номер устава организации как узнать
Как правильно написать устав для ООО. Пример и требования для 2021 года
Устав ООО
1. Деятельность без Устава
Создание ООО регулируется следующими нормативно-правовыми актами: №14-ФЗ, №129-ФЗ, Гражданский кодекс РФ.
Чтобы создать компанию в виде ООО достаточно того, чтобы учредители совместно изъявили свою волю, по результату общего решения заключается договор об учреждении. В процессе своей деятельности компания должна руководствоваться Уставом, представляющим важнейший документ для любого хозяйствующего субъекта. В нем отражаются основные вопросы деятельности компании: начиная от прав и обязанностей учредителей до способа распределения дохода и ликвидации. Создать юр. лицо нельзя, если Устав отсутствует.
Если для осуществления деятельности ООО необходимо оформить лицензию, ее можно получить только после регистрации ООО и при условии, что этот вид деятельности прописан в уставных документах.
2. Выбор Устава: типовой или самостоятельно разработанный
Первое, что следует сделать при создании компании, составить Устав, подготовить договор об учреждении (если участников несколько) и список кандидатов в органы управления.
Для регистрации ООО в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.2 ст.52) и Федеральным законом №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст.12) можно использовать типовые формы Уставов, утвержденные уполномоченным государственным органом.
В 2021 году ООО может выбрать один из 36 типовых уставов, разработанных Министерством экономического развития РФ. Типовые уставы различаются содержанием, в них разнятся комбинации общих норм закона: норм о праве выхода из ООО, отчуждении и переходе долей, о преимущественном праве покупки доли, о заверении решений общего собрания, о количестве руководителей. Текст типового устава может изменить только законодатель. Учредители не вправе вносить в такой устав индивидуализирующие данные об ООО. С текстом типовых уставов можно ознакомиться в свободном доступе в интернете. Выбранный устав не нужно распечатывать, достаточно указать его номер в форме Р11001. Типовой устав не смогут применять организации, использующие печать, ведущие лицензируемый вид деятельности, имеющие иные органы управления, кроме директора и общего собрания учредителей.
Чтобы написать индивидуальный Устав, необходимо иметь сведения:
3. Содержание основных разделов Устава
Копия устава ООО подаётся хранится в регитсрирующем органе (ФНС).
В данном случае обязательно исполнить все требования о содержании документа, установленные ГК РФ (ст. 52, 54, 65.3, 66.3, 89), ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст.5), Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 4, 12, 32).
Устав должен включать в себя следующие сведения:
В Уставе могут быть положения, запреты, на указание которых нет на уровне законодательства: об особом порядке распределения доходов, о способе внесения в уставной капитал доли. Можно добавить способ, подтверждающий принятие собранием решения и состав участников, которые находятся на нем.
Следует подчеркнуть, что в зависимости от числа учредителей определенные разделы Устава могут составляться по-разному.
Типовой устав для ООО: кому и зачем стоит перейти
Новые и действующие ООО могут не разрабатывать собственный устав, а сразу или во время работы перейти на типовой. Типовые уставы не нужно заверять у нотариуса, не нужно изменять при смене юрадреса или названия и не обязательно отправлять контрагентам. Всего таких уставов разработали 36, поэтому любое ООО сможет найти для себя подходящий вариант.
Что такое типовой устав
Устав — это обязательный документ для регистрации ООО. В нем компания определяет порядок деятельности и указывает основную информацию о себе. Например, в стандартном уставе прописывается название организации, место нахождения, размер уставного капитала, порядок внесения вкладов в имущество, выхода участников, проведения общего собрания и пр.
Учредители разрабатывают устав и отправляют его в налоговую вместе с другими документами для регистрации ООО. Если в будущем фирма захочет внести в устав изменения, она должна будет сообщить об этом в налоговую для государственной регистрации новой версии устава.
Типовой устав отличается тем, что он стандартизирован и упрощен: в нем всего две страницы, нет никакой информации о названии, адресе, уставном капитале, и опущены некоторые положения о работе компании. Он готовый, поэтому разрабатывать самостоятельно ничего не придется, но изменить и дополнить типовой устав тоже нельзя.
Подавать типовой устав в налоговую для регистрации не нужно — достаточно поставить специальную отметку в заявлении № Р11001 или № Р13014. На выбор у ООО есть 36 уставов, которые отличаются различными положениями.
Плюсы и минусы типовых уставов
Переход на типовой устав упрощает регистрацию и работу ООО. Но перечень положений, которые есть в типовом уставе, достаточно маленький, поэтому от некоторых привычных вещей придется отказаться. Мы собрали основные плюсы и минусы в таблице.
Если в вашем текущем уставе нет положений, которые противоречат типовому, то можно смело менять один на другой. Новым ООО следует оценить, насколько весомы перечисленные недостатки, и уже исходя из этого принимать решение.
Кто может работать с типовым уставом
Перейти на типовой устав могут как новые, так и уже действующие ООО. Это доступно почти любым компаниям, но есть несколько исключений:
Как выбрать типовой устав
Всего типовых уставов 36, они утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 01.08.2018 № 411. Выбрать подходящий поможет сервис ФНС «Выбор типового устава».
Сервис ФНС «Выбор типового устава»
В нем нужно ответить на несколько важных вопросов о положениях устава. Так, можно решить:
На базе ваших ответов сервис подберет подходящий типовой устав. Хорошо изучите его перед подачей документов на регистрацию. Помните, что во время работы корректировать выбранный типовой устав нельзя, но всегда можно сменить один типовой устав на другой или составить свой собственный.
Если вам понравились типовые уставы, но вы не нашли для себя подходящий на 100 %, можете взять самый удачный и дополнить его своими положениями. Но такой устав не будет считаться типовым, поэтому его нужно будет подать в налоговую для регистрации, заверять у нотариуса, направлять в банки и контрагентам и пр.
Обратите внимание! Правомерность уставов № 4, 10, 16, 22, 28 и 34 под вопросом. Они исключают преимущественное право покупки доли участниками, что косвенно противоречит Закону об ООО. По мнению составителей типовых уставов так делать можно, но юристы рекомендуют дождаться формирования судебной практики и пока не использовать эти уставы.
Как перейти на типовой устав
Перейти на типовой устав можно либо при регистрации ООО, либо во время работы.
Чтобы перейти на него при создании организации, достаточно указать в пункте 8 заявления на регистрацию ООО № Р11001 номер типового устава. Печатать и прикладывать устав не нужно.
Пункт о выборе типового устава в заявлении № Р11001
Если на типовой устав решает перейти уже существующая организация, то в регистрирующий орган нужно подать заявление на внесение изменений в ЕГРЮЛ по форме № Р13014 и решение о переходе на типовой устав. Решение принимают на общем собрании участников не менее ⅔ голосов и оформляют протоколом. Если участник один, он принимает решение единолично и оформляет его письменно.
Заявление № Р13014 для перехода на типовой устав
Как заполнить форму Р11001 для регистрации ООО
Пошаговая инструкция со скринами и подписями, как без ошибок заполнить каждый лист формы Р11001 для регистрации ООО
Виктор Подгорский
Чтобы зарегистрировать ООО самостоятельно, надо заполнить форму Р11001. Сделали инструкцию со скринами и подписями, как без ошибок заполнить это заявление на бланке 2021 года.
Для примера взяли распространенную ситуацию: учредители — гражданин РФ и российская компания, объем прав каждой из сторон соответствует их долям в уставном капитале, а руководитель ООО — физлицо с гражданством РФ.
Если вы регистрируете ООО с иностранными партнерами, управляющими компаниями или неравным распределением прав — эта статья вам не поможет, рекомендуем обратиться к юристу для оформления документов, там много тонкостей.
Как заполнять форму Р11001
Заполнять форму надо по определенным правилам, они прописаны в приказе ФНС. Если допустить ошибку в оформлении, заявление могут не принять.
Общие правила такие:
Форму заполняет каждый учредитель ООО: вносит свои данные и подписывает. Скачать форму можно на официальном сайте налоговой.
Указать общие данные на титульном листе
Титульный лист заполняют все заявители. На первой странице указывают полное и сокращенное наименование ООО на русском языке, а также код языка, если есть иностранное наименование. Например, код английского языка — 16.
Титульный лист заполняют все заявители. На первой странице указывают полное и сокращенное наименование ООО на русском языке, а также код языка, если есть иностранное наименование. Например, код английского языка — 16.
Коды вписывают согласно классификатору ОКИН ОК 018.
На второй странице заполняют полное и краткое наименование организации на иностранном языке. В пункте 3 указывают код субъекта РФ и местонахождение юридического лица. Если местонахождение имеет статус города, то в пункте 3 указываем только его название, например Казань. Если выбрали городское поселение — указываем и округ, и поселение. Например, для Звенигорода городской округ — Одинцовский, а городское поселение — Звенигород. Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, для них указывают только код субъекта РФ, а город не прописывают.
В пункте 4 на третьей странице титульного листа указывают информацию о местонахождении ООО: код субъекта еще раз, округ или территорию и юридический адрес по ЕГРЮЛ. Как выбрать подходящий юридический адрес, мы подробно разбираем в статье «Как самостоятельно открыть ООО».
В пункте 5 на четвертой странице титульного листа указывают электронный адрес, который смогут увидеть все в выписке ЕГРЮЛ. Проще говоря, это официальная электронная почта компании, на нее смогут написать все желающие.
В пункте 6 выбирают вид уставного капитала и его размер — слева рубли, а справа копейки. До точки свободных клеток оставлять нельзя. Копейки нулями прописывать не обязательно. Например, если в вашем уставном капитале 90 копеек, то пишите просто 9. Если 62 копейки, то после точки пишите 62.
В пункте 7 указывают ОГРН и ИНН юридического лица, которому передается ведение реестра акционеров при регистрации АО. При регистрации ООО этот пункт заполнять не нужно.
В пункте 8 прописывают номер типового устава. Если в компании собственный устав, пункт оставляют пустым.
В пункте 9 прописывают, как будут работать руководители, если их больше одного: совместно или раздельно. Если компания действует на основании устава из пункта 8 или руководитель в компании один, то пункт 9 не заполняют.
В пункте 10 выбирают вид корпоративного договора, если он есть. Корпоративный договор составляют в случаях, если полномочия участников ООО не соразмерны их долям в уставном капитале или есть ограничения по продаже своей доли в компании.
Если корпоративный договор предусмотрен, то укажите «1» напротив нужного варианта. Сведения нужно будет указать на всех листах, где имеется информация об учредителях — листы А, Б, В, Г, в зависимости от количества участников.
В пункте 11 указывают ОГРНИП, если создают производственный кооператив или хозяйственное товарищество на базе действующего крестьянского или фермерского хозяйства. При регистрации обычного ООО оставьте поле пустым.
Заполнить лист А, если учредитель — юрлицо
Лист А заполняют, если один из учредителей — юридическое лицо. В пункте 1 указывают ОГРН и ИНН, если компания российская. Если компания иностранная, прописывают название в русской и латинской транскрипциях, код страны, регистрационный номер и код налогоплательщика.
Код страны должен соответствовать Общероссийскому классификатору стран мира.
Если учредители ООО — несколько компаний, то для каждой заполняют лист А отдельно.
В пункте 3 пишут сумму, которую вложил учредитель в уставный капитал, и какой размер доли в процентах ему полагается. Пустую клетку до точки оставлять нельзя. Тут также копейки пишут без нуля на конце, например 6 копеек — 06, 60 копеек — 6, 64 копейки — 64.
Если количество голосов не пропорционально размеру доли учредителя — заполняют данные о корпоративном договоре в пункте 4.
В пункте 5 ставят «1», если нужно ограничить доступ к информации об этом учредителе. На 3 листе формы указывают обстоятельства для ограничения.
Заполнить лист Б, если учредитель — физлицо
На первой странице листа Б заполняют сведения об учредителях-физлицах. Надо указать: ФИО полностью, ИНН, пол, дату и место рождения и данные паспорта. Если физлиц-учредителей несколько, для каждого заполняют свой лист Б.
На второй странице листа Б указывают, сколько денег физлицо вкладывает в уставный капитал ООО и размер причитающейся ему доли в процентах. Пустую клетку до точки оставлять нельзя.
В нашем примере учредителю-физлицу принадлежит 50% компании. Если у ООО несколько учредителей-физлиц, то заполняют несколько листов Б с указанием долей и их стоимости.
Внести данные о руководителе на лист Е
На лист Е надо внести данные директора — это руководитель ООО, который имеет право принимать решения от лица компании без доверенности. На листе надо указать его ФИО, дату, место рождения и ИНН. Руководителем не обязательно должен быть учредитель компании — им может быть нанятое физлицо или управляющая компания. Если руководителей несколько, то для каждого заполняют свой лист Е.
В пункте 1 прописывают ОГРН или ИНН управляющей компании, которая имеет право без доверенности действовать от лица ООО. Если по уставу руководитель создаваемой фирмы — физлицо, то пункт не заполняют.
Пункт 2 заполняют сведениями о российском филиале иностранной управляющей компании, которая имеет право действовать в интересах ООО без доверенности. Если такая компания имеется, нужно добавить ИНН и номер записи об аккредитации (НЗА) в государственном реестре аккредитованных филиалов, и указать «1» при необходимости ограничить доступ к сведениям. В противном случае пункт оставляют пустым.
В нашем примере руководитель — физлицо, поэтому заполняем только информацию в пункте 3: указываем ФИО руководителя, дату и место рождения.
На второй странице листа Е выбирают гражданство руководителя, указывают реквизиты паспорта и занимаемую должность в компании. Должность пишут как в уставе ООО. Если нужно ограничить доступ к сведениям о лице, в конце ставят «1».
В сведениях о документе, удостоверяющем личность, указывают код вида документа из утвержденного перечня ФНС России. Для российского паспорта это — 21.
Указать коды ОКВЭД на листе Ж
Лист Ж предназначен для указания кодов ОКВЭД. Его надо заполнять всем компаниям. Важно помнить, что у кода должно быть как минимум четыре цифры.
В пункте 1 указывают код основного вида деятельности, в пункте 2 — все дополнительные.
Все коды ОКВЭД в 2021 году можно посмотреть на сайте «КонсультантПлюс».
Заполнить данные о заявителях на листе И
Лист И — последний в форме, его заполняет заявитель. Каждый учредитель ООО — заявитель, поэтому сколько заявителей — столько листов И нужно заполнить.
Лист И для физлица. На первой странице листа И указывают общую информацию: кто является заявителем, его ФИО, ИНН, дата и место рождения. Если сведения о рождении указаны на листе Б, на листе И можно не повторять.
На второй странице в пункте 4 добавляют адрес электронной почты заявителя и его номер телефона. В качестве почты заявителя можно указать и почту ООО, это не запрещено. Если нужны бумажные копии документов о регистрации, в ячейке около номера телефона ставят «1». Тогда на руки вам выдадут лист записи в ЕГРЮЛ.
Третью страницу обычно заполняет нотариус или налоговый инспектор, если учредители пришли в ИФНС лично. На бланке указывают должность, ФИО и ставят подпись.
Лист И для юрлица. Главное отличие от листа И для физлица в том, что заполняют и пункты 1 и 2, а в пункте 3 указывают данные руководителя юридического лица.
На второй странице листа И указывают паспортные данные руководителя, а также почту и телефон компании. Третья страница листа И остается для должностного лица.
Когда надо заполнять остальные листы
В заявлении по форме Р11001 есть еще ряд листов. Их надо заполнять только в определенных случаях.
Лист В. Если учредителем ООО является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование: город, село или район.
Лист Г. На нем указывают информацию о паевом инвестиционном фонде, если он имеет долю в регистрируемом ООО.
Лист Д. Заполняют, если доля в ООО есть у участников договора инвестиционного товарищества.
Лист 3. Нужно заполнить обстоятельствами, при которых доступ к сведениям о юридическом лице ограничен. Перечень оснований можно найти в Федеральном законе № 290 от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах», в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.06.2019 № 729.
Как ограничить доступ к сведениям ЕГРЮЛ
В форме Р11001 часто встречалась формулировка об ограничении доступа к сведениям — это возможность законно скрыть информацию о компании в интернете.
Если доступ к информации о компании ограничен, узнать ее могут только государственные органы и органы местного самоуправления, суды, Банк России и лица, имеющие право без доверенности действовать в интересах данной компании.
О каких компаниях сведения могут быть ограничены:
Какую информацию можно скрыть:
Если вы открываете обычный бизнес, который не связан с санкциями и другими политическими ситуациями, ограничить доступ к сведениям о регистрации не получится.
Бесплатная регистрация ООО в Тинькофф
Если не хотите сами заполнять заявление и ехать в налоговую, зарегистрируйте ООО с одним учредителем онлайн в Тинькофф
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Закрыть
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Типовой устав ООО: общие положения для 2021 года
1. Понятие типового устава ООО
Типовые уставы – это стандартизированные формы учредительных документов без сведений о конкретных ООО. Вносить изменения в эти уставы нельзя, поэтому выбирать свой вариант в 2021 году нужно особенно тщательно. Чтобы зарегистрировать организацию в ФНС, типовой устав не надо распечатывать, достаточно указать его номер в заявлении Р11001.
Приняты типовые уставы были в 2018 году Министерством экономического развития РФ.
Применять типовой устав общества с ограниченной ответственностью не обязаны. Это право учредителей. Можно, как и раньше, работать по собственному уставу.
2. Особенности типовых уставов: преимущества и недостатки
Типовые уставы состоят из 2-3 страниц и содержат лишь нормы закона об ООО, которые представляют право выбора: возможность выхода из общества, продажи доли, т.д.
В типовых уставах нет сведений о названии, адресе ООО и размере уставного капитала. В 2021 году эта информация указывается в заявлении по форме № Р11001, решении единственного участника или протоколе собрания учредителей, а также в договоре об учреждении ООО и в ЕГРЮЛ.
Преимущества типовых уставов:
Недостатки типовых уставов:
Типовые уставы экономят время и деньги, так как являются готовыми формами учредительных документов и не требуют доработок. Однако, решившись применять типовой устав, нужно помнить о возможных изменениях в законодательных нормах и отслеживать все нововведения. Кроме того, типовые уставы несовместимы с условиями, которые могут быть важны для ООО: с работой некоторых органов управления, с использованием печати или переходом на лицензируемую деятельность.
3. Правила выбора типового устава для регистрации ООО
Всего разработано 36 типовых уставов, которые отличаются друг от друга набором стандартных норм закона.
По-разному в типовых уставах излагаются следующие пункты:
Различными комбинациями этих пунктов и отличаются 36 форм типовых уставов. Учредителям надо лишь выбрать подходящий для их ООО вариант.
Как оформить изменение адреса ООО в уставе в 2021 году
Адрес в уставе организации может быть указан полностью или только в виде населенного пункта. В первом случае при переезде всегда требуется смена устава по форме Р13001, а во втором достаточно изменения данных в ЕГРЮЛ по форме Р14001, но при условии, если вы остаетесь в том же населенном пункте. Если Общество переезжает в другой город, регистрация проходит в 2 этапа: нужно уведомить действующую налоговую по форме Р14001 и зарегистрироваться в новой ФНС по форме Р13001.
1. Изменение адреса ООО в пределах населенного пункта
Для смены адреса ООО необходимо провести собрание участников и составить протокол, в котором отразить все вопросы, касающиеся переезда. Если в обществе один владелец, он оформляет решение единственного участника.
Если в уставе в пункте с юридическим адресом указан только населенный пункт, то для изменения достаточно заполнить форму Р14001 для смены данных в ЕГРЮЛ. Если адрес указан в уставе точный и вы его меняете, тогда потребуется подготовить новую редакцию устава или лист изменений и заполнить форму Р13001 для внесения изменений в устав и ЕГРЮЛ.
Документы для смены адреса, указанного в уставе:
1.1 Протокол общего собрания участников ООО о смене адреса
Если в обществе с ограниченной ответственностью больше одного учредителя и они хотят изменить его юридический адрес, то им необходимо провести общее собрание участников ООО и по его результату составить протокол, где отразить все принятые решения по смене адреса регистрации ООО.
Протокол о смене наименования. Страница 1
Протокол о смене наименования. Страница 2
Отразите в повестке дня вопрос об изменении адреса общества и проведите голосование. Решение будет действительно, если за смену адреса проголосуют больше половины участников.
Если в уставе не указан иной способ заверения (видефиксация, подписание протокола всеми участниками общества и т.д.), протокол необходимо удостоверить нотариально.
1.2 Решение единственного участника ООО о смене адреса
Если в обществе только один учредитель, он должен зафиксировать своё желание в решении единственного участника. Содержание — аналогично протоколу.
Решение единственного учаcтника
Проследите, чтобы документы были поданы не позднее трех дней с даты оформления протокола или решения. В противном случае налоговая может наложить штраф в размере 5000 рублей за несвоевременное уведомление.