какие регионы объединят в 2021
«Смертельный удар» по России: Какие регионы объединят первыми?
Источники настаивают, что план расширения агломераций в России продолжают обсуждать, причём теперь на уровне правительства. Ранее подобное решение об агломерациях уже назвали «смертельным ударом» по стране. Так какие регионы хотят объединить?
Ранее о расширении агломераций в рамках круглого стола говорил вице-премьер России Марат Хуснуллин. Однако он подчёркивал, что делится лишь личной позицией. В то же время ведущий Царьграда Юрий Пронько проанализировал план объединения регионов. Он действительно существует и больше похож на «смертельный удар» по России. Позиции о необходимости расширения агломераций придеживается и глава Счётной палаты Алексей Кудрин.
Пронько обратил внимание, что речь идёт о концентрации населения в нескольких точках и создании «человейников».
Президент, по сути, показал своё несогласие с тем, что Россия превратится в «пустыню» с единичными огромными агломерациями. Царьград ранее ознакомился с позицией экспертов, которые подчёркивали: то, что пытаются протолкнуть Кудрин и Хуснуллин, чревато смертельной опасностью для России.
Как отметил учредитель Царьграда Константин Малофеев, об этой же проблеме ранее речь шла на Комитете по пространственному развитию на Всемирном Русском Народном Соборе. Комитет разбирал эту модель развития и доказал, что она не соответствует характеру страны, нашей истории и задачам экономического и демографического роста, напомнил он.
Виктория Павлова
Так что в теории объединения регионов возможны, но на практике их реализация может столкнуться с массой проблем. Власти, если верить «источнику в Единой России», уже опасаются потенциального усиления губернаторов будущих новых объединенных регионов и регионального сепаратизма.
Как в современном мире может выглядеть объединение регионов «по науке», какие в этом процессе есть преимущества и, наоборот, подводные камни – в интервью «НИ» рассказал политолог, президент Центра региональной политики Илья Гращенков.
Насколько, на ваш взгляд, вообще сейчас можно ожидать каких-то реальных действий по началу реформы структуры управления или это очередной информационный вброс, поговорят и перестанут?
В чем прежде всего могут быть плюсы такого объединения регионов?
— С одной стороны, основной мотив укрупнения регионов – это сокращение чиновничьего аппарата. С другой стороны, если мы укрупняем границы региона, то это вовсе не значит, что у нас падают расходы на муниципальное и местное управление. Количество людей на местах все равно не сокращается. Поэтому обычно укрупнение регионов сопровождается объединением каких-то активов. То есть прежде всего нужно смотреть на бюджеты регионов: что можно объединить и кто будет этим консолидированным бюджетом распоряжаться. Хуснуллин, собственно, с этого и начал – сказал, что ему не интересно работать с ЕАО, потому что там жителей всего несколько сотен тысяч, это примерно как один из районов Москвы. О каком региональном развитии здесь можно говорить? А если рассматривать территорию, например, в рамках Хабаровского края, то уже с такими бюджетами можно работать. Я бы скорее говорил не об объединении регионов, а о стратегическом объединении макроивестиционных регионов.
Почему же тогда не происходит объединение именно в таком формате? Что мешает?
— Возьмем, например, сферу строительства. Что мешает инвестиционную программу строительства вынести в отдельный проект, который будет курироваться каким-то нацпроектом в рамках целого куста – того же Еврейского автономного округа, Хабаровска, Владивостока, Биробиджана и так далее? А что мешает тем, кто хочет именно в региональных рамках (например, в тот же регион ЕАО) инвестировать свои личные деньги для строительства? Это две параллельные истории. В конце концов, если мы сейчас обратимся к современным системам управления процессами, то они именно так и проистекают – есть какие-то глобальные, есть более локальные. Их можно миксовать. Но почему-то всех будоражит вот эта советская сталинская история «давайте всех сольем». У нас много так называемых идентичностей и все они боятся потеряться. Вспомним историю с Подмосковьем: несколько лет назад предложили часть области объединить с Москвой, а часть присоединить к Смоленской, Тверской областям. И сразу началось: «мы к Москве не хотим, а вдруг наши родные Химки станут не такими» и так далее. Даже преференции Москвы людей не всегда впечатляют, в противовес ставится вопрос идентичности.
В каких регионах наиболее ярко могут проявиться эти самые проблемы идентичности, а также межэтнические конфликты в случае слияния?
— На самом деле этот страх конфликтов несколько преувеличен. Давайте возьмем пример из ближайшего прошлого. 2008 год. Объединение Читинской области в Забайкальский край, куда вошел Бурятский Усть-Ордынский округ. Разве бурятов там как-то ущемляют теперь в Забайкалье по сравнению с Иркутской областью? А рядом есть еще республика Бурятия. Так что поглощение бурятов не состоялось. Они там существуют в рамках этого автономного округа. Как, например, в рамках Камчатки с 2008 года существует Корякский автономный округ. Как жили, так и живут. Нет никакого разрушения. Но страх, что тебя присоединят, действительно, есть. Например, по той же Хуснуллинской линии уже конфликт – Татария и рядом Башкирия. Попробуйте объединить Татарстан с Башкирией. Но страх тут скорее на уровне таком семантическом, на уровне символа. Хотя в реальности едва ли есть какие-то угрозы.
Песков сказал, что объединение регионов возможно, но исходить это желание должно от самих жителей. Как думаете, что он имел в виду и о чем это может сигнализировать?
Действительно ли объединение поможет поднять уровень отстающих регионов без ущерба для регионов-лидеров? Есть ли примеры регионов, которые после объединения и потери автономии вообще окажутся забытыми, лишатся поддержки и впадут в депрессию?
То есть глобально ничего хорошего не выйдет, если все эти объединения происходить будут в угоду упрощения управления и вряд ли кто будет риски и последствия для каждого региона просчитывать?
В 37 регионах России будут объединять города
Губернаторы воспользуются этим, чтобы забрать власть у мэров
В российских регионах начнут создавать межгородские агломерации. Как сообщил близкий к правительству источник URA.RU, проект коснется 37 субъектов страны. Губернаторы уже включились в процесс интеграции территорий. Однако эксперты считают, что агломерации могут создать проблемы с властями на местах.
По словам источника URA.RU, полный список агломераций (в том числе четыре межрегиональные) будет прописан в поправках в закон об общих принципах организации местного самоуправления, которые разрабатывает Минфин. «Закон создаст условия для создания межгородских агломераций и будет стимулировать регионы и муниципалитеты к тому, чтобы они заключали соглашения о сотрудничестве и совместном развитии инфраструктуры», — объяснил собеседник.
По данным инсайдера, в закон войдут территории, которые указаны в проекте Фронтальной стратегии развития, разрабатываемой правительством РФ. В центре России это Ярославская, Тульско-Новомосковская, Липецкая и Воронежская агломерации. На Северо-Западе — Калининградская. В Приволжье — Нижегородская, Чебоксарская, Пензенская, Саратовская, Пермская, Самаро-Тольяттинская, Уфимская, Оренбургская, Ульяновская, Удмуртская и Кировская. В Южном федеральном округе — Ростовская, Волгоградская, Сочинская и Астраханская. На Кавказе — Ставропольская, Кавминводская и Махачкалинская. В УрФО — Екатеринбургская, Челябинская и Тюменская. В Сибири — Омская, Новосибирская, Барнаульская, Томская, Кемеровская, Новокузнецкая, Красноярская, Иркутская и Улан-Удэнская. В ДФО — Владивостокская и Хабаровская.
Концепцию кабмина в общих чертах озвучивал на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) вице-премьер Марат Хуснуллин (он считается главным вдохновителем агломерационного процесса). По его словам, развитие агломераций решит проблему отсталости регионов. Их будут развивать там, где есть университеты, а численность населения — более 500 тысяч человек. По прогнозам Хуснуллина, к 2030 году в агломерациях будут жить 60 млн человек (почти половина населения России). В 15 агломерациях, как ожидается, темп роста экономики будет выше среднероссийских, а регионов-доноров станет в 1,5 раза больше.
В каждом из регионов появится «15-30 опорных пунктов, в которых качество жизни будет выше», отметил Хуснуллин. Это «хорошо благоустроенные малые города и села», в которых есть коммунальная инфраструктура, доступны образование, медицина, культура и до которых можно добраться на общественном транспорте из поселений, расположенных максимум в 50 км от них. «Мы считаем, что надо [финансово] поддерживать существующие населенные пункты, а все допресурсы направлять на развитие агломераций и опорных пунктов», — заявил чиновник.
В некоторых регионах начали работать над созданием агломераций, не дожидаясь принятия федерального закона. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сказал URA.RU, что в его субъекте действует соответствующий региональный закон и создано профильное министерство. В агломерацию входят населенные пункты вокруг Нижнего Новгорода, которые «связаны с ним единым логистическим каркасом». Частью ее, по словам Никитина, станет Арзамас, мимо которого пройдет новая трасса М-12 «Москва — Казань — Екатеринбург». «При принятии управленческих решений мы учитываем не один муниципалитет, а взаимосвязи муниципалитетов — наши программы [развития] построены на этом принципе», — отметил Никитин.
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров сообщил URA.RU, что сейчас агломерации внутри регионов «складываются сами по себе». Но для их успешного развития власти должны участвовать в процессе — создавать единую транспортную систему, обеспечивать доступ к социальной инфраструктуре и т. д. Так, Самарско-Тольяттинская агломерация насчитывает 2,7 млн жителей. Ее связующим звеном, или, как отметил Азаров, «хребтом», станет сеть «городских электричек», которая обеспечит условие «40-минутной маятниковой миграции». То есть те, кто проживают в Тольятти, а работают в Самаре, потратят на дорогу в одну сторону не больше 40 минут.
Укрупнение территорий внутри регионов — процесс неизбежный, «политическими решениями урбанизацию и создание агломераций не остановить», заявил URA.RU глава Якутии Айсен Николаев. «В Якутске уже сосредоточено 35% населения. При этом очень много людей, которые не хотят никуда уезжать из своих сел. При развитии агломераций, мы не будем забывать о сельских территориях и малых городах», — отметил он.
Директор департамента экономики и стратегического развития мэрии Тюмени Сергей Толстых сообщил URA.RU, что создание агломерации учтено в региональной стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Но для реализации проекта нужен федеральный закон.
В мэрии Челябинска с вопросом об агломерации попросили обратиться в гордуму, но там не ответили на запрос URA.RU. Ранее сообщалось, что в челябинскую транспортную агломерацию вместе с областным центром могут войти город-спутник Копейск и ближайшие Аргаяшский и Красноармейский районы.
По словам автора проекта «Наземка — наземное метро Краснодарской агломерации» Евгения Змиева, жители агломераций получат «возможность более быстрого перемещения, выбора места работы, пользования лучшей инфраструктурой». «Человек будет получать благ больше, а затраты на проживание в своем населенном пункте будут ниже, чем в крупном городе», — пояснил эксперт.
Создание межмуниципальных агломераций «придаст стимул новым инфраструктурным проектам и дополнительным инвестициям в развитие городских и сельских территорий», согласен с коллегой руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. По его мнению, жить в депрессивных муниципальных образованиях станет комфортнее.
Одним из главных вопросов создания агломераций станет управленческая проблема, считает гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. По его словам, если губернаторы заберут муниципальные полномочия на уровень региона, чтобы контролировать процесс, то местные власти потеряют интерес к объединению. А именно мэриям нужно будет реализовывать совместные проекты вроде строительства школ и больниц. «Но опыта такого горизонтального сотрудничества пока в стране нет», — добавил эксперт.
В России может остаться всего 15 регионов
Тему укрупнения регионов, которую в очередной раз поднял вице-премьер России Марат Хуснуллин, комментирует в своём Telegram-канале политолог Илья Гращенков.
Хуснуллин выразил личное мнение, что России нужно укрупнять регионы:
Я, например, ЕАО не хочу заниматься – с точки зрения трудозатрат, её нужно соединить либо с Хабаровским краем, либо с каким-то другим.
Напомню, что в 2020 году с подобной инициативой выступала спикер Совфеда Валентина Матвиенко, которая также считает, что в России есть ещё целый ряд регионов, которые в случае объединения получили бы новые возможности. К слову, тогда даже началось движение по укрупнению ряда «протестных» территорий, к примеру Архангельской области и НАО, но из-за роста недовольства проект приостановили.
Процесс этот стартовал ещё в начале нулевых. Тогда были объединены несколько граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов, произошло это в период с 2003 по 2008 год при активной поддержке федерального центра, в итоге появились: Забайкальский край, Пермский край, Красноярский край, Камчатский край и др.
С точки зрения пространственного управления, правительству нужны макрорегионы. В этой логике уже пытались мыслить экономические стратеги, расчерчивая крупные инвестиционные проекты вроде «Сибирь Енисейская» (объединяет 3–4 региона), «Большая Москва», «Новая Тюмень» и т. д. В этой логике минимальное число регионов РФ могло бы составить 15 субъектов: Москва, Центральный округ, Северо-Западный округ, Северный, Верхне- и Нижневолжский округа, Юго-Западный и Южный, Северокавказский, Восточносибирский, Дальневосточный и т. д. плюс Крым и резерв на Западный округ.
В более подробном делении в России могло бы остаться 30–40 регионов. Объединение могло бы пройти по кустовому принципу, где 2–3 менее развитых региона присоединяют к одному более развитому. Как в той же «тюменской матрёшке», о которой говорил Хуснуллин, к Тюмени хотели бы присоединить ХМАО, Курганскую область, ЯНАО. Новосибирск мог бы объединить Томск, Алтайский край и Республику Алтай, а также Кузбасс. Архангельская область, НАО и Коми могли бы составить единый северный округ, а шире – вместе с Карелией и Мурманском, ну и так далее. Вроде объединения Кировской области и Удмуртии, Псковской и Ленинградской областей, а также Марий Эл с более крупными регионами Поволжья.
Изначально такая реформа оправдывается экономией на госаппарате. Но помимо этого «пространственное развитие» удобнее осуществлять в рамках крупных территорий. Особенно при появлении нового типа – федеральных территорий. Так что Хуснуллин озвучивает своё мнение, но оно явно имеет широкую поддержку в правительственных кругах, особенно тех, кто занят инвестициями и проектами «агрессивного инфраструктурного развития».
Российская Федерация уменьшится в два раза
Зачем правительство задумало самое грандиозное укрупнение регионов
Российские власти планируют вернуться к политике укрупнение регионов, в результате чего в России должна остаться 41 мегатерритория.
Как сообщает URA.RU. власти изменили тактику объединения регионов, встреченного в штыки жителями и элитами субъектов РФ. Теперь планируется использовать мягкий механизм создания агломераций. По словам источника URA.RU., первыми участниками проекта станут восемь субъектов страны. Впоследствии этот опыт будет распространен на другие регионы.
Собеседник издания рассказал, что в правительстве в проекте Фронтальной стратегии развития страны, которая разрабатывается под руководством Марата Хуснуллина, объединение субъектов РФ будет вестись в виде создания межрегиональных агломераций. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) вице-премьер объяснил, что «мегаполисы должны развиваться в первую очередь», так как там сосредоточены «наибольшие точки роста». Эта позиция основана наопыте работы чиновника в московской мэрии, где он работал в 2010—2020 годах и занимался градостроительной политикой (в том числе Новой Москвы — бывшей территории Подмосковья), развитием Московского железнодорожного узла.
По данным инсайдера, уже определены «приоритетные агломерации первого порядка» — Московская, Петербургская, Казанская и Краснодарская.
Самой крупной в России является столичная агломерация, объединяющая Москву и Московскую область, в которой проживает более 17 млн человек. Ежедневно из Подмосковья на работу в столицу ездят около 800 тысяч жителей. Часть из них пользуется запущенными в 2019 году Московскими центральными диаметрами (МЦД), которые соединяют города области и центр Москвы, часть — личным транспортом. Здесь строится Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД, проходит по области). Границы между Москвой и Подмосковьем размыты: по сути это давно единый макрорегион с разными органами управления.
В Санкт-Петербургскую агломерацию входят Северная столица и Ленинградская область (более 6 млн человек). Она будет увеличиваться за счет развития «городских электричек» (по образцу МЦД). Губернатор Александр Беглов на ПМЭФ-2021 заявил, что строительство скоростной железной дороги позволит присоединить к агломерации еще и Новгородскую область, а это почти 600 тысяч человек.
В Краснодарскую агломерацию войдет часть Адыгеи. Общая численность составит 2,7 млн человек. Казанская агломерация тоже объединит два региона — Татарстан и частично республику Марий Эл (города Волжск и Звенигово). В совокупности население этой агломерации превысит 1,6 млн человек.
На примере первых четырех агломераций можно увидеть значительную разницу в бюджетной обеспеченности субъектов. Так, доходы Москвы в этом году прогнозируются на уровне 2,6 трлн рублей, Подмосковья — 589 миллиардов. Бюджет Санкт-Петербурга запланирован в 651 млрд рублей, Ленинградской области — 155,3 млрд, Новгородской — всего 39 миллиардов. В казне Краснодарского края доходы прогнозируются в размере 294 млрд рублей, в Адыгее — 26,5 миллиарда. Бюджет Татарстана составляет 274 млрд рублей, Марий Эл — 40 миллиардов.
— Об изменении федеративной структуры России говорится уже давно, — рассказывает директор Института свободы, член бюро политсовета партии «Родина» Фёдор Бирюков. — Так, например, идею объединить Санкт-Петербург и Ленинградскую область уже много лет продвигает партия «Родина» в Ленобласти. А власть только с недавнего времени всерьёз заинтересовывалась этим вопросом. Но лучше поздно, чем никогда.
Административно-территориальное устройство досталось РФ ещё от советского времени. В первую очередь это касается так называемых национальных республик, «нарезанных» когда-то коммунистами совершенно произвольным образом. Эта производная «нарезка» служила и до сих пор служит основой для различных тенденций, сепаратистских в том числе. Да само количество субъектов федерации делает неизбежной чрезмерно громоздкую структуру управления территориями, создаёт ненужные административно-экономические препятствия для развития регионов.
«СП»: — Инициативы власти решат эти противоречия?
— Создание крупных агломераций путём объединения — лишь самый популярный на сегодняшний день вариант решения проблемы, но отнюдь не панацея. При объединении властям придётся проявить максимум своего социально-политического творческого потенциала, чтобы создать принципиально новую и эффективную систему управления. Неизбежны здесь и «клановые» войны за влияние и власть в новой системе региональных координат. И конфликты экономического характера между корпорациями, крупным бизнесом — за раздел сфер влияния.
Тем не менее создание агломераций — процесс стратегически важный и перспективный. Он позволит наконец-то уйти от порочного деления регионов на «донорские» и «дотационные», перезапустить и социализировать экономические механизмы на местах. Но для этого государству необходимо изменить и экономическую модель. Вместо корпоративно-олигархического старого порядка нам нужен новый экономический порядок — экономика национальных интересов, социальной справедливости и солидарности. Деньги — народу!
— В проекте, который разрабатывался под руководством Хуснуллина, речь идет не столько об изменении административных границ регионов, сколько о создании межрегиональных городских агломераций вокруг 8 крупнейших мегаполисов, — отмечает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин. — Очевидно, что такие агломерации будут обладать собственными бюджетами, что позволит ускоренными темпами развивать транспортную инфраструктуру как в мегаполисах, так и в примыкающих к ним районам. Очевидно, что в таком случае строительные корпорации, связанные с властью, смогут получить дополнительные заказы.
Кроме того, власти регионов, где будут образованы агломерации, получат возможность контролировать развитие тех территорий, которые в настоящее время относятся к иным субъектам федерации. Так, Москва и Петербург получат контроль над прилегающими районами областей, а Краснодарский край — над Адыгеей. Это также откроет перед строительными корпорациями и девелоперскими компаниями новые перспективы.
«СП»: — Есть ли в таком уплотнении реальная экономическая выгода? Кто это лоббирует и с какими целями?
— Как мне кажется, это делается для того, чтобы строительные магнаты могли компенсировать неизбежное снижение спроса на жилье и коммерческую недвижимость благодаря участию в реализации проектов, связанных с развитием межрегиональных городских агломераций. Поэтому, если говорить об экономической выгоде от объединения регионов, то приближенные к власти строительные корпорации точно ее получат. Скорее всего, жители мегаполисов и прилегающих к ним районов также почувствуют изменения к лучшему, прежде всего в сфере транспортных коммуникаций.
Но что касается тех граждан России, которым не посчастливится оказаться в новых межрегиональных агломерациях, то их социально-экономическое положение станет заметно хуже. Чем крупнее будут становится агломерации мегаполисов, тем больше там будет разрыв в доходах между агломерациями и остальной страной. Соответственно, отток населения в эти агломерации из других населенных пунктов будет усиливаться. Причем уезжать будут главным образом наиболее трудоспособные и социально активные. Экономическая активность и финансовые ресурсы будут все больше концентрироваться в агломерациях. Вследствие этого число депрессивных городов и регионов будет увеличиваться, а межрегиональное неравенство, и без того чрезвычайно высокое, продолжит расти.
«СП»: — Власти изменили тактику объединения регионов, встреченного в штыки жителями и элитами субъектов РФ. Почему?
— Нежелание жителей более благополучных регионов объединяться с более бедными и стремление региональной элиты небольших регионов сохранить свою самостоятельность мешало корпорациям зарабатывать на возведении объектов инфраструктуры, развитии транспортных коммуникаций, строительстве жилья и коммерческой недвижимости.
Теперь правительство нашло способ удовлетворить запросы корпораций без проведения референдумов. Думаю, что создание межрегиональных агломераций будет проходить по образцу расширения Москвы за счет присоединения так называемой «новой Москвы». Подобная процедура позволит получить нужный результат, не вступая в соглашения с региональной элитой и не учитывая мнение жителей тех территорий, которые войдут в агломерации.
«СП»: — Кстати, есть ли у вопроса политическая составляющая?
— С одной стороны, новый проект объединения регионов, на мой взгляд, направлен главным образом на извлечение экономической выгоды. С другой, его реализация была бы невозможной, если бы руководство страны не проводило политический курс, снижающий влияние региональной элиты и помогающий обеспечить доминирование корпораций во всех выгодных экономических нишах. Поэтому хотя этот вопрос не является политическим, он неразрывно связан с внутриполитической стратегией власти.
«СП»: — Есть ли положительный опыт создания таких агломерации в других странах? Насколько можно сравнивать с Россией?
— Вероятно, самой известной агломерацией в мире является Токио — Иокогама, население которой составляет 37 миллионов человек. В агломерациях самих по себе, на мой взгляд, нет ничего плохого. Но нельзя допустить, чтобы их формирование происходило за счет выкачивания людских и финансовых ресурсов из всей остальной страны. В России в агломерациях вокруг мегаполисов сосредотачивается экономическая, социальная и культурная жизнь, а на развитие территории всей остальной страны ресурсов практически не остается. И правительство собирается ускорить этот опасный процесс.
«СП»: — По итогу проекта число субъектов РФ сократится в два раза. Всего в России должна остаться 41 мегатерритория. К чему это может привести? Какие могут проявиться «побочные эффекты»?
— Прежде всего, значительно сократится средний бизнес, который сегодня во многом выживает благодаря близости к региональной элите. А она в процессе укрупнения регионов неизбежно утратит свои позиции. Кроме того, существенно ухудшится положение тех средних городов, которые перестанут быть малыми центрами, а деградация малых городов, находящихся вдали от мегаполисов, существенно ускорится. В результате усилится отток населения в мегаполисы, что приведет к повышению в них социальной напряженности и понижению уровня оплаты труда.