палата номер 6 тема произведения

«Палата номер 6» — анализ и краткое содержание повести А.П. Чехова

Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы и предстоящему ЕГЭ.

палата номер 6 тема произведения. Смотреть фото палата номер 6 тема произведения. Смотреть картинку палата номер 6 тема произведения. Картинка про палата номер 6 тема произведения. Фото палата номер 6 тема произведения

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.
История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла своё отражение и в реалиях России времён правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и её обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

Жанр, направление

«Палата №6» написана в жанре повести. Однако в России XIX века повестью называли и то, что сегодня соответствует термину «рассказ». Такие понятия как «рассказ» и «новелла» еще не были известны, так что термином «повесть» обозначали все, объем чего был меньше романа.

«Палата №6» целиком и полностью соответствует жанру повести. Объем произведения чуть больше среднестатистического рассказа, но явно меньше романа, к тому же, сюжет хроникален и воспроизводит естественное течение жизни, все это однозначно указывает на повесть.

Написана повесть в направлении реализма, который так характерен для творчества Чехова. Автор воспроизводит события из реальной жизни, все предельно достоверно.

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жёсткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказало и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло своё отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключёнными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жёсткое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещённый человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Действующие лица

В повести Антона Павловича «Палата номер 6» было несколько главных героев. Краткая характеристика каждого поможет читателю ближе познакомиться с ними:

палата номер 6 тема произведения. Смотреть фото палата номер 6 тема произведения. Смотреть картинку палата номер 6 тема произведения. Картинка про палата номер 6 тема произведения. Фото палата номер 6 тема произведения

Повесть Чехова «Палата № 6» затрагивает ряд важных проблем в обществе. Автор повествует о жизни душевнобольных и здоровых героев в психиатрической больнице, поднимает вопросы насилия над людской волей и угнетения разума человека.

Это произведение наглядно демонстрирует пороки общества, которые актуальны по сей день.

В своём произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоём кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчёмной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Проблематика повести

В повести автор рассматривает множество различных проблем. Он говорит о невежестве, жестокости и безразличии человека к окружающему миру. В произведении врачи наплевательски относятся к больным, судьи к подсудимым и пр. Даже Михаилу Аверьяновичу нет дела до товарища Андрея.

Писатель раскрывает зло человеческого равнодушия — это главная проблема книги. Злоба правит везде и в итоге убивает главного персонажа. Никто не пришел к нему на помощь, ведь за всю жизнь мужчина сам никому не помог, выстраивая теорию оправданий.

Социальная проблема также имеется в повести. Читателям демонстрируется флигель лечебницы, в котором постоянно не хватает лекарственных препаратов. Кроме того, само здание требует срочного ремонта — все это результат халатности местных чиновников. У пациентов нет выбора, поэтому они вынуждены обращаться к безразличным медикам.

Философские темы самоопределения и сути человеческой жизни часто поднимаются в спорах Андрея и Ивана. Один утверждает, что люди должны равнодушно относиться ко всему, что происходит вокруг, якобы в этом и состоит истинная гармония.

Второй считает, что человек создан для свободы и радости, его назначение заключается в саморазвитии. Кто из героев прав, может решить только читатель.

Композиция

Проводя анализ повести «Палата номер 6», необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

Главные герои и их характеристика

Основных героев немного, но каждый из персонажей представляет собой цельный, законченный и интересный образ.

Еще два очень важных для повести и весьма интересных образа — образы Михаила Аверьяныча и Евгения Федоровича Хоботова.

Смысл

Чехов осуждает людей, безразличных к другим. Он показывает, как много проблем в человеческой жизни возникают из-за безразличия. Он показывает грустные реалии уездной России, где люди бедны из-за безразличия государства, где они же умирают от безразличия врачей, бывают осуждены из-за безразличия судей, даже письмо вовремя отправить не могут из-за наплевательского отношения работников почтового отделения. Главная мысль писателя в том, чтобы показать роковые последствия равнодушия, чтобы открыть людям глаза на необходимость перемен.

Повесть должна быть предостережением и уроком всем нам. Она учит нас быть внимательнее к чужим проблемам, сочувствовать другим, забыть об эгоизме, ведь с маленького эгоизма начинаются проблемы большой страны. Основная идея Чехова – это горячий призыв к людям, которые могут только сообща решить проблемные вопросы. Никто не должен быть в стороне, каждый должен внести свой вклад в то, чтобы жизнь стала лучше.

Источник

«В «Палате номер 6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры» Н. С. Лесков (По рассказу А. П. Чехова «Палата номер 6»)

палата номер 6 тема произведения. Смотреть фото палата номер 6 тема произведения. Смотреть картинку палата номер 6 тема произведения. Картинка про палата номер 6 тема произведения. Фото палата номер 6 тема произведения палата номер 6 тема произведения. Смотреть фото палата номер 6 тема произведения. Смотреть картинку палата номер 6 тема произведения. Картинка про палата номер 6 тема произведения. Фото палата номер 6 тема произведения палата номер 6 тема произведения. Смотреть фото палата номер 6 тема произведения. Смотреть картинку палата номер 6 тема произведения. Картинка про палата номер 6 тема произведения. Фото палата номер 6 тема произведения

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.
История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла свое отражение и с реалиями России времен правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и ее обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

Чехов «Палата номер 6» сочинение

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жесткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказала и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло свое отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключенными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жестокое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещенный человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Анализ 3

Данный рассказ написан в период, когда общество угнетало и подавляло все мысли и действия человека. Которые шли в разрез с системой управления. Каждый человек был обязан подчиняться обществу и государству.

Отсюда и название рассказа палата №6,это то место, куда отправляют всех вольнодумцев, которые имеют свою цель в жизни и свое мировоззрение. В данный момент палата №6 это то место где людей, которые сошли с ума, никто не лечит.

Главврач больницы пытался работников навести здесь хоть минимальный порядок и с состраданием относиться к больным людям. Но это у него не получилось. В результате в данной палате царит хаос, нищета и полное безразличие ко всему.

Вновь прибывший врач в данное отделение, пытается лечить больных и даже сочувствует им, но это обходиться ему очень дорого. В одном из пациентов данной палаты Андрей Ефимыч Рагин, находит очень умного и дружелюбного собеседника.

Это один из умнейших и выдающихся людей в городе Иван Дмитрич, которого все события подкосили и он сошел с ума. Рагин стал часто приходить и общаться с этим больным. Это не понравилось ни руководству больницы, ни обществу.

В итоге Рагина за вольнодумство и отщепление от системы, самого отправляют лечиться в палату №6.Вот результат человеческого желания и свободолюбия. Доктор хотел всем доказать что сумасшедших нужно лечить и что они такте же люди как и все. Но никто не понял его стремлений, и доктор оказался пациентом психбольницы.

В данном рассказе Чехов показывает обычному читателю, насколько сильным является влияние общества на каждого человека. И что противостоять этой системе бесполезно.

Доктор Рагин не смог перенести данной несправедливости и вскоре скончался в застенках психиатрической больницы. Чехов осуждает в этом рассказе бездушное и отношение всех врачей и социальных работников к людям.

В рассказе на примере бесед Рагина и Ивана Дмитрича, автор раскрывает такие важные темы как смысл жизни, лицемерие, любовь ко всему роскошному, бесчеловечность и пошлость. Также здесь затронуты философские проблемы, значение разума человека и извечные вопросы о смысле жизни.

Благодаря яркому и живописному описанию всех пациентов и окружающей их обстановки, читатель ярко представляет все ужасы пациентов этой палаты. Которым раньше даже и лекарства не назначали, а просто держали, взаперти изолировав от общества.

В результате такое лечение, естественно ни каких результатов не приносило, пациенты до конца жизни жили в таких больницах. И цель этих больниц просто оградить остальное общество от ее нежелательных индивидуумов.

Автор хотел научить читателя быть гуманным и неравнодушным ко всем нуждающимся в этом людям. Чаще проявлять милосердие к больным физически и душевно. Данный рассказ остаётся актуальным и востребованным и в наше время, так как все освещенные проблемы общества и человека до сих пор не решены и так же встречаются и сейчас.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Чехова Пари↑ Чехов А.П.Тема любви в рассказах Чехова →

В своем произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоем кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчемной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Главные герои и их характеристика

Основных героев немного, но каждый из персонажей представляет собой цельный, законченный и интересный образ.

Еще два очень важных для повести и весьма интересных образа — образы Михаила Аверьяныча и Евгения Федоровича Хоботова.

Композиция

Проводя в повести «Палата номер 6» анализ произведения, необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

История Андрея Ефимыча Рагина

В юности Адрей Ефимыч собирался пойти в священники, но отец настоял на медицинской службе. Внешность у него мужицкая, грубая, «напоминает трактирщика на большой дороге», его руки и ноги огромны: «хватит кулаком – дух вон». Одевается Рагин очень небрежно.

До того как Андрей Ефимыч пришел работать в больницу, в ней царил полный беспорядок и произвол, к чему доктор отнесся совершенно равнодушно. У него не хватило характера что-либо изменить. Поначалу новый врач работает очень упорно, но постепенно опускает руки и приходит к выводу, что нет смысла в том, чтобы мешать больным умирать.

По утрам в приемной Андрей Ефимыч встречается с фельдшером Сергеем Сергеевичем, имеющим в городе практику. Фельдшер — человек религиозный, поэтому по воскресеньям он просит больных читать акафист, а сам обкуривает палаты ладаном. Постепенно на Сергея Сергеевича перекладывается обязанность приема больных – Рагину это надоедает.

Дома Андрей Ефимыч много читает из философии и истории. После обеда ходит несколько часов по комнате и думает. А вечером идет в гости к Михаилу Аверьянычу, почтмейстеру, только компания этого человека не в тягость Рагину. Во время этих посиделок доктор говорит о том, что в городе совершенно не с кем вести умные беседы. Чем больше Рагин читает, тем больше убеждается в том, что его жизнь была омерзительной и противной, а служба – вредное занятие, за которое платят обманутые им люди.

Речи разочаровавшегося, не видящего в будущем ничего светлого человека слышны в рассказе «Палата номер 6». Чехов, оставаясь верным себе, не идеализирует Рагина, но в этом герое воплотилась вся боль писателя о постепенной деградации общества.

Источник

Анализ произведения «Палата номер 6» (А.П. Чехов)

Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.

палата номер 6 тема произведения. Смотреть фото палата номер 6 тема произведения. Смотреть картинку палата номер 6 тема произведения. Картинка про палата номер 6 тема произведения. Фото палата номер 6 тема произведения

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.

История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла свое отражение и с реалиями России времен правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и ее обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жесткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказала и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло свое отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключенными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жестокое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещенный человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

В своем произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоем кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчемной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Композиция

Проводя в повести «Палата номер 6» анализ произведения, необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Палаты номер 6».

«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объемом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.

Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.

Тест по произведению

Какому литературному жанру принадлежит произведение «Палата номер 6»?

Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла свое отражение и с реалиями России времен правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и ее обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).

Жанр – Повесть.

Читайте также: Биография Эдгара По, военная карьера, творчество

Направление – Реализм.

Чехов «Палата номер 6» сочинение

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жесткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказала и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло свое отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключенными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жестокое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещенный человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Анализ 3

Данный рассказ написан в период, когда общество угнетало и подавляло все мысли и действия человека. Которые шли в разрез с системой управления. Каждый человек был обязан подчиняться обществу и государству.

Отсюда и название рассказа палата №6,это то место, куда отправляют всех вольнодумцев, которые имеют свою цель в жизни и свое мировоззрение. В данный момент палата №6 это то место где людей, которые сошли с ума, никто не лечит.

Главврач больницы пытался работников навести здесь хоть минимальный порядок и с состраданием относиться к больным людям. Но это у него не получилось. В результате в данной палате царит хаос, нищета и полное безразличие ко всему.

Вновь прибывший врач в данное отделение, пытается лечить больных и даже сочувствует им, но это обходиться ему очень дорого. В одном из пациентов данной палаты Андрей Ефимыч Рагин, находит очень умного и дружелюбного собеседника.

Это один из умнейших и выдающихся людей в городе Иван Дмитрич, которого все события подкосили и он сошел с ума. Рагин стал часто приходить и общаться с этим больным. Это не понравилось ни руководству больницы, ни обществу.

В итоге Рагина за вольнодумство и отщепление от системы, самого отправляют лечиться в палату №6.Вот результат человеческого желания и свободолюбия. Доктор хотел всем доказать что сумасшедших нужно лечить и что они такте же люди как и все. Но никто не понял его стремлений, и доктор оказался пациентом психбольницы.

В данном рассказе Чехов показывает обычному читателю, насколько сильным является влияние общества на каждого человека. И что противостоять этой системе бесполезно.

Доктор Рагин не смог перенести данной несправедливости и вскоре скончался в застенках психиатрической больницы. Чехов осуждает в этом рассказе бездушное и отношение всех врачей и социальных работников к людям.

В рассказе на примере бесед Рагина и Ивана Дмитрича, автор раскрывает такие важные темы как смысл жизни, лицемерие, любовь ко всему роскошному, бесчеловечность и пошлость. Также здесь затронуты философские проблемы, значение разума человека и извечные вопросы о смысле жизни.

Читайте также: Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Раскольникова? (Достоевский Ф. М.)

Благодаря яркому и живописному описанию всех пациентов и окружающей их обстановки, читатель ярко представляет все ужасы пациентов этой палаты. Которым раньше даже и лекарства не назначали, а просто держали, взаперти изолировав от общества.

В результате такое лечение, естественно ни каких результатов не приносило, пациенты до конца жизни жили в таких больницах. И цель этих больниц просто оградить остальное общество от ее нежелательных индивидуумов.

Автор хотел научить читателя быть гуманным и неравнодушным ко всем нуждающимся в этом людям. Чаще проявлять милосердие к больным физически и душевно. Данный рассказ остаётся актуальным и востребованным и в наше время, так как все освещенные проблемы общества и человека до сих пор не решены и так же встречаются и сейчас.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Чехова Пари↑ Чехов А.П.Тема любви в рассказах Чехова →

В своем произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоем кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчемной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Главные герои и их характеристика

Основных героев немного, но каждый из персонажей представляет собой цельный, законченный и интересный образ.

Еще два очень важных для повести и весьма интересных образа — образы Михаила Аверьяныча и Евгения Федоровича Хоботова.

Композиция

Проводя в повести «Палата номер 6» анализ произведения, необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

История Андрея Ефимыча Рагина

В юности Адрей Ефимыч собирался пойти в священники, но отец настоял на медицинской службе. Внешность у него мужицкая, грубая, «напоминает трактирщика на большой дороге», его руки и ноги огромны: «хватит кулаком – дух вон». Одевается Рагин очень небрежно.

До того как Андрей Ефимыч пришел работать в больницу, в ней царил полный беспорядок и произвол, к чему доктор отнесся совершенно равнодушно. У него не хватило характера что-либо изменить. Поначалу новый врач работает очень упорно, но постепенно опускает руки и приходит к выводу, что нет смысла в том, чтобы мешать больным умирать.

Читайте также: Сочинение на тему «И.- В. Гете. «Фауст»

По утрам в приемной Андрей Ефимыч встречается с фельдшером Сергеем Сергеевичем, имеющим в городе практику. Фельдшер — человек религиозный, поэтому по воскресеньям он просит больных читать акафист, а сам обкуривает палаты ладаном. Постепенно на Сергея Сергеевича перекладывается обязанность приема больных – Рагину это надоедает.

Дома Андрей Ефимыч много читает из философии и истории. После обеда ходит несколько часов по комнате и думает. А вечером идет в гости к Михаилу Аверьянычу, почтмейстеру, только компания этого человека не в тягость Рагину. Во время этих посиделок доктор говорит о том, что в городе совершенно не с кем вести умные беседы. Чем больше Рагин читает, тем больше убеждается в том, что его жизнь была омерзительной и противной, а служба – вредное занятие, за которое платят обманутые им люди.

Речи разочаровавшегося, не видящего в будущем ничего светлого человека слышны в рассказе «Палата номер 6». Чехов, оставаясь верным себе, не идеализирует Рагина, но в этом герое воплотилась вся боль писателя о постепенной деградации общества.

Многие творения А. П. Чехова, обладающего необычайным талантом раскрывать в маленьких своих работах множество актуальных общественных и философских проблем, удивляют своей проницательностью и реалистичностью. Такой является и повесть «Палата №6». В этом произведении мы видим историю, которая способна задеть струны души человека. Автор повести передал в ней свои размышления на разные социальные и нравственные темы. Многомудрый Литрекон предлагаетподробный разбор «Палаты №6», который поможет Вам полностью вникнуть в суть и смысл произведения.

История создания

Повесть «Палата №6» стала результатом протеста А. П. Чехова против жалкого образа жизни душевнобольных людей в России. В 1887 году писатель ознакомился с «Отчетом по осмотру русских психиатрических заведений» врача А. П. Архангельского. Большой интерес вызвала у него последняя часть документа, где говорилось об условиях содержания душевнобольных, которых успокаивают при помощи избиений, а сами больницы по описаниям больше походят на тюрьмы. В 1890 году Чехов отправился на остров Сахалин. На этом «каторжном острове» писатель своими глазами увидел весь ужас быта каторжников и ссыльных, был свидетелем отвратительного отношения надзирателей к заключенным, прочувствовал всю ту тяжелую, спертую и мрачную атмосферу подобных мест. Впечатления от узнанного и увиденного отразились в «Палате №6».

Впервые упоминает о повести А. П. Чехов в переписке с журналистом и издателем А. С. Сувориным в марте 1892 года. В письме он немного рассказывает о начатом им произведении, говорит, что в нем преобладают рассуждения и нет любовной линии, а также отмечает, что направление у повести либеральное. Закончил Чехов написание «Палаты №6» уже в мае 1892 года. А впервые напечатано произведение было в ноябрьском номере журнала «Русская мысль» того же года.

Жанр, направление

«Палата №6» написана в жанре повести, которая, как правило, по объему больше рассказа, но не дотягивает до полноценного романа. Характерны для повести злободневный сюжет, разворачивающийся вокруг одного главного героя, основной смысл, который раскрывается только в финале произведения, а также описываемые события, происходящие в современные для автора времена. Все это мы можем увидеть и в «Палате №6».

Повесть написана в направлении реализма, которое было популярно в русской литературе рубежа двух веков. Произведение обладает многими чертами данного направления: объективное изображение жизни и быта, ярко выраженные социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации, конфликты и язык, приближенный к живой речи.

Суть: о чем повесть?

Рядом с больницей стоит запущенный флигель, в котором располагается палата под номером 6. В ней лежат душевнобольные, до которых мало кому есть дело. Как-то раз Рагин заглянул во флигель и завел разговор с одним из пациентов – Иваном Дмитриевичем Громовым – молодым образованным дворянином с манией преследования. Дискуссия с больным так сильно заинтересовала доктора, что он стал постоянно наведываться во флигель. Конечно же, этот факт не обошел стороной персонал больницы, люди стали распускать сплетни о странной дружбе Рагина с пациентом палаты №6.

Вдруг Андрея Ефимыча вызывает к себе городской глава. Герой после понимает, что это была своеобразная проверка его на адекватность. Через неделю после нее доктору мягко намекнули, что надо было бы покинуть пост по собственному желанию. Герой уезжает с другом — почтмейстером Михаилом Аверьяновичем в небольшое путешествие, по возвращении из которого узнает, что теперь его должность главного врача занята молодым фельдшером Хоботовым, и ему срочно необходимо съехать с больничной квартиры. Почтмейстер в путешествии знал у него крупную сумму, но так и не отдал, поэтому все накопления Рагина пошли прахом.

Теперь он постоянно сидит дома, за который отдает свои последние гроши и даже влезает в долги. Ежедневно его навещают Михаил Аверьяныч и Хоботов, которые вскоре надоедают ему, и он с криком выгоняет их. После этого инцидента Хоботов хитростью завлекает Рагина в палату №6 и оставляет его в ней для лечения. Сторож Никита тем же вечером сильно избивает некогда своего начальника. Пролежав в палате №6 лишь одни сутки, герой умирает от инсульта.

Главные герои и их характеристика

Главным героем произведения по праву является главный врач Рагин, но немалую роль в повести играет и его «закадычный друг» больной Громов.

герои «палаты № 6»характеристика
андрей ефимович рагин

врач провинциальной городской больницы. пошел в медицину не по своему желанию, а по настоянию отца. сам же, по слухам, хотел поступить в духовную академию и стать священником. деликатный, честный, благоразумный, рассудительный и воспитанный человек. хоть и внешность у него «тяжелая, грубая, мужицкая», сам он весьма застенчив, тих и скромен. нрав у него слишком кроткий и мягкий, «приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет». из-за слабохарактерности и нерешительности из него не получается хорошего руководителя больницы. он не видит толка в том, чтобы ремонтировать помещение, покупать новое оборудование, увольнять некомпетентный персонал, так как от этого людей в этом захудалом месте не станет умирать меньше. его день проходит весьма скучно и уныло: с утра он принимает нескольких больных, после уходит домой, где читает, пьет пиво и чай, иногда к нему наведывается михаил аверьяныч, с которым они либо молча курят, либо философствуют. герой чувствует себя очень одиноко. он придерживается мнения, что в маленьком уездном городишке нет ни единого человека, который отличался бы умом, беседы с которым могли бы увлекать и интересовать, не беря в расчет сначала его друга – почтмейстера, а позже ивана дмитриевича громова.

иван дмитриевич громов

психически больной пациент палаты №6, страдающий манией преследования. ему примерно 33 года, по происхождению дворянин. около 15 лет назад в его жизни началась череда горестей и неудач. сначала у него умер совсем еще молодой брат, а через неделю арестовали его отца, который погиб в тюремной больнице от тифа. после этого иван дмитриевич вместе с матерью остались без дома и имущества. он стал подрабатывать учителем за гроши, после смерти матери сначала какое-то время от горя слонялся без дела, живя на одной воде и хлебе, а потом получил должность судебного пристава. все эти свалившиеся несчастья и послужили причиной разыгравшегося расстройства. с самой молодости герой был весьма хилый и болезненный. он образован, учился в петербургском университете, но учебу закончить не удалось из-за семейных обстоятельств. он очень начитан, но из-за болезни потерял всякий интерес к книгам. громов очень воспитанный, умный, мыслящий и искренний. но одновременно он мнителый, пугливый и несдержанный, ему трудно завести какие-либо отношения с людьми, из-за чего друзей у него нет. презирает людей, живущих в городе, «их грубое невежество и сонная животная жизнь кажутся ему мерзкими и отвратительными».

михаил аверьянович

почтмейстер, единственный друг андрея ефимыча в городе. разорившийся зажиточный помещик. характер у него непростой, он «добр и чувствителен, но вспыльчив». из-за этого посетители почты боятся там бывать. по мнению рагина, он является единственным человеком в городе, с которым можно поддержать увлекательную беседу. во время отдыха с доктором почтмейстер лишь пьет, объедается и играет в карты на деньги, успешно проигрывает их, и берет новые деньги в долг у своего друга, которые также продувает и не отдает.

евгений федорович хоботов

молодой врач, присланный на подмогу андрею ефимычу. он абсолютно безразличен и циничен по отношению к больным. его работа в больнице не приносит совершенно никакой пользы. надменный, чванливый и двуличный, он пытается хитростью подсидеть рагина, что ему успешно удается сделать.

никита

сторож в больнице. старый солдат в отставке, внешность у него грозная, устрашающая. тупой и бездушный, считает, что ради порядка в больнице пациентов необходимо бить. издевается над душевнобольными, к которым приставлен охранником, без следа совести избивает и обирает их, и не несет за это никакой ответственности, поэтому чувствует себя очень свободно в своих ужасающих действиях.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика «Палаты № 6» весьма своеобразны:

Смысл

Основная идея А. П. Чехова — это показать читателям, чем чревато безразличие. Мы видим небольшой серый уездный город, который находится в далеко не лучшем состоянии именно из-за наплевательского отношения ко всему людей, живущих в нем. Этот город является прообразом России времен Чехова. Таким образом, писатель хотел всколыхнуть в умах и душах своих современников мысль об изменении себя, об изменении отношения к окружающим людям, к своей родине, к жизни. Для этого он продемонстрировал читателям главного героя, которого на протяжении всего произведения окружают одиночество, жестокость и равнодушие, постепенно приводящие к его смерти.

Главной мыслью, которую хотел донести автор своим произведением является то, что общественные, нравственные и духовные проблемы затрагивают абсолютно каждого из нас, и мы ни в коем случае не должны отнекиваться от них, закрывать на них глаза. Не борясь с ними, любой из нас может так же, как и Рагин, оказаться в «палате №6»

Критика

Произведение имело оглушительный успех среди современников А. П. Чехова. Они отмечали правдоподобность характеров и событий, прозрачность и точность сюжета и важность поставленных вопросов и затронутых тем. Н. М. Ежов в письмах писателю писал, что журналы с повестью быстро скупались со всех прилавков магазинов по всей Москве.

Критик А. М. Скабичевский восторгался повестью, уверяя, что «Палата №6» является одной из самых лучших работ писателя, и после ее прочтения он целый день был под сильным впечатлением. С ним были солидарны также редактор и издатель В. Г. Чертков, писатель-юморист А. С. Лазарев (Грузинский) и писательница С. И. Смирнова-Сазонова.

Художник И. Е. Репин был совершенно поражен и очарован произведением, в своих письмах автору он искренне благодарит его за эту повесть. Л. Н. Толстой в своей оценке был краток и красноречив: «Какая хорошая вещь Чехова «Палата №6″…».

Писатель и публицист Н. С. Лесков смело утверждал, что в своей повести Антон Павлович показал истинную, неприкрашенную Россию: «В «Палате №6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата №6. Это — Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его — это Русь!».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *