норма уборки номеров для горничной
Норма уборки номеров для горничной
Нормативы численности рабочих по обслуживанию гостиниц
____________________________________________________________________
Не действуют на территории Российской Федерации
с 25 июня 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 июня 2020 года N 857
____________________________________________________________________
Настоящий сборник содержит нормативы численности гардеробщиков, горничных, кастелянш, кладовщиков, занятых на работах на складе материальных ценностей, кладовщиков, занятых на работах в камерах хранения, кровельщиков по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, кровельщиков по стальным кровлям, маляров строительных, лифтеров, слесарей-сантехников, облицовщиков-плиточников, облицовщиков синтетическими материалами, паркетчиков, плотников, слесарей по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарей-ремонтников, слесарей по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования, стекольщиков, столяров, швейцаров, штукатуров, электрогазосварщиков, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, а также нормы обслуживания и нормы времени обслуживания для горничных и для уборщиков служебных помещений.
Нормативы разработаны Центральным бюро нормативов по труду совместно с Центральной нормативно-исследовательской станцией Росжилкоммунсоюза при участии научных и нормативно-исследовательских организаций системы жилищно-коммунального хозяйства союзных республик.
1. Общая часть
1.1. Сборник нормативов рекомендуется для расчета численности рабочих по обслуживанию гостиниц по профессиям: гардеробщик, горничная, кастелянша, кладовщик, занятый на работах на складе материальных ценностей, кладовщик, занятый на работах в камере хранения, кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов, кровельщик по стальным кровлям, лифтер, маляр строительный, слесарь-сантехник, облицовщик-плиточник, облицовщик синтетическими материалами, уборщик служебных помещений, паркетчик, плотник, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования, стекольщик, столяр, швейцар, штукатур, электрогазосварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; сборник также содержит нормативы времени на работы по уборке помещений гостиниц.
1.2. В основу разработки нормативных материалов положены фотохронометражные наблюдения, данные предприятий о фактической численности рабочих и объемах выполняемых работ, материалы изучения организационно-технических условий выполнения работ и организации труда рабочих, методические рекомендации НИИ труда по разработке нормативных материалов по труду и другая справочная литература.
1.3. Нормативы численности установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ в коммунальных гостиницах в соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации гостиниц и их оборудования, а также с учетом обеспечения обслуживающего персонала необходимым инвентарем и приспособлениями применительно к характеру выполняемой работы.
1.4. В каждом разделе нормативной части сборника приведены таблицы для определения явочной численности рабочих и описана организация труда.
Списочная численность рассчитывается на месте. Формулы для расчета списочной численности приведены в Приложении 3.
1.5. Нормы обслуживания для горничных и уборщиков служебных помещений установлены на основе нормативов времени на работы по уборке помещений гостиниц (см. Приложение 1), нормативов оснащения коммунальных гостиниц РСФСР мебелью и инвентарем, утвержденных Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 31 октября 1984 г. N 513 и периодичности выполнения работ по уборке помещений гостиниц, разработанной Минжилкомхозом РСФСР (см. Приложение 2). В том случае, если в гостинице имеются помещения и номера, не соответствующие требованиям вышеуказанного Положения, а также оснащенность и периодичность выполнения уборочных работ иные, то нормы обслуживания пересчитываются с учетом конкретных организационно-технических условий их выполнения в соответствии с Приложениями 1, 2.
Оснащенность номеров и других помещений гостиницы и периодичность выполнения уборочных работ, в отличие от приведенных, могут устанавливаться соответствующими компетентными органами в зависимости от местных условий.
Нормы обслуживания установлены с учетом затрат времени на выполнение горничными и уборщиками служебных помещений основных и дополнительных функций, к основным функциям отнесены все работы по уборке помещений и номеров.
К дополнительным функциям отнесены: доставка средств уборки и приспособлений в начале смены к месту работы и в конце смены в установленное для их хранения место. Кроме того, для горничных в составе дополнительных функций учитывается время на прием номеров от проживающих при их выезде из гостиницы, а также прием от проживающих заказов на бытовые услуги и обеспечение их своевременного выполнения. Нормы обслуживания рассчитаны по формуле:
Но = ,
Норма времени обслуживания Тно определяется по формуле:
Коэффициент К определяется по формуле:
К = 1 + ,
В тех случаях, когда одному рабочему поручается обслуживание разных номеров (или других помещений), то они подбираются с таким расчетом, чтобы соблюдалось условие:
Явочная численность горничных (работающих в первую смену) и уборщиков служебных помещений, необходимая для обслуживания всех номеров и помещений в гостинице, определяется по нижеследующим зависимостям.
При расчете по нормам времени обслуживания:
При расчете по нормам обслуживания:
Чя = + + … + ,
1.6. Старшие горничные назначаются из общего числа горничных с выполнением функций бригадира.
1.7. Нормативы численности установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные потребности.
1.8. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано «до», следует понимать включительно.
1.10. До введения настоящих нормативов необходимо привести организационно-технические условия на соответствующих участках работы в соответствие с запроектированными и осуществить производственный инструктаж рабочих.
1.11. При внедрении в гостиницах более прогрессивной, чем это предусмотрено в нормативах, организации производства, труда, технологии работы, оборудования, машин, оснастки и т.п. следует устанавливать местные более прогрессивные нормативы.
1.12. Если оборудование, участок, рабочее место обслуживаются меньшим количеством рабочих, чем это предусмотрено настоящими нормативами, и при этом соблюдаются требования правил техники безопасности, технология и качество работ, то сохраняется фактическая численность рабочих.
Численность рабочих по участкам обслуживания распределяется администрацией гостиницы исходя из производственной необходимости, а также в целях рациональной загрузки рабочих с учетом экономической целесообразности и обеспечения соответствующего качества выполняемых работ.
1.14. Отнесение гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям произведено на основании Положения об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям, утвержденного Постановлением Госкомцен СССР от 2 февраля 1987 г. N 90.
1.15. В сборнике приводятся следующие приложения:
— Нормативы времени на работы по уборке помещений гостиниц (Приложение 1);
— Периодичность выполнения работ по уборке помещений гостиниц (Приложение 2);
— Формулы для определения списочной численности рабочих исходя из явочной численности (Приложение 3);
— Примеры расчета нормативной численности по профессиям (Приложение 4);
— Перечень нормативных материалов, которые могут быть использованы для нормирования труда профессий рабочих, имеющих в гостиницах, но не вошедших в настоящий сборник (Приложение 5).
1.16. С введением настоящих нормативов ранее действовавшие нормативы численности рабочих по обслуживанию гостиниц (М., НИИ труда, 1984 г.) отменяются.
Стандарты уборки горничной, или Один день из жизни невидимой перфекционистки
О том, что рабочий график горничных расписан по минутам, давно известно. Гостиничная компания Ribas Hotels Group показала один день из жизни горничной, работающей в четырехзвездочном отеле сети.
Специально не оглашаем название отеля, так как все гости, отдыхающие в гостиницах сети Ribas Hotels Group, получают одинаково высокий сервис. Размещаться они могут в номерах разных категорий, но обслуживание получают исключительно профессиональное. Следовательно, стандарты уборки во всех объектах сети едины.
Начало работы
Горничная Алла Ивановна приходит в отель за 15 минут до начала рабочей смены. Это позволяет ей не торопясь подготовиться к работе: переодеться, выпить чашечку кофе, при необходимости поправить внешний вид.
Алла считает, что чистота начинается не с первого номера в ее рабочем графике — она начинается с нее и с каждого сотрудника отеля. Именно поэтому идеально убрано и гармонично даже в служебных помещениях: личные полотенца аккуратно сложены на именных полочках, чашки из-под кофе вымыты до скрипа и протерты насухо, сумочки и одежда аккуратно развешены на крючках в соответствующих шкафчиках.
В этом же шкафчике она оставляет свой мобильный телефон. Перед непосредственным началом работы ей выдадут внутренний телефон для связи с ресепшен отеля.
Алла Ивановна
Внешний вид
Алла всегда выглядит опрятно.
Поведение в публичных зонах
При проектировании отелей компания Ribas Hotels Group учитывает особенности эксплуатации гостиничной недвижимости. В частности, отели строят таким образом, чтобы персонал и гости как можно реже встречались в общих зонах: пользовались разными входами и выходами, лифтами и лестницами.
Однако это не исключает их случайных встреч во время уборки номеров или общих зон. Поэтому при встрече с гостем запрещены какие-либо разговоры. Если гость обращается сам, Алла отвечает коротко и вежливо, ни в коем случае не употребляя оценочных выражений вроде: «Я думаю, это ужасно. », «Мне очень нравится. » и так далее. Если горничная не может ответить на вопрос или выполнить просьбу, она обязательно направит гостя на ресепшен, где его запрос обязательно удовлетворят.
Бывали и случаи-исключения: например, однажды гость, уточнив необходимую информацию, вдруг спросил, что интересного можно посмотреть в городе. Алла Ивановна тогда порекомендовала ему несколько спектаклей, которые имели успех в театре, находящемся в паре кварталов от отеля, и органный концерт в филармонии. Гость поблагодарил и вполне удовлетворился ее ответом. Согласно корпоративной культуре компании, горничная поступила правильно. Главный посыл сети Ribas Hotels Group — чтобы в гостинице гости чувствовали себя, как в гостях у хорошего друга, который поможет в нужный момент.
Грамотно это и с точки зрения ведения бизнеса. Ведь когда линейный персонал в состоянии не только качественно убрать номер по чек-листу, но и предоставить сверхсервис (в данном случае в виде рекомендации) — это большая заслуга всей команды отеля.
Возвращаясь к вопросу стандартов уборки: сотрудникам категорически запрещено разговаривать между собой в транзитных зонах и служебных помещениях. В компании очень строго относятся к этому, поэтому при встречах в коридорах, лобби или на террасах горничные обмениваются улыбками, но не заводят разговор. Они знают, что в отеле всегда проживают гости и недопустимо, чтобы они наблюдали личное общение обслуживающего персонала.
Предподготовка
Перед началом работы Алла Ивановна получает ключи от номеров, в которых должна убраться.
Существует три вида уборки номера: ежедневная, после отъезда гостей и генеральная. Номера убирают в следующей последовательности: сначала забронированные, затем освободившиеся и в последнюю очередь — занятые.
Горничной выдают необходимое количество наборов постельного белья, косметические средства для комплектации номеров и инвентарь для уборки. Все это она укладывает в тележку.
Комплектация тележки горничной:
Стандарт уборки номера
Как правило, номер убирают в отсутствие гостя. Если номер занят, и гостя в нем нет, на уборку выделяется от 15 до 20 минут. На уборку свободного номера уходит от 20 до 30 минут в зависимости от количества комнат, технического оснащения, наличия балкона или лоджии.
Если на двери висит табличка «Не беспокоить», Алла никогда не постучит в дверь: это категорически запрещено.
В апартаментах с табличкой на двери «Просьба убрать» наводят порядок в первую очередь. Если на двери нет этой таблички, горничная стучит в дверь и четко говорит: «Уборка номера». Если ответа нет, она повторяет эти действия еще два раза, и только после этого открывает дверь служебным ключом.
Свою тележку она устанавливает так, чтобы полностью перегородить проход в номер: посторонний человек не сможет беспрепятственно зайти в открытую дверь. Если в номере действительно никого нет, горничная приступает к уборке согласно инструкции.
Если концепцией отеля предусмотрен комплимент для гостя (корзина с фруктами или цветами, брендированные сладости), сотрудница должна проследить, чтобы это оказалось на столе в номере.
Запасы питьевой воды должны пополняться ежедневно. Если на столе стоит бутылочка, в которой еще есть вода, то рядом следует поставить запечатанную емкость.
Находясь в номере при исполнении своих прямых обязанностей, горничной строго запрещено:
По окончании уборки горничная выключает все светильники, закрывает окна, закрывает номер и делает соответствующую пометку о готовности апартаментов к заселению гостей.
Личные вещи гостя
Одна из самых деликатных тем относительно уборки касается вещей гостя в номере.
Если вещи развешены в шкафу и разложены по полкам, то представительница линейного персонала к ним не прикасается. Если вещи разбросаны по полу, горничная аккуратно складывает их и кладет на видное место. Видным местом может служить тумба возле кровати, стул, полка возле вешалки, тумба в гостиной части номера.
Ценные вещи гостя (бумажник, телефон, часы, коробочки) необходимо оставить на том же месте, на котором они были обнаружены.
Гость в номере
Если гость все же оказался в номере, хотя таблички «Не беспокоить» не было и он никак не обнаружил свое присутствие, пока горничная не зашла — Алла вежливо здоровается и справляется, когда можно прийти убрать, не побеспокоив его. Получив ответ и поблагодарив, она удаляется. Никаких уточняющих вопросов или продолжения беседы быть не должно. Исключение составляют случаи, когда гость сам задал вопрос или что-то попросил.
Если же гость пожелал остаться, пока горничная наводит порядок, не следует проявлять недовольство или комментировать это решение. В таких случаях сотрудница отеля старается работать максимально быстро и комфортно для гостя: не заговаривая, стараясь двигаться по периферии комнаты.
Клининговый контроль
После уборки номеров работу горничных проверяет супервайзер. Согласно норме, в течение рабочей смены он при быстрой проверке должен осмотреть 100 номеров; при более тщательной — 35 номеров.
Быстрая проверка длится 3–5 минут. За это время проверяющий должен выяснить, проводилось ли проветривание в номере (особое внимание необходимо обратить на наличие посторонних запахов в санитарно-гигиенических помещениях), оценить качество уборки в жилой части и санузлах — удален ли налет, пятна на раковине, унитазе, душевой, ванной и облицовочной плитке, застелена ли кровать.
Более основательная проверка продолжается 7–10 минут, за которые супервайзер детально изучает качество уборки, замену белья и полотенец в ванной комнате, пополнение использованных сопутствующих материалов, удаление пятен на ковровом покрытии и мягкой мебели, замену полиграфии, техническое состояние бытовых приборов.
Нужно отметить, что контролеры идут на различные ухищрения, проверяя работу горничных. Например, оставляют спички в труднодоступных местах: за шкафом, за баром, за раковиной. При осмотре номера проверяют их наличие: если спичек нет на месте, значит, сотрудница хорошо убралась.
Любые замечания относительно качества обслуживания горничной обязательно должны учитываться в перспективе.
Должностная инструкция горничной
Использование должностной инструкции работодателями аргументировано тем, что она позволяет конкретизировать должностные обязанности, права и ответственность персонала. Документ не обязателен к применению, но рекомендован письмами Роструда и имеющейся судебной практикой. Разберемся, какую информацию должна содержать должностная инструкция горничной.
Образец должностной инструкции горничной
1. Общие положения
2. Должностные обязанности
Работник, принятый на должность горничной, имеет такие обязанности:
3. Права
Работник, принятый на должность горничной, имеет следующие права:
4. Ответственность
Работник может быть привлечен к ответственности:
Особенности составления должностной инструкции
Для того чтобы составить список должностных обязанностей, можно воспользоваться профстандартом «Горничная». Он был утвержден приказом Минтруда РФ от 5 сентября 2017 года №657н. Из документа можно взять только те обязанности, которые будет исполнять работник. Их объем будет зависеть от размеров и статуса гостиницы, количества аналогичных сотрудников.
Разработкой документа в компаниях занимаются обычно специалисты по кадрам и юристы. К работе можно подключить и непосредственного руководителя горничных в гостинице — именно они должны точно знать, чем будет заниматься такой работник. После формирования чернового варианта с ним знакомят руководство организации. Если работодатель одобряет документ, то он ставит на нем свою подпись в графе «Утверждаю».
Оформленная в соответствии со сложившимися стандартами должностная инструкция должна иметь такую структуру:
К сведению! Должностную инструкцию лучше всего сформировать в двух экземплярах. Один передают работнику, он хранит его на рабочем месте и может обратиться к документу при первой необходимости. Второй экземпляр остается у работников отдела кадров. Они вкладывают его в личное дело нанятого сотрудника.
Содержание должностной инструкции
В текст включают основные разделы и дополнительные. К первым относят такие, как «Общие положения», Должностные обязанности», «Права», «Ответственность». Чаще всего именно ими ограничиваются большинство документов. Из дополнительных можно назвать «Условия работы», «Оценка труда», «Взаимодействие в организации». Их работодатель добавляет по желанию.
Представим краткое описание базовых разделов.
Вопрос: Какова норма убираемой площади (номеров) для горничных профилактория? Какова норма убираемой площади служебных помещений для работника? В каких нормативных актах прописаны нормы убираемой площади? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)
Какова норма убираемой площади (номеров) для горничных профилактория? Какова норма убираемой площади служебных помещений для работника? В каких нормативных актах прописаны нормы убираемой площади?
Нормативы площади уборки установлены Рекомендациями по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения, утв. Приказом Минстроя РФ от 15.11.1994 N 11.
Обобщая нормы, установленные данными Рекомендациями, можно констатировать, что обычной нагрузкой горничной является уборка одной комнаты за один час. Получается, что за 8-часовую смену этот работник должен убрать восемь однокомнатных номеров или четыре двухкомнатных. Однако, в зависимости от класса гостиницы, это время может быть увеличено. Например, на уборку фешенебельного номера должно быть отведено больше времени, чем на такую же по площади, но простую комнату.
Рекомендации по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 15.11.1994 N 11 (таблица 28 Нормы обслуживания для уборщиков служебных помещений).
Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.
1. НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ (ПАНСИОНАТОВ И ДОМОВ ОТДЫХА) ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
1. Нормы обслуживания и нормативы численности горничных
1. Нормы обслуживания и нормативы численности горничных
Содержание работы. Содержание в надлежащей чистоте номеров и других помещений, наблюдение за сохранностью имущества, оборудования, инвентаря, а также прием от отдыхающих заказов на бытовые услуги и обеспечение их своевременного выполнения.
Уборка номеров: проветривание, замена воды в графине, смена постельного белья и полотенец, уборка постели; подметание и протирка полов и окрашенных поверхностей, чистка ковров и мягкой мебели, протирка всех полированных и лакированных деревянных поверхностей.
Уборка санитарных узлов, чистка с помощью моющих средств и промывка водой всего санитарно-технического оборудования и кафеля, мытье пола в туалете и ванной комнате, чистка зеркал.
Доставка к месту работы необходимых средств уборки и приспособлений, а по окончании уборки доставка их к месту хранения.
Расчет нормативной численности горничных производится по нормам обслуживания и нормам времени обслуживания.
Нормы обслуживания установлены на основе нормативов времени на работы по уборке номеров и периодичности выполнения работ по уборке: нормы обслуживания учитывают затраты времени на выполнение основных (уборка номеров) и дополнительных (доставка средств уборки, прием заказов на бытовые услуги) функций, отдых и личные потребности.
Нормы обслуживания рассчитываются по формуле:
В зависимости от местных условий применяются следующие формы организации труда горничных:
индивидуальная, когда за каждой горничной закрепляются определенные номера для уборки;
бригадная, когда уборку номеров производит бригада горничных.
Старшие горничные назначаются из общего числа горничных с выполнением функций бригадира (см. табл. 22).
НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ГОРНИЧНЫХ
Примечания. 1. На уборку номеров, имеющих более трех мест, на каждое место прибавляется к норме времени обслуживания (п. 4) 0,12 ч и соответственно пересчитывается норма обслуживания.