какой регион у старого оскола
Старый Оскол
Старый Оскол – город в Белгородской области, являющийся центром Старооскольского городского округа. Расположен на берегах рек Оскол и Осколец. Имеет почётное звание Города воинской славы.
Старооскольский городской округ состоит из города Старый Оскол и 19 сельских территорий: Архангельской, Владимировской, Городищенской, Дмитриевской, Долгополянской, Знаменской, Котовской, Казачанской, Лапыгинской, Незнамовской, Обуховской, Озерской, Песчанской, Потуданской, Роговатовской, Солдатской, Сорокинской, Федосеевской и Шаталовской.
Старый Оскол – крупный промышленный город Центрального Черноземья с высоким уровнем концентрации производства. Высокие темпы индустриализации территории в первую очередь связаны с освоением богатств крупнейшего железорудного бассейна – Курской магнитной аномалии.
Высокий уровень развития промышленности округа сочетается с развитой социальной инфраструктурой. В городе и сельских территориях работают учреждения культуры, музеи, театр и кинотеатры.
В округе высокий уровень развития сферы образования. Помощь крупных предприятий позволяет учебным учреждениям соответствовать высоким образовательным стандартам. Подтверждением этому служат регулярные победы старооскольских школьников на предметных олимпиадах различного уровня. Наличие в округе средне специальных и высших учебных заведений позволяет удовлетворить потребность промышленности в профессиональных кадрах.
Большое внимание в округе уделяется развитию физкультуры и спорта. В городе успешно работают стадионы, бассейны, ледовая арена, дворец единоборств, функционируют детские спортивные школы. Не случайно Старый Оскол стал родиной титулованных российских спортсменов: многократного чемпиона мира по смешанным единоборствам Фёдора Емельяненко, многократного чемпиона мира и Европы по боевому самбо Кирилла Сидельникова, чемпиона мира по версии Всемирной боксерской ассоциации Дениса Лебедева, серебряной медалистки в прыжках в длину Лондонской Олимпиады Елены Соколовой и многих других.
Старый Оскол
Старый Оскол является центром крупной агломерации Центрального Черноземья. Население Старооскольской агломерации составляет немногим более 410 000 человек и продолжает уверенно расти за счёт как миграционного, так и естественного прироста.
Содержание
История
Историческо-филологическое значение слова «Оскол»
Точно подтвержденных сведений о смысле слова «Оскол» на данный момент не существует, зато есть множество гипотез и предположений. В настоящее время широко распространены две гипотезы.
Первая гипотеза, высказанная известным старооскольским историком, кандидатом исторических наук, доцентом СТИ НИТУ МИСиС Анатолием Павловичем Никуловым, который склоняется к тому, что слово «Оскол» имеет тюркоязычное происхождение, поскольку территория современного Старого Оскола в раннее средневековье входило в состав Хазарского каганата, находясь в постоянной близости к землям, заселенными древнеславянскими племенами. При этом, было доказано, что поселения возникли ещё в V веке н. э. и главным занятием населения была добыча железных руд и выплавка металла. Затем эта территория в IX—X веках вошла в состав Киевской Руси и оставалась приграничной зоной для двух государств, затем с так называемым Диким полем. Данное слово можно разделить на два: «Ос» и «Кол». Первое «Ос» означает Русь, русские, так как известно, что ещё в VII—VIII веках в Византии народ проживающий в северном Причерноморье называли народом Рос и арабы взяли это слово себе на вооружение, только в тюркских языках нет четкого произношения звука «р», и он заменяется смягчением следующего звука, поэтому вместо четкого «Рос» слышалось смягченное » ‘Ос «. Слово «Кол» в тюркских языках означает «водоем», «озеро» или «река». Можно сказать, что согласно описанной выше гипотезе слово Оскол означает, что-то вроде «русская река», или река, за которой начинается Русь — земля заселённая русинами. Никулов А. П. «Оскольский край» С.32
Вторая теория менее амбициозна и настаивает на том, что слово «Оскол» имеет славянское происхождение. Эта теория утверждает на родственность слов Оскол и оскалина, намекая на то, что данный край оставался в стороне от столичных и крупных градов Руси, всегда был малозаселенным и соседствовал с Диким полем. Согласно данной теории, это слово возникло гораздо позднее, чем в первой теории не ранее IX века н. э.
Хотя в свете новейших событий и открытий фактически стало доказанным, что поселения в районе современного города возникли ещё в IV—V веках н. э. и можно с уверенностью говорить о том, что Старый Оскол ровесник Киеву и почти в 2 раза старше Москвы и данный край был довольно густо заселен, в его округе было множество городов, все более набирает обороты историческая теория о существовании Донской Руси, которая по размерам была гораздо меньше Руси Киевской, но по своему развитию ни в чём ей не уступала, в конце концов став её частью.
Дославянская история
В пределах города до возникновения Киевской Руси, а позднее — перевалочный пункт печенегов и половцев.
В составе Литвы
В 1300 г. на территории Старого Оскола находилось село Углы, ныне являющееся районом города. В это время Углы входило в состав Великого княжества Литовского и являлось пограничным пунктом на границе с Золотой Ордой. Таким образом, современный Северо-Восточный район находился в составе Золотой Орды, а Юго-Западный и Центральный районы — в составе Великого княжества Литовского.
XVI век
В 1571 г. согласно указу Ивана IV Грозного в месте впадения р. Убли в р. Оскол был заложен Усть-Ублинский острожек для охраны южных рубежей Руси от набегов татар. Он просуществовал 15 лет и был впоследствии упразднен, но вплоть до 1593 г. служилых людей отправляли нести дозор на этот рубеж.
В 1593 г. город под именем Оскол основан как застава на южных рубежах Русского царства. Город назван по имени реки, на берегах которой расположен. Основную часть населения составляли военные и крестьяне. В 1599 году основана слобода Казацкая.
XVII век
В годы Смуты Оскол активно застраивается, так как находится в стороне от основных событий. Возникают пригородные слободы Ямская, Гумны, Стрелецкая, Пушкарная, Ездоцкая, Троицкая, Соковая, Воротниково.
В 1617 г. город сожжён поляками и восстановлен воеводой М. Скуратовым, разгромившим поляков под Болховом. В 1625, 1642 и 1677 г. к городу подходили крымские татары, но взять его не смогли.
В 1655 г. город переименован в Старый Оскол в связи с переименованием г. Царев-Алексеев в Новый Оскол. В конце XVII века в вотчине своего отца и деда на реке Оскол царь Пётр Первый решает строить свою первую флотилию в Старом Осколе, но, не найдя подходящего дубового леса в его окрестностях, Пётр переносит строительство в Воронеж.
XVIII—XIX века
С XVII века Старый Оскол известен как уездный центр Старооскольского уезда. Город входил в состав: Киевской губернии (1708—1719), Белгородской губернии (1727—1779), Курского наместничества (1779—1797) и Курской губернии (1797—1928).
В 1780 г. был утвержден герб Старого Оскола.
ХХ век
В 1917 году, 5 марта создан Совет рабочих депутатов; декабрь — установлена Советская власть. В 1918 г. входил в состав Украинской Державы. С поражением Скоропадского город переходит в руки большевиков. В 1919 году, 5 декабря в проходило заседание штаба Первой Конной армии. 1920 год — создана Особая комиссия по изучению КМА, которую возглавил И. М. Губкин. С 1928 г. — административный центр Старооскольского района, входившего в состав Центрально-Чернозёмной области. В 1929—1930 годах город был также административным центром Старооскольского округа. 1931 год — создано Старооскольское управление «КМАстрой»; обнаружены залежи железной руды на Коробковском участке. 27 апреля 1933 года — добыта первая руда на шахте № 1. С 1934 г. Старый Оскол находился в составе Курской области, которая, наравне с Воронежской, была образована разделением Центрально-Чернозёмной области.
Переименование улиц города после Октябрьской революции
В ознаменование первой годовщины Октября площади и улицы города Старого Оскола были переименованы:
В 1943 году Совет депутатов переименовал улицу Гусевка в честь 17-ти Героев-бронебойщиков и персонально — в честь Николая Литвинова и Петра Долгих.
Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны
Спустя несколько часов после начала войны комендант Старооскольского гарнизона издал приказ № 1, согласно которому в связи с введением военного положения граждане привлекались к строительству оборонительных объектов и их охране, созданию, обучению отрядов обороны, подготовке бомбоубежищ и мест для размещения воинских частей.
Положение на фронтах становилось всё тревожнее. После тяжёлых боёв 24 октября 1941 года советские войска оставили Белгород. 2 ноября 1941 года гитлеровцы захватили Курск. Ценой больших потерь удалось остановить немецко-фашистские войска на рубеже Северского Донца.
Старооскольский район был определён командованием как территория переформирования частей, понёсших значительные потери в боях. Старый Оскол служил перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. В городе располагались штаб 40-й армии, политотделы 21-й армии, Курский обком партии. Старооскольцы переселялись в пределы слобод, освобождались многие помещения общественных организаций, культурные учреждения, школьные здания, чтобы разместить прибывающие воинские части.
Жестокие бои под Старым Осколом начались летом 1942 года. В то время была предпринята Воронежско-Ворошиловградская оборонительная операция. (С немецкой стороны — часть операции «Блау».) Утром 28 июня после артиллерийской и авиационной подготовки соединения армейской группы «Вейхс» перешли в наступление против войск левого крыла Брянского фронта. Продолжая наступление, 6-я немецкая армия 3 июля соединилась в районе Старого Оскола с венгерскими войсками, замкнув кольцо. В итоге 6 дивизий 40-й и 21-й армий оказались в окружении, оккупация продолжалась 7 месяцев.
Зимой 1942—1943 гг. Воронежский фронт был усилен 3-й танковой армией, 48-й гвардейской и 184-й стрелковыми дивизиями, 4-м танковым корпусом, 7-м кавалерийским корпусом, 111-й, 183-й и 322-й стрелковыми дивизиями, 8-й артиллерийской дивизией прорыва, 9-й артиллерийской дивизией ПВО, 4-й дивизией реактивной артиллерии и тремя лыжно-стрелковыми бригадами. На вооружении стрелковых дивизий имелось в среднем 4—5 тысяч винтовок, 500 пистолетов-пулемётов, 100 ручных и 50 станковых пулемётов, 100—180 миномётов, 75 орудий. В составе 2-й воздушной армии было 200 боевых самолётов, а в составе 15-й воздушной армии — 413 самолётов. Немецкие войска на протяжении 300 км оборонялись двенадцатью дивизиями из состава 2-й немецкой армии и 3-м армейским корпусом 2-й венгерской армии. Общая численность этих войск достигала 125 тысяч солдат и офицеров, 1.100 орудий (в том числе 500 противотанковых), около 1.000 миномётов и 65 танков. Замысел советского командования заключался в том, чтобы ударами по сходящимся направлениям с севера и с юга по флангам немецкой армии в общем направлении на Касторное окружить и уничтожить её основные силы, освободить важный в оперативном отношении район Воронеж — Касторное и железную дорогу Елец — Валуйки, создав тем самым необходимые условия для развития наступления на Курск. Освобождение города и района началось 24 января 1943 года. В операции и непосредственном освобождении города и сёл Старооскольского района принимали участие: 25 гвардейская, 107, 303, 305, 309, 340-я стрелковые дивизии (сд), 116-я, 102-я танковые бригады (тб), 6-я и 8-я отдельные лыжные бригады, 20-я, 28-я миномётные бригады. Наши войска поддерживала 208-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, совершавшая налёты на скопления противника начиная со второй половины января 1943 года.
29 января 1943 года войсками Воронежского фронта в районе Старого Оскола и Горшечного была окружена крупная группировка противника общей численностью до 20.000 человек. В результате боёв из её состава было уничтожено около 5.000 и взято в плен 8.050 человек. Обозы и автотранспорт этой группировки были уничтожены. Город был мощным узлом сопротивления, который обороняла 26-я немецкая пехотная дивизия под командованием генерала Гольвитцера. 5 февраля 1943 года бойцы 107-й стрелковой дивизии 40-й армии решительным штурмом освободили Старый Оскол, потеряв практически половину личного состава — более 4.000 человек. В ожесточённых боях на всей территории Старооскольского района погибло около 7 тысяч советских воинов. Героический подвиг совершили в дни освобождения города 17 советских воинов-бронебойщиков 40-й армии у разъезда Набокино, в 8 км от Старого Оскола, повторив подвиг панфиловцев. Они сдержали натиск вражеской колонны, состоявшей из 500 гитлеровцев, стремившихся вырваться из окружения. Тринадцать героев из семнадцати погибли смертью храбрых, четверо получили тяжёлые ранения, но не пропустили врага. Бойцы погибшей роты были представлены к званию Героя Советского Союза (Президиум Верховного Совета СССР наградил 13 погибших бойцов орденами Отечественной войны I степени, оставшихся в живых — орденами Красного Знамени).
Продолжительная по времени Воронежско-Касторненская операция (январь-февраль 1943 года) была весьма значительной по результатам. В итоге этой наступательной операции войска нашего фронта очистили от противника часть Воронежской и Курской областей с городами Воронеж — Касторное, Старый Оскол, Новый Оскол, Волоконовка. За проведение операции полковнику Бежко П. Н. 5 февраля 1943 года было присвоено звание генерал-майор, кроме того, он также был награждён орденом Суворова II степени. Орденами и медалями были награждены более 1.000 человек. 8 февраля 1943 года 102-я танковая бригада получила звание гвардейской и была переименована в 22-ю гвардейскую танковую бригаду. Без всяких разрушений были отбиты у врага железные дороги Касторное — Валуйки, Воронеж — Касторное.
Перед войсками Красной Армии раскрылись возможности для дальнейшего наступления в двух направлениях — Курском и Харьковском. После освобождения Старый Оскол стал одним из главных тыловых опорных пунктов для предстоящей битвы на Курской дуге и освобождения Белгорода и Харькова. Город, практически полностью разрушенный, жители которого перенесли все тяготы оккупации, вновь стал прифронтовым — принимал раненых, выпекал хлеб для фронта, строил оборонительные сооружения, был пунктом переформирования частей.
8 июня 1943 года вышло Постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол — Ржава с 15 июня по 15 августа с привлечением к строительству всех сил и материальных ресурсов. С введением в эксплуатацию этой линии Воронежский фронт получал самостоятельную магистраль, которая выходила на линию Курск — Белгород и на ветку Ржава — Обоянь. Новая трасса освобождала от доставки грузов огромное количество автомашин, которые подвозили всё необходимое к передовой линии фронта за 200—300 км. С вводом в эксплуатацию железной дороги Старый Оскол — Ржава расстояние сокращалось до 150—200 км.
«Дорога Мужества», как её потом назвали, была построена за 32 дня. Всего было уложено 95 километров железнодорожного полотна шириной 5 м, сооружено 10 мостов, построено 56 различных сооружений с подъездными путями. Протяжённость главных и станционных путей составила 164 км, реконструировано 24 км пути.
За проявленное мужество, героизм и боевое мастерство 24 старооскольца удостоены звания Героя Советского Союза, а двое стали полными кавалерами ордена Славы. Многие из старооскольцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, занимали высокие командные посты, их боевые заслуги были оценены Верховным Главнокомандованием.
Старооскольцы внесли весомый вклад в приближение Великой Победы. 22 тысячи из них (включая гражданское население) отдали свои жизни за Родину. На территории города и района находятся 30 братских могил, в том числе 6 — в Старом Осколе. Они хранят останки тысяч известных и безвестных солдат и офицеров Красной Армии, отдавших жизнь за свободу страны.
Итоги войны и послевоенное развитие
В ходе бомбардировки города в 1941-1942 годах была разрушена крепость Оскол, которая более не восстанавливалась. В 1954 г. город вошёл в состав новообразованной Белгородской области. В конце 60-х — начале 70-х гг. XX века в связи с активным освоением КМА город обрёл значение как крупный центр чёрной металлургии. 1961 год — начато строительство Стойленского рудника по добыче руды.
5 ноября 1968 года — добыта первая руда на Стойленском руднике.
В 1976 г. началось строительство первого дома Нового города Оскола — Северо-Восточного района в связи со строительством ОЭМК.
В 1989 году построено новое здание центрального автовокзала, в 1990-е вокруг него разрастается Северный район (микрорайоны Лесной, Юбилейный, Северный, Буденного).
В 1990-е годы город переживает финансовый кризис, но после 1997 года экономика начинает восстанавливаться.
XXI век
В январе 2000 года в подъезде № 1 дома № 10 микрорайона Лесной был установлен первый в субъектах Российской Федерации селекторный домофон.
В 2003 г. на микрорайоне Олимпийский открыт первый в Белгородской области торгово-финансовый комплекс «Бизнес-центр».
В 2005 году открыта аллея Славы в районе Былинской площади (с 2011 года — площадь Победы).
С 2008 года осуществляется строительство частных домов в районе посёлка Северный.
В 2008 году на выборах главы администрациии округа победу одержал Павел Шишкин
В 2009 г. в микрорайоне Дубрава-1 построен единственный в Центральном Черноземье жилой дом муниципальной собственности для сдачи в аренду нуждающимся гражданам.
В 2010 году начато строительство жилых домов в районе «Пушкарские дачи», «Сосенки».
В 2011 году Совет депутатов городского округа присвоил площади у кинотеатра «Быль» наименование «площадь Победы» и переименовал проспект Металлургов в честь незадолго до этого скончавшегося почётного металлурга РФ Алексея Угарова.
В 2011 году утвержден градостроительный план в отношении районов жилого строительства «Казацкий» (район сл. Казацкая), «Озёрки» (район тр. ст. Незнамово) и «Обуховка» (район тр. ст. Обуховка).
С середины сентября 2011 года началась грандиозная реконструкция проспекта Алексея Угарова.
4 декабря 2011 года в городе прошли выборы в Государственную думу Федерального Собрания VI созыва, на которых с результатом 35,4 % выиграла Единая Россия.
16 января 2012 года глава округа Павел Шишкин представил на общественное обсуждение проект переименования улицы 25 Партсъезда в честь Старооскольского полка.
Почётные звания города
Население
Изменение численности населения по данным всесоюзных и всероссийских переписей: [5]
год | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 | 2011 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
чел. | 52446 | ▲ 85411 | ▲ 101255 | ▲ 199450 | ▲ 207850 | ▲ 219544 | ▲ 222398 |
Численность населения по состоянию на 01.01.2011 г
№ | состав населения | кол-во жителей (чел.) |
---|---|---|
1 | дошкольного возраста (до семи лет) | 20 100 |
2 | школьники (от семи до семнадцати лет) | 36 840 |
3 | молодежь (до тридцати лет) | 138 711 |
4 | среднего возраста (от тридцати лет до пенсионного возраста) | 59 447 |
5 | пенсионного возраста | 24 600 |
6 | Численность населения всего: | 222 398 |
Администрация
Администрацию Старооскольского городского округа — исполнительный орган власти, возглавляет Павел Евгеньевич Шишкин, занимающий должность главы округа с марта 2008 года.
Главы города после 1991 года:
Представительство города в органах законодательной власти Белгородской области и Российской Федерации
Белгородская областная дума пятого созыва
Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации
Гражданское общество в Старом Осколе
Отделения и представительства политических партий РФ
Молодежные и детские организации
Поселения, находящиеся в составе города
В составе Старого Оскола находятся бывшие населенные пункты:
Экономика
В число промышленных предприятий города входят:
Группа «Стойленская Нива»:
В 2008 году предприятиями Старооскольского городского округа произведено товаров и услуг на сумму 120 млрд рублей.
В число финансовых организаций города входят:
Транспорт
Железнодорожный транспорт
Старый Оскол является крупным железнодорожным узлом на Юго-Восточной магистрали. Через него проходит двухпутная электрифицированная железнодорожная магистраль Москва — Донбасс с находящейся в черте города одноимённой железнодорожной станцией, от которой отходит двухпутная линия Старый Оскол — Губкин — Сараевка на тепловозной тяге.
В настоящее время через Старооскольский узел проходят пассажирские поезда дальнего следования в направлениях : Москва, Санкт-Петербург, Симферополь, Луганск, Донецк, Воронеж, имеется регулярное пригородное сообщение в направлениях: Валуйки, Ржава, Елец, проходит и обрабатывается значительное количество грузовых поездов. В районе Старого Оскола развит промышленный железнодорожный транспорт.
Скоростной трамвай
С 1981 года в городе действует предприятие Старооскольский трамвай, обслуживающее трамвайную линию, которая связывает Старый Оскол с металлургическим комбинатом. 29 мая 2009 года предприятие ОАО «Скоростной трамвай» отметило свое 30-летие с момента основания.
Движение осуществляется по трем линиям: 1) Северной линии (УСТ — Городское кольцо-2), 2) Оскольско-Котельской линии (Городское кольцо-1 — БСИ-1), 3) Котельско-Заводской линии (БСИ-2 — ОЭМК). Маршрут № 1 проходит по 2 и 3 линиям, № 2 — по 2 линии, № 3 — по 1 линии.
Автобус и маршрутное такси
Старооскольский автобус — сеть автобусных и маршрутных линий внутри города и за его пределами.
С 1939 года в городе организовали автопассажирские перевозки. Стоимость проезда от вокзала до Дома колхозника (длина пути 5 км) в 1940 году составляла 80 копеек, а в 1941 году за этот же маршрут брали уже 1 рубль. По поводу повышения стоимости проезда возмущенные жители обратились и в районную газету, и в исполком районного Совета, но дело ничем не закончилось. Это был маршрут № 1 «Ленина — ЖД Вокзал», ликвидированный в 1989 году.
Основными автобусными вокзалами являются автовокзал «Старый Оскол» и автостанции «Олимпийская», «Рудничная», «Студенченская»; до 1999 года действовала также автостанция «Юго-Западная» (ОАО «Начало»). В настоящее время большинство пассажирских перевозок в городе осуществляется маршрутными такси на 54 маршрутах. [27]
Аэровокзал
Троллейбус
В 1989—1994 годах в юго-западной части города создавалась сеть троллейбусных линий, было закуплено 8 троллейбусов для движения по маршруту «Слобода Ямская-мкр. Приборостроитель (совмещённая с авт. ост. „1000 мелочей“)-проспект Губкина-Стойленский ГОК-ОЗММ». Однако, из-за отсутствия средств на эксплуатацию троллейбусов, строительство прекратилось. В 2008—2009 году была возобновлена попытка создания троллейбусного движения, но тщетно. Последние линии были разобраны в 2009 году. Здание депо в настоящее время используется как автостанция «Рудничная».
Расстояние от города Старый Оскол до важнейших городов представлены в таблице (расстояние указано до центра города).