палата номер 6 год написания
Палата № 6
Содержание
Персонажи
Сюжет
В небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. В палате обитают пять человек, среди которых дурачок Моисейка и бывший судебный пристав Иван Дмитрич Громов. После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. Когда он вступил в должность, больница находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Поначалу он работает усердно, однако скоро начинает скучать и понимает, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. От таких рассуждений Рагин забрасывает дела и ходит в больницу уже не каждый день. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает чтение. Он читает всё подряд, отдавая за книги половину жалованья; больше всего любит философию и историю. Читая, чувствует себя счастливым.
В один из весенних вечеров Рагин невзначай навещает палату № 6. Там он обвиняется Громовым в воровстве и втягивается в продолжительную беседу. Визиты доктора во флигель становятся ежедневными, разговоры с Громовым производят на Андрея Ефимыча глубокое впечатление. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью. По больничному корпусу разносится слух о посещениях доктором палаты № 6. В конце июня это становится известно доктору Хоботову, молодому врачу, очевидно желающему занять место Рагина на посту главного врача. В августе Андрей Ефимыч получает письмо от городского головы с просьбой явиться в управу по очень важному делу. Состоявшийся разговор становится комиссией на освидетельствование его умственных способностей.
В тот же день почтмейстер предлагает ему взять отпуск и отправиться в путешествие. Через неделю Рагину предлагают отдохнуть, то есть подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву, затем в Петербург и, наконец в Варшаву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывается в карты и, чтобы отдать долг, занимает 500 рублей у Рагина. После этого они возвращаются домой.
Дома ждут финансовые трудности и продолжение разговоров о сумасшествии Андрея Ефимыча. Однажды он не выдерживает и, вспылив, выгоняет из своей квартиры Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно и досадно за своё поведение, утром доктор идет извиняться к почтмейстеру. Михаил Аверьяныч предлагает ему лечь в больницу. В тот же вечер к нему приходит Хоботов и просит совета. Два доктора заходят в палату № 6 якобы на консилиум, Хоботов выходит за стетоскопом и не возвращается. Через полчаса входит Никита с охапкой одежды. Рагин всё понимает. Сначала он пытается выйти из палаты, но Никита не пускает. Рагин и Громов устраивают бунт, Никита бьёт Андрея Ефимыча в лицо. Доктор осознаёт, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние безразличия, и на другой день он умирает от апоплексического удара. На похоронах присутствуют только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка.
История создания
Первое упоминание о повести встречается в письме Чехова к его издателю А. С. Суворину от 31 марта 1892 года:
Веду жизнь по преимуществу растительную, которая постоянно отравляется мыслью, что надо писать, вечно писать. Пишу повесть. Прежде чем печатать, хотел бы прислать Вам её для цензуры, ибо Ваше мнение для меня золото, но надо торопиться, так как нет денег. В повести много рассуждений и отсутствует элемент любви. Есть фабула, завязка и развязка. Направление либеральное. Размер — 2 печатных листа. Но надо было бы с Вами посоветоваться, а то я боюсь нагородить чепухи и скуки. У Вас превосходный вкус, и Вашему первому впечатлению я верю, как тому, что на небесах есть солнце. Если не будут торопиться печатать мой рассказ и дадут мне месяц-два для поправок, то разрешите мне прислать Вам корректуру.
— Письмо А. С. Суворину от 31 марта 1892 года [2]
Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствуют женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию. Могу прислать Вам оттиск, если буду знать Ваш адрес после июня.
— Письмо Л. А. Авиловой от 29 апреля 1892 года [4]
В письме А. С. Суворину от 15 мая он пишет, что послал конец повести и начал писать новую (вероятно, имеется в виду рассказ «Соседи»):
Я уже прочёл корректуру, послал конец, а ответа нет и нет! Вероятно, мне не заплатят, ибо дела и судьба журнала тесно связаны с крахом нотариуса Боборыкина. Потерпите, вышлю долг, ибо пишу ещё повесть.
— Письмо А. С. Суворину от 15 мая 1892 года [5]
Экранизации
Интересные факты
Примечания
Литература
трилогия»
статьи
Полезное
Смотреть что такое «Палата № 6» в других словарях:
Палата — Палата старорусское слово, для обозначения дома или дворца. Происходит из латыни[1], родственное украинскому палац, французскому палас (palace) или пале (palais), английскому пэлэс (palace). Во времена Русского царства, словом палата стали… … Википедия
ПАЛАТА — палаты, жен. [латин. palatium]. 1. только мн. Дворец, великолепное здание, первонач., встарину, каменное (устар.). «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты.» Пушкин. Боярские палаты. «Великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах… … Толковый словарь Ушакова
ПАЛАТА — (от лат. palatium дворец). 1) великолепное здание. 2) название некоторых присутственных мест в России. 3) во Франции и Англии: часть парламента. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАЛАТА 1)… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАЛАТА — и полата жен. или мн. палаты, дворец, великолепное жилое здание государя, вельможи, особ. каменное. | твер., вят. каменный дом, а деревянные хоромы. | Палата, здание, перенесено у нас на присутственное место, особ. судебное, как встарь изба:… … Толковый словарь Даля
палата — См. дом, парламент, суд, чертог палаты, ума палата. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. палата дом, парламент, суд, чертог; лагтинг, ландстинг, светелка, психпалата, покой,… … Словарь синонимов
ПАЛАТА — в конституционном праве название представительных органов государственной власти или отдельных их составных частей. См. также Двухпалатная система, Однопалатная система. В других отраслях права, а также в международном праве П. могут также… … Юридический словарь
Палата №6 — Жанр Драма … Википедия
Палата — (от лат. palatium дворец; англ. chamber) 1) в конституционном праве структурная часть парламента или иного высшего представительного (законодательного) органа гос ной власти: П. Федерального Собрания парламента РФ … Энциклопедия права
ПАЛАТА — в праве, 1) название представительных органов или их составных частей.2) Название некоторых государственных или общественных организаций и учреждений (напр., Торгово промышленная палата, Книжная палата).3) В Российской империи судебная палата… … Большой Энциклопедический словарь
палата — ПАЛАТА, ы, жен. 1. Большое богатое здание, помещение (устар.). Каменные палаты. 2. Отдельная комната в больнице, лечебном стационаре. • Ума палата у кого (разг.) очень умён. | прил. палатный, ая, ое. П. врач. II. ПАЛАТА, ы, жен. 1. Название… … Толковый словарь Ожегова
ПАЛАТА — 1) в средневековой русской архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним поддерживающим своды столпом (Грановитая палата).2) Дворцовое учреждение, размещавшееся, как правило, в подобных залах (Оружейная палата) … Большой Энциклопедический словарь
Почему с точки зрения Чехова рагин оказался в палате. «Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…» (Палата №6 А.П. Чехова)
Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1892 год.
История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла свое отражение и с реалиями России времен правления Александра III.
Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.
Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и ее обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
Громов и рагин сравнение таблица. Спор громова и рагина
История создания
Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жесткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.
Большое влияние на Антона Павловича оказала и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».
Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло свое отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключенными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жестокое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещенный человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.
Посмотрите, что еще у нас есть:
«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объемом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.
Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.
Сочинения«Сашка» анализ произведения Кондратьева – проблематика, жанр, история создания, тема рассказа
Сочинения«Война и мир» анализ романа Толстого – история создания, жанр, смысл названия, проблематика произведения
В своем произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.
Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоем кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.
Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчемной.
Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.
Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.
Тематика произведения
Жизнь маленького больничного флигеля наводит Чехова на необычные размышления. В результате Антон Павлович написал «Палата № 6», затрагивая одновременно несколько тем:
Антон Павлович неспроста выбрал объектом рассказа больничный флигель маленького города. Это помогло автору поднять множество сложных тем и ярче отобразить основную идею повести.
Композиция
Проводя в повести «Палата номер 6» анализ произведения, необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:
Проблематика повести
В повести автор рассматривает множество различных проблем. Он говорит о невежестве, жестокости и безразличии человека к окружающему миру. В произведении врачи наплевательски относятся к больным, судьи к подсудимым и пр. Даже Михаилу Аверьяновичу нет дела до товарища Андрея.
Писатель раскрывает зло человеческого равнодушия — это главная проблема книги. Злоба правит везде и в итоге убивает главного персонажа. Никто не пришел к нему на помощь, ведь за всю жизнь мужчина сам никому не помог, выстраивая теорию оправданий.
Социальная проблема также имеется в повести. Читателям демонстрируется флигель лечебницы, в котором постоянно не хватает лекарственных препаратов. Кроме того, само здание требует срочного ремонта — все это результат халатности местных чиновников. У пациентов нет выбора, поэтому они вынуждены обращаться к безразличным медикам.
Философские темы самоопределения и сути человеческой жизни часто поднимаются в спорах Андрея и Ивана. Один утверждает, что люди должны равнодушно относиться ко всему, что происходит вокруг, якобы в этом и состоит истинная гармония.
Второй считает, что человек создан для свободы и радости, его назначение заключается в саморазвитии. Кто из героев прав, может решить только читатель.
17-18 главы. Новый больной
Краткое содержание «Палаты № 6» Чехова продолжается тем, что к Рагину приходит Никита, приносит ему больничный халат и указывает на его кровать. Андрей Ефимыч садится и начинает убеждать себя в том, что это место не отличается от комнат Беловой. Просыпается Громов и злорадно комментирует положение бывшего доктора.
Отчаяние овладевает Рагиным. Краткое содержание «Палаты № 6» Чехова описывает, как Андрей Ефимыч признается Громову, что окончательно пал духом. Теперь он понял правоту сумасшедшего – философствовать за решеткой не так прекрасно, как на воле. Рагин решает выйти из палаты и начинает стучать в дверь. Но появляется Никита и сильно избивает бывшего доктора. Лежа на своей кровати, герой осознает, что все пациенты палаты № 6 терпели подобное многие годы, а он не хотел даже замечать этого.
10-11 главы. Философские беседы
С этих пор влечет Рагина палата № 6. Чехов находит для своего главного героя достойного собеседника – им оказывается Громов. Доктор часто ходит к умалишенному. Они ведут долгие и оживленные беседы и с увлечением спорят. Рагин получает от этих встреч огромное удовольствие.
О посещении Рагиным палаты № 6 узнает Хоботов. Он подслушивает философскую беседу начальника с сумасшедшим. Никита пребывает в том же недоумении, что и молодой врач. Тогда на следующий день Хоботов приводит Сергея Сергеевича. Слушая разговоры Рагина, они приходят к выводу, что доктор сошел с ума.
Действующие лица
В повести Антона Павловича «Палата номер 6» было несколько главных героев. Краткая характеристика каждого поможет читателю ближе познакомиться с ними:
Повесть Чехова «Палата № 6» затрагивает ряд важных проблем в обществе. Автор повествует о жизни душевнобольных и здоровых героев в психиатрической больнице, поднимает вопросы насилия над людской волей и угнетения разума человека.
Это произведение наглядно демонстрирует пороки общества, которые актуальны по сей день.
15-16 главы. Жизнь на пенсии
Рагин нанял комнаты в небольшом домишке, принадлежащем мещанке Беловой. Здесь он много читал. Иногда ходил в больницу, но оттуда его выгоняли. Пенсии бывшему главврачу не назначили. Изредка к нему приходили Хоботов и Михаил Аверьяныч. Рагин все больше предавался философским размышлениям.
История о мыслящих людях и недалеких обывателях – вот что лежит в основе произведения «Палата № 6». Чехов (краткое содержание это подтверждает) избирает героя-философа и помещает его в уездный город, населенный мещанами, озабоченными только низменными проблемами.
Так, когда к Рагину пришли Хоботов и Михаил Аверьяныч, болтающие о всяких глупостях, бывший доктор, уставший от их разговоров, началах кричать на них и в конце концов выгнал. Однако на утро Рагин, промучившись всю ночь, отправился извиняться перед почтмейстером.
А затем бывший доктор оказывается в палате № 6.
Анализ «Палата номер 6» Чехов
Всего получено оценок: 146.
Всего получено оценок: 146.
Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы и предстоящему ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1892 год.
История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла своё отражение и в реалиях России времён правления Александра III.
Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.
Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и её обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
История создания
Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жёсткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.
Большое влияние на Антона Павловича оказало и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».
Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло своё отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключёнными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жёсткое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещённый человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.
В своём произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.
Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоём кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.
Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчёмной.
Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.
Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.
Композиция
Проводя анализ повести «Палата номер 6», необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Палаты номер 6».
«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объёмом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.
Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.
Антон Чехов «Палата № 6»
Палата № 6
Язык написания: русский
Эта история произошла в одном небольшом уездном городе, в котором лишь одна больница, где, в отдельном флигеле, и разместилась палата для душевнобольных №6. А произошла эта история с Андреем Ефимычем, доктором, который и заведовал этою больницей. Доктор заведовал ею уже 20 лет, но лишь по их прошествии случайно заглянул в этот флигель. Кто же знал, насколько подобный случайный визит может изменить жизнь Андрея Ефимыча?
Впервые — «Русская мысль», 1892, № 11, стр. 76—123. Подпись: Антон Чехов.
С исправлениями включено в сборник «Палата № 6», СПб., изд. А. С. Суворина, 1893, и с незначительными изменениями повторено во 2—7 изданиях того же сборника (1893—1899). Вышло в серии «Для интеллигентных читателей», изд. «Посредник», М., 1893 (изд. 2 и 3—1894 и 1899).
Вошло в издание А. Ф. Маркса.
При жизни Чехова «Палата № 6» была переведена на английский, болгарский, венгерский, датский, немецкий, норвежский, сербскохорватский, финский, французский, чешский, шведский и польский языки.
— «Рагин» 2004, Австрия, Россия, реж: Кирилл Серебренников
— «Палата №6» 2009, Россия, реж: Александр Горновский, Карен Шахназаров
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Одна из лучших повестей автора, а повести и рассказы у него самые сильные в отечественной литературе. И не про сумасшедших это произведение, а про жизнь, про то, как все может перевернуться с ног на голову. Про то, что несмотря на свою мораль и на свой образ жизни, нужно все равно понимать, чтем живет мир вокруг тебя. И что он для тебя готовит. Пережил эту драму вместе с главным героем, как будто это случилось со мной.
Перечитала эту книгу потому, что посмотрела две кардинально противоположные экранизации К. Шахназарова и К. Серебренникова.
Что сказать? Повесть Чехова — одно из самых страшных и депрессивных произведений, я по прочтении всегда тоску испытывала ужасную и клаустрофобию. А произведение о философии и российском менталитете: зачем избавлять человека от страданий, если ими возрастает душа (хотя это вроде бы и стоики проповедовали), жизнь — это смесь острога с сумасшедшим домом, сумасшедшие зачастую гораздо нормальнее здоровых. Да, причём всё так уныло, и как сетовал сам А.П. Чехов без любовной даже истории, без женщины.
Если честно, потому и перечитывать стала, что в экранизации Серебренникова на эту женщину натолкнулась, которой нет у Чехова, да и вообще «Рагин» — очень своеобразный фильм. Советую посмотреть всем, кто читал чеховскую повесть, но только после прочтения.
«Проходил» это произведение ещё в школе, однако, как нетрудно догадаться, в тот жизненный период не оценил повесть по достоинству (как и Платонова, Андреева, и прочих). Давеча решил перечитать и, знаете, неожиданно впечатлило, в первую очередь благодаря масштабности поставленной проблемы.
Два основных персонажа — Рагин и Громов — намеренно нарисованы автором в конфронтации, конфронтации идей и взглядов на жизнь. Кто из них прав? Конечно же, никто. Хотя признаюсь: мне ближе Громов, так как его позиция не ищет мнимых утешений, она лишь подчёркивает жестокую правду — жизнь есть страдание, а оно до поры до времени неизбежно. Рагин, проживая безбедной — поначалу — жизнью, утверждает, будто страдания нужно преодолеть, причём преодоление их, по разумению доктора, не составляет большого труда. Страдать необходимо — вот окончательный диагноз доктора. Почти что христианская идея! Разумеется, всё это глупости и досужие мысли. А если подумать, размышления Рагина и Громова — не более, чем закономерные отражения их жизненного уклада: Рагин, привыкший к сытому существованию, утверждает, что боль и унижение можно легко перенести; Громов, оказавшийся на самом дне социальной ямы, говорит, что страдание — единственное, что есть в жизни, однако его всеми путями необходимо избегать.
Эта сентенция — лучшее, на мой взгляд, что содержит в себе текст. Остаётся добавить, что философствование этой самой «мелюзги» чаще всего и ведёт её к погибели. Неудивительно, что в кульминации истории, зло, безвольно посеянное Рагиным, становится изощрённым орудием мести, направленным против него же самого. Таким образом повесть жестоко высмеивает бесцельную рефлексию подобных интеллектуалов-одиночек, как Рагин, рассматривая последнюю как зло отказа от ответственности, попытку убежать от проблем за счёт их отрицания (не это ли — самый пагубный нигилизм из всех возможных?). Нельзя не подчеркнуть очевидного: так же и мы, когда создаём общество (а создаёт его любой из нас), частенько отказываемся принимать во внимание последствия того, какими методами мы для этого пользуемся. Выражаясь иными словами, незнание не освобождает от ответственности. И даже не в юридическом понимании, а скорее в общечеловеческом.
Ещё одно: не сказал бы, будто язык произведения прямо таки превосходен, если только в том смысле, что тут абсолютно не к чему придраться: автор избегает красивостей, но также избегает и сухости в повествовании, перегруженных образами и описаниями предложений. В итоге получается несколько отстранённая, безэкспрессивная картина, однако довольно-таки живая, обладающая собственным стилем.
В общем, читайте. В романе много идей, я затронул лишь малую часть. Но это не для школьной программы, очевидно.
Прекрасный слог и действует бодряще на мозг в маложивой период жизни. Черты героев нахожу в себе и в своих знакомых, начинаешь рассатривань некоторые вещи со стороны. За что и обожаю классику) Коротко и атмосферно.
Мастодонтально — железобетонное основание массы философИческих конструкций «про суть человеческого естества». Сегодня прочёл три совершенно разнородных ФантТекста — и по объёму и по тематике и по иным прочим качествам. Но в каждом из оных текстов — есть «ментальные отсылки» к неким «первоисточникам». И самый очевидный из оных первоисточников — вот эта Палата. Как некий «концентрат смыслов», «фильтр направлений осмысления» и «формализатор концепций».
Приятно осознавать, что в бесконечном океане возможных реализаций Реальности есть некие базовые узловые точки, которые вполне могут быть использованы для упорядочивания и систематизации массы возможных вариантов. Но сама «приятность» определяется прежде всего тем обстоятельством, что оные «базовые узловые» были «преподаны» в своё время когортой Учителей, и ныне, в отрыве уже от того счастливого Времени, они — несомненно — все более «базовые» и все более «узловые».
Мозгам есть на что опереться
Что есть безумие? Меня всегда занимал вопрос — как это, стать сумасшедшим? Понимает ли человек, что сходит с ума? И что если это не все вокруг сошли с ума, а я, но даже не подозреваю об этом?
Эта удивительная повесть в том числе и об этом. Кто никогда не видел мест, где содержаться психически нездоровые люди, никогда не смогут понять — что это за место и какие чувства оно вызывает. Но Чехов очень тонко сумел передать образ палаты с умалишенными. И то как они живут, и то как с ними обращаются, и то, кто именно там живет. И все ли там сумасшедшие?
В небольшой повести вместилось много всего. Здесь отлично передана атмосфера небольшого провинциального городка в Российской империи конца 19 века. Настолько детально, что прям ощущаешь всю эту безысходность и разительное отличие с современностью. Даже задумываешься — как люди тогда жили то? А ведь жили. И творили. Кроме того, здесь есть и философия, в мыслях и речах умных людей. Диалоги, которые не кажутся придуманными из головы. Описание жизни уездной больнички, где что-то было совсем другим, а что-то, вроде отдельных вороватых личностей — мало отличается от современности. Как и сейчас — были люди, которым на все плевать и те, кто о чем-то задумывался, хотя и не всегда мог что-то сделать. В общем повесть небольшая, а будто прочитал целый том. Ведь как иногда бывает — прочитал талмуд на 500 страниц, а будто ничего там и не было. А здесь прочитал 50 страниц — и столько всего уместилось. Ничего лишнего, все по делу. Вот уж где краткость сестра таланта.
Так о чем же повесть? О людях и безумии. Да и не все ли мы безумны? Ведь никто даже толком не знает, что есть норма, а что есть заболевание.
Нам расскажут и покажут, как человек, на примере Ивана Дмитрича, постепенно превращается из умного и образованного индивида в умалишенного. При этом способствуют этому процессу жизненные обстоятельства и окружающая действительность. Отчаяние приводит к беде. Хотя. насколько он был безумен? И вряд ли считал себя таковым. Почему он сидит взаперти, а сотни других сумасшедших на воле?
В противовес ему Андрей Ефимыч, тоже умный и образованный, но наоборот, вполне себе не знающий горя и не тревожащийся из-за мелочей, живущий по течению. Его тревожит лишь то, что нет вокруг умных людей. Трава раньше была зеленее, люди умнее, а сейчас все пошло под откос. Да и места тут не столичные, все одна сплошная деревенщина.
И вот сталкиваются два мировоззрения. Один утверждает, что нет разницы между теплым кабинетом и больничной палатой, но сам ничего не видел в жизни, кроме теплого кабинета. Рассуждает о боли и страданиях, никогда их не испытывая. Говорит о том, что обычный человек видит причины всего снаружи, а умный и мыслящий — внутри себя. Легко судить о том, что деньги ничего не значат, когда их у тебя куры не клюют. Легко судить о страданиях, когда ты никогда не страдал.
Почему есть те, кого держат в психлечебницах, а есть те, кого не держат? И казалось бы, одни больны и сидят, другие здоровы и. А насколько мы можем определять кто здоров, а кто нет? Психиатрия еще совсем недавно творила ужасные вещи и можно ли ее вообще было назвать наукой? А сейчас? И не может ли быть так, что нездоровые решат, что они здоровы и упекут за решетку тех, кто будет не такими как они? Ведь как говорят герои повести, чистая случайность, что одни сидят в палате №6, а другие свободно ходят по городу. Ведь раз есть сумасшедшие дома — то кто-то в них должен сидеть. Но проблема не в этом. Проблема в том, кто и как решает, а кто же должен там сидеть. И в конце мы увидим, как это может решаться. Все люди разные. Иногда мы просто можем посчитать, что раз человек отличается от нас, значит он какой-то не такой. Может он психически больной? Ведь он другой? Умный и трезво мыслящий среди глупых и недалеких всегда будет чужим. Не таким. Может быть даже психом? А стоит только получить ярлык — и в одно мгновение ты можешь для окружающих стать совсем другим.
Забавно, что человек, который искренне считает себя умным, может таким и не быть. А быть философствующей мелюзгой. Легко философствовать, когда жизнь удалась. Или по крайней мере — не бьет тебя каждый день. А стоит столкнуться с жестокой реальностью, попасть под каток сложностей и страданий, как слетает все это высоколобое философствование. И как бы горько и обидно не было, а «эта жизнь кончится не наградой за страдания, не апофеозом, как в опере, а смертью; придут мужики и потащат мертвого за руки и за ноги в подвал.» Все мы там будем.
Очень депрессивная повесть, во многом схожая с «Мелюзгой» Куприна и «Цареубийцей» Шахназарова.
История о том, как интеллигентный, образованный, думающий человек, столкнувшись с тупостью, инертностью российской глубинки, опускает руки и действию предпочитает пассивность. Читая повесть, задумываешься о том, зачем вообще нужно общество. Человек в основе своей одинок, без общения с себе подобными он легко обращается к своему биологическому естеству. И не так уж важно, что он читает книги и со стороны продолжает выглядеть как интеллигент — ведь это лишь внешнее обличье, а читает он просто по привычке, по инерции, книги и журналы для него — средство к эскапизму. Книга, к сожалению, не всегда может заменить живого общения с человеком своего круга.
В какой-то момент главный герой всё же находит интересного собеседника, в этой пресловутой палате № 6. Общение с ним он находит полезным, познавательным. И вполне закономерно, что в итоге сам находит последний приют на соседней койке. Общество в данном случае строго следует правилу «С кем поведёшься. »
Можно ли считать такой конец несчастливым? Сложный вопрос. Разве не этого умиротворения искал доктор последние годы своей жизни? Покой и уют. И занимательный собеседник.
Как ту не вспомнить известный интернет-мем последних лет про котлетки с пюрешкой? Быть может, настоящее сумашествие — это наша повседневность? А дом для умалишённых — это единственное спокойное место?
Нашёл пару комичных вещей в начале произведения, было смешно 🙂 А также сюжет подействовал как учение: не халтурь на работе, а то тебе воздастся! И сами герои понравились, особенно как описан быт доктора, и сумасшедший с манией преследования (с одной стороны смешно
Это возможно одна из лучших книг, которые я прочитала. Что необыкновенно в рассказах Чехова, это то, что через несколько лет перечитав повесть вы совершенно иным образом поймете её смысл
Лучшее у Чехова. Красивый язык, выпуклые персонажи, глубокая философия. Если читать у автора что-то одно, то либо это, либо «Даму с собачкой».