палата номер 6 чехов разбор

«Палата №6», анализ повести Чехова

Многие произведения А. П. Чехова, обладающего удивительным талантом выражать суть жизни в историях личностей, поражают своей проникновенностью и жизненностью. Они уводят читателей в раздумья, заставляют стремиться к познаванию сущности себя и сущности жизни в целом.

Одним из таких произведений А.П. Чехова является повесть, написанная в 1892 году, с незамысловатым названием «Палата № 6», которое выбрано автором в связи с местом происхождения основных событий. В то же время название представляет собой символ общества, в котором одни мучаются, а другие их не понимают и не желают понять.

Дух реализма чувствуется здесь уже с первой главы, когда описываются речи Ивана Громова о насилии и подлости, о надеждах на прекрасное будущее.

Сам Иван Дмитрич является весьма интересным героем повести. В отличие от многих соседей по палате – молчаливого рыжего мещанина, еврея Мойсейки, бесчувственного круглого мужчины и худощавого собирателя орденов – он действительно деликатный, умный. Резкие и неприятные перемены в жизни, потери, болезни довели его до сумасшествия. Среди всех пациентов 6-ой палаты Громов один сознательно ухаживал за другими и вежливо обращался с ними. Этих людей, разных по характерам и жизненным путям, объединяет одно: все они когда-то были обычными и даже выдающимися людьми. В эту скудную палату их привели пережитые страдания.

А. П. Чехов проявил свое мастерство не только в увлекательных сюжетных линиях и мудрых взглядах на жизнь, но и в самом стиле написания. Повесть начинается с некой «экскурсии» в палату №6, и это производит на читателя такое впечатление, будто он действительно оказался на описываемом месте.

Источник

Анализ произведения Палата № 6 Чехова

Рассказ Чехова палата №6 является одним из наиболее популярных и популярность эта обуславливается в основном абсурдным сюжетом, который парадоксальным образом довольно точно описывает действительность. Причем действительность там описывается не только метафорически, но и вполне подробно, сама ситуация, когда доктор легко может стать пациентом сумасшедшего дома просто по причине социальной неугодности является вполне актуальной и для современного российского общества.

Вообще, если говорить о произведениях Чехова, то во многих звучат темы и рассматриваются такие структурные механизмы общественного устройства, которые существуют и до сих пор. Люди не придумали ничего нового, расплодились, но не выросли. Люди не переосмыслили опыт Рагина, не оценили негативных примеров Хоботова или Михаила Аверьяныча.

Прогресс человечества заключается только в возможности дать большему числу людей читать Чехова. Парадокс заключается в возможности прочтения этого рассказа людьми, которые подобны Хоботову, почтмейтеру или дворнику из Палаты. Каждый прочитает и поймет нечто для себя, но продолжит действовать как раньше.

Об этом, наверное, и писал Чехов. Этот мир во многом обуславливается властью и подлостью завистников, нелепыми социальными устоями, когда поиск истины завершается палатой и полной изоляцией личности, маргинализацией такого элемента как неугодного. При этом такой как почтмейстер, который является подлым и вредным человеком, для общества угоден, ведь он не рефлексирует собственную подлость и, соответственно, не будет искать подобных качеств и в других.

На подобном механизме и поддерживается безопасность общественного уклада, «нормальность» людей, которые просто избегают «скользких» тем. Рагин тоже оставался в этом приемлемом поле, но только стоит ему ступить на «лед», где мысли могут быть опасными, он соскальзывает «под белы рученьки» своих друзей-приятелей, о нем «заботятся», его хотят «вылечить». Пронизывающий ужас от факта точности описания Чеховым общественного уклада и привлекает к этому рассказу такое внимание, еще больший ужас возникает от понимания отсутствия воздействия подобных рассказов на перемены в обществе и сознании людей.

2 вариант (10 класс)

В тысяча восемьсот девяносто втором году в печатном издании «Русская мысль» выходит произведение, именуемое современниками «Палата номер шестой», в наше время – «Палата № 6». Эта повесть была написана Антоном Павловичем Чеховым. В свое время получивший профессию врача, более всего будущий великий писатель интересовался человеческим разумом и человеческим духовным развитием. Скорее всего это и повлияло на появление данной повести.

Действие происходит в крохотной больничной пристройке, которую обосновали как палату № 6 – место для душевнобольных людей. Само по себе место описано достаточно унылым, тягостным и не воодушевляющим, что, пожалуй, достаточно актуально показывает и нынешнее состояние больниц для сумасшедших. Персонал «Палаты» разномастный по характеру и типажу, например, сторож по имени Никита очень деспотичен к больным, причина тому – любовь к порядку. А один из главных персонажей – доктор Рагин Андрей Ефимович, является хоть и по началу весьма доброжелательным и учтивым, но со временем ему становится скучно, он начинает прогуливать работу, а потом и во все сводит себя к тому, что при помощи алкоголя и лености ума становится душевнобольным и умирает в «Палате».

В «Шестой» находятся на лечении всего пятеро человек. Автор прекрасно показывает сложности личности и остроту болезни каждого больного. Прописан каждый персонаж отделения, даже их внешность сильно разниться меж собой, отлично дополняя образы. Страшно то, что в палате не лечат своих подопечных. Ни горожанам, ни администрации больницы этого не нужно. Здесь, в этих стенах человек с расстройством психики или личности находится в безопасном расстоянии от здоровых людей. Они не навредят никому, кроме самих себя, а это население города не интересует. Врачи не выводят шизофреников из их вымышленного мира, что совершенно по началу не принимает новый врач Андрей Ефремович. На внешность Рагин достаточно суров и брутален, но само его душевное устройство очень нежно, а характер слишком мягок. Бороться с системой у него совсем не получается, поэтому наступает смирение с порядком. А затем и пропадает интерес вовсе. Политика его лечения становится такой же как у «Палаты». На фоне этой апатии появляется алкогольная зависимость, потому что дома занятий, кроме как чтения философии, Рагин себе не находит.

Однако самым сильным ударом для личности молодого врача становится знакомство с больным Громовым Иваном Дмитриевичем. Последний является сыном зажиточного чиновника, чья череда несчастий и бед перелегла и на судьбу сына. От этого Иван Дмитриевич заболевает странностью, выражавшейся в манию преследования.

Рагин начинает тесное и даже постоянное общение с больным Громовым. Ему интересен этот человек не как больной, а именно собеседник, возможно даже друг и главный спорщик. Он находит в нем своего идеального ценителя философской мысли. Частые такие вот «посиделки» оборачиваются тем, что врача Рагина начинают подозревать в психическом расстройстве (иначе зачем нормальному человеку столько общения с душевнобольным?). Очень удобно поддерживать эту позицию для соперника Андрея Ефимовича – также врачу Хоботову. Последний начинает влиять на власть города и, заручаясь их поддержкой, убирает с должности Рагина, назначая его в сумасшедшие.

Только после попадания в «Шестую» в душе бывшего врача меняется суждение о жизни, восприятия его собственной философии. И Андрей начинает протестовать, высказывая свое недовольство ситуацией и порядком. На помощь другу и новоиспеченному «сокамернику» подключается и Иван Дмитриевич. Сторож Никита с удовольствием успокаивает все протесты бывшего доктора избиением. Для Рагина это становится последней точкой, поэтому через несколько дней жизнь его заканчивается от апоплексического удара.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Палата номер 6

Популярные сегодня темы

Данное замечательное произведение содержит в себе невероятно интересную повествовательную линию, а также стоит отметить, что главный герой в нем представлен в образе весьма удивительного и разностороннего человека.

Тема выбора прослеживается во многих произведениях. Эта тема нередко связывалась с темой дружбы, любви, патриотизма, долга.

Рассматривая повесть «Шинель» нельзя не упомянуть об истории, предшествовавшей написанию романа. Сидела компания людей, здесь же присутствовал и Гоголь, и один из мужчин рассказал смешную историю – анекдот про мужичка

Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество

Лизавета — это один из второстепенных персонажей романа русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского под названием Преступление и наказание.

Источник

Критика о повести «Палата №6» Чехова: отзывы современников, анализ

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор
Художник П. Пинкисевич

Повесть «Палата №6» была написана А. П. Чеховым в 1892 году и впервые опубликована в том же году в журнале «Русская мысль» (№ 11).

В этой статье представлена критика о повести «Палата №6» Чехова: отзывы современников, анализ произведения.

Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Палата №6»

Критика о повести «Палата №6» Чехова: отзывы современников, анализ

«Перед нами одно из лучших произведений г. Чехова. Давно уже не писал он ничего подобного. »
«Я. прочтя повесть утром, весь день и всю ночь находился под обаянием ее; она не выходила у меня из головы; ночью я грезил ею. »
(критик А. М. Скабичевский, статья в «Литературной хронике», «Новости и биржевая газета», 1892 г., №334)

«„Палата № 6“ — это, может быть, самая удачная вещь Чехова, это горькая драма, заслуживающая не только прочтения, но глубокого, внимательного изучения. »
(критик М. О. Меньшиков, «Книжки Недели», 1893 г., № 1)

А. С. Лазарев (Грузинский):

«Г. Чехов ничего не преувеличивает, и, не прибегая к утрировке ради каких-нибудь посторонних, публицистических целей, ведет свой рассказ с искусством и простотою настоящего артиста. Повсюду, в мельчайших подробностях — печать ума простого, ясного, презирающего ходульные эффекты, неестественную, риторическую декламацию Ни у одного из других наших молодых писателей мы не встретим такого великолепного сочетания редких красок и художественной простоты, такого тонкого психологического анализа, таких потрясающих драматических подробностей. »
«Последние шесть страниц рассказа написаны с поражающею силою. Все дышит талантом, творческим вдохновением и производит ошеломляющее впечатление. »
(критик А. Л. Волынский, «Литературные заметки», журнал «Северный вестник», 1893 г., № 5)

«. за границей (. ) стал бы выше мопассановских. Он делает честь любой литературе. »
«В „Палате № 6“ в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это — Россия. Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его — это Русь!»
(Н. С. Лесков о Чехове, «А. П. Чехов в воспоминаниях современников», 1947 г.)

«. самое счастливое произведение Чехова по тем похвалам, которые оно доставило своему автору. »
(критик, публицист П. П. Перцов, «Изъяны творчества. Повести и рассказы А. Чехова», «Русское богатство», 1893, №1)

«. не люди хмуры, не современная русская действительность в общем носит это качество — хмур сам Чехов. »
(критик, публицист В. П. Буренин, «Новое время», 1895 г., №6794)

Вл. И. Немирович-Данченко:

«Сегодня читаю „Палату № 6″, о которой в Москве говорят во всех углах. »
(Вл. И. Немирович-Данченко — А. П. Чехову, 1 декабря 1892 г.)

««Палата № 6» имеет успех огромный, какого у Вас еще не было. Да видите ли Вы газеты? Только о ней и речь».»
(Вл. И. Немирович-Данченко — А. П. Чехову, 12 декабря 1892 г.)

Статья в «Донских епархиальных ведомостях»:

«В рассказе «Палата №6» Чехов изображает нам в лице Андрея Ефимовича Рагина тип русского интеллигента, верующего только в силу ума. Андрей Ефимович совершенно забыл о евангельских заповедях и старался самостоятельно составить нравственное мировоззрение. Но это мировоззрение было эгоистическим. Доктор полагал, что не нужно помогать ближним во время их болезни, так как люди рано или поздно должны умереть.

Если бы Андрей Ефимович имел христианские убеждения, он не стал бы сидеть дома, сложа руки. Христос заповедовал деятельно помогать ближним, особенно больным. Между тем Андрей Ефимыч, встретившись с сумасшедшим Иваном Дмитричем, которому нужно было помочь, так и утешает его: «При всякой обстановке вы можете находить успокоение в самом себе». Эта философия доктора, конечно, не могла понравиться Ивану Дмитричу, и он, хотя был сумасшедшим, прекрасно доказал ее неправоту.

Андрей Ефимыч долго не соглашался с доводами Ивана Дмитрича. По-прежнему он думал, что высшее счастие человека заключается в размышлении. По целым часам лежал он в своей квартире и думал о том, что все люди, рано или поздно, должны умереть. Но вскоре ему пришлось убедиться, что его философия неправильна. Доктора посадили в палату №6 и ограничили его потребности. На него надели грязное больничное белье, не давали ему ни пива, ни папиросы, а самое главное, лишили свободы. Доктор запротестовал, стал кричать, но тот же Никита, которому сам же Андрей Ефимыч дал право распоряжаться судьбою сумасшедших, больно побил его. На другой день он умер от апоплексического удара.»
(статья «Моральный характер поэзии А. П. Чехова», «Донские епархиальные ведомости», №29, 11 октября 1909 г.)

«. молодой человек, набожный, склонный к философствованию и совершенно непрактичный, по настоянию своего отца, врача-хирурга, делается доктором.

Доктор из «Палаты №6», придя к заключению, что его врачебная деятельность совершенно не достигает цели, являясь, в сущности, грубым обманом и шарлатанством, утешает себя всякого рода пессимистическими соображениями, в роде того, что и вся вообще медицины бесцельна, так как, несмотря на весь прогресс ее, люди по-прежнему болеют, умирают, сходят с ума и т.д. Такая подавленность настроениями, в связи с повышенной аффективностью, вызывает у этих людей нередко вспышки раздражения, достигающие иной раз значительной степени.

. доктор Андрей Ефимыч, подчиняясь исключительно только настояниям почтмейстера, берет отпуск и едет с ним в Петербург, Москву, Варшаву, хотя от всей этой поездки, в корне нарушающей его налаженный и привычный образ жизни, он не видит ни пользы, ни удовольствия. Такая повышенная внушаемость по отношению ко всякого рода внешним воздействиям еще увеличивается в значительной степени благодаря отсутствию у этих людей ясных, определенных убеждений, прочных и устойчивых. Постоянная борьба между естественными, прирожденными задатками и тем искусственным, вынужденным отпечатком, который накладывает на них жизнь, порождает вечные колебания и сомнения, не позволяя остановиться окончательно на каком-нибудь определенном образе мыслей и действий.

Само собою разумеется, что все перечисленные особенности разбираемого типа сильно понижают его биологическую ценность, делая представителей его недостаточно жизнеспособными, а в социальном отношении не только бесполезными, но часто даже и вредными.

Доктор Андрей Ефимыч, весь уйдя в свои уединенные мечты и бесплодные рассуждения, сопровождаемые обычно выпивкой, сдал все больничные дела на фельдшера и смотрителя, раз на всегда махнувши рукой на крайнюю запущенность дел и на те вопиющие безобразия, которые прикрывались его именем. И жизни обыкновенно не жалеет этих людей. Они или постепенно чахнут и умирают сравнительно молодыми. или спиваются, как чеховский доктор. лишь немногим из них удается довести свой жизненный путь до конца сравнительно благополучно.»
(врач, психолог, профессор А. Ф. Лазурский, статья «Неприспособленные мечтатели» (глава «Неудачники»), книга «Классификация личностей», 1922 г.)

Это была критика о повести «Палата №6» Чехова: отзывы современников, анализ произведения.

Источник

Произведение «Палата номер 6» (Чехов): краткое содержание и анализ персонажей

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор

История создания

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор

Рассказ был написан в 1892 году. Это было еще время правления Александра III, ознаменовавшееся борьбой с интеллигенцией и мыслящими людьми. Откликом на эти события и стала «Палата номер 6». Чехов смог изобразить не только страдания людей, отвергаемых властью, но страх и ненависть к ним простых обывателей. Трагизм, безысходность и отчаяние царят в этом рассказе. Автор демонстрирует, что просвещенный человек оказывается бессилен доказать что-либо людям, чей мозг закоснел в примитивизме.

Краткий пересказ: начало (Чехов, «Палата номер 6»)

Краткое изложение начнем с описания двора больницы и стоящего здесь флигеля. Местный сторож, старый солдат, спит всегда в сенях на куче старого хлама. Никита, так зовут сторожа, невысок ростом, жилист и сухощав, испитое лицо и свисающие брови делают его похожим на степную овчарку, но зато у него «здоровенные кулаки» и внушительная осанка. Он принадлежит к тем тупым и исполнительным людям, которые почитают порядок прежде всего, поэтому убежден: чтобы его соблюсти, необходимо бить своих подопечных.

Обитатели палаты

Во флигеле есть комната с прикрученными к полу кроватями, здесь и содержатся пятеро душевнобольных, один из них принадлежит к благородному сословию, а остальные – к мещанскому. Всегда создавал уникальных и живых персонажей Чехов (рассказы), «Палата номер 6» не стала исключением. Рассмотрим подробнее ее обитателей.

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор

Моисейка – еврей, сошедший с ума, когда его шапочная мастерская сгорела. Он единственный, кого выпускают на улицу, где он получает то копеечку, то еще что-нибудь. Все принесенное евреем отнимает Никита. Моисейка всегда готов помочь товарищам: принести воды, укрыть. Но делает он это, подражая Ивану Дмитриевичу Громову, своему соседу справой стороны. Тот всем помогает, но иногда с ним происходит что-то наподобие лихорадки, и он заговаривает о человеческой тупости, подлости и жестокости, о прекрасной жизни, которая когда-нибудь наступит. Так начинается знакомство читателей с одним из главных героев рассказа «Палата номер 6» (Чехов).

История семьи Громовых

Около 12 лет назад жил на главной улице города чиновник Громов с двумя сыновьями – Иваном и Сергеем. Еще студентом Сергей заболел чахоткой и очень быстро умер. А через неделю после этого отца семейства обвинили в растрате казны и подлоге и осудили. Вскорости Дмитрий Громов умер от тифа в больнице тюрьмы.

Как всегда, нисколько не пытается приукрасить действительность Чехов. Рассказы, «Палата номер 6» в их числе, писателя тем и ценны, что отражают жизненную реальность со всей ее жестокостью, грубостью и нелепостью.

Так Иван остался практически один. Чтобы доучиться и еще отправлять деньги на еду матери, он дает частные уроки. Но не выдерживает молодой человек столь тяжелой жизни и уезжает домой. В уездном училище Ивану дали место, но он не смог найти общий язык с товарищами и вскоре уволился. Умирает мать. Полгода Иван сидит на хлебе и воде, пока не удается устроиться судебным приставом. Но и тут долго молодой человек не проработал – уволили по болезни.

О людях, которые не могут найти своего места в жизни, повествует рассказ Чехова «Палата номер 6». Именно таков Иван Громов. Вот как описывает его сам автор: «Он все сводил к одному: в городе душно и скучно… у общества нет высших интересов, оно ведет бессмысленную и тусклую жизнь, разнообразя ее насилием… о женщинах всегда говорил страстно, но ни разу не был влюблен». Однако в городе, несмотря на такое отношение, его любили. Иван был образован, много читал: «набрасывался на все, что попадалось под руку, даже на прошлогодние газеты».

Тематика произведения

Жизнь маленького больничного флигеля наводит Чехова на необычные размышления. В результате Антон Павлович написал «Палата № 6», затрагивая одновременно несколько тем:

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор

Антон Павлович неспроста выбрал объектом рассказа больничный флигель маленького города. Это помогло автору поднять множество сложных тем и ярче отобразить основную идею повести.

Безумие Ивана

Как-то утром Иван идет по делу к одному мещанину и по дороге видит арестантов, которых ведут под конвоем. Громов думает о том, что и его могут заковать и посадить в тюрьму. На обратном пути Иван Дмитриевич видит городничего, и эта встреча кажется ему подозрительной.

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор

Замечательно, с медицинской точностью изображает постепенное погружение человека в безумие Антон Чехов («Палата номер 6»). Иван не спит ночами, ему кажется, что за ним придут, осудят и посадят. Он всего боится. Весной находят два трупа со следами насильственной смерти. Громов боится, что его заподозрят. Страх доводит его до того, что он запирается в погребе и сидит там два дня, пока его не находят печники. Увидев их, Иван в ужасе выбегает на улицу. Его ловят и вызывают Андрея Ефимыча – доктора. Тот заключает, что Иван Дмитриевич сошел с ума. Так Громов попадает в палату № 6.

История создания[ | ]

Первое упоминание о повести встречается в письме Чехова к его издателю А. С. Суворину от 31 марта 1892 года:

Веду жизнь по преимуществу растительную, которая постоянно отравляется мыслью, что надо писать, вечно писать. Пишу повесть. Прежде чем печатать, хотел бы прислать Вам её для цензуры, ибо Ваше мнение для меня золото, но надо торопиться, так как нет денег. В повести много рассуждений и отсутствует элемент любви. Есть фабула, завязка и развязка. Направление либеральное. Размер — 2 печатных листа. Но надо было бы с Вами посоветоваться, а то я боюсь нагородить чепухи и скуки. У Вас превосходный вкус, и Вашему первому впечатлению я верю, как тому, что на небесах есть солнце. Если не будут торопиться печатать мой рассказ и дадут мне месяц-два для поправок, то разрешите мне прислать Вам корректуру.

— Письмо А. С. Суворину от 31 марта 1892 года[3]

16 апреля Чехов писал И. И. Ясинскому, что привёз рукопись в Москву, чтобы отдать её в редакцию «Русского обозрения»[4]. 29 апреля Чехов писал Л. А. Авиловой, что продолжает работу над «Палатой № 6»:

Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствуют женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию. Могу прислать Вам оттиск, если буду знать Ваш адрес после июня.

— Письмо Л. А. Авиловой от 29 апреля 1892 года[5]

В письме А. С. Суворину от 15 мая он пишет, что послал конец повести и начал писать новую (вероятно, имеется в виду рассказ «Соседи»):

Я уже прочёл корректуру, послал конец, а ответа нет и нет! Вероятно, мне не заплатят, ибо дела и судьба журнала тесно связаны с крахом нотариуса Боборыкина. Потерпите, вышлю долг, ибо пишу ещё повесть.

— Письмо А. С. Суворину от 15 мая 1892 года[6]

История Андрея Ефимыча Рагина

В юности Адрей Ефимыч собирался пойти в священники, но отец настоял на медицинской службе. Внешность у него мужицкая, грубая, «напоминает трактирщика на большой дороге», его руки и ноги огромны: «хватит кулаком – дух вон». Одевается Рагин очень небрежно.

До того как Андрей Ефимыч пришел работать в больницу, в ней царил полный беспорядок и произвол, к чему доктор отнесся совершенно равнодушно. У него не хватило характера что-либо изменить. Поначалу новый врач работает очень упорно, но постепенно опускает руки и приходит к выводу, что нет смысла в том, чтобы мешать больным умирать.

По утрам в приемной Андрей Ефимыч встречается с фельдшером Сергеем Сергеевичем, имеющим в городе практику. Фельдшер — человек религиозный, поэтому по воскресеньям он просит больных читать акафист, а сам обкуривает палаты ладаном. Постепенно на Сергея Сергеевича перекладывается обязанность приема больных – Рагину это надоедает.

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор

Дома Андрей Ефимыч много читает из философии и истории. После обеда ходит несколько часов по комнате и думает. А вечером идет в гости к Михаилу Аверьянычу, почтмейстеру, только компания этого человека не в тягость Рагину. Во время этих посиделок доктор говорит о том, что в городе совершенно не с кем вести умные беседы. Чем больше Рагин читает, тем больше убеждается в том, что его жизнь была омерзительной и противной, а служба – вредное занятие, за которое платят обманутые им люди.

Речи разочаровавшегося, не видящего в будущем ничего светлого человека слышны в рассказе «Палата номер 6». Чехов, оставаясь верным себе, не идеализирует Рагина, но в этом герое воплотилась вся боль писателя о постепенной деградации общества.

Главные герои и их характеристика

Главным героем произведения по праву является главный врач Рагин, но немалую роль в повести играет и его «закадычный друг» больной Громов.

герои «палаты № 6»характеристика
андрей ефимович рагинврач провинциальной городской больницы. пошел в медицину не по своему желанию, а по настоянию отца. сам же, по слухам, хотел поступить в духовную академию и стать священником. деликатный, честный, благоразумный, рассудительный и воспитанный человек. хоть и внешность у него «тяжелая, грубая, мужицкая», сам он весьма застенчив, тих и скромен. нрав у него слишком кроткий и мягкий, «приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет». из-за слабохарактерности и нерешительности из него не получается хорошего руководителя больницы. он не видит толка в том, чтобы ремонтировать помещение, покупать новое оборудование, увольнять некомпетентный персонал, так как от этого людей в этом захудалом месте не станет умирать меньше. его день проходит весьма скучно и уныло: с утра он принимает нескольких больных, после уходит домой, где читает, пьет пиво и чай, иногда к нему наведывается михаил аверьяныч, с которым они либо молча курят, либо философствуют. герой чувствует себя очень одиноко. он придерживается мнения, что в маленьком уездном городишке нет ни единого человека, который отличался бы умом, беседы с которым могли бы увлекать и интересовать, не беря в расчет сначала его друга – почтмейстера, а позже ивана дмитриевича громова.
иван дмитриевич громовпсихически больной пациент палаты №6, страдающий манией преследования. ему примерно 33 года, по происхождению дворянин. около 15 лет назад в его жизни началась череда горестей и неудач. сначала у него умер совсем еще молодой брат, а через неделю арестовали его отца, который погиб в тюремной больнице от тифа. после этого иван дмитриевич вместе с матерью остались без дома и имущества. он стал подрабатывать учителем за гроши, после смерти матери сначала какое-то время от горя слонялся без дела, живя на одной воде и хлебе, а потом получил должность судебного пристава. все эти свалившиеся несчастья и послужили причиной разыгравшегося расстройства. с самой молодости герой был весьма хилый и болезненный. он образован, учился в петербургском университете, но учебу закончить не удалось из-за семейных обстоятельств. он очень начитан, но из-за болезни потерял всякий интерес к книгам. громов очень воспитанный, умный, мыслящий и искренний. но одновременно он мнителый, пугливый и несдержанный, ему трудно завести какие-либо отношения с людьми, из-за чего друзей у него нет. презирает людей, живущих в городе, «их грубое невежество и сонная животная жизнь кажутся ему мерзкими и отвратительными».
михаил аверьяновичпочтмейстер, единственный друг андрея ефимыча в городе. разорившийся зажиточный помещик. характер у него непростой, он «добр и чувствителен, но вспыльчив». из-за этого посетители почты боятся там бывать. по мнению рагина, он является единственным человеком в городе, с которым можно поддержать увлекательную беседу. во время отдыха с доктором почтмейстер лишь пьет, объедается и играет в карты на деньги, успешно проигрывает их, и берет новые деньги в долг у своего друга, которые также продувает и не отдает.
евгений федорович хоботовмолодой врач, присланный на подмогу андрею ефимычу. он абсолютно безразличен и циничен по отношению к больным. его работа в больнице не приносит совершенно никакой пользы. надменный, чванливый и двуличный, он пытается хитростью подсидеть рагина, что ему успешно удается сделать.
никитасторож в больнице. старый солдат в отставке, внешность у него грозная, устрашающая. тупой и бездушный, считает, что ради порядка в больнице пациентов необходимо бить. издевается над душевнобольными, к которым приставлен охранником, без следа совести избивает и обирает их, и не несет за это никакой ответственности, поэтому чувствует себя очень свободно в своих ужасающих действиях.

Развитие сюжета

Познакомив читателя с основными действующими лицами, Чехов переходит непосредственно к действию рассказа. Итак, в больницу приезжает новый молодой доктор Евгений Федорович Хоботов. Единственная книга, которую читает этот человек – «Новейшие рецепты венской клиники». Он втайне начинает завидовать Рагину и желает заполучить его место.

Как-то на улице Моисейка просит у Рагина денежку на новые сапоги, тогда доктор просит у Никиты выдать обувь. Тут с обвинительными речами на доктора набрасывается Громов. Постепенно между больным и врачом завязывается беседа. На следующий день Андрей Ефимыч приходит поговорить снова.

Краткое содержание

В мрачном здании больницы, похожем на тюремное помещение, грязно и тоскливо. Шестая палата клиники предназначена для содержания пациентов с психическими расстройствами. Автор знакомит читателя со всеми персонажами, обитающими в этом помещении. Особенно подробно он останавливается на Громове, который очень эмоционален и обладает собственным мнением, нехарактерным для сумасшедшего.

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор

После описания места действия повести и краткой характеристики сумасшедших, Чехов раскрывает перед нами образ главного действующего лица — доктора Рагина. По приезде в больницу по назначению земской управы врач сталкивается с запущенностью и безразличием властей к проблемам пациентов. Он отлично понимает всю сложность положения, но в силу своего характера не пытается что-то изменить.

Вначале своей трудовой деятельности он усердно работает, внимательно относится к больным, морально поддерживает их. Но со временем рутина поглощает Рагина и он окунается в безразличие (даже не каждый день посещает больницу). Основным времяпровождением вне лечебного учреждения он выбирает чтение. Книги настолько захватывают его сознание, что он тратит более половины своего жалованья на их приобретение.

Иногда к Рагину по вечерам заходит почтмейстер Михаил Аверьянович. Это крайне ограниченный в знаниях человек. Они подолгу беседуют на обыденные темы и выпивают.

Так происходит каждый день. Все скучно, однообразно и до смерти надоело.

Но однажды в серый осенний день у Рагина состоялся диалог с пациентом шестой палаты Громовым. Увлекшись беседой, они не заметили как перешли на обсуждение острых общественных проблем. С этого вечера посещения доктором Рагиным психиатрического отделения стали продолжительными и регулярными. Доктор призывает не обращать внимания на моральные и физические страдания, а Громов пропагандирует борьбу за свои интересы.

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор

Эту взаимную заинтересованность между главврачом и умалишенным не мог не заметить молодой специалист Хоботов. С начала работы в больнице он мечтал сместить Рагина и занять должность заведующего. Нужен был только повод. И вот об этих встречах становится известно городскому начальству, которое ставит под сомнение его психологическое здоровье.

Узнав о неприятностях Рагина, почтмейстер предлагает врачу срочно покинуть город. Отъезд ускоряет решение городской управы об освобождении Рагина от должности заведующего больницей. Рагин и почтмейстер отправляются в Москву, затем в Петербург и Варшаву. Во время поездки Михаил Аверьянович много пьет и играет в азартные игры. В итоге он занимает у Рагина большую сумму, чтобы рассчитаться с карточным долгом. С тем и возвращаются они домой.

А в городе доктора ожидают неприятности: отчуждение людей и финансовые затруднения. Не выдержав психологической нагрузки, Рагин в один из вечеров вспылил и прогнал из дома своих гостей: Хоботова и почтмейстера. Утром, остыв от вчерашней стычки, он решил пойти извиниться. Выслушав доктора, Михаил Аверьянович настоятельно советует ему обратиться за помощью в больницу.

На следующий день доктор Рагин умирает. На похоронах присутствуют лишь кухарка Дарьюшка и пьяница-почтмейстер.

«Доктор не в себе»

Произведение Чехова «Палата номер 6» в полной мере отразила отрицательные, неприглядные и разрушительные черты человеческого характера. Так, узнав о том, что Рагин стал часто посещать сумасшедших, Хоботов подговаривает фельдшера подслушать их разговоры. В результате они приходят к выводу, что Андрей Ефимыч сам сошел с ума.

Отношение к доктору меняется. Однажды его приглашают в управу, где задают вроде бы безобидные вопросы. Вернувшись домой, Рагин, однако, понимает, что это было психиатрическое освидетельствование. Хоботов советует доктору уйти с работы.

Окончание

Заканчивается рассказ «Палата номер 6» (Чехов). Цитаты, представленные выше, отлично передают весь тот мрачный и безнадежный настрой, который не оставляет шанса на счастливый конец.

Почтмейстер предлагает Рагину отправиться в путешествие. Вскоре Андрей Ефимыч с Михаилом Аверьяновичем оказываются в Москве. Почтмейстер начинает вести себя как барин, за что доктор очень на него негодует и впадает в уныние. В Варшаве почтмейстер проигрывает почти все деньги Рагина.

Андрей Ефимыч возвращается домой, у него нет ни денег, ни работы. Рагина приходят навестить Хоботов, фельдшер и иногда заходит почтмейстер. Доктор всем задолжал, но работы у него по-прежнему нет.

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор

Однажды Хоботов приглашает его в больницу на консилиум. Рагин удивлен, но соглашается. В результате бывший доктор оказывается заперт в палате № 6. Никита отбирает его одежду, а потом бьет. Вечером следующего дня Андрей Ефимович умирает от апоплексического удара.

«Палата номер 6», Чехов: анализ

Тема и идея произведения неразрывно связаны с историей жизни самого Андрея Ефимыча. Чехов всегда был тем, кто обличал безнравственность, пошлость и попустительскую философию, которую и проповедует Рагин. И вот на примере доктора автор показал, к чему приводит хорошего мыслящего человека безразличие и отказ от борьбы. Пошлость, низость и закостенелость одержали победу и уничтожили единственного, кто выделялся на фоне других в лучшую сторону.

Палата № 6 становится символом общества, где одни мучаются от непонимания, а другие даже не пытаются им помочь. Так, те, кто находится по другую сторону двери палаты для душевнобольных (Никита, фельдшер, почтмейстер, Хоботов), не считают пациентов палаты № 6 за полноценных людей, которые могут страдать физически и морально, о которых нужно заботиться. И это вполне оправдывается их жизненной позицией – все равно все умрем. И Рагин в своих размышлениях тоже приходит к этой простой философии. Однако Андрея Ефимыча все же мучила совесть, он думал о деградации людей, о том, что и сам обманывал пациентов. Постепенно доктор начинает желать лишь одного – найти умного собеседника, который и обнаруживается в палате № 6. И за это свое открытие Рагин платит высокую цену – сам оказывается среди умалишенных и умирает.

Но многое открыла Андрею Ефимычу палата номер 6. Анализ эпизода, когда доктор осознает весь ужас обитания в таком месте, позволяет убедиться, что человек может что-либо осознать, только испытав это сам. Как бы красиво Рагин ни говорил о том, что главное — свобода мысли, потеряв телесную свободу, он впал в апатию и перенес невероятное потрясение.

Большой успех еще при жизни заслуженно имел Антон Павлович Чехов. «Палата номер 6», отзывы на которую были в основном положительные, никого не оставила равнодушным. Так, например, отозвался Н. С. Лесков об этом произведении: «В «Палате № 6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — «Палата № 6″».

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор

Проблемы

В повести Чехов поднимает множество разных проблем. Он пишет о человеческом невежестве, жестокости, о всепоглощающем безразличии людей друг к другу. В «Палате №6» врачи безразличны к пациентам, судьи к подсудимым, даже друг Рагина Михаил Аверьяныч безразличен к нему. Чехов раскрывает все зло людского равнодушия, это основная проблема в книге. Оно правит бал во всех таких местах, оно же, в конце концов, убивает главного героя. Никто не пришел ему на выручку, потому что он за всю жизнь ни разу никому не помог, выстраивая систему оправданий.

Представлена и социальная проблематика. Мы видим больничный флигель, который требует ремонта, в котором не хватает лекарств. Это проблема халатности и вороватости чиновников. Мы видим бедных людей, у которых нет выбора, и которым приходится обращаться в этот самый флигель к безразличным докторам. Это проблема социального неравенства: ради бедняков никто ничего не сделает.

Автор поднимает и философские проблемы самоопределения и сущности бытия: что есть жизнь? Что нужно человеку для счастья? Эти проблемы часто затрагивают Рагин и Громов в своих спорах. Один говорит, что люди должны быть равнодушны ко всему, что их окружает, и в этом безразличии скрыта подлинная гармония. Другой утверждает, что человек создан для радости, свободы и любви, и его смысл в том, чтобы расти самому и развивать этот мир. Кто прав – решает читатель, автор лишь сухо рассказывает основные события.

Образ Ивана Громова

Требуют особого внимания основные герои («Палата номер 6»). Биография Ивана Дмитриевича уже была подробно описана выше, поэтому приступим сразу к анализу. Громов – интеллигентный, нравственно высокий, добрый и деликатный человек, который очень любит читать книги. По убеждениям его можно отнести к либералам: сострадает бедным, ненавидит сытых и безразличных горожан, верит в светлое будущее, торжество правды и человеческого ума. В последнем он настолько уверен, что убежден – когда-нибудь люди добьются бессмертия.

Даже попав в больницу с диагнозом «мания преследования», он не утратил своей доброты и желания помогать людям. Настолько сильны были его убеждения. Именно поэтому Рагина привлекает этот сильный персонаж.

Неоднозначно отношение автора к своим героям, как и неоднозначно само произведение «Палата номер 6». Но в одном сходятся критики – Чехов, несомненно, симпатизировал Громову. Неспроста Иван Дмитриевич во многом противопоставляется Рагину: критикует жизнь доктора и его философскую позицию попустительства. У Громова есть и свое представление о человеке. Согласно этой концепции, люди состоят из холода, голода, потерь, обид и страха смерти. Поэтому сама человеческая природа за то, чтобы реагировать слезами — на боль, негодованием – на подлость, а отвращением – на мерзость. Иван Дмитриевич не приемлет рагинскую философию стоицизма, более того, говорит о том, что Андрей Ефимыч не вправе делать каких-либо выводов, потому что не знает настоящей жизни вообще и российской в частности. И действительно, по сравнению с жизнью доктора, Громов успел перенести много потерь, ощутить голод и страх.

Однако страдания самого Рагина не производят на Ивана никакого впечатления, совершенно не трогают его. Громов даже немного злорадствует, призывая доктора вспомнить его прежнюю философию. После смерти Рагина единственным утешением Ивана становится вера в то, что после смерти он будет являться всем тем, кто мучает людей, и пугать их.

палата номер 6 чехов разбор. Смотреть фото палата номер 6 чехов разбор. Смотреть картинку палата номер 6 чехов разбор. Картинка про палата номер 6 чехов разбор. Фото палата номер 6 чехов разбор

Рецензии на книгу Палата №6

«-Раз существуют тюрьмы и сумасшедшие дома, то должен же кто-нибудь сидеть в них. Не вы- так я, не я – так кто-нибудь третий.»

В обоих случаях мы видим несколько человеческих судеб, которые начинались вполне нормально, но закономерным или, наоборот, казуистическим путем привели своих хозяев в психбольницу. А есть ли разница – почему ты оказался в каком-либо месте или положении, если при этом выхода одинаково нет ни у кого?

В этой повести страшной канвой проходит история о разрухе, которая началась в голове доктора Андрея Ефимыча Рагина, перекинулась на его быт и работу, а потом на местных жителей и больницу. Доктор никому вроде ничего плохого не делал, плыл себе по течению, опустив руки, полагая, что жизнь куда-нибудь да вынесет. А она как затхлое болото засосала намертво.

В рассказе Куприна глупая шутка нескольких людей обернулась путаницей и трагедией. Человеку почти невозможно отмыться от налипших ярлыков. И чем больше он пытается доказать свою правоту, тем ярче проступают «симптомы» в глазах его окружения. И ещё страшнее выглядит отчаянное положение нормального человека, который постепенно подхватывает помешательство как инфекцию и полноценно заболевает.

И у Чехова, и у Куприна врачи для пациентов поначалу служат собеседниками и помощниками, как им и положено. Но в одинаковой степени занимаются в итоге попустительством и поддержанием действующего положения больницы и пациентов в них. Не прилагая никаких усилий к улучшению ситуации. Каждый играет свою роль. «Пациент должен болеть, и мы его в этом активно (или пассивно) поддержим» — примерный смысл их работы, но никак не в облегчении страданий или доказательства нормальности, возврату к обычной жизни.

Эта повесть по содержанию гораздо шире рассказа, она как бы вмещает его в смысловом отношении в свою сердцевину. Повесть усиливает накал трагедии тем, что врач становится жертвой своей же системы. Бардак разросся до вселенских масштабов и окружил его самого со всех сторон. Дверь захлопнулась.

Жутко печально. Нарочито нагнетенная атмосфера хоть и оставляет место для сомнений, но заставляет задуматься и запоминается навсегда.

#курс (сравнение) #книжный_марафон2020

Образ Андрея Рагина

Продолжаем анализ рассказа «Палата номер 6». Чехов, герои которого всегда были невероятно реалистичны, создает достаточно распространенный среди интеллигенции тип человека – философствующий о жизни мыслитель. Однако этот мыслитель мало что знает о тяготах действительности. Существование Рагина концентрируется на его внутренних размышлениях.

Доктор постепенно отторгает внешний мир. Чехов с присущей ему лаконичностью изображает, как быстро и в то же время закономерно протекает этот процесс. Сначала Рагин смиряется с беспорядками, царящими в больнице, затем перестает добросовестно относиться к лечению своих пациентов. Постепенно его философия начинает сводиться к одному – зачем что-то делать, если все равно умирать. Любое столкновение с действительностью, которое его не удовлетворяет, приводит к тому, что Рагин впадает в апатию и перестает разговаривать, окончательно замыкаясь в себе.

Автор беспощадно показывает, к чему приводит такое отношение к жизни – не просто к смерти, а к надлому самого человека, его унижению и уничтожению не столько физическому, сколько моральному.

Рагин оказывается не в состоянии выдержать столкновение с действительностью. Именно в этом эпизоде проявила себя прославленная, очень похожая на жизнь ирония Чехова. Его герой, проповедующий стоицизм и ценящий только свободу мысли, оказывается в положении узника. Здесь, казалось бы, и должны в полной мере реализовать себя взгляды Рагина, но он неспособен следовать своей же жизненной концепции. Философия Андрея Ефимыча приводит его самого к гибели.

В своём произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоём кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчёмной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *