палата номер 6 карен шахназаров
Палата №6
Главврач Рагин работает в провинциальной психиатрической клинике. Он повидал сотни, если не тысячи, пациентов с самыми разными диагнозами. Но когда Рагину выпал шанс познакомиться с Громовым, в докторе что-то изменилось. Он заметил, что его пациент – не просто псих, а человек с собственным философским видением мира и оригинальным способом мышления. Врач всё больше общается с пациентом и неожиданно для самого себя понимает, что окружающий мир еще более безумен, чем его душевнобольной собеседник. На почве открытия доктор и сам понемногу сходит с ума. Но разве есть у сумасшествия какие-то четкие границы? Кто способен провести разделительную линию между адекватностью и безумием? Всё, что Рагин изучал десятилетиями, теперь становится простой условностью.
Палата №6 – тонкая драма Карена Шахназарова и Александра Горновского. Фильм сюжетно близок ко другим работам Шахназарова. В центре сценария лежит история стареющего человека, который запутался сам в себе и больше не понимает, каковы его взгляды на этот мир. Естественно, лучшего кандидата, чем Владимир Ильин, на такую роль попросту не найти. Что же касается странного пациента, то его сыграл Алексей Вертков. Также в фильме появились Александр Панкратов-Черный, Евгений Стычкин и другие известные артисты.
Интересно, что основу сценария фильма составляет произведение Антона Павловича Чехова. Но, в отличие от первоисточника, фильм начисто лишен юмора и представляет собой сложную психологическую драму. Картина получила приз за лучшую мужскую роль на Московском международном кинофестивале.
Палата №6
составлен из 7
отзывов с оценкой
составлен по 3
рецензиям критиков
Трейлер
Просмотр
Описание о чём фильм
В фильме Палата №6 по роману А.П. Чехова мы узнаем историю главного врача провинциальной психиатрической больницы, который среди своих пациентов обнаруживает одного нормального человека. Но вскоре в беседах с этой неординарной личностью доктор сходит с ума и сам становится пациентом своей клиники.
Отзывы зрителей
Не критика, но мысль…
Являясь потомком Андрея Ефимыча Рагина (шутка), искренне обеспокоился судь-бами обитателей многочисленных психбольниц, и уделил особое внимание исследованию проблем, описанных в рассказе Чехова «Палата №6».
Перечитав рассказ ещё раз, а заодно и просмотрев одноимённый фильм режиссёра К.Шахназарова, погрузился в мир душевнобольных, а также докторов, заботящихся и осуществляющих надзор за этими самыми больными.
Всем понятны идеи Антона Павловича, выраженные в рассказе. Государственная система (тюрьмы, психбольницы и др.) уродлива и жестока, служит угнетению человека и не выполняет своих позитивных функций, хотя и стремиться к этому. Количество психи-чески больных год от года увеличивается, вылечить их всё труднее, и то светлое будущее, «когда закончат своё существование тюрьмы и сумасшедшие дома» совсем не желает приближаться. Задачи медицины – облегчать страдания и «мешать людям умирать» вы-глядят бессмысленными. К тому же никто не застрахован, и в любой момент может ока-заться в роли пациента…
Написано просто и гениально и не требует пояснений.
Но современное время во многом отличается от чеховского. Мир стал более слож-ным, перенасыщенным техникой, машинами, элементами комфорта и средствами инфор-мации. Человек стал более интеллектуальным, ум его – жадным и неразборчивым в по-глощении пищи – той же информации, переизбыток которой и приводит к вышеуказан-ным заболеваниям и последствиям в виде необходимого пребывания в соответствующей палате.
Современные фильмы стали стремительно динамичными и угрожающе шокирую-щими. И хотя, истина чиста и проста, но не привлечь современный ум чистотой и просто-той и не уверить в каких-либо объективных истинах, а тем более не убедить в необходи-мости проявления человечности и сострадания к несчастным и обездоленным без показа обнажённой действительности.
Очевидно, фильм К. Шахназарова выражает те же идеи, что и рассказ великого классика. Но в переложении для современного ума. Изменился ли система за сто с лиш-ним лет? Нет. Те же тюрьмы и психбольницы. Нет у человека свободы, и нет счастья в жизни…
Обитатели палаты такие же люди, как и мы с вами. За внешними атрибутами забо-левания или даже открытого уродства скрываются натуры ранимые и требующие к себе человечного отношения. У каждого свои чаяния и надежды, желание быть полезным об-ществу, реализовать своё законное право стать свободным. А кто считал, сколько их вне стен больниц, людей, которым медицина однозначно поставит диагноз психического за-болевания? Элементы социально опасные ходят рядом с нами, и никто не в силах их вы-явить и отправить на лечение. Правильно сказал доктор Рагин: «все зависит от случая. Ко-го посадили, тот сидит, а кого не посадили, тот гуляет…».
Такова жизнь, и обычная человеческая логика. Как нам относиться к человеку, ко-торый живёт рядом, но чем-то не похож на нас, думает не так и делает не так? Возлюбить ближнего своего? Или попытаться понять его? Нет уж! Проще и безопаснее отгородиться от него толстыми стенами и прочными решётками. И относиться как к недочеловеку. Ко-нечно же, речь не идёт о социально опасных.
Никто не застрахован… И сам главврач Рагин со своими гуманистическими идеями в конце концов оказывается заложником системы и погибает от неё самой. В пресловутой палате №6. А всего лишь потому, что был не как все. И слишком много философствовал. «Раз существуют тюрьмы и сумасшедшие дома, то должен же кто-нибудь сидеть в них».
Скорее безумство мира, чем трагедия отдельных личностей…
Лишь смех ребёнка в конце фильма вносит нечто человеческое и позитивное в эту безрадостную картину. Хотелось бы, чтобы этот ребёнок не унаследовал от нас хоботов-ский цинизм и презрение к человеку несвободному и глубоко несчастному. Хотелось бы, чтобы светлое будущее, на которое возлагал надежды Антон Павлович, когда-нибудь на-ступило бы.
Наверное, сегодня, учтя все «великие» наши достижения, классик написал бы этот рассказ примерно так, как его прочитал К.Шахназаров и попытался донести до нас с ва-ми…
Рецензия на фильм «Палата №6»
Претенциозная, хотя и искренняя попытка доказать, что палата номер шесть действительно всюду.
Хрестоматийный сюжет Карен Шахназаров оставил без изменений. Сохранилась даже чеховская лексика. Единственная дань современности – в темах диалогов: герои обсуждают поездку в отпуск в Анталию (в оригинале, кажется, был Кисловодск). Зато «версты» так и остались «верстами» – не уступив дорогу нынешним километрам. Все это, казалось бы, допустимая мера условности: ну, говорят люди, притворяющиеся, что живут в 2007- 2008 годах, в старомодной манере. Ну, нравится им, как и режиссеру Карену Шахназарову, тот не замутненный жаргонизмами великий русский язык.
Но – как писал Довлатов, отталкиваясь от выражения «какое время, такие и песни», – «хороший переводчик имеет дело не с песнями. Он имеет дело с временем». Карен Шахназаров, решивший приспособить знаменитую чеховскую историю под современность, наверное, весьма профессиональный режиссер. Но переводчиком он оказался плохим. И, что еще важнее, так и не сумел объяснить: зачем этот перевод нужен.
Можно было пойти по пути традиционной экранизации: все аллюзии и сравнения возникли бы у зрителя сами собой, без всякого педалирования: и чеховский материал, и нынешняя жизнь к тому располагают. Можно было снять кино «по мотивам» – с осовремененными характерами и современной речью. Путь же, по которому пошел Шахназаров, при всей его кажущейся актуальности получился самым неинтересным и самым проигрышным.
Фальшь всего происходящего на экране лишь подчеркивается и как бы репортажным методом съемки (за кадром существует некий документалист, работающий над картиной о местной психушке и неожиданно углубляющийся в сюжет), и прологом, где показаны настоящие сумасшедшие, говорящие в камеру о себе и о том, что их на самом деле волнует. Рядом с этим все остальное – бессмысленный и скучный спектакль.
Под неизменным номером 6
13-й фильм Карена Шахназарова
рассказывает Андрей Плахов
Хотя и снятый под несчастливым числом, новый фильм Карена Шахназарова оказался удачным и приятно неожиданным в творчестве самого молодого из наших мэтров кинорежиссуры. Этому помогло другое, счастливое число: «Палата номер 6» Антона Чехова вот уже сотню лет остается безотказным художественным брендом, источником вдохновения деятелей театра и кино. Всего несколько лет назад появился фильм «Рагин» Кирилла Серебренникова, названный так по имени главного героя бессмертной повести, которого сыграл Алексей Гуськов. И вот теперь — шахназаровская версия.
Сценарий фильма режиссер вместе с драматургом Александром Бородянским написали еще 20 лет назад, и он был рассчитан на Марчелло Мастроянни как идеального исполнителя главной роли. Великий итальянский артист был на редкость близок традициям русской литературы, мечтал сыграть Обломова, снялся в «Очах черных» — тоже по Чехову. Проект Шахназарова курировала та же самая итальянская продюсер Сильвия Чекки Д`Амико, что работала с Никитой Михалковым. Уже вовсю шла подготовка к съемкам, но вдруг продюсеры передумали. По их мнению, такая мегазвезда, как Мастроянни, должен был предстать в классической версии чеховского произведения, а режиссер и драматург задумали перенести действие в современность, снимать в настоящем сумасшедшем доме и твердо стояли на этом.
Если бы фильм появился на 20 лет раньше, скорее всего, он был бы воспринят как отражение абсурда тогдашней России в духе «Города Зеро» того же Шахназарова. Сегодня режиссер думает, что это могло бы выглядеть конъюнктурой, и не жалеет о том, что проект был отложен до лучших времен. К тому же наработки не пропали — Шахназаров с Бородянским тут же приступили к работе над фильмом «Цареубийца» с Малкольмом Макдауэллом и Олегом Янковским, ключевые сцены которого были сняты в Ногинской психиатрической лечебнице.
А «Палата номер 6» снималась в психбольнице на территории Николо-Пешношского монастыря в Подмосковье. Место Марчелло Мастроянни занял Владимир Ильин, и это была единственно возможная замена. А в роли собеседника и оппонента Рагина — пациента Громова — снялся молодой артист Алексей Вертков, внешне немного смахивающий на Макдауэлла. Принимал участие в этом проекте и ученик Карена Шахназарова Александр Горновский, который даже предполагался постановщиком картины, но в итоге в титрах обозначено: «при участии Горновского».
Самое принципиальное в достигнутом результате — отказ от классического подхода и возвращение Шахназарова к нонконформистским идеям своей молодости, даже если они проведены не всегда достаточно последовательно. Большая часть фильма снята современными мобильными камерами, что позволяет избежать налета академизма. Один из пациентов больницы — художник — явно ассоциируется с художником-авангардистом Владимиром Яковлевым, в съемках участвуют многие реальные больные, и самое трудное было скрыть зазор между ними и профессиональными артистами. Проблемой было также сохранить универсальность чеховского сюжета, тонко осовременить его, чтобы старые слова (как «синекура») сочетались с новыми реалиями (стриптиз-бар, поездка в Анталью), и это не резало глаз и слух. Главное удалось, в фильме передан величественный трагизм жизни — тот, с которым каждому человеку, как бы он ни был в себе уверен, приходится столкнуться хотя бы раз.
Палата № 6 (фильм)
Содержание
Сюжет
Сценарий фильма написан по мотивам повести. Сохранив её фабульную основу, авторы перенесли действие в настоящее время.
Главный врач провинциальной психиатрической больницы Рагин обнаруживает в одном из своих пациентов (Громове) человека с оригинальным мышлением, более того — собственной философией. В беседах с душевнобольным доктор видит безумие мира и скоро сам теряет рассудок. Но кто вправе решать, где та грань, за которой начинается безумие?
В ролях
Съёмочная группа
Художественные особенности
Дополнительные факты
Ошибки
Награды и номинации
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Палата № 6 (фильм)» в других словарях:
Палата — Палата старорусское слово, для обозначения дома или дворца. Происходит из латыни[1], родственное украинскому палац, французскому палас (palace) или пале (palais), английскому пэлэс (palace). Во времена Русского царства, словом палата стали… … Википедия
Палата №6 (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Палата № 6. Палата № 6 … Википедия
Палата (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Палата. Палата (англ. The Ward) фильм ужасов Джона Карпентера.[1] Сценарий фильма написали Майкл Расмуссен и Шон Расмуссен. Главные роли в фильме исполняют Эмбер Хирд и Дэниель Пэнебейкер.[2]… … Википедия
Палата №6 — Жанр Драма … Википедия
Палата (фильм, 2010) — У этого термина существуют и другие значения, см. Палата. Палата The Ward … Википедия
Палата № 6 (значения) — Палата № 6: Палата № 6 повесть Антона Павловича Чехова. Палата № 6 (фильм) художественный фильм по мотивам повести. Палата № 6 (группа) советская рок группа во главе с Максимом Пашковым … Википедия
Цареубийца (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Цареубийца (значения). Цареубийца … Википедия
Нечто (фильм, 1982) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нечто. Нечто The Thing … Википедия
Пролетая над гнездом кукушки (фильм) — Пролетая над гнездом кукушки One Flew Over the Cuckoo’s Nest … Википедия
Хэллоуин (фильм — Хэллоуин (фильм, 1978) Запрос «Хэллоуин (фильм)» перенаправляется сюда; О снятом в 2007 году ремейке см. Хеллоуин 2007 (фильм). Хэллоуин Halloween … Википедия