какой номер у пиковой дамы

Какой номер у пиковой дамы

Наталья Петровна была матерью Софьи Владимировны Строгановой, основательницы усадьбы.

Княгиня Голицына – одна из самых загадочных и необычных женщин XIX века, ведь с её именем связано немало тайн. Одно время ходили слухи, что она была знакома с известным магом – графом Сен-Жерменом, который и открыл ей выигрышную комбинацию трёх карт.

А. С. Пушкин писал в 1834 году:

. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся.

Княгиня более 25 лет прожила в покоях этого дома на первом этаже. В конце жизни она практически ослепла, тогда император для нее приказал изготовить специальные карты. Известно также, что императорская чета Александр Первый и Елизавета Алексеевна запросто приезжала сюда к Наталье Петровне в гости.

Стены усадьбы хранят память об этой загадочной женщине. По старым документам восстановлены многие помещения, где, как известно, проводила время Наталья Петровна.

А один из номеров, в котором мы приглашаем вас остановиться, посвящён именно Пиковой даме.

«Ей вчера, кажется, стукнуло 79 лет, а полюбовался я на её аппетит и бодрость… Нет счастливее матери, как старуха Голицына; надо видеть, как за нею дети ухаживают, а у детей-то уже есть внучата.»

В моде уже давно Ампир, а она все еще неизменно появлялась в своем громоздком платье в стиле рококо, царственно проходила мимо остолбеневшей в притворном почтении родни и торжественно усаживалась в центре комнаты.

Кабинет, опочивальня, туалетная комнаты – сегодня здесь всё примерно так же, как и тогда: запахи, цвета, трещины на стенах. Старые, книжные шкафы из здания Сената и Синода, зеркало эпохи барокко с осыпающейся серебряной амальгамой. Восхитительная «мейсоновская» фарфоровая фигурка кареты – память о последней прогулке по Парижу.

Будучи гостем номера Пиковой Дамы в Усадьбе Марьино, можно прикоснуться к живой истории. Для этого стоит посетить три комнаты первого парадного этажа, в которых проживала знаменитая княгиня Наталья Петровна Голицина, фрейлина при дворе четырех императоров. Именно с неё Александр Сергеевич Пушкин написал свою «Пиковую Даму». Её комнаты воссозданы в максимальном соответствии с оригиналом, в них можно почувствовать особую атмосферу усадебной жизни начала 19 века. Учтена каждая деталь. Даже шкафы из здания Синода, служившие княгине, – и те на своём историческом месте.

Источник

Какой номер у пиковой дамы

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Пиковая Дама

Многие помнят из детства страшилки о зловещей Пиковой Даме, воровавшей детей в пионерском лагере. Или карточную игру, где карта дамы пик называлась ведьмой.
Возможно, вы из тех ребят, которые травили друг другу байки о том, как вызывали Пиковую Даму.

«Пиковая Дама», Рис. какой номер у пиковой дамы. Смотреть фото какой номер у пиковой дамы. Смотреть картинку какой номер у пиковой дамы. Картинка про какой номер у пиковой дамы. Фото какой номер у пиковой дамыormona
В гадании эта карта часто ассоциируется со злой завистливой женщиной.
А.С. Пушкин в эпиграфе к повести «Пиковая Дама» приводит трактовку карты «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».

А так дама выглядела в молодости. И снискала славу одной из самых красивых дам Европы.
Ее называли «Московская Венера»

Княгиня обладала огромным влиянием в свете. Она пережила четырех русских монархов Петра III, Екатерину II, Павла I, Александра I. Умерла в возрасте 93 лет (период жизни 1744 – 1837 год) при царствовании Николая I, оставаясь желанной гостьей в лучших домах и хранительницей светских традиций.

Ее влияние было настолько велико, что ей удалось смягчить приговор некоторым декабристом. Достаточно было одного слова этой дамы, чтобы испортить человеку репутацию и заставить его с позором покинуть Петербург.

Княгиня в молодости путешествовала по Европе и была близко знакома с австрийской императрицей Марией-Терезией и французской королевой Марией-Антуанеттой.

Таинственный граф Сен-Жермен, открывший даме секрет карт

Пушкин в повести указывает на знакомство дамы с графом Сен-Жерменом, пользовавшегося славой мага и авантюриста. Княгиня проигралась в карты герцогу Орлеанскому, и Сен-Жермен, очарованный обаянием Голицыной, открыл ей тайну трех карт. Эту историю поведал Пушкину правнук княгини.

Обложки французских изданий Пушкина. Его повести имела успех во Франции еще в 19 веке.

В повести «Пиковая Дама» призрак княгини является к игроку Германну.
Вот как захватывающе описывает Пушкин эту встречу, привожу фрагмент дословно.

Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошёл; он сел на кровать и думал о похоронах старой графини.

Финал истории известен. Пиковая Дама подвела Германна.

Пиковая Дама и Черный Человек
Голицыной пришлось столкнуться с таинственным явлением не только при игре в карты.
Поговаривали, что княгини чудился человек в черном, прогуливающийся под ее окнами. Поначалу дама предположила, что незнакомец преследует ее воспитанницу, и отправила девушку в деревню от греха подальше. Но черный человек продолжал приходить под окна дома. Никто кроме княгини этого человека не видел. Мистический гость являлся княгине в течение нескольких лет.

Несколько моих фото дома Пиковой Дамы на улице Малая Морская в Петербурге. Решила выложить несколько разных видов, чтобы представить как расположен дом в городском пейзаже. В комментариях к фото немного из городских страшилок.

Говорят, если перед рассветом смотреть в окна дома Пиковой Дамы, можно увидеть фигуру мрачной старухи, которая погрозит любопытному костявым пальцем.

Вот так выглядит улица Малая Морская. Когда-то здесь разъезжала карета Пиковой Дамы.
Говорят, призрак Дамы любит пешие прогулки по этому району в темное время суток.

Вид на улицу напротив дома.

Переход к дому Дамы. Слышала я байку, будто один вежливый человек ранним утром, когда питерские сумерки еще не рассеялись, перевел старушку через переход. Перейдя с ней дорогу, он заметил, что старушка исчезла.

По соседству расположился ресторан «Гоголь».

Мне понравилось оформление ресторана, надеюсь, при случае побывать внутри.

Кстати, домик в «Нескучном саду» в Москве, где проходит игра «Что? Где? Когда?», принадлежал княгине Голицыной. Интересно, что в начале игры звучит ария из оперы Чайковского «Пиковая Дама». Забавное совпадение. Как шутка Пиковой Дамы. «Что наша жизнь? Игра!»

Вызов дамы
Однако следует помнить, что мистика карты Дамы Пик вызывала интерес еще задолго до повести Пушкина.
Кто эта таинственная Пиковая Дама? Ее также называют Дамой Зазеркалья. Трудно предположить, чей призрак может явиться, если попытаться призвать Пиковую Даму. В интеренете предложено несколько разных ритуалов: от шутливых до жутковатых.

Привожу несколько способов (авторская стилистика и пунктуация сохранены). Комментаторы пишут, что им удалось вызвать дух «дамы зазеркалья».

Красной помадой в полночь на зеркале рисуется лестница с дверью сверху. Тушится свет, и зажигается свеча. Три раза произносятся слова: “Пиковая дама, приди”. Если вы услышите шаги, смех, стук каблуков или увидите образ движущейся внутри зеркала, лестница тут же стирается.

Необходимо надушится духами, выйти на улицу и встать напротив многоэтажного дома. Смотреть в тёмные окна третьего этажа и повторить три раза: “ Пиковая дама приди/покажись/появись”…

Нужно пойти в темную комнату, где есть зеркало, лучше всего в ванную. Зеркало нужно намазать мылом, взять свечку и поставить ее так, чтобы она отражалась в зеркале. Затем нужно взять карту пиковой дамы и поставить ее лицом к зеркалу. Когда вызываешь Пиковую даму, волосы надо тщательно убрать под косынку. Если торчит хоть одна прядь, Пиковая дама, появившись, схватит за волосы и начнет таскать, ударяя головой о стены. Затем нужно сесть и смотреть в зеркало. Ровно в полночь появятся фигуры. Если эти фигуры белые треугольники, то Пиковая дама добрая и можно загадывать желание, оно исполнится. Если же появились не белые треугольники, а что-то другое, то Пиковая дама злая и нужно ждать несчастья.

Надо поставить стакан с водой, холодной, и налить еще теплой и положить наверх зеркало. Когда на зеркале появятся капельки, надо вызвать Пиковую даму: “Пиковая дама, выходи!” Это в 12 часов надо сделать. Когда она появится, если ты не сможешь ничего сделать или испугаешься, надо убежать. Но а если хватит сил, нужно сказать: “Пиковая дама, сгинь!”

Это делается ночью. В 11 часов нужно повязать на руку черную нитку. И сказать 10 раз: “Пиковая дама, прийди!” Появится Пиковая дама. В это время нужно разрезать нитку и сказать 1 раз: “Нечистая, уберись!”

Нужно, чтобы красного не было в помещении. Положить в стакан 15 копеек, чтоб решкой. И эти 15 копеек должны подняться со дна сами. Она [Пиковая дама] сама должна выйти, и, на кого рукой покажет, тот счастливым будет.

Просьба к Пиковой Даме
На одном из сайтов предложена версия, что Пиковая Дама может любезно исполнить ваше желание.

Все что Вам понадобиться — это поставить зажженную свечу перед настольным зеркалом, сверху которого следует положить репродукцию портрета (распечатку или даже телефон с заставкой в виде портрета). Далее Вам необходимо встать перед импровизированным алтарем и произнести заклинание:

Во имя Всемогущества Закона Вселенной, в коем мы живем, движемся и существуем, умоляю тебя, Пиковая Дама, появиться в этом зеркале, и приди через него ко мне, если тебе это удобно и приятно. (Повторять до тех пор, пока не почувствуете ее присутствие — легкое дуновение, треск свечи, образы в зеркале, шопот и т.п.)

Сразу же после прихода Пиковой Дамы, произносите свою просьбу или желание (К примеру: О, Пиковая Дама, будь ко мне благосклонна, сделай так, чтобы завтра я сдал экзамен на отлично!) После чего сразу же тушите свечу и включайте свет!

Помните, что главное — провести ритуал четко и без всякого страха и паники. Особенно следует их избегать во время визита Пиковой Дамы, так как это в конечном счете, может для Вас плохо кончится.

Моя заметка была опубликована на сайте «Оритан»

Источник

Граф Сен-Жермен и тайна трех карт

Сен-Жермен говорил по поводу своего возраста: эти глупые парижане воображают, что мне две тысячи лет, но если говорить серьезно, то я на самом деле намного старше, чем выгляжу. А еще, говорят, он открыл княгине Голицыной тайну трех карт.

Двадцать седьмого февраля 1784 года умер знаменитый авантюрист граф Сен-Жермен.

какой номер у пиковой дамы. Смотреть фото какой номер у пиковой дамы. Смотреть картинку какой номер у пиковой дамы. Картинка про какой номер у пиковой дамы. Фото какой номер у пиковой дамы

Сколько он прожил на самом деле лет, не знал никто. А сам граф иногда в каком-нибудь парижском салоне мог вскользь, между делом, упомянуть о своих беседах с какими-нибудь известными людьми, которые умерли сотни лет тому назад…

Слухи о своем бессмертии граф Сен-Жермен не опровергал и даже косвенно подтверждал. Например, как-то совершенно случайно старая графиня де Сержи узнала в нем человека, которого встречала в Венеции пятьдесят лет назад. И она уверяла всех, что с той поры граф совершенно не изменился!

Сен-Жермен как-то заметил по поводу своего возраста: эти глупые парижане воображают, что мне две тысячи лет, но, если говорить серьезно, то я на самом деле намного старше, чем выгляжу.

Многие пытались выведать тайну о его истинном возрасте, пытались подкупать слуг Сен-Жермена. Старик-слуга взял деньги, однако заявил, что ничего не знает ни о возрасте графа, ни о его прошлом, так как служит у него всего-то 300 лет.

И где родился граф, тоже никто не знал. Он прекрасно владел немецким, французским, английским, испанским, португальским языками, знал и восточные языки. А еще он обладал обширными познаниями в области истории, оккультизма и химии. Говорили, что он получает из неблагородных металлов золото и может убрать трещины и затемнения на бриллианте. Выполнял деликатные дипломатические миссии французского двора и даже пользовался одно время доверием короля Людовика XV. А ввели его в ближний круг монарха, конечно же, женщины! По воспоминаниям другого знаменитого авантюриста Казановы, граф предоставлял придворным дамам косметику, которая делала их красивее. По крайней мере, так уверяли сами дамы. Впрочем, Сен-Жермен не обещал им полного омоложения, но заверял, что они хорошо сохранятся благодаря его настою.

Граф исколесил всю Европу, то спасаясь от монаршей немилости, то в поисках приключений. Он побывал и в России. В Германии встречался с драматургом Фонвизиным, который в письме к родным назвал Сен-Жермена «первым в свете шарлатаном». А княгине Наталье Петровне Голицыной граф якобы открыл тайну трех карт.

Наталью Петровну знали отлично и в Петербурге, и в Париже. Фрейлина «при дворе четырех императоров», статс-дама. Прототип главной героини повести Пушкина «Пиковая дама».

В обществе она была известна как Princesse Moustache — «Усатая княгиня». В старости у нее явственно стали выделяться под носом усы… А в молодости она слыла красавицей! В Париже, где Голицына бывала много раз и подолгу, при дворе французского короля Людовика XVI и его супруги Марии-Антуанетты ее величали «Московской Венерой».

С возрастом красота поблекла, но Голицыну весьма уважали в петербургском высшем свете. Писатель граф Владимир Соллогуб писал: «Почти вся знать была ей родственная по крови или по бракам. Императоры высказывали ей любовь почти сыновнюю. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон; гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему». А ее уже взрослый сын Дмитрий Владимирович, герой Отечественной войны 1812 года и знаменитый московский генерал-губернатор, не мог позволить себе сидеть в присутствии матери без ее разрешения. А на другого сына — Бориса Владимировича — она за что-то рассердилась и долго не допускала его к себе и на письма не отвечала. Князь Борис никогда не был женат, но умер, оставив сиротами двух внебрачных дочерей от цыганки, носивших фамилию Зеленских. Они воспитывались в семье брата, и об их существовании Наталья Петровна никогда не узнала…

Современники отмечали острый ум Голицыной и ее аристократическую надменность. В разговорах княгиня часто подчеркивала знатность и древность своего рода. Современник вспоминал: «Она все фамилии бранит и выше Голицыных никого не ставит. И когда она перед своей 6-летней внучкой хвалила Иисуса Христа, то девочка спросила: «Не из фамилии ли Голицыных Иисус Христос?»».

Но вошла Princesse Moustaсhe в историю под именем «пиковой дамы». Граф Сен-Жермен открыл княгине — как говорили — знаменитую тайну трех якобы счастливых карт: тройка, семерка, туз. Еще говорили, что племянник Голицыной, проигравшийся в карты, благодаря этой тайне будто бы не только отыгрался, но и получил немалый прикуп.

«Пиковую даму» — повесть Пушкина и оперу Чайковского, знают все. Но, вероятно, немногие скажут: в какую игру играл Германн? В одну из самых распространенных игр конца XVIII — начала XIX веков: штосс, или фараон. Игра, по своей сути, не очень интересна, но… азартна!

После выхода в свет в 1834 году «Пиковой дамы» Пушкин писал: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся… Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза». Голицына умерла в один год с Пушкиным. Но ей-то было почти сто лет.

Вернемся, однако, к графу Сен-Жермену. Многие сомневались, что он действительно умер в 1784 году. Были те, кто уверял, что видели его и позднее. Например, королева Мария-Антуанетта говорила, будто граф предупреждал ее за несколько месяцев о неминуемой революции. Сен-Жермена еще долго встречали то там, то сям в Европе даже в начале XIX века. Прямо Агасфер какой-то! Но это уже совсем другая история.

Источник

какой номер у пиковой дамы. Смотреть фото какой номер у пиковой дамы. Смотреть картинку какой номер у пиковой дамы. Картинка про какой номер у пиковой дамы. Фото какой номер у пиковой дамы

В первом отечественном фильме про Даму предыстории этого персонажа было уделено непростительно мало внимания: буквально в двух словах зрителям рассказывали, что, дескать, жила когда-то женщина, которая убивала детей, а после смерти стала злобным призраком. «Зазеркалье» рассказывает и показывает гораздо больше: по версии кинематографистов, Дама была дворянкой, содержавшей сиротский приют. Обезумев после гибели собственного сына, графиня начала проводить колдовские ритуалы и приносить жертвы, чтобы вернуть из мертвых свое чадо, но ей не удалось добиться своего, так как о ее кровавых деяниях стало известно, и над самой графиней учинили расправу разъяренные селяне. С тех пор, как говорится в фильме, дух Дамы обитает в зеркалах, но мечтает прорваться в нашу реальность, чтобы закончить начатое.

Зачем в принципе проводится обряд вызова Пиковой Дамы? Одна из версий легенды гласит, что во время проведения этого ритуала можно загадать Даме некое сокровенное желание, которое дух должен будет исполнить. Заметим, что в сюжете «Зазеркалья» этот мотив также играет важную роль, в то время как в первой части тема желаний никак не была раскрыта.

Как вызвать Пиковую Даму? Существует несколько способов проведения обряда.

№1. В полночь помадой красного цвета нужно нарисовать на зеркале лестницу, потушить свет и зажечь свечу. Далее следует трижды произнести «Пиковая дама, приди». После этого должны раздаться какие-нибудь звуки: стук каблуков, смех. В зеркале может появиться двигающийся силуэт. В этом случае рисунок лестницы нужно как можно скорее стереть, чтобы Пиковая Дама не выбралась наружу.

№2. Этот способ больше подходит девушкам. Следует надушиться духами, после чего выйти на улицу и встать перед каким-нибудь многоэтажным зданием. Глядя на горящие окна третьего (обязательно третьего!) этажа, надо три раза сказать «Пиковая дама, приди».

какой номер у пиковой дамы. Смотреть фото какой номер у пиковой дамы. Смотреть картинку какой номер у пиковой дамы. Картинка про какой номер у пиковой дамы. Фото какой номер у пиковой дамы

какой номер у пиковой дамы. Смотреть фото какой номер у пиковой дамы. Смотреть картинку какой номер у пиковой дамы. Картинка про какой номер у пиковой дамы. Фото какой номер у пиковой дамы

Источник

Что непонятно в Пиковой даме

Опубликовано в журнале «Нева» №1/2018 (в расширенном варианте и в другой редакции).

Да ничего не понятно.

Повесть Пушкина и с точки зрения читателя-аристократа 19 века выглядит изящным штрих-пунктиром, а уж для современного простеца – чистый ребус.

Но вот что происходит в повести на самом деле и почему. Увы, приходится комментировать почти все.

Начинается она с описания ужина, где происходит важный молодежный разговор, который обычно игнорируют, а это завязка:

«– Что ты сделал, Сурин? — спросил хозяин.
– Проиграл, по обыкновению. Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьешь, а все проигрываюсь!
– И ты ни разу не соблазнился? ни разу не поставил на РУТЕ. Твердость твоя для меня удивительна».

Итак, он играет мирандолем. Мирандоль – стратегия игры с одиночной ставкой на одну и ту же карту. А потом упоминается руте. Тут надо остановиться и набрать воздуха. Чтобы забежать вперед и вернуться. Автор курсивом выделяет только это слово и впоследствии еще две ключевых формулы. Руте – термин, означающий карточную стратегию, противоположную мирандолю – удваивать ставки. Но несколько дальше мы понимаем, что это еще и путь Германна, карточного вуайериста, ставившего игру высоко, но не ставившего в игре ни гроша. «…расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» Итак, запомним: руте Германну вовсе не чуждо, в жизни он уже пытается играть по стратегии РУТ. Не хватает лишь Е. Но вскоре и оно найдется. В этой же фразе впервые появляются тройка и семерка, задолго до того, как они привидятся ему в противоречивом видении. А туз? Тут сказано совершенно ясно, для Германна туз – его капитал. В результате тройной игры его капитал должен был увосьмериться. 8 > 7. Руте (пишется «route») карточное уже тогда победило в нем путь (пишется так же, «route») жизни.
Что мы узнаем о герое.

Германн – приятель хозяина дома, где идет игра, конногвардейца Нарумова, приятель не последний, поскольку именно Нарумов вводит его в клуб Чекалинского. Это важно. Нарумов – богатый аристократ, поскольку в конногвардейцы брали не просто высокорослых и родовитых, но тех, кто мог вести достойный образ жизни: давать балы, держать салоны… Это элита из элит, кроме конногвардейского таким же социальным статусом пользуются еще только два полка – кавалергардский и кирасирский. Банка Нарумов, кажется, не держит, но дает роскошные предутренние ужины с шампанским. С какой стати Нарумов дружит с Германном не ясно. Это загадка почище трех карт, и ее я разгадывать не буду. Повесть, как я уже говорил, написана тонким росчерком и оставляет, как и всякое мастерское произведение, много простора для домыслов.

Важно, что расчет (Р) у Германна есть. Это его первая ставка. Умеренность (У) тоже имеется. И вторую ставку он покрывает. Трудолюбие (Т) отсутствует напрочь. Это его мифический куш, пустое загибание угла. Это идеал, оставшийся рудиментом от отца, уже, впрочем, обрусевшего, но все же еще немца. Германн немецким еще разумом понимает, что трудом заработать можно, но уже обруселостью своей ночи проводит у игрецких столов, уловив, что для обогащения труд вовсе не обязателен. Вместо трудолюбия описывается сомнительный труд, как он слоняется по улицам, торчит под окном и пишет записочки (переписывает из немецкого романа слово в слово). Германн – бездельник, как и все его приятели. Это не Штольц. Его интересует штосс. Третья ставка обречена. Впрочем, аббревиатура РУТЕ оставляет еще шанс. Чтобы куш сыграл, Т должно быть заменено на Е, род прикупа, но Е пока тоже нет. Пока.

Игра у Пушкина не названа, но молодежь, по всей видимости, балуется «фараоном» («штосс», «банк»), метая по очереди. Это простая азартная игра, в которой ума совсем не требуется. У банкомета (он сдает карты и обязан отвечать на ставки понтеров) и понтера (он делает ставку) имеется по колоде карт. Понтер выбирает из своей колоды карту, кладет ее рубашкой кверху и покрывает ставкой. Банкомет сдает свою колоду, открывая по парам (это называется «прокидка»). Карта, легшая направо, дает выигрыш банкомету, налево – понтеру. Часто забывают объяснить, что «плие» – равные по значению карты выпадает в пользу банкомета, так что шансы в игре вовсе не равны. Если обе открытых карты не совпадают с картой, отложенной понтером, начинается следующая прокидка. Понтеров может быть множество, каждый имеет право ставить на несколько карт. Несмотря на то, что в повести настойчиво (на уровне нейролингвистического программирования) фигурирует именно пиковая дама, в игре масти никакого значения не имеют. Когда претензии понтеров удовлетворены, колоды выбрасываются, и игроки распечатывают свежие. Причин тому несколько. Можно быть уверенным, что на старых колодах никто не сделал помет. Карты нещадно портили, загибая углы, что означало удвоение ставки и т. д. Отсюда в эпиграфе «гнули, Бог их прости, от пятидесяти на сто…» Отсюда же ироническое: «Чекалинский останавливался после каждой прокидки, чтобы дать играющим время распорядиться, записывал проигрыш, учтиво вслушивался в их требования, еще учтивее отгибал лишний угол, загибаемый рассеянною рукою». Описано типичное мошенничество, за которое не били – это была законная часть игры. Доходы от продажи несметного количества колод шли на благотворительные цели. У Опекунского Совета на карты имелась монополия. (Именно это учреждение хочет «нагреть» Чичиков на 200000.)

Сдадим назад. Некто Paul Томский, внук старой графини, рассказывает, как в молодости бабушка проигралась в Париже герцогу Орлеанскому. Граф Сен-Жермен (он же граф Солтыков, он же князь Ракоци, он же Агасфер и пр. и пр.) «открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал. ». Давно замечено (но никак не объяснено), что Сен-Жермен не назвал ей три карты, а открыл некую Тайну, обладание которой позволило графине самой назначать три выигрышные карты – как себе, так и другим. То, что это не тайна тройки-семерки-туза слишком очевидно. Читатель – нет, а Германн отлично понимает: Тайна и секрет трех карт не одно и то же: «Что, если, — думал он на другой день вечером, бродя по Петербургу, — что, если старая графиня откроет мне свою тайну! — или назначит мне эти три верные карты!» Он осознает: Тайна – выше, но ему нужна лишь выхолощенная часть ее – три карты. Человек с профилем Наполеона уже готов разменяться. Предпосылки обдернуться впоследствии с выбором карты налицо.

А кто таков этот Сен-Жермен? Фигура это вполне историческая, но еще и культурный мем. Известно о нем довольно. «Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного. Вы знаете, что он выдавал себя за вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня, и прочая…» Масса его фокусов, порой довольно сложных (удаление дефектов внутри драгоценных камней и т. п.) не разгаданы. В картах никогда не понтировал. Предположительно, он торговал между тем светом и этим, исполняя роль посредника. То есть избегая торговать своей душой, помогал другим ставить свои. Ну и, жил маржой. В общем, труженик, сравнительно с герцогом Орлеанским.

Отыгралась – но не приобрела сверх того. Не жертвовала необходимым в надежде приобрести излишнее. Она вообще денег не ставила. Она привезла герцогу Орлеанскому лишь обещание и – новую устную точно рассчитанную ставку (1/8 от «очень много», отписанного накануне). Та важнейшая формула, также выведенная в повести курсивом – это формула Германна. Ее он и нарушил.

Понятно (хотя далеко не всем), что сам по себе выигрыш трижды подряд чем-то выдающимся не является, его вероятность достаточно высока, около 10%. Но выигрывать соника, то есть с первой же прокидки трижды подряд – вещь уникальная. Поверишь тут во что угодно. Это что-то вроде недвусмысленного сигнала: «Голубчик (голубушка), твоя душа – в залоге. » Именно этого, кстати, не понял режиссер Масленников, снимая фильм 1982 года. Там у него Смоктуновский-Чекалинский мечет подряд много прокидок, прежде чем выпадают нужные карты. Тем самым становится непонятно, а чего у него руки трясутся? Не он же ставит на кон все свои деньги, а Германн. У Чекалинского-то – миллионы. Что ему этот проигрыш, тем паче, он, как банкомет, может в любой момент отказаться покрывать все возрастающие куши. А руки у него трясутся от того, что дело нечисто, и он это сознает. Карты-то идут сразу. Проигрыш или выигрыш мгновенны.

Графиня за всю жизнь не поведала чужой/своей тайны ни одному из четверых сыновей. Юный Томский считает ее изрядной врединой, но она, конечно, знала, что делала. Ведь Томский рассматривает тайну, как основу для выигрыша, дело, напомним, вредное для души. Графиня Томская на самом деле творит благо, понимаемое превратно: внук говорит, что ему знать тайну «было бы не худо», но она-то знает, что было бы именно «худо». Она лишь однажды дала три карты (не Тайну, а тайну) некоему Чаплицкому, которому тоже необходимо было отыграть у Зорича около 300 тысяч… «с тем, чтоб он поставил их одну за другою, и взяла с него честное слово впредь уже никогда не играть. Чаплицкий явился к своему победителю: они сели играть. Чаплицкий поставил на первую карту пятьдесят тысяч и выиграл соника; загнул пароли, пароли-пе, — отыгрался и остался еще в выигрыше. » Цифры тут не случайны. Запомним.

Томский понимает эту ее «жалость» как благо, завидует «счастливцу», а Чаплицкий-то «умер в нищете, промотав миллионы». Прохудился.

Считается, что он нарушил условие больше не играть, но это нигде не сказано. Может, играл, а, может, и нет. Главное: ему не надо было выигрывать. Его нищета может рассматриваться и как его личное искупление, но 50 тысяч «повисли» на графине. Ну, около 50. Может, 47?

Описание графини Анны Федотовны вокруг ее милого диалога с внуком никак не дает оснований подозревать ее в недобрых намерениях по отношению к кому бы то ни было. Неприязнь к ней порождается скорее на нейролингвистическом уровне. Слова «Пиковая Дама» мы до того встречаем дважды – подряд – в самом начале повести. Это заглавие и первые два слова эпиграфа. Дальше мы ее ждем. А ее все нет. А ее и на самом деле нет. Ее и не будет, она, вероятнее всего – порождение мнительности Германна. Даже само это сочетание слов появится в повести в последних строчках.

Возьмем паузу и посмотрим на текст не столь пристально. В игру вступает дама.
Настоящая.

Зададимся вопросом, а зачем в повести история с барышней по имени Лизавета? Считается, что автору надо было продемонстрировать эгоизм и холодный расчет себялюбца. Полагают, что автору надо было как-то ввести Германна к старухе, и он цинично использует наивность девушки. Но это не так. Это слишком сложно. Продемонстрировать эгоизм и расчет можно всеми свершившимися действиями с одной только старухой. Как Германну попасть к ней? Да проще простого. Есть минимум два пути. Оба на два шага. Он – друг Нарумова, которого Томский просит ее позволения представить ей на балу и получает согласие. (Это единственная причина прихода Томского.) Так что еще одно такое же действо – и Германн был бы сам вхож. То, что Германн ей не ровня – не аргумент. Он и Нарумову не ровня. А ведь никто иной как Нарумов представляет впоследствии Германна миллионщику Чекалинскому. Так что первый путь – через великосветские врата. Второй – через калитку гопника. Да ведь Германн в конечном счете так и проник в дом! Дверей перед ним не распахивали. Совершенно чудным образом неописуемо кривым путем с крыльца в сени: двери были предварительно заперты; швейцара не было, слуга спал. (С тем визитом вообще немало интересного. Покатившаяся навзничь мертвая графиня несколько позже найдена Германном сидящей камнем в креслах.)

Лизавета нужна совсем для иного.

Недостающая часть тонкого пасьянса. Замена Т на Е решила бы исход в пользу Германна. Ангелы-хранители дают шанс. Раз нет трудолюбия, а денег хочется, пусть будет жена с приданым.

Но у Лизаветы приданого никакого нет, ее прекрасным душевным качествам молодые люди предпочитают наглость и холодность невест с капиталом.

В повести есть два совершенно недвусмысленных указания на то, что (Е)Лизавета – судьба и спасение Германна, – указание помимо речей старухи-призрака: при первом взгляде и на первом свидании. «…увидел он черноволосую головку, наклоненную, вероятно, над книгой или над работой. Головка приподнялась. Германн увидел свежее личико и черные глаза. Эта минута решила его участь». Не старуха – на Пиковую даму больше походит юная черноокая брюнетка. А что же мнимое свидание? Там второй знак. Пробираясь в покои, он уже обдернулся: «справа находилась дверь, ведущая в кабинет; слева, другая — в коридор. Германн ее отворил, увидел узкую, витую лестницу, которая вела в комнату бедной воспитанницы. Но он воротился и вошел в темный кабинет». Вместо того, чтобы идти налево к Лизавете он отправился направо к графине. Помним, что левая – сторона выигрышная для понтера, правая – для банкомета. Графиня связывала с Лизаветой личное прощение Германна за ее гибель, здесь же ясное свидетельство и карточного счастья.

Приходится слышать, что ее качание направо и налево – это род плетения ведьмой карточных козней «фараона», а модный гальванизм увязывают «с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом» – и с еще более модным масонством. В самом деле, астроном Лаланд основал весьма специфическую научную ложу «Девять сестер», куда входили и Монгольфьеры, а сам Сен-Жермен помогал Месмеру в исследованиях животного гальванизма (Месмер проповедовал взаимодействие в физическом мире всех существ посредством всемирной жидкости, которое он называл животным магнетизмом и которому приписывал целебную силу от всех болезней). Да, дескать, и Пушкин и чуть ли даже не Наталья Петровна Голицына, с которой рисовалась графиня состояли в масонах… А Германн-де не был посвящен (инженер, он – не архитектор), вот ему и не удалось…

Ну, а кто кроме Германна не был-то??

Тайные общества для повести важны, но не с такой примитивной точки зрения.
Теперь вспомним вот что: Германн «…хотел в открытых игрецких домах Парижа вынудить клад у очарованной фортуны. Случай избавил его от хлопот». Случай. То есть Рок. Дальше повесть описывает некоего таинственного Чекалинского, «проведшего весь век за картами и нажившего некогда миллионы». Ангелы-хранители снова дают Германну шанс: отыграть деньги у картежника, у человека, приобретшего деньги случаем игры. Выиграть у выигравшего – как украсть у вора. Преступление может и большое, а грех малый. Филологическая разница между «выиграть» и «отыграть» по отношению к игроку-спекулятору превращается в онтологическую, она такая же, как между «дай руку» и «возьми руку» по отношению к тонущему жадине в байке о Ходже Насреддине.

Да все потому же. Лизавета у него на втором месте. Германну бы после первого выигрыша (наличные в кармане) бежать за кольцом, а после делать предложение. Ведь после первого выигрыша (соника, с первой же прокидки, как в легенде!) он убедился, что слова призрака верны. Жениться, скорее жениться! (Да не на старухе, дурак, на ее воспитаннице!) Спасать душу, жену (не старуху, дурак!) и приданое. Снять с себя три злодейства разом. (И в том числе старуху снять!!)
Удивительно, но старуха всем персонажам повести делает только благо (своим сыновьям, внуку, Лизавете, Германну), однако все упорно считают ее мегерой. Читатель же устойчиво видит ее пиковой дамой.

У Германна остается и еще один шанс на следующий день. Он еще может «соскочить» с опасного аттракциона. Но когда он по-прежнему остается холоден к Лизавете (и всему-всему, что с ней цепочкой связано) все кончено. Он обдернулся уже несколько раз. Теперь кончено. Он является к Чекалинскому даже не подозревая, что играет против Сен-Жермена один на один, без защиты. Оба персонажа описываются в повести одинаково. Все честно. Туз выиграл. Но Германн проиграл.

Почему он сходит с ума? Здесь не нужно искать долго. (Простой, но ложный ход – считать, что Германн проиграл не 47, а 188 тысяч, поскольку таскал их при себе и успел с ними сжиться. Мол, если бы он играл без перерыва, как Чаплицкий и не забирал бы выигрыша, то все могло бы обойтись…) Германн лишился разума окончательно (окончательно, ибо с самого начала нам предъявляют психа с идейками) потому что получил в «лоб». Он проиграл, как выигрывал – сразу, с первой же прокидки. Первая карта называется «лоб», вторая «соника». Представим, что направо легла бы не дама, а любая другая карта. Германн открывает даму и возглашает: «Туз выиграл». Туз и в самом деле выиграл, но у Германна стоит дама. Чекалинский указывает ему на ошибку, но игра еще не проиграна. Дальше она велась бы в открытую, пока не выпала бы дама у банкомета. Оставался бы шанс. Фатальна, убийственна только одна пара карт. И: «— Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский».

Дама – Лизавета. Рушится все и сразу. Тонко связанные между собой нити разорваны. Не злым роком. Рок – он связывает.

Поразительно, но эта важнейшая особенность всех трех партий финальной игры ускользает не только от большинства читателей, но и от профессионалов, обязанных это понимать. Могут возразить, мол, в отличие от игр графини и Чаплицкого про игру Германна не сказано «соника», сказано «сряду», то есть подряд. Однако, никакая иная интерпретация совершенно невозможна. Там где талия длится долго, она долго же и описывается: «Талья длилась долго. На столе стояло более тридцати карт. Чекалинский останавливался после каждой прокидки, чтобы дать играющим время распорядиться, записывал проигрыш, учтиво вслушивался в их требования». Так же точно невозможна никакая иная интерпретация последнего куша Германна – 188 тысяч, хотя число это нигде не названо. Пушкин в «Пиковой даме» феноменально лапидарен и феноменально же точен.

Сошедший с ума Германн все еще делает выбор. Не между тузом и дамой. Между дамами запутался. Их там много: гадальные, игровые, реальные. «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». Он не может пока разрешить противоречие. Нужно было выбирать даму – тогда и туз бы сошелся. Но ведь он и выбрал даму! Даму, да не ту. Ну не следует молодым людям думать о старухах!
Вроде все гладко, скажут мне. Только одно не раскрыто. Какую же Тайну поведал Сен-Жермен графине, частным случаем которой является секрет трех карт? Понять это тоже очень несложно. Достаточно вспомнить, что графиня не угадывала карты, а назначала их. Германн сначала просит ее угадать, тогда она отзывается, мол, это была шутка. Разумеется, шутка, – угадать она и не могла, но – назначить. (Сен-Жермен – ученый-иллюминат, он не угадывает, а вычисляет. «Граф, вы – волшебник, угадайте мне площадь треугольника». – «Угадать? Вы шутите? Я могу рассчитать…») Больше она ничего уже не произносит, потому что он испытывает ее еще и еще раз, умоляя уже не угадать, но именно что назначить три карты. А после и того более – старуха в ужасе видит, как тень узурпатора требует выдать саму Тайну. То есть каждое следующее требование Германна – игра на повышение. Она осознала, что он если и не знает, то догадывается о чем-то главном и затворяет уста навсегда, в сущности, предпочитает умереть, но Тайны не выдать. Германн так и не стал в тот день Жерменом. Как несколько ранее не стал Наполеоном.

И дело, конечно, не в умении назначать карты, то есть формировать игру. Это Тайна шире.

Об этом в другой раз.

PS. В конце повести три марьяжа уладили свои дела: графа и графини (47000 долга, «висевшего» на стариках вернулось в кассу), Лизаветы и лизоблюда и Поля с Полиной. Показано, как надо.

Старое вино – в старые меха, молодое – в новые.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *