение правил работы в СИЗОД;

поддерживает постоянную связь с постом безопасности, докладывает РТП или начальнику УТП об обстановке и действиях звена ГДЗС;

контролирует оснащение звена ГДЗС средствами связи и освещения, необходимым пожарным инструментом и оборудованием, аварийно-спасательным оборудованием, средствами спасания.

4.11. Газодымозащитник выполняет поставленную задачу в непригодной для дыхания среде в составе звена ГДЗС.

Газодымозащитник подчиняется командиру звена ГДЗС.

соблюдает правила работы в СИЗОД;

беспрекословно выполняет указания командира звена ГДЗС;

докладывает командиру звена ГДЗС о людях, нуждающихся в помощи, об обнаруженных неисправностях своего СИЗОД, ухудшении самочувствия и иных обстоятельствах, которые могут повлиять на результат выполнения поставленной задачи.

4.13. Связной осуществляет передачу информации между должностными лицами на пожаре. Связной назначается РТП, НШ, начальником УТП (СТП).

передает своевременно достоверную информацию;

докладывает соответствующему должностному лицу об исполнении полученных указаний;

выполняет правила ведения связи;

ведет учет передаваемой (получаемой) информации.

Водитель подчиняется начальнику пожарного (аварийно-спасательного) расчета (отделения), а также начальнику караула, если иное не установлено РТП.

устанавливает автомобиль на указанную позицию с учетом требований настоящего Порядка;

обеспечивает возможность вывода автомобиля в безопасное место в случае осложнения обстановки на пожаре;

обеспечивает эффективную и бесперебойную работу узлов и агрегатов автомобиля, постоянно следит за обстановкой на месте пожара;

контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения;

выполняет техническое обслуживание закрепленного автомобиля;

работает, по решению начальника пожарного (аварийно-спасательного) расчета (отделения), начальника караула на штатной радиостанции автомобиля.

4.15. Пожарный непосредственно осуществляет работы по тушению пожара и проведению АСР.

Пожарный подчиняется командиру отделения, начальнику караула, начальнику УТП.

Приложение N 1
к Порядку тушения пожаров
подразделениями пожарной охраны
(рекомендуемый образец)

Путевка для выезда на пожар (вызов)

для выезда караула (отделения)___________________________________________

1. Место выезда (пожара), адрес__________________________________________

2. Что горит_____________________________________________________________

3. Время получения извещения______________час.________________мин.

4. Фамилия и N телефона заявителя________________________________________

(подпись дежурного диспетчера (радиотелефониста)

Примечание: Отсутствие сведений о том, что горит, и данных о заявителе не может задержать выезд караула на пожар.

Приложение N 2
к Порядку тушения пожаров
подразделениями пожарной охраны
(рекомендуемый образец)

(составляется не менее чем в 2 экз.)

(должность, звание, фамилия, имя, отчество)

составил настоящий акт о пожаре, происшедшем «___»_________20___г.

Время обнаружения пожара________час._______мин.

Кто обнаружил пожар и каким способом сообщил о нем в пожарную охрану

Дата________и время поступления сообщения о пожаре____час.____мин.

Время прибытия 1-го подразделения пожарной охраны_____час.____мин.

Дата_______и время локализации пожара в____час.___мин.

Дата_______и время ликвидации пожара в_____час.___мин.

Обстановка к моменту прибытия подразделений пожарной охраны

(площадь пожара, пути и скорость его распространения, угроза людям

животным, опасность обрушений и взрывов, действия населения)

Силы и средства, применявшиеся при тушении пожара:

Подразделения пожарной охраны и другие участники тушения пожара__________

Количество основных и специальных отделений _____________________________

Количество отделений ГДЗС________________________________________________

Число участников тушения_________________________________________________

Тип, количество и принадлежность пожарной техники________________________

Количество и вид поданных стволов: Л, РС-70,РС-50, ГПС, Пурга, СВП

Наличие и срабатывание установок пожарной автоматики_____________________

Огнетушащие вещества, применявшиеся при тушении пожара___________________

Виды водоисточников, использованных при тушении пожара___________________

Погибло людей: всего________, в т.ч. детей______, работников ПО__________

Сведения о погибших______________________________________________________

Получили травмы: всего______в т.ч. детей______, работников ПО____________

Сведения о травмированных _______________________________________________

Уничтожено (повреждено) пожаром:

строений__/__ед., жилых квартир__/__ед.,

комнат____/____ед.; техники ___/_____ед.;

погибло с/х животных_____________________________________________________

Условия, способствовавшие развитию пожара________________________________

людей____________чел., техники_______________ед., голов скота____________

Акт о пожаре направлен в ________________________________________________

Особые замечания, в том числе информация о страховании объекта___________

Подпись лица, составившего акт:__________________________________________

Экземпляры акта получили: __________________________

Приложение N 3
к Порядку тушения пожаров
подразделениями пожарной охраны
(рекомендуемый образец)

Силы и средства тушения пожара

Подразделения пожарной охраны, взаимодействующие службыВремя прибытияЧисленность расчетаОсновная задача. Время полученияУчасток тушения пожара NВремя введения первого стволаВремя убытия с места пожара
1234567

Приложение N 4
к Порядку тушения пожаров
подразделениями пожарной охраны
(рекомендуемый образец)

Участки (секторы) тушения пожара

НомерНачальникОсновная задачаКоличествоСтволы
личного составаотделенийзвеньев ГДЗСРС-50РС-70ЛГПС, ПургаСВП
12345

Приложение N 5
к Порядку тушения пожаров
подразделениями пожарной охраны
(рекомендуемый образец)

Распоряжения и информация по тушению пожара

Приложение N 6
к Порядку тушения пожаров
подразделениями пожарной охраны
(рекомендуемый образец)

Описание
нарукавной повязки для руководителя тушения пожара, начальника оперативного штаба пожаротушения, начальника тыла, начальника участка тушения пожара, начальника сектора тушения пожара, связного

См. графический объект

«Схема нанесения надписи»

Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2011 г.

Регистрационный N 10970

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Определено, как подразделения пожарной охраны тушат пожары.

Закреплены принципы, в соответствии с которыми определяется решающее направление действий.

Выделяются следующие этапы. Прием и обработка сообщения о пожаре. Выезд и следование к месту вызова. Его разведка. Аварийно-спасательные работы. Развертывание сил и средств. Ликвидация горения. Специальные работы. Сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

Установлен порядок действий на каждом из этапов.

К специальным работам относятся вскрытие и разборка конструкций; подъем на высоту (спуск с нее); организация связи; освещение места пожара; восстановление работоспособности технических средств.

Определен порядок управления силами и средствами на пожаре.

Закреплены полномочия участников тушения пожара.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *