приемы мнемотехники для запоминания номеров
Мнемотехники по запоминанию цифр. Основные методы
Вы хотите запоминать телефонные номера с первого раза, как их услышите? Думаете, как хорошо было бы вбивать номер своей банковской карты во время онлайн-покупок, никуда не подсматривая? Мечтаете без проблем запоминать номера автобусов, страниц, почтовые индексы? Все это возможно, если подобрать для себя подходящую мнемотехнику по запоминанию чисел и цифр и как следует потренироваться в ее применении.
Существует несколько приемов, как запоминать цифры быстро и без особых усилий. При этом многие способы строятся на преобразования цифр в слова или образы — запоминать конкретные (предметные) образы значительно проще, чем цифры. Мнемотехники такого рода можно разделить на несколько подвидов.
Цифры — образы
Один из самых простых приемов, как научиться быстро запоминать числа, — просто закрепить за каждой цифрой образ и для запоминания последовательности цифр связывать эти образы между собой последствием некоей цепочки действий. Связанный рассказ и образы запомнить намного проще, чем сухую последовательность цифр. Соответственно, при воспроизводстве, например, телефонного номера, вы вспоминаете свой рассказ и разворачиваете цепочку наоборот – от образов к цифрам.
Есть несколько мнемотехник, как выстаивать подобные ассоциации. Некоторым проще ориентироваться на внешнюю схожесть цифр и предметов. Например, один может быть жирафом, подъемным краном, стелой, маяком… Двойка — лебедь, лекало, ноль — сушка-челнок, зеркало. Таким образом, 20 — это может быть лебедь, смотрящийся в зеркало. 120 — сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало. Сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало, увидел матрешку — 1208.
Другая вариация этого метода — ассоциации с «содержимым» той или иной цифры, а не с ее внешним видом. Например, 2 — это палочки для суши (потому что их две), 7 — это радуга, 0 — фантик от конфеты (сама конфета уже съедена, остался только фантик). Тогда 27 — это палочки для суши, воткнутые в радугу. 270 — палочки от суши, которыми кто-то пытается положить на радугу фантик.
Цифры — слова
Основа этого метода быстрого запоминания чисел — присвоение каждой цифре буквенного эквивалента. Он может быть связан с формой (о — 0, з — 3), быть первой буквой названия цифры — (н — 0, т — 3), быть связанным с какой-либо вашей ассоциацией (5 — о, потому что пятерки получают только отличники) или быть смесью этих методов. Главное — запомните десять букв для десяти цифр. И тогда при запоминании вам надо будет придумать слова, которые начинаются с нужных букв.
Далее вы просто придумываете предложение, где каждое слово начинается с нужной буквы (по аналогии с «Каждый охотник желает знать…»). Аналогичный принцип используется во фразах-запоминалках – приеме, который позволяет запоминать последовательность. Что касается чисел, то можно несколько усложнить задачу и для двузначных цифр взять слова, где первая и вторая или первая и третья буквы кодируют цифру. Если вспомнить примеры, с которых мы начинали описание метода, то 30 — это «зонт» или «тон». Здесь главное не запутаться, какое слово какими буквами и за какое число отвечает.
Еще один интересный метод — подбор слов, где количество букв совпадает с цифрой, которую нужно запомнить. Например, это предложение поможет запомнить число 830795 («например» — 8 букв, «это» — 3 буквы и т.д., для обозначения нуля используется слово, в котором больше 10 букв). Данный метод требует определенного времени, так как вам надо будет подобрать слова на нужное количество букв и составить из них предложение. С другой стороны, он проще тем, что вам не придется запоминать какие-либо образы — только собственно предложение.
Числа — числа
Не все мнемотехники по запоминанию чисел базируются исключительно на преображении цифр в слова. Также можно использовать ассоциации и связи с хорошо знакомыми вам числами. Например, число 2302 легко превращается в 23 февраля. 8 сентября можно запомнить по связи — ровно через неделю посла начала учебного года или через полгода после 8 Марта. Также можно использовать номера автобусов и трамваев, пин-коды, которые вы точно не забудете, номера домов и прочее, и прочее, и прочее. Мы окружены цифрами, поэтому подобрать необходимые ассоциации, как правило, не составляет проблем.
Помните: чтобы процесс запоминания цифр был более простым и эффективным, необходимо соблюдать общие правила применения мнемотехник по запоминанию цифр. Мы подробнее рассмотрим их в следующей статье.
Мнемотехника для начинающих: советы и упражнения
Секреты запоминания учебного материала для детей и взрослых. Научите ребёнка готовиться к контрольным и экзаменам без утомительной зубрёжки и многочасовых повторений!
Что такое мнемотехника
Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.
В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.
Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше.
Упражнение 1. Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится. С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация. Возможно, это будет подкова или колесо фортуны как распространённые символы удачи.
Зачем нужна мнемотехника для детей
До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания.
Регулярные занятия мнемотехникой развивают:
Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам.
Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта
«Удивительные люди».
Овладев искусством ассоциативного запоминания, ребёнок сможет не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.
Использование мнемотехники: три эффективных приёма
Приёмы мнемотехники доступны всем, их нетрудно освоить. В этой статье мы рассмотрим несколько популярных техник развития памяти.
Со способами запоминания цифровой информации, текстов, терминов, стихотворений и многого другого вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать». По промокоду MNEMO2021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу.
Метод историй
Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.
Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.
Упражнение 2. Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.
Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).
Метод «Цепочка»
Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.
Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.
Упражнение 3. Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.
Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.
Метод Цицерона
Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.
Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.
К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».
Преимущества метода Цицерона:
Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.
Упражнение 4. Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».
Мнемотехника: цифры
Сегодня наша задача – научиться запоминать числовую информацию. Цифры окружают нас повсюду: пароли, номера банковских карт, даты рождения, точные статистические сведения, номера телефонов и т.д. После прочтения этой статьи для вас не составит труда запомнить несколько десятков (а после пары недель тренировок – сотен) цифр.
В прошлой статье мы познакомились с базовыми принципами мнемотехники и научились запоминать слова. Обязательно прочтите ее, если еще не сделали этого.
Главная сложность в запоминании цифр – абстрактность. Мы можем представить велосипед или клоуна, но мы не можем создать ассоциативный визуальный образ для числа 534079132537. Для решения этой проблемы существует буквенно-цифровой код.
Буквенно-цифровой код (БЦК)
БЦК – система, позволяющая преобразовать абстрактные цифры в вполне конкретные образы. В основе метода лежит замена цифр буквами и составление из них слов, имеющих визуальные образы. Каждой цифре соответствуют две согласные.
0 – Н, М
1 – Г, Ж
2 – Д, Т
3 – К, Х
4 – Ч, Щ
5 – П, Б
6 – Ш, Л
7 – С, З
8 – В, Ф
9 – Р, Ц
По этим буквам мы подбираем слово-образ для данного числа. Буквы «ь», «ъ», «й» и гласные могут стоять в любом месте. Например: 13 – гайка, 25 – топор, 79 – сыр, 40 – чайник. Можно кодировать и по три цифры сразу: 203 – танк, 602 – ландыш и т.д.
То есть для того, чтобы научиться запоминать цифры, мы должны подобрать образные коды к каждому двузначному или трехзначному числу. Можно запоминать и по одной цифре, но я не советую этого делать. Выучить образные коды для двухзначных чисел несложно, а скорость и возможное количество цифр для запоминания увеличатся в два раза.
Составьте свою таблицу с образными кодами (можно найти готовую, но тогда вам, возможно, будет неудобно их использовать). Мне, например, тяжело представлять и связывать с другими образами щетину (такой образ был предложен в найденной мной таблице), но легко это делать со щитом. Также во время заучивания образных кодов, когда я не мог вспомнить образ для какого-либо числа, я начинал его подбирать. Заметив, что вместо слова «туз» мне в голову постоянно приходит слово «диск», я смело заменил образ для числа 27, и до сих пор запоминаю это число как «диск».
Важно! Имеет смысл создать разные коды для чисел 01-09 и 1-9. В одном случае вы можете применить БЦК (ноль обычно опускают: 01 – еж, 02 – яд, 03 – ухо и т.д.), а в другом – свободные ассоциации, о которых мы говорили в прошлый раз: 2 – лебедь, 8 – снеговик и т.п.
Человек-действие-предмет (ЧДП)
В основе этого метода также лежит буквенно-цифровой код. Только образы создаются иначе: используя БЦК, подбираем не просто слово, а имя и фамилию какой-либо личности (можно вымышленной, если вы можете себе ее представить).
Например: 65 – Алла Пугачева, 56 – Обеликс (персонаж из фильма), 85 – Евгений Плющенко.
Затем подбираем к каждой личности свойственное им действие и предмет. Алла Пугачева поет в микрофон, Обеликс – кушает свиную рульку, Евгений Плющенко – демонстрирует элементы фигурного катания (предмет, соответственно, коньки).
Теперь для того, чтобы запомнить число 566585 нам сначала нужно разделить цифры на пары: 56 65 85; а затем вспомнить личность для числа 56, действие для числа 65, предмет для числа 85 и соединить это в один образ: Обеликс держит в руках коньки и поет в них.
Преимущество метода в том, что мы запоминаем в один образ сразу шесть цифр, а не две или три. Но создать такую таблицу сложнее, а запоминать ее придется дольше.
Важно! Рекомендую начать с образных кодов для двузначных чисел, а уже потом, при желании, перейти на трехзначные числа или ЧДП. Но какую бы систему вы не выбрали, учите свои образные коды частями, постоянно повторяя уже выученное. Тренируйтесь как можно чаще, лучше по 15-20 минут ежедневно, чем 2 часа раз в неделю.
Тренируйтесь! Давайте запомним число, написанное в начале статьи. Вот оно: 534079132537. Разобьем его на пары: 53 40 79 13 25 37. Подберем слово-образ для каждого числа: паук, чайник, сыр, гайка, топор, коса. Теперь запомните их цепочкой или методом Цицерона. Вспомните образы, трансформируя слова в цифры (сверяйтесь с БЦК). Запишите то, что получилось. Сравните с исходным числом.
Теперь вы легко сможете запомнить номер телефона или любую другую числовую информацию. Начните с запоминания 20-80 цифр за раз ежедневно. Вы удивитесь, но если раньше это было чрезвычайно трудно, то теперь вы в первые же дни после запоминания своих образных кодов справитесь с этой задачей.
Как быстро запоминать числа, списки и тексты. 7 простых мнемотехник
Процесс запоминания можно сравнить с тем, как мы протаптываем дорогу. Чем чаще ходим по тропе — повторяем информацию и воспроизводим — тем она удобнее. Если описать процесс с точки зрения нейрофизиологии, то наши шаги — сигналы в нейронных цепочках. Когда сигнал повторяется снова и снова, это дает мозгу понять, что сигнал особенно важен. Мнемотехники — приемы запоминания, основанные на работе с ассоциациями — могут послужить картой, которая подскажет верный путь по этим нейронным тропам. Об этом пишет Reminder.
Как работает память
В психологии принято считать, что работа памяти основывается на трех последовательных процессах: кодировании, хранении и извлечении. Сначала мозг кодирует информацию — распознает, как нечто новое выглядит/звучит/ощущается или что-то означает. Чем больше органов чувств задействовано при восприятии, тем лучше информация закодируется и тем вероятнее отложится в памяти. Поэтому мы лучше запоминаем то, что сопровождается презентацией и наглядными примерами.
После кодировки полученная информация отправляется в сенсорную память — на несколько секунд. Внимание отфильтровывает полученные сведения и направляет часть из них в кратковременную память. Та позволяет помнить что-то крайне недолго: от 30 секунд до минуты. Например, вы услышали номер телефона, но не повторили вслух пару раз, чтобы запомнить. Через минуту уже и не вспомнить. Объем кратковременной памяти также скромный, всего около 4 (+/–1) элементов: цифр, дат, слов или фигур. Это крайне мало, потому что простой синий квадрат — уже два элемента: цвет и форма. При встрече с иностранными словами объем кратковременной памяти иссякает еще быстрее. Для русскоговорящего «диван» — единица информации, но для человека, незнакомого с языком — сразу 5 единиц.
После того как информация попала в кратковременную память, происходит консолидация памяти. Данные отправляются в долговременную память — правда, на особых условиях. Здесь важную роль играет принцип ассоциаций: чтобы мозг запомнил что-то новое, это что-то нужно связать с уже имеющимися знаниями. Мы легко забудем дату рождения знакомого — только если не заметим, что тот родился в День космонавтики. Еще лучше, если новые сведения вызовут эмоции (смех, гнев). Они обостряют фокус внимания и надежнее фиксируют данные в памяти.
Как работают мнемотехники
Итак, мозг охотнее отправляет в долговременную память информацию с наглядными образами, ассоциациями, деталями и эмоциями. С номерами телефонов, датами и фамилиями дела обстоят сложнее. Суть мнемоники заключается в том, чтобы наделить такие абстрактные и неудобные для памяти данные составляющими хорошего запоминания.
Для этого любой единице информации присваивается красочный и запоминающийся образ. Затем эти образы связываются ассоциациями, лучше всего — абсурдными и смешными (эмоции). Когда нужно воспроизвести необходимую информацию, мы сначала вспоминаем образ, потом — что им закодировано.
Принцип можно описать так:
Чемпионы по запоминанию могут воспроизвести до 70 000 знаков числа Пи или запомнить несколько сотен случайных слов за 15 минут — как правило, благодаря не феноменальной от рождения памяти, а мнемотехникам. Исследования также подтверждают их эффект. Так, участники одного эксперимента шесть недель тренировали метод локусов (он же «Дворец памяти») и смогли воспроизвести в среднем 62 слова из 72, которые их попросили запомнить. Кто не практиковал мнемотехнику, назвал на 36 слов меньше. А сканирование мозга показало: у мнемонистов области, которые участвуют в памяти и познании, чаще срабатывали синхронно.
Несмотря на эти результаты, не стоит надеяться, что мнемотехники существенно улучшат память. Скорее — помогут быстро что-то запомнить и дольше не забывать. Правда, без повторения эффект сойдет на нет. А еще некоторые исследования показывают бонусы, не связанные с запоминанием. В одном, например, мнемотехники улучшили ассоциативное мышление и внимательность студентов, а вместе с ними и креативность, в другом — снизили тревожность перед экзаменационным тестированием по статистике.
7 простых мнемотехник на любой случай
Главное, что нужно помнить, когда используете мнемотехники, — что выбирать ассоциации нужно с умом. Во-первых, использовать те, что пришли в голову первыми: они самые надежные. В-вторых, представлять предметы красочно, детально и объемно, разглядывая их в своей фантазии с каждой стороны. В-третьих, подкреплять эмоциями: чем смешнее и нелепее придуманная история, тем лучше для запоминания. И совет напоследок: повторите образ вслух и с таким выражением, будто бы рассказываете сказку маленькому ребенку.
1. Метод ассоциативной истории
Подойдет для запоминания структурированной информации вроде списков или инструкций. При использовании этого метода на каждый термин, который необходимо запомнить, нужно придумать образ-ассоциацию, а затем по смыслу связать в рассказ. Лучше эти образы выстраивать в истории попарно, чтобы не забыть какой-нибудь из них.
Попробуем, к примеру, составить ассоциативную цепочку для восьми стилей в европейской архитектуре. Нам нужно запомнить не только их названия, но и последовательность, с которой они появлялись в истории. Начнем с того, что подберем для каждого стиля образ.
X–XII вв. Романский стиль — режиссер Романски (напоминает фамилию Полански).
XII–XV вв. Готика — друг Романски, принадлежит субкультуре готов.
Начало XV — XVI в. Ренессанс — референс (ассоциация по созвучию).
XVI — середина XVIII в. Барокко — пышный барашек.
XVIII в. Рококо — кричащая курица.
XVII — начало XIX в. Классицизм — классическая литература.
XVIII–XIX вв. Ампир — вампир.
Конец XVIII — начало XIX в. Романтизм — любовные отношения.
Из этих образов сложился следующая цепочка событий. Режиссер Романски и его друг-гот позируют для создания референса с пышным барашком в руках, вдруг вбегает курица с криками «ко-ко», держа в лапе книгу классической литературы, где упоминаются вампиры и романтические отношения Мастера и Маргариты.
2. Буквенно-цифровой код для номеров
Подойдет для запоминания пин-кодов, телефонных номеров и других числовых значений. В этом способе каждой цифре от 0 до 9 при кодировании присваивается определенная буква. Кодировка может быть самой разной. Простейшая присваивает цифре букву согласно первой букве слова, которым цифра обозначается на письме.
9 — м (используем слово «много», так как «д» уже занята двойкой).
Предположим, нам нужно запомнить пароль от банковской карточки 0753. Если закодировать номер с помощью предыдущего кода, получится «НСПТ». Теперь этот набор букв надо перевести в образ. Похоже на фразу «Не СПаТь», верно? Так можно запоминать длинную последовательность чисел, превратив ее в предложения. Кстати, чтобы ассоциации рождались быстрее, мнемонисты советуют придумать код из букв, которые чаще всего встречаются в алфавите. Подсмотреть способы кодировки для русского языка можно в таблице.
Еще один вариант этого метода позволяет кодировать в одной цифре сразу две буквы, что дает большую свободу в создании образов. В нем внимание сфокусировано на принципе фонетической парности. Например, цифру 2 мы кодируем как сочетание «Д» (потому что «два») и «Т» (глухой парный звук). Цифра 5 аналогично кодируется в «ПБ». Для цифры 1 подбираем похожую по форме букву «Г». И хотя в фонетике нет подходящей пары, мы можем подобрать к «Г» букву «Ж» из-за созвучия. Если созвучие использовать нельзя, пару придется запомнить или подобрать ассоциацию по форме и другим признакам. Когда мы составляем образ, нужно убрать из каждой пары одну букву и использовать оставшуюся.
Вот код, который часто используют мнемонисты:
Из телефонного номера 89231577036 получается набор букв «ВФ РЦ ДТ КХ ГЖ ПБ СЗ СЗ НМ КХ ШЛ». Далее выбираем из каждой пары букв по одной, получается «ВРТХГПСЗМХЛ». Видим фразу «ВоР ТиХ еГо ПеС ЗиМой ХиЛ».
3. Система Shaper для дат
Ассоциация по форме числа не предполагает создания единого кода, а образ создается для каждого отдельного набора цифр. Этот способ подойдет для запоминания дат. Суть в том, что к каждой дате привязывается уникальная история. Главное — подобрать такие ассоциации, которые бы по своей форме напоминали очертания чисел. Например, 2 многим напоминает лебедя, 17 — старика с тростью, 15 — инвалидное кресло и так далее. Можно использовать как двоичную, так и единичную систему записей.
Можно представить дату крещения Руси (988 год) как воздушный шар, на нитке которого закреплены 2 палки. Если сложить палки, получится крест.
А Ледовое побоище 1242 года можно запомнить в виде меча, который держит лебедь. Им птица на замерзшем озере сопротивляется топору, которым орудует второй лебедь.
Дата основания Санкт-Петербурга может выглядеть как образ престарелого Петра I с тростью, который на болоте построил снеговика, — 1703.
4. Аббревиация для последовательностей
Подойдет для запоминания последовательностей терминов. Чтобы использовать эту мнемотехнику, нужно составить фразу из первых букв каждого слова, включенного в список. Суть легко уловить на примере известной мнемонической аббревиации для запоминания цветов радуги: «Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый), Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый)».
Представим, что перед нами список из понятий несколько сложнее, чем цвета радуги. Например, последовательность черепных нервов: обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковой, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный. Для их запоминания существует забавная мнемотехническая фраза: «Очнись, Зловещий Гробовщик, — Бушует Тонус Организма, Лишая Собственный Язык Безмерной Доли Пессимизма». И так можно составить фразу практически для любого структурированного списка. Главное — выбрать яркие ассоциации, а если получится — то и зарифмовать их.
5. Система «человек-действие-предмет» для больших числовых списков
Система «человек-действие-предмет» — одна из наиболее популярных методик для запоминания длинных последовательностей чисел. Телефонных номеров, например, или более длинных числовых списков. Суть метода — каждому числу от 1 до 99 присваивается образ по принципу «этот человек делает что-то с чем-то». Увы, воспользоваться техникой сразу, без подготовки не получится: сначала необходимо создать таблицу образов на три колонки.
Например, чтобы запомнить число 264 722, мы разбиваем его на три части по схеме человек (26), действие (47), предмет (22).
Числу 26 мы присваиваем образ Лермонтова (потому что столько лет прожил поэт), который пишет стихи.
Число 47 — Шумахер (это номер гонщика) ездит на автомобиле.
Число 22 — лакей управляет лошадьми (ассоциация возникла из-за схожести формы числа 22 с лошадьми)
Получается: «Лермонтов ведет лошадь».
6. Метод созвучия для иностранных слов
Подойдет для изучения иностранных слов или сложных терминов. Метод предполагает создание связи между словом, его звучанием и образом (поэтому его еще называют методом фонетической ассоциации). Важно, чтобы в образе присутствовало смысловое значение первоначального слова, иначе можно исказить понимание термина некорректной трактовкой.
Кстати, иностранцы тоже используют этот метод при изучении русского языка. Чтобы заучить фразу «я люблю вас», представляют желто-голубой автобус — yellow-blue bus, например.
7. Метод пиктограмм для поэзии, прозы и имен
Подойдет для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков. Текст записывается в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых наглядно показывает смысл того, о чем говорится в тексте. Это дополнительно усиливает запоминание, потому что задействует и моторную (создаете пиктограммы), и визуальную память (смотрите на зарисовки). Например, в одном исследовании участники зарисовали значение слов (даже на скорую руку) и лучше запомнили их порядок, чем те, кто то же самое записал. Такое рисование можно использовать в самых разных случаях. Например:
Для запоминания списков, стихов, плана ораторского выступления. Если нужно воспроизвести текст в определенной последовательности, рисуйте мнемотаблицу: расчертите лист бумаги на равные блоки и в каждом из них по порядку нарисуйте изображение, которое иллюстрирует фразу в стихотворении или тезис выступления. Если порядок не важен, подойдет интеллект-карта (mind map): в центр листа помещаем главную мысль, от нее проводим линии-ветви с тезисами, объясняющими ее суть. Для составления таких карт есть онлайн-сервисы вроде Coggle или XMind. Но если рисовать их от руки, запомните лучше.
Для запоминания людей и их имен. Не перечисляйте имена людей в группе, не проговаривайте их про себя. Просто нарисуйте каждого, изобразите какую-то характерную особенность (ярко-рыжие волосы, например) — и подпишите напротив рисунка имя.
Для запоминания маршрутов. Не пытайтесь запомнить маршрут, перечисляя повороты («два направо, потом один налево…»). Посмотрите, как предлагает идти навигатор, и схематично повторите эту линию на бумаге.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.