отель ритц париж фото номеров
За шаг до рая: как устроен знаменитый парижский отель Ritz
Уроженец Швейцарии Цезарь Риц, назвавший своим именем отель, которому суждено было стать жемчужиной знаменитой Вандомской площади в сердце французской столицы, был не из тех, кто берется за дело вполсилы. Свою гостиницу Ritz Paris, принявшую первых постояльцев 1 июня 1898 года, он строил как самый элегантный и самый современный отель Парижа. «Я хочу, чтобы здесь было чисто, комфортно и красиво», — так сформулировал задачу архитекторам Цезарь Риц, которому в 1898 году исполнилось 48 лет.
Все эти показатели в отеле возвели в превосходную степень. Например, именно здесь впервые в истории гостиничного бизнеса была установлена ванна в номере — нововведение, которое по прошествии времени стало общемировой практикой, придумали, чтобы произвести впечатление на благородного гостя отеля, принца Уэльского.
Цезаря Рица заслуженно прозвали королем отельеров и отельером королей. Именно этот амбициозный отельер стал автором принципа «клиент всегда прав», который он взял на вооружение еще на заре своей карьеры. Сын пастуха из кантона Вале, начал в Париже с должности официанта, и довольно быстро вырос до метрдотеля, а затем и управляющего отелей. Его проницательность, предупредительность и обаяние, умение многое видеть и о многом молчать, позволяли ему заводить и поддерживать полезные знакомства, обращая связи на пользу дела.
За свою 120 летнюю историю легендарный отель Ritz Paris сменил владельцев всего лишь раз. В 1979 году гостиницу приобрел египетский миллиардер Мохаммед аль-Файед. Важно, что и нынешние владельцы отеля относятся к нему в буквальном смысле как к собственной резиденции: в оформлении интерьеров использованы предметы антиквариата и произведения искусства из коллекции семьи аль Файед — настенные часы, мебель, подсвечники; члены семьи лично участвуют в разработке меню.
В 2016 году отель завершил масштабную четырехлетнюю реконструкцию, порученную архитектору Дидье Ботам и дизайнеру Тьерри Деспону. Ботам и Деспон отнеслись к ангажементу с подобающей в таких случаях деликатностью и уважением к славной истории отеля, в тоже время укрепив его репутацию как отеля инноватора. Под Вандомской площадью был построен туннель, который обеспечивает незаметный подъезд к отелю через подземный паркинг. Эффектная торговая галерея La Galerie в духе знаменитых крытых парижских пассажей собрала под своими сводами люксовые бренды в мире моды и ювелирного искусства, а также эксклюзивные товары под брендом Ritz Paris. Раздвижная крыша в считанные секунды превращает зимний сад в патио, где благодаря подогреваемым полам теперь уютно в любое время года.
В результате реконструкции количество номеров сократилось со 159до 142. Это было сделано сознательно с целью сделать их более просторными и увеличить количество сьютов. Пятнадцать самых знаменитых сьютов названы в честь своих именитых постояльцев — например, Марсель Пруст, Фредерик Шопен, Мария Каллас, Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Коко Шанель. С легендарным отелем связаны и трагические эпизоды. Именно здесь в последних числах августа 1997 года провели последнюю ночь в своей жизни принцесса Диана Уэльская и ее возлюбленный Доди аль-Файед, сын владельца отеля. От дверей отеля и началась ставшая фатальной гонка с участием папарацци.
Реновация принесла с собой и перемены. Например, сменил локацию исторический сьют Coco Chanel, в котором мадемуазель прожила 34 года, до своей смерти в 1971 году. Габриэль Шанель постепенно перевезла сюда любимые предметы мебели, включая коромандельские лакированные ширмы, украшенные позолотой зеркала, светильники из горного хрусталя, многочисленные фотографии и бархатную банкетку. Площадь номера с двумя спальнями, который переехал со второго на третий этаж, теперь составляет 188 кв. м. Реновацию курировали представители дома Chanel и лично Карл Лагерфельд, рисунки которого украшают входную зону. Стоимость проживания к номере начинается от 18000 евро за ночь.
Связь между домом Chanel и Ritz Paris не исчерпывается наличием исторического сьюта. Отель принимает у себя модные показы Дома, с который разделяет также и философию красоты. После реновации в Ritz открыто единственное в мире бьюти-пространство CHANELau Ritz Paris, где представлены эксклюзивные ритуалы Chanel по уходу за кожей. Процедуры подбираются после индивидуальной консультации c учетом особенностей и потребностей кожи.
Самый просторный и роскошный номер отеля — Suite Imperiale, внесенный в список культурного наследия и воплощающий в своих интерьерах концепцию искусства жить. Его площадь составляет 218 кв. м, а убранство сродни дворцовым интерьерам XVIII века. Одна из спален номера в точности воспроизводит интерьеры опочивальни Марии-Антуанетты в Версальском дворце.
Исторические гостиные, где находится Suite Imperiale, не раз принимали в своих стенах аристократов и августейших особ. В 1721 году в доме номер 15 на Вандомской площади, где сейчас располагается отель, проживала герцогиня де Грамон, которой довелось однажды приветствовать у себя в гостях юного короля Людовика XV. Стоя у окна, король. которому в то время было 11 лет, любовался роскошным шествием османского посла со свитой, который прибыл воздать почести властителю Франции. Именно тогда парижане впервые увидели верблюдов на улицах своего города.
Внимание к деталям, которое декларирует каждый уважающий себя пятизвездочный отель, в Ritz Paris возвели в ранг искусства. Как должен чувствовать себя наш постоялец? Красивым и уверенным в себе! Именно так считают в Ritz Paris, поэтому для постельного белья, полотенец и халатов был выбран фирменный нежно-персиковый оттенок: от привычного белого цвета решено было отказаться, поскольку персиковый более выгодно и лестно оттеняет кожу, маскируя несовершенства. Из этих же соображений абажуры решено было обтянуть персиковым шелком, а вот стены были белыми, чтобы легче было проследить, протерла ли пыль горничная.
Для того, чтобы постояльцы могли с комфортом наводить красоту, каждый номер оснастили изящным туалетным столиком с множеством зеркал, а в ванных комнатах установили специальное освещение и предусмотрели много места для хранения вещей.
На знаки внимания здесь не скупятся. Комплиментов не бывает слишком много, уверены в Ritz Paris. Помимо классического личного приветствия от имени генерального менеджера и изысканных гастрономических и кондитерских комплиментов в каждом номере, гости номеров категорий suite получают наволочку с вышитыми на ней инициалами, которую разрешается при желании забрать с собой. Невостребованные наволочки остаются в отеле — их используют вновь, если гость вернется.
Гастрономическая сфера поручена шеф-повару Николя Салю, завоевавшему в 2017 году для ресторана высокой кухни L’Espadon звезды Мишлен: две звезды для La Table de l’Espadon и одну звезду для Les Jardinsde L’Espadon. Десятый шеф-повар в истории отеля, до прихода в RitzParis Саль руководил двумя двухзвездочными отелями в Куршевеле —Kilimanjaro и K2. В 2017 году он признан шеф-поваром года во Франции.
Самостоятельной парижской достопримечательностью смог стать Bar Hemingway, где с 1994 года творит удивительные коктейли главный бармен Колин Питер Филд, дважды признанный лучшим барменом мира по версии журнала Forbes. Фирменный коктейль Филда Ritz Sidecar с уникальным коньяком 180летней выдержки Ritz Reserve вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой в мире. Его стоимость на момент фиксирования рекорда составляла 515 долларов. Бар, открытый ежедневно с шести вечера до двух часов ночи, не случайно носит имя Эрнеста Хемингуэя. Американский писатель был одним из завсегдатаев заведения, о котором писал «Когда я во сне вижу себя на небесах, действие всегда происходит в Рице» или «Риц —это предпоследний шаг перед раем».
Отель ритц париж фото номеров
Spacious and overlooking the garden or the rooftops of the City of Light, the rooms at the Ritz Paris have the special spirit and allure that characterize emblematic addresses.
The charm of grand Houses, the savoir-faire of exceptional artisans and that «je ne sais quoi» typical of the Parisian way of life.
as lovers of history and anecdotes well know, there is a story behind every “Ritzy” detail.
Luxury meets tradition
The incomparable comfort of the French art de vivre
The spacious Suites at the Ritz Paris have that extra little touch of spirit that will make your stay in Paris unforgettable. Designed as exceptional apartments, with a private terrace or a bucolic view over Paris, these rooms subtly blend stateliness with pure Parisian nobility and timeless elegance. Staying in a suite at the Ritz Paris is the quintessence of the French art of living.
The unique elegance of French high style
French-style luxury and charm
The Ritz Paris counts 16 Privilege suites, each completely different. Every suite is like a little excerpt of what makes private Parisian mansions so special, and pays tribute to the illustrious guests who will forever embody the history of this iconic address, among them Marcel Proust, Coco Chanel, Ernest Hemingway, F. Scott Fitzgerald, Frédéric Chopin and Charlie Chaplin.
The elegance and prestige of a Royal apartment
Как побывать в отеле Ritz Paris и не разориться
В издательстве Assouline вышла книга, посвященная парижскому Ritz. По такому случаю Яна Зубцова делится лайфхаками — что делать и как себя вести в этом отеле, если вы не родственник Аль-Файеда.
На свете миллиард приличных отелей, миллион — прекрасных, и, наверное, наберется сотня-две-три реально выдающихся. Но очень немногие отели можно рассматривать как самостоятельные культурные точки на карте мира, с которыми желательно ознакомиться вне зависимости от соображений «локейшн-еда-цена-шелковые-простыни-мой-бюджет-этого-не-потянет». Из тех, что приходят в голову сразу — Montreux Palace в Монтре (из-за Набокова), Le Normandy в Довиле (из-за киношной дольчевиты), St.Regis на 5-ой Авеню в Нью-Йорке (из-за того, что там родилась новая американская элита), наш «Националь» и особенно ресторан в «Национале» — из-за Олеши и всей несчастной творческой золотой тусовки того времени. Ну еще десяток вспомню, если озадачусь.
Но первым все равно думаешь: «Парижский «Ритц» же!»
Из-за Шанель, из-за Пруста, из-за Фицджеральда, из-за Хэма, из-за Марлен Дитрих, из-за принцессы Грейс, из-за Луизы Казатти, из-за Вандербильтов, из-за Марии Каллас, из-за Элтона Джона, из-за Уинстона Черчилля, из-за Марка Шагала.
Из-за Дианы и Доди Аль-Файеда, наконец, которые именно в Ритце провели ночь, а она оказалась последней.
Из-за Вандомской площади, которая вся — наглядная поучительная история гибели людей за металлы и караты.
Так что цель этого поста — не призыв ко всем, отъезжающим в Париж, останавливаться исключительно в Ritz, где за ночь надо отдать сумму от 1000 евро, и еще и постоянный «фулибукт». (Я, конечно, страшно далека от народа, но все же не настолько%) Если кому-то интересно, то моя личная ночь в этом отеле тоже стала возможной благодаря профессии. И то пришлось поднапрячься: доказать свою благонадежность, популярность и предоставить справку, что я не была ранее замечена в краже отельных халатов:)
Но благодаря этому я выяснила несколько относительно бюджетных способов, как провести в Ritz’e целый день и, возможно, понять, как на самом деле жили Шанель, и Хэм, и Пруст, и из чего вообще создается история #тяжелоголюкса, и какими силами она поддерживается.
Ну и еще какие-то вещи, может, поймутся. Особенно в баре Hemingway после третьего коктейля есть шансы:)
«Если вы приехали в Париж и не остановились в Ritz»…
Хемингуэй, что уж там, был страшным снобом. Не верьте его скупым мужским слезам, и в его любовь к шерстяным свитерам тоже не верьте. Роскошь он обожал гораздо больше свитеров, — но, похоже, считал, что надо жить так, чтобы диктовать ей свои условия. Чтобы роскошь тебя принимала со всеми свитерами и, желательно, еще и рукоплескала бы. В Ritz его, американского провинциала, притащил Фицджеральд, уже срубивший на «Великом Гэтсби» денег и славы, но еще не вступивший в ту грустную полосу своей жизни, когда надо за все расплачиваться.
И вот результат: старина Хэм, этот певец «всего простого и настоящего», не смог устоять перед простым и настоящим #тяжелымлюксом и разродился сомнительной (с точки зрения нынешнего представления о политкорректности) цитатой: «Если вы приехали в Париж и не остановились в Ritz — значит, вы просто не можете себе этого позволить».
Теперь сия цитата украшает стойку ресепшн, и это стратегически верное место. Раз вы там стоите, значит, вы смогли, вы молодец и можно гордо расправить плечи. Подарите друзьям ваучер на проживание, чтобы они тоже могли. Как, опять-таки, старина Фитц — старине Хэму. #Некаждомуданотакщедрожить.
Недавно тут открылся «люкс» имени Хэма:
Внутри — праздник, который, увы, не всегда с тобой:
Но настоящий трибьют Хемингуэю — бар его имени в Ritz.
Точнее, бар был тут давно, когда еще было неочевидно, что этот парень может составить славу любому питейному заведению, и сколько хэмингнуэйнутых граждан будут готовы выложить по 25 баксов за коктейли, которые их кумир когда-то употреблял тут ведрами.
В ХХ веке место называлось The Little Bar, и порядки там были такие, что, по нынешним временам, могли бы и к суду привлечь, — Men only, девочкам вход воспрещен. На что жена владельца отеля, Цезаря Ритца, Мари-Луиза Ритц, весьма продвинутая дама, открыла напротив другой бар, сугубо для девочек. Эта Мари-Луиза вообще была молодец. Например, сообразила, что два корпуса отеля должна соединять шопинг-галерея. Пока клиент идет от входа до своего номера, он хоть что-то, да потратит.
Невозможно ж не потратить.
Галерея до сих пор существует, — и до сих пор невозможно.
Правда, теперь она располагается немного иначе — там, где раньше было поле для мини-гольфа.
Ну и по шампусику, ясное дело.
Обслуживали Хемингуэя — в разное время — бартендеры Франк Мейер и Бернард Азимонт. Естественно, они же были его ближайшими приятелями.
1938 год. В Париже впервые практикуют коктейли.
Нынешняя мировая звезда в категории «коктейльных дел мастер» — Колин Филд — учился у Азимонта с руки. Можно сказать, знаком с Хэмом через одно не слишком трезвое рукопожатие.
Колин Филд дважды признавался Forbes лучшим бартендером мира. Коктейль из его рук — повод для светской беседы на 10 лет вперед
Колин выпустил пару книг, дважды был титулован Forbes как лучший бартендер мира, а Le Figaro включила его в top-20 самых творческих личностей (обычно там фигурируют повара, актеры и писатели). И в его смену столик (и даже стульчик за стойкой) в баре Hemingway придется ждать минимум час. В довесок к коктейлям (или наоборот, коктейли тут в довесок идут?) Колин сыплет историями, обольщает, увлекает, отвечает, улыбается, объясняет, просвещает, — и бесконечно наливает.
Исполнив роль и устав, он уходит за занавесочку, как актер, в 1000-ый раз сыгравший Гамлета. Неважно, сколько времени на часах, — 22-00 или всего 20-15, можете бисировать сколь угодно долго, но он больше не появится.
Еще интересно: когда до окончания реконструкции отеля Ritz, начавшейся в 2012 году, оставалось 2 недели, и были, кажется, даже разосланы приглосы, в этом крыле здания начался пожар. Бар, который тогда уже назвали Hemingway, сгорел. Но рукописи и архивные фото Хэма, которые там хранились, уцелели. Вынес их из пламени Колин. Восстановление отодвинуло открытие отеля еще на 2 года, хотя, строго говоря, один корпус вполне мог бы и функционировать. Но без бара — и без Колина — это был бы другой Ritz.
При мне Колин работал, кажется, с вот этим парнягой.
Рядом со мной сидела какая-то американка азиатского происхождения. Цедила один бокал весь вечер. Я прикинулась чайником. Мол, что вас сюда привело? Она выдохнула, как святыню, имя Колина.
Пары часов мне хватило, чтобы понять: американцы приходят в этот бар с одним вопросом: «А Колин сегодня выйдет?» Так во дворах моего детства спрашивали: «А Вовка выйдет?» — и, услышав, что главный любимый хулиган под домашним арестом, понимали, что вечер потерян.
Лайфхак N2 : Коктейли в баре Hemingway стоят от 26 евро, но к ним подается упитанный сет из чипсов, орешков и маслин, так что, в целом, можно считать это за полноценный ужин. Во время которого вам, к тому же, подарили букет, потому что коктейли для женщин приносят с живыми розами, и это упоительно красиво и вдохновляюще.
Я с тех пор мечтаю организовать дома аналогичный аттракцион для друзей. Но пока соображаю, что хорошо бы засунуть розы в шампанское, выясняется, что первые увяли, второе — безнадежно выпито, а друзья пьяны настолько, что сжуют цветочек и не заметят, и даже розьи шипы им не страшны.
В баре также можно подрезать меню-газетку, из которой почерпнуть некоторые подробности алко-пристрастий Хемингуэя, а также узнать, что коктейль The Ritz Side Car, изобретенный Франком Мейером, и вошедший в историю как самый дорогой в мире, до сих пор существует. В коктейль входит коньяк Ritz Grande Champagne XIX века с Cointreau и лимонный сок — джаст ту гив ю аутеник тейст оф прошлого.
Цена вопроса — 1500 евро.
К счастью, тех, кто из последних сил сдержался и не заказал Side Car, не расстреливают. Сиди себе с одним бокалом кровавой Мэри весь вечер и читай книжки. Их здесь в избытке. И не только Хемингуэй, и не только про Ритц. За культпросвет 25 евро — не так уж и много.
Новая книжка Assouline скоро здесь тоже наверняка появится, если еще не. Вот так она выглядит, ловите обложку. Я ее непременно куплю.
А что касается Хэма —
— если честно, я не его фанат. Но дорого бы отдала, чтобы узнать, о чем он думал, глядя на пляс Вандом на этом фото. Мне хочется верить, — о Фицджеральде, так щедро вытащившем его из безвестности, а потом сгинувшем со своей безумной Зельдой, оставив друга юности пить шампанское в Ritz.
Ritz Коко Шанель
Cначала она жила в одном крыле, том, что ближе к рю Камбон, потом переехала в номер козырнее, поближе к виду на Вандомскую площадь. Где и запечатлелась на балконе.
Бегала из своего бутика на рю Камбон туда-сюда, удобно же.
Забавно: открыв бутик, она 6 лет отказывалась зайти в Ritz даже на кофе. Говорила, что это самое снобское место на земле, и ее ноги там не будет. Очевидно, ей все казалось там over budget — и, скорее всего, так оно и было. Мы все склонны обвинять вещи и места, которые нам не по карману, в неуемном снобстве и прочих пороках. Ровно до тех пор, пока не начнем ими обладать. Когда материальное положение Шанель стало стабильным, она заявила, что Ritz — лучшее место на земле, и единственное, которое она может считать своим домом.
Я жила в том крыле, где она в начале.
Смотрела на Париж с террасы и представляла, что и как видела она. Нет, в ее времена деревья были другими, но крыши-то те же?
В моем номере все вот так выглядело, — а в ее как?
Скорее всего, похоже. После реконструкции-2012 обстановку сохранили максимально.
Тем более, что там были гениальные задумки, которые не утратили актуальности. Создатель Ritz’a швейцарец Цезарь Ритц был отельер от Бога, и не только умел тусоваться с сильными мира сего и заманивать их в гости, но и знал, что этим сильным нужно. Например, зацените его изобретение — «кнопки экстренного вызова» и «румсервис» в ванной.
Увы, косметички Chanel не стоят тут в каждой ванной комнате, это собственность автора. Хотя могли бы:)
А в «люксе» Шанель они вообще подлинные, те самые. На фото — именно они.
Цезарь Ритц их придумал, Мухаммед Аль-Файед (следующий и ныне здравствующий владелец) не посмел сменить. Смысл прост: принимаете вы ванну, и вам срочно требуется помощь в виде бутылки шампанского. Вы дергаете за ручку Valet (если вы мужчина) или за Maid (если наоборот). И, соответственно, к вам в номер является слуга нужного пола. Так задолго до изобретения телефонов был решен вопрос с доставкой гостям напитков и снеков.
Эти ручки до сих пор так и висят. Жаль, я не догадалась проверить, — функционируют ли?
Аль-Файед же известен тем, что поставил в ванных лебедей, исполняющих функцию крана.
Почему вода, с его точки зрения, должна литься из горла золотой птицы — не знаю, не спрашивайте. Но — вот она сила старой роскоши — даже этот, по любым здравомыслящим меркам, китч, здесь как-то облагородился, вписался, подстроился — и, подозреваю, через 100 лет все решат, что Ritz без золотых лебедей немыслим. Они еще его символом станут, вот увидите.
Единственный номер в Ritz, где обошлось без лебедей — номер Сосо Chanel.
Предполагаю, потому, что эстетика Chanel — достойная конкуренция любой другой. В ней, как минимум, столько же жизненной силы, сколько во всех, кхм, «дизайнерских идеях», (назовем это так) людей с… кхм, «неограниченными финансовыми возможностями» (назовем это тоже так).
С «люксом» же Coco Chanel вообще интересная история. Нет, конкретно в этом она не жила.
Жила — этажом выше, в 302. Но во время масштабной реконструкции Вандомской площади вышел указ, чтобы окна всех домов, выходящих на эту площадь, были идентичны друг другу. Дабы историческая справедливость не страдала. И чтобы никаких балконов, к тому же. Потому что когда-то их тоже не было. Вот пусть и дальше не будет.
И балкон, на котором Шанель в 1937 позировала фотографу Роджеру Шаллу, снесли. А из-за переделки окон номер 302 стал темноват. И было принято решение опустить «люкс» Coco Chanel на этаж ниже. Не вполне аутентично, зато светло. И вид почти такой же, как из 302-го.
Все остальное сохранили по максимуму, а кое-что, наверняка, и подправили в соответствии с текущими тенденциями. Я в этом почти уверена: ремонт контролировал лично Лагерфельд, а он последние 30 лет занимается тем, что апдейтит легенду.
Куда какие фото вешать, куда какие зеркала ставить — это он решал.
Кровать избавили от пышности.
Сравните с моей опочивальней — поймете разницу.
Или с опочивальней в люксе Виндзоров, например.
Ничего не имею против королевских балдахинов, но тут им явно не место. В suite Coco Chanel — все very Chanel.
Не удивлюсь, если Карл Великий даже настоял, чтобы часы показывали всегда определенное время. А то стрелки, не дай Бог, еще образуют какую-то ненужную симметрию и не нарушат гармонию.
Многие вещи тут, тем не менее, подлинные, — в смысле, она ими пользовалась, да.
Спа Chanel
В отличие от «люкса» Chanel, тут ни к каким хитростям прибегать не надо. Купите процедуру — и единственный в мире спа Chanel распахнет вам свои объятия. Я в нем была два раза. Один — с улицы — поэтому в пальто (белом:)
Второй — спустилась из номера, поэтому в халате (персиково-розовом, хотя этого не видно:).
Этот персиково-розовый так и называется — Ritz Paris Peach:
И он явно какой-то магический. Вы могли о нем вообще никогда не думать, но буквально за пару часов он завладеет вашими мыслями. И мало того, что вы будете бороться с желанием купить эти халаты (ну и что, что 200 евро, однова живем, в конце концов? или не однова?) и полотенца в отельном бутичке…
…так потом еще месяц в любых магазинах делать стойку на свитера, рубашки, штаны и прочее, совершенно не нужное, но — этого же цвета. Нескромное обаяние роскоши потому что это теперь для вас, а не просто цвет.
Но мы о спа, туда и вернемся.
Ожидая, пока за вами придет косметолог, тут, опять-таки, можно подлатать прорехи в образовании, почитать книжки.
А пока вас ведут затейливыми коридорами в кабинет — пару десятков раз ахнуть от восторга перед витринами. Там, натурально, висят-парят-сверкают какие-то дивные раритетные раритеты и лимитированные лимитки из старых коллекций.
Освещение к съемке не располагает, а то бы я непременно щелкнула палетку с блесками для губ в виде камелий (помните такую?). По-моему, это единственное общественное место, где Chanel показывает не только то, что надо купить немедленно, а то, что давно купить невозможно.
Дальнейшее — процедуру — описывать примерно так же сложно, как райский сон. А вам это будет так же скучно читать: нет ничего скучнее чужих снов, райских — особенно:)
Поэтому перечислю пунктиром: саундтрек — 5 баллов, и мастер интересуется, какую музыку мадам сегодня изволит слушать; кушетки — такие, что любая другая потом еще долго ощущается как прокрустово ложе; мастеров брали лучших, с люксовым опытом работы (моя была из спа Guerlain, например), а потом устраивали им 2-хмесячные тренинги; массаж захватывает не только лицо, но и все зоны, нуждающиеся в утешении (в моем случае — воротниковая, поясница и икры, которые ныли от прогулок); в процессе используются понятные продукты вроде Hydra-Serum и Sublimage, и специально разработанные для спа, профессиональные, вроде кислотного пилинга (если не ошибаюсь) и тканевой маски.
И все это вместе — ну супер.
А в конце делают экспресс-макияж средствами последней коллекции, и этот экспресс-макияж в моем случае был такой, что не всякий мега-визажист исполнит так быстро, качественно и круто.
Лайфхак N4 : После процедуры у вас есть законное право на посещение зоны отдохновения и бассейна. Воспользуйтесь им всенепременнейше.
А если придете, например, утром, и решите попутно немного позаниматься спортом, то имейте в виду: перед входом в gym накрыта щедрая поляна с чаем, кофе, батончиками, и орешками, и фруктами. Все — for free. Так что при желании на завтраке потом можно будет сэкономить:) Не благодарите.
Опережая возможные вопросы: да, тапки я увезла. Нет, мне не стыдно.
По направлению к Прусту
«В отеле Ritz на вас никто не давит», — говорил Марсель Пруст, и точно знал, о чем говорит. Другого персонажа, который бы настолько не выносил, когда во внутренний мир вторгается мир внешний, вы не найдете. (Не считая меня, разумеется, не считая меня:)
Этот человек запросто мог бы носить на груди табличку «Please, Do Not Disturb».
Чтобы было понятно: поселившись на бульваре Османн, Пруст потребовал обить стены квартиры пробковой корой. Чтобы никакие звуки, никакие шорохи. (Как я его понимаю:)
Почему Пруст приходил в Ritz? Есть две версии. Первая — официальная: он срисовывал с завсегдатаев и гостей отеля героев своих бесчисленных «Поисков утраченного времени». Вторая — интимная: говорят, официантом в Ritz работал его последний любовник Анри Роша. Пруст не мог без Анри жить, Анри же мог только одно: вытягивать из Пруста деньги и силы.
Сидеть в лобби Ritz и предаваться man watching’у можно и сейчас часами. Тогда же — вы только представьте себе, с каким количеством чемоданов и с каким разнообразным выражением лиц входили сюда гости! Кстати, в Ritz были даже меховые холодильники. Как думаете, почему.
Я не догадалась, мне объяснили: раньше никто не ездил «в Париж, по делу, срочно». До развития гражданской авиации и массового туризма трехдневная поездка куда-либо, кроме соседнего уездного городка, была нонсенсом. Люди если и решались на смену страны или континента, то подразумевалось, что проведут они там не меньше пары месяцев. А, скорее всего, три-пять-шесть. Смена сезонов предполагала наличие шуб, манто, пелерин, летних костюмов, перчаток, шляпок, макинтошей на случай дождя. Все это надо было где-то хранить. Особенно манто.
Поэтому в Ritz были меховые холодильники.
Их содержимое отчасти можно наблюдать за этими столами.
Холодильники упразднили только во время реконструкции.
Зато тогда же был создан салон Пруста. Он находится почти сразу после входа, вперед — и направо.
Вы узнаете его по портрету, собственно, Пруста.
Салон слегка обит плюшем и похож на библиотеку.
Книги в шкафах, кстати, подлинные, не муляжи, я проверяла.
В 17-00 тут начинается five-o-clock, и игнорировать его я не советую. Чай (около 30 сортов) подают с мадленками и сервируют по правилам той страны, откуда этот чай родом. Я же говорила, что Ritz — это культурный экспириенс, а не только #тяжелыйлюкс?:)
Сами мадленки только прикидываются печеньем, по факту это бисквит с горьким каштановым медом.
А по сторонам фланируют другие Мадленки — те, с которых Пруст писал свои романы.
Умирая, он послал шофера в Ritz за последней бутылкой пива. Я бы послала — за мадленкой. Как он там говорил-то?
«Настоящий рай — потерянный рай»? Вот именно.
У меня есть еще один важный лайфхак, но я что-то даже не знаю, как про него рассказать. Короче, даже если вы не живете в отеле, сюда можно прийти на завтрак. Вот в эту галерею, где в случае хорошей погоды стеклянный потолок раздвигается за 5 минут.
Однако это все равно просто завтрак, хотя и вкусный, и ritzy.
Но я не знаю другого способа пообщаться с официантами Ritz (обеды и ужины встанут в несоизмеримо большую сумму, траст ми). Кроме того, на обедах и ужинах официанты гораздо более заняты и деловиты, им не до лирики.
А за завтраком, особенно в 8-00, народу мало.
А пообщаться с ними — ну как вам сказать, это прямо must.
Моего официанта звали, кажется, Филипп. Он проработал в Ritz примерно всю жизнь. Когда я его спросила, чем он занимался, пока отель реконструировался, — 4 года — он сказал: «Ждал, пока откроют.» Ну, нас на лирике не проведешь, я уточнила — просто сидел и ждал? Слово за слово, выяснилось: служил частным официантом у одного очень частного человека, платили в три раза больше, а работы было в пятьдесят раз меньше.
А почему вернулся, спрашиваю. Не помню, что именно он ответил, да это и не столь важно, он все-таки официант, а не поэт. Но 60% персонала Ritz дожидались открытия отеля после реконструкции так, как ждут окончания ремонта собственного дома.
В общем, вы меня поняли. Ritz Paris определенно стоит книги, возможно, стоит мессы и точно стоит того, чтобы туда по меньшей мере зайти. Как это сделать — вы знаете.