постановка номеров в театрализованном празднике
Принцип построения номеров в театрализованном концерте, объединение в сюжет
Для того чтоб театрализованный концерт был правильно и интересно выстроен, необходимо знать какая целевая аудитория будет на нем присутствовать.
Ведь именно зрительский контингент влияет и на подбор номеров и на их порядок. Безусловно, концерт для ветеранов будет резко отличаться от концерта для молодёжной публики. Номера, как правило, объединены в художественно-смысловые блоки.
К сожалению, когда речь идет о праздничных концертах, считается обязательным начинать его с пышного торжественного пролога. С фанфар, сводного хора, оркестра и т. п. Вот уж в этом нет нужды. Исходя из своего замысла, режиссер может решить пролог иначе. Не прибегая к парадности, помпезности, все же сохранить его высокую праздничную ноту.
Так же не мало важной частью работы над театрализованным концертом является просмотр и отбор номеров.
Когда режиссер образно определил тему и идею концерта это является только первым, правда, весьма важным шагом в поиске его замысла. Он определил, о чем и во имя чего будем ставить концерт. А вот как это будет осуществляться, — пока не известно. По сути, то, что он проделал, принесло очень нужное, но в большей степени эмоциональное ощущение замысла. В нем еще нет ничего конкретно-действенного. Это скорее зерно замысла. Чтобы оно проросло, необходимо, в первую очередь, точно знать, какими творческими силами можно располагать: репертуар, художественные возможности, исполнительский состав и т. д. А для этого следует просмотреть все номера, которые подготовили коллективы и из которых будет производиться отбор нужных для концерта.
А если из просмотренных номеров не удастся полностью отобрать все, что нам нужно, или, еще того хуже, ни один из просмотренных номеров нам не подойдет?
Во-первых, мы только что говорили, что во всей своей полноте замысел возникает именно во время просмотра и отбора номеров. Так что практически такой вариант вряд ли возможен. Во-вторых, если для полного и точного выражения замысла вдруг окажется, что требуется подготовить или переделать какой-либо номер, то это, поверьте мне, не такое уж трудное дело.[29]
Что же касается полного несовпадения номеров и замысла (теоретически такой случай может возникнуть), то, как это не прискорбно для режиссера, ему надо менять замысел. Или поступить так, как это делается при постановке концерта, осуществляемого по сценарию, созданному без учета имеющихся номеров: все номера готовить специально. Но постановка такого концерта требует огромной подготовительной работы, а главное — значительного времени. Мы же ведем речь о том, как осуществляется постановка театрализованного тематического концерта из готовых номеров. А это принципиально другая постановка. У нее свои правила, свои законы, свой принцип работы режиссера. Хотя многое и совпадает. Особенно на этапе, когда режиссер собирает концерт.
На первый взгляд может показаться, что просмотр — дело простое. Однако это не так. И здесь есть свои особенности и своя последовательность. Просмотр и отбор номеров проходит наиболее эффективно тогда, когда ему предшествует предварительная встреча режиссера и постановочной группы с руководителями всех коллективов, которые намечено в концерте.
Главное для нас в этой встрече помимо рассказа о целях, задаче, теме, идее будущего концерта станет установление подлинно творческого контакта с руководителями коллективов. Многое здесь зависит от такта режиссера, от его умения выслушать и принять их пожелания. (Если, конечно, они заслуживают внимания.) Руководителям коллективов важно, чтобы режиссер проявил максимум бережности к отобранным номерам, чтобы он доброжелательно отнесся к их творчеству как к постановщикам номеров.
Конечно, персональную ответственность за успех или неуспех концерта несет режиссер. Но это не означает, что он должен высказывать свое превосходство над руководителями коллективов. По сути, и он и они, ставя концерт, делают одно общее дело. Но это и не означает, что режиссер обязан соглашаться со всем, что ему будут предлагать. Не дай бог заискивать перед руководителями. Тогда, почувствовав слабость режиссера, они перестанут считаться с его мнением. Отношения режиссера с руководителями коллективов должны основываться прежде всего на соблюдении творческой дисциплины. Только тогда режиссер может рассчитывать на действенную, а не формальную их помощь.
Постарайтесь во время просмотра того или другого коллектива (исполнителя) помимо номеров, которые, по мнению руководителя, отвечают теме концерта и отобраны им для показа вам, увидеть и другие. Хотя бы те, которые сами артисты считают наиболее удачными.
Это позволит вам не только обстоятельнее познакомиться с творческими возможностями коллектива. Совет преследует более важную цель. Практическое знание всего лучшего, что есть в репертуаре коллектива, может оказаться весьма нужным при создании сценария концерта, когда вы будете соответственно вашему замыслу отбирать номера.[24, с. 102]
Дело в том, что как бы подробно вы ни изложили на встрече с руководителями коллективов ваш режиссерский замысел, возникшее у них его видение будет в чем-то (особенно в деталях) отличаться от вашего. Ведь вы разные люди. Вы думаете по-разному. В каких-то, порою неуловимых, ощущениях у вас разное восприятие одних и тех же слов. Естественно, отбирать номера для показа руководители будут исходя из своего понимания вашего режиссерского замысла. Но мы с вами не можем исключить, что при создании сценария, когда происходит окончательный отбор номеров, вам понадобится именно тот, который поначалу руководитель не собирался показывать вам. На практике такое происходит довольно часто.
Ведь только в процессе создания сценария, когда вам станут ясными его форма, сюжетный ход, композиция, только тогда вы сможете окончательно решить, какие из просмотренных номеров вам понадобятся.
Сколько может оптимально длиться концерт в одном отделении? Полтора часа. Самое большее — час сорок пять, час пятьдесят минут. То есть от силы 1 10 минут. А в двух отделениях? 135 минут. Час десять минут — первое отделение, час, час пять минут чистого времени — второе. (В концерте из двух отделений первое отделение длится больше, чем второе.) Значит, в концерте в одном отделении помимо пролога и финала может идти 12-14 номеров, в концерте в двух отделениях — 18-20. Поскольку в среднем номер длится 5-б минут.[22, с. 15]
И все же в конечном счете успех концерта зависит не от большого количества номеров, а от его режиссерской продуманности, четкости, когда, как говорится, в концерте ничего нельзя ни убавить, ни прибавить.
Во время встречи с руководителями коллективов следует договориться о том, как будет проходить просмотр и когда постановочная группа сможет просмотреть тот или иной коллектив на его репетиционной базе.
Разве не проще самим назначить определенный день и собрать коллектив в одном месте? Конечно, можно. Многие режиссеры так и поступают. Но целесообразно ли? Тем более, что не так уж просто освободить от работы сразу всех участников художественной самодеятельности. Вряд ли кто-либо такое разрешит. Но даже если вам удастся выбрать такой день, подумайте, как долго будет длиться такой просмотр? Сумеете ли вы уложиться в один день? Мало этого. Длительный по времени показ утомляет участников, хотя их и вызывают к определенному часу. Да и ваша невольная тревога за то, что прибывшие томятся в ожидании вызова на сцену, заставит вас торопиться. Во всяком случае, я не могу об этом не думать, когда просматриваю номера. В результате — вы будете лишены возможности, если возникнет необходимость вторичного показа вам того или другого номера. Не говоря о том, что вряд ли вам удастся увидеть номера, не включенные руководителем в просмотр.
И еще. Просмотр коллектива на его репетиционной базе, в его репетиционный день создает более благоприятную для участников творческую атмосферу. В привычной обстановке исполнители чувствуют себя свободнее, увереннее, раскованнее. Конечно, такой порядок просмотра займет в общей сложности больше времени, но жалеть об этом, право, не стоит.
Словом, во всех своих действиях режиссер во время просмотра должен быть и педагогом, и дипломатом, и провидцем. Он имеет дело с творческими людьми, а значит особо ранимыми, с их психологией, привычками, взглядами на жизнь, с их оценкой того или другого его действия. и с этим надо считаться.[23, с. 224]
Очень важно как начинается концерт, ведь первый номер настраивает, подготавливает зрителя на будущее представление, вводит его в предлагаемые обстоятельства.
Последний номер должен быть яркой, незабываемой точкой в концерте, о которой будут помнить и говорить. Важно с каким настроением уйдет зритель после окончания концерта. Останется ли он доволен или будет разочарован.
Также существует основной прием построение номеров, который помогает режиссеру создать интересный сценарий для концерта. Таким приемом является монтаж. [20, с. 43]
Выделяются несколько видов монтажа:
· Монтаж по контрасту – один из самых сильных и наиболее распространенных приемов подлинно конфликтного отражения противоречивой действительности в театрализованном представлении. Чаще всего конфликтность выступает в сценарии как внутренняя контрастность тем, как определенное построение и сочетание эпизодов и номеров, создающих в целом органический сплав. Именно органический сплав форм и художественно-выразительных средств отражает важные, существенные моменты развивающейся, меняющейся действительности.
· Параллелизм – два тематически не связанных действия соединены вместе и идут параллельно благодаря какой-нибудь вещи, детали.
· Одновременность – монтажный прием; из истории народных представлений и празднеств известен принцип симультанности, т.е. действования на нескольких сценических площадках параллельно или одновременно. В современных театрализованных представлениях действие часто происходит одновременно на сценической площадке и на экране, или на нескольких экранах сразу, или в разных частях сцены и зрительного зала и т.д. В структуре театрализованных массовых празднеств этот прием является одним из важнейших.
· Лейтмотив (“напоминание”) – один из основных монтажных приемов и одновременно одна из особенностей драматургии театрализованных представлений. Именно поэтому справедливо сравнивают построение сценария театрализованного представления с сюитным построением. Так строится большинство тематических концертов, литературно-музыкальных композиций, агитационно-художественных представлений.
Таким образом, здесь названы и охарактеризованы лишь несколько из наиболее распространенных приемов художественного монтажа. Практически их гораздо больше, а точнее сказать, количеству их нет предела, как нет и не может быть предела творческим поискам и открытиям.
Важно не допускать однообразия в расстановке номеров по их жанру, настроению. Если звучала песня, то после нее не стоит снова пускать другие песни. Если было стихотворение, то после него лучше воспримутся песни, танцы, а слово здесь уже будет приниматься с пониженным вниманием. Если звучала грустная мелодия, то не стоит и дальше держать долгое время зрителей в минорной тональности других номеров.[26, с.480]
Организатору важно, каждый номер концерта ставить в выгодные для исполнителя условия. Важно, чтобы юный исполнитель испытал чувство радости от выступления и успеха.
Концерт пройдет с успехом, если его программа составлена с учетом нарастания зрительского интереса. Самые зрелищные, динамичные, яркие номера лучше распределить по принципу нарастания ближе к финалу.
Немаловажно сразу же решить вопрос, с какого эффектного номера начать концерт, чтобы сразу захватить внимание зрителя, и каким ярким заключительным номером поставить «точку» в конце всего концерта. Вялое инертное начало разочарует зрителя и в дальнейшем выправить программу и привлечь внимание к ней будет сложнее. А размытый, не запоминающийся номер в конце концерта может испортить впечатление от всего концерта, даже если его составляли неплохие номера в начале.[9, с. 46]
Иногда несколько номеров в программе естественнее подать единым концертным блоком. Например, несколько номеров фольклорного жанра удобнее подать под одним каким-то знаком, объявив этот блок соответствующим образом. В одном концерте может сложиться несколько подобных блоков и при умелой мотивации интерес к программе не снижается.
Важно заботиться и о целостности впечатления по поводу всей концертной программы, помнить о ее развитии, динамике.
Театрализованная деятельность. Сценарии
Театр, доступный и в детсадовских, и в домашних условиях! В этом содержательном разделе собрано множество сценариев детских спектаклей и театрализованных постановок — от ставших вечной классикой русских народных сказок, до «старых историй на новый лад» и совершенно оригинальных инсценировок. Работа над любым из представленных здесь спектаклей станет для Ваших подопечным настоящим праздником, а процесс участия в «оживлении» любимых персонажей и сюжетов — подлинным волшебством.
Настоящая энциклопедия для педагогов-«сценаристов».
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Драматизация сказки В. Сутеева «Под Грибом» для детей среднего дошкольного возраста Герои: Осень-взрослый; муравей, бабочка, мышки, воробей, зайцы, лиса, лягушка – дети. Атрибуты: шарики пластмассовые трёх цветов по количеству детей; обруч-1, корзинки-3 штуки, зонтики для танцев, зонтик для осени, султанчик для зонтика, листья по количеству детей. Ведущий: Как.
Публикация «Сценарий осеннего театрализованного представления «Как. » Цель: Создать праздничную атмосферу, радостное, веселое настроение у детей в процессе театрализации сказки. Атрибуты: Домик, деревья, музыкальные инструменты, корзинки, грибочки, пирожки, ватрушки, листочки, театрализованные костюмы. Ход: По дорожке золотистой Осень тихо в сад.
Сценарий театрализованной деятельности «Красная Шапочка и друзья» (средняя группа, 4–5 лет) Сценарий сказки: «Красная Шапочка и друзья» Цель: Способствование развитию умения выразительно исполнять роль, пользоваться естественными интонациями, передавать своё отношение к содержанию. Задачи: Образовательные: Обогащать духовный мир ребёнка, приобщать его к творчеству.
Методическая разработка «Реализация проекта постановки оперы Г. Портнова «Ухти-Тухти» для старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Реализация проекта постановки оперы Г. Портнова «Ухти-Тухти» для старшего дошкольного возраста в детском саду» ГБДОУ 18 Курортного района Санкт-Петербург Музыкальный руководитель: Зданович Наталья Вячеславовна. Цель: Создание условий для развития.
Конспект театрализованной деятельности на тему ЗОЖ по мотивам сказки «Теремок» Конспект театрализованной деятельности на тему: ТЕРЕМОК Программные задачи: 1. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. 2. Закреплять знания детей о здоровом образе жизни. 3. Формировать дружеские взаимоотношения. Ведущий: В чистом поле теремок Он не низок.
Сценарий спектакля «Самый сказочный и небывалый, самый волшебный цветок» по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» (Дети заходят под песню «Волшебный цветок» сл. Михаила Пляцковского, музыка Юрия Чичикова в исполнении Клары Румяновой. На экране заставка с темой мероприятия». Под вступление к песне «Волшебный цветок» выходят ведущие) Ведущий 1 Как-то раз мне сон приснился, Ангел мне во сне.
Спектакль по сказке Д. Н. Мамина — Сибиряка «Пора спать». Ко Дню рождения писателя на МAAM Музыкально-литературная композиция по сказке Д. Н. Мамина – Сибиряка « Пора спать» для спектакля в подготовительной группе. Авторский стихотворный текст Людмилы Рыбаковой. Каждая сказка имеет свою историю. Фольклорная народная для нас привычная, знакомая, родная, с любого места.
Театрализованные представления. Виды, специфика организации и проведения
Театрализованные представления – метод театрализации.
Театрализация – творческий метод создания сценария, суть которого сводится к театрализации материала. Театрализовать материал, значит, выразить его содержание средствами театра, который диктует 2 условия:
Основные требования: Злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в оригинальном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом.
Виды театрализованных представлений:
Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и пр. В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое празднество.
Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления.
Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию.
Пропаганда и агитация – слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать – значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать – значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию.
Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.
Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, тантамореска, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.
Смешное, комическое в искусстве издавна подразделяется на два основных вида – сатиру и юмор. Юмор и сатира несут в себе намек на улучшенную действительность, лишенную критикуемых недостатков.
Сатира наносит злые удары. Ядовитая насмешка, помогает ориентировать общественное мнение, показывая дурное во всей его неприглядности и побуждая активно действовать против него.
Юмор призван добродушно высмеивать мелкие человеческие слабости, отдельные частные недостатки и способствовать образной подачи фактического материала.
Формы и приемы художественной обработки материала могут быть самыми различными. Таким образом, можно явления одного порядка художественно разработать разными средствами. Классифицировать и группировать эти средства и приемы можно по-разному, суть дела от этого не изменится. Многообразие средств выразительности – залог художественной полноценности агитационно-художественной программы, как и сценария любого вида театрализованного представления.
Так в чем же видовая специфика агитационно-художественного представления во всех его разновидностях? Ясно, что такое представление – это, прежде всего агитация театрально-художественными средствами.
Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.
Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.
Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.
Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.
В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.
Еще одной важной для любого театрализованного представления чертой монтажа является: при сближении, соединении разнородного материала на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.
Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.
Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.
Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.
Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.
Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение «оценивающей и усваивающей мысли».
Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.
Тематический вечер как вид театрализованного представления
Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином клубном сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер.
Театрализованный тематический вечер чрезвычайно близок к массовому празднику на открытом воздухе. Не случайно такие вечера, как правило, проводимые работниками культуры в праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни данного коллектива, села, города, страны, порождают праздничное состояние человека.
Любой тематический вечер, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема.
Тематический вечер отличается особым путем раскрытия темы, требующим ее сценарной разработки. Какие бы вопросы ни поднимались на тематическом вечере – социально-экономические, общественно-политические, морально-этические, всегда в центре внимания должен быть человек, его поступки, мироощущение, эмоции.
. Выбирая тему для вечера, нужно руководствоваться возможностью раскрыть ее через образ человека, через мир его мыслей и поступков
Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть ее на конкретном жизненном материале. Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален.
Массовый праздник как вид театрализованного представления
Слово праздник происходит от древнеславянского праздь, что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда и происходит праздный в значении: ленивый пустой, бесполезный, не занимающийся делом, беззаботный и т.п.
Говоря о драматургии массового празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал.
Массовое празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Для того и другого искусства характерны идейная устремленность, масштабность, обобщенность. И думается, что сравнение композиционных структур этих двух разных форм отражения действительности вполне правомерно.
Основная тема праздника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах. Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднества: если театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция или агитационно-художественное представление зритель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно. Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на празднество.