какие регионы россии могут объединить
Какие новые регионы могут появиться в России
Тюменская область, ЯНАО и ХМАО могут быть объединены в 2021 году — но это не последнее и не единственное объединение. Регионы будут сливать с другими для экономической выгоды и «приструнения» республик.
Тема объединения регионов не нова и поднимается регулярно. Напомним, в апреле 2016 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в очередной раз заявила о необходимости объединения нескольких регионов в один большой. «Надо укрупнять регионы, и не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования», — сказала она тогда.
Так что возможное объединение Архангельской области и Ненецкого АО будет первым слиянием регионов с 2008 года, но явно не последним, пишут авторы телеграм-канала Временное правительство.
«Правильнее было бы назвать этот процесс скорее ликвидацией НАО и лишением субъекта автономии с перераспределением нефтегазовых доходов в пользу более бедной Архангельской области. Приходил Цыбульский в регион как молодой технократ, а закончил реализацией столь родного Кремлю сценария «отнять и поделить».
Традиционный механизм с регионами-донорами и регионами-реципиентами уже не работает: донорства не хватает. Деньги уходят в Москву, но возвращать нуждающимся регионам нечего. Приходится перераспределять доходы сразу на региональном уровне.
Подобные мысли о решении финансовых проблем за счёт объединения субъектов не новы: губернатор бедной Курганской области Вадим Шумков в прошлом году фактически построил свою предвыборную программу на идее объединения с более богатой Тюменской областью. И явно такой механизм будет использоваться всё чаще: Кремлю не нужно одинаково состоятельное население, для стабильности власти сойдёт и одинаково бедное. Зато без перекосов», — отметили сетевые эксперты.
А в телеграм-канале Scriptorium напомнили, что объединение/поглощение Архангельской области и НАО планировалось давно. По словам аналитиков, «неслучайно оба губернатора находятся в статусе врио. Учитывая соотношение населения (Архангельская — 1,2 млн., НАО — ок. 50 тыс.) и, соответственно, электората главный краткосрочный бенефициар — врио архангельской области Цыбульский. Население НАО в большинстве против объединения и преимуществ от слияния не видит.
Объединение нельзя назвать прецедентом. В 2005 г. Красноярский край объединился с Таймырским и Эвенкийским автономным округами. В этом же году объединились Пермь и Коми-Пермяцкий АО. За объединением просматривается еще несколько слоев.
Первый — это объединение Тюменской матрешки (ХМАО, ЯНАО), которая раньше управлялась централизованно. Перераспределение нефтяной ренты в пользу Тюмени в начале 2000-х гг. сформулировало у жителей ХМАО и ЯНАО образ внешнего игрока.
Но сейчас ситуация не стоит остро.
Федеральный центр разделение похоже устраивает, но ряд игроков могут захотеть большего влияния для Тюмени. Второй слой — это реакция в межнациональных и мононациональных республиках. Здесь возможны негативные интерпретации и проекции».
Тема укрупнения регионов Российской Федерации поднималась и три года назад, когда сенатор от Брянской области Сергей Калашников допустил возможность объединения ряда республик Поволжья в единый субъект, «не имеющий национальной окраски». В частности, он назвал Чувашию, Марий Эл и Мордовию.
При этом в соцсетях пишут, что если объединение субъектов «позволяет решить возможные национальные и языковые проблемы — это даже хорошо».
«Например, объединение Татарстана с Самарской и Ульяновской областями в Казанскую губернию с преобладающим русским населением. Также можно размыть и остальные национальные республики в Поволжье. Мордовия и Пенза, Кировская + Удмуртия, Нижегородская губерния с Марий Эл и Чувашией в составе…»,- рассуждают эксперты.
Стоит добавить, что идея укрупнения регионов России нашла отражение и в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года (Стратегия-2030), в числе основных задач которой называется создание макрорегионов: «формирование крупных пространственных структур — глобально конкурентоспособных макрорегионов».
Отметим, что неназванный источник в Кремле уже опроверг дальнейшие укрупнения регионов.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Виктория Павлова
Так что в теории объединения регионов возможны, но на практике их реализация может столкнуться с массой проблем. Власти, если верить «источнику в Единой России», уже опасаются потенциального усиления губернаторов будущих новых объединенных регионов и регионального сепаратизма.
Как в современном мире может выглядеть объединение регионов «по науке», какие в этом процессе есть преимущества и, наоборот, подводные камни – в интервью «НИ» рассказал политолог, президент Центра региональной политики Илья Гращенков.
Насколько, на ваш взгляд, вообще сейчас можно ожидать каких-то реальных действий по началу реформы структуры управления или это очередной информационный вброс, поговорят и перестанут?
В чем прежде всего могут быть плюсы такого объединения регионов?
— С одной стороны, основной мотив укрупнения регионов – это сокращение чиновничьего аппарата. С другой стороны, если мы укрупняем границы региона, то это вовсе не значит, что у нас падают расходы на муниципальное и местное управление. Количество людей на местах все равно не сокращается. Поэтому обычно укрупнение регионов сопровождается объединением каких-то активов. То есть прежде всего нужно смотреть на бюджеты регионов: что можно объединить и кто будет этим консолидированным бюджетом распоряжаться. Хуснуллин, собственно, с этого и начал – сказал, что ему не интересно работать с ЕАО, потому что там жителей всего несколько сотен тысяч, это примерно как один из районов Москвы. О каком региональном развитии здесь можно говорить? А если рассматривать территорию, например, в рамках Хабаровского края, то уже с такими бюджетами можно работать. Я бы скорее говорил не об объединении регионов, а о стратегическом объединении макроивестиционных регионов.
Почему же тогда не происходит объединение именно в таком формате? Что мешает?
— Возьмем, например, сферу строительства. Что мешает инвестиционную программу строительства вынести в отдельный проект, который будет курироваться каким-то нацпроектом в рамках целого куста – того же Еврейского автономного округа, Хабаровска, Владивостока, Биробиджана и так далее? А что мешает тем, кто хочет именно в региональных рамках (например, в тот же регион ЕАО) инвестировать свои личные деньги для строительства? Это две параллельные истории. В конце концов, если мы сейчас обратимся к современным системам управления процессами, то они именно так и проистекают – есть какие-то глобальные, есть более локальные. Их можно миксовать. Но почему-то всех будоражит вот эта советская сталинская история «давайте всех сольем». У нас много так называемых идентичностей и все они боятся потеряться. Вспомним историю с Подмосковьем: несколько лет назад предложили часть области объединить с Москвой, а часть присоединить к Смоленской, Тверской областям. И сразу началось: «мы к Москве не хотим, а вдруг наши родные Химки станут не такими» и так далее. Даже преференции Москвы людей не всегда впечатляют, в противовес ставится вопрос идентичности.
В каких регионах наиболее ярко могут проявиться эти самые проблемы идентичности, а также межэтнические конфликты в случае слияния?
— На самом деле этот страх конфликтов несколько преувеличен. Давайте возьмем пример из ближайшего прошлого. 2008 год. Объединение Читинской области в Забайкальский край, куда вошел Бурятский Усть-Ордынский округ. Разве бурятов там как-то ущемляют теперь в Забайкалье по сравнению с Иркутской областью? А рядом есть еще республика Бурятия. Так что поглощение бурятов не состоялось. Они там существуют в рамках этого автономного округа. Как, например, в рамках Камчатки с 2008 года существует Корякский автономный округ. Как жили, так и живут. Нет никакого разрушения. Но страх, что тебя присоединят, действительно, есть. Например, по той же Хуснуллинской линии уже конфликт – Татария и рядом Башкирия. Попробуйте объединить Татарстан с Башкирией. Но страх тут скорее на уровне таком семантическом, на уровне символа. Хотя в реальности едва ли есть какие-то угрозы.
Песков сказал, что объединение регионов возможно, но исходить это желание должно от самих жителей. Как думаете, что он имел в виду и о чем это может сигнализировать?
Действительно ли объединение поможет поднять уровень отстающих регионов без ущерба для регионов-лидеров? Есть ли примеры регионов, которые после объединения и потери автономии вообще окажутся забытыми, лишатся поддержки и впадут в депрессию?
То есть глобально ничего хорошего не выйдет, если все эти объединения происходить будут в угоду упрощения управления и вряд ли кто будет риски и последствия для каждого региона просчитывать?
«Смертельный удар» по России: Какие регионы объединят первыми?
Источники настаивают, что план расширения агломераций в России продолжают обсуждать, причём теперь на уровне правительства. Ранее подобное решение об агломерациях уже назвали «смертельным ударом» по стране. Так какие регионы хотят объединить?
Ранее о расширении агломераций в рамках круглого стола говорил вице-премьер России Марат Хуснуллин. Однако он подчёркивал, что делится лишь личной позицией. В то же время ведущий Царьграда Юрий Пронько проанализировал план объединения регионов. Он действительно существует и больше похож на «смертельный удар» по России. Позиции о необходимости расширения агломераций придеживается и глава Счётной палаты Алексей Кудрин.
Пронько обратил внимание, что речь идёт о концентрации населения в нескольких точках и создании «человейников».
Президент, по сути, показал своё несогласие с тем, что Россия превратится в «пустыню» с единичными огромными агломерациями. Царьград ранее ознакомился с позицией экспертов, которые подчёркивали: то, что пытаются протолкнуть Кудрин и Хуснуллин, чревато смертельной опасностью для России.
Как отметил учредитель Царьграда Константин Малофеев, об этой же проблеме ранее речь шла на Комитете по пространственному развитию на Всемирном Русском Народном Соборе. Комитет разбирал эту модель развития и доказал, что она не соответствует характеру страны, нашей истории и задачам экономического и демографического роста, напомнил он.
Лента новостей
Саакашвили заявил, что его «глубоко тронули» слова Зеленского о его аресте
Немецкие читатели Die Welt сочли хорошей новостью первую закачку газа в «СП-2»
Артиллеристы ВС РФ применили разведывательно-огневой контур на учениях в Монголии
Акт приемки новейшей подводной лодки «Магадан» подписали в Петербурге
Космонавт Шкаплеров доложил Рогозину о готовности «киноэкипажа» к старту
Байден сообщил об изучении «Досье Пандоры» властями США
Facebook считает причиной глобального сбоя ошибки в изменениях программной конфигурации
Необычная деталь российской подлодки впечатлила читателей Covert Shores
Психолог Баранова увидела пользу в интернет-сбоях
Мессенджер WhatsApp постепенно возвращается к стабильной работе
Рубрики
Ставка на «суперсубъекты»: каким регионам России можно ожидать объединения
Подпишитесь на нас
Тренд на объединение регионов, существующий в России уже не первый год, может быть реализован уже в течение ближайшего десятилетия. Об этом «ПолитРоссии» заявил политолог Илья Гращенков.
Новые субъекты для РФ
В минувшую среду, 14 мая, временно исполняющие обязанности глав Архангельской области и Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский и Юрий Бездудный подписали меморандум об объединении своих регионов, подтвердив таким образом выбранный ранее курс на создание нового субъекта Российской Федерации. Теперь же дело за архангельскими и ненецкими депутатами, которые до 14 июля должны принять решения о дате проведения референдума по созданию нового арктического региона. В этом случае референдум может быть назначен на единый день голосования – 13 сентября.
Разговоры о слиянии Архангельской области и НАО ведутся уже давно, и сейчас они, судя по всему, запустили тренд на объединение различных регионов. Так, в тюменской областной думе на днях заявили о необходимости соединения так называемой «тюменской матрешки» – слияния области с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами, и даже с Курганской областью. Впрочем, сегодня полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Николай Цуканов уже поспешил заявить, что эта тема не обсуждается ни на каком уровне, однако, как заявил корреспонденту «ПолитРоссии» генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков, такой курс действительно сейчас существует.
«Можно сказать, что разговор об объединении в более крупные регионы начался еще года 3-4 назад. И такие процессы необходимы по трем причинам. Первая заключается в повышении управляемости регионов – сейчас существует общий тренд на создание более подчиненных территорий федеральному центру, снижение роли полпредств и увеличение роли губернаторов. Вторая причина заключается, конечно, в сокращении расходов на госаппарат, а третья – в подтягивании более депрессивных областей к более передовым. И начать сейчас, очевидно, решили с маленьких национальных автономий, в которых есть много денег. Это, к примеру, те же ЯНАО и НАО», – объясняет политолог.
Об этом же говорит и первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Сергей Каргинов. По его словам, процесс объединения небольших регионов в более крупные является неизбежным и обусловлен экономической ситуацией в разных уголках нашей страны.
«Объединение – это правильно, и проводить его, конечно же, нужно. Естественно, делать это надо без спешки, без какой-то популистики, опираясь лишь на экономические решения, которые должны быть определяющими в этом вопросе. Давайте посмотрим на Ненецкий АО. У него громадный бюджет и всего 44 тысячи местного населения. При этом в регионе сосредоточены все нефтяные ресурсы. То есть мы вынуждены забирать оттуда деньги в федеральный центр и раздавать регионам, которые находятся на дотации. И все это лишние операции. В случае объединения же бюджет будет законсолидирован в рамках одного региона. Поэтому в этом плане можно только поддерживать эту ситуацию», – считает депутат.
По его словам, также это позволит сократить количество чиновников, поскольку вместо двух регионов появится всего лишь один.
«Конечно, нельзя убирать чиновников-исполнителей, которые предоставляют определенные услуги для населения. А вот лишнюю управляющую верхушку надо срезать. Чем больше чиновников, тем больше согласований, больше страха совершить ошибку и, соответственно, меньше экономический рост. Помимо этого надо уменьшать депутатский корпус – мы сегодня видим, что статус депутатского мандата нивелировался, из-за чего даже у «Единой России» сегодня есть проблемы с поиском кандидатов на местном уровне», – объясняет парламентарий.
Сергей Каргинов уверен, что именно в этом направлении нужно двигаться и дальше, однако форсировать такие процессы не надо – нельзя допустить образования глобального, но нищего региона, который потом придется «кормить всей страной». А это значит, что как таковой задачи «перекроить страну» быть не должно.
Проблема малых народов
Архангельская область и Ненецкий автономный округ представляют собой так называемые «регионы-матрешки». Это заключается в том, что НАО, формально являющийся автономным, одновременно с этим является и частью Архангельской области. Ровно такая же ситуация и с Тюменской областью, в состав которой входят формально независимые ХМАО и ЯНАО. Именно такое положение автономных округов и делает их главными претендентами на слияние с соседними регионами, что выглядит крайне логичным.
В то же время многие эксперты отмечают, что такое присоединение может ударить по интересам малых народов, населяющих эти территории, поскольку именно право местных жителей на самоопределение и является тем фундаментом, на котором основано само существование автономных округов. Так в свое время Адыгейская АО вышла из Краснодарского края, Хакасская АО – из Красноярского края, Горно-Алтайская АО – из Алтайского края, и Карачаево-Черкесская – из Ставрополья. Все они впоследствии стали полноценными республиками.
Как считает Илья Гращенков, проблема ущемления интересов малых народов действительно реальна, однако в конечном итоге все зависит от того, какая конкретно территория рассматривается.
«Если вспомнить образование Камчатского края, когда Корякский АО слился с Камчатской областью, то коряки тогда были не против, потому что для них это ничем особенным не сопровождалось, и они ничего не теряли. А вот с тем же НАО сейчас конфликт может быть, потому что 44 тысячи условных ненцев привыкли, что называется, жить в шоколаде за счет сжиженного природного газа, Северного морского пути и так далее. А сейчас с присоединением Архангельской области часть бюджета неминуемо пойдет на какое-то инфраструктурное оживление. Поэтому некие национальные выступления возможны, тем более сейчас. Как известно, национальные республики всегда начинают волноваться первыми», – объясняет политолог.
Впрочем, спрогнозировать сейчас, возникнут ли какие-то недовольства, достаточно проблематично – все будет зависеть от того, при каких условиях будет происходить объединение. В свою очередь, Сергей Каргинов и вовсе уверен, что эта проблема является надуманной.
«Давайте уберем русский народ из России, и что мы получим? На территории страны автоматом начнется война. Сейчас же существуют целые информационные порталы, которые живут тем, что сталкивают интересы малых народов, пытаясь поссорить их между собой. И если бы не было цементирующего государства, русского народа, то возникали бы такие перманентные конфликты, что мы видели, например, в 90-х годах. Поэтому в объединительных процессах никаких подводных камней с точки зрения ущемления прав малых народов не будет», – уверен депутат.
По его словам, российские власти уделяют большое внимание сохранению идентичности малых коренных народов нашей страны. И в случае образования новых регионов в этом плане ничего не поменяется.
Модель 50 регионов
Несмотря на то, что сегодня процессы объединения нескольких регионов способны вызывать удивление, фактически мы имеем дело с уже отработанной в рамках нашей страны процедурой – укрупнение субъектов РФ было одним из главных трендов прошлого десятилетия.
Так, в 2003 году началось образование Пермского края посредством объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. В 2007 году в Красноярский край вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа, Усть-Ордынский Бурятский АО слился с Иркутской областью, а также появился уже упомянутый ранее Камчатский край. Наконец, в 2008 году объединились Агинский Бурятский АО и Читинская область, образовав Забайкальский край.
Все эти процессы проходили в соответствии с Конституцией и Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта». Сперва поступал запрос от самих регионов, власти которых обращались с соответствующим предложением к президенту, после чего и начинался процесс подготовки к референдуму. Сейчас же все должно происходить точно также, как в отношении Архангельской области и НАО, так и в отношении будущих объединений, которых, по мнению Сергея Каргинова, должно быть еще немало.
«Эта идея, это направление родилось в ЛДПР еще 30 лет назад. Мы говорим, что для России актуальны не 85, а 50 регионов, таких суперсубъектов. И численность населения каждой территории должна быть не менее 3 миллионов человек. И эта цифра взялась не с потолка. Это экономически обоснованное количество населения, для того чтобы регион мог нормально функционировать, то есть находиться в бездотационном состоянии, чтобы собирались налоги, была хорошая управляемость и так далее», – уверен парламентарий.
Если же говорить о конкретных субъектах, которым как минимум стоит задуматься об объединении, то здесь, уверен депутат, обращать внимание нужно на регионы с небольшой плотностью населения, общей транспортной и информационной составляющей
«Мы уже сказали про «тюменскую матрешку», которая, откровенно говоря, давно уже созрела к объединению. Также можно посмотреть на Северо-Запад, Сибирь и Дальний Восток. Допустим, Еврейская автономная область может быть объединена с Амурской областью или Хабаровским краем. То есть надо одновременно решать задачи по увеличению численности населения в рамках одного региона и по уменьшению чиновничьей прослойки», – считает Каргинов.
Конкретных примеров по предложениям о создании новых регионов можно привести немало. Так, еще в 90-е годы возникла идея создания Большой уральской республики, в которую вошли бы Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Пермская и Свердловская области, однако реализовать на практике ее так и не удалось. А в 2004 году губернатор Кузбасса Аман Тулеев предложил объединить Кемеровскую область с Алтайским краем и Томской областью.
Одним из главных идеологов сокращения числа субъектов РФ долгое время выступала нынешний спикер Федерального собрания страны Валентина Матвиенко. В свое время она предлагала идею объединения Санкт-Петербурга с Ленинградской областью, а также поддерживала возможное слияние ЛО с Псковской областью. А четыре года назад, в апреле 2016 года, свои планы по созданию новых субъектов озвучивал член Совфеда Сергей Калашников. В частности, сенатор предлагал объединить в один регион Смоленскую, Брянскую, Калужскую и Орловскую области, а также поднимал вопрос слияния Липецкой, Воронежской и Рязанской областей.
Как отмечает Илья Гращенков, несмотря на то, что все эти инициативы не были реализованы, многие из них не утратили своей актуальности и по сей день.
«Всего в данный момент на Россию запланировано порядка 15 объединений. Например, слияние Псковской области, где мало чего есть, с соседней Ленинградской. Давно мечтает об объединении, как вы правильно сказали, и депрессивный Курган – речь здесь идет как минимум о слиянии с ХМАО, но в идеале, конечно, соединение со всей «матрешкой» в один крупный нефтегазовый регион. Хоят разговоры и о том, чтобы соединить Кировскую область с Удмуртией, Марией Эл или Чувашией, или даже со всеми сразу. Озвучиваются предложения и по созданию объединенного субъекта из Смоленской, Брянской, Калужской и Орловской областей или объединения под Красноярский край с участием Тувы, Хакасии и даже, возможно, Бурятии», – рассказывает политолог.
Конечно, все это можно обсуждать пока только на уровне идей, однако нельзя исключать, что некоторые из таких процессов будут запущены уже в обозримом будущем.
«Такой тренд, безусловно, есть, и это главное. Поэтому, я думаю, он так или иначе будет реализовываться. И если ничего не поменяется в нашей жизни после коронавируса, то этот курс будет продолжен, и объединения будут проходить все ближайшее десятилетие», – резюмирует Илья Гращенков.
Ранее «ПолитРоссия» приводила высказывание депутата Госдумы Павла Дорохина, заявившего о том, что Тюменская область, ХМАО и ЯНАО могут быть объединены в Большую Тюменскую область уже в 2021 году.
Бедные и богатые регионы могут объединить в агломерации
Эксперты обсуждают идею вице-премьера Марата Хуснуллина о необходимости объединения богатых и бедных регионов. Многие считают такую идею преждевременной, как минимум.
Хуснуллин во время круглого стола «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски», организованном Высшей школой экономики, высказался в том ключе, что стране 85 регионов не нужно.
«Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат», — отметил чиновник, сразу же заявивший, что это его личное мнение.
Говоря о Татарстане, он отметил, что вырос в Чистополе, в ста километрах от Казани. Практически рядом с родным для чиновника населённым пунктом, в 30 километрах, расположен муниципальный посёлок, в котором нефть есть, а в Чистополе нет.
«В муниципальном посёлке за счёт того, что нефть есть, не знают, куда деньги девать, потому что у них даже местных налогов, которые нефтяная компания платит, хватает на всё — заасфальтировать улицы, водопровод починить, школы построить. А ровно через три километра нет ни одной тонны нефти и жители в городе с населением 60 тысяч живут с бюджетом 1,8 млрд руб. Они что, заложники, что ли, того факта, что здесь нефть есть, а здесь нет?» — задался вопросом чиновник.
Также он вспомнил про Казань и расположенный в 40 километрах от неё город Волжск Республики Марий Эл, чьи жители в основном в Казани и работают. Почему Волжск не должен быть в агломерации?
Эту тему Хуснуллин пообещал обсудить после сентябрьских выборов.
Стоит добавить, что ранее Хуснуллин считал, что ничего объединять не надо. На сегодняшний день те, кто хочет работать, имеют все возможности: нацпроекты есть, структура управления есть…
Мнение изменилось очень кардинально.
Со своей стороны, губернатор Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн ответил на высказывание вице-премьера Марата Хуснуллина «о ненужности» таких регионов, как ЕАО, и необходимости их слияния с соседями.
В заявлении главы ЕАО, опубликованном на сайте правительства области, отмечается, что решение об объединении ЕАО и Хабаровского края могут принять только местные жители.
Гольдштейн подчеркнул, что вопросы объединения или необъединения могут поставить только жители и решать они будут вне зависимости от личного мнения Марата Хуснуллина.
Впрочем тема не новая. В 2016 году о необходимости укрупнения российских регионов заявляла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Она пояснила, что некоторые субъекты федерации точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин.
Ранее Россия уже имела опыт объединения регионов.
В бытность руководителем Центра стратегических разработок Алексей Кудрин выступал с предложением создать укрупнённые агломерации Екатеринбург — Челябинск — Пермь или Томск — Новосибирск — Барнаул.
Но финансовый аналитик Алексей Коренев не считает такую идею удачной, так как объединение богатых территорий и городов России с бедными ничего не изменит для обеих сторон.
С его точки зрения, объединять Тюмень с Курганом, Сахалин с Белгородской областью, а Камчатку с Псковской, как минимум, бессмысленно.
Даже если механически объединить богатый регион с бедным, внутри образования люди всё равно будут жить по-разному.
Мысль такова, что даже после объединения часть агломерации продолжит сидеть на нефти и металлургии. И делиться точно не будет. Другая часть останется со своей отстающей перерабатывающей промышленностью, с устаревшим оборудованием.
Выравнивать ситуации нужно, но не за счёт богатых соседей, считает эксперт.
Налог на всё добываемое сырье очень внушителен, можно перераспределить эти средства в пользу отстающих регионов или дать им преференции в виде кредитов. Вот это могло бы помочь, подчеркнул он.
В качестве примера он напомнил про зажиточный Краснодарский край, рядом с ним находятся чрезвычайно бедные республики Северного Кавказа, а воз и ныне там.
Человек не отдаст половину своих честно заработанных денег соседу только потому, что живёт с ним в одном доме, резюмировали эксперты.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.