Общая протяженность границы — 1 273 км, протяженность границ с Белоруссией — 502 км, Латвией — 453 км, Польшей — 91 км, Россией (Калининградской областью) — 227 км.
Береговая линия: 99 км.
Поверхность — равнинная со следами древнего оледенения.
Самая высокая точка — холм Аукштойо ( Aukštojo kalnas ) в юго-восточной части страны, в 23,5 км от Вильнюса (293,84 м над уровнем моря).
Содержание
Климат
Климат Литвы — умеренно мягкий и изменяется в меру продвижения в глубину страны — от морского на побережье до континентального в самых восточных районах. Средняя температура на побережье — 1,6 °C в январе и 17,8 °C в июле. В Вильнюсе средняя температура составляет 2,1 °C в январе и 18,1 °C в июле. Годовое количество осадков составляет в среднем на побережье 717 мм и 490 мм в восточных частях страны. Вегетационный период длится 202 дня в западных частях и 169 дней в восточных частях страны.
Рельеф
Топографическая карта Литвы
Этнографические районы
Литва — небольшая и почти однородная страна, однако литовцы различают четыре больших этнографических региона, которые имеют некоторые отличия в традициях, диалектах и ландшафте:
Природные ресурсы
Литва является достаточно бедной природными ресурсами. Страна имеет довольно большие залежи известняка, глины, кварцевого и гипсового песка, доломитов, что делает возможным производство высококачественного цемента для строительных потребностей. В Литве есть также достаточно мощные источники минеральных вод, но страна имеет незначительные запасы энергоносителей и промышленно важных ископаемых. Залежи нефти были открыты в Литве в 1950-х гг., но на сегодня эксплуатируются лишь несколько нефтедобывающих станций на западе страны. По оценкам на шельфе Балтийского моря и в западных чатинах Литвы залегают запасы нефти, величина которых позволяет их экономическую эксплуатацию, однако их разработка сможет обеспечивать лишь около 20 % годовой потребности страны в нефтепродуктах на протяжении двадцати лет. Литва также имеет значительный потенциал термальной энергии вдоль балтийского побережья, пригодный для обеспечения теплом сотен тысяч домохозяйств по примеру Исландии. На юге страны залегают также залежи железной руды.
Земельные ресурсы Литвы (оценка, 1993):
Озёра
На территории Литвы находится 2830 озёр, площадь которых не больше 0,5 гектаров. Общая их площадь 880 км². Маленьких озёр на данный момент около 1600. Все озёра занимают около 1,37 % всей площади территории.
Граница Калининградской области — граница между Калининградской областью и Европейским союзом — Литвой и Польшей. Калининградская область является полуэксклавом, не граничащим ни с одним из других регионов России. Таким образом административная граница Калининградской области одновременно является государственной границей Российской Федерации.
Содержание
Общие сведения
Общая протяжённость границы Калининградской области составляет примерно 540 км. Из них 410 км приходится на сухопутную — примерно поровну на границу с Польшей и Литвой, и 140 км приходится на морское побережье.
Условия пересечения границы
Для пересечения границы российским гражданам требуется шенгенская виза. Исключение сделано только для граждан России, следующих транзитом через Литву в «континентальную» Россию через Белоруссию. Они могут пересечь границу по упрощённому документу, который выдаёт литовское консульство, причем документы бывают двух видов —
Для пересечения границы гражданам других стран требуется виза России, если нет безвизового договора между Россией и страной паспорта путешественника. В привилегированном положении находятся неграждане Латвии и Эстонии, а также граждане Израиля, Аргентины, Сербии и Черногории, которым не требуется виза ни в Россию, ни в Шенгенскую зону.
Морская граница
Побережье Балтийского моря является морской границей Калининградской области. Морская граница Калининградской области начинается на Балтийской косе, у границы с Польшей (самая западная точка Российской Федерации). Морская граница Калининградской области состоит из следующих участков: побережье российской части Балтийской косы, Западное (от Балтийска до мыса Таран) и северное (от мыса Таран до Зеленоградска) побережье Самбийского (Земландского) полуострова, побережье российской части Куршской косы до границы с Литвой.
Граница с Литвой
Граница с Литвой была установлена после Великой Отечественной войны. По большей части она повторяет границу Восточной Пруссии межвоенного времени. В 1923 году Клайпедский край (Мемельланд) был передан Литве, а в 1939 году Литва вынуждена была возвратить его Германии. До 1991 года эта граница была внутренней границей Советского Союза между РСФСР и Литовской ССР. В 1997 году между Российской Федерацией и Литовской Республикой был заключен пограничный договор, в котором были устранены несуразности прохождения границы между РСФСР и ЛитССР, например, Виштынецкое озеро было разделено между государствами, а ранее вся территория водоема была частью РСФСР. Взамен Российская Федерация получила соответствующую территориальную компенсацию в другом районе прохождения границы. Договор вступил в силу в 2003.
Граница состоит из следующих участков (с запада на юго-восток, по часовой стрелке): граница пересекает Куршскую косу и Куршский залив, потом проходит по Неману, затем — по рекам Шешупе, Шервинте, Лепоне, акватории Виштынецкого озера. Участки, на которых граница не проходит по рекам или озеру, невелики. Они находятся между Неманом и Шешупой, между Лепоной и северной оконечностью Виштынецкого озера и между южной оконечностью Виштынецкого озера и точкой, где сходятся границы трёх государств — России, Польши, и Литвы.
На наземных участках граница оборудована инженерно-техническими сооружениями (проволочные заграждения и контрольно-следовая полоса).
На границе Калининградской области и Литвы действуют следующие пограничные переходы: Морское — Нида (на Куршской косе) (автомобильный, 24 часа, для всех паспортов, пешком запрещается, на велосипеде разрешается, тел. (40150) 41194), Советск — Панемуне (по мосту Королевы Луизы) (автомобильный, 24 часа, для всех паспортов, пешком разрешается, на велосипеде разрешается, тел. (40161) 32022), Советск — Пагегяй (железнодорожный, пассажирского движения нет, границу пересекают только члены локомотивных бригад) Советск — Юрбаркас (речной, для граждан России и Литвы, тел. (40161) 32022), Советск — Русне (речной, для граждан России и Литвы, тел. 264-74805), Пограничный — Рамонишкяй (автомобильный, 24 часа, для граждан России и Литвы, пешком запрещается, на велосипеде нет сведений, тел. (40164) 22877)[2], Чернышевское — Кибартай (автомобильный, 24 часа, для всех паспортов, пешком разрешается(проверено в августе 2008), на велосипеде разрешается, тел. (40144) 92732, (40144) 22565), обновленный современный пункт пропуска на российской стороне был открыт после многолетней реконструкции в августе 2009) Нестеров — Кибартай (железнодорожный).
Граница с Польшей
Граница с Польшей, в отличие от границы с Литвой, фактически не привязана к географическим объектам и проведена «по линейке». Эта граница была проведена после Второй мировой войны, когда бывшая Восточная Пруссия была разделена на две части. Граница начинается несколько южнее южной оконечности Виштынецкого озера, в точке, где сходятся границы трёх государств, и идёт далее на запад до города Мамоново по почти прямой линии, несколько выгибаясь в сторону Польши. Далее граница пересекает Калининградский (Вислинский) залив и Балтийскую косу.
На границе Калининградской области и Польши действуют следующие пограничные переходы: Железнодорожный — Скандава (железнодорожный), Багратионовск — Безледы (автомобильный, 24 часа, для всех паспортов, пешком запрещается, на велосипеде нет сведений, тел. (40156) 33402), Багратионовск — Бартошице (железнодорожный), Мамоново — Гроново (автомобильный, полной массой до 6 тонн, 24 часа, для всех паспортов, пешком запрещается, на велосипеде — разрешается, тел. (40156) 40488, 462681), Мамоново II — Гжехотки (автомобильный, 24 часа, для всех паспортов, открыт 7 декабря 2010 года, расположен на бывшей Берлинке [1] ; в сутки он может пропускать 4000 транспортных средств, в том числе 1250 грузовых, 2600 легковых, 150 автобусов — на легковом направлении оборудовано с каждой стороны границы 8 полос (4 на въезд и 4 на выезд), 2 полосы для автобусов (по одной на каждое направление) и 14 полос для грузового автотранспорта (7 на въезд и 7 на выезд [2] ), Мамоново — Бранёво (железнодорожный), Гусев (Озёрск) — Голдап (автомобильный, полной массой до 6 тонн, 24 часа, для всех паспортов, пешком разрешается (проверено в августе 2008), на велосипеде разрешается, тел. (40143) 21107)
Водные и воздушные переходы
В Калининградской области действуют следующие водные и воздушные пограничные переходы: Калининград Морской Порт (водный, тел. 496623), Калининград Речной Порт (водный, тел. 471169), Калининград Пассажирский Порт (водный, тел. 471169), Порт Светлый (водный, тел. 252-22464), Порт Восточный (водный, тел. 245-22195), Международный Аэропорт Храброво (воздушный, тел. 355183, 459568).
Литва́ (лит. Lietuva ), официальное название — Лито́вская Респу́блика (лит. Lietuvos Respublika ) — государство в Европе, на восточном побережье Балтийского моря. На севере граничит с Латвией, на юго-востоке — с Беларусью, на юго-западе — c Польшей и Калининградской областью России. Член ООН с 1991 года, ЕС и НАТО — с 2004 года.
Содержание
История
Название «Литва» ( Lituae ) впервые упомянуто в Кведлинбургских анналах в 1009 году, когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы.
Зарождение государства
Зарождение литовского государства относят к X—XIII векам. Оно формировалось на территории двух крупных балтских племён: Жемайтии и Аукштайтии. Уже в составе Великого княжества Литовского Жемайтия и Аукштайтия унаследовали название другого, этнически близкого к ним, балтского племени Литва, которое жило на территории современной Беларуси в районе Верхнего Понеманья между Слонимом, Минском, Молодечном и Новогрудком.
В начале XIII века в земли балтов-язычников с запада началось вторжение немецких рыцарей-крестоносцев. Они покорили Пруссию и Ливонию. В это же время с юга началась экспансия Галицко-Волынского княжества. Из-за надвигающейся опасности началось объединение земель вокруг Литвы и Новогрудского княжества под властью Миндовга. Миндовг принял католическое крещение в 1251 году и был коронован 6 июля 1253 года в Новогрудке, который стал первой столицей. Он был единственным литовским королём.
Великое княжество Литовское
В XIII—XIV веках территория Великого княжества Литовского стремительно росла и достигла берегов Чёрного моря. В то же время литовские князья вели тяжёлую борьбу с Тевтонским орденом, который был разбит в 1410 году в Грюнвальдской битве объединёнными войсками Великого княжества Литовского и Королевства Польского.
В 1385 году великий князь литовский Ягайло ( Jogaila ) Кревской унией обязался объединить в федеративное государство Великое княжество Литовское и Королевство Польское в персональной унии в случае его избрания королем Польши. В 1386 году он был коронован королём польским. В 1387 году состоялось крещение Литвы, принявшей в качестве официальной религии западное христианство. С 1392 года Великим княжеством Литовским правил великий князь Витовт (Витаутас; Vytautas ), кузен Ягайлы. Во время его правления (1392—1430) Великое княжество Литовское достигло вершины своего могущества.
Казимир Ягеллон расширил международное влияние династии Ягеллонов — подчинил Польше Пруссию, посадил своего сына на чешский и венгерский троны. В 1492—1526 годах существовала политическая система государств Ягеллонов, охватывавшая Польшу (с вассалами Пруссией и Молдавским княжеством), Чехию и Венгрию.
Речь Посполитая
В 1569 году в Люблине была заключена уния с Польшей (накануне украинские земли ВКЛ были присоединены к Польше). Согласно акту Люблинской унии Литвой и Польшей правил совместно избираемый король, а государственные дела решались в общем Сейме. Однако правовые системы, армия и правительства оставались отдельными.
В XVI—XVIII веках в Литве господствовала шляхетская демократия, происходила полонизация шляхты и её сближение с польской шляхтой. Великое княжество Литовское начало терять свой литовский национальный характер, в нём развивалась польская культура.
В составе Российской империи
В XVIII веке, после Северной войны, Польско-литовское государство пришло к упадку, попав под протекторат России. В 1772, 1793 и 1795 годах вся территория Польши и ВКЛ была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Большая часть территории Великого княжества Литовского была присоединена к России. В попытках восстановить государственность, польско-литовское дворянство принимало сторону Наполеона в 1812 году, а также неоднократно поднимало восстания (1830—1831, 1863—1864), которые окончились поражением. В 1864 году Россией была запрещена литовская печать латинскими буквами. Литовское духовенство и весь народ начали борьбу против русификации края, и боролись за свой язык, а также за свою печать, как и свои другие права. Издания, напечатанные русскими буквами, игнорировались, а книги, напечатанные латиницей, нелегально переправлялись из соседней Пруссии. Во второй половине XIX века это сформировало литовское национальное движение. В 1904 году запрет на литовскую печать был отменён.
XX век
В Первую мировую войну с 1915 года Виленская губерния была оккупирована Германией. 16 февраля 1918 года в Вильне Литовская Тариба (Совет Литвы) провозгласила восстановление самостоятельного государства.
11 июля 1918 Тариба объявила страну Литовским королевством. На престол было решено пригласить немецкого принца Вильгельма фон Ураха. Однако уже 2 ноября того же года решение о создании конституционной монархии было отозвано.
После ухода оккупационных войск и натиска большевистской Красной армии 16 декабря 1918 года была образована Литовская советская республика. 27 февраля 1919 года в Вильне состоялось объединённое заседание ЦИКов Литвы и Белоруссии. На нём было провозглашено образование Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики (Литбела) со столицей в Вильне, а с 19 апреля 1919 года — в Минске.
В феврале-марте 1919 года войска литовской тарибы поддержанные немецкими гарнизонами начали военные действия против Литбела, в апреле 1919 года к ним присоединилась польская армия. В результате наступления польских войск, территория Литбела была оккупирована. После освобождения Красной Армией и заключения Московского договора 12 июля 1920 года Литбел прекратил свое существование. На занятой войсками под командованием генерала Л. Желиговского части литовских и белорусских территорий было создано временное государственное образование Срединная Литва (1920—1922), в 1922 году включённое в состав Польши.
До сентября 1939 года Виленский край находился в составе Польши как Виленское воеводство. В 1923 году к Литве отошёл Мемель (Клайпеда). С 1919 по 1939 год временной столицей Литвы был Каунас.
В 1922 году в Литве была принята конституция, предусматривавшая создание парламентской республики. В декабре 1926 года в Литве произошёл военный переворот, возглавивший его лидер националистической партии Антанас Смятона установил авторитарный режим.
1 сентября 1939 года Германия начала вторжение в Польшу. 17 сентября 1939 года СССР ввел войска на территорию II Речи Посполитой, аннексировав её восточные земли.
— Фляйшхауэр Ингеборг. Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии. 1938—1939. — М.: Прогресс, 1990.
10 октября 1939 года в Москве был подписан «Договор о передаче Литовской республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой» сроком на 15 лет, предусматривавший ввод в Литву 20-тысячного контингента советских войск.
15 ноября 1939 года состоялась официальная церемония ввода в Литву советских войск. Церемония носила символический характер, поскольку советские войска уже находились в Вильнюсе (Вильно) с 20 сентября 1939 г. [источник не указан 117 дней]
14 июня 1940 года Литве был предъявлен ультиматум с требованием допустить на территорию страны дополнительные советские войска, отправить правительство в отставку. 15 июня Литовская республика согласилась с требованиями СССР и разрешила увеличение численности советских войск. 14—15 июля проведены подконтрольные СССР выборы в «Народный сейм», к участию в которых был допущен лишь один партийный список: просоветский «Блок трудового народа». В выборах в народный сейм Литвы приняло участие 1 386 569 человек, то есть 95,51 % всех имевших избирательное право. За кандидатов «Блока трудового народа» Литвы голосовало 1 375 349 избирателей, то есть 99,19 % участвовавших в голосовании. Народный сейм 21 июля провозгласил образование Литовской ССР и постановил просить Верховный Совет СССР принять Литовскую ССР в состав СССР. 3 августа 1940 года Верховный Совет СССР удовлетворил эту просьбу.
22 июня 1941 года, после нападения Германии на СССР, последовали мятежи в крупных городах Литвы. В Каунасе было провозглашено Временное правительство Литвы во главе с Юозасом Амбразявичюсом, которое с самого начала поддерживало тесные контакты с немцами. Как описывал Отто Кариус в своей книге «Тигры в грязи» начало оккупации Литвы:
Однако после прихода гитлеровцев Временное правительство и его органы были распущены, многие деятели арестованы. Литва была включена в Рейхскомиссариат Остланд, в рамках которого ей была предоставлена некоторая автономия. Оккупационную администрацию («доверительный совет») возглавлял генерал Пятрас Кубилюнас. В 1941—1944 годах Литва была оккупирована нацистской Германией. В 1944 году Красная Армия разгромила немецкие войска, заняв территорию Литовской ССР.
При советской власти проводилась индустриализация Литовской ССР, а также развитие и совершенствование инфраструктуры, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства (сопровождавшееся ликвидацией хуторов и «неперспективных деревень»), развитие культуры и системы образования. После восстановления независимости, Советское правительство блокировало экономические связи Литвы с Советскими Республиками, в том числе и возможность доставки энергоносителей и большинство промышленных предприятий, созданных во время СССР, попали в очень трудную экономическую ситуацию, потеряв производственные связи, и многие из них были закрыты (как и во всех странах Балтии).
11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской Республики провозгласил Акт о восстановлении независимости Литвы. В феврале 1991 года восстановленная независимость Литовской Республики была признана Исландией, в августе 1991 года — Россией и международным сообществом.
Литва стала членом ООН с 17 сентября 1991 года.
XXI век
В 2003 году был подписан договор о вступлении Литвы в Европейский союз, который был подтверждён гражданами Литвы на референдуме.
1 мая 2004 года Литва вступила в Европейский союз.
29 марта 2004 года Литва вступила в НАТО.
Государственный строй
Литва — парламентская республика, с характерными чертами президентской республики. Срок полномочий избираемого всенародно Президента — 5 лет. На данный момент президентом Литовской республики является избранная в 2009 году Д. Грибаускайте.
Парламент республики — однопалатный Сейм Литовской Республики с 141 местом. Из них 71 депутат избирается по мажоритарной системе в одномандатных округах и остальные 70 — по пропорционально-списочной системе с барьером 5 %. Срок депутатских полномочий — 4 года.
Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, [1] которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции.
Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена давно.
Россия граничит с 16-ю государствами
Сухопутные границы России
На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых — бывшие союзные республики.
Длина сухопутной границы России
Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.
Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.
Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.
Самая протяженная сухопутная граница — с Казахстаном — проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее в Туркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.
Вторая по протяженности — граница с Китаем — проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.
Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали — Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.
Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян.
Морские границы России
По морю Россия граничит с 12-ю государствами.
Длина морской границы России
Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией — 194,3 километра, с США — 49 километров.
Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.
Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты — Владивосток и Находка.
Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.
Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.
В СССР большие порты в основном строились в прибалтийском регионе. Сейчас Россия может использовать их мощности только за плату. Самый крупный морской торговый флот страны — Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.
В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья — Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты — Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.
Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.
Приграничное население и сотрудничество
В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает 31,6 процента населения России. Население приграничных районов — 100 тысяч человек (по состоянию на 1993 год).
Под приграничным сотрудничеством обычно понимается государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы.
В развитии приграничного сотрудничества заинтересованы как старые приграничные регионы, так и новые. В последних периодически возникают проблемы, связанные с внезапным разрывом налаженных связей соседних регионов. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических объектов (например, энергозависимость Омской области от Казахстана). С другой стороны, в новых приграничных регионах постоянно увеличивается поток грузов, который может принести немало выгод, при условии больших вложений в соответствующую инфраструктуру.
Таким образом, приграничные регионы государств нуждаются в совместном социально-экономическом развитии, совместном использовании источников ресурсов, налаживании информационной инфраструктуры и восстановлении коммуникаций между населением. Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества
Проблемы сотрудничества в граничных районах
Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества ее регионов, на уровне муниципального и местного самоуправления, оно, так или иначе, осуществляется во всех 45 приграничных регионах.
Не налаженные добрососедские отношения со странами Балтии не дают возможности для широкого развития приграничного сотрудничества на региональном уровне, хотя его необходимость остро ощущается населением приграничных районов.
Сегодня на границе с Эстонией для приграничного населения применяется упрощенный порядок пересечения границы. Но с 1 января 2004 года Эстония перешла на жесткий визовый режим, установленный Шенгенским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года.
Что касается регионального сотрудничества, то еще в июле 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, вкоторый вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. На территории Псковской области действует более двухсот предприятий с участием эстонского и латвийского капитала.
Литва ввела визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания).
В 1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования — к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.
Довольно напряженные отношения установились в кавказском регионе России и Грузии. В 2000 году были введены ограничения по перемещению между Грузией и Россией, что ощутимо ударило по жителям обеих республик Осетии. Сегодня на региональном уровне районы Северной Осетии установили приграничные связи с Казбекским районом Грузии, с августа 2001 года их жители могут пересекать границу без оформления виз.
Ситуация на дагестанском участке границы обстоит лучше: в 1998 году усилиями правительства Дагестана были сняты ограничения по пересечению государственной границы России с Азербайджаном, что способствовало снижению напряженности и активизации хозяйственных связей. Во исполнение межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Дагестаном и Азербайджаном подготовлено отраслевое соглашение — о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.
Расширение сотрудничества соседних регионов Казахстана и России связывается с вопросами окончания процессов делимитации и демаркации границ. Например Алтайский край активно сотрудничает с Китаем, Монголией и среднеазиатскими республиками СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Основные партнеры в приграничном сотрудничестве Алтайского края — Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Республики Казахстан. Объем внешнеторгового оборота Алтая с Казахстаном составляет около трети всего внешнеторгового оборота края. В качестве необходимой правовой базы для развития такого рода приграничного сотрудничества Россией рассматриваются двусторонние Соглашения о сотрудничестве между администрацией края и регионами Казахстана.
Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты. Перспективное направление в приграничном сотрудничестве России с Монголией — освоение месторождений рудных ископаемых, разведанных на западе страны. В случае реализации проектов прямого транспортного сообщения, возможного строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию создадутся необходимые энергетические и инфраструктурные условия для участия сибирских регионов в освоении сырьевых ресурсов Монголии. Этапом в развитии отношений стало открытие в феврале 2002 года Генерального консульства Монголии в Кызыле.
На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».
Бывшие жители островов и члены их семей — японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка.
Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими. Помощь японской стороны в строительстве электростанций иполиклиник можно рассматривать как акт доброй воли, а не как сотрудничество равноправных сторон.
Наиболее активными в развитии сотрудничества являются северо-западное и юго-восточное направления — «старые» приграничные регионы.
Сотрудничество в российско-финляндском пограничном регионе
Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия — участники приграничного сотрудничества с регионами финской стороны. Существует несколько программ сотрудничества: программа Совета министров Северных стран, программа Интеррег и Северное Измерение. Основополагающими документами являются Договоры об установлении дружественных связей между регионами и двусторонние планы сотрудничества.
В 1998 году на международном семинаре «Внешние границы ЕС — мягкие границы» в Йоэнсуу (Финляндия) правительство Республики Карелия предложило создать еврорегион «Карелия». Идея была поддержана лидерами приграничных региональных союзов и одобрена на высшем уровне обоих государств в том же году.
Цель проекта — создание новой модели трансграничного сотрудничества между региональными союзами Финляндии и Республикой Карелией. Задача — снятие барьеров, существующих в сотрудничестве между территориями, в первую очередь, развитие общения между жителями сопредельных регионов.
В структуре экономики еврорегиона «Карелия» основной отраслью является сфера услуг, как на территории финляндских региональных союзов, так и в Республике Карелия (по меньшей мере две трети работающего населения заняты в этой сфере). Вторыми по величине отраслями идут промышленность и строительство, затем сельское и лесное хозяйство.
Слабыми сторонами российской части региона, которые могут негативно повлиять на сотрудничество и должны непременно учитываться при тесном взаимодействии с финской стороной, являются сырьевая направленность промышленности, слабое развитие коммуникаций, локальные экологические проблемы и низкий уровень жизни.
В октябре 2000 года Карелия приняла «Программу приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001–2006 годы».
Правительство Финляндии одобрило и направило в ЕС Программу «Интеррег-III A-Карелия» на территории Финляндии. Тогда же, в2000году, была одобрена общая Программа действий на 2001–2006 годы и план работы на следующий год, в соответствии с которым для реализации намечено 9 приоритетных проектов. В их числе строительство Международного автомобильного пропускного пункта, развитие научного сотрудничества, развитие пограничных территорий Беломорской Карелии.
В январе 2001 года деятельность еврорегиона получила поддержку по линии программы ЕС Тасис — Еврокомиссия выделила 160 тысяч евро на проект еврорегион «Карелия».
На российско-финской границе существует упрощенный визовый режим.
Сотрудничество в российско-китайском пограничном регионе
Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю.
Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное10 ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).
В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.
В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы.
В конце ноября 1996 года открылись китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).
Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.
1 января 1999 года вступило в силу Положение о новых правилах регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных районов разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на три тысячи юаней (ранее — на одну тысячу).
Среди перспективных проектов — развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д.
Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества — развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
В прошлом году два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и Промышленно-торговый банк Китая заключили соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в течение одного дня на базе взаимно установленных кредитных линий.
На государственном уровне проводится политика культурного сближения стран-соседей: в Хабаровске открыто Генеральное консульство КНР, в средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и экономических партнеров.
Основной проблемой региона является опасение российской стороны демографического давления со стороны китайского населения. Плотность заселения приграничных районов с российской стороны крайне низка в абсолютных и относительных значениях по сравнению с плотностью заселения китайской стороны.
Из истории взаимоотношений приграничного населения
Российско-китайский и российско-корейский участки границы.
Хозяйственно-экономическая деятельность и торговля на границе Китая и Российской империи регулировалась следующими основными документами:
К концу XIX века приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений русского населения Дальнего Востока и Маньчжурии. Она, особенно в начальный период освоения края, играла исключительно важную роль. Первые поселенцы нуждались в самых насущных предметах личного и хозяйственного обихода. Казаки получали из Маньчжурии табак, чай, просо, хлеб, сбывая, в свою очередь, сукно, ткани. Китайцы охотно приобретали меха, посуду, серебро в монетах и изделиях.
Торговый оборот русского Дальнего Востока с Маньчжурией в 1893–1895 годах составлял 3 миллиона рублей и распределялся соответственно по областям: Амурская — один миллион рублей, Приморская — 1,5–2 миллиона рублей, Забайкальская — не более 0,1 миллиона рублей.
В 1913 году Российское правительство продлило Петербургский договор (1881) на 10 лет, исключив статью, предусматривающую беспошлинную торговлю в пределах 50-верстной приграничной полосы.
Помимо приграничной торговли казаки сдавали в аренду китайцам и корейцам земельные паи. Происходило взаимовлияние земледельческих культур китайцев, корейцев и русских. Казаки научились выращивать сою, бахчевые культуры, кукурузу. Китайцы использовали казачьи мельницы для помола зерна. Еще одна форма сотрудничества — наем в казачьи хозяйства китайских и корейских сельскохозяйственных работников, особенно в сезонные периоды с/х работ. Отношения между хозяевами и работниками были хорошие, бедные китайцы охотно использовали возможности для заработков в казачьих хозяйствах. Это тоже формировало добрососедские отношения по обе стороны границы.
Казаки, проживавшие на границе, имели крепкие, экономически развитые войсковые, станичные и поселковые хозяйства, хорошо налаженные хозяйственные, торговые и культурные связи с населением сопредельной территории, что позитивно сказывалось и на общей обстановке в русско-китайском приграничье, и на самой границе. Многие уссурийские и амурские казаки хорошо говорили на китайском языке.
Добрососедские отношения проявлялись в совместном праздновании русских, православных и китайских праздников. Китайцы приходили в гости к своим знакомым казакам, казаки ходили праздновать китайский Новый год. Особых проблем с посещением знакомых на сопредельной стороне не было, граница в этом плане была больше условной, все посещения были под контролем казачьего населения и местного начальства.
Конечно, на местном уровне возникали и конфликты. Известны случаи воровства скота, сена, использования сенокосных угодий другой стороной. Отмечались случаи контрабандного провоза спирта казаками на сопредельную территорию и сбыта его через своих знакомых. Нередко возникали споры по рыбной ловле на реке Уссури, озере Ханка. Конфликты разбирались атаманами и станичными правлениями или через пограничного комиссара Южно-Уссурийского края.
[1] Все данные о протяженности государственной границы по информации Федеральной пограничной службы РФ.