номера звонят и сбрасывают разные
Звонят с незнакомых номеров и сбрасывают. Зачем и как бороться?
Звонки с незнакомых номеров — настоящая напасть для многих. У абонентов с «засветившимися» в интернете номерами может поступать по несколько таких звонков в день. При этом часть из них «странные» — вызов идет пару секунд и после сбрасывается. Зачем выполняются такие звонки и как с ними эффективно бороться? Рассказали в этой статье.
Зачем звонят и сбрасывают
В большинстве случаев сброшенный через 2-3 секунды вызова звонок является мошенническим или спамерским. Зачем такие звонки делаются и как с ними бороться? Давайте разбираться.
Итак, зачем же нам звонят и сбрасывают, да еще и по нескольку раз в день? Чаще всего это происходит с целью вынудить абонента на выполнение обратного звонка. Человек замечает пропущенный вызов и, не желая пропускать потенциально важный звонок, перезванивает обратно.
🔥 Как узнать, кто звонил с неизвестного номера
На той стороне трубки его может поджидать кто угодно: от полноценных телефонных мошенников до представителей банков и других финансовых организаций.
Это понятно, но в чем смысл? Почему им не позвонить самим?
И вновь в большинстве случаев (не во всех) это делается для того, чтобы обойти закон. Согласно статье 15 Закона о персональных данных и статье 18 Закона о рекламе, продвижение товаров посредством прямых телефонных звонков законно только в случае, если абонент соглашался на их получение.
Но вы ведь не соглашались на это? Вот и приходится спамерам выкручиваться. Вынуждая вас перезванивать на сброшенные вызовы, спамеры обходят таким образом закон.
Нередко по ту сторону вызова вовсе не «безобидные» рекламные менеджеры, которые хотят впарить вам диван или услуги по наращиванию ногтей. В отдельных случаях перезвонить вынуждают реальные мошенники. Распознать их крайне легко — в конечном итоге они требуют от вас каких-либо действий, будь это установка приложения на смартфон (разумеется, вредоносного) или выдача конфиденциальных данных, чаще всего связанных с банковской картой.
Относительно редко для нашего времени обратный звонок на сброшенный вызов грозит банальным списанием денег со счета. Еще лет пять назад мошенничество подобного рода было распространено куда больше. Сейчас же этот способ, похоже, для мошенников перестал окупаться.
И не лень спамерам названивать?
Увы, на массовый прозвон номеров мошенники практически не тратят времени. За них это делает специальным образом настроенная утилита. Программа автоматически совершает звонок, выжидает 2-3 секунды и тут же сбрасывает вызов. Сразу после этого, без каких-либо промедлений, выполняется следующий вызов.
Прозвон идет по огромной базе с номерами, и за счет использования автоматизированной утилиты его получается осуществлять относительно быстро.
Как же бороться с такими звонками?
Способ есть, правда, он все же неидеальный. Необходимо заблокировать прием вызовов от неизвестных номеров. В таком случае звонки не будут проходить в принципе.
Минус у использования этого способа на поверхности. Если вам поступит важный звонок с неизвестного номера, он тоже будет автоматически заблокирован. Тем не менее, если вас откровенно достали спамеры, которые звонят и сбрасывают, то воспользоваться радикальным методом блокировки все же стоит.
На iPhone для этого необходимо перейти в «Настройки» — «Телефон» и включить опцию «Заглушение неизвестных». На Android требуется включить режим «Не беспокоить», настроив в нем блокировку вызовов от неизвестных номеров. На смартфонах Xiaomi и Huawei в настройках телефона есть отдельная опция блокировки неизвестных номеров без необходимости активации режима «Не беспокоить».
Зачем звонят и сбрасывают с неизвестных номеров?
Закончил в 2001 году СПбГЭУ по направлению «Бухучет и анализ». Работал с 2009 по 2016 год в банке Санкт-Петербург. В данный момент занимается юридической практикой.
Вряд ли кому-нибудь понравится ситуация, когда звонят неизвестные номера и сбрасывают трубку. Это отвлекает от дел, мешает совершать телефонные звонки, размывает полезную информацию в журнале звонков сотового телефона.
Но самая большая загадка в этом надоедливом спаме заключается в том, какую вообще цель преследует звонящий. Если позвонили один раз, то об этом можно просто забыть, но если это происходит ежедневно, просто игнорировать постоянно вибрирующий телефон уже не получится.
Итак, зачем звонят и сбрасывают с разных номеров? Мы выделили одну наиболее частую цель и несколько более редких. Чаще всего звонят организации, желающие навязать вам свой сервис. Они рассчитывают на то, что абонент, подогретый любопытством и желанием не упустить потенциально важный звонок, перезвонит. Как только звонок будет принят на «той стороне», монотонный робот начнет рекламировать тот или иной товар или услугу.
Можно подумать сначала, что было бы гораздо логичнее позвонить один раз, дождаться ответа гражданина и уже после этого вести диалог. Но причина, почему спамящие организации так не делают, кроется в законодательстве РФ: статья 15 Закона «О персональных данных» и статья 18 Закона «О рекламе» запрещают юридическим лицам навязывать свои услуги посредством прямых телефонных звонков, если только вы не дали на это согласие, зафиксированное в бумажном или цифровом виде.
Разумеется, подавляющая часть граждан никаких согласий не давали, поэтому прямой звонок организациям не доступен. Вот и приходит на помощь «немой» вызов: формально, если вы перезвонили, инициатива поступила с вашей стороны и организация не нарушает законодательство в области рекламы и прав потребителя.
Это самая распространенная цель, но бывает и другой смысл действия:
Откуда они вообще взяли мой номер?
Когда абоненту каждый день набирает скрытый номер, дожидается 1 гудка и тут же отключает связь, возникает сразу несколько вопросов. На один мы уже ответили, но хочется знать, откуда вообще номера рядовых граждан поступают ко всевозможным колл-центрам, роботам и прочим «рекламным агентам»?
На самом деле, граждане сами оставляют номера, об этом особенно даже и не задумываясь. В каждом частном объявлении, выложенном на Avito или в социальной сети, размещен телефон — и он обязательно попадет в базу данных. Многие размещают свои номера прямо в профиле Facebook’a или VK.
Иногда не вполне честные рекламные агенты собирают телефоны иным способом: размещают какое-либо объявление, обещающее приз. Для его получения достаточно всего лишь зарегистрироваться на специальном сайте! Разумеется, никакого приза не дадут, а вот электронную почту и телефон запомнят и занесут в специальную спам-базу.
Хакеры могут действовать оптом: зачем по крупицам с помощью роботов и алгоритмов собирать по всему интернету номера, когда можно взломать один-единственный сайт и вытащить данные всех зарегистрированных там пользователей? К сожалению, не все сайты защищены от таких атак в достаточной мере. По этой причине взломы до сих пор распространены и весьма эффективны.
Наконец, наименее релевантные звонки с точки зрения продаж — это случайный набор номера и проверка с помощью гудка, существует он на самом деле или не существует.
Противодействовать спаму нужно еще до того, как телефон попал в нежелательную базу данных. Достаточно всего лишь:
Имеют ли они право на такие прозвоны?
Зависит от того, кто звонит. Если это, к примеру, известные по всей стране номера Сбербанка — 900 или 906, — в 95% случаев звонок будет законным, потому что еще до набора номера Сбербанк выдал пользователю некий продукт и заодно подписал с ним согласие на обработку персональных данных.
Обратите внимание: когда вы подписываете документацию с банком, крупной организацией, университетом и т.д., в числе прочего вам обязательно дадут на подпись согласие на обработку персональных данных. Подписав этот документ, вы фактически разрешаете организации иногда звонить и писать вам, не нарушая при этом закон «О рекламе».
Если вам звонят и сбрасывают звонок с неизвестных номеров, это тоже законно. Формально такой набор означает только то, что дозвониться не удалось, а вот с какой целью совершался звонок — достоверно определить нельзя. С юридической точки зрения все действия, цель совершения которых невозможно установить, полностью законны, если они не имеют каких-либо иных противоправных составляющих.
Но если вы ответили на «непонятный» звонок, а с той стороны провода не бросают трубку — вот тут уже можно говорить о потенциально противоправном действии.
Как с этим бороться?
Как мы уже сказали, самое верное решение — это попросту предупредить появление спама, чем пытаться от него избавиться. Профилактика флуда проста: достаточно нигде не размещать свой номер в интернете (или по крайней мере делать его скрытым/доступным узкому кругу лиц), и не следует регистрироваться на подозрительных или уязвимых для взлома сайтах.
Но, допустим, нужно избавиться от спама, который каждый день идет без какого-либо окончания. Что тогда делать? Можно поменять сим-карту, но в современном мире к ней столько всего привязано, что проще уж писать в Роскомнадзор с жалобой на спамеров.
Алгоритм борьбы следующий:
Звонят и сбрасывают. Как избавиться от телефонных спамеров
Зачем вам звонят
У всех спамеров по сути одна цель — навязать вам какую-нибудь услугу, товар или работу. Это может быть кредит, домашний интернет, «бесплатное» медицинское обследование, что угодно. В последнее время активизировались и более опасные телефонные мошенники, которые искусно вымогают у людей доступ к банковскому счету. Отчасти их тоже можно назвать спамерами, потому что они звонят людям по всей России.
Действуют спамеры по-разному. Некоторые звонят и тут же сбрасывают. Это нужно, чтобы заработать денег: вы перезвоните сами на этот номер (вдруг что-то важное?), в итоге звонок обойдется вам в несколько сотен рублей. А то и в несколько тысяч. Бывает, что вы отвечаете на вызов с незнакомого номера, а на том конце провода упорно молчат. Так спамеры/мошенники проверяют активность абонента перед тем, как продать кому-нибудь базу.
Некоторые спамеры идут в ногу с прогрессом: вместо живых операторов для обзвона используют роботов. Или специальные программы для звонков. Роботы могут представляться человеческими именами, диктовать рекламную информацию, вести диалог с собеседниками, при необходимости переводить звонки на живых специалистов. На них как раз можно сэкономить за счет программы.
Имеют ли право звонить по закону
«Контакты с потенциальным потребителем услуг по телефону регулируются статьей 15 Закона о персональных данных и статьей 18 Закона о рекламе, — объясняет Константин Суворов, партнер юридической фирмы “Косенков и Суворов”. — Продвижение товаров или услуг посредством прямых контактов законно только в случае, если звонящий предварительно получил согласие абонента на получение рекламы таким способом».
Почти никогда у спамера нет вашего согласия на рекламные звонки. И вряд ли он сможет доказать, что такое согласие от вас получал. Исключение — если вы клиент именно этой компании, банка, сотового оператора. Когда вы пользовались их услугами, наверняка где-нибудь поставили галочку на получение рекламы. И тут уже не подкопаешься.
Как правильно построить разговор
Ругаться с наглыми спамерами, кричать и угрожать — бесполезно. Равно как и сбрасывать звонки, не брать трубку, вносить номер в черный список. На время блокировка, конечно, поможет, но операторы начнут звонить с других номеров. Продолжаться это все может бесконечно, поэтому лучше выстроить общение так:
После этого разговор закончится, беспокоить вас не будут. «При этом, может сократиться и количество других посторонних звонков», — обещает Константин Суворов.
Что еще можно сделать
Если вам звонили из более-менее известной организации, то можно подстраховаться. Найдите бренд во «ВКонтакте» или на Facebook и напишите в личку, что вы устали от их звонков и просите вас исключить из базы. Возможно, вам пойдут навстречу.
Не лишним будет установить какую-нибудь программу, которая отображает информацию о звонящем. Вплоть до того, откуда спамеры: из страховой компании, банка и так далее. Это может быть популярный сервис TrueCaller, Kaspersky Who Calls и другие аналоги, которых полным-полно в AppStore и Google Play.
Помогите другим, если у вас есть пара минут: оставьте отзывы на специальных сайтах вроде neberitrubku.ru. Они собирают информацию о звонках с неизвестных и мошеннических номеров. С помощью отзыва люди, которые не ответили на вызов, смогут узнать все об этом номере и подготовиться к следующему звонку.
Куда жаловаться, если совсем достали
С жалобами на настырных спамеров можно обращаться в два учреждения:
Если обращаетесь в Роскомнадзор, то в заявлении укажите, что хотите сообщить о нарушении закона о персональных данных. Если пишете в ФАС — то о нарушении закона о рекламе. Дальше расскажите, что в такой-то день вам позвонили из организации, допустим, ООО «Цветочек» (название лучше запомнить или записать во время разговора). Предлагали такие-то услуги: быстрый заработок, медицинские обследования и.т.д. Но вы согласия на получение рекламы этим людям не давали, поэтому просите принять меры.
Важно: не забудьте поставить в заявлении Ф. И. О., дату и подпись. Плюс обязательно укажите номер, с которого звонили. Можно даже прикрепить детализацию вызовов за тот самый день. Если вы записали беседу на диктофон, то совсем здорово — приложите аудиозапись к жалобе.
Заявление можно подать через форму на сайтах обоих ведомств, а можно по старинке отправить на бумаге. На всякий случай к письму можно прикрепить копию паспорта для подтверждения личности, иногда ее просят дослать.
Если вас продолжают донимать звонками, сообщите спамерам, что вы на них уже пожаловались куда надо. Кстати, их ждут штрафы: до 75 000 рублей, если названивают без вашего согласия, и до 200 000 рублей, если они добыли ваши данные незаконно. Купили базу в интернете, например. Кто и как это делает, мы уже рассказывали в специальном расследовании. В отдельных случаях за такое могут даже отправить в тюрьму на два года по статье 272 УК РФ.
Звонят и сбрасывают. Как избавиться от телефонных спамеров
В последнее время спамеры словно с цепи сорвались: звонят чуть ли не ежедневно с мобильных и городских номеров, молчат в трубку. А некоторые вообще используют пугающих роботов вместо обычных операторов. Жить с этим все сложнее, потому что напрягает и бесит. Но от навязчивых звонков вполне реально избавиться.
У всех спамеров по сути одна цель — навязать вам какую-нибудь услугу, товар или работу. Это может быть кредит, домашний интернет, «бесплатное» медицинское обследование, что угодно. В последнее время активизировались и более опасные телефонные мошенники, которые искусно вымогают у людей доступ к банковскому счету. Отчасти их тоже можно назвать спамерами, потому что они звонят людям по всей России.
Действуют спамеры по-разному. Некоторые звонят и тут же сбрасывают. Это нужно, чтобы заработать денег: вы перезвоните сами на этот номер (вдруг что-то важное?), в итоге звонок обойдется вам в несколько сотен рублей. А то и в несколько тысяч. Бывает, что вы отвечаете на вызов с незнакомого номера, а на том конце провода упорно молчат. Так спамеры/мошенники проверяют активность абонента перед тем, как продать кому-нибудь базу.
Некоторые спамеры идут в ногу с прогрессом: вместо живых операторов для обзвона используют роботов. Или специальные программы для звонков. Роботы могут представляться человеческими именами, диктовать рекламную информацию, вести диалог с собеседниками, при необходимости переводить звонки на живых специалистов. На них как раз можно сэкономить за счет программы.
ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО ЗВОНИТЬ ПО ЗАКОНУ
«Контакты с потенциальным потребителем услуг по телефону регулируются статьей 15 Закона о персональных данных и статьей 18 Закона о рекламе, — объясняет Константин Суворов, партнер юридической фирмы “Косенков и Суворов”. — Продвижение товаров или услуг посредством прямых контактов законно только в случае, если звонящий предварительно получил согласие абонента на получение рекламы таким способом».
Почти никогда у спамера нет вашего согласия на рекламные звонки. И вряд ли он сможет доказать, что такое согласие от вас получал. Исключение — если вы клиент именно этой компании, банка, сотового оператора. Когда вы пользовались их услугами, наверняка где-нибудь поставили галочку на получение рекламы. И тут уже не подкопаешься.
КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ РАЗГОВОР
Ругаться с наглыми спамерами, кричать и угрожать — бесполезно. Равно как и сбрасывать звонки, не брать трубку, вносить номер в черный список. На время блокировка, конечно, поможет, но операторы начнут звонить с других номеров. Продолжаться это все может бесконечно, поэтому лучше выстроить общение так:
— Начните разговор с вопроса «откуда вы получили номер моего телефона?». Скорее всего, за этим последует какая-то легенда. Мол, вы месяц назад заполнили в магазине бумажку.
— В ответ на это можно твердо сообщить, что согласия на обработку своих данных и на получение рекламы по телефону вы никому не давали.
— Потребуйте немедленно удалить ваши данные из базы звонящего, так как без согласия действия звонящего незаконны.
После этого разговор закончится, беспокоить вас не будут. «При этом, может сократиться и количество других посторонних звонков», — обещает Константин Суворов.
ЧТО ЕЩЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ
Если вам звонили из более-менее известной организации, то можно подстраховаться. Найдите бренд во «ВКонтакте» или на Facebook и напишите в личку, что вы устали от их звонков и просите вас исключить из базы. Возможно, вам пойдут навстречу.
Не лишним будет установить какую-нибудь программу, которая отображает информацию о звонящем. Вплоть до того, откуда спамеры: из страховой компании, банка и так далее. Это может быть популярный сервис TrueCaller, Kaspersky Who Calls и другие аналоги, которых полным-полно в AppStore и Google Play.
Помогите другим, если у вас есть пара минут: оставьте отзывы на специальных сайтах вроде neberitrubku.ru. Они собирают информацию о звонках с неизвестных и мошеннических номеров. С помощью отзыва люди, которые не ответили на вызов, смогут узнать все об этом номере и подготовиться к следующему звонку.
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ, ЕСЛИ СОВСЕМ ДОСТАЛИ
С жалобами на настырных спамеров можно обращаться в два учреждения:
Если обращаетесь в Роскомнадзор, то в заявлении укажите, что хотите сообщить о нарушении закона о персональных данных. Если пишете в ФАС — то о нарушении закона о рекламе. Дальше расскажите, что в такой-то день вам позвонили из организации, допустим, ООО «Цветочек» (название лучше запомнить или записать во время разговора). Предлагали такие-то услуги: быстрый заработок, медицинские обследования и.т.д. Но вы согласия на получение рекламы этим людям не давали, поэтому просите принять меры.
Важно: не забудьте поставить в заявлении Ф. И. О., дату и подпись. Плюс обязательно укажите номер, с которого звонили. Можно даже прикрепить детализацию вызовов за тот самый день. Если вы записали беседу на диктофон, то совсем здорово — приложите аудиозапись к жалобе.
Заявление можно подать через форму на сайтах обоих ведомств, а можно по старинке отправить на бумаге. На всякий случай к письму можно прикрепить копию паспорта для подтверждения личности, иногда ее просят дослать.
Если вас продолжают донимать звонками, сообщите спамерам, что вы на них уже пожаловались куда надо. Кстати, их ждут штрафы: до 75 000 рублей, если названивают без вашего согласия, и до 200 000 рублей, если они добыли ваши данные незаконно. Купили базу в интернете, например. В отдельных случаях за такое могут даже отправить в тюрьму на два года по статье 272 УК РФ.
Почему часто звонят с незнакомых номеров и сбрасывают??
Описание ситуации
Если вы даже недавно купили СИМ карту с новым номером, вы можете стать объектом постоянных звонков с различных номеров.
Даже если вы не оставляли свой номер нигде, то вас могут доставать звонками. Оставив свой телефон без присмотра, можно найти несколько пропущенных вызовов с разных номеров. Обычно вызов может идти одну секунду, а потом сбрасывают
Как происходят звонки?
Обычно звонят с мобильных номеров и сбрасывают. Т.е. поступает отдельный звонок буквально 1 секунду, а потом сброс. И таких вызовов может быть несколько в день и даже в час.
Второй вариант — звонят, вы отвечаете и сброс. Вы можете даже сразу взять трубку и попытаться ответить. Все равно будет сброс.
Третий вариант — вы берете трубку и молчание. Вы пытаетесь начать разговор, но молчание продолжается и потом следует сброс.
Кто на самом деле звонит?
Звонят все-те же лица, которые раньше пытались вам втюхать кредитку Альфа-банка, карту рассрочки Совесть или Халва, выгодный займ. Мне приходили довольно часто раньше звонки типа «Вы пользуетесь услугами карты Виза, поэтому для вас специальное предложение карта Рассрочки Халва 0% переплата… «
Но если позвонить вам напрямую или отправить вам СМС, то это будет считаться нарушением ФЗ «О Рекламе». Можно подать жалобу и звонившему может грозить достаточно внушительный штраф. Поэтому все изменилось — мошенники начали действовать мудрее.
Они звонят и сбрасывают в надежде, что вы сами перезвоните по этому номеру. Вдруг вы пропустили вызов и что-либо продаете на АВИТО или через газету объявлений? Т.е. звонил потенциальный покупатель, а вы не ответили. В итоге вы звоните и попадаете на автоинформатор, который предлагает вам послушать рекламу… Другой вариант — вы попадает на оператора, который пытается вам что-либо продать. Если вы вдруг заинтересуетесь и оформите нужный продукт, то звонивший вам получит доход(1000 и больше рублей за одно оформление)
Совет простой — никогда не перезванивать на незнакомые номера! Это просто трата ваших денег.
Другая цель звонка — определить, активен ли ваш номер и можно ли вам звонить дальше? Третий вариант цели — услышать и записать ваш голос. Об этом ниже.
Как защититься от таких звонков?
К сожалению практически никак. Мошенники могут просто перебирать номер телефона по 1, т.е. номер 8920…20, 8920…21 и так далее. Это холодные звонки, запретить которые нельзя никак. Другое дело, что можно запретить⛔ вызовы с незнакомых номеров, но это чревато возможностью пропустить важный звонок.
На iPhone это опция — Настройки — Телефон — Заглушение неизвестных
Нужно усвоить золотое правило — если кому-то нужно, он еще вам перезвонит или найдет ваш контакт. Если вы ничего не продаете, входящие вызовы можно ограничить кругом контактов.
Почему не нужно говорить ДА при ответе на звонок?
При ответе на звонок лучше говорить АЛЛО, Я вас слушаю. Желательно не произносить в предложении «Да». Дело в том, что может идти сбор и запись вашей голосовой биометрии, а потом имеющие ваш утвердительный ответ мошенники смогут осуществить от вашего лица действия, направленные на кражу денежных средств с ваших счетов.
При разговоре с незнакомцем нельзя⛔ давать ему следующую информацию
Если нужно, сотрудник банка, сам получит эту информацию из вашей анкеты, если конечно у него есть доступ. Сообщать эту информацию в телефонном разговоре необязательно.
В заключение
В общем, звонки с незнакомых номеров — это обычно спам, от которого трудно защититься. Такую тактику сейчас изобрели мошенники или те, кто просто хочет заработать. Процесс поставлен на поток и похоже много тех, кто часто перезванивает. Пока это дает доход, такие звонки продолжат поступать.