номера на квадроцикл нужны ли
Регистрация квадроцикла в Гостехнадзоре
Владельцы квадроциклов, зачастую, находятся в замешательстве – стоит ли регистрировать в государственных органах этот вид техники. В статье рассказано о том, есть ли необходимость в регистрации, в какой инстанции производится постановка на учет и какие действия необходимо предпринять владельцу для выполнения процедуры.
Обязательно ли ставить на учет транспортное средство?
Квадроцикл – это одна из разновидностей самоходной моторной техники. Для того, чтобы управлять квадроциклом на законных основаниях обязательным условием является не только постановка его на учет в Гостехнадзоре, но и владение водительским удостоверением соответствующей категории.
Согласно действующему российскому законодательству, процедура постановки на учет требуется даже в случае, если эксплуатация ТС планируется исключительно в условиях бездорожья (по лесным и проселочным дорогам). Выезд этого вида ТС, не поставленного на учет, на дороги общего назначения, также, невозможен.
Правила регистрации квадроцикла:
Решить в какой именно орган стоит обратиться владельцу квадроцикла можно по наличию или отсутствию ПТС. По умолчанию, у всех видов самоходной техники есть только ПСМ (паспорт самоходной машины), контроль за таким ТС осуществляется исключительно Гостехнадзором. Если же у квадроцикла имеется ПТС, то он подлежит обязательной постановке на учет в ГАИ.
Подробно о регистрации
Зарегистрировать технику в Гостехнадзоре необходимо в течение 5 дней с момента ее приобретения. Для этого потребуется подготовить пакет необходимых документов, посетить отделение Гостехнадзора и предоставить на осмотр ТС.
Подробная инструкция
Если в документах квадроцикл указывается как мотовездеход или снегоболотоход, то это означает, что надзор за ним осуществляется исключительно в Гостехнадзоре. В эту инстанцию и потребуется обратиться владельцу для регистрации.
Алгоритм действий для постановки на учет:
Вся процедура регистрации в Гостехнадзоре занимает около 1-2 дней. Если эксплуатация этого вида ТС планируется исключительно по бездорожью (без выезда на дороги общего пользования), то необходимость в последующем оформлении полиса ОСАГО отпадает.
Если в документах указано, что транспорт относится к категории квадроциклов, то его необходимо регистрировать в ГИБДД. В этом случае, для управления потребуются права категории «В» или «В1».
Процедура полностью аналогична постановке на учет любого другого транспортного средства:
Представление действительного полиса ОСАГО при регистрации в ГИБДД является обязательным условием.
Необходимые документы
Владельцу потребуется предоставить:
Стоимость процедуры
Новый размер госпошлин за оказание этой услуги вступил в силу 1 января 2017 года. В 2019 году стоимость постановки на учет закреплена в ст. 333.33 НК РФ:
Получить квитанцию для оплаты можно в отделении ГИБДД или Гостехнадзора. Оплатить ее можно в любом банке, с помощью-онлайн сервисов, либо непосредственно в инстанции (услуга может не предоставляться).
Нужно ли устанавливать номера?
Вне зависимости от того, где будет эксплуатироваться квадроцикл, на него обязательно устанавливаются государственные номерные знаки установленного образца. Получить их можно после постановки на учет.
Размеры номерных знаков
Согласно российскому регламенту, отдельных размеров номерных знаков, рассчитанных для установки на квадроцикл, не предусмотрено. Выдаются стандартные, габариты которых, в большинстве случаев, превышают габариты площадки для установки.
Размер номерных знаков регулирует ГОСТ Р 505 77. Согласно ему, квадроцикл относится к четвертой группе транспортных средств. Для этой категории предусмотрены следующие габариты номерных знаков:
Несмотря на то, что разместить номерной знак с такими габаритами не всегда представляется возможным, его запрещено обрезать или модифицировать. Владельцу потребуется самостоятельно доработать конструкцию транспортного средства, для того, чтобы надежно закрепить знак с обеих сторон.
Как снять с учета ТС?
Снятие с регистрационного учета квадроцикла может потребоваться в случае:
Владельцу потребуется предоставить в Гостехнадзор или ГИБДД (в зависимости от того, где производилась постановка на учет) следующие документы:
Далее, следует предоставить сам квадроцикл для осмотра инспектором. После проведения всех операций и снятия с учета, владелец получит на руки ПТС или ПСМ с внесенными изменениями, а также, транзитные номера (если причина снятия с учета выезд за пределы Российской Федерации).
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84
Постановка квадроцикла на учет – обязательная процедура перед началом его эксплуатации. Надзором за этим видом техники занимаются две инстанции – ГИБДД и Гостехнадзор. В большинстве случаев, владельцу потребуется обратиться именно в Гостехнадзор и там осуществить постановку на учет. Однако, некоторые виды квадроциклов оцениваются как самостоятельное транспортное средство и подлежат обязательному оформлению в ГАИ.
Подали знак
Напомним, с 1 января 2020 года вступили в силу значимые поправки в Закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации». Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев рассказал, что важные коррективы были внесены в статью 28 данного закона, согласно которой все решения вопросов, касающихся государственной регистрации самоходных машин, прицепов и других видов техники, принимаются органами государственной власти субъектов РФ. Порядок такой регистрации устанавливается правительством России.
Он отметил, что в зависимости от назначения техники будут выдаваться регистрационные знаки разных видов.
Тип 3: регистрационные знаки для тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин. Тип 4А: регистрационные знаки на внедорожные мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования. Например, мотовездеходы, снегоходы. Для перегона техники предусмотрены специальные знаки «Транзит». Они будут выдаваться на 20 суток.
К счастью, до этого скорее всего не дойдет: правительство России внесло в Госдуму законопроект, вносящий нужные поправки в принятые поправки. Подготовлен и новый порядок регистрации самоходной техники, в котором помимо прочего объясняется, что именно надо регистрировать. Документ рассмотрела подкомиссия по совершенствованию надзорных функций при правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Проект поправок в Закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» устанавливает обязанность регистрации только той самоходной техники, на которую оформляются паспорта и электронные паспорта самоходных машин и других видов техники. То есть те, которые оборудованы двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом более 50 куб. см или электродвигателем мощностью более 4 кВт. Это тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства и прицепы к ним. За исключением тех, которые предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования, автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час.
При этом к иным самоходным машинам относятся в том числе автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее или не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Регистрация квадроцикла: документы и права
Регистрация квадроцикла является обязательной процедурой, которая не менее важна, чем получение водительского удостоверения. Это требование предусмотрено в административном кодексе и является обязательным для исполнения. При его несоблюдении водителю выписывается значительный штраф, а транспортное средство конфискуют на штрафстоянку (услуги которой стоят немало). Чтобы избежать проблем, нужно знать, как поставить на учет квадроцикл и где его регистрировать.
Некоторые владельцы подобной мототехники сомневаются, нужно ли регистрировать квадроцикл и ставить его на учет. Ведь чаще всего, мотовездеход используется для езды по бездорожью, в глухой лесной местности, избегая передвижения на квадроцикле по городу. Вероятность встречи с сотрудниками ГИБДД в таких условиях ничтожно мала. Поэтому некоторые владельцы квадроциклов пренебрегают законом, что может обернуться печальными последствиями.
Стоит учесть, что не всегда есть возможность передвигаться исключительно по пересеченной местности. Если же сотрудник ГИБДД остановит водителя квадроцикла, он потребует права, документы о регистрации и техосмотре. Если их не обнаружится, потребуется заплатить большой штраф. Квадроцикл конфискуют до выяснения всех обстоятельств, что также чревато дополнительными затратами. Поэтому водители, оплатившие значительный штраф, сходятся во мнении, что регистрация квадроцикла в Гостехнадзоре или ГИБДД необходима.
Где выполняется регистрация квадроцикла?
Регистрацию и контроль работы самоходной техники, которой и является квадроцикл, занимается Гостехнадзор. Процедура является обязательной для мотовездеходов с объемом двигателя более 50 см³. Также здесь можно снять с учета квадроцикл в случае его продажи или невозможности эксплуатации.
Стоит учесть, что представленная мототехника является для нашей страны относительно новой. Поэтому единого бюрократического определения, чем является квадроцикл, на данный момент не существует. Это можно определить, получив на руки соответствующие документы при покупке транспортного средства. В большинстве случаев это будет «Паспорт самоходной машины». Такие же документы выдают на тракторы, снегоходы и прочую подобную технику. В этом случае требуется поставить квадроцикл на учет в Гостехнадзоре.
Как поставить на учет квадроцикл?
Чтобы поставить квадроцикл на учет в Гостехнадзоре или ГИБДД, потребуется собрать идентичный пакет документов. Процедура эта также проводится по единому стандарту в обеих государственных организациях. Регистрация требует оплаты государственной пошлины, что регламентировано Налоговым кодексом РФ. Если требуется поставить на учет б/у квадроцикл, техника обязательно проходит государственный техосмотр.
Стоит также отметить, что после покупки мототехники у владельца будет всего 5 дней для регистрации её в соответствующих органах. Если эта процедура будет выполнена позже, потребуется заплатить штраф.
Если у покупателя нет времени заниматься регистрацией квадроцикла самостоятельно, он может обратиться в специальную компанию или воспользоваться соответствующей услугой, которую предоставляет дилер техники в мотосалоне. Все документы будут оформлены оперативно без участия покупателя. Эта услуга не из дешёвых, но позволяет сэкономить немало сил и времени.
Пакет документов
Чтобы выполнить регистрацию квадроцикла, потребуется собрать соответствующий пакет документов:
Кроме того, в большинстве случаев требуется предъявить права категории «А1» тракториста-машиниста. Поэтому заранее перед покупкой квадроцикла потребуется пройти обучение в автошколе. Далее сдается экзамен, после которого выдается водительское удостоверение соответствующей категории.
Если весь комплект документов будет собран, можно отправляться в местные органы Гостехнадзора (или ГИБДД). Процедура регистрации может занять несколько часов, поэтому нужно выбрать для этого свободный день. После подачи заявления будет выдана квитанция на оплату госпошлины. Её оплачивают в этот же день в ближайшей кассе. После этого выдается номерной знак на квадроцикл и регистрационное свидетельство. Далее потребуется получить талон техосмотра государственного образца.
Как пройти техосмотр?
Законом установлено, что техосмотр квадроцикла должен выполняться раз в год. В качестве альтернативы можно получить заключение в Гостехнадзоре о соответствии техники требованиям безопасной эксплуатации.
После прохождения соответствующей процедуры, владелец транспортного средства получает талон о техосмотре. Это подтверждает, что квадроцикл находится в исправном состоянии и не вызовет аварийной ситуации на дороге при поломке.
Для прохождения техосмотра обязательно наличие водительского удостоверения категории тракторист-машинист. Собрав все необходимые документы, можно передвигаться по дорогам общего пользования.
Как поставить квадроцикл на учет?
Даже если на квадроцикле вы планируете кататься только по пересеченной местности, выезжать на рыбалку-охоту, или использовать для работы в поле — его нужно зарегистрировать, причем в течение 5 дней с момента покупки. Регистрация обязательна для всех квадроциклов, имеющих мощность двигателя более 50 см³.
Где и как именно поставить квадроцикл на учет пошагово — расскажем ниже.
Какие штрафы полагаются за отсутствие регистрации или прав?
Чтобы читатель понимал, почему и насколько важно соблюдать сегодняшние законы — мы начнем с ответственности за их нарушение. Главный фактор — где и кто именно вас остановит.
Если за рулем квадроцикла вас остановит сотрудник ГИБДД на дороге общественного пользования:
Если вас поймает сотрудник Гостехнадзора вне ДОП (например, на лесной тропинке, или в дачном поселке), наказание будет намного меньше — 300 рублей и за езду без прав, и столько же за отсутствие регистрации.
Прочие сложности с незарегистрированной техникой
Кроме возможных штрафов есть и другие проблемы, которые могут возникнуть у владельца незарегистрированного вездехода:
Где ставить квадроцикл на учет?
В Гостехнадзоре, по месту вашей прописки. Поскольку регистрировать такую технику приезжает намного меньше желающих, чем автомобили и мотоциклы — долгих очередей обычно не бывает.
Что нужно для постановки?
По каждому пункту подробности расскажем ниже.
Права
Получить их тоже можно в Гостехнадзоре. Для квадроцикла вам понадобится удостоверение тракториста-машиниста с категорией AI (Внедорожные мототранспортные средства).
Само оформление выглядит так же, как и оформление автомобильных прав: записываемся на курсы, проходим короткий курс теории, небольшую практику, сдаем теоретический и практический экзамены, и получаем удостоверение. Курс в автошколе стоит около 6-10 тысяч рублей, еще несколько тысяч придется отдать за квитанции, фото на удостоверение и медицинскую справку.
Техосмотр
Делается на СТО, аккредитованных Гостехнадзором. Выполняют техосмотр так же, как и для автомобиля: проверяют техническое состояние основных узлов, и выдают талон.
В первые 3 года после покупки квадроцикла в салоне проходить техосмотр не нужно. Следующие 4 года (3-7 лет «жизни» квадроцикла) — надо проходить каждые 2 года. А для квадроциклов старше 7 лет — ТО нужно каждый год.
Страховка
Нужна обязательно для езды по ДОП, оформляется там же, где и страховки на автомобили. Если кататься вы собираетесь только по спортивным трассам или бездорожью — оформляется по желанию.
Что касается ценника: на него влияет возраст водителя, стаж, срок страховки (чем меньше — тем дороже), отсутствие аварий и регион (в больших городах ставки выше, чем в маленьких).
Прочие документы
Из прочего вам понадобятся:
паспорт человека, на которого регистрируется квадроцикл.
Как поставить квадроцикл на учет: полное описание пошагово
Теперь про сам процесс. Пошагово он выглядит так:
Важно : поскольку в нашей стране квадроциклы регистрируют далеко не все владельцы, на практике даже представители Гостехнадзора могут путаться в тонкостях процедуры. Поэтому мы привели информацию только для ознакомления, и советуем уточнять все вопросы в вашем отделении Гостехнадзора.
Можно ли ездить на квадроцикле по дорогам и где нельзя? Можно ли управлять без прав?
Ранее мы уже рассматривали возможность управления питбайком и даже мотоблоком с прицепом. Квадроцикл также по сути своей является внедорожной техникой. Вот только требования законодательства к нему в 2021 году, как правило, немного больше. Однако, это зависит от ряда характеристик этой машины. В статье мы выясним, можно ли ездить на квадроцикле по дорогам общего пользования по городу и нужна ли для этого постановка на учёт, по каким ещё дорогам можно и нельзя кататься на такой технике, нужны ли на неё водительские права и что будет за езду без удостоверения и другие вопросы, касающиеся так или иначе вопросов ПДД по отношению к внедорожным устройствам.
ПДД 2021 года о передвижении на внедорожной технике
Итак, начнём мы с самого главного – выясним, можно ли ездить на квадроцикле в принципе. Разумеется, ответ на данный вопрос положительный. Для чего, собственно, и предназначена эта техника!
Однако, возможности, предоставляемые законодательством России, как правило, не безусловные. В частности, нам нужно выяснить следующие тонкости.
А для этого нам нужно знать и понимать это самое законодательство. И с ПДД всё достаточно просто. Согласно определению Правил, квадроцикл не является транспортным средством, потому как непременный атрибут последнего – предназначенность для перевозки по дорогам людей и/или грузов. Наш же агрегат прямо не предназначен для передвижения по дороге. Он, собственно, и значится как внедорожная техника.
Но здесь следует учесть, что ПДД – далеко не главный, хотя и самый популярный среди автолюбителей, нормативный акт, касающийся безопасности дорожного движения. Главнее него Федеральный закон О БДД №196. Но и он содержит то же определение транспортного средства.
Тем не менее, нас интересуют не столько обязанности водителя квадроцикла, сколько ответственность за их неисполнение. Собственно, для этого мы и выясняем наши обязанности.
Ответственность в российском законодательстве предусматривается Кодексом об административных нарушениях. А за штрафы в дорожном движении отвечает глава 12 КоАП. И именно в самой первой статье этой главы законодатель предусмотрительно описал, что понимать под транспортными средствами для возможности наказания водителя того или иного из них.
Итак, смотрим примечание к статье 12.1 КоАП РФ:
Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Здесь чётко понимаем, что закон очень обширен по применимости ответственности к разного рода транспорту.
И квадроцикл в нашем случае входит в число «иных самоходных машин«, для езды на котором необходимы права. То есть здесь видим важное условие применимости КоАП для квадроциклов – для управления ими должна быть установлена обязанность получать водительское удостоверение. Между тем, в свежем Постановлении Пленума Верховного суда России №20 опущено условие наличия права управления. Да и судебная практика 2021 года всё же чаще всего оставляет в силе штрафы и лишения прав для водителей квадроциклов.