какой у котласа регион
Котлас
Город расположен в районе впадения Вычегды в Северную Двину, в 600 км от Архангельска.
Содержание
Климат
В Котласе умеренно-континентальный климат с продолжительной зимой и коротким тёплым летом.
Муниципальное образование
В 2004 году был образован муниципальный район «Котлас», состоявший из 2 городских поселений:
Эта структура встретила множество возражений, и в 2005 году муниципальное образование «Котлас» получило статус городского округа, состоящего из 4 населённых пунктов.
Котлас также является центром сельского поселения Черемушское Котласского района.
Символы города
В поле стального цвета, олицетворяющего Север, расположена трехконечная звезда голубого цвета, окаймленная узкой золотой полоской, символ слияния 2 рек: Вычегды и Северной Двины, где расположен город. Звезду охватывает золотая полушестерня, рядом с которой находятся золотые эмблемы, символизирующие воздушный, железнодорожный и речной транспорт. В нижней части герба маленькая золотая елочка. Венчает герб флаг РСФСР, на голубой полосе которого дата образования города «1917», а на красной — название города «КОТЛАС». Буквы, цифры и узкая кайма золотого цвета. Герб рассказывает о том, что город крупный промышленный центр, транспортный узел с комплексом деревообрабатывающих предприятий |
В червлёном поле лазоревая, окантованная золотом трехлучевая звезда, верхний луч которой обременён золотой звездой о восьми лучах и сопровожден по сторонам двумя такими же звездами и выше них двумя золотыми елями; поверх всего – золотое окрыленное железнодорожное колесо (колесо в центре трехлучевой звезды, крылья выходят за её пределы ниже звезд, сопровождающих её верхний луч). |
В Положении о гербе Котласа дано толкование герба:
Гласный герб. В переводе с зырянского языка Котлас (Кодлас) означает «вход». Это действительно ворота на Север, в Сибирь, в Чудь Заволоцкую. Это крупный промышленно-транспортный узел Европейского Севера России. Три луча звезды символизируют средоточие трёх больших рек, в пересечении которых и образовался Котлас. Три звезды означают деревни, первоначально вошедшие в городскую черту: Жернаково, Осокориха, Петрухонская. Дугообразное расположение звёзд означает крупнейшие в регионе мосты через Северную Двину — автомобильный и железнодорожный. Крылатое колесо олицетворяет железнодорожный транспорт, развитие которого дало толчок образованию города. Ёлочки — знак лесного края, а также лесопереработки. Доминирующий золотой цвет элементов герба символизирует восход, расцвет, прогресс развивающегося города.
Котласлаг
6 июня 1931 года был образован «Котласский пересыльный пункт Усть-Вымского ИТЛ ОГПУ». Его профилем было хранение грузов и их транспортировка в лагеря Коми АССР и переотправка этапов заключенных. [8] С 1938 года Котласская пересылка явлась самостоятельным учреждением ГУЛАГа. С мая 1940 года пересыльный пункт преобразован в Котласский отдел Главного управления лагерей железнодорожного строительства ГУЛЖДС. С этого времени количество заключенных составляло от 6 до 7 тысяч. [9] :с. 411
История
На языке разных народностей (шорцы, кеты, самодийцы, коми и др.) топоним Пырас переводится как «кедровая река», «желтая река», «вход».
Именно здесь святой Стефан Пермский начал свою проповедь среди коми [11] в 1379 году.
Первое упоминание названия «Кодлас» (Котлас) относится к первой четверти XVII века в связи с попыткой братьев Андрея и Петра Семеновичей именитого рода Строгановых купить данное селение в личное пользование. Для этой цели ими была подписана «Уговорная память», которую составил кабальный человек Петра Строганова Жданко Соломат. Точной датировки данный документ не имеет, но, судя по всему, относится к 1617—1625 годам. [12] В соответствии с этим документом Кодлас должен был не только отойти к вотчине Строгановых, но и в дальнейшем войти в состав Сольвычегодского уезда. По всей вероятности, именно это и произошло с деревнями, оказавшимися чуть позже на территории Антоновского общества Метлинской волости.
В 1634 году на географических картах, напечатанных в Голландии, отмечен Котлас. Северная Двина в XVII веке была единственной водной артерией для иностранцев, чтобы попасть в Московию, и хорошо описана. [13]
В 1697 году упоминалось название реки Котлас:
А межа той деревне от водочерпа по речке Нимянде, до зимней большия дороги, до звоза, и по зимней дороге пеперек с нижнего конца, в Котлас-речку, и вверх по Котласу до Чёрной руды
В 1677 году в Амстердаме вышла в свет книга Бальтазара Койэтта — богатого нидерландского купца из дворян в которой описывается путь от Архангельска до Вологды по рекам Северной Двине и Сухоне. В ней упоминается Пырас.
Когда мы проехали мимо Комарицы и Туровецкой 11 октября 1675 года, здесь нам подул сносный ветер, который помог нам через большую часть мелей у Пыраса, некоего места, лежащего верстах 30 или 40, то есть 7 миль от Устюга… 12 октября пришли к разным деревням, лежавшим по обе стороны пути. По левую сторону лежало очень большое село Вотложемское-Пречистенское, где мы простояли весь день и следующую ночь. Дело было в том, что смотритель лодки с лошадьми пришёл утром к его превосходительству и сообщил, что лодка с лошадьми засела на Пырасе, где глубина воды была не более 4 пяденей.
А. Фирсов, посетивший Котлас около 1905 года, описывает город [19] :
Подошли к пристани, к слову сказать, во время вечерних стоянок парохода освещаемой электричеством, проводимым с парохода же. Берег очень высокий; на нём поставлен целый ряд товарных складов, от которых проведены к реке деревянные скаты для нагрузки грузов на суда. Внизу проложены железнодорожные пути. Само село очень невелико, и наибольшее число построек принадлежит железной дороге. Каменный храм велик, но самой ординарной архитектуры. Железнодорожный вокзал, одноэтажное кирпичное здание, отстоит от пристани почти па версту; пассажирам переправляться приходится пешком, а багаж, конечно, некрупный, перетаскивают мальчишки, во множестве толпящиеся на пристани. На противоположном берегу растянулось село Вандокурское, население которого в огромном количестве взращивает капусту, отправляемую в Сольвычегодск, Устюг и Вологду. На берегу, над пристанью воздвигнута высокая триумфальная арка в честь посещения села великим князем Сергеем Александровичем. Над аркою устроен длинный балкон с башенками, откуда открывается чудный вид на далеко убегающую задвинскую долину, окрестные селения и широкую стальную полосу реки.
17 февраля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Котлас был выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения.
В годы войны после завершения строительства Северо-Печорской железной дороги Котлас превратился в крупный транспортный узел. 28 декабря 1941 года из Воркуты был отправлен первый поезд по новой магистрали. В середине лета 1942 г. Северо-Печорская магистраль была введена в постоянную эксплуатацию на участке Воркута-Котлас-Коноша.
В 1957 году был построен новый железнодорожный вокзал.
Население
Год | Население |
---|---|
1911 | 600 |
1926 | 4000 |
1931 | 5500 |
1939 | 17 300 |
1959 | 52 608 |
1962 | 56 000 |
1967 | 61 000 |
1970 | 55 661 |
1979 | 61 454 |
1989 | 68 021 |
2002 | ? |
2010 | 60 562 |
Источник |
Транспорт
В транспортную систему города входит «Аэропорт Котлас», вокзал — крупный железнодорожный узел как пассажирских, так и грузовых перевозок.
В городе планируется строительство авто-дороги Киров-Котлас-Архангельск.Дорога будет начинаться в Южном микрорайоне города и пойдёт через Черёмушский сельсовет. [источник не указан 199 дней]
Экономика
Основа экономики Котласа — железная дорога и связанные с ней предприятия. Эта отрасль приносит 40-45 % всех поступлений в бюджет муниципального образования «Котлас». Основное предприятие — Сольвычегодское отделение Северной железной дороги — расположено в посёлке Вычегодский. В сфере железнодорожного транспорта есть постоянный спрос на квалифицированные кадры, а зарплаты выше, чем в среднем по городу.
Доля промышленности в отраслевой структуре экономики Котласа составляет 16 %. Большинство предприятий советского периода сумели сохранить свой профиль при переходе на рыночную экономику. Исключение составили мясокомбинат, после банкротства проданный по частям, и хлебокомбинат, который оказался слишком велик для современных условий. Вероятно, избежать других банкротств помогло вмешательство местной администрации, контролировавшей все процедуры банкротства и назначение управляющих и помогавшей в поиске инвесторов. Тем не менее, некоторые предприятия сократили объёмы и ассортимент производства.
Построенный в 2001 году мост через Северную Двину обеспечил связь Котласа по автодороге с Архангельском, Вологдой, Кировом и др. С одной стороны, это послужило толчком к развитию промышленности и увеличению объёмов производства, с другой — увеличило конкуренцию, приведя на котласский рынок товары из других городов.
Серьёзная проблема для экономики Котласа — отсутствие в городе производства электроэнергии. Цена на электроэнергию в районе на 80 % выше, чем в соседних регионах. Город обеспечивается электричеством от Северодвинской и Архангельской ТЭЦ, работающих на привозном угле и мазуте и энергоузла Котласского ЦБК, который работает на газе. [26] Подведение газопровода высокого давления к Архангельску и Северодвинску должно снизить себестоимость продукции и положительно повлиять на развитие промышленности в городе.
Основные сферы промышленности Котласа: машиностроение и металлообработка (49 %), лесная и деревообрабатывающая промышленность (22 %), пищевая (16 %).
6 % производства приходится на строительство. В послеперестроечные годы после прекращения финансирования строительства жилья из федерального и ведомственных бюджетов эта сфера производства в Котласе практически сошла на нет. В 2000-х годах объёмы производства резко увеличились, так, за 2007 год они выросли на 38 %. Большая часть строительства ведётся на средства частных инвесторов. Строящиеся квартиры пользуются спросом у горожан и привлекают в город военнослужащих в запасе, реализующих жилищные сертификаты.
Возможности точечной застройки в городе практически исчерпаны, необходимо освоение районов, не обеспеченных инфраструктурой. Муниципалитет принимает участие в строительстве объектов инфраструктуры, что должно упростить строительство на новых территориях. 22 % жилого фонда (2008) составляет ветхое и аварийное жильё, с 2005 года ведётся строительство социального жилья для его замещения. Администрация муниципального образования активно участвует в областных и федеральных программах финансирования строительства, что позволяет при минимальных затратах из городского бюджета поддерживать высокие темпы строительства — в 2008 году Котлас занимал 1 место по вводу жилья на душу населения в области.
Основные предприятия города:
Культура
В Котласе действует Котласский драматический театр, а также Котласский Краеведческий музей.
Достопримечательности
Средства массовой информации
Телевидение
Радио
Печатные
Города-побратимы
Отражение в кинематографе
В фильме Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», город Котлас подвергается атомной бомбардировке, что запускает машину судного дня, и, как следствие, приводит к ядерному апокалипсису.
Отражение в литературе
— Откуда ты. — спросил он, пораженный встречей, всем видом страшно исхудалого, неузнаваемо изменившегося Тимофея. — Откуда не возвертаются… Из ссылки… Из Котласу. — Неужли убег? — Убег…
Муниципальное образование «Котлас»
— Городской округ России (АЕ 2-го уровня) — | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страна | 73 319 чел. [1] (3-е место) • процент от населения субъекта РФ — 6% В состав городского округа входят [3] : СодержаниеНаселение
ИсторияВ 2003 году был принят федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно этому закону появилась возможность выделения посёлка Вычегодский, подчинённого администрации Котласа, в самостоятельное муниципальное образование с собственным бюджетом. На заседании общественной коллегии при главе Котласа были озвучены недостатки предложенной новой структуры: Несмотря на нестихающие споры 23 сентября 2004 года был издан закон Архангельской области № 258-внеоч.-ОЗ, согласно которому был образован муниципальный район «Котлас», состоящий из 2 городских поселений: После принятия закона предпринимались попытки проведения референдума, который бы позволил изменить структуру муниципальных образований, но они не увенчались успехом. 3 марта 2005 года в закон № 258 были внесены изменения, согласно которым муниципальное образование «Котлас» получило статус городского округа, состоящего из 4 населённых пунктов [11] СимволикаОфициальные символы городского округа устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа — собрания депутатов МО «Котлас».
В Положении о гербе Котласа дано толкование герба: Гласный герб. В переводе с зырянского языка Котлас (Кодлас) означает «вход». Это действительно ворота на Север, в Сибирь, в Чудь Заволоцкую. Это крупный промышленно-транспортный узел Европейского Севера России. Три луча звезды символизируют средоточие трёх больших рек, в пересечении которых и образовался Котлас. Три звезды означают деревни, первоначально вошедшие в городскую черту: Жернаково, Осокориха, Петрухонская. Дугообразное расположение звёзд означает крупнейшие в регионе мосты через Северную Двину — автомобильный и железнодорожный. Крылатое колесо олицетворяет железнодорожный транспорт, развитие которого дало толчок образованию города. Ёлочки — знак лесного края, а также лесопереработки. Доминирующий золотой цвет элементов герба символизирует восход, расцвет, прогресс развивающегося города. КотласКотласцентр муниципального района Котласский район Население: 80,236 тыс. чел. (2010) Первые упоминания в летописях о населенном пункте, основанном племенами зырян-коми в месте соединения рек Вычегда и Малая Северная Двина, относятся к 1379 году. Именно здесь проходили торговые пути из Архангельска, Сибири и центральных районов страны. Несмотря на это Котлас на протяжении нескольких столетий оставался небольшим поселением. Превращение его в крупный хозяйственный центр было обусловлено экономическим развитием всего северного края. Во второй половине 19 века на Северной Двине началось формироваться паровое судоходство. Благодаря постройке в конце 19 века железной дороги, соединившей Котлас с Пермью, поселок превратился в крупный перевалочный пункт. На речные суда здесь перегружали доставленные по железной дороге лес, масло, пушнину и другие товары. Жизнь в Котласе заметно оживилась, изменился и его внешний облик. В 1917 году постановлением Временного правительства Котласу был присвоен статус города. Развитие Котласа в 20-х и 30-х годах 20 века главным образом связано с развитием лесной промышленности. В 30-х годах в Котласе были сосредоточены десять пересыльных и лагерных пунктов. Заключенные трудились на лесозаготовках и лесосплаве, строили железную дорогу и железнодорожный мост через Северную Двину. Об истории Котласского района рассказывают экспонаты городского краеведческого музея. Музей был создан в 1982 году. Больше всего посетители музея интересуются темами, связанными с историей заселения региона, ремеслами, промыслами, народными костюмами, предметами быта. В 1997 году был открыт выставочный зал «Сказка». В нем устраиваются выставки местных художников, детского творчества, изделий народного и декоративно-прикладного искусства. В Котласском Доме ремесел опытные экскурсоводы познакомят с традиционными национальными ремеслами Севера: плетением из бересты, обработкой дерева, ткачеством и тесто-керамикой. Здесь же работает ярмарка-выставка мастеров, на которой можно купить сувениры. Рядом с речным вокзалом расположен Свято-Стефановский собор. Здание храма и колокольни сильно выделяется на фоне других городских построек, особенно со стороны реки. Летом Котлас потрясает красотой окрестностей. В пригороде Котласа находится озеро Жемчужное, в котором по преданию купцами Строгановыми выращивался речной жемчуг, который затем использовался для украшения церковных книг и икон. «Мой Город»Котлас(Архангельская область)Город областного подчинения
Отклонение от московского времени, часы: 0 Карта
Краткая характеристикаГород расположен при слиянии рек Малая Северная Двина и Вычегда, в 600 км к юго-востоку от Архангельска. Порт. Ж.д. узел. Территория (кв. км): 80 Исторический очеркВ начале 20 в. жилая одноэтажная застройка располагалась на небольшой территории между рекой и железной дорогой. Город с 1917 г., образован слиянием поселка при ж.д. станции и трех близлежайших деревень. С 1920-х гг. крупная лесоперевалочная база. В 1920-50-х гг. пересыльный пункт для раскулаченных и репрессированных. В 1950-е гг. в состав города включён рабочий посёлок Лименда (ПГТ с 1938 г., 9,3 тыс. жит., 1939). Показатели муниципального образованияЭкономикаВ Котласе расположены: Лимендский судостроительно-судоремонтный завод (изготовляет буксирные плотоводы, баржи и т.д.), деревообрабатывающий комбинат. Заводы: электромеханический, силикатного кирпича, крупнопанельного домостроения. Предприятия пищевой промышленности, в т.ч. комбинат хлебопродуктов (мука, комбикорма). Филиал ОАО «Северное речное пароходство». Молочно-мясное животноводство, овоще- и картофелеводство. Месторождения керамзитовых и кирпичных глин, песчано-гравийных смесей, торфа, поваренной соли. Основные предприятияЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬКультура, наука, образованиеДраматический театр. Краеведческий музей. ВУЗы городаКотласский филиал Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций Музеи, галереи, выставочные залыКотласский краеведческий музей Архитектура, достопримечательностиГород вытянут с юга на север, состоит из трёх основных жилых массивов, выросших близ крупных промышленных предприятий: Лименда, посёлок деревообрабатывающего комбината и центральный район (близ электромеханического завода).
|
---|